Проверка системы охлаждения двигателя автобусов ЛАЗ-695Е, ЛАЗ-695М, ЛАЗ-697Е, ЛАЗ-697М, ЛАЗ-698

Проверка системы охлаждения двигателя автобусов ЛАЗ-695Е, ЛАЗ-695М, ЛАЗ-697Е, ЛАЗ-697М, ЛАЗ-698

Система охлаждения. В зимнее время для предохранения системы охлаждения от замерзания и исключения необходимости слива воды при хранении автобусов на открытых стоянках рекомендуется заполнять систему охлаждения этиленгликолевыми жидкостями с низкой температурой замерзания.

Стандартные этиленгликолевые смеси марок 40 и 65 по ГОСТ 189—52, содержащие соответственно 53 и 66% этиленгликоля (остальное вода), не замерзают соответственно при температуре выше минус 40 и 65° С. Для отличия эти смеси окрашены в различные цвета: жидкость марки 65 в оранжевый, а марки 40 — в желтоватый. При работе на этих смесях происходит испарение воды, а не этиленгликоля, поэтому в случае понижения уровня жидкости в системе охлаждения необходимо доливать в нее только дистиллированную или очень мягкую воду.

Надо помнить, что в результате испарения воды из смеси марки 65 температура ее замерзания постепенно повышается, поэтому во избежание замерзания системы при работе с ней надо систематически доливать в радиатор воду. Перед заливкой смеси надо тщательно промыть всю систему и подтянуть хомутики клапанов шлангов и гайки головки цилиндров. Заливать этиленгликолевую жидкость в систему охлаждения вследствие ее относительно большого расширения при нагревании следует на 1 л меньше, чем воды, иначе часть смеси во время работы двигателя выльется из-за переполнения системы. При заливке смеси надо пользоваться чистой посудой, предварительно вымытой горячей водой. Попадание в смесь даже незначительного количества нефтепродукта (бензина, керосина, масла) снижает ее теплопроводимость, приводит к вспениванию и даже выбрасыванию ее из системы охлаждения. При отсутствии стандартной жидкости можно применить смесь, состоящую из 60% воды, 10% глицерина и 30% спирта. Эта смесь не замерзает при температуре минус 18° С.

Для уменьшения коррозионного действия смесей на металлы в них необходимо добавлять присадки в количестве 2,5—3,5 г/л динатрийфосфата и 1 г/л декстрина.

Периодически низкозамерзающие жидкости надо менять. Признаком необходимости замены жидкости является изменение ее цвета и прозрачности.

При повышении температуры воздуха до 0°С охлаждающую жидкость необходимо слить из системы охлаждения и профильтровать через матерчатый фильтр.

Незамерзающие жидкости можно хранить в любой посуде, только не в оцинкованной, так как этиленгликоль, взаимодействуя с

цинком, образует белый аморфный осадок, который затем при заполнении системы охлаждения забивает трубки радиатора.

При обращении с этиленгликолевыми жидкостями следует помнить, что они ядовиты и при попадании в желудочно-кишечный тракт вызывают тяжелое отравление.

При заправке системы охлаждения водой необходимо следить за тем, чтобы ее уровень не доходил до пароотводящей трубки на 6—8 мм.

Не допускается подтекание охлаждающей жидкости и ослабления крепления деталей системы охлаждения. Наиболее вероятными местами подтекания являются спускные краники, сальники водяного насоса, соединения шлангов с патрубками, соединения трубок радиатора с его бачками.

Подтекание‘в местах сопряжения шлангов устраняется подтяжкой хомутиков крепления. При наличии на шлангах вздутостей, трещин и расслоения их необходимо заменить.

При подготовке автобуса к зимней эксплуатации во время проведения очередного технического обслуживания необходимо проверить состояние клапана термостата. Для проверки термостат необходимо снять с автобуса и опустить в подогреваемую воду, температура которой измеряется термометром. Начало открытия клапана считается с момента появления зазора (0,02—0,3 мм) между клапаном и его седлом. При полном открытии клапана ход плунжера термостата с твердым наполнителем должен быть не менее 5 мм. Клапан исправного термостата полностью закрывается при температуре воды не ниже 65° С.

Следует учесть, что неисправность термостата увеличивает износ двигателя во время его прогрева.

Два раза в год перед наступлением весенне-лет.чего и осенне-зимнего периодов эксплуатации систему охлаждения необходимо промывать сильной струей чистой воды. Двигатель и радиатор промывают раздельно, чтобы ржавчина, накипь и осадок из рубашки охлаждения двигателя не засоряли радиатор.

Перед промывкой двигателя термостат вынимают из патрубка. Направление струи должно быть обратным направлению движения воды при нормальной работе системы.

Промывать рубашку охлаждения надо до тех пор, пока выходящая из двигателя вода не будет совершенно чистой.

Для промывки радиатора надо отсоединить его шланги от двигателя и при закрытой пробке подвести воду сначала к верхнему патрубку радиатора, а затем изменить направление потока воды на обратное и промывать до тех пор, пока выходящая из верхнего бачка вода не будет совершенно чистой. Перед промывкой радиатора надо убедиться в том, что он не засорен.

При значительных отложениях накипи в трубках радиатор следует снять с автобуса и подвергнуть его химической обработке в ванне с подогревом до температуры 50—60° С, состоящей по объему из 5% фосфорной кислоты, 2% хромового ангидрида и 93% воды.

После 30—40 сек нахождения радиатора в этом растворе его вынимают из ванны, из внутренней полости удаляют раствор вместе с частицами накипи и немедленно промывают в горячей воде с добавлением 1 % каустической соды, а затем в холодной. Промытый радиатор продувают сжатым воздухом.

В целях уменьшения коррозийного действия воды, применямой для системы охлаждения, в нее рекомендуется добавлять двухро-мовокислый калий — хромпик. Хромпик ядовит, поэтому при приготовлении его раствора нужно надевать резиновые перчатки и противогаз. Потребное количество хромпика на 1 л воды составляет 3 г для мягкой (дождевой) воды и 20 г для очень жесткой.

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
9 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности