Трактор Беларус 1021 / 1021.3. Руководство — часть 13

Операция 30. Замена масла в двигателе
Перед заменой масла прогрейте двигатель до нормальной рабочей температуры (не
менее 70° С), установите трактор на ровной площадке, заглушите двигатель и затормозите
трактор стояночным тормозом.
Для замены масла в картере двигателе выполните следующее:
- снимите крышку (2) (рис. 8.4.24) маслозаливной горловины (1) и отверните слив-
ную пробку (4);
- слейте масло в контейнер для хранения отработанных масел;
- установите на место сливную пробку (4) и через маслозаливную горловину (1) за-
лейте свежее чистое моторное масло (зимнее, в соответствии с таблицей 8.4, зимой и летнее
- летом) до верхней метки масломерного стержня (3);
- установите на место крышку (2) заливной горловины;
- запустите двигатель и дайте ему поработать в течение от одной до двух минут;
- через десять минут после остановки двигателя проверьте уровень масла масломер-
ным стержнем (3);
- если необходимо, долейте масло в картер двигателя.
1 - маслозаливная горловина; 2 - крышка; 3 - масломер, 4 - сливная пробка.
Рис. 8.4.24 - Замена масла в двигателе
Предостережение: будьте осторожны, чтобы избежать контакта с горячим маслом!
Операция 31. Замена масляного фильтра двигателя
Замену масляного фильтра производите в соответствии с рис. 8.4.25 одновременно с
заменой масла в картере дизеля в следующей последовательности:
- отверните фильтр ФМ 009-1012005 со штуцера, используя специальный ключ или
другие подручные средства;
- наверните на штуцер новый фильтр ФМ 009-1012005.
При установке фильтра на штуцер смажьте прокладку 4 (рис. 8.4.25) моторным маслом.
После касания прокладкой опорной поверхности корпуса фильтра
1 доверните
фильтр еще на 3/4 оборота. Установку фильтра на корпус производите только усилием рук.
В дальнейшем заказывайте масляные фильтры ФМ 009-1012005 по адресу: 303858,
Россия, Орловская обл., г. Ливны, ул. Индустриальная, 2а, ОАО «Автоагрегат».
Вместо фильтра ФМ 009-1012005 допускается установка фильтр-патронов неразбор-
ного типа: мод. Х149 фирмы «АС Lelko» (Франция), мод. L37198 фирмы «Purolator» (Ита-
лия) и других фирм, имеющих в конструкции противодренажный и перепускной клапаны с
основными габаритными размерами:
- диаметр - 95…105 мм;
- высота - 140…160 мм;
- резьба - ."-16UNF.
162
1-корпус фильтра; 2 - жидкостно-масляный теплообменник (ЖМТ); 3 - штуцер; 4 -
прокладка фильтра; 5 - прокладка ЖМТ; 6 - клапан противодренажный; 7 - клапан перепу-
скной; 8 - клапан предохранительный; 9 - пробка для слива охлаждающей жидкости; 10 -
кольцо уплотнительное; 11 - предохранительный клапан ЖМТ.
Рис. 8.4.25 - Масляный фильтр с ЖМТ
Операция 32. Проверка / регулировка люфтов в шарнирах рулевой тяги.
Для проверки свободного хода и люфтов в шарнирах (1) (рис. 8.4.27) рулевой тяги (4),
необходимо при работающем двигателе повернуть рулевое колесо в обе стороны. При нали-
чии углового люфта рулевого колеса свыше 25° градусов, как показано на рис. 8.4.26, требу-
ется устранить люфты в шарнирах рулевых тяг, для чего необходимо выполнить следующее:
- снимите контровочную проволоку (3) (рис. 8.4.27);
- заверните резьбовую пробку (2) так, чтобы устранить зазор в шарнирном соединении;
- законтрите пробку (2) проволокой (3).
Рис. 8.4.26 - Проверка люфта в рулевого колеса
163
1 - шарнир; 2 - пробка; 3 - контровочная проволока; 4 - рулевая тяга.
Рис. 8.4.27 - Проверка / регулировка люфтов в шарнирах рулевой тяги
Внимание: если подтяжкой резьбовых пробок люфт в шарнирах не устраняется, раз-
берите шарнир и замените изношенные детали!
Операция 33. Проверка и регулировка сходимости передних колес
Проверьте, и, при необходимости, отрегулируйте сходимость передних колес, как
изложено в подразделе 5.2 «Проверка и регулировка сходимости передних колес» настоя-
щего руководства.
Операция 34. Проверка и подтяжка болтовых соединений ТСУ и гидро-
подъемника
Проверьте и, если необходимо, подтяните шесть гаек М20 крепления ТСУ и гидро-
подъемника к корпусу заднего моста (момент затяжки от 180 от 224 Н⋅м), четыре гайки М20
крепления гидроподъемника к корпусу заднего моста (момент затяжки от 180 от 224 Н⋅м);
четыре болта М16 (от 200 от 250 Н⋅м) крепления боковин ТСУ к плите ТСУ и четыре болта
М22 (от 265 от 335Н⋅м) крепления плиты ТСУ к днищу заднего моста.
164
8.4.4 Техническое обслуживание через каждые 500 часов работы
Выполните предыдущие операции плюс следующие:
Операция 35. Проверка уровня масла в трансмиссии
Для проверки уровня масла в трансмиссии тракторов БЕЛАРУС-1021/1021.3 без хо-
доуменьшителя необходимо выполнить следующее:
- установите трактор на ровную площадку;
- извлеките масломерный стержень (1) (рис. 8.4.29), который расположен с левой
стороны коробки передач, и определите уровень масла;
- нормальный рабочий уровень масла должен быть между верхней и средней метка-
ми масломерного стержня;
- если необходимо, снимите пробку (5) на верхней крышке коробки передач и долей-
те масло до требуемого уровня (для доступа к маслозаливной пробке (5) отверните пять
болтов, и снимите крышку пола под ногами);
- установите на место масломерный стержень (1) и пробку (5) и крышку пола.
Для проверки уровня масла в трансмиссии тракторов БЕЛАРУС-1021/1021.3, обору-
дованных ходоуменьшителем (гидроходоуменьшителем) необходимо выполнить следую-
щее:
- установите трактор на ровную площадку;
- отверните контрольную пробку 3 (рис. 8.4.29), расположенную на корпусе ходо-
уменьшителем (гидроходоуменьшителем) с левой стороны коробки передач;
- проверьте, чтобы уровень масла совпадал с нижней кромкой отверстия контрольной
пробки (4).
- если необходимо, снимите заливную пробку (5) на верхней крышке коробки пере-
дач и долейте масло до требуемого уровня (для доступа к маслозаливной пробке (5) отвер-
ните пять болтов, и снимите крышку пола под ногами).
- установите на место пробки (3) и (5) и крышку пола.
1 - масломерный стержень; 2 - корпус коробки передач; 3 - контрольная пробка хо-
доуменьшителя (гидроходоуменьшителя); 4 - корпус ходоуменьшителя (гидроходоумень-
шителя); 5 - заливная пробка; 6 - верхняя крышка коробки передач.
Рис. 8.4.29 - Проверка уровня масла в трансмиссии
165
Операция 36. Проверка уровня масла в корпусах «мокрых» тормозов
Примечание - Операция выполняется на тракторах БЕЛАРУС - 1021/1021.3, на ко-
торых по заказу установлены тормоза, работающие в масляной ванне («мокрые» тормоза).
Для проверки уровня масла в корпусах «мокрых» тормозов выполните следующее:
- установите трактор на ровной площадке;
- отвинтите контрольно-заливные пробки (1) (рис. 8.4.30) в правом и левом корпусах
тормозов;
- уровень масла в корпусах тормозов должен быть до краев отверстий контрольно-
заливных пробок (1) на передних стенках корпусов;
- если необходимо, долейте масло через отверстия контрольно-заливных пробок (1);
- завинтите контрольно-заливные пробки (1).
Рис. 8.4.30 - Проверка уровня масла в корпусах «мокрых» тормозов
Внимание: марка доливаемого в корпуса тормозов масла должна быть аналогична
марке масла в трансмиссии!
Внимание: эксплуатация тормозов без масла, а также с недостаточным уровнем мас-
ла недопустима!
Операция 37. Проверка уровней масла в корпусах колесных редукторов
и главной передачи ПВМ
Проверьте уровень масла в левом и правом корпусах колесных редукторов, для чего вы-
полните следующее:
- установите трактор на ровную горизонтальную площадку;
- отвинтите контрольно-заливную пробку (1) (рис. 8.4.31) в корпусе колесного редуктора (2);
- уровень масла должен доходить до резьбового отверстия пробки (1);
- если необходимо, долейте масло до нижней кромки контрольно-заливного отверстия,
закрываемого пробкой (1);
1 - пробка контрольно-заливного отверстия, 2 - корпус колесного редуктора.
Рис. 8.4.31 - Проверка уровней масла в корпусах колесных редукторов ПВМ
- установите на место контрольно-заливную пробку (1).
166
Проверьте уровень масла в центральной передаче ПВМ, для чего выполните следующее:
- отвинтите контрольно-заливную пробку (1) (рис. 8.4.32) одного из рукавов балки моста;
- уровень масла должен доходить до резьбового отверстия пробки (1);
- если необходимо, долейте масло до нижней кромки контрольно-заливного отверстия,
закрываемого пробкой (1);
- установите на место контрольно-заливную пробку (1).
1 - пробка контрольно-заливного отверстия корпуса ПВМ.
Рис. 8.4.32 - Проверка уровня масла в центральной передаче ПВМ
Операция 38. Проверка / регулировка зазоров между клапанами и
коромыслами дизеля
Примечание - Зазоры между клапанами и коромыслами проверяйте и, при необхо-
димости, регулируйте через каждые 500 часов работы, а также после снятия головки цилин-
дров, подтяжки болтов крепления головки цилиндров и при появлении стука клапанов.
Зазор между бойком коромысла и торцом стержня клапана при проверке на непро-
гретом дизеле ( температура воды и масла не более 60 °С) должен быть:
0,05
1) впускные клапаны -
0,25
мм;
0,10
0,05
2) выпускные клапаны -
0,45
мм.
0,10
При регулировке зазор между торцом стержня клапана и бойком коромысла на не-
прогретом дизеле устанавливайте:
1) впускные клапаны -
0,25
мм;
0,05
2) выпускные клапаны -
0,45
мм.
0,05
Регулировку производите в следующей последовательности:
- снимите колпак крышки головки цилиндров и проверьте крепление стоек оси
коромысел;
- проверните коленчатый вал до момента перекрытия клапанов в первом цилиндре
(впускной клапан первого цилиндра начинает открываться, а выпускной заканчивает закры-
ваться) и отрегулируйте зазоры в четвертом, шестом, седьмом и восьмом клапанах (считая
от вентилятора), затем поверните коленчатый вал на один оборот, установив перекрытие в
четвертом цилиндре, и отрегулируйте зазоры в первом, втором, третьем и пятом клапанах.
Для регулировки зазора отпустите контргайку винта на коромысле регулируемого
клапана в соответствии с рис. 8.4.33 и, поворачивая винт, установите необходимый зазор по
щупу между бойком коромысла и торцом стержня клапана. После установки зазора затяни-
те контргайку. По окончании регулировки зазора в клапанах поставьте на место колпак
крышки головки цилиндров.
167
1 - винт регулировочный; 2 - щуп; 3 - контргайка.
Рис. 8.4.33 - Регулировка зазора в клапанах.
Операция 39. Проверка / регулировка осевого натяга в конических
подшипниках шкворня
Проверьте, и, при необходимости отрегулируйте осевой натяг в конических подшип-
никах шкворня, как изложено в подразделе 5.6.4 «Проверка и регулировка осевого натяга в
конических подшипниках шкворня».
Операция 40. Регулировка управления рабочими тормозами
Внимание - Для тракторов БЕЛАРУС - 1021/1021.3, оборудованных по заказу мно-
годисковыми тормозами, работающими в масляной ванне («мокрыми тормозами»), опера-
ция регулировки управления рабочими тормозами идентична приведенной ниже операции
для тракторов БЕЛАРУС - 1021/1021.3 с тормозами сухого трения.
Перед выполнением регулировки управления рабочими тормозами установите трак-
тор на ровную горизонтальную площадку. Дизель должен быть заглушен. Заблокируйте от
перемещения колеса спереди и сзади противооткатными упорами, исключающими само-
произвольное перемещение трактора.
Регулировку управления рабочими тормозами производите следующим образом:
- отверните контргайки (3) (рис. 8.4.34) регулировочных болтов (2);
- вверните болты (2) в регулировочные вилки или выверните их настолько, чтобы
полный ход правой педали тормозов был в пределах от 105 до 115 мм при усилии от 120 до
130 Н и обеспечивались тормозной путь не более 6,0 метров при скорости 20 км/ч и усилии
не более 600 Н на педалях, сблокированных планкой (1), а также неодновременность начала
торможения колес не более одного метра (по отпечатку). Ход педали левого тормоза должен
быть на 5-20 мм меньше хода педали правого тормоза для обеспечения одновременного
срабатывания тормозов в сблокированном положении. Не допускается уменьшение хода
педалей тормозов менее указанных выше величин, так как это ведет к преждевременному
износу накладок и перегреву тормозов;
- затяните контргайки (3).
168
1 - соединительная планка; 2 - регулировочный болт; 3 - контргайка.
Рис. 8.4.34 - Регулировка управления рабочими тормозами
Внимание: попадание смазки в тормоз сухого трения вызывает замасливание дис-
ков, уменьшение силы трения между их рабочими поверхностями - тормоза «не держат». В
этом случае разберите тормоз, устраните течь масла, а замасленные диски промойте бензи-
ном и дайте им просохнуть в течение от 5 до 8 минут. После сборки отрегулируйте управ-
ление тормозами, как указано выше.
Операция 41. Регулировка управления стояночно-запасным тормозом
Внимание - Для тракторов БЕЛАРУС - 1021/1021.3, оборудованных по заказу мно-
годисковыми тормозами, работающими в масляной ванне («мокрыми тормозами»), опера-
ция регулировки управления стояночно-запасным тормозом идентична приведенными ниже
операциям для тракторов БЕЛАРУС - 1021/1021.3 с тормозами сухого трения.
Регулировку управления стояночно-запасным тормозом необходимо производить по-
сле выполнения операции регулировки управления рабочими тормозами.
Перед выполнением регулировки управления стояночно-запасным тормозом устано-
вите трактор на ровную горизонтальную площадку. Дизель должен быть заглушен. Забло-
кируйте от перемещения колеса спереди и сзади противооткатными упорами, исключаю-
щими самопроизвольное перемещение трактора.
Регулировку управления стояночно-запасным тормозом (вариант с рычагом,
расположенным под правую руку оператора) производите следующим образом:
- установите рычаг управления стояночным тормозом (8) (рис. 8.4.35) в переднее по-
ложение (от себя);
- ослабьте затяжку контргайки регулировочного болта (1), а также контргайку (7) и
извлеките палец (5);
- поверните рычаг (4) и совместите верхнюю кромку паза «B2» рычага (3) с верхней
кромкой паза «В1» рычага (2) правой педали тормоза, а затем, вращая вилку (6), совместите
отверстия рычага (4) и вилки (6) и вставьте палец (5);
- отверните или заверните болт (1) так, чтобы при перемещении рычага управления на
себя с усилием 200+10 Н защелка удерживалась во впадинах третьего или четвертого зубьев
сектора «А». После регулировки затяните ослабленные контргайки.
Окончательную проверку и регулировку стояночного тормоза выполняйте на соб-
ранном тракторе. Трактор должен удерживаться на уклоне не менее 18% при приложении к
рычагу управления стояночным тормозом (8) усилия не более 400 Н. В случае необходимо-
сти подкорректируйте регулировку с помощью регулировочного болта (1).
169
1 - регулировочный болт; 2 - рычаг правой педали тормоза; 3,4 - рычаг; 5 - па-
лец; 6 - вилка; 7 - контргайка; 8 - рычаг управления стояночным тормозом.
Рис. 8.4.35 - Регулировка управления стояночно-запасным тормозом (с рычагом)
Регулировку управления стояночно-запасным тормозом (вариант с тягой, рас-
положенной под левую руку оператора) производите следующим образом:
Соедините тягу
(3)
(рис. 8.4.36) механизма вытяжного
(2) с рычагом
(5)
и зашплинтуйте шплинтом
(8);
вращая гайки
(4),
добейтесь совмещения
верхних кромок
«А» отверстий рычагов
(9)
и
(10),
после чего законтрите
гайки (4).
Ход рукоятки
(1)
отрегулируйте болтом
(6)
так, чтобы при усилии
(300±10) Н на рукоятке
(1) ее ход был равным от
110 до 120 мм, после чего
затяните гайку
(7).
Выключатель ВК-409 выставьте так, чтобы при установке руко-
ятки
(1)
механизма
вытяжного
(2)
в
крайнее
нижнее положение
обеспечивалось размыкание электрической
цепи
контрольной
лампы
стояночного тормоза, а при установке ее на первый зуб тяги - замы-
кание цепи.
Окончательную регулировку стояночного тормоза проводите на соб-
ранном тракторе. Трактор должен удерживаться на уклоне
(18+3)%. В
случае необходимости откорректируйте регулировку с помощью болта
(6).
170
Для тракторов БЕЛАРУС - 1021/1021.3 с тормозами сухого трения
Для тракторов БЕЛАРУС - 1021/1021.3, оборудованных по заказу многодисковыми тормозами, работающими в масляной ванне («мокрыми тормозами»)
1 - рукоятка вытяжного механизма;
2 - механизм вытяжной;
3 - тяга вытяжного
механизма; 4 - гайка;
5 - рычаг; 6 - болт регулировочный; 7 - гайка; 8 - шплинт; 9 - рычаг;
10 - рычаг.
Рис. 8.4.36 - Регулировка управления стояночно-запасным тормозом (с тягой)
171
Операция 42. Очистка фильтрующего элемента фильтра регулятора
давления воздуха в пневмосистеме
Примечание - Операция выполняется только на тракторах БЕЛАРУС 1021/1021.3 с
регулятором давления воздуха 80-3512010. Маркировочная бирка с обозначением номера
регулятора расположена на участке «А» корпуса регулятора.
Для очистки фильтрующего элемента фильтра регулятора давления воздуха в пнев-
мосистеме необходимо выполнить следующее:
- отверните болты (1) (рис. 8.4.37) и снимите крышку (2);
- извлеките фильтрующий элемент, промойте его в моющем растворе и продуйте
сжатым воздухом;
- установите фильтрующий элемент, а затем крышку, на место.
1 - болт, 2 - крышка; 3 - регулятор давления воздуха в пневмосистеме.
Рис. 8.4.37 - Очистка фильтрующего элемента фильтра регулятора давления воздуха
Операция 43. Проверка герметичности магистралей пневмосистемы.
Для проверки герметичности магистралей пневмосистемы выполните следующее:
- доведите давление в пневмосистеме до величины от 0,6 до 0,65 МПа (по указателю
давления воздуха на щитке приборов) и заглушите двигатель;
- для однопроводного пневмопривода присоедините манометр со шкалой не менее 1
МПа к головке соединительной с черной крышкой, для двухпроводного пневмопривода - к
головке соединительной с красной крышкой.
- проверьте по манометру, чтобы падение давления за 30 минут не превысило 0,2
МПа. В противном случае, установите место утечки воздуха и устраните недостаток.
Операция 44. Проверка / регулировка привода тормозного крана
пневмосистемы
Проверьте, и, при необходимости отрегулируйте привод тормозного крана пневмо-
системы, как изложено в подразделе 5.7 «Проверка и регулировка привода тормозного
крана пневмосистемы» настоящего руководства.
172
Операция 45. Замена фильтрующего элемента в баке гидронавесной
системы
Примечание - Первая замена фильтрующего элемента выполняется через 500 часов
работы трактора. Далее замену фильтрующего элемента требуется производить через каждые
1000 часов работы.
Для замены фильтрующего элемента в баке гидронавесной системы выполните следующее:
- снимите болты (2) (рис. 8.4.38), крышку (1) и извлеките фильтрующий элемент в
сборе с помощью ограничителя (4);
- снимите гайки (3), ограничитель (4) и фильтрующий элемент(5);
- промойте корпус 6 в моющем растворе;
- установите новый фильтрующий элемент и соберите фильтр, выполнив операции в
обратной последовательности;
- установите фильтр в сборе в бак гидросистемы, закройте его крышкой (1) и закре-
пите болтами (2).
Если необходимо, снимите пробку маслозаливной горловины и долейте масло до
требуемой метки («П» или «С») по масломерному стеклу.
1 - крышка; 2 - болт; 3 - гайка; 4 - ограничитель; 5 - фильтрующий элемент; 6 - корпус.
Рис. 8.4.38 - Замена фильтрующего элемента в баке гидронавесной системы
Операция 46. Замена фильтрующего элемента в баке ГОРУ
Примечание - Первая замена фильтрующего элемента выполняется через 500 часов
работы трактора. Далее замену фильтрующего элемента требуется производить через каждые
1000 часов работы.
Для замены фильтрующего элемента в баке ГОРУ тракторов БЕЛАРУС-1021
выполните следующее:
- отверните четыре болта (6) (М6х25) и снимите фильтр в сборе;
- отверните два болта (7) (М6х16) и отсоедините крышку (8) (рис. 8.4.39) фильтра от
стакана (1);
- снимите, пружину (5), предохранительный клапан в сборе (4), уплотнения, фильт-
рующий элемент (2), стакан (1);
- промойте стакан (1) в моющей жидкости;
- установите новый фильтрующий элемент (2) и соберите фильтр, выполнив опера-
ции в последовательности, обратной разборке;
- установите фильтр в сборе в бак (13) ГОРУ, убедившись в правильной установке
уплотнений (3), (9), (12);
- затяните болты (6, 7);
- если необходимо, снимите пробку (10) маслозаливной горловины и долейте масло
до требуемого уровня между метками сетчатого фильтра (11).
173
1 - стакан; 2 - фильтрующий элемент; 3, 9, 12 - уплотнение; 4 - предохранительный клапан в
сборе; 5 - пружина; 6 - болт М6х25; 7 - болт М6х16; 8 - крышка фильтра; 10 - пробка маслозаливной
горловины; 11 - сетчатый фильтр; 13 - бак ГОРУ.
Рис. 8.4.39 - Замена фильтрующего элемента в маслобаке ГОРУ тракторов БЕЛАРУС-1021
Для замены фильтрующего элемента в баке ГОРУ тракторов БЕЛАРУС-1021.3
выполните следующее.
- отверните четыре болта (1) (М6х25), извлеките фильтр (2) (рис. 8.4.40) в сборе;
- на фильтре (2) отверните два болта (3) (М6х16), снимите крышку (4), извлеките
фильтрующий элемент (5);
- установите новый фильтрующий элемент (5);
- сборку фильтра (2) и установку его на бак осуществите в обратной последовательности;
Если необходимо, снимите пробку (6) маслозаливной горловины и долейте масло до
верхней метки по масломерному стержню (7).
1 - болт;
2 - фильтр в сборе;
3 - болт;
4 - крышка фильтра;
5 - фильтрующий элемент;
6 - пробка маслозаливной горловины;
7 - масломерный стержень.
Рис. 8.4.40 - Замена фильтрующего элемента в маслобаке ГОРУ тракторов БЕЛАРУС-1021.3
174

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности