ЗИЛ-131 и его модификации. Техническое описание и инструкция по эксплуатации (1980 год) — часть 10

З а т е м о х л а ж д а ю щ а я ж и д к о с т ь п о к а н а л а м в о впускной т р у б е

п р о х о д и т к п а т р у б к у т е р м о с т а т а и в р а д и а т о р .

С о з д а н и ю продольного д в и ж е н и я ж и д к о с т и в г о л о в к а х помо-

г а е т д о з и р у ю щ а я в с т а в к а

11

(рис., 3 0 ) , у с т а н о в л е н н а я в з а д н и х во-

д я н ы х к а н а л а х впускной т р у б ы . О т в е р с т и е в о в с т а в к е о г р а н и ч и в а е т

Рис. 31. Р а д и а т о р с расширительным бачком:

/ — р а д и а т о р ;

2

— п р о б к а р а д и а т о р а ( б е з к л а п а н о в ) :

3 — с о е д и н и т е л ь н а я т р у б к а ; 4 — р а с ш и р и т е л ь н ы й б а ч о к :
5 — п р о б к а б а ч к а (с к л а п а н а м и ) :

6 —

п а р о о т в о д я щ а я

т р у б к а ; 7 — р е з и н о в ы й ш л а н г : 8 — с л и в н о й к р а н б а ч к а

количество о х л а ж д а ю щ е й ж и д к о с т и , п р о х о д я щ е е через з а д н и е во-

д я н ы е к а н а л ы во впускной т р у б е , до "величины, о б е с п е ч и в а ю щ е й
необходимый подогрев топливной смеси в к а н а л а х впускной т р у б ы .

По особому т р е б о в а н и ю на а в т о м о б и л ь до сентября 1978 г. ус-

т а н а в л и в а л с я р а с ш и р и т е л ь н ы й бачок (рис. 3 1 ) .

В о д я н о й н а с о с

(рис. 32) центробежный, у с т а н о в л е н на переднем

торце б л о к а цилиндров. В а л насоса в р а щ а е т с я в д в у х шарикопод-

шипниках, и м е ю щ и х уплотнения, к о т о р ы е с л у ж а т д л я у д е р ж а н и я

смазки в подшипниках и з а щ и т ы их от з а г р я з н е н и я .

Место в ы х о д а з а д н е г о конца в а л а из корпуса подшипников во-

дяного насоса уплотнено с а м о п о д ж и м н ы м сальником

13.

С а л ь н и к

состоит из г р а ф и т и з и р о в а н н о й текстолитовой у п л о т н я ю щ е й ш а й б ы ,
резинового уплотнителя, п р у ж и н ы и д в у х обойм п р у ж и н ы . Вы-

ступы ш а й б ы в х о д я т в пазы ступицы к р ы л ь ч а т к и

12.

С п е ц и а л ь н а я

обойма у д е р ж и в а е т д е т а л и с а л ь н и к а в к р ы л ь ч а т к е при м о н т а ж е

66

к р ы л ь ч а т к и на в а л водяного насоса. П о л о с т ь м е ж д у подшипни-

к а м и з а п о л н я ю т смазкой, у к а з а н н о й в к а р т е смазки.

На переднем конце в а л а у с т а н о в л е н ы шкив в е н т и л я т о р а 3 на

подшипниках и ступица

5

ш к и в а водяного насоса.

Рис. 32. Водяной насос с вентилятором:

1 — у п о р н а я ш а й б а ; 2 — р а с п о р н а я в т у л к а ; 3 — в е н т и л я т о р ;

4 —

ш к и в в е н т и л я т о р а ; 5 — с т у п и ц а ш к и в а в о д я н о г о н а с о с а ;

6

— ш к и в

в о д я н о г о н а с о с а ; 7 — п р о б к а ;

8

— м а с л е н к а ;

9 —

к о р п у с п о д ш и п -

н и к о в :

10 —

в о д о с б р а с ы в а т е л ь ; 11 — к о р п у с в о д я н о г о н а с о с а ;

12 —

к р ы л ь ч а т к а н а с о с а ;

13

—сальник;

14

— у п о р н а я ш а й б а :

15

— в а л и к

в о д я н о г о н а с о с а :

16

— к о н у с н а я в т у л к а ; /7 — м а с л е н к а с м а з к и под<

ш и п н и к о в в е н т и л я т о р а

С т у п и ц а ш к и в а водяного насоса з а к р е п л е н а на в а л у при по-

мощи р а з р е з н о й конусной в т у л к и

16,

шпонки и гайки со шплинтом.

Т а к о е крепление о б е с п е ч и в а е т в о з м о ж н о с т ь п о д т я г и в а н и я ступицы

ш к и в а в э к с п л у а т а ц и и в с л у ч а е о с л а б л е н и я посадки ш к и в а .

В сроки, у к а з а н н ы е в р а з д е л е « Т е х н и ч е с к о е о б с л у ж и в а н и е » , не-

о б х о д и м о п р о в е р я т ь крепление с т у п и ц ы водяного насоса, т а к к а к
о с л а б л е н и е крепления ш к и в а водяного насоса м о ж е т привести к

п о в р е ж д е н и ю в е н т и л я т о р а р а д и а т о р а и водяного насоса. Д л я этого

с л е д у е т периодически п р о в е р я т ь з а т я ж к у гайки крепления ступицы

ш к и в а . При о с л а б л е н и и соединения н а д о немедленно п о д т я н у т ь

гайку, п р е д в а р и т е л ь н о у д а л и в шплинт. У с и л и е з а т я ж к и гайки

д о л ж н о быть в п р е д е л а х 8 , 5 — 1 0 к г с - м . П о с л е п о д т я ж к и гайка

д о л ж н а быть т щ а т е л ь н о з а ш п л и н т о в а н а .

3 *

67

П е р е д з а п р а в к о й с м а з к о й полости подшипников водяного на-

соса н а д о о т в е р н у т ь пробку 7, з а к р ы в а ю щ у ю контрольное отвер-
стие, З а п р а в к у проводить до появления с в е ж е й смазки из конт-
рольного отверстия, з а т е м пробку н е о б х о д и м о у с т а н о в и т ь на место.

Рис. 33.

Схема проверки н а т я ж е н и я приводных ремней;

1 — ш к и в к о л е н ч а т о г о в а л а ;

2

— ш к и в г е н е р а т о р а ; 3 — ш к и в к о м п р е с -

с о р а ;

4 —

ш к и в в о д я н о г о н а с о с а и ш к и в в е н т и л я т о р а ;

5

— ш к и в н а с о с а

г и д р о у с и л и т е л я р у л е в о г о у п р а в л е н и я

Водяной насос имеет привод ремнем от шкива к о л е н ч а т о г о

в а л а д в и г а т е л я . Приводной ремень водяного 'Насоса приводит так-
ж е насос г и д р о у с и л и т е л я р у л е в о г о у п р а в л е н и я . Н а т я ж е н и е ремня
р е г у л и р у ю т перемещением насоса г и д р о у с и л и т е л я . При н о р м а л ь -
ном н а т я ж е н и и прогиб ремня под действием усилия 4 кгс д о л ж е н

быть в п р е д е л а х 8 — 1 4 мм (рис. 3 3 ) .

В е н т и л я т о р щестилопастной, с о т о г н у т ы м и концами лопастей.

В е н т и л я т о р з а к л ю ч е н в у с т а н о в л е н н ы й на р а м к е р а д и а т о р а к о ж у х ,

способствующий увеличению' скорости потока в о з д у х а , просасывае-
мого через р а д и а т о р . Шкив в е н т и л я т о р а н а х о д и т с я на переднем
конце в а л а водяного насоса на подшипниках (см. рис. 32), что
позволяет при преодолении г л у б о к и х бродов п р е к р а т и т ь в р а щ е н и е
в е н т и л я т о р а о с л а б л е н и е м приводного ремня, не о с т а н а в л и в а я вра-
щение водяного насоса, компрессора и насоса г и д р о у с и л и т е л я .

1-68

В е н т и л я т о р , а т а к ж е г е н е р а т о р приводятся в д в и ж е н и е одним

и т е м же ремнем от шкива к о л е н ч а т о г о в а л а д в и г а т е л я . Н а т я ж е -
ние ремня р е г у л и р у е т с я поворотом г е н е р а т о р а на кронштейне.

Н о р м а н а т я ж е н и я ремня т а к а я ж е , как и д л я ремня водяного на-

соса. От ш к и в а водяного насоса приводится в д е й с т в и е компрес-
сор.

Р а д и а т о р т р у б ч а т о - л е н т о ч н ы й ( з м е й к о в ы й ) , с т р у б к а м и о в а л ь -

ного сечения, т р е х р я д н ы й . П р о б к а

1

наливной горловины р а д и а -

т о р а (рис. 34) г е р м е т и ч н а я с д в у м я к л а п а н а м и : впускным (воз-
д у ш н ы м ) и выпускным ( п а р о в ы м ) . Выпускной к л а п а н , н а г р у ж е н -

ный п р у ж и н о й , п о д д е р ж и в а е т в системе о х л а ж д е н и я д а в л е н и е

1

При наличии в системе о х л а ж д е н и я расширительного бачка эту пробку

у с т а н а в л и в а ю т на нем. На р а д и а т о р е в этом с л у ч а е у с т а н а в л и в а ю т р е з ь б о в у ю
пробку без клапанов,

1-69

1 к г с / с м

2

. При т а к о м д а в л е н и и з а к и п а н и е о х л а ж д а ю щ е й ж и д к о с т и

н а с т у п а е т при т е м п е р а т у р е 119°С, с л е д о в а т е л ь н о , с о з д а е т с я з а п а с
эффективности системы о х л а ж д е н и я , и а в т о м о б и л ь м о ж н о эксплу-

а т и р о в а т ь в т я ж е л ы х у с л о в и я х более д л и т е л ь н о е в р е м я при некипя-

щей о х л а ж д а ю щ е й ж и д к о с т и в р а д и а т о р е .

Если резиновые ш а й б ы

6 я 11

к л а п а н о в пробки р а д и а т о р а от-

с у т с т в у ю т или р а з р у ш е н ы , то р а б о т а системы о х л а ж д е н и я как за-

крытой системы п р е к р а щ а е т с я , и з а к и п а н и е ж и д к о с т и в этом слу-

ч а е н а с т у п а е т при 100°С.

Впускной клапан, н а г р у ж е н н ы й б о л е е с л а б о й п р у ж и н о й , пре-

п я т с т в у е т с о з д а н и ю в системе б о л ь ш о г о р а з р е ж е н и я при остыва-
нии д в и г а т е л я и п р е д о х р а н я е т д е т а л и р а д и а т о р а от п о в р е ж д е н и я .
Впускной к л а п а н о т к р ы в а е т с я и с о о б щ а е т полость р а д и а т о р а с ат-

мосферой при снижении д а в л е н и я на 0 , 0 1 — 0 , 1 3 кгс/см

2

.

Т е м п е р а т у р а о х л а ж д а ю щ е й ж и д к о с т и в системе о х л а ж д е н и я

контролируется у к а з а т е л е м

5

(см. рис. 4), у с т а н о в л е н н ы м на щ и т к е

приборов. Д а т ч и к у к а з а т е л я т е м п е р а т у р ы н а х о д и т с я в водяном

к а н а л е впускной т р у б ы д в и г а т е л я .

П р и д о с т и ж е н и и т е м п е р а т у р ы о х л а ж д а ю щ е й ж и д к о с т и 1 1 5 ° С н а

щитке приборов з а ж и г а е т с я к о н т р о л ь н а я л а м п а

27

аварийного пе-

р е г р е в а о х л а ж д а ю щ е й ж и д к о с т и , д а т ч и к которой р а с п о л о ж е н в

верхнем б а ч к е р а д и а т о р а . В этом с л у ч а е о т к р ы в а т ь пробку р а д и а -

т о р а или р а с ш и р и т е л ь н о г о б а ч к а с л е д у е т осторожно, т а к как при
резком о т к р ы в а н и и пробки в о з м о ж н о в ы б р а с ы в а н и е горячей в о д ы

из горловины.

Т е р м о с т а т с т в е р д ы м н а п о л н и т е л е м помещен м е ж д у верхним

и нижним п а т р у б к а м и р у б а ш к и о х л а ж д е н и я . Т е р м о с т а т с л у ж и т д л я
ускорения прогрева х о л о д н о г о д в и г а т е л я и п р е д о х р а н е н и я его от
п е р е о х л а ж д е н и я . При п р о г р е в е х о л о д н о г о д в и г а т е л я к а н а л , сое-
д и н я ю щ и й р у б а ш к у д в и г а т е л я с р а д и а т о р о м , п е р е к р ы т заслонкой 7

т е р м о с т а т а (рис. 3 5 ) .

О х л а ж д а ю щ а я ж и д к о с т ь через перепускной ш л а н г

4

(см.

рис. 3 0 ) , соединяющий нижний выпускной п а т р у б о к р у б а ш к и ох-

л а ж д е н и я с в с а с ы в а ю щ е й полостью корпуса подшипников водя-

ного насоса, интенсивно ц и р к у л и р у е т , минуя р а д и а т о р , что уско-
р я е т прогрев д в и г а т е л я . Эта ц и р к у л я ц и я с о х р а н я е т с я и при пол-
ностью о т к р ы т о м т е р м о с т а т е . При д о с т и ж е н и и о х л а ж д а ю щ е й ж и д -
костью т е м п е р а т у р ы 7 0 — 8 3 ° С церезин (нефтяной воск)

2

(рис. 3 5 , 6 ) , з а к л ю ч е н н ы й в б а л л о н 1 т е р м о с т а т а , п л а в и т с я и, уве-

л и ч и в а я свой объем, в ы з ы в а е т п е р е м е щ е н и е ш т о к а 5 в в е р х и от-

к р ы в а е т з а с л о н к у 7 , после чего о х л а ж д а ю щ а я ж и д к о с т ь н а ч и н а е т
ц и р к у л и р о в а т ь через р а д и а т о р . При снижении т е м п е р а т у р ы цере-
зин у м е н ь ш а е т свой о б ъ е м и з а с л о н к а под д е й с т в и е м п р у ж и н ы за-
к р ы в а е т с я (рис. 3 5 , а ) .

Ж а л ю з и р а д и а т о р а с л у ж а т д л я р е г у л и р о в а н и я потока в о з д у х а ,

п р о х о д я щ е г о через р а д и а т о р ; у п р а в л е н и е ж а л ю з и о с у щ е с т в л я е т с я

из кабины водителя. Р у ч к а у п р а в л е н и я р а с п о л о ж е н а под щитом
с л^вой стороны кабины. Ч т о б ы з а к р ы т ь ж а л ю з и , н а д о п о т я н у т ь

1-70

Т Е Х Н И Ч Е С К О Е О Б С Л У Ж И В А Н И Е С И С Т Е М Ы О Х Л А Ж Д Е Н И Я

В р а д и а т о р р е к о м е н д у е т с я з а л и в а т ь о х л а ж д а ю щ у ю ж и д к о с т ь

до нижнего торца т р у б ы горловины р а д и а т о р а . При наличии рас-

ширительного б а ч к а р а д и а т о р н а д о з а п о л н я т ь полностью, а ба-
ч о к — д о горловины.

П у с т и т ь д в и г а т е л ь с м а л о й частотой в р а щ е н и я к о л е н ч а т о г о

в а л а (холостой х о д ) , после этого проверить у р о в е н ь ж и д к о с т и в

р а д и а т о р е и, если надо, д о л и т ь ее.

Н е л ь з я з а л и в а т ь х о л о д н у ю ж и д к о с т ь в горячий д в и г а т е л ь .

В сильные морозы необходимо у т е п л я т ь р а д и а т о р , и с п о л ь з у я д л я
этого у т е п л и т е л ь н ы е ч е х л ы на о б л и ц о в к у р а д и а т о р а и на к а п о т

д в и г а т е л я , и в н и м а т е л ь н о с л е д и т ь за у к а з а т е л е м т е м п е р а т у р ы ох-
л а ж д а ю щ е й ж и д к о с т и .

Р а б о т а непрогретого д в и г а т е л я в е д е т к интенсивному из-

носу п о р ш н е в ы х колец, ц и л и н д р о в и в ы п л а в л е н и ю подшипни-

ков к о л е н ч а т о г о в а л а .

Д л я повышения н а д е ж н о с т и р а б о т ы системы о х л а ж д е н и я и пре-

д о х р а н е н и я ее от з а м е р з а н и я во в р е м я сильных морозов рекомен-
д у е т с я применять с п е ц и а л ь н у ю ж и д к о с т ь , не з а м е р з а ю щ у ю при
низкой т е м п е р а т у р е ( а н т и ф р и з ) .

Рис. 35. Схема р а б о т ы т е р м о с т а т а :

а

— т е р м о с т а т в з а к р ы т о м п о л о ж е н и и ; б — т е р м о с т а т в о т к р ы т о м п о л о ж е н и и : 1 — б а л -

лон т е р м о с т а т а : 2 — а к т и в н а я м а с с а ( ц е р е з и н ) ; 3 — м е м б р а н а ; 4 — н а п р а в л я ю щ а я в т у л -
к а ; 5 — ш т о к ;

6 —

в о з в р а т н а я п р у ж и н а ; 7 — з а с л о н к а т е р м о с т а т а ;

8

— в е р х н и й п а т р у б о к :

9

— к о р о м ы с л о з а с л о н к н ;

10

— к о р п у с т е р м о с т а т а ;

11

— б у ф е р ;

12

— р а н т :

13

— н и ж н и й

п а т р у б о к

р у ч к у на себя. З а к р ы в а т ь ж а л ю з и с л е д у е т при прогреве д в и г а -
теля, а т а к ж е при д в и ж е н и и в с л у ч а е понижения т е м п е р а т у р ы ох-

1-71

Н а и б о л е е распространенной я в л я е т с я о х л а ж д а ю щ а я ж и д к о с т ь

марки 4.0 ( Г О С Т 1 5 9 — 5 2 ) , з а м е р з а ю щ а я при т е м п е р а т у р е — 4 0 ° С .

О х л а ж д а ю щ а я ж и д к о с т ь я д о в и т а , и п о э т о м у н е о б х о д и м о

с о б л ю д а т ь м е р ы п р е д о с т о р о ж н о с т и п р и о б р а щ е н и и с ней. По-
п а д а н и е д а ж е н е б о л ь ш о г о к о л и ч е с т в а этой ж и д к о с т и в о р г а -
н и з м м о ж е т в ы з в а т ь т я ж е л о е о т р а в л е н и е .

Применение антифриза у п р о щ а е т процесс пуска д в и г а т е л я с по-

д о г р е в а т е л е м , у м е н ь ш а е т о т л о ж е н и е на с т е н к а х к о т л а продуктов
коррозии и накипи.

О х л а ж д а ю щ у ю жидкЪсть и з системы о х л а ж д е н и я н а д о с л и в а т ь

через три к р а н а : кран п а т р у б к а р а д и а т о р а и д в а к р а н а пускового
п о д о г р е в а т е л я (см. р а з д е л « П у с к о в о й п о д о г р е в а т е л ь д в и г а т е л я » ) .

При наличии р а с ш и р и т е л ь н о г о б а ч к а д о б а в л я е т с я четвертый

кран, у с т а н о в л е н н ы й на его днище. Н е о б х о д и м о помнить, что при
сливе ж и д к о с т и из системы о х л а ж д е н и я надо о т к р ы в а т ь все краны,
а т а к ж е пробку р а д и а т о р а или р а с ш и р и т е л ь н о г о б а ч к а .

В зимнее время после слива воды из системы необходимо за-

к р ы в а т ь кран отопителя кабины и о т к р ы в а т ь его снова только по-
сле пуска и прогрева д в и г а т е л я (см. р а з д е л « О т о п и т е л ь к а б и н ы » ) .

Краны с н а б ж е н ы дистанционным у п р а в л е н и е м (рис. 36), что

о б л е г ч а е т д о с т у п к ним. П р о х о д н ы е сечения кранов, у с т а н о в л е н н ы х

в блоке цилиндров, по сравнению с к р а н а м и п р е ж н е г о выпуска
увеличены, что обеспечивает л у ч ш и й слив о х л а ж д а ю щ е й ж и д к о с т и
из д в и г а т е л я .

Р у к о я т к и у п р а в л е н и я к р а н а м и выведены через п е р в у ю попере-

чину р а м ы в переднюю часть а в т о м о б и л я , под б у ф е р .

К р а н к о т л а п о д о г р е в а т е л я и кран р а с ш и р и т е л ь н о г о б а ч к а не

имеют дистанционного у п р а в л е н и я .

При необходимости слива ж и д к о с т и из системы о х л а ж д е н и я ру-

коятку привода крана в ы в е р т ы в а ю т на несколько оборотов.

При сливе о х л а ж д а ю щ е й жидкости в к а к у ю - л и б о п о с у д у на

сливные краны необходимо н а д е в а т ь резиновые шланги, концы ко-
торых с л е д у е т п р о п у с к а т ь в специальные отверстия п о д м о т о р н ы х
брызговиков. После полного слива ж и д к о с т и перед стоянкой авто-
мобиля с л е д у е т оставить краны о т к р ы т ы м и . Если краны з а м е р з н у т

в

открытом положении, з а к р ы в а т ь их н а д о по'сле з а л и в к и ж и д к о с т и

при прогреве д в и г а т е л я , когда из кранов потечет ж и д к о с т ь .

При пуске х о л о д н о г о д в и г а т е л я в зимнее в р е м я необходимо

в н и м а т е л ь н о с л е д и т ь з а т е п л о в ы м р е ж и м о м р а б о т ы д в и г а т е л я .
Е с л и д в и г а т е л ь холодный, т о к л а п а н т е р м о с т а т а б у д е т препятст-
в о в а т ь поступлению о х л а ж д а ю щ е й ж и д к о с т и в р а д и а т о р , пока

она не прогреется в р у б а ш к е блока цилиндров;

в

этот период

возникает опасность з а м е р з а н и я ж и д к о с т и в р а д и а т о р е . Тем не
менее

в

период сильных морозов у д а л я т ь т е р м о с т а т из системы

о х л а ж д е н и я д в и г а т е л я н е р а з р е ш а е т с я .

С л е д у е т п р о в е р я т ь состояние к л а п а н о в пробки р а д и а т о р а . Не-

о б х о д и м о с л е д и т ь за состоянием всех уплотнений, не д о п у с к а т ь

течи ж и д к о с т и из системы о х л а ж д е н и я .

1

-72

К а т е г о р и ч е с к и з а п р е щ а е т с я п у с к и к р а т к о в р е м е н н а я р а -

б о т а д в и г а т е л я без о х л а ж д а ю щ е й ж и д к о с т и в с и с т е м е ох-

л а ж д е н и я , а т а к ж е п р о г р е в д в и г а т е л я п о с л е с л и в а ох-

л а ж д а ю щ е й ж и д к о с т и д л я у д а л е н и я о с т а т к а о х л а ж д а ю щ е й
ж и д к о с т и из с и с т е м ы , т а к к а к это м о ж е т п р и в е с т и к р а з р у -
ш е н и ю у п л о т н и т е л ь н ы х р е з и н о в ы х к о л е ц г и л ь з ц и л и н д р о в ,

в ы п а д а н и ю с е д е л к л а п а н о в , п р о г о р а н и ю п р о к л а д к и г о л о в к и
б л о к а и к о р о б л е н и ю а л ю м и н и е в о й г о л о в к и .

В т е х с л у ч а я х , когда система о х л а ж д е н и я з а г р я з н е н а , ее н а д о

п р о м ы в а т ь .

С М Я Г Ч Е Н И Е В О Д Ы И П Р О М Ы В К А СИСТЕМЫ О Х Л А Ж Д Е Н И Я

Д В И Г А Т Е Л Я

К а ч е с т в о воды, применяемой д л я о х л а ж д е н и я

д в и г а т е л я ,

влия-

ет на его р а б о т о с п о с о б н о с т ь и долговечность.

1-73

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
6 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности