Трактор Беларус 3022ДЦ.1. Руководство — часть 23

4.4 Досборка и обкатка трактора
4.4.1 Досборка трактора
Трактор «БЕЛАРУС-3022ДЦ.1» поступает потребителю в собранном виде, до-
полнительная досборка не требуется.
4.4.2 Техническое обслуживание перед обкаткой трактора
Перед вводом нового трактора в эксплуатацию выполните следующее:
- вымойте трактор, удалите консервирующую смазку
(при ее наличии на
тракторе);
- внимательно осмотрите трактор, проверьте его комплектность и наличие
эксплуатационной документации;
- снимите аккумуляторные батареи, приведите их в рабочее состояние и уста-
новите на место;
- проверьте затяжку наружных резьбовых соединений и, если необходимо,
подтяните;
- проверьте уровень масла в масляном картере двигателя, в трансмиссии,
корпусе ПВМ, корпусах колесных редукторов ПВМ, маслобаках ГНС и ГОРУ, ре-
дукторах ПВОМ и, если необходимо, долейте согласно разделу 6 «Техническое
обслуживание»;
- слейте имеющееся топливо из топливного бака и заполните топливный бак
отстоянным свежим топливом: зимой - зимним, летом - летним;
- проверьте уровень тормозной жидкости в бачках главных цилиндров гидро-
статических приводов сцепления и рабочих тормозов, если необходимо, долейте со-
гласно разделу 6 «Техническое обслуживание»;
- проверьте уровень тормозной жидкости в компенсационной камере главного
цилиндра сцепления и главного тормозного цилиндра на реверсе управления сцеп-
лением и тормозами, если необходимо, долейте согласно разделу 6 «Техническое
обслуживание»;
- заполните систему охлаждения двигателя охлаждающей жидкостью. Доливку
производите до того момента, когда уровень охлаждающей жидкости в расширитель-
ном бачке будет на 50…60 мм ниже уровня верхней кромки заливной горловины;
- проверьте и, при необходимости, доведите до требуемой нормы давление в
шинах, в соответствии с таблицами 4.2.5 и 4.2.6;
- убедитесь в наличии защитных ограждающих щитков (ограждение хвостови-
ков ЗВОМ, ПВОМ и пр.);
- проведите операции ежесменного технического обслуживания двигателя, пе-
речисленные в руководстве по эксплуатации двигателя;
- проверьте работу двигателя, исправность приборов освещения и
сигнализации, действие тормозов и рулевого управления, а также проверьте
функционирование остальных систем и узлов трактора по штатным контрольно-
измерительным приборам;
Перед началом обкатки проверьте затяжку гаек крепления задних колес к сту-
пице и крепления передних колес к фланцу редуктора ПВМ. Момент затяжки должен
быть от 700 до 750 Н·м.
4.4.3 Обкатка трактора
ВНИМАНИЕ: ПЕРВЫЕ 30 ЧАСОВ РАБОТЫ ТРАКТОРА ОКАЗЫВАЮТ БОЛЬ-
ШОЕ ВЛИЯНИЕ НА РАБОЧИЕ ПОКАЗАТЕЛИ И СРОК СЛУЖБЫ ТРАКТОРА. ВАШ
ТРАКТОР БУДЕТ РАБОТАТЬ И ДЛИТЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ НАДЕЖНО ПРИ УСЛОВИИ
ПРАВИЛЬНОГО ПРОВЕДЕНИЯ ОБКАТКИ И ВЫПОЛНЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ ТЕХНИЧЕ-
СКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В УКАЗАННЫЕ В РАЗДЕЛЕ 6 «ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУ-
ЖИВАНИЕ» СРОКИ!
232
ВНИМАНИЕ: В ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ ОБКАТАЙТЕ ТРАКТОР В ТЕЧЕ-
НИЕ 30 Ч! ДО ПЕРВОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ (ТО-1) (125 Ч) ЗАГРУ-
ЖАЙТЕ ТРАКТОР ДО 80 % ОТ НОМИНАЛЬНОЙ МОЩНОСТИ!
При проведении 30-часовой обкатки выполняйте следующие указания:
- постоянно следите за показаниями приборов, работой систем смазки, охлаж-
дения и питания. Контролируйте уровни масла и жидкости в заправочных емкостях;
- проверяйте затяжку и подтягивайте наружные крепежные соединения;
- не перегружайте дизель, не допускайте дымления и падения оборотов. При-
знаками перегрузки являются резкое падение оборотов, дымление и нереагирование
дизеля на увеличение подачи топлива. Работа на высокой передаче под нагрузкой
приводит к чрезмерному износу трущихся деталей дизеля;
- работа трактора на слишком низкой передаче с малой нагрузкой при высоких
оборотах дизеля приведет к перерасходу топлива. Правильный выбор передачи для
каждого конкретного условия работы дает экономию топлива и снижает износ дизеля;
- избегайте длительной работы без нагрузки в режиме максимальных или ми-
нимальных оборотов дизеля;
- для правильной приработки трущихся деталей муфты сцепления в процессе
обкатки более часто и плавно включайте муфту сцепления.
ВНИМАНИЕ: ОБКАТКУ ТРАКТОРОВ «БЕЛАРУС-3022ДЦ.1», ТЕХНИЧЕСКОЕ
ОБСЛУЖИВАНИЕ ПЕРЕД ОБКАТКОЙ, В ПРОЦЕССЕ ОБКАТКИ И ПОСЛЕ ОБКАТКИ
ТРАКТОРОВ «БЕЛАРУС-3022ДЦ.1» ВЫПОЛНЯЕТ ПРЕДПРИЯТИЕ ИЗГОТОВИТЕЛЬ
ТРАКТОРА ЛИБО ДИЛЕРСКИЙ ЦЕНТР!
4.4.4 Техническое обслуживание в процессе обкатки трактора
После первого часа обкатки трактора проверьте затяжку гаек крепления зад-
них колес к ступице и крепления передних колес к фланцу редуктора ПВМ. Момент
затяжки должен быть от 700 до 750 Н·м. Далее контролируйте затяжку крепления
колес каждые восемь часов в течение обкатки.
В процессе обкатки регулярно проводите операции ежесменного технического
обслуживания в соответствии с указаниями, изложенными в разделе 6 «Техническое
обслуживание» настоящего руководства.
4.4.5 Техническое обслуживание после обкатки трактора
После обкатки трактора выполните следующее:
- осмотрите и обмойте трактор;
- прослушайте работу всех составных частей трактора;
- проверьте затяжку гаек крепления задних колес к ступице и крепления пе-
редних колес к фланцу редуктора ПВМ;
- подтяните две контровочные гайки М30х1,5 (с левой и правой резьбой) трубы
рулевой тяги крутящим моментом от 150 до 170 Н·м и две корончатые гайки М24х2
шаровых пальцев рулевой тяги моментом от 100 до 140 Нм;
- проверьте и при необходимости подтяните наружные резьбовые соединения;
- слейте конденсат из ресиверов пневмосистемы;
- слейте отстой из топливных баков и фильтра грубой очистки двигателя;
- проверьте состояние аккумуляторных батарей, очистите клеммные соедине-
ния и вентиляционные отверстия;
- проверьте и, если необходимо, отрегулируйте свободный ход педали сцеп-
ления, тормоза и пневмопривод;
- слейте масло из трансмиссии. Затем очистите сетчатый фильтр КП и маг-
нитные уловители магнитного фильтра, замените бумажные фильтрующие элемен-
ты сдвоенного фильтра и очистите магниты кольцевые постоянные. Залейте в транс-
миссию свежее масло;
- проверьте смазку на всех сборочных единицах согласно пункта 3 таблицы 6.7.1.
Где необходимо смажьте либо замените смазку;
- проверьте, и при необходимости, восстановите герметичность воздухоочи-
стителя и впускного тракта;
- проконтролируйте функционирование двигателя, рулевого управления, тор-
мозов, органов управления, систем освещения и сигнализации.
233
4.5 Действия в экстремальных условиях
4.5.1 Для экстренной остановки трактора одновременно резко нажмите на пе-
дали сцепления и тормозов.
4.5.2 Для экстренной остановки двигателя ключ выключателя стартера и при-
боров переведите из положения «I» в положение «0» в соответствии со схемой, при-
веденной на рисунке 2.2.2.
4.5.3 При аварии немедленно остановите двигатель, затормозите трактор, от-
ключите аккумуляторные батареи и покиньте кабину трактора через любой из ава-
рийных выходов, открыв, в зависимости от положения трактора, либо левую дверь
кабины, либо правую дверь кабины, либо заднее стекло или одно из боковых стекол.
Для открытия боковых стекол необходимо повернуть рукоятку для открытия стекла
до рабочего положения (рабочее положение - стекло открыто), затем надавить на
эту рукоятку в направлении, обратном прямому ходу трактора до полного выхода
направляющего пальца из рукоятки и открыть стекло полностью. Если открытие ава-
рийных выходов невозможно, разбейте стекло требуемого аварийного выхода под-
ручным тяжелым предметом и покиньте кабину трактора.
4.5.4 При чрезмерном увеличении частоты вращения коленчатого вала двига-
теля немедленно остановите двигатель и затормозите трактор.
4.5.5 Для экстренного выключения переднего вала отбора мощности (ПВОМ) и
заднего вала отбора мощности (ЗВОМ) нажмите на кнопку 1 (рисунок 2.13.5).
4.5.6 Для экстренного прекращения работы одновременно всех секций гидро-
распределителя EHS на панели БПО ГНС необходимо нажать выключатель «STOP»
аварийного останова 7 (рисунок 2.16.6).
4.5.7 При появлении задымления или очага пламени немедленно остановите
трактор, остановите двигатель и выключите выключатель АКБ. Для ликвидации оча-
га пламени используйте порошковый огнетушитель, либо очаг пламени засыпьте
песком, накройте брезентом, мешковиной или другой плотной тканью. Не заливайте
горящее топливо и масло водой.
4.5.8 При неисправности КЭСУ в части невозможности включения передач КП,
для движения трактора к месту ремонта предусмотрен специальный переключатель
«АВАРИЯ» 3 (рисунок 4.5.1), расположенный на корпусе КЭСУ 2 с тыльной стороны.
Для включения переключателя необходимо предварительно отвернуть четыре винта
1 крепления КЭСУ к боковому пульту и приподнять блок из пульта. При включении
переключателя 3 работа КЭСУ полностью блокируется, напряжение питания напря-
мую подается на электромагнит второй передачи и электромагнит привода ПВМ,
включается сигнализатор аварийного режима работы КП 8 (рисунок 2.13.5).
1 - винт крепления КЭСУ к боковому пульту; 2 - КЭСУ; 3 - переключатель «АВАРИЯ».
Рисунок 4.5.1 - Доступ к переключателю «АВАРИЯ» на корпусе КЭСУ
234
5 Агрегатирование
5.1 Общие сведения
В разделе 5 «Агрегатирование» даны необходимые указания и сведения по
особенностям применения тракторов «БЕЛАРУС-3022ДЦ.1».
Область допустимого применения тракторов «БЕЛАРУС-3022ДЦ.1» - места с
неограниченным воздухообменом, достаточной опорной и габаритной проходимостью.
Виды выполняемых работ тракторами «БЕЛАРУС-3022ДЦ.1» - выполнение
механизированных работ в растениеводстве и кормопроизводстве.
Тракторы «БЕЛАРУС-3022ДЦ.1» комплектуется необходимым рабочим обору-
дованием для агрегатирования: навесные и тягово-сцепные устройства, ВОМ, гид-
ровыводы, пневмоголовки и электророзетки. Перечисленное выше рабочее обору-
дование трактора обеспечивает возможность агрегатирования различных машин в
составе МТА (машинно-тракторного агрегата или агрегата на базе трактора).
ВНИМАНИЕ: ТРАКТОРЫ «БЕЛАРУС-3022ДЦ.1» ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ ТОЛЬКО
ДЛЯ АГРЕГАТИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ НАВЕСНЫХ, ПОЛУНАВЕС-
НЫХ, ПОЛУПРИЦЕПНЫХ И ПРИЦЕПНЫХ МАШИН В СОСТАВЕ МТА, ТЕХНИЧЕ-
СКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОТОРЫХ В ЧАСТИ АГРЕГАТИРУЕМОСТИ СОПОСТА-
ВИМЫ С ХАРАКТЕРИСТИКАМИ ТРАКТОРА! ДРУГОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ТРАКТОРА НЕ
ПРЕДУСМОТРЕНО!
Подбор и покупка сельскохозяйственных машин (машин для внесения удобре-
ний, плугов, культиваторов, борон, сеялок, фрез и других машин) к тракторам «БЕ-
ЛАРУС-3022ДЦ.1» производится потребителем самостоятельно, исходя из его по-
требностей, с учетом характеристик машины и трактора, а также местных условий -
требований агротехнологий, почвенных условий, личного опыта, рекомендаций со-
ответствующих региональных консультативных центров и организаций по сельскохо-
зяйственному производству.
ВНИМАНИЕ: УКАЗАНИЯ И СВЕДЕНИЯ ПО КОНКРЕТНЫМ АСПЕКТАМ ИС-
ПОЛЬЗОВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ МАШИН С ТРАКТОРОМ, В ТОМ
ЧИСЛЕ ПО РЕКОМЕНДУЕМЫМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ ТРАКТОРА, ДАНЫ В ЭКС-
ПЛУАТАЦИОННОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ АГРЕГАТИРУЕМЫХ МАШИН!
Возможности применения сельскохозяйственных тракторов в конкретных условиях
использования ограничиваются допустимым диапазоном номинальных тяговых усилий
на крюке и мощностью двигателя, максимально допустимыми нагрузками на трактор, тя-
гово-сцепными свойствами ходовой системы, буксованием, рабочей скоростью движе-
ния, величиной отбора мощности и эксплуатационной массой агрегатируемых машин.
ВНИМАНИЕ: ПРИ РАБОТЕ НА ТРАКТОРЕ В СОСТАВЕ МТА НЕОБХОДИМО
ИЗУЧИТЬ И СТРОГО СЛЕДОВАТЬ УКАЗАНИЯМ, ИЗЛОЖЕННЫМ В ЭКСПЛУАТА-
ЦИОННОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ МАШИН, АГРЕГАТИРУЕМЫХ С ТРАКТОРОМ! ЛИЦА,
НЕ ИЗУЧИВШИЕ ДАННУЮ ДОКУМЕНТАЦИЮ, В ТОМ ЧИСЛЕ ТЕХНИКУ БЕЗОПАС-
НОСТИ РАБОТЫ С МАШИНАМИ, А ТАКЖЕ НЕ ИМЕЮЩИЕ ДОКУМЕНТАЦИЮ НА
РАБОЧЕМ МЕСТЕ, НЕ ДОПУСКАЮТСЯ К РАБОТЕ НА ТРАКТОРЕ!
ВНИМАНИЕ: ПРИ АГРЕГАТИРОВАНИИ НАВЕСНЫХ, ПОЛУНАВЕСНЫХ, ПО-
ЛУПРИЦЕПНЫХ И ПРИЦЕПНЫХ МАШИН С ТРАКТОРАМИ «БЕЛАРУС-3022ДЦ.1»
ДОПУСКАЕТСЯ УСТАНОВКА В КАБИНЕ И ПОДКЛЮЧЕНИЕ К БОРТОВОЙ СЕТИ
ТРАКТОРА СИСТЕМ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ТЕХНОЛОГИЧЕ-
СКИМ ПРОЦЕССОМ ИЗ КОМПЛЕКТА ДАННЫХ МАШИН, ЕСЛИ ЭТО ПРЕДУСМОТ-
РЕНО ДОКУМЕНТАЦИЕЙ МАШИН.
Тракторы «БЕЛАРУС-3022ДЦ.1» относятся к категории транспортных механи-
ческих средств, на которые распространяется действие правил дорожного движения
и других нормативных документов эксплуатации безрельсового транспорта.
Лицо, работающее на тракторе, несет персональную ответственность за со-
блюдение правил дорожного движения и техники безопасности, а также мер безо-
пасности и правильности применяемости тракторов «БЕЛАРУС-3022ДЦ.1», изло-
женных в настоящем руководстве по эксплуатации.
235
Квалификация обслуживающего персонала при работе на тракторах
«БЕЛАРУС-3022ДЦ.1»:
- к работе на тракторе допускается лица, прошедшие специальную подготовку и
инструктаж по вопросам охраны труда, имеющие документы установленного законода-
тельством образца на право управления трактором и получившие допуск к работе на
конкретном тракторе.
- если владелец трактора (или лицо, ответственное за эксплуатацию трактора) не-
посредственно на тракторе не работает, то он должен в обязательном порядке убедиться
в том, что перед тем как приступить к работе, все лица, имеющие отношение к эксплуата-
ции трактора, прошли инструктаж по технике безопасности и правильному агрегатирова-
нию трактора с машинами, изучили руководство по эксплуатации трактора.
ВНИМАНИЕ: ВЛАДЕЛЬЦАМ, А ТАКЖЕ ДОЛЖНОСТНЫМ И ИНЫМ ЛИЦАМ, ОТ-
ВЕТСТВЕННЫМ ЗА ТЕХНИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ И ЭКСПЛУАТАЦИЮ ТРАКТОРА ЗА-
ПРЕЩЕНО ДОПУСКАТЬ ТРАКТОР К ДОРОЖНОМУ ДВИЖЕНИЮ И АГРЕГАТИРОВА-
НИЮ, ЗАПРЕЩЕНО ДОПУСКАТЬ ОПЕРАТОРОВ К УПРАВЛЕНИЮ ТРАКТОРОМ С НА-
РУШЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ ДЕЙСТВУЮЩИХ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И
НАСТОЯЩЕГО РУКОВОДСТВА ТРАКТОРА!
ВНИМАНИЕ: ПЕРЕД НАЧАЛОМ ДВИЖЕНИЯ ТРАКТОРА В СОСТАВЕ МТА, В ТОМ
ЧИСЛЕ ПЕРЕД ЗАПУСКА ДВИГАТЕЛЯ, УБЕДИТЕСЬ В ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ОТСУСТВИИ В
НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ БЛИЗОСТИ, В ТОМ ЧИСЛЕ В ЗОНЕ МЕЖДУ ТРАКТОРОМ И
АГРЕГАТИРУЕМЫМИ МАШИНАМИ ИЛИ ПРИЦЕПАМИ (ПОЛУПРИЦЕПАМИ), ЛЮДЕЙ!
5.2 Типы и классификация сельскохозяйственных машинно-тракторных
агрегатов на базе трактора «БЕЛАРУС-3022ДЦ.1»
По способу агрегатирования с тракторами «БЕЛАРУС-3022ДЦ.1» сельскохозяй-
ственные машины подразделяются на следующие типы:
- навесная - закреплена в трех точках к шарнирам верхней и нижних тяг НУ. Мас-
са машины в транспортном положении полностью воспринимается трактором. Элемен-
ты конструкции машины в транспортном положении не имеют контакта с опорной по-
верхностью. При переводе машины из рабочего положения в транспортное точка соеди-
нения машины с трактором принудительно перемещается по высоте в новое;
- полунавесная - закреплена в трех точках к шарнирам верхней и нижних тяг НУ или
только в двух точках к шарнирам нижних тяг НУ. Масса машины в транспортном положении
частично воспринимается трактором и большей частью собственными ходовыми колесами
(обычно одним или двумя). При переводе машины из рабочего положения в транспортное
точка соединения машины с трактором принудительно перемещается по высоте в новое.
Двухточечное шарнирное соединение осуществляется путем крепления соединительных
пальцев оси подвеса машины с шарнирами нижних тяг НУ (верхняя тяга не используется).
Возможен вариант использования поперечины из комплекта трактора или машины.
- полуприцепная - присоединена обычно в одной точке посредством сцепной петли к
ТСУ. Возможен вариант двухточечного шарнирного соединения с НУ (без использования
верхней тяги). Масса машины в транспортном положении частично воспринимается тракто-
ром и большей частью собственными ходовыми колесами (обычно не менее двух). При пе-
реводе машины из рабочего положения в транспортное точка соединения машины с трак-
тором не изменяет своего положения. К полуприцепным машинам относятся различные
транспортные средства общего и специального назначения: полуприцепы общего назначе-
ния, полуприцепы-цистерны, полуприцепы самосвальные и полуприцепные специальные
транспортные средства для механизации технологических процессов в сельском хозяйстве.
- прицепная - присоединена обычно посредством сцепной петли в одной точке к
ТСУ. Возможен вариант двухточечного шарнирного соединения с НУ (без использования
верхней тяги). Масса машины в транспортном положении полностью воспринимается ее
ходовой системой, на сцепное устройство трактора (ТСУ или НУ) приходится лишь на-
грузка от массы присоединительного устройства машины. При переводе машины из ра-
бочего положения в транспортное точка соединения машины с трактором не изменяет
своего положения. К прицепным машинам относятся различные транспортные средства
общего и специального назначения: прицепы общего назначения, прицепы-цистерны,
прицепы самосвальные и прицепные специальные транспортные средства для механи-
зации технологических процессов в сельском хозяйстве.
236
5.3 Навесные устройства
5.3.1 Общие сведения
Оператор при управлении как передним, так и задним навесным устройством
с помощью выносного пульта управления (при его наличии) должен находится вне
зоны действия навесного трехточечного устройства, и при этом учитывать габариты
выступающих частей поднимаемой машины.
ВНИМАНИЕ: ПЕРЕД ТЕМ КАК ПОКИНУТЬ ТРАКТОР НА ЛЮБОЕ ВРЕМЯ
ОБЯЗАТЕЛЬНО ОПУСТИТЕ НАВЕСНУЮ МАШИНУ НА ЗЕМЛЮ!
ВНИМАНИЕ: ВЕЛИЧИНА МАКСИМАЛЬНОЙ ГРУЗОПОДЪЕМНОСТИ НАВЕС-
НОГО УСТРОЙСТВА (ПНУ ИЛИ ЗНУ) НА ОСИ ПОДВЕСА ОПРЕДЕЛЯЕТ ТЕХНИЧЕ-
СКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДАННОГО УСТРОЙСТВА, А НЕ ДОПУСТИМУЮ МАССУ АГ-
РЕГАТИРУЕМЫХ С ЕГО ПОМОЩЬЮ НАВЕСНЫХ МАШИН. ДОПУСТИМАЯ МАССА
НАВЕСНОЙ МАШИНЫ ЗАВИСИТ ОТ ВЫЛЕТА ЦЕНТРА МАСС МАШИНЫ ОТНОСИ-
ТЕЛЬНО ОСИ ПОДВЕСА, А ОГРАНИЧИВАЕТСЯ - ДОПУСТИМЫМИ НАГРУЗКАМИ
НА ТРАКТОР И КРИТЕРИЕМ УПРАВЛЯЕМОСТИ!
ВНИМАНИЕ: ПРИ УПРАВЛЕНИИ НАВЕСНЫМИ УСТРОЙСТВАМИ УБЕДИ-
ТЕСЬ, ЧТО ТРЕТЬИ ЛИЦА НАХОДЯТСЯ НА БЕЗОПАСНОМ РАССТОЯНИИ ОТ НА-
ВЕСНЫХ УСТРОЙСТВ!
5.3.2 Заднее навесное трехточечное устройство
5.3.2.1 Общие сведения
Заднее навесное трехточечное устройство трактора «БЕЛАРУС-3022ДЦ.1»
выполнено по ГОСТ 10677. Основные параметры ЗНУ, указанные в таблице 5.3.1 и
на рисунках 5.3.1, 5.3.2, даны при установленных на тракторе задних шинах стан-
дартной комплектации (620/70R42 или 710/70R38) при стандартных статических ра-
диусах, указанных изготовителем шин.
Заднее навесное устройство, как указано в подразделе 3.18 «Заднее навесное
устройство», состоит из трех тяг (верхней и двух нижних), соединенных посредством
шарниров передними концами с трактором и задних концов со свободными шарни-
рами, для соединения с присоединительными пальцами агрегатируемых машин.
ЗНУ предназначено для присоединения к трактору машин заднего расположения,
передачи тягового усилия во время работы и регулировки их положения во время
работы или движения в транспортном положении. ЗНУ обеспечивает агрегатирова-
ние следующих типов машин и орудий:
- навесных при трехточечной навеске (верхняя и нижние тяги);
- полунавесных (нижние тяги);
- полуприцепных с помощью поперечины на ось подвеса нижних тяг (при уста-
новке НУ-3).
ВНИМАНИЕ: ДОПУСКАЕТСЯ НА КОНЦЫ НИЖНИХ ТЯГ ЗАДНЕГО УСТАНОВ-
КА ПОПЕРЕЧИНЫ ИЛИ ПРИЦЕПНОЙ ОСИ ПОДВЕСА ИЗ КОМПЛЕКТА МАШИНЫ
ДЛЯ АГРЕГАТИРОВАНИЯ ПОЛУНАВЕСНЫХ, ПОЛУПРИЦЕПНЫХ И ПРИЦЕПНЫХ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ МАШИН ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ РАБОТ СО
СКОРОСТЬЮ ДВИЖЕНИЯ НЕ БОЛЕЕ 15 КМ/Ч!
Предусмотрена возможность комплектования трактора несколькими типораз-
мерами и исполнениями навесного устройства.
Размеры и конструкция ЗНУ трактора «БЕЛАРУС-3022ДЦ.1» обеспечивает
возможность присоединения всех машин, имеющих соответствующие размеры при-
соединительных элементов присоединительного треугольника, показанного на схе-
мах ЗНУ.
237
Схема заднего навесного устройства исполнения НУ-3 представлена на
рисунке 5.3.1.
Схема заднего навесного устройства исполнения НУ типа К-700 представлена
на рисунке 5.3.2.
В конструкции заднего НУ заложена возможность использования регулиро-
вочной штанги, которая путем фиксации нижних тяг между собой с определенным
размером обеспечивает необходимую длину оси подвеса и облегчает их соединение
с машиной. Для предохранения присоединенных машин от раскачивания служат ре-
гулируемые по длине ограничительные наружные стяжки.
Для обеспечения требуемого положения машины предусмотрены следующие
регулировки ЗНУ в вертикальной и горизонтальной плоскостях с помощью верхней
тяги, раскосов и ограничительных стяжек:
1 Изменение длины верхней тяги.
Производится для обеспечения одинакового заглубления рабочих органов
(выравнивание глубины хода рабочих органов, расположенных друг за другом по хо-
ду движения трактора). Если рама навесного плуга наклонена вперед по ходу дви-
жения трактора и передний корпус пашет глубже заднего, удлините верхнюю тягу и
укоротите, если, передний корпус пашет с меньшей глубиной, чем задний.
2 Изменение длины левого или правого раскоса.
Производится в следующих случаях:
- обеспечение положения машины в горизонтальной плоскости;
- обеспечение равномерной глубины обработки рабочими органами навесной
машины по ширине захвата.
3 Изменение длины обеих раскосов, верхней тяги для транспортного положе-
ния машины.
Производится в следующих случаях:
- обеспечение дорожного просвета не менее 300 мм;
- обеспечение достаточного безопасного расстояния между элементами трак-
тора и машины, исключающее касание элементов машины трактора (зазор не менее
100 мм).
4. Изменение длины обеих стяжек.
Применяется в следующих целях:
- при транспортировании машины (в крайнем верхнем положении ЗНУ) стяжки
должны быть максимально укорочены в пределах существующей регулировки для
ограничения раскачивания машины во время движения во избежание повреждения
элементов трактора при возможных аварийных ситуаций;
- при работе с навесными и полунавесными почвообрабатывающими маши-
нами с пассивными рабочими органами для сплошной обработки (плуги лемешные и
чизельные, плуги-лущильниики, глуборыхлители и другие машины) необходимо
обеспечить свободное перемещение в горизонтальной плоскости (качание) нижних
тяг 125 мм в каждую сторону от продольной плоскости трактора путем разблокиро-
вания ограничительных стяжек;
- при работе с сельскохозяйственными машинами (кроме плугов, глуборыхли-
телей и других аналогичных машин для сплошной обработки почвы с пассивными
рабочими органами) обеспечить частичную блокировку, ограничивающую качание
нижних тяг в горизонтальной плоскости не более 20 мм.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ СМЕЩЕНИЕ ПРОДОЛЬНОЙ ОСИ МАШИ-
НЫ, ОТНОСИТЕЛЬНО ПРОДОЛЬНОЙ ОСИ ТРАКТОРА ПРИ ПОМОЩИ РЕГУЛИ-
РОВКИ СТЯЖЕК.
238
Примечание - Правила регулировок и наладок раскосов и стяжек приведены в
подразделе 3.18 «Заднее навесное устройство».
ВНИМАНИЕ: ДЛИНА ЛЕВОГО РАСКОСА ЗАДНЕГО НАВЕСНОГО УСТРОЙСТ-
ВА РАВНА 1020 ММ, КОТОРУЮ БЕЗ ОСОБОЙ НАДОБНОСТИ МЕНЯТЬ НЕ РЕКО-
МЕНДУЕТСЯ. ПРИ РАБОТЕ ТРАКТОРА В БОРОЗДЕ РЕГУЛИРУЕТСЯ ПО ДЛИНЕ,
КАК ПРАВИЛО, ПРАВЫЙ РАСКОС. ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПОПЕРЕЧИНЫ НА ОСЬ
ПОДВЕСА И РАБОТЕ С ОБОРОТНЫМИ ПЛУГАМИ ДЛИНА РАСКОСОВ ДОЛЖНА
БЫТЬ ОДИНАКОВОЙ!
ВНИМАНИЕ: НЕСОБЛЮДЕНИЕ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РЕГУЛИРОВКЕ СТЯ-
ЖЕК И РАСКОСОВ МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К ОБРЫВУ СТЯЖЕК, ОПОРНЫХ КРОН-
ШТЕЙНОВ ИЛИ ДРУГИМ ПОЛОМКАМ!
ВНИМАНИЕ: НЕОБХОДИМЫЕ ОСОБЕННОСТИ И СПОСОБ РЕГУЛИРОВА-
НИЯ ПОЛОЖЕНИЯ МАШИН, АГРЕГАТИРУЕМЫХ С ПОМОЩЬЮ НАВЕСНЫХ УСТ-
РОЙСТВ, В СООТВЕТСТВИИ С ОСОБЕННОСТЯМИ ВЫПОЛНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИ-
ЧЕСКОГО ПРОЦЕССА И АГРОТЕХНИЧЕСКИМИ ТРЕБОВАНИЯМИ УКАЗАНЫ В
ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ДАННЫХ МАШИН. ЕСЛИ ТАКОВЫЕ СВЕ-
ДЕНИЯ ОТСУТСТВУЮТ, ТО В ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ ПОЛУЧИТЕ НЕОБХО-
ДИМУЮ ИНФОРМАЦИЮ У ПРОИЗВОДИТЕЛЯ ИЛИ ПРОДАВЦА МАШИНЫ!
При работе с широкозахватными машинами для улучшения поперечного копи-
рования рельефа (культиваторы сеялки и др.) и уменьшения нагрузок на ЗНУ необ-
ходимо обеспечить свободное перемещение в вертикальной плоскости одной ниж-
ней тяги, относительно другой. Для этого необходимо раскосы настроить так, чтобы
получить свободное перемещение в вертикальной плоскости одной нижней тяги, от-
носительно другой. Такая настройка обеспечивается путем перестановки пальцев,
установленных на вилке, как сказано в подразделе 3.18.3 «Раскос». Управление ЗНУ
осуществляется пультом управления ЗНУ из кабины, а также выносными кнопками
на крыльях задних колес, которые обеспечивают установку нижних тяг заднего НУ в
необходимое положение по высоте. Выбор способа регулирования положения зад-
него навесного устройства производится оператором в ручном режиме путем пово-
рачивания рукоятки выбора способа регулирования на пульте управления ЗНУ. Вы-
носные кнопки управления ЗНУ позволяют оператору оперативно, без помощи по-
сторонних лиц, осуществлять удобное управление ЗНУ в момент составления агре-
гата.
Электронная система управления задним навесным устройством предусмат-
ривает для ЗНУ следующие функциональные возможности:
- коррекция скорости подъема и опускания нижних тяг;
- ограничение высоты подъема нижних тяг;
- выбор необходимого способа регулирования положения нижних тяг;
- коррекция глубины обработки почвы;
- возможность работы с машинами с высотным способом регулирования высо-
ты хода рабочих органов (регулировка глубины осуществляется опорным колесом
машины).
Примечание
- Правила управления ЗНУ приведены в подразделе
2.14
«Управление задним навесным устройством».
239
Система управления ЗНУ обеспечивает следующие способы регулирования
положения навесных и полунавесных машин и их рабочих органов:
1 Для машин и агрегатов, не имеющих опорных колес:
- силовой (регулировка глубины осуществляется по тяговому сопротивлению
машины);
- позиционный (машина удерживается в заданном положении относительно
остова трактора);
- смешанный (силовой с позиционным в любом соотношении);
2 Для машин и агрегатов, имеющие опорные колеса:
- смешанный (силовой с позиционным в любом соотношении).
Рисунок 5.3.1 - Схема заднего навесного устройства исполнения НУ-3
Рисунок 5.3.2 - Схема заднего навесного устройства исполнения НУ типа К-700
Примечание - Правила присоединения сельхозмашин к ЗНУ, а также общие све-
дения об устройстве ЗНУ приведены в подразделе 3.18 «Заднее навесное устройство».
240
Таблица 5.3.1 - Основные параметры и присоединительные размеры ЗНУ
Типоразмер (исполнение)
НУ-3
НУ типа К-700 2)
устройства
(рисунок 5.3.1)
(рисунок 5.3.2)
1 Особенности конструкции
Устройство, состоящее из трех тяг (одной верхней
и двух нижних), шарнирно соединенных передними
концами с трактором, а задними в процессе рабо-
ты - с присоединительными элементами машины
2 Назначение
Для подсоединения (навешивания) и агрегати-
рование сельскохозяйственных навесных, полу-
навесных и полуприцепных машин 3)
3 Длина нижних тяг, мм
1060
1080
4 Ширина шарниров верхней
51 (45)
100 (80)
(нижней) тяги, мм
5 Диаметр пальца заднего шар-
32
39,5
нира верхней тяги, мм
6 Диаметр отверстия задних
37
60
шарниров нижних тяг, мм
7 Расстояние от торца хвостови-
675
690
ка ВОМ до оси подвеса, мм
I
II
III
8 Высота стойки 1), мм
685
700
900
1100
9 Длина оси подвеса по запле-
965
1120
чикам 1), мм
10 Расстояние от торца хвосто-
вика ВОМ до оси заднего колеса,
665
665
мм
11 Грузоподъемность устройства
на оси подвеса, кН 4):
100
100
____________________________________________________________________________________________________
1) Размер относится к агрегатируемой машине.
2) Специальное исполнение для агрегатирования машин от трактора типа К-700.
3) Полуприцепные машины агрегатируются с помощью поперечины на концах нижних
тяг заднего НУ, только при движении по направлению основного хода, но не на реверсе.
3) Не допускается нагружать ЗНУ нагрузками, превышающими нормы нагру-
зок на шины, указанные в таблице 4.2.4.
5.3.2.2 Правила переналадки ЗНУ для работы тракторов «БЕЛАРУС-3022ДЦ.1» с
сельхозорудиями, предназначенными для тракторов типа К-700
Для обеспечения возможности подсоединения к ЗНУ тракторов
«БЕЛАРУС-
3022ДЦ.1» сельхозорудий, спроектированных для агрегатирования с тракторами типа К-
700 необходимо выполнить переналадку ЗНУ следующим образом:
- отсоединить стяжки от нижних тяг;
- отсоединить проушины от нижних тяг;
- отсоединить вилки раскоса от нижних тяг;
- извлечь задние концы тяг с захватами из нижних тяг;
- установить задние концы нижних тяг с шарнирами;
- установить проушины;
- подсоединить нижние тяги к вилкам раскосов;
- подсоединить к проушинам стяжки;
- при помощи регулировок стяжек установить задние шарниры на необходимый
присоединительный размер оси подвеса орудия, как показано на рисунке 5.3.2;
- отвернуть контргайку, фиксирующую задний винт верхней тяги;
- вывернуть задний винт с захватом из трубы верхней тяги;
- навернуть на винт с шарниром контргайку;
- ввернуть винт с шарниром в трубу верхней тяги, зафиксировать его контргайкой;
- переставить верхнюю тягу (передний конец верхней тяги) на верхнее отверстие
в кронштейне ТСУ, как показано на рисунке 5.3.2.
Задние концы нижних тяг и винт верхней тяги с шарнирами, предназначенные для
подсоединения сельхозорудий, агрегатируемых с тракторами типа К-700, прикладыва-
ются в ЗИП тракторов «БЕЛАРУС-3022ДЦ.1» по заказу.
241

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
5 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности