ОБСЛУЖИВАНИЕ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ АВТОБУСА ЗИС-155
ОБСЛУЖИВАНИЕ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ АВТОБУСА ЗИС-155
При правильных приемах управления автобусом обслуживание коробки передач ограничивается наблюдением за количеством и состоянием смазки (по загрязнению), отсутствием течи в местах разъема и на выходных концах валов, надежностью креплений и чистотой наружных поверхностей картера и крышки, за безотказность работы коробки передач в длительной эксплуатации.
Уровень смазки в картере коробки передач должен совпадать с нижним краем -контрольного отверстия. При замене смазки спускать отработанное масло из картера необходимо теплым сразу
после остановки автобуса. Если масло загрязнено или в нем обнаружено значительное количество металлической пыли, то после спуска масла коробку передач необходимо промыть керосином в такой последовательности:
1. Отвернуть пробку наливного отверстия, залить в картер 2—3 л керосина и закрыть пробку.
2. Рычаг коробки передач поставить в нейтральное положение.
3. Пустить двигатель и дать ему проработать на малых оборотах в течение 2—3 мин., после чего спустить керосин.
4. Заполнить коробку передач свежим маслом до уровня нижней кромки наливного отверстия.
Промывку картера коробки передач необходимо производить и при сезонной смене смазки с летнего сорта на зимний и наоборот.
Особенно внимательно нужно следить за состоянием уплотнений в коробке передач на новом автобусе и после ее повторных сборок в эксплуатации.
При значительном подтекании масла надо установить место подтекания и устранить дефект.
При повторных сборках коробки передач в эксплуатации рекомендуется устанавливать в местах соединений новые прокладки, которые полезно смазывать нитроклеем АК-20. Этот клей может быть использован также и для уплотнения сквозных резьбовых отверстий в картере под болты. В этом случае отверстия в картере и резьбовая часть болтов должны быть тщательно очищены от смазки (обезжирены). Для промазки с целый уплотнения можно также применять нитрокраску.
Во время эксплуатации необходимо следить за работой коробки передач, не оставляя без внимания появление вибрации, стуков, новых шумов и других неисправностей. При появлении вибрации необходимо проверить фланец и вторичный вал и установить, нет ли в сопряжении износа шлиц.
Износ шлиц возможен вследствие недостаточной затяжки гайки крепления фланца или в результате износа шайбы, установленной между гайкой и торцом фланца. Детали со значительно изношенными шлицами необходимо заменять новыми.
Появление стука в коробке передач или заедания при переключении передач являются следствием износа зубьев шестерен, неправильной сборки и регулировки механизма переключения передач.
Появление шумов в коробке передач чаще всего происходит из-за отвертывания гайки крепления набора шестерен на вторичном валу (результат слабой затяжки или небрежного законтривания гайки) или при больших осевых перемещениях вторичного вала.
В таких случаях автобус должен быть отправлен в парк.
Величина осевого перемещения вторичного вала определяется штангенциркулем или индикатором, закрепленным на задней сленке, при перемещении вторичного вала от руки вперед и назад. Осевого сдвига вала не должно быть. При проверке крепления набора шестерен в передней части вторичного вала проверяется, не проворачивается ли стальное кольцо между шестернями третьей и
пятой передач. Нормально это кольцо должно быть надежно прижато бронзовой втулкой шестерни пятой передачи к ступенчатому переходу на вторичном валу.
При проверке рекомендуется остро заточенной стальной проволокой раздвинуть шестерни третьей и пятой передач в осевом направлении и попробовать повернуть острым концом проволоки стальное кольцо. Если вал неподвижен, а кольцо поворачивается, то крепление нуждается в подтяжке.
Второй возможной причиной осевого перемещения вала может быть зазор между крышкой и торцом подшипника.
Для устранения зазора следует заменить кольцо новым, имеющим большую толщину, после чего осевого перемещения вала не должно быть.
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст