Трактор Беларус 3522.5. Руководство — часть 13

3.11.3 Магнитный фильтр
Магнитный фильтр (рисунок 3.11.4), предназначенный для очистки масла от
ферромагнитных частиц гидросистемы трансмиссии, установлен справа по ходу
трактора на крышке КП управления ходоуменьшителем. Фильтр состоит из корпуса
2, на который устанавливается крышка 1 с четырьмя магнитными уловителями 3.
1 - крышка; 2 - корпус; 3. магнитный уловитель.
Рисунок 3.11.4 - Магнитный фильтр
3.11.4 Электрогидравлический распределитель гидросистемы трансмиссии
Электрогидравлический распределитель гидросистемы трансмиссии предна-
значен для управления фрикционными муфтами КП и блокировки дифференциала
ЗМ. Распределитель установлен на верхней плоскости корпуса муфты сцепления. В
корпус распределителя 1 (рисунок 3.11.5) ввернуты:
- шесть распределителей 3 для управления шестью передачами КП;
- распределитель блокировки дифференциала ЗМ;
- распределитель, промаркированный «ПВМ» не используется;
- семь датчиков давления 4 масла во фрикционах КП и блокировки диффе-
ренциала ЗМ;
- датчик указателя давления 2 масла в гидросистеме трансмиссии.
1 - корпус; 2 - датчик указателя давления; 3 -распределитель; 4 - датчик давления.
Рисунок 3.11.5 - Электрогидравлический распределитель гидросистемы трансмиссии
143
3.11.5 Распределитель управления задним ВОМ
Распределитель управления задним ВОМ предназначен для включения и вы-
ключения заднего ВОМ. Распределитель состоит из корпуса 1 (рисунок 3.11.6), в ко-
тором расположены подпружиненный золотник 2, электроуправляемый пропорцио-
нальный клапан 3 и датчик давления 4.
При нажатии на кнопку включения заднего ВОМ в кабине на лицевой панели
КЭСУ электрический сигнал подается на пропорциональный клапан 3, который пе-
ремещает свой золотник. При этом рабочая жидкость под давлением поступает под
торец золотника 2, который, сжимая пружину, перемещается вверх. Жидкость под
давлением поступает в канал «ВОМ» и далее во фрикцион ВОМ, канал «Тормоз»
сообщается со сливом. При увеличении давления свыше 0,8 МПа срабатывает дат-
чик давления 4 и на лицевой панели КЭСУ загорается лампочка индикации включен-
ного состояния заднего ВОМ.
При нажатии на кнопку выключения заднего ВОМ происходит обесточивание
пропорционального клапана 3 и перемещение его золотника, в результате чего ра-
бочая жидкость под давлением через канал «P» и отверстие «Тормоз» в корпусе
распределителя поступает в бустер тормоза ВОМ. При этом пружина возвращает
золотник 2 в первоначальное положение и канал «ВОМ» соединяется со сливом.
Включается тормоз ВОМ, а фрикцион ВОМ выключается. Лампочка индикации вклю-
чения ЗВОМ на панели КЭСУ гаснет.
1 - корпус; 2 - золотник; 3 - клапан пропорциональный; 4 - датчик давления.
Рисунок 3.11.6 - Распределитель управления задним ВОМ
144
3.12 Передний ведущий мост
3.12.1 Общие сведения
1 - колесный редуктор; 2 - регулировочная прокладка; 3 - пружинная шайба; 4 -
болт; 5 - колпачок; 6 - масленка; 7 - кольцо; 8 - обойма; 9 - подшипник; 10 - втулка; 11
- подшипник; 12 - полуосевой вал; 13 - корпус ПВМ; 14 - сапун; 15 - редуктор цен-
тральный; 16 - пробка;17 - масленка; 18 - бугель; 19, 20 - втулка; 21 - болт; 22 - пру-
жинная шайба; 23 - бугель; 24 - втулка, 25 - штифт; 26 - кольцо; 27 - пробка; 28 - шай-
ба; 29 - втулка; 30 - стопорное кольцо; 31 - заглушка; 32 - прокладка; 33 - уплотнение;
34, 41 - вилка шарнира; 35 - вилка сдвоенная; 36 - подшипник; 37 - ось; 38 - кольцо; 39
- обойма; 40 - крестовина с подшипниками; 42 - контргайка; 43 - винт; 44 - болт регули-
ровочный; 45 - контргайка.
Рисунок 3.12.1 - Передний ведущий мост
Передний ведущий мост (ПВМ) предназначен для передачи крутящего момен-
та к управляемым передним колесам трактора. Передний мост состоит из цельноли-
той балки (корпуса ПВМ) 13 (рисунок 3.12.1), центрального редуктора 15, сдвоенных
карданных шарниров, полуосевых валов 12 и планетарных колесных редукторов 1.
Центральный редуктор 15 установлен в корпус ПВМ 13 на двух штифтах 25 и кре-
пится к нему болтами 21. Для уплотнения стыка корпуса и центрального редуктора
применяется резиновое кольцо 26. Крутящий момент от центрального к колесным
редукторам передается полуосевыми валами 12 и сдвоенными карданными шарни-
рами. Сдвоенный карданный шарнир состоит из вилок 34 и 41, соединенных со
сдвоенной вилкой 35, двумя крестовинами 40 с игольчатыми подшипниками. Шарнир
установлен в корпусе переднего моста на двух шариковых подшипниках 9 и 11, меж-
ду которыми установлена дистанционная втулка 10.
145
Для предотвращения вытекания масла из корпуса ПВМ по вилке карданного
шарнира 34 служит обойма 8 с установленными в ней уплотнением 33 и резиновыми
кольцами 7. В корпусе моста 13 сдвоенный карданный шарнир фиксируется стопорным
кольцом 30 и стопорными винтами 43.
Полуосевой вал 12 с двухсторонними шлицами установлен между сдвоенным
шарниром и дифференциалом центрального редуктора. На шлицах со стороны сдво-
енного шарнира имеется бурт, препятствующий осевому перемещению полуосевого
вала. Для предотвращения вытекания масла по шлицам полуосевого вала из балки
ПВМ в вилке 34 сдвоенного шарнира установлена заглушка 31 и прокладка 32.
Планетарные колесные редукторы 1 соединены с корпусом ПВМ с помощью осей
37 и могут поворачиваться относительно балки ПВМ на двух подшипниках 36. Соедине-
ние осей с поворотным кулаком колесного редуктора осуществляется с помощью болтов
4. Для регулировки угла поворота колесных редукторов служат болты 44 и контргайки 45.
Смазка шкворневых подшипников 36 осуществляется через масленки 6, уста-
новленные на осях 37. От попадания грязи масленки защищены резиновыми колпач-
ками 5. Для предотвращения попадания грязи к подшипникам шкворня в корпусе
ПВМ установлены обоймы 39 с кольцами 38. Регулировка подшипников 36 осущест-
вляется прокладками 2. Заправка масла в корпус ПВМ осуществляется до нижней
кромки заливного отверстия, в которое установлена пробка 27, а слив путем отвора-
чивания сливной пробки 16. Корпус переднего моста снабжен сапуном 14, поддер-
живающим нормальное давление в полости балки ПВМ.
3.12.2 Центральный редуктор
Центральный редуктор представляет собой пару конических шестерен с кру-
говым зубом и предназначена для повышения крутящего момента и изменения на-
правления его передачи. Ведущая вал-шестерня главной пары центрального редук-
тора 20 (рисунок 3.12.2) установлена в корпусе центрального редуктора на двух ро-
ликовых конических подшипниках 12 и 14, между которыми установлена дистанци-
онная втулка 13 и регулировочные шайбы 21. Ведомая шестерня главной пары цен-
трального редуктора 40 посажена на центрирующий поясок корпуса дифференциала
3 и крепится к нему с помощью болтов 1. Для предотвращения отворачивания бол-
тов служат отгибные пластины 2.
На шлицевом конце ведущей вал-шестерни установлен фланец 19 привода
переднего ведущего моста, который крепиться к ведущей шестерне 20 с помощью
гайки 17. На фланце 19 установлен грязевик 16, служащий для предотвращения по-
падания грязи в рабочую полость корпуса центрального редуктора. Для предотвра-
щения вытекания масла в корпусе 10 установлено уплотнение 15. С целью обеспе-
чения правильного положения ведущей шестерни, при сборке центрального редук-
тора под ее торец подбирается шайба 11 необходимого размера.
Дифференциал - самоблокирующийся, повышенного трения со смещенной
характеристикой блокирующих свойств, которые проявляются только при работе
трактора с высокими тяговыми нагрузками (пахота, культивация и др.). Блокировка
дифференциала отсутствует при движении трактора по дорогам с твердым покрыти-
ем при малых тяговых нагрузках.
В корпусе 3 и крышке 26 дифференциала, соединенных болтами 34, разме-
щены четыре сателлита 37 на крестовине 39, полуосевые шестерни 4, фрикционные
диски - опорные 9, ведущие 22 и ведомые 23, четыре сферических шайбы сателли-
тов 38 и пружины 6, служащие для обеспечения блокирующих свойств дифферен-
циала лишь в области повышенных тяговых нагрузок трактора.
Дифференциал установлен в расточках корпуса центрального редуктора на
двух роликовых конических подшипниках 7 и от осевого перемещения фиксируется
гайками 8.
146
Гайки 8 также служат для регулировки зацепления главной пары и обеспечения
необходимого пятна контакта. От отворачивания гайки 8 фиксируются стопорами 31,
прикрепленными к корпусам подшипника 27 болтами 33 через пружинные шайбы 32.
1 - болт; 2 - отгибная пластина; 3 - корпус дифференциала;4 - полуосевая
шестерня; 5 - тарелка пружины; 6 - пружинный пакет; 7 - подшипник; 8 - гайка; 9 -
опорный фрикционный диск; 10 - корпус; 11 - шайба; 12 - подшипник; 13 - дистан-
ционная втулка;14 -подшипник; 15 - уплотнение ; 16 - грязевик; 17 - гайка; 18 -
шайба; 19 - фланец; 20 - ведущая шестерня; 21 - шайба; 22 - ведущий фрикцион-
ный диск; 23 - ведомый фрикционный диск; 24 - стопорное кольцо; 25 - шарик; 26 -
крышка дифференциала; 27 - корпус подшипника; 28 - втулка; 29 - отгибная пла-
стина; 30 - болт; 31 - стопор; 32 - пружинная шайба; 33 - болт; 34 - болт; 35 - пру-
жинная шайба; 36 - ролик; 37 - сателлит; 38 - сферическая шайба; 39 - крестовина;
40 - ведомая шестерня.
Рисунок 3.12.2 - Центральный редуктор
3.12.3 Колесный редуктор
1 - пробка; 2 - болт; 3 - водило; 4 - солнечная шестерня; 5 - втулка; 6 - са-
теллит; 7 — опорная шайба; 8 - ось сателлита; 9 - уплотнительное кольцо; 10 - ро-
лик; 11 - шайба; 12 - шайба пружинная; 13 - штифт; 14 - диск; 15 - проволочное
кольцо; 16 - шпилька; 17 - прокладка; 18 - ступица; 19 - шайба пружинная; 20 - гай-
ка; 21 - втулка; 22 - грязевик; 23 - кулак поворотный; 24, 25 - уплотнение; 26 - проб-
ка; 27 - втулка; 28 - уплотнение; 29 - подшипник; 30 - шайба опорная; 31 - проклад-
ка регулировочная; 32 - болт; 33 - отгибная пластина; 34 - корпус редуктора; 35 -
эпициклическая шестерня; 36 - прокладка.
Рисунок 3.12.3 - Колесный редуктор
Планетарный колесный редуктор смонтирован на поворотном кулаке 23 (рису-
нок 3.12.3). Ведущей шестерней планетарного ряда колесного редуктора является
солнечная шестерня 4, ведомой частью, связанной с колесом трактора - водило 3 с
тремя сателлитами 6, а заторможенной шестерней, воспринимающей реактивный
момент, служит эпициклическая шестерня 35. Солнечная шестерня является пла-
вающей между зубьями трех сателлитов, а ее шлицевый хвостовик соединен с вил-
кой сдвоенного карданного шарнира, имеющей возможность перемещаться. От осе-
вого смещения солнечная шестерня фиксируется втулкой 5 и шайбой опорной 30.
Сателлиты вращаются на осях 8, установленных в расточках водила 3. Подшипники
сателлитов - цилиндрические ролики 10, расположенные в два ряда.
148
Оба ряда роликов разделены шайбой 11. Одной беговой дорожкой роликов
является шлифованная поверхность оси 8, а другой - шлифованная внутренняя по-
верхность сателлита 6. От перемещения в осевом направлении сателлиты и ролики
удерживаются шайбами 7. Оси сателлитов фиксируются от осевого перемещения в
гнездах водила с помощью штифтов 13.
Водило прикреплено к корпусу 34 посредством болтов 2 с пружинными шай-
бами 12. Водило центрируется буртом, входящим в расточку корпуса. На фланце
водила предусмотрено также отверстие под коническую пробку 1, совпадающее с
отверстием во фланце корпуса и служащее для заправки колесных редукторов мас-
лом и его слива. Между водилом 3 и корпусом 34 установлена уплотнительная про-
кладка 36.
Корпус 34 редуктора сцентрирован и прикреплен шпильками 16 к ступице 18,
вращающейся на двух конических роликоподшипниках 29, опорой у которых служит
поворотный кулак 23. Между корпусом и ступицей зажимается уплотнительная про-
кладка 17 при помощи гаек 20 и пружинных шайб 19.
Таким образом, на подшипниках 29 вращается ведомый узел, состоящий из во-
дила с сателлитами, корпуса и ступицы. К торцу поворотного кулака 23 с помощью
втулок 21 и болтов 32 прикреплен диск 14, который своей шлицевой частью удержи-
вает коронную эпициклическую шестерню от проворота.
Между торцем поворотного кулака 23 и торцем диска 14 установлены про-
кладки 31, служащие для регулировки подшипников 29. Эпициклическая шестерня от
осевого перемещения удерживается проволочным пружинным кольцом 15, встав-
ленным в кольцевую проточку шестерни 35.
Уплотнение внутренней полости колесного редуктора осуществляется манже-
тами 24 и 28. Для предотвращения попадания грязи к рабочим кромкам манжет ус-
тановлен грязевик 22 и дополнительное уплотнение 25. Уплотнение расточек водила
3 осуществляется резиновыми кольцами 9, а для предотвращения утечек масла по
шлицам солнечной шестерни 4 в вилке сдвоенного шарнира 41 (рисунок 3.12.1) ус-
тановлена заглушка и прокладка.
3.12.4 Проверка и регулировка натяга в конических подшипниках
ведущей шестерни центрального редуктора
Осевой натяг в конических подшипниках ведущей шестерни должен быть от
0,01 до 0,04 мм.
До регулировки натяга необходимо произвести установку шестерни 1 (рисунок
3.12.4) выдержав размер «А», который обеспечивается подбором одной из шайб 2.
Требуемый натяг в подшипниках обеспечить подбором шайб 3.
Контроль осевого натяга следует проводит проворачиванием шестерни 1 без
установки уплотнения. Момент проворачивания должен быть от 0,4 до 1,6Н·м. При
вращении шестерня должна проворачиваться без заеданий.
1 - шестерня ведущая; 2 - шайба; 3 - шайба.
Рисунок 3.12.4 - Ведущая шестерня в корпусе центрального редуктора
149
3.12.5 Проверка и регулировка натяга в конических подшипниках диффе-
ренциала
Осевой натяг в подшипниках дифференциала должен быть от 0,01 до 0,08 мм.
Регулировку необходимо производить затяжкой гаек 2 (рисунок 3.12.5). Осевой
натяг в подшипниках должен соответствовать моменту сопротивления вращению
дифференциала от 0,6 до 6 Н·м.
Суммарный момент сопротивления вращению с учетом натяга в подшипниках
шестерни 1 должен составлять от 1 до 7,6 Н·м.
1 - шестерня ведущая; 2 - гайка.
Рисунок 3.12.5 - Дифференциал в корпусе центрального редуктора
3.12.6 Проверка и регулировка бокового зазора в главной паре централь-
ного редуктора
Боковой зазор в главной паре центрального редуктора должен находиться в
пределах от 0,18 до 0,35 мм. Пятно контакта должно занимать не менее 50% по-
верхности зуба с расположением отпечатка в средней части зуба или ближе к вер-
шине конуса. Зазор обеспечить с помощью гаек 2 (рисунок 3.12.5) при сохранении
отрегулированного ранее натяга в конических подшипниках дифференциала, для че-
го гайки, расположенные с разных сторон дифференциала должны быть отвернуты
или завернуты на одинаковые углы. При регулировке проворачивать дифференциал
в подшипниках, чтобы их ролики заняли правильное положение в обоймах.
ВНИМАНИЕ: ЗАМЕНУ ШЕСТЕРЕН 20 И 40 ГЛАВНОЙ ПАРЫ (РИСУНОК 3.12.2)
ЦЕНТРАЛЬНОГО РЕДУКТОРА СЛЕДУЕТ ПРОВОДИТЬ ТОЛЬКО В ПАРЕ. ШЕСТЕРНИ
ГЛАВНОЙ ПАРЫ СПАРИВАЮТСЯ НА ЗАВОДЕ И ДОЛЖНЫ ИМЕТЬ ОДИНАКОВЫЕ
НОМЕРА!
ВНИМАНИЕ: КОРПУС ДИФФЕРЕНЦИАЛА 3 И КРЫШКУ 26 (РИСУНОК 3.12.2)
СЛЕДУЕТ ЗАМЕНЯТЬ ТОЛЬКО В КОМПЛЕКТЕ, ПРИ ЭТОМ ОНИ ДОЛЖНЫ ИМЕТЬ
ОДИНАКОВЫЕ НОМЕРА. ПРИ СОЕДИНЕНИИ КОРПУСА 3 С КРЫШКОЙ 26 ЭТИ
НОМЕРА НЕОБХОДИМО СОВМЕЩАТЬ!
ВНИМАНИЕ: ПРОВЕРКУ ПРАВИЛЬНОСТИ ЗАЦЕПЛЕНИЯ ШЕСТЕРЕН ГЛАВ-
НОЙ ПАРЫ ПО ПЯТНУ КОНТАКТА И СПОСОБЫ ИСПРАВЛЕНИЯ ПЯТНА КОНТАКТА
ПРОИЗВОДИТЬ ПО АНАЛОГИИ С ГЛАВНОЙ ПЕРЕДАЧЕЙ ЗАДНЕГО МОСТА, КАК
УКАЗАНО В ПОДРАЗДЕЛАХ 3.6.7 И 3.6.8!
150
3.12.7 Проверка и регулировка осевого зазора (натяга) в конических под-
шипниках ступицы
Осевой зазор или натяг в подшипниках ступицы должен быть не более 0,05 мм.
Регулировку проводить с помощью регулировочных прокладок 2 (рисунок
3.12.6). При затяжке болтов 3 производить проворачивание ступицы 1, чтобы ролики
подшипников заняли правильное положение в обоймах.
Контроль осевого зазора следует проводит при перемещении ступицы 1 в
осевом направлении с усилием от 500 до 600Н. При натяге момент сопротивления
вращения ступицы не более 60 Н·м.
1 - ступица; 2 - регулировочная прокладка; 3 - болт.
Рисунок 3.12.6 - Ступица с кулаком колесного редуктора
3.12.8 Проверка и регулировка осевого натяга в конических подшипниках
шкворня
Для проведения регулировки необходимо выполнить следующие подготови-
тельные работы:
- очистить ПВМ от грязи;
- установить трактор на ровную площадку, затормозить его и исключить воз-
можное перемещение;
- поддомкратить переднюю часть трактора с установкой под ПВМ опор, со-
гласно указанных на тракторе мест поддомкрачивания;
- отвернуть гайки крепления колес и снять колеса, соблюдая меры предосто-
рожности;
- отсоединить рулевую тягу от левого и правого колесных редукторов и снять
ее с ПВМ;
- отсоединить пальцы крепления гидроцилиндров от проушин колесных редук-
торов;
- с помощью динамометра со шкалой деления до 300Н определить усилие
поворота одного колесного редуктора сначала в одну, а затем в другую сторону.
151
Усилие, приложенное к болтам крепления водила должно быть от 140 до
160Н. Операцию проверки усилия необходимо повторить три раза в каждую сторону
для определения среднего значения.
При усилии поворота колесного редуктора до 60 Н, перед регулировкой натяга
в подшипниках 36 (рисунок 3.12.1) шкворня, необходимо демонтировать нижнюю ось
37 и проверить техническое состояние нижнего подшипника шкворня.
При усилии поворота от 60 Н до 120 Н необходимо произвести регулировку
натяга в подшипниках шкворня в следующей последовательности:
- проверить усилие затяжки болтов 4 нижней оси, которое должно быть от 160
до 180 Нм;
- вывернуть четыре болта 4 крепления верхней оси шкворня;
- с помощью демонтажных болтов приподнять верхнюю ось 37 и удалением
регулировочных прокладок 2 одинаковой толщины с обеих сторон фланца оси до-
биться необходимого натяга в подшипниках 36;
- затянуть болты 4 крепления осей моментом от 160 до 180Нм при этом за-
тяжку производить перекрестно с обязательным проворачиванием колесного редук-
тора из стороны в сторону;
- повторно проверить натяг в подшипниках шкворня путем проверки усилия
поворота редуктора в обе стороны;
- повторить указанную работу для второго колесного редуктора.
После регулировки произвести смазку колесного редуктора. Смазку нагнетать
через масленку 6 до её появления из специального отверстия, расположенного в
торце уплотнительной обоймы 39.
После регулировки и смазки подшипников шкворневого соединения устано-
вить снятые с ПВМ детали в обратной последовательности. Затянуть гайки крепле-
ния цилиндра рулевого управления моментом от 180 до 200 Нм, гайки крепления
рулевой тяги моментом от 110 до 130 Нм.
Следующие проверки и, при необходимости, регулировки осевого натяга в ко-
нических подшипниках шкворня производить через каждые:
- 250 часов при работе трактора со сдвоенными передними колесами;
- 500 часов при работе с одинарными колесами.
ВНИМАНИЕ: НЕСОБЛЮДЕНИЕ РЕГЛАМЕНТА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИ-
ВАНИЯ ПОДШИПНИКОВ ШКВОРНЯ МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К ПРЕЖДЕВРЕМЕННОЙ
ИХ ПОЛОМКЕ, ОСОБЕННО, ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ СДВОЕННЫХ ПЕРЕДНИХ КО-
ЛЕС. ПРИ РАБОТЕ СО СДВОЕННЫМИ ПЕРЕДНИМИ КОЛЕСАМИ НУЖНО СТРОГО
СОБЛЮДАТЬ ТРЕБОВАНИЯ, ИЗЛОЖЕННЫЕ В ПОДРАЗДЕЛЕ 3.14 «ХОДОВАЯ
СИСТЕМА И КОЛЕСА ТРАКТОРА»!
152
3.12.9 Привод переднего ведущего моста
А - канал подвода масла, Б - бустер муфты;
1 - фланец; 2,5 - подшипники; 3 - кольцо; 4,6,8 - кольца; 7 - стакан; 9 - пор-
шень; 10 - пружина; 11, 12 - диски; 13 - барабан; 14, 15 - муфты; 16 - торсион;
Рисунок 3.12.7 - Привод переднего ведущего моста
Привод ПВМ предназначен для передачи крутящего момента от вторичного
вала коробки передач через пару цилиндрических шестерен, торсионный вал, мно-
годисковую фрикционную гидроуправляемую муфту и карданный вал к переднему
ведущему мосту. Включение (отключение) привода ПВМ осуществляется с помощью
гидроподжимной муфты.
Муфта привода установлена в расточке корпуса муфты сцепления. Стакан 7
(рисунок 3.12.7) крепится болтами к корпусу муфты сцепления со стороны коробки пе-
редач и уплотняется резиновыми кольцами 3. Барабан 13 установлен на подшипниках
2, 5 в стакане 7. Поршень 9 уплотняется специальными чугунными кольцами 6 и 8.
1, 5 - подшипники; 2, 3 - шестерни; 4 - вал
Рисунок 3.12.8 - Узел заднего моста и привода ПВМ
153

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
2 посетителя считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности