Трактор Беларус 3022ДЦ.1. Руководство — часть 38
В соответствии со схемой электрической соединений электрооборудования трак-
тора «БЕЛАРУС-3022ДЦ.1», представленной в приложении Г, CAN кабель (фиолетового
цвета) состоит из двух сигнальных проводов CAN_high, CAN_low и экрана CAN_GND,
как показано на рисунке 7.14.2.
Рисунок 7.14.1 - Соединение контрольно-измерительных приборов с помощью
CAN кабеля, входящего в жгут щитка приборов
Рисунок 7.14.2 - Структура CAN кабеля
Контроль за работой двигателя осуществляется информационный монитором, па-
нелью электронной комбинированной, индикатором комбинированным и комбинацией
приборов. В настоящем подразделе рассмотрены методы устранения неисправностей
системы контроля работы двигателя индикатором комбинированным и комбинацией при-
боров. Неисправности в работе информационного монитора и панелью электронной ком-
бинированной может диагностировать и устранять только дилер.
Индикатор комбинированный Р1 подключается к CAN кабелю через жгут щитка
приборов и индицирует следующие параметры работы двигателя.
- обороты коленчатого вала двигателя;
- мгновенный расход топлива;
- суммарное астрономическое время работы двигателя;
- напряжение бортовой сети трактора;
- низкий уровень охлаждающей жидкости в системе охлаждения.
382
Комбинация приборов Р2 подключается к CAN кабелю через жгут щитка приборов
и индицирует следующие параметры работы двигателя:
- давление масла в двигателе (лампа аварийного давление масла в двигателе
срабатывает по информации данного сигнала);
- температура охлаждающей жидкости в двигателе (лампа аварийной температу-
ра охлаждающей жидкости в двигателе срабатывает по информации данного сигнала);
При отсутствии сигналов с блока управления двигателем (БУД) при работающем
двигателе на многофункциональный индикатор ИК выдается сообщение «C-BUS». В
этом случае необходимо устранить неисправность, как указано в пунктах ниже.
7.14.8.2 На МИ ИК выдается сообщение «C-BUS», ИК и комбинация приборов не
отображают параметры работы двигателя, при этом информационный монитор (на пра-
вой боковой стойке кабины) и ПЭК отображают параметры работы двигателя
Примечание - замеры напряжения на проводах CAN кабеля рекомендуется про-
изводить в месте, указанном стрелкой на рисунке 7.14.1.
Для диагностики и устранения неисправности необходимо выполнить следующее:
1. Проверить целостность электрических соединений CAN кабеля, для чего тре-
буется отключить приборы и пульт программирования ИК (ключ выключателя SA10 дол-
жен находиться в положении «0») и выполнить следующее:
а) Проверить надежность стыковок колодок жгута по щитку с разъемами кон-
трольно измерительных приборов, при необходимости восстановить электрические со-
единения;
б) Проверить целостность проводов CAN_high, CAN_low на обрыв в жгуте по щит-
ку приборов, сопротивление R должно стремиться к 0 Ом. При необходимости восстано-
вить электрические соединения.
в) Проверить на отсутствие короткого замыкания пары проводов CAN_high и
CAN_GND, CAN_low и CAN_GND. Сопротивление R между ними должно стремиться к
бесконечности. При необходимости найти и устранить короткое замыкание.
г) Проверить на короткое замыкание пару проводов CAN_high и CAN_low. Сопро-
тивление R между ними в любом месте кабеля должно быть равным 60±3 Ом. При со-
противлении R равным «0» Ом необходимо устранить короткое замыкание. Возможен
вариант короткого замыкания в местах отпаек проводов от ствола CAN кабеля.
Примечание - Сопротивление между проводами CAN_high и CAN_low должно из-
меряться только при включенных в CAN-шину замыкающих устройствах: электронный
блок управления двигателем с одной стороны и индикатор комбинированный с другой
стороны, каждый из которых имеет включенный параллельно резистор 120 Ом). В слу-
чае отключения одного из устройства сопротивление между проводами CAN_high и
CAN_low будет равно 120±3 Ом. При отключении обоих замыкающих устройства сопро-
тивление между сигнальными проводами будет равно бесконечности (разрыв) либо
120±3 Ом при наличии резистора, запаянного параллельно сигнальным проводам в
разъеме подключения к блоку управления двигателем, а не в самом блоке.
д) При отсутствии короткого замыкания, обрыва проводов и сопротивлении R
равном 60±3 Ом возможен вариант неработоспособности приборов. Для однозначного
определения работоспособности приборов, необходимо установить исправные ИК, ком-
бинацию приборов, пульт программирования и убедиться в нормальном функциониро-
вании исправных приборов.
2. Проверить наличие напряжения на сигнальных проводах CAN_high и CAN_low,
для чего необходимо включить приборы (ключ выключателя SA10 перевести в положе-
ние «I»). Вольтметром измерить между CAN_high и корпусом трактора (минусом питания
приборов) напряжение, оно должно быть в пределах от 2,5 до 2,7 В. Между CAN_low и
корпусом трактора (минусом питания приборов), напряжение должно быть в пределах от
2,2 до 2,4 В.
В случае отсутствия напряжения убедиться в целостности цепи питания элек-
тронного блока управления двигателем.
383
7.14.8.3 На МИ ИК выдается сообщение «C-BUS», ИК, комбинация приборов, ин-
формационный монитор (на правой боковой стойке кабины) и ПЭК не отображают пара-
метры работы двигателя.
Для диагностики и устранения неисправности необходимо повторить действия,
перечисленные в пункте 7.14.8.2. При этом замеры напряжения, целостность и замыка-
ние проводов необходимо проверить от разъемов подсоединения к приборам в жгуте по
щитку до разъема электронного блока управления двигателем. Если имеются замыка-
ния или обрывы электрических соединений CAN кабеля, устраните их.
При отсутствии замыкания, обрыва проводов и сопротивлении R равном 60±3 Ом
возможен вариант неработоспособности электронного блока управления двигателем,
либо отсутствует питание блока. Необходимо проверить наличие питания. Если питание
электронного блока управления двигателем имеется, обратитесь к дилеру для ремонта
либо замены блока.
Примечание - Схема электрическая соединений электронной системы управле-
ния двигателем приведена в приложении Б.
7.14.9. Поиск и устранение неисправностей в работе контрольно- измери-
тельных приборов, расположенных на щитке приборов
7.14.9.1 Нет показаний на ИК и комбинации приборов, не работают лампы в блоке
контрольных ламп.
а) Проверьте в блоке предохранителей F2, расположенном в блоке предохрани-
телей и реле на двигателе, исправность предохранителя «А-1» (30А).
При неисправности замените предохранитель.
Если предохранитель перегорает снова, устраните короткое замыкание в цепях
питания контрольно-измерительных приборов, датчиков, фар рабочих на поручнях ка-
бины, сигнальной цепи включения блока БУД до блока предохранителей F2.
б) Проверьте в блоке предохранителей F5 в щитке приборов исправность предо-
хранителя «А-1» (15А).
При неисправности замените предохранитель.
Если предохранитель перегорает снова, устраните короткое замыкание в цепях
питания контрольно-измерительных приборов, датчиков, сигнальной цепи включения
блока БУД до блока предохранителей F5.
в) При исправном выключателе стартера и приборов проверьте в соответствии со
схемой электрической наличие напряжения питания на колодках контрольно-
измерительных приборов.
Проверку проведите с помощью контрольной лампы.
Если обнаружились обрывы в цепи, устраните их. При наличии напряжения пита-
ния, замените приборы.
7.14.9.2 При включенных приборах и неработающем двигателе отсутствует звуко-
вой сигнал аварийной сигнализации (зуммера).
а) Проверьте целостность цепи и подсоединение проводов к реле-сигнализатору
НА3, при необходимости восстановите цепи.
б) Если цепи реле-сигнализатора исправны, замените реле-сигнализатор НА3;
в) Если отсутствует сигнал «минус» от комбинации приборов (контакт «4»), заме-
ните комбинацию.
7.14.9.3 При включенных приборах и неработающем двигателе не горит в блоке
HG1 контрольная лампа аварийного давления масла в ГОРУ:
Снимите колодку с датчика аварийного давления SP2 и кратковременно подсое-
дините к “массе” трактора. Если контрольная лампа аварийного давления масла в ГОРУ
загорелась - замените датчик SP2. Если контрольная лампа аварийного давления мас-
ла в ГОРУ не загорелась, проверьте целостность цепи от блока контрольных ламп HG1
к датчику SP2. Если цепь исправна - замените блок HG1.
384
7.14.9.4 При включенных приборах и неработающем двигателе не горит кон-
трольная лампа давления воздуха при отсутствии давления в пневмосистеме:
Отсоедините провод от датчика аварийного давления воздуха SP3 и кратковре-
менно подсоедините к “массе” трактора. Если контрольная лампа аварийного давления
воздуха загорелась - замените датчик SP3. Если контрольная лампа аварийного давле-
ния воздуха не загорелась - проверьте целостность цепи от комбинации приборов Р2 к
датчику SP3. Если цепь исправна - замените комбинацию приборов Р2.
7.14.9.5 При включенных приборах и неработающем двигателе зашкаливает
стрелка указателя давления воздуха в комбинации приборов Р2:
Проверьте целостность цепи от указателя давления воздуха к датчику ВР2, для
чего отсоедините от датчика ВР2 колодку и с помощью перемычки кратковременно со-
едините провода колодки. Если стрелка указателя давления в комбинации сместилась
за отметку “0 “, цепь исправна - замените датчик ВР2.
Если стрелка прибора продолжает зашкаливать, найдите и устраните обрыв в це-
пи от указателя давления воздуха к датчику BP2. Если цепь исправна - замените комби-
нацию приборов Р2.
7.14.9.6 При включенных приборах и неработающем двигателе зашкаливает стрел-
ка указателя давления масла в гидросистеме трансмиссии в комбинации приборов Р2:
Проверьте целостность цепи от указателя давления масла в гидросистеме транс-
миссии к датчику BP1, для чего необходимо отсоединить от датчика ВР1 колодку и с по-
мощью перемычки кратковременно соединить провода колодки. Если стрелка указателя
давления в комбинации сместилась за отметку “0 “, цепь исправна - замените датчик ВР1.
Если стрелка прибора продолжает зашкаливать, найдите и устраните обрыв в це-
пи от указателя давления масла в гидросистеме трансмиссии к датчику BP1. Если цепь
исправна - замените комбинацию приборов Р2.
7.14.9.7 Отсутствие показаний указателя скорости движения трактора и наличии
сообщений неисправностей «0 ---- km/h» или «---- 0 km/h» на МИ ИК:
а) Проверьте целостность цепей (сигнальной и питающей) от датчиков скорости
BV1, BV3 до индикатора комбинированного Р1, при необходимости восстановите цепи.
б) При целостности цепей проведите замену соответствующего датчика скорости
в зависимости от сообщения неисправности:
- при «0 ---- km/h» - левого датчика скорости;
- при «----
0 km/h» - правого датчика скорости.
Правила установки датчиков скорости приведены в подразделе 3.23.4 «Установка
и регулировка датчиков скорости и оборотов заднего ВОМ».
Примечание - При неверных показаниях скорости и отсутствии сообщений неисправ-
ности на МИ ИК, необходимо проверить установленные значения параметров программиро-
вания скорости в ИК. Правильные значения параметров для трактора «БЕЛАРУС-3022ДЦ.1»
приведены в подразделе 3.23.3 «Порядок программирование индикатора комбинированно-
го». В случае несоответствия установите указанные в таблице 3.23.1 параметры.
7.14.9.8 При работающем заднем ВОМ отсутствуют показания индикатора оборо-
тов заднего ВОМ и на МИ ИК отсутствует цифровое отображения оборотов:
а) Проверьте целостность цепей от датчика ВОМ BV2 до индикатора комбиниро-
ванного Р1, при необходимости восстановите цепи.
б) При целостности цепей провести замену датчика BV2.
Правила установки датчиков оборотов ВОМ приведены в подразделе 3.23.4 «Ус-
тановка и регулировка датчиков скорости и оборотов заднего ВОМ».
Примечание - При неверных показаниях оборотов заднего ВОМ, необходимо
проверить установленные значения параметров программирования заднего ВОМ в ИК.
Правильные значения параметров для трактора «БЕЛАРУС-3022ДЦ.1» приведены в
подразделе 3.23.3 «Порядок программирование индикатора комбинированного». В слу-
чае несоответствия установите указанные в таблице 3.23.1 параметры.
7.14.9.9 Отключаются ИК и комбинация приборов при срабатывании сигнализато-
ра повышенного напряжения бортовой сети, расположенном на ИК.
Как правило, происходит при выходе из строя реле-регулятора напряжения гене-
ратора и, соответственно, повышении питания бортовой сети выше номинального. Об-
ратитесь к дилеру для замены или ремонта генератора.
385
7.14.9.10 Отсутствуют показания указателя объема топлива в комбинации прибо-
ров и на МИ ИК выдается сообщение неисправности «FUEL».
Принцип работы ДОТ.Ч следующий:
С ДОТ.Ч на указатель объема топлива в комбинации приборов поступает частот-
ный сигнал в диапазоне от 500 Гц (пустой бак) до 1500 Гц ( полный бак). При частоте 625
Гц комбинация приборов включает сигнальную лампочку «резервного объёма» топлива
в баке. От комбинации приборов сигнал от датчика также поступает на ИК, который по-
казывает остаток топлива в баке в зависимости от введенного значения параметра «I».
Устранение неисправности в работе ДОТ.Ч необходимо выполнять в следующем
порядке:
а) Необходимо проверить целостность цепей в жгуте по трансмиссии от двена-
дцатиконтактного цилиндрического разъема до соединительной трехконтактной колодки
подключения проводов к ДОТ.Ч (BN1), при необходимости восстановите цепи.
Схема подключения ДОТ.Ч к трехконтактной колодке жгута показана на рисунке
7.14.3. Назначение контактов колодки приведены в таблице 7.14.1.
Электрические цепи ДОТ.Ч считаются исправными, если при положении «I» вы-
ключателя стартера и приборов SA10 соблюдаются следующие условия:
- на проводе контакта №3 колодки подключения жгута к ДОТ.Ч должно быть на-
пряжение 12В;
- на проводе контакта №2 колодки должен быть «минус» питания;
- частотный сигнал на проводе (контакт №1 колодки) при подключенных ДОТ.Ч и
комбинации должен изменяться в диапазоне от 500 до 1500 Гц, в зависимости от степе-
ни заполненности топливного бака.
б) Если электрические цепи исправны, демонтировать ДОТ.Ч из бака. Проверить
наличие отстоя в топливном баке, при наличии отстоя - слить его, так как трубки ДОТ.Ч
могут замыкаться при наличии большого количества отстоя на дне бака. Также требует-
ся провести внешний осмотр ДОТ.Ч на отсутствие загрязнений между измерительными
трубками. При наличии загрязнений - очистить ДОТ.Ч.
в) Если при выполнении всех указанных выше действий показания указателя
объема топлива в комбинации приборов по прежнему отсутствуют, необходимо провес-
ти замену ДОТ.Ч.
Рисунок 7.14.3 - Схема подключения ДОТ.Ч к трехконтактной колодке жгута
Таблица 7.14.1 - Назначение контактов колодки жгута в части подключения ДОТ.Ч
Номер
Назначение
контакта
1
Сигнал «объёма топлива в баке» на указатель «S»
2
«Минус» питания датчика
3
Питание датчика «12В»
386
7.15 Возможные неисправности системы кондиционирования воздуха и
отопления кабины и указания по их устранению
Перечень возможных неисправностей системы кондиционирования воздуха и
отопления кабины и указания по их устранению приведены в таблицах 7.15.1 и 7.15.2.
Таблица 7.15.1 - Возможные неисправности системы отопления кабины и
указания по их устранению
Неисправность,
Метод устранения неисправности
внешнее проявление, причина
В кабину не поступает теплый воздух
Нет циркуляции охлаждающей
жидкости через блок отопления:
- перекрыт кран отопителя
Откройте кран отопителя
- не работает вентилятор отопи-
Устраните неисправность вентилятора, про-
теля
верьте электроцепь включения вентилятора в
соответствии со схемой электрооборудования в
приложении Г.
В кабину поступает нагретый воздух большой влажности
Утечка охлаждающей жидкости в
Устраните течь или замените радиатор отопи-
радиаторе отопителя
теля
Утечка охлаждающей жидкости в
Подтяните стяжные хомуты
соединениях системы отопителя
ВНИМАНИЕ: ПРИ РАССТЫКОВКЕ ТРАКТОРА ЗАМКНУТУЮ СИСТЕМУ КОН-
ДИЦИОНИРОВАНИЯ ДОПУСКАЕТСЯ РАССОЕДИНИТЬ ПОСРЕДСТВОМ РАЗЪЕ-
ДИНЕНИЯ БЫСТРОРАЗЪЕМНЫХ МУФТ. РАЗЪЕДИНЕНИЕ СЛЕДУЕТ ПРОИЗВО-
ДИТЬ ОТВОРАЧИВАНИЕМ НАКИДНОЙ ГАЙКИ «Б» (РИСУНОК 7.15.1) (С РАЗМЕ-
РОМ ШЕСТИГРАННИКА ПОД КЛЮЧ 30ММ) С КЛАПАНА «А» (С РАЗМЕРОМ ШЕС-
ТИГРАННИКА ПОД КЛЮЧ 29 ММ)! ПРИ СОЕДИНЕНИИ МАГИСТРАЛИ РЕЗЬБУ НЕ-
ОБХОДИМО СМАЗАТЬ СИЛИКОНОВЫМ ГЕРМЕТИКОМ. ПОСЛЕ ТРЕХ-ПЯТИ
РАЗЪЕДИНЕНИЙ СОЕДИНЕНИЕ МОЖЕТ НАЧАТЬ ПОДТЕКАТЬ - В ЭТОМ СЛУЧАЕ
ЕГО НЕОБХОДИМО ЗАМЕНИТЬ!
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ: ПРИ РАЗЪЕДИНЕНИИ И СОЕДИНЕНИИ МАГИСТРА-
ЛЕЙ НЕОБХОДИМО РАБОТАТЬ В ПЕРЧАТКАХ И ЗАЩИТНЫХ ОЧКАХ!
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ: ЛЮБЫЕ РАБОТЫ, СВЯЗАННЫЕ С РАССОЕДИНЕНИ-
ЕМ ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМЫ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ, ДОЛЖНЫ ПРОВОДИТЬСЯ
ПОДГОТОВЛЕННЫМ ПЕРСОНАЛОМ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СПЕЦИАЛЬНОГО
ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ КОНДИЦИОНЕРОВ. В СИСТЕМЕ ДАЖЕ В
НЕРАБОЧЕМ СОСТОЯНИИ ПОДДЕРЖИВАЕТСЯ ВЫСОКОЕ ДАВЛЕНИЕ!
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ: ХЛАДАГЕНТ R134A НЕ ТОКСИЧЕН, НЕ ГОРЮЧ, НЕ
ОБРАЗУЕТ ВЗРЫВООПАСНЫХ СМЕСЕЙ. ТЕМПЕРАТУРА КИПЕНИЯ ХЛАДАГЕНТА
ПРИ НОРМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ МИНУС 27°С. В СЛУЧАЕ ПОПАДАНИЯ ЖИДКОГО
ХЛАДАГЕНТА НА КОЖУ, ОН МГНОВЕННО ИСПАРЯЕТСЯ И МОЖЕТ ВЫЗВАТЬ ПЕ-
РЕОХЛАЖДЕНИЕ УЧАСТКОВ КОЖИ!
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ: К РАБОТАМ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ И РЕМОНТУ ЭЛЕ-
МЕНТОВ СИСТЕМЫ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ДОПУСКАЕТСЯ ТОЛЬКО ПРОШЕД-
ШИЙ СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ПЕРСОНАЛ!
387
Таблица 7.15.2 - Возможные неисправности системы кондиционирования
воздуха и указания по их устранению
Неисправность,
Метод устранения неисправности
внешнее проявление, причина
Не срабатывает электромагнитная муфта компрессора (при повороте
регулятора температуры нет характерного металлического щелчка)
Неисправность электрооборудо-
С помощью тестера или мультиметра проверьте
вания
работоспособность блока датчиков давления
выводы блока датчиков (провода красного и ро-
зового цветов) должны «прозваниваться» между
собой. Проверьте исправность соединений элек-
трических цепей от муфты компрессора до пуль-
та управления кондиционера в соответствии со
схемой электрооборудования в приложении Г.
Произошла утечка хладагента
Обнаружить место утечки хладагента.
Обнаружение мест утечки, замена шлангов и
компонентов кондиционера производится обу-
ченным персоналом с применением специаль-
ного оборудования (гарантийное обслуживание
и ремонт производится ЗАО «Белвнешинвест»,
г. Минск, тел./факс 8-017-262-40-75, 8-029-662-
97-69, 8-029-628-67-98)
Не работает электродвигатель вентилятора кондиционера
Неисправность электрооборудо-
Проверьте исправность соответствующего
вания
предохранителя, расположенного в коммутаци-
онном блоке. При неисправности замените.
Если предохранитель исправен, контроль-
ной лампой проверьте наличие питания на
электродвигателе вентилятора кондиционера
(М2, приложение Г) при включении переключа-
теля и наличие «массы» двигателе. Если элек-
трические цепи исправны, но питание на М2 от-
сутствует, замените переключатель.
При включении кондиционера в режиме охлаждения в кабину
поступает теплый воздух
Разрушение уплотнительного
Заменить кран ПО-11
элемента крана ПО-11
Течь охлаждающей жидкости из вентиляционного отсека кабины
Разрыв трубок отопителя («раз-
Заменить климатический блок кондиционера
мораживание» отопителя из-за
неполного слива при работе в
холодный период года на воде)
Рисунок 7.15.1 - Комплект быстроразъемных муфт
388
8. Хранение трактора
8.1 Общие указания
ВНИМАНИЕ: В НАСТОЯЩЕМ РАЗДЕЛЕ ПРИВЕДЕНЫ СВЕДЕНИЯ О ПРАВИЛАХ
ХРАНЕНИЯ СИСТЕМ И УЗЛОВ ШАССИ ТРАКТОРОВ «БЕЛАРУС-3022.ДЦ1». ПРАВИЛА
ХРАНЕНИЯ, КОНСЕРВАЦИИ, ПЕРЕКОНСЕРВАЦИИ И РАСКОНСЕРВАЦИИ ДВИГАТЕЛЯ
ПРИВЕДЕНЫ В РУКОВОДСТВЕ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ДВИГАТЕЛЯ!
Тракторы необходимо хранить согласно требованиям ГОСТ 7751-85 в закрытых
помещениях или под навесом.
В случае отсутствия крытого помещения тракторы допускается хранить на откры-
тых оборудованных площадках при обязательном выполнении работ по консервации,
герметизации и снятии составных частей, требующих складского хранения.
Тракторы устанавливайте на межсменное хранение, если перерыв в использова-
нии составляет до 10 дней, кратковременное хранение, если продолжительность нера-
бочего периода составляет от 10 дней до двух месяцев, и на длительное хранение, если
перерыв в использовании продолжается более двух месяцев. Подготовку к кратковре-
менному хранению производите непосредственно после окончания работ, а к длитель-
ному хранению - не позднее 10 дней с момента окончания работ.
8.2 Требования к межсменному хранению машин
Допускается хранить трактора на площадках и в пунктах межсменного хранения
или непосредственно на месте проведения работ. Все отверстия, через которые могут
попасть атмосферные осадки во внутренние полости трактора, должны быть плотно за-
крыты крышками. Аккумуляторные батареи должны быть отключены.
8.3 Требования к кратковременному хранению машин
Установите трактор на хранение комплектным без снятия с трактора агрегатов и
сборочных единиц.
Аккумуляторные батареи отключают. Уровень и плотность электролита должна
соответствовать требованиям по обслуживанию аккумуляторных батарей, перечислен-
ным в пункте 6.4.3.7 подраздела 6.4.3 «Техническое обслуживание через каждые 250
часов работы». В случае хранения трактора при низких температурах или свыше одного
месяца аккумуляторы снимают и сдают на склад.
8.4 Требования к длительному хранению машин на открытых площадках
Перед установкой на хранение производите проверку технического состояния
трактора. Трактор должен пройти очередной технический уход.
Технологическое обслуживание трактора при подготовке к длительному хранению
включает:
- очистку и мойку;
- снятие с трактора и подготовку к хранению составных частей, подлежащих хра-
нению в специально оборудованных складах;
- герметизацию отверстий, полостей от проникновения влаги, пыли;
- консервацию трактора, его составных частей;
- установку трактора на подставки (подкладки).
Трактор после эксплуатации очищают от пыли, грязи, подтеков масла, раститель-
ных и других остатков. Составные части, на которые недопустимо попадание воды (гене-
раторы, реле и др.) предохраняют защитными чехлами. После очистки и мойки тракторы
обдувают сжатым воздухом для удаления влаги. Поврежденную окраску восстанавливают
путем нанесения лакокрасочного покрытия или защитной смазки.
Окраску производить согласно ГОСТ 6572-91.
При длительном хранении трактора на открытых площадках снимают, подготав-
ливают к хранению и сдают на склад электрооборудование, составные части из резины,
полимерные материалы из текстиля (шланги гидравлических систем и др.), инструмент.
Детали для крепления снимаемых составных частей трактора устанавливают на свои
места. Электрооборудование (фары, аккумуляторные батареи и др.) очищают, обдувают
сжатым воздухом, клеммы покрывают защитной смазкой.
389
При подготовке трактора к длительному хранению выполните внутреннюю и наруж-
ную консервацию двигателя, указанную в руководстве по эксплуатации двигателя. Смажьте
все узлы трактора согласно пункта 3 таблицы 6.7.1 настоящего руководства. Слейте масло
и залейте свежее с добавлением присадки к требуемому количеству масла до контрольного
уровня в корпуса трансмиссии, редукторов ПВМ и ПВОМ, масляный бак ГНС и ГОРУ. Обка-
тайте трактор в течение от 10 до 15 минут. На длительное хранение аккумуляторные бата-
реи ставьте после проведения контрольно-тренировочного цикла в соответствии с ГОСТ
9590-76. Открытые шарниры, винтовые и резьбовые соединения механизма навески, руле-
вой трапеции, шлицевые поверхности хвостовика ВОМ и карданных валов, выступающие
части штоков цилиндров и амортизаторов, механизмы для регулирования колеи передних и
задних колес законсервируйте. Заливную горловину топливного бака, отверстия сапунов
двигателя, трансмиссии, гидросистем, выхлопную трубу дизеля и входную трубу воздухо-
очистителя, соответствующие отверстия после снятия стартера, и другие полости, через
которые могут попасть атмосферные осадки во внутренние полости агрегатов и сборочных
единиц трактора, плотно закройте крышками, мешочками из полиэтиленовой пленки или
другими специальными приспособлениями. Рычаги и педали управления установите в по-
ложение, исключающее произвольное включение узлов и агрегатов трактора.
Допускается открыто хранить пневматические шины в разгруженном состоянии на
тракторах, установленных на подставках Поверхности шин покрывают защитным составом.
Давление в шинах при закрытом и открытом хранении снижают до 70% нормального. На-
ружные поверхности гибких шлангов гидросистемы очищают от грязи и масла. Допускается
хранить шланги на машине. При этом их покрывают защитным составом или обертывают
изолирующим материалом (парафинированной бумагой, полиэтиленовой пленкой и т.п.).
Капоты и дверцы кабин должны быть закрытыми.
Периодически, в холодное время года и при длительном хранении, следует про-
изводить смазку цилиндрового механизма, который расположен в кнопке 3 (рисунок
3.25.4) ручки замка двери методом впрыска препаратами HG 5503 (HG5501, WD-40);
При техническом обслуживании машин в период хранения проверяют правиль-
ность установки машин на подставках или подкладках (отсутствие перекосов) комплект-
ность, давление воздуха в шинах, надежность герметизации, состояние антикоррозион-
ных покрытий (наличие защитной смазки, целостность окраски, отсутствие коррозии),
состояние защитных устройств (целостность и прочность крепления чехлов, крышек).
Обнаруженные дефекты должны быть устранены.
Технологическое обслуживание трактора при снятии с хранения включает снятие
трактора с подставок, очистку и при необходимости расконсервацию трактора, его состав-
ных частей, снятие герметизирующих устройств, установку на трактор снятых составных
частей, инструмента, проверку работы и регулировку трактора и его составных частей.
8.5 Консервация
Временная противокоррозионная защита узлов и систем трактора от воздействия окру-
жающей среды в процессе транспортирования и хранения трактора обеспечивается консервацией.
Правила консервации двигателя и его систем, топливного бака приведены в руко-
водстве по эксплуатации двигателя.
Подлежащие консервации остальные (кроме двигателя) поверхности трактора очи-
щают от механических загрязнений, обезжиривают и высушивают. Консервации подвергну-
ты неокрашенные внутренние и наружные поверхности с цинковым покрытием, видовые
узлы трактора и в кабине коррозионно-защитным маслом RUST BAN 397. SUMIDERA 397.
Герметизация узлов (горловины радиатора и топливного бака, сапуны, штоки ци-
линдров) выполнена чехлами из полиэтиленовой пленки.
Применяемые материалы обеспечивают защиту трактора и его узлов на период
хранения и транспортирования в течение года.
Наружная консервация трактора и его узлов производится методом смазывания
поверхностей кистью и методом напыления на поверхности при помощи краскораспыли-
теля. Внутреннюю консервацию трактора проводят методом заполнения полостей кон-
сервационной смесью с последующей проработкой двигателя.
В период эксплуатации трактора при межсменном, кратковременном и длитель-
ном хранении средства и методы консервации, условия хранения в соответствии с
ГОСТ 7751-85, обеспечивает предприятие, эксплуатирующее трактор. Консервацию
внутренних поверхностей выполняют также универсальной консервационной смазкой
КС-У по ТУ РБ 600125053.019-2004 г. При хранении на открытых площадках видовые
поверхности консервируют смазкой «БЕЛА-КОР» марки А по ТУ РБ 600125053-020-2004 г.
390
8.6 Расконсервация и переконсервация
Способ расконсервации выбирается в зависимости от применяемых консерваци-
онных материалов. Законсервированные поверхности необходимо протирать ветошью,
смазанной маловязкими маслами, растворителями или смыть моющими воднораство-
римыми растворами. С загерметизированных узлов необходимо удалить изоляционные
материалы (пленку, бумагу). Законсервированные внутренние поверхности не требуют
расконсервации.
Переконсервацию трактора производят в случае обнаружения дефектов консер-
вации в процессе хранения или по истечению сроков защиты.
8.7 Подготовка трактора к эксплуатации после длительного хранения
Выполните расконсервацию двигателя, как указано в руководстве по эксплуата-
ции двигателя.
Удалите смазку с наружных законсервированных поверхностей. Снимите уста-
новленные защитные полиэтиленовые чехлы, крышки, пробки, специальные приспособ-
ления и установите на место ранее снятые детали. Перед установкой очистите детали
от смазки и пыли. Слейте отстой от всех емкостей, заправьте рабочими жидкостями и
при необходимости добавьте до контрольного уровня.
Смажьте все механизмы трактора согласно пункта 3 таблицы 6.7.1 настоящего
руководства. Проведите плановое техническое обслуживание. Обкатайте трактор в те-
чение от 15 до 20 минут. При наличии неисправностей, устраните их.
8.8 Требования безопасности при консервации
К выполнению работ производственного процесса консервации, состоящей из
подготовки поверхностей, нанесения средств консервации, разметки и порезки бумаги,
упаковки, допускаются лица, достигшие 18 лет, прошедшие медицинский осмотр, ввод-
ный инструктаж по охране труда и пожарной безопасности, первичный инструктаж на
рабочем месте. Помещения и участки консервации должны быть отделены от других
производственных помещений и оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией. Приме-
няемые консервационные материалы являются горючими веществами, с температурой
вспышки от 170 до 270 С°, должны соответствовать государственным стандартам, тех-
ническим условиям и иметь сертификат качества.
На поставляемых консервационных материалах должны быть наименование ма-
териала. Работы по консервации выполняйте в спецодежде и обуви, обязательно ис-
пользуйте индивидуальные средства защиты. При выполнении работ по консервации со-
блюдайте правила личной гигиены, своевременно сдавайте в чистку спецодежду, не сти-
райте ее в эмульсии, растворителях, керосине. Консервационные материалы по степени
воздействия на организм человека относятся к умеренно опасным, поэтому используйте
рекомендуемые индивидуальные средства защиты при работе с материалами.
При длительном воздействии консервационных масел, смазок и жидкостей на ко-
жу рук возможны ее поражения. Пары уайт-спирта в небольших концентрациях дейст-
вуют как слабый наркотик, при большой концентрации может произойти отравление.
Бумага противокоррозионная содержит ингибиторы коррозии, которые вызывают раз-
дражение и воспалительные процессы кожи и слизистых оболочек носа, глаз. Перед на-
чалом работы наденьте хлопчатобумажный халат или костюм, фартук и подготовьте ин-
дивидуальные средства защиты в зависимости от условий работы и токсичности ис-
пользуемых веществ. Смажьте руки защитной пастой (кремом) или наденьте хлопчато-
бумажные и резиновые перчатки. Перед выполнением работ, по которым неизвестны
безопасные условия труда, требуйте проведение инструктажа по технике безопасности.
391
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст