Обслуживание аккумуляторной батареи автобуса ЗИС-155
Обслуживание аккумуляторной батареи автобуса ЗИС-155
Через каждую 1000 км пробега необходимо:
1. Протереть сухими концами поверхность батареи, удалив с нее пыль и грязь.
Протереть крышки и мастику чистыми концами, смоченными в 10%-ном растворе нашатырного спирта, для нейтрализации кислоты, находящейся на поверхности батареи, после чего чистыми сухими концами вытереть крышки досуха.
2. Очистить вентиляционные отверстия в крышках.
3. Проверить затяжку клемм батареи и провода на массу.
При появлении окиси на клеммах батареи и на наконечниках
проводов промыть их крепким раствором соды или горячей водой, после чего слегка смазать вазелином.
4. Проверить уровень электролита: он должен быть выше края пластин на 10—12 мм.
Если эта высота меньше нормы, необходимо проверить плотность электролита и в зависимости от результатов проверки долить дистиллированную воду или электролит нужной плотности.
Зимой доливку воды следует производить непосредственно перед выездом автобуса — после пуска двигателя.
5. Проверить плотность электролита. Плотность электролита измеряется ареометром.
Сравнение полученных значений ареометра с данными табл. 15 позволяет судить о степени зарядки аккумуляторной батареи. При этом необходимо помнить, что в табл. 15 даны величины плотности электролита в зависимости от времени года и климатических условий, приведенные к температуре 15° С. Во всех случаях, когда измерения производятся при других температурах, следует вводить поправку, равную 0,007 на каждые 10° С. Если температура при измерении выше 15° С, указанную поправку следует прибавлять, а при температурах ниже 15° С — вычитать.
Таблица 15
Состояние аккумуляторной батареи | Плотность электролита | |||||
Зимой | Летом | |||||
Северные районы | Центральные' районы | Южные районы | Северные районы | Центральные районы | Южные районы | |
Полностью заряжена . Разряжена на 50°/о • Полностью разряжена .
| 1,31 1,25 1,19 | 1,29 1,23 1,16 | 1,27 1,21 1,14 | 1,27 1,21 1,14 | 1,27 1,21 1,14 | 1,24 1,17 1,10 |
Если при измерении выяснится, что плотность электролита понизилась во всех элементах батареи до значения, соответствующего 50% разрядки, батарею необходимо снять и отправить в зарядку. Если разница в плотностях электролита в каких-либо двух элементах одной аккумуляторной батареи будет больше чем на 0,02,— батарея неисправна.
С наступлением холодной погоды плотность электролита в аккумуляторной батарее должна быть повышена в соответствии с данными табл. 15.
При невыполнении этого условия электролит в батарее может замерзнуть, в результате чего будут разрушены пластины и банки элементов, то есть батарея окончательно выйдет из строя.
В течение зимнего периода эксплуатации рекомендуется утеплять аккумуляторную батарею, применяя для этой цели войлок.
6. Проверить нагрузочной вилкой напряжение на клеммах каждого элемента батареи. У полностью заряженного элемента величина напряжения под нагрузкой около 100 а должна быть не менее 1,7 в, при зарядке примерно на 50% 1,5 в и при полной разрядке 1,3 в.
При проверке нагрузочную вилку не следует держать включенной более 5—6 сек. Во время проверки напряжения под нагрузкой пробки банок элементов должны быть закрыты.
В случаях падения напряжения ниже 1,5 в или когда разность в показаниях вольтметра нагрузочной вилки у разных элементов батареи превышает 0,1 в—батарея неисправна и должна быть отправлена на зарядку.
Через каждые 8000 км пробега, но не реже одного раза в месяц, независимо от степени зарядки, аккумуляторную батарею необходимо снимать с автобуса и отправлять для перезарядки.
Через каждые 24 000 км пробега необходимо производить полный контрольный цикл заряд-разряда батареи.
Контрольно-тренировочный цикл заряд-разряда предохраняет аккумуляторную батарею от возможного уплотнения неработающей части активной массы пластин, позволяет проверить емкость батареи и по величине последней судить о степени износа пластин.
Необходимость такой профилактической «тренировки» активной массы пластин батареи вызывается тем, что в эксплуатации аккумуляторные батареи разряжаются преимущественно частично и в химических реакциях, принимает участие не все количество активной массы пластин. Поэтому с течением времени неработающая активная масса пластин уплотняется и создается значительное сопротивление проникновению электролита внутрь пластин.
Профилактическая работа должна проводиться на аккумуляторной станции, она слагается из трех следующих операций:
1. Нормального заряда аккумуляторной батареи. Нормальный заряд проводится в две ступени.
Первая ступень ведется током 12 а и заканчивается при повышении напряжения до 2,4 в на элемент. На первой ступени заряда почти отсутствует выделение газов.
Вторая ступень заряда ведется током баи сопровождается значительным выделением газов (кипением). Вторая ступень заканчивается, когда плотность электролита будет доведена при +30° С до нормальной величины 1,285 + 0,05.
В течение заряда периодически следует проверять температуру электролита в отдельных элементах батареи и следить, чтобы она не поднималась выше +45° С.
В результате проведения двухступенчатого цикла заряда аккумуляторной батарее сообщается примерно 150—175 а-ч.
2. Полного заряда аккумуляторной батареи. После проведения заряда и доведения плотности электролита до нормы, батарея подвергается непрерывному разряду током, равным 8,4 а при 10-часовом режиме до конечного напряжения 1,7 в. Время разряда учитывают в часах и умножают его на силу тока (в амперах); при данном режиме разряда получают отданную емкость, которая дает возможность судить о степени изношенности аккумуляторной батареи. Емкость, отданная батареей при 10-часовом режиме разряда, должна составлять 84% от номинальной (84 а-ч).
3. Вторичного нормального заряда аккумуляторной батареи.
Повторный нормальный заряд ведется при указанных выше условиях в две ступени, после чего аккумуляторная батарея может быть передана в эксплуатацию.
Во избежание сульфатации пластин, при которой они покрываются белым слоем крупных кристаллов сернокислого свинца, закрывающего поры и сильно повышающего их электрическое сопротивление, заряжать батарею необходимо сразу же после снятия с автобуса.
Явление сульфатации значительно снижает емкость аккумуляторной батареи, понижает ее напряжение при разрядке и требует повышенного напряжения для зарядки. При сильной сульфатации батарея полностью выходит из строя.
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст