Трактор Беларус 1021 / 1021.3. Руководство — часть 6

5.9.2 Монтаж, демонтаж и регулировки отжимных рычагов муфты сцепления
Порядок снятия муфты сцепления с
двигателя:
1. Установите три технологических
болта (М12х40), завернув их в нажимной
диск (3) (рис. 5.9.2) через технологиче-
ские отверстия опорного диска (6).
2. Отверните гайки крепления опорно-
го диска к маховику и снимите диски
сцепления в сборе (опорный (6) с на-
жимным (3).
3. Снимите ведомый диск (2).
Порядок установки муфты сцепле-
ния на двигатель:
1. Установите ведомый диск (2) (рис.
5.9.2) длинным концом ступицы к махо-
вику (1).
2. Установите диски сцепления в сбо-
ре
(опорный
(6) с нажимным
(3)) на
пальцы маховика с втулками (10), закре-
пите гайками (момент затяжки от 70 до
90 Н·м).
3. Установите технологическую оп-
равку (рис. 5.9.3) и выверните техноло-
гические болты.
4. Отрегулируйте положение отжим-
ных рычагов (5).
1 - маховик; 2 - ведомый диск;3 - нажим-
ной диск; 4 - втулка; 5- отжимной рычаг; 6-
опорный диск; 7- стопорные пластины; 8-
регулировочные гайки ; 9- вилка; 10- втулка.
Рис.5.9.2 - Монтаж, демонтаж и регули-
ровки отжимных рычагов муфты сцепления
Регулировка положения отжимных
рычагов
1. Вворачивая или отворачивая регу-
лировочные гайки (8) (рис. 5.9.2) отрегу-
лируйте положение отжимных рычагов
на размер 13±0,5 от опорных поверхно-
стей рычагов до торца втулки (4). Раз-
ность размеров для отдельных рычагов
должна быть не более 0,3 мм.
2. После регулировки рычагов устано-
вите стопорные пластины (7) и зафикси-
руйте их болтами.
3. Снимите технологическую оправку.
Рис. 5.9.3 - Технологическая оправка
71
5.10 Программирование тахоспидометра
5.10.1 Пульт управления тахоспидометром
Пульт управления установлен на панели щитка приборов и служит для программи-
рования тахоспидометра (индикатора комбинированного) под конкретную модель (модифи-
кацию) трактора «БЕЛАРУС».
1 - Кнопка входа тахоспидометра в режим программирования и выбора на дисплее
тахоспидометра (индикатора комбинированного) параметра программирования;
2 - Кнопка выбора значения кодируемого параметра отображаемого на дисплее та-
хоспидометра (индикатора комбинированного).
Рис. 5.10.1 - Пульт управления
5.10.2 Порядок программирование тахоспидометра электрического АР70.3813
Порядок программирования индикатора:
- снимите крышку пульта управления;
- нажмите кнопку 1 (рис. 5.10.1) пульта при этом дисплей тахоспидометра переходит
в режим отображения параметров агрегатов трактора;
- путем нескольких нажатий на кнопку 1 пульта происходит циклических переход
между программируемыми параметрами «Z», «R», «D», «T» и снова «Z»;
- для ввода требуемого значения выбранного параметра необходимо нажать кнопку 2
(рис. 5.10.1) пульта, при этом происходит циклическая смена фиксированных значений пара-
метров «Z», «D». Для параметра «R» происходит смена значения от 400 до 950 с шагом 5 мм;
- с помощью кнопки 2 пульта выбрать требуемое значение выбранного параметра;
- при очередном нажатии кнопки 1 пульта произойдет переход к следующему
параметру.
- выход из режима программирования осуществляется автоматически при условии
отсутствия нажатий на кнопки 1 и 2 в течение 7,0 с. При этом новые значения параметров
программирования зафиксированы и будут использоваться тахоспидометром для отображе-
ния информации.
Перечень программируемых значений параметров тахоспидометра АР70.3813 для
тракторов «БЕЛАРУС-1021/1021.3» приведен в таблице ниже.
72
Перечень программируемых коэффициентов тахоспидометра АР70.3813 для тракто-
ров «БЕЛАРУС-1021/1021.3»
Значение параметра
Параметр
Параметр «Z»
Количество зубьев шестерни в месте установки датчика
скорости (параметр для отображения скорости трактора)
Параметр «R»
R - радиус качения заднего колеса, мм. При перепрограм-
мировании возможно изменение данного параметра с дис-
кретностью 5 мм.
Примечание - «800» - значение для шин 16.9R38. При
установке шин
11.2R42 необходимо установить значение
«750». При установке иных типов шин необходимо устано-
вить значение параметра «R», соответствующее радиусу ка-
чения установленных шин.
Параметр «D»
Тип двигателя - данный параметр учитывает передаточное
отношения привода генератора от коленчатого вала, переда-
точное отношения хвостовика ВОМ (параметр для отображе-
или
ния частоты вращения двигателя и ВОМ).
Примечание для тракторов «БЕЛАРУС-1021/1021.3» дат-
чик ВОМ не устанавливается, сигналом для индикации час-
тоты вращения ВОМ и двигателя служит сигнал с фазной
обмотки генератора.
Параметр «Т»
Уточненное астрономическое время.
Данный параметр отображается на дисплее в режиме про-
граммирования и недоступен для изменения.
Параметр предоставляет уточненное значение (до 1/10 ча-
са) времени работы двигателя.
В процессе эксплуатации разрешено изменять значения параметра «радиус качения
колеса R», который определяется исходя из установленных на тракторе шин путем измере-
ния расстояния от центра колеса до опорной поверхности.
Запрещается изменять введенные значения всех остальных параметров (заводские
настройки).
73
5.10.3 Порядок программирование индикатора комбинированного
КД8083
Порядок программирования индикатора КД8083:
- снимите крышку пульта управления;
- нажмите кнопку (1) (рис. 5.10.1) пульта и удерживайте в нажатом состоянии в те-
чение не менее двух секунд;
- на цифровом пятиразрядном индикаторе отображается режим «Уточненное сум-
марное время работы двигателя». При этом загорается светодиод, расположенный рядом с
символом «Т»;
- путем нескольких нажатий на кнопку (1) пульта происходит циклических переход
между программируемыми параметрами «Т», «К1», «К2», «К3», «К4», «R», «Z1», «Z2» и
снова «Т»;
- для ввода требуемого значения выбранного параметра необходимо нажать кнопку
(2) (рис. 5.10.1) пульта при этом с частотой 3 Гц должен начать мигать младший разряд
(первый справа) выбранного параметра индикатора;
- с помощью кнопки (2) пульта установите требуемое значение младшего разряда
выбранного параметра;
- кратковременно нажмите кнопку (1) пульта, при этом должен начать мигать второй
справа разряд цифрового индикатора;
- с помощью кнопки (2) пульта установите требуемое значение во втором справа раз-
ряде корректируемого параметра;
- кратковременно нажмите кнопку (1) пульта, при этом должен начать мигать третий
справа разряд цифрового индикатора;
- с помощью кнопки (2) пульта установите требуемое значение в третьем справа раз-
ряде корректируемого параметра;
- зафиксируйте введенное значение параметра, нажав кнопку (1) пульта;
- при очередном нажатии кнопки
(1) пульта произойдет переход к следующему
параметру;
- для выхода из режима программирования необходимо перейти в режим
«Уточненное суммарное время работы двигателя», затем нажать и удерживать не менее
двух секунд кнопку
(2) пульта. При этом на цифровом пятиразрядном индикаторе
должны высветиться на время от одной до четырех секунд показания
«8.8.8.8.8» и
засветиться все светодиоды шкал ВОМ. Это указывает, что новые параметры про-
граммирования зафиксированы и будут использоваться индикатором для отображения
информации.
Внимание: если выйти из режима программирования способом, отличным от выше-
указанного, то вновь введенные значения параметров не будут сохранены.
Перечень программируемых коэффициентов индикатора КД8083 для тракторов
«БЕЛАРУС-1021/1021.3» приведен в таблице ниже.
74
Перечень программируемых коэффициентов индикатора КД8083 для тракторов
«БЕЛАРУС-1021/1021.3»
Значение параметра
Параметр
Параметр «Т»
В режиме программирования при первом нажатии кнопки 1
и удержании ее более двух секунд пульта на цифровом инди-
каторе отображается значение «Уточненное суммарное время
работы двигателя». Данный параметр недоступен для измене-
ния, он предоставляет уточненное значение (до 1/100 часа)
времени работы двигателя.
Параметр «К1»
Передаточное отношение колесного редуктора.
(параметр для отображения скорости трактора)
Параметр «К2»
Передаточное отношение привода генератора.
(параметр для отображения частоты вращения двигателя)
Параметр «К3»
Передаточное отношение привода ВОМ (540)
(параметр для отображения частоты вращения ВОМ в режиме
540 оборотов в минуту)
Параметр «К4»
Передаточное отношение привода ВОМ (1000)
(параметр для отображения частоты вращения ВОМ в режиме
1000 оборотов в минуту)
Параметр «R»
R - радиус качения заднего колеса, мм. При перепрограм-
мировании возможно изменение данного параметра с дис-
кретностью 5 мм.
Примечание - «800» - значение для шин 16.9R38. При ус-
тановке шин 11.2R42 необходимо установить значение «750».
При установке иных типов шин необходимо установить зна-
чение параметра «R», соответствующее радиусу качения ус-
тановленных шин.
Параметр «Z1»
Число зубьев шестерни в месте установки датчика скорости
(параметр для отображения скорости трактора)
Параметр «Z2»
Число зубьев шестерни в месте установки датчика
оборотов ВОМ
Примечание - для тракторов «БЕЛАРУС-1021/1021.3» значе-
ние параметра «Z2» устанавливается равным «0» по причине от-
сутствия датчика оборотов ВОМ (сигналом для индикации часто-
ты вращения ВОМ служит сигнал с фазной обмотки генератора).
В процессе эксплуатации разрешено изменять значения параметра «радиус качения
колеса R», который определяется исходя из установленных на тракторе шин путем измере-
ния расстояния от центра колеса до опорной поверхности.
Запрещается изменять введенные значения всех остальных параметров (заводские
настройки).
75
5.10.4 Установка и регулировка датчиков скорости
Датчики скорости (2) (рис. 5.10.2) прикреплены болтами (3) к крышке корпуса задне-
го моста (1) в зоне левой и правой бортовых шестерен (7) конечных передач.
При установке датчиков скорости регулировку зазора «S» между торцом датчика и
выступом зуба бортовой шестерни произведите с помощью прокладок (5) и (6) следующим
образом:
- выставить шестерню (7) зубом напротив установочного отверстия под датчик (2)
- замерьте размер «Н» от поверхности крышки (1) до выступа зуба;
- подберите и установите требуемое число прокладок для установки зазора «S», соот-
ветствующего замеренной величине «Н» (см. таблицу ниже);
- установите провод «массы» (4) под любой из болтов (3).
- болты (3) установить на герметик и затянуть.
Регулировка датчиков скорости.
Н, мм
Кол. прокладок (5)
S, мм
56,5-56,9
7
2,5-2,9
57,0-57,8
6
2,0-2,8
57,9-58,7
5
1,9-2,7
1 - крышка корпуса заднего моста; 2 - датчик скорости; 3 - болт М8х30; 4 - провод
«массы»; 5 - прокладка регулировочная (толщиной 1 мм); 6 - прокладка регулировочная
(толщиной 6 мм); 7 - бортовая шестерня; 8 - шайба-гровера М8.
Рис. 5.10.2 - Установка датчиков скорости:
76
6. АГРЕГАТИРОВАНИЕ
В настоящем разделе приведены сведения по особенностям агрегатирования тракто-
ров БЕЛАРУС - 1021/1021.3, в том числе рекомендации по подбору машин, по условиям
безопасного применения трактора и определению критерия управляемости, правилам пра-
вильного комплектования машинно-тракторных агрегатов (далее - МТА или агрегат на базе
трактора), а также ряд другой необходимой информации, позволяющей оценить возмож-
ность совместной эксплуатации трактора с машинами.
Рекомендации по агрегатированию конкретных технических средств сельскохозяйст-
венного назначения, разнообразных по номенклатуре и техническим характеристикам, в том
числе описание их конструкции, сведения по регулировкам, порядку комплектования агре-
гатов на базе тракторов и технологии выполнения работ, приводятся в эксплуатационной
документации, которая прилагается к ним.
6.1 Применение трактора по назначению
Назначение, способ и условия применения трактора:
Универсальный пропашной колесный трактор сельскохозяйственного назначения,
обеспечивающий возможность работы навесных, полунавесных, полуприцепных и прицеп-
ных машин различного назначения в качестве энергетического базового средства с помо-
щью стандартизованного рабочего оборудования.
Тракторы БЕЛАРУС обеспечивает возможность агрегатирования машин, техниче-
ские характеристики которых взаимоувязаны с характеристиками трактора:
по присоединительным размерам;
- по допустимым нагрузкам;
- по возможности обеспечения движения с необходимой рабочей скоростью;
- величине отбора мощности;
- соответствия тягового усилия трактора и рабочих тяговых сопротивлений агрегати-
руемых машин.
Рабочее оборудование трактора для агрегатирования
Тракторы БЕЛАРУС оборудуются следующим рабочим оборудованием для агрега-
тирования - НУ, ТСУ, ВОМ, гидровыводы, пневмоголовка и электророзетка.
Наличие и типоразмер рабочего оборудования для агрегатирования машин устанав-
ливается производителем трактора в зависимости от модели и комплектации трактора.
Внимание!
Изготовитель трактора не несет ответственности за отказы и поломки трактора,
аварийные ситуации и травмы, произошедшие в процессе его эксплуатации в сле-
дующих случаях:
из-за действий неподготовленного персонала;
- из-за не выполнения, неточного (или не в полном объеме), рекомендаций экс-
плуатационной документации, правил дорожного движения, требований нормативных
документов по охране труда;
- из-за неправильного подбора, несоответствующего применения и агрегатиро-
вания машин с трактором;
- с отбором мощности и тяговым сопротивлением, превышающим допустимые
величины для трактора;
- с заметной длительной пробуксовкой и перегрузкой колес трактора;
- превышения допустимых вертикальных нагрузок на шины, оси, ТСУ и НУ;
- невыполнению рекомендаций по выбору давлений в шинах колес и скорости
движения.
77
Указания по эксплуатации:
Эксплуатация трактора, а также требования безопасности при его применении по на-
значению, должны выполняться в полном соответствии с руководством по эксплуатации
трактора, нормативных документов по охране труда и правил дорожного движения. Изгото-
витель гарантирует возможность надежной и безопасной работы трактора только при со-
блюдении потребителем правил и условий эксплуатации, технического обслуживания,
транспортирования и хранения, установленных настоящим руководством, а так же сохран-
ности пломб. При условии соблюдения всех указаний изготовителя трактора, в том
числе соблюдении скоростного режима движения, допускается применение трактора на
несельскохозяйственных видах работ путем агрегатирования машин в составе МТА,
в качестве энергетического средства с помощью стандартного рабочего оборудования для
агрегатирования.
Возможности применения трактора в конкретных условиях с агрегатируемыми
машинами определяются допустимым диапазоном номинальных тяговых усилий на
крюке и мощностью двигателя; ограничиваются максимально допустимыми нагрузками
на трактор, тягово-сцепными свойствами ходовой системы и допустимым буксованием,
рабочей скоростью движения, величиной допустимого отбора мощности и массой агре-
гатируемых машин.
Квалификация обслуживающего персонала:
К работе на тракторе, с целью его управления и агрегатирования, допускается
лица (далее - трактористы, операторы), прошедшие специальную подготовку и инструк-
таж по вопросам охраны труда, имеющие документы установленного законодательством
образца на право управления трактором и получившие допуск к работе на конкрет-
ном тракторе.
Владельцам, а также должностным и иным лицам, ответственным за техническое со-
стояние и эксплуатацию трактора запрещено допускать трактор к дорожному движению и
агрегатированию машин, запрещено допускать трактористов к управлению трактором с на-
рушением требований действующих правил дорожного движения и настоящего руководства
трактора. Владелец (или лицо, ответственное за эксплуатацию трактора) трактора обязан
изучить руководство трактора и выполнять все изложенные в нем требования техники безо-
пасности и правил эксплуатации.
Если владелец (или лицо, ответственное за эксплуатацию трактора) трактора непо-
средственно на тракторе не работает, то оно должно в обязательном порядке убедиться в
том, что перед тем как приступить к работе, все лица, имеющие отношение к эксплуатации
трактора, прошли инструктаж по технике безопасности и правильному агрегатированию
трактора с машинами, а также изучили руководство трактора.
Тракторист, работающий на тракторе, несет персональную ответственность за
соблюдение правил дорожного движения и техники безопасности, а также мер безо-
пасности и правильности применяемости трактора в соответствии с руководством трактора.
Тракторист должен перед выполнением работ ознакомиться также с технической доку-
ментации по эксплуатации агрегатируемой машины, которая будет эксплуатироваться с
трактором.
6.2 Типы и классификация сельскохозяйственных машинно-тракторных
агрегатов на базе тракторов БЕЛАРУС-1021/1021.3
6.2.1 Сельскохозяйственные агрегаты, работающие на базе тракторов БЕЛАРУС-1021/1021.3,
классифицируются по следующим эксплуатационным признакам:
По виду выполняемого технологического процесса - пахотные, посевные, поса-
дочные, почвообрабатывающе-посевные, уборочные и другие.
78
По способу производства работ:
- подвижные, выполняющие работу в процессе движения;
- стационарно -передвижные, выполняющие работу на стационаре и в
движении;
- стационарные , выполняющие работу в стационарных условиях, когда трактор не
движется.
По типу привода рабочих органов машины - тяговые, тягово-приводные,
приводные. У тяговых агрегатов на базе трактора вся полезная мощность
реализуется путем тяги через ТСУ или НУ. Полезная мощность у тягово-
приводного МТА реализуется одновременно путем тяги через сцепное устройст-
во трактора и одновременно механического и/или гидравлического отбора мощно-
сти через ВОМ и свободные гидравлические выводы трактора. Приводные МТА
выполняют работу в стационарных условиях
(трактор не движется) путем механи-
ческого и/или гидравлического отбора мощности через ВОМ и свободные гид-
равлические выводы трактора. Частный пример тягового агрегата - транспортный
МТА.
По числу машин в составе МТА - одно и -многомашинные. Машина, выпол-
няющая несколько рабочих операций, технологические модули которой исполь-
зовать как отдельное техническое средство не предусмотрено, считается одной
машиной.
По расположению рабочих органов относительно продольной плоскости
трактора - симметричные и асимметричные.
По расположению относительно задних колес и продольной плоскости
трактора - заднее, боковое левое и правое
(в межбазовом промежутке между пе-
редними и задними колесами), переднее и смешанное.
По количеству выполняемых технологических операций:
- однородные агрегаты на базе трактора, выполняющие одну технологическую
операцию;
- совмещенные или комплексные, выполняющие несколькими машинами одно-
временно две и более технологические операции;
- комбинированные, выполняющие одной машиной несколько технологических
операций;
- универсальные, оборудованные сменными рабочими органами, способными выпол-
нять разные операции в различное время.
79
6.2.2 По способу агрегатирования трактором сельскохозяйственные машины разде-
ляются на следующие типы:
НАВЕСНАЯ - закреплена в трех точках к шарнирам верхней и нижних тяг НУ.
Масса машины в транспортном положении полностью воспринимается трактором.
Элементы конструкции машины в транспортном положении не имеют контакта с
опорной поверхностью. При переводе машины из рабочего положения в транспорт-
ное, точка соединения машины с трактором принудительно перемещается по высоте
в новое.
ПОЛУНАВЕСНАЯ - закреплена в трех точках к шарнирам верхней и нижних
тяг НУ или только в двух точках к шарнирам нижних тяг НУ. Масса маши-
ны в транспортном положении частично воспринимается трактором и большей
частью собственными ходовыми колесами (обычно одним или двумя). При пе-
реводе машины из рабочего положения в транспортное, точка соединения ма-
шины с трактором принудительно перемещается по высоте в новое. Двухточеч-
ное шарнирное соединение осуществляется путем крепления соединительных
пальцев оси подвеса машины с шарнирами нижних тяг НУ
(верхняя тяга не
используется). Возможен вариант использования поперечины из комплекта
трактора или машины.
ПОЛУПРИЦЕПНАЯ - присоединена обычно в одной точке посредством сцеп-
ной петли к ТСУ. Возможен вариант двухточечного шарнирного соединения
с НУ (без использования верхней тяги). Масса машины в транспортном поло-
жении частично воспринимается трактором и большей частью собственными
ходовыми колесами (обычно не менее двух). При переводе машины из рабочего
положения в транспортное, точка соединения машины с трактором не изменяет
своего положения. К полуприцепным машинам относятся также различные
транспортные средства общего и специального назначения: полуприцепы общего
назначения, полуприцепы-цистерны, полуприцепы самосвальные и полуприцеп-
ные специальные транспортные средства для механизации технологических процес-
сов в сельском хозяйстве. Частным примером полуприцепных машин являются
технические средства, агрегатируемые с помощью соединительных устройств
седельного типа.
ПРИЦЕПНАЯ - присоединена обычно посредством сцепной петли в одной точ-
ке к ТСУ. Возможен вариант двухточечного шарнирного соединения с НУ (без
использования верхней тяги). Масса машины в транспортном положении полно-
стью воспринимается ее ходовой системой, на сцепное устройство трактора
(ТСУ или НУ) приходится лишь нагрузка от массы присоединительного устрой-
ства машины. При переводе машины из рабочего положения в транспортное,
точка соединения машины с трактором не изменяет своего положения. К при-
цепным машинам относятся также различные транспортные средства общего и спе-
циального назначения: прицепы общего назначения, прицепы-цистерны, прицепы
самосвальные и прицепные специальные транспортные средства для механизации
технологических процессов в сельском хозяйстве. При агрегатировании навесных,
прицепных, полунавесных и полуприцепных машин допускается крепление от-
дельных их элементов (пультов САК, маркеров, ограничительных стяжек, соеди-
нительной арматуры, кронштейнов и др.) при условии соблюдения всех указаний
руководства по эксплуатации.
80
МОНТИРУЕМАЯ - закреплена путем крепления сборочных единиц (обычно обвя-
зочной рамы) из комплекта машины к монтажным отверстиям трактора. В каче-
стве присоединительных элементов могут служить шарниры тяг НУ, зафиксирован-
ные в крайнем верхнем положении от произвольного опускания вниз; при этом тре-
буемое положение машины относительно опорной поверхности может достигаться за
счет удлинения раскосов или установки специальных раскосов из комплекта маши-
ны. Масса монтируемого технического средства полностью воспринимается тракто-
ром. К оборудованию данного типа относится монтируемые фронтальные и грейфер-
ные погрузчики. Допускается использование без специального разрешения отверстий
полурамы и рукавов заднего моста для крепления вспомогательных элементов (стя-
жек, кронштейнов, маркеров, сцепок) входящих в состав сельскохозяйственных ма-
шин, агрегатируемых с помощью навесных трехточечных и тягово-сцепных уст-
ройств трактора.
Внимание!
1. Агрегатирование монтируемых машин (погрузчиков, бульдозеров и других
подобных технических средств) не является применением трактора БЕЛАРУС-
1021/1021.3 по назначению.
2. Разрешение на совместную эксплуатацию тракторов БЕЛАРУС-1021/1021.3 с
навесными, прицепными, полунавесными и полуприцепными машинами, которое
производится в полном соответствии с настоящим руководством по эксплуатации
трактора и не выходит за допустимые рамки его применения по назначению, не требу-
ется. При этом РУП «МТЗ» не несет ответственности за отказы, поломки и другие
проблемы в эксплуатации трактора, возникшие из-за неправильного подбора и/или
несоответствующего применение машин с трактором. Согласование агрегатирования
навесных, прицепных, полунавесных и полуприцепных сельскохозяйственных машин
является рекомендуемой процедурой.
6.3 Рекомендации по подбору сельскохозяйственных машин для
агрегатирования
Подбор и покупка сельскохозяйственных машин к трактору производится потребите-
лем самостоятельно, исходя из его потребностей, с учетом характеристик машины и трактора,
а также местных условий (требований агротехнологий, почвенных условий, личного опыта,
рекомендаций соответствующих региональных консультативных центров и организаций по
сельскохозяйственному производству). Необходимо иметь в виду, что сельскохозяйственные
машины одинакового назначения, но различных производителей, могут отличаться по осо-
бенностям агрегатирования, иметь различные технические характеристики и регулировки.
В эксплуатационной документации машин, как правило, подробно рассматриваются
вопросы правильного применения машин по назначению, в том числе рекомендации по под-
бору и агрегатированию трактора, технике безопасности. В любом случае производитель
(продавец) машины обязан по Вашему запросу предоставить информацию по основным ха-
рактеристикам трактора, который должен обеспечить возможность агрегатирования машины.
Составить агрегат на базе трактора - это значит определить, сколько и с какими ха-
рактеристиками машин нужно присоединить к Вашему трактору, какую применить сцепку,
если она необходима, какое дополнительное рабочее оборудование использовать, какие ре-
гулировки и настройки провести, и на какой передаче работать. Но для этого необходимо
сначала купить машины. Порядок составления агрегатов на базе трактора, особенности ра-
боты приводятся в руководствах по эксплуатации агрегатируемых технических средств. Во
всех случаях необходимо проверить соответствие по присоединительным элементам, грузо-
подъемности навесных устройств и шин, допустимой нагрузке на ТСУ и мосты трактора.
81
Трактор БЕЛАРУС способен агрегатироваться с машинами с сопротивлением
рабочих органов не более 18,0 кН.
Ширина захвата агрегата и глубина обработки в основном зависят
от удельных сопротивлений почв, которые определяют диапазон рабочих
скоростей с учетом агротребований. Чем тяжелее почва, тем выше
удельное сопротивление. Изменение скорости на
1 км/ч изменяет удельное
сопротивление до 1…6 %.
Внимание!
Обязательно получите от производителя
(продавца) машины в доста-
точном объеме информацию по характеристикам трактора, который обеспе-
чит возможность работы машины. Если такая информация не предоставляет-
ся, то рекомендуем не работать
(не покупать) с такой машиной, чтобы избе-
жать, возможно, больших проблем в процессе ее эксплуатации, которые могут
привести к поломкам трактора.
Исходные данные для выбора машин для агрегатирования с тракторами:
- вид и характеристика обрабатываемой почвы или возделываемых
культур;
- размеры и рельеф полей;
- агротехнические требования к выполняемой работе
(рабочая скорость,
агротехнический просвет, колея, ширина шин, направление рабочего хода, эксплуа-
тационная масса, способ агрегатирования, вертикальная нагрузка на присоединитель-
ное устройство);
- тяговое сопротивление и энергетические потребности рабочих машин, тя-
говые свойства и мощность трактора.
При выборе машин обращайте особое внимание на переменные ха-
рактеристики условий работы сельскохозяйственной техники в полевых ус-
ловиях. Например, трактор тягового класса 1,4 в обычных условиях должен рабо-
тать с трехкорпусным плугом шириной захвата 1,5 м, а на легких почвах, на участ-
ках полей без уклонов, обеспечивает работу четырехкорпусного плуга с шириной
захвата 1,6 м.
При составлении машинно-тракторного агрегата чрезвычайно важно правиль-
но выбрать передачу, на которой должен работать трактор. Конечно, выгодно рабо-
тать на большой скорости и с большой шириной захвата и глубиной обработки ра-
бочих органов агрегатируемых машин. К сожалению, увеличивать одновременно
скорость движения агрегата, его ширину и глубину невозможно. Чем больше ско-
рость, тем меньше сила тяги трактора, следовательно, необходимо уменьшать ши-
рину захвата и глубину обработки, и наоборот. Необходимо также не забывать,
что скорость и глубина обработки часто ограничиваются агротехническими
требованиями.
82
6.4 Определение и оценка возможности агрегатирования тракторов БЕ-
ЛАРУС-1021/1021.3 с сельскохозяйственными машинами
Определение и оценка возможности агрегатирования тракторов БЕЛАРУС-
1021/1021.3 с сельскохозяйственными машинами производится в несколько этапов:
Первый этап - Подготовка и сбор исходных данных
1. Изучите руководство по эксплуатации трактора. Определите основные техниче-
ские характеристики трактора: тяговый класс, номинальное тяговое усилие, мощность дви-
гателя, допустимая мощность механического и гидравлического отбора, присоединитель-
ные размеры/тип (ТСУ или НУ; хвостовиков ВОМ, гидровыводов, электророзетки, пневмо-
головки), взаимное расположение торца хвостовика ВОМ по отношению к центру оси под-
веса НУ или присоединительного пальца ТСУ; комплектация, диапазон скоростей и колеи,
наличие необходимого рабочего оборудования и максимально допустимая масса трактора,
допустимые нагрузки на оси и шины колес, полная масса буксируемого прицепа.
2. Изучите руководство по эксплуатации машины. Определите основные технические
характеристики машины: тяговое сопротивление, мощность механического (ВПМ), элек-
трического и гидравлического отбора, присоединительные размеры/тип (петли дышла/или
сницы; присоединительного треугольника; хвостовиков ВПМ, гидровыводов, электровилки,
пневмоголовки), взаимное расположение торца хвостовика ВПМ по отношению к центру
оси подвеса присоединительного треугольника или петли дышла/сницы; возможность изме-
нения комплектации типа хвостовика ВПМ и направления вращения хвостовика ВПМ, диа-
пазон рабочих скоростей, полная эксплуатационная масса с технологическим грузом, нали-
чие тормозов, наличие карданного вала (тип, длина, наличие и тип защитной муфты). Про-
консультируйтесь при необходимости с продавцом (изготовителем) машины. Запросите,
при необходимости, недостающие данные по машине.
Второй этап - Проверка собираемости
Проведите оценку конструктивной увязки сопрягаемых элементов трактора (тягово-
сцепных устройств, навесных трехточечных устройств; гидравлических, электрических со-
единений; пневматической головки; хвостовики ВОМ) с соответствующими элементами
машины, включая соответствие колеи и типоразмера колес требованиям технологии выпол-
няемых работ, расположения ВОМ, ВПМ и карданного вала машины, а также возможность
монтажа системы автоматизированного контроля за выполнением технологического про-
цесса и установки контрольного пульта в кабине из комплекта машины.
Проверьте наличие необходимого оборудования для агрегатирования в комплекта-
ции трактора: необходимый тип ТСУ, пневмоголовка, электророзетка, необходимый тип
хвостовика ВОМ, шины колес нужного типоразмера для сдваивания, переднее или заднее
НУ, реверсный пост управления, проставки для сдваивания колес, наличие шлангов сцепки,
наличие быстросоединяемых разрывных муфт. Отсутствующее оборудование у трактора
приобретите дополнительно. После проверки наличия и доустановки необходимого рабоче-
го оборудования у трактора произведите комплектование и подготовку МТА с учетом ре-
комендаций эксплуатационной документации на агрегатируемые технические средства.
При покупке новых машин к трактору необходимо при заказе обязательно указать
необходимую комплектацию с соответствующим рабочим оборудованием, обеспечиваю-
щим возможность агрегатирования с трактором БЕЛАРУС-1021/1021.3.
Для машин с приводом от заднего ВОМ необходимо заказывать карданный вал необ-
ходимой длины и типа, с соответствующими присоединительными размерами. Машины с
приводом от ВОМ имеют техническую возможность комплектования редуктором, обеспе-
чивающим вращение карданного вала как по часовой так и против часовой стрелки. Поэто-
му при покупке машины укажите представителю фирмы на обязательность комплектования
машины редуктором, привод которого обеспечивается через карданный вал с направлением
вращения вала ВПМ против направления часовой стрелки, если смотреть со стороны при-
вода машины на торец вилки карданного вала.
83

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
3 посетителя считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности