Трактор Беларус 2522В / 2522ДВ / 2822ДЦ /3022В / 3022ДВ. Руководство — часть 31

Раздел 7. Агрегатирование трактора
Тяговые показатели и опорная проходи-
Примечание:
мость сельскохозяйственных тракторов
Характеристика стандартного агрофона:
зависят не только от их характеристик и
Невзлущенная стерня озимых колосовых
технического состояния, но и от типа и со-
средней плотности и нормальной влажно-
стояния почвы обрабатываемого участка
сти (8…18%)
поля. На почве, подготовленной под по-
Правильный выбор эксплуатационной
сев, тяговая мощность трактора сущест-
массы трактора и выполнение рекоменда-
венно снижаются по сравнению с этими
ций по балластированию в зависимости от
же показателями при работе на стерне
условий эксплуатации гарантирует возмож-
нормальной влажности.
ность безопасной и исправной работы без
критических перегрузок трактора не менее
Важно: Преодолеваемые трактором пре-
установленного срока службы.
пятствия на шинах основной комплекта-
ции:
Просвет
не менее. . . . …550,0 мм;
Проходимая глубина брода
не более. . . . …800,0 мм;
Подъем трактора
без прицепа. . . …..20,0º;
Внимание!
с прицепом. . . …...12,0º;
Крутизна склона, максимально допускаемого
1.
Максимальная
эксплуатационная
для работы трактора с сельскохозяйствен-
масса трактора при работе с тяговым уси-
ными машинами при колее задних колес не
лием на крюке в стандартных почвенных
менее 2135,0 мм. . …
8,0º.
условиях (на транспорте, с плугами, с глу-
борыхлителями, комбинированные агрега-
7.13.2 Выбор эксплутационной массы
ты с пассивными органами и культивато-
трактора для различных условий рабо-
рами) не должна превышать 11600,0 кг.
ты
Эксплуатационная масса трактора
2.
Увеличение эксплуатационной массы
включает конструктивную массу всех его
трактора более 11600,0 кг для обеспечения
узлов и механизмов, массу тракториста,
возможности агрегатирования плугов,
массу балласта, массу дополнительного
культиваторов, комбинированных агрега-
всего оборудования и полной заправки
тов с пассивными органами не допускает-
всех емкостей горюче-смазочными мате-
ся. Это снижает срок службы трактора,
риалами и охлаждающей жидкостью.
приводит к поломкам силовых узлов транс-
Трактор БЕЛАРУС данной модели рассчи-
миссии и ходовой системы.
тан на реализацию среднего номинально-
го тягового усилия на крюке 50,0 кН на
Максимальное реализуемое тяговое усилие
шинах основной комплектации при агрега-
трактора РТ в конкретных условиях эксплуа-
тировании сельскохозяйственных машин,
тации определяются номинальным тяговым
имеющих диапазон тяговых сопротивле-
усилием Рн
Т≤Рн) и допустимой силой
ний 40,0…54,0 кН, при эксплуатационной
сцепления Fсц, величина которых зависят от
массе не более 11600,0 кг на стандартном
массы трактора, мощности двигателя и ус-
агрофоне
(почвенных условиях) и пре-
ловий движения.
дельно допустимом буксовании не более
15,0% в диапазонах рабочих передач, при
включенном переднем ведущем мосту.
306
Раздел 7. Агрегатирование трактора
Допустимые значения массовых и тяговых параметров трактора
Таблица 7-9
Значение
Наименование параметра
параметра
1. Масса трактора, кг:
11500,0 ±100
а) эксплуатационная 1)
б) эксплуатационная максимальная в составе МТА
со скоростью не более 20 км/ч
14000,0 2)
со скоростью не более 15 км/ч
18000,0 3)
в) в состоянии отгрузки с завода 4)
10885,0
2. Распределение эксплуатационной
массы по мостам, кг:
5340,0
а) на передний
б) на задний
6160,0
3. Допустимая нагрузка на мосты, кН:
80,0
а) на передний
130,0
б) на задний
4. Нагрузка на переднюю ось трактора при его агрегатировании в составе
МТА должна всегда составлять не менее 20% собственной эксплуатационной
массы трактора7)
5. Максимальная масса буксируемого прицепа (тормоза
прицепа сблокированы с тормозами трактора) с учетом
допустимого продольного уклона 12,0º, кг
30000,0
6. Допустимая вертикальная нагрузка должна быть сни-
жена
в следующих случаях агрегатирования трактора:
На передний мост при установке колеи более 1830,0 мм
Из расчета 5,0%
на каждые 100,0
мм увеличения ко-
На задний мост при установке колеи более 1910,0
леи соответст-
мм
вующих колес
на 30,0%
При сдваивании передних колес
от суммарной таб-
личной грузоподъ-
При сдваивании задних колес
емности одинар-
ных шин
7. Номинальное тяговое усилие трактора Рн, кН (кг)
50,0 (5050,5)
307
Раздел 7. Агрегатирование трактора
8. Средняя величина5) дополнительной догрузки зад-
15,0%
него моста при работе с машинами с большим тяго-
от номинального
вом сопротивлением: плуги6), глуборыхлители, ком-
сопротивления
бинированные агрегаты для обработки почвы с пас-
машины
сивными рабочими органами и культиваторы
1) Для работы на транспорте, с плугами, глуборыхлителям и культиваторами (ма-
шины с пассивными рабочими органами) на почвах с нормальной несущей спо-
собностью и влажностью.
2) Допускается ограниченно для работы с плугами, глуборыхлителям и культивато-
рами (машины с пассивными рабочими органами) только на почвах в случае не-
достаточного сцепления шин колес с почвой в неблагоприятных условиях (пере-
увлажненная почва и т.д.).
3) При работе в тягово-приводном режиме со сдвоенными колесами с технически-
ми средствами с небольшим тяговым сопротивлением: посевные и уборочные аг-
регаты.
4) Уточняется в зависимости от комплектации.
5) Зависит от глубины обработки и высоты точки присоединения. Учитывается при
выборе давления в задних шинах.
6) Для плугов составляет 840,0 кг.
7) Ку -критерий управляемости, характеризующий степень необходимой устойчи-
вости и управляемости трактора в продольной плоскости.
Ориентировочные значения коэффициента использования
сцепной массы на крюке ксц в различных условиях движения
Таблица 7-10
Коэффициент использова-
Условия движения
ния сцепной массы
для колесных тракторов ксц
Шоссейная дорога:
цементно-бетонное или ас-
0,68
фальто-бетонное покрытие
щебенчатое или гравийное по-
0,66
крытие
булыжное покрытие
0,56
Сухая укатанная проселочная
дорога:
глинистый грунт
0,75
песчаный грунт
0,65
чернозем
0,55
Снежная укатанная дорога
0,25
Целина, залежь, плотная дер-
нина, сильно уплотненная
0,74
стерня (суглинок)
Стерня нормальной влажности
0,52
Влажная стерня
0,45
308
Раздел 7. Агрегатирование трактора
Продолжение таблицы 7-10
Слежавшаяся пашня
0,38
Подготовленное под посев по-
ле, вспаханное поле (сугли-
0,3
нок), чистый пар, свежеубран-
ное из-под картофеля поле
Свежевспаханное поле (су-
0,18
песь)
Влажный луг:
скошенный
0,62
нескошенный
0,4
Песок:
влажный
0,3
сухой
0,08
Глубокая грязь
0,03
Глубокий снег
0,03
Вспаханный торфяник
0,12
Взаимосвязь между углом (крутизной) склона в градусах и в процентах
Таблица 7-11
i,
в %
1,75
3,65
5,24
7,0
8,75
10,5
12,3
14,0
15,8
17,5
30,0
40,0
α, в гра-
1,0
2,0
3,0
4,0
5,0
6,0
7,0
8,0
9,0
10,0
17,0
22,0
дусах
309
Раздел 7. Агрегатирование трактора
Сила тяги по сцеплению Fсц
при включенном переднем мосту
Определение величины буксования
F
=
М
1.
Измерение величины буксования
сц
Т сц
опытным путем производится
где
М
полная эксплуатационная мас-
∑Т
следующим образом. Сделать
са трактора в конкретной комплектации с
пометку краской или мелом на
учетом балласта и дополнительного обо-
задней шине.
рудования, кг; ксц- коэффициент исполь-
2.
Отметьте на поверхности дви-
зования сцепной массы трактора;
жения трактора с машиной в
g=9,80665 10,0(м/cек2)-ускорение сво-
транспортном положении точку
бодного падения (см. табл.9,10,11).
начала отсчета, из которой на-
Для определения возможности работы
чинается движение.
трактора с плугами и культиваторами в
3.
Следуйте за трактором и от-
условиях недостаточного сцепления (вес-
метьте на поверхности земли
ной, осенью, на переувлажненных почвах
точку, в которой отмеченная ши-
и т.д.), а также предварительной оценки
на сделала полных 10 оборотов.
тягово-сцепных качеств, можно использо-
4.
Повторите указанные действия
вать формулу
при движении трактора с маши-
РТ=Fсц±i/100≤50000,0Н
ной в рабочем положении. В
процессе опыта сосчитайте ко-
где
i−уклон поверхности, в
%
личество оборотов установлен-
(см.табл.11).
ной длине мерного гона.
5.
На основании формулы или таб-
лицы
12 определите значение
буксования.
Внимание!
Наиболее достоверное заключение по
Примечание.
возможности работе и правильности бал-
Предельно допустимое буксование
ластирования трактора можно сделать
при максимально допустимом тяго-
только на основании практического изме-
вом усилии для трактора с двумя
рения в полевых условиях величины бук-
ведущими мостами равно 16,0%.
сования.
Наиболее благоприятные показа-
тели величины буксования для
трактора с работающим передним
мостом 8,0…12,0%.
Буксование трактора δ рассчитывается по
формуле
n
n
P
х
δ =
100%
n
P
где nР
- подсчитанное значение числа
оборотов заднего ведущего колеса под
нагрузкой на установленной длине гона; nх
- подсчитанное значение числа оборотов
заднего ведущего колеса на холостом хо-
ду на установленной длине гона.
310
Раздел 7. Агрегатирование трактора
Таблица оценки буксования
Таблица 7-12
Количество оборотов
Величина бук-
заднего колеса трактора
Примечание
сования, %
С нагрузкой
Без нагрузки
10
0
Убрать балласт
9,5
5,0
9,0
10,0
Правильно по-
добранная мас-
10,0
са балласта и
8,5
15,0
трактора для
условий работы
Добавить бал-
8 и более
20,0
ласт
Применяемые основные способы повышения
тягово-сцепных свойств трактора
Таблица 7-13
№/№
Наименование способа
1
Увеличение сцепной массы трактора:
1.1
С помощью навесных балластных грузов
1.2
Заливка водного раствора в шины колес
1.3
Применение механического догружателя ко-
лес
2
Увеличение сцепления шин колес с почвой:
2.1
Сдваивание колес
2.2
Выбор оптимального давления в шинах в за-
висимости от условий работы и нагрузки на
оси трактора
2.3
Применение блокировки дифференциала
заднего моста
311
Раздел 7. Агрегатирование трактора
7.13.3 Использование навесного быст-
Заполнение задних шин раствором
росъемного балласта
более 40% используйте как последнюю
Балластирование с помощью навесных
альтернативу.
балластных грузов заводского изготовле-
В холодное время при температурах
ния производится обычно для догрузки
ниже +5О для предотвращения опас-
переднего ведущего моста и обеспечения
ности замерзания воды требуется
благоприятного распределения эксплуа-
добавить в воду СаСl г из расчета:
тационной массы трактора при работе с
различными с/х машинами.
Рекомендуемым для трактора является
Температура
Количество хло-
распределение эксплуатационной массы
окружающей
ристого кальция,
трактора в соотношении: 40…45 % на пе-
среды
г/литр воды
редний мост и 55…60 % на задний мост.
до-15°С
200,0
7.13.4 Заливка водного раствора в ши-
до-25°С
300,0
ны колес для увеличения сцепной мас-
до-35°С
435,0
сы
Вес воды, заливаемой в одну шину
В условиях удовлетворительного и дос-
при 75% наполнения
таточного сцепления колес с почвой за-
ливка жидкости в шины не производит-
Таблица 7-14
ся.
Количество
Типоразмер шины
воды, л
Внимание!
480/70R30 (шины пе-
290,0
• Догрузка колес путем заливки в шины
редние)
колес трактора водного раствора исполь-
580/70R42 (шины
зуется только в случае недостаточного
580,0
задние основные)
сцепления колес с почвой в неблагопри-
ятных условиях (на легких /песчаных/, пе-
620/70R42 (шины зад-
600,0
реувлажненных почвах и т.д.).
ние)
Шины, заполненные жидкостью, ухуд-
540/65R30 (шины пе-
шают плавность хода трактора на скоро-
315,0
редние)
стях более 20 км/ч, а при наезде на пре-
пятствия может произойти разрыв каркаса
650/65R42 (шины зад-
649,0
шин.
ние)
• Шины категорически запрещено за-
полнять более 75% ее объема. Чрезмер-
ное количество жидкости может привести
к разрушению шин и камер колес.
При использовании водного раствора в
Внимание!
передних и особенно, в задних шинах,
При смешивании раствора жидкостного
увеличивается значительно жесткость
балласта всегда добавляйте хлори-
шин, глубина следа и уплотнение почвы.
стый кальций в воду и перемешивайте
Если водный раствор необходимо ис-
раствор до полного растворения хло-
пользовать в шинах, то рекомендуем за-
ристого кальция. Никогда не добавляй-
полнить все шины до одинакового уров-
те воду в хлористый кальций.
ня, не превышающего 40%:
312
Раздел 7. Агрегатирование трактора
Порядок заполнения шин колес жидко-
стью:
1. Освободить колесо от нагрузки: поднять
с помощью домкрата заполняемое ко-
лесо так, чтобы оно не касалось земли.
2. Повернуть колесо в положение, соот-
ветствующее объему воды, который
нужно создать в камере. При заполне-
нии камеры на 1/2 объема колесо нужно
Примечание.
установить так, чтобы вентиль нахо-
При заполненных камерах водой давле-
дился на уровне оси, а при заполнении
ние в шинах следует проверять только в
на 3/4 объема вентиль устанавливается
верхнем положении вентиля, так как в
в крайнее верхнее положение.
противном случае вода, попадая в шин-
3. Очистить вентиль от пыли и грязи.
ный манометр, может вывести его из
4. Снять с вентиля втулку вместе с кол-
строя.
пачком и золотниками, дать возмож-
ность воздуху выйти из камеры.
Порядок частичного выпуска воды
5. Навернуть на резьбовой конец комби-
или водного раствора из шин колес:
нированный вентиль «воздух-вода».
1.
Освободить колесо с жидкостью от
6. Установить резервуар на высоту 1,5 м
нагрузки: поднять с помощью дом-
от вентиля и, заполнив его водой, со-
крата колесо так, чтобы оно не ка-
единить с помощью резинового шланга
салось земли.
с наконечником приспособления.
2.
Установить колесо так, чтобы вен-
7. Открыть выход воды из резервуара и
тиль находился в нижнем положе-
заполнить шину до необходимого уров-
нии.
ня, периодически открывая запорный
3.
Вынуть золотник и слить воду или
винт приспособления для выпуска воз-
незамерзающую жидкость до уров-
духа. Индикатором наполнения жидко-
ня нижнего положения вентиля. Для
стью является утечка воды (раствора)
увеличения степени удаления под-
через выпускное отверстие комбиниро-
ложить под колесо бревно. Необхо-
ванного вентиля.
димо помнить, что шина имеет воз-
8. Закрыть выход воды из резервуара в
душный вентиль и поэтому полно-
тот момент, когда из выпускного отвер-
стью удалить жидкость таким обра-
стия комбинированного вентиля начнет
зом нельзя.
выходить вода.
9. Отсоединить шланг от вентиля и резер-
вуара.
10.
Снять приспособления с вентиля и
установить на место металлическую
втулку вместе с золотником и колпач-
ком.
11.
Снять с вентиля колпачок и нака-
чать шину воздухом до нормального
давления в соответствии с рекоменда-
циями.
12.
Надеть на вентиль колпачок и опус-
тить колесо.
313
Раздел 7. Агрегатирование трактора
Порядок полного выпуска воды или
7.13.6 Сдваивание колес
водного раствора из шин колес:
Для полного удаления жидкости необ-
Для повышения проходимости на заболо-
ходимо снять шину и размонтировать ее
ченных и лесных участках и тягово-сцепных
в такой последовательности:
свойств при работе на рыхлых почвах (на
1. Выпустить из камеры воздух и жид-
переувлажненных почвах, на полях, подго-
кость.
товленных под посев), используют сдваива-
2. Сдвинуть оба борта покрышек с полок
ние колес.
обода в его углубление со стороны,
Сдваивание колес в сочетании с минималь-
противоположной расположению вен-
ным балластированием в обычных почвен-
тиля.
ных условиях позволяет агрегатироваться
3. Вставить две монтажные лопатки ме-
на полях с различным уклоном с тяжелыми
жду бортом покрышки и ободом со
комбинированными агрегатами.
стороны вентиля на расстоянии 10 см
Влияние сдваивания на тяговую динамику
по обеим сторонам от него.
трактора на рыхлом фоне проявляется сле-
4. Перетянуть через закраину обода
дующим образом. В зоне номинальных тяго-
вначале часть борта у вентиля, а за-
вых усилий и малых скоростях буксование
тем и весь борт.
снижается в среднем в 1,4 раза и повыша-
5. Вынуть вентиль из отверстия в ободе
ется тяговая мощность. При работе с малым
так, чтобы не повредить камеру и не
тяговым усилием на крюке и на больших
оторвать от нее вентиль (для камер-
скоростях тяговая мощность трактора со
ных шин).
сдвоенными колесами меньше, чем на оди-
6. Вынуть из камерной шины камеру из
нарных колесах из-за повышенного сопро-
покрышки.
тивления качению.
7. Слить воду из камеры, сжимая ее ру-
ками.
Внимание!
8. Произвести потом монтаж с соблюде-
нием правил сборки и необходимых
Использовать для работы с прицепами и
мер безопасности.
полуприцепами любого назначения трактор
в комплектации со сдвоенными колесами, с
7.13.5 Применение механического
залитым в шины колес водным раствором, а
догружателя колес
также с навесными балластными грузами
запрещено.
Механический увеличитель сцепного
веса (механический догружатель задних
Размеры колеи основных сдвоенных задних
ведущих колес) позволяет при недоста-
точном сцеплении задних колес тракто-
колес приведены в разделе 5 на стр.199.
ра с почвой перенести на них часть веса
навесного орудия, путем уменьшения
Установка дополнительных колес осуществ-
нагрузки на опорные колеса орудия.
ляется поочередно. Для этого:
Для этого изменяют угол наклона верх-
- Установите упоры под передние и задние
ней тяги заднего НУ путем изменения
колеса;
точки присоединения по высоте на трак-
торе или присоединительном устройст-
- Поддомкратьте заднюю часть трактора;
ве машины.
- Отверните гайки крепления правого или
Увеличивая угол подъема верхней тяги
левого заднего колеса и уберите их в ящик
увеличивают догрузку заднего моста и
уменьшают нагрузку на передний мост и
ЗИП;
соответственно уменьшая угол подъема
- Наденьте на болты 1 шайбы 2, входящие в
верхней тяги - увеличивается нагрузка
комплект поставки;
на передний мост и уменьшается на-
грузка на задний мост.
314
Раздел 7. Агрегатирование трактора
- Закрепите внутреннее колесо специаль-
Особые требования при работе со
ными болтами 3, входящими в комплект
сдвоенными передними колесами
проставки моментом 700...750 Н·м (70...75
кгсм)
А. Подготовка к работе со сдвоен-
- Установите на специальные болты про-
ными передними колесами.
ставку и закрепите ее гайками 4 моментом
Перед установкой дополнительных колес
700...750 Н·м (70... 75 кгсм).
на трактор необходимо проверить дав
ление в шинах (внутренней и наружной)
Схема сдваивания задних колес (рис.7.13).
передних колес.
Установите на поставку дополнительное
Давление в колесах следует устанавли-
(внешнее) колесо и затяните гайки 5 мо-
вать в соответствии с рекомендациями,
ментом 700...750 Н·м (70...75 кгсм);
приведенными далее в этом разделе.
Аналогично установите второе дополни-
тельное колесо.
Внимание!
При сдваивании колес давление воздуха в
шинах наружных колес установите в
При работе на сдвоенных колесах дав-
1,2…1,25 раза ниже, чем во внутренних
ление в шинах наружных колес должно
шинах.
быть в 1,2…1,25 раза меньше, чем во
Для снижения давления на почву давле-
внутренних (во избежание преждевре-
ние воздуха в шинах колес допускается
менного выхода из строя шкворневых
снижать на 0,01...0,03 МПа (0,3 кгс/см2), но
подшипников ПВМ).
не ниже минимально допустимого для
одиночной шины.
Суммарная грузоподъемность сдвоенных
В. Работа тракторов на сдвоенных
шин не должна превышать грузоподъем-
передних колесах.
ность одиночной шины бoлee чем в 1,7 раза.
Работа на сдвоенных передних коле-
Момент затяжки гаек крепления колес
сах разрешается на скорости не более
должен быть в пределах
10 км/ч.
700.. .750 Н·м (70...75 кгс м).
Примечание: Сдваивание передних
Запрещается пользование раздельными
колес используйте только в исключи-
тормозами при работе на сдвоенных зад-
тельных случаях, при недостаточных
них колесах.
сцепных условиях и на переувлажнен-
ных почвах.
При недостаточной балластировке пе-
реднего ведущего моста предпочти-
тельнее применять заливку жидкости в
шины 540/65R30 в объеме до 315 лит-
ров в каждую.
Рис.7.13
Схема сдваивания задних колес;
1 - болт ступицы; 2 - шайба; 3 - болт спе-
циальный; 4 - гайка; 5 - гайка колеса -
315

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности