Трактор Беларус 1220.1 / 1220.3. Руководство — часть 6

Беларус 1220.1/1220.3
Раздел Д. Устройство и работа
Д4
Установка охладителя надувочного
ОНВ представляет собой воздуховоз-
воздуха (ОНВ)
душный теплообменник, состоящий из
сердцевины в виде оребренных трубок,
Охладитель надувочного воздуха (13),
баков и патрубков. Воздух к ОНВ посту-
рис. Д-4, установлен перед водяным
пает от турбокомпрессора, охлаждает-
радиатором (14) и через систему возду-
ся в нем для улучшения мощностно-
хопроводов (1,4,10) и патрубков (3,5,11)
экономических и экологических показа-
связан с турбокомпрессором (15) и впу-
телей дизеля и далее поступает во
скным коллектором дизеля (16).
всасывающий коллектор
дизеля.
Рис. Д-4. Установка ОНВ:
1,4,10 - воздуховод; 2,6 - хомут; 3,5,11 - патрубок; 7 - прокладка; 8 - шайба; 9 - болт М8х16; 12 - гай-
ка; 13 - охладитель (ОНВ); 14 - водяной радиатор; 15 - турбокомпрессор; 16 - впускной коллектор
дизеля.
Система смазки дизеля, в соответст-
Масляный насос через маслоприемник
вии с рисункам Д-5, комбинированная:
8 забирает масло из масляного картера
часть деталей смазывается под давле-
1 и по каналам в блоке цилиндров и ка-
нием, часть - разбрызгиванием.
налам корпуса масляного фильтра по-
Подшипники коленчатого и распреде-
дает в жидкостно-масляный теплооб-
лительного валов, втулка промежуточ-
менник, а затем в полнопоточный мас-
ной шестерни, шатунный подшипник
ляный фильтр, в котором оно очищает-
коленчатого вала компрессора, меха-
ся от посторонних примесей, продуктов
низм привода клапанов (коромыслы) и
износа и от продуктов разложения мас-
подшипник вала турбокомпрессора
ла вследствие нагрева и окисления.
смазываются под давлением от масля-
Из масляного фильтра очищенное мас-
ного насоса. Гильзы, поршни, поршне-
ло поступает в масляную магистраль
вые пальцы, штанги, толкатели, кулачки
дизеля.
распределительного вала и привод то-
Перепускные (редукционные) клапаны
пливного насоса смазываются разбрыз-
установлены:
гиванием.
- в корпусе жидкостно-масляного теп-
На дизелях Д-245.2S2 установлен пол-
лообменника - 11 (значение давления
нопоточный масляный фильтр с нераз-
срабатывания - 0,15 +0.05 МПа);
борным фильтроэлементом и жидкост-
но-масляным теплообменником, схема
- в масляном фильтре - 13 (значение
сиcтемы смазки на рисунке Д-5.
давления срабатывания
-
0,15 ± 0.02
МПа);
Беларус 1220.1/1220.3
Раздел Д. Устройство и работа
Д5
При запуске дизеля на холодном
ступает ко всем коренным подшипникам
масле, когда сопротивление прохожде-
коленчатого и шейкам распределитель-
нию масла в жидкостно-масляном тепло-
ного валов. От коренных подшипников
обменние превышает значение 0,15…0,2
по каналам в коленчатом вале масло
МПа, перепускной клапан открывается, и
поступает ко всем шатунным подшипни-
масло, минуя жидкостно-масляный теп-
кам. От первого коренного подшипника
лообменник, поступает в масляный
масло по специальным каналам посту-
фильтр, а при сопротивлении в масляном
пает к втулкам промежуточной шестер-
фильтре
0,13…0,17 МПа, открывается
ни и шестерни привода топливного на-
перепускной клапан масляного фильтра
соса, а также к топливному насосу.
и масло, минуя масляный фильтр, посту-
Детали клапанного механизма
пает в масляную магистраль. Перепуск-
смазываются маслом, поступающим от
ные клапаны нерегулируемые.
заднего подшипника распределитель-
В корпусе фильтра встроен пре-
ного вала по каналам в блоке, головке
дохранительный регулируемый клапан
цилиндров, сверлению в IV стойке ко-
14. Он предназначен для поддержания
ромысел во внутреннюю полость оси
давления масла в главной масляной
коромысел и через отверстие к втулке
магистрали
0,25...0,35 МПа. Избыточ-
коромысла, от которой по каналу идет
ное масло сливается через клапан в
на регулировочный винт и штангу.
картер дизеля.
К компрессору масло поступает из
В случае чрезмерного засорения
главной магистрали по сверлениям в
фильтровальной бумаги, когда сопро-
блоке цилиндров и специальному мас-
тивление масляного фильтра становится
лопроводу. Из компрессора масло сли-
выше 0,13...0,17 МПа, перепускной кла-
вается в картер дизеля.
пан масляного фильтра также открыва-
Масло к подшипниковому узлу
ется, и масло, минуя масляный фильтр,
турбокомпрессора поступает по трубке,
поступает в масляную магистраль.
подключенной на выходе из корпуса
На работающем дизеле катего-
масляного фильтра. Из подшипниково-
рически запрещается отворачивать
го узла турбокомпрессора масло по
пробку редукционного клапана.
трубке отводится в масляный картер.
Из главной магистрали дизеля по
каналам в блоке цилиндров масло по-
Рис. Д-5. Схема системы смазки:
1 - картер масляный; 2 - форсунки охлаждения поршней; 3 - вал коленчатый; 4 - вал распредели-
тельный; 5 - шестерня промежуточная; 6 - горловина маслозаливная; 7 - пробка масляного картера;
8 - маслоприемник; 9 - насос масляный; 10 - жидкостно-масляный теплообменник (ЖМТ); 11 - кла-
пан перепускной; 12 - фильтр масляный; 13 - клапан перепускной; 14 - клапан предохранительный;
15 - датчик давления; 16 - турбокомпрессор; 17 - компрессор; 18 - топливный насос высокого давле-
ния; 19 - масляный канал оси коромысел.
Беларус 1220.1/1220.3
Раздел Д. Устройство и работа
Д6
Система охлаждения (Рис. Д-6) закры-
тора аварийной температуры охлаж-
того типа, с принудительной циркуля-
дающей жидкости.
цией охлаждающей жидкости от цен-
Запрещается эксплуатация дизеля
тробежного насоса. Водяной насос при-
при загорании светового сигнализа-
водится во вращение клиновым ремнем
тора аварийной температуры охлаж-
от шкива коленчатого вала. Смазка
дающей жидкости в системе охлаж-
"Литол-24" в подшипниковую полость
дения. Температура охлаждающей
насоса заложена при сборке. В процес-
жидкости в системе охлаждения долж-
се эксплуатации смазывание подшип-
на поддерживаться в пределах от 85º С
ников не требуется.
до 95º С. Для ускорения прогрева дизе-
Температуру охлаждающей жидкости
ля после пуска и автоматического регу-
в системе контролируют по дистанци-
лирования температурного режима при
онному термометру, датчик которого
различных нагрузках и температурах
установлен в головке цилиндров. Кроме
окружающего воздуха служит термо-
того, в крышке корпуса термостата ус-
стат с температурой начала открытия
тановлен датчик светового сигнализа-
основного клапана87±2 °С.
Рис. Д-6. Схема системы охлаждения:
1- водяной насос; 2 - термостат; 3 - ремень привода водяного насоса; 4 - вентилятор; 5 - рубашка
охлаждения головки цилиндров; 6 - рубашка охлаждения блока цилиндров; 7 - гильза блока цилинд-
ров; 8 - краники для слива охлаждающей жидкости; 9 - патрубок; 10 - пробка заливной горловины;
11 - световой сигнализатор аварийной температуры охлаждающей жидкости; 12 указатель темпера-
туры охлаждающей жидкости; 13 - радиатор;
14 - фильтр масляный; 15 - жидкостно- масляный теплообменник (ЖМТ); 16 - пробка для слива ох-
лаждающей жидкости; 17 - патрубок отвода охлаждающей жидкости от ЖМТ; 18 -патрубок подвода
охлаждающей жидкости к ЖМТ.
Беларус 1220.1/1220.3
Раздел Д. Устройство и работа
Д7
Электрооборудование и система
электромагнитного реле и включателя
пуска
стартера.
Для облегчения пуска дизеля при низ-
Из сборочных единиц электрооборудо-
ких температурах используются дис-
вания на дизеле устанавливается ге-
танционно управляемые свечи накали-
нератор мощностью 1150 Вт и напря-
вания в головке цилиндров дизеля, ко-
жением 14 В, который представляет
торые при их включении подогревают
собой бесконтактную пятифазную од-
всасываемый в цилиндры воздух.
ноименно-полюсную
электрическую
машину с односторонним электромаг-
Компрессор пневмосистемы
нитным возбуждением, встроенным
выпрямительным блоком и интеграль-
ным регулятором напряжения. Привод
Для обеспечения работы пневмоси-
генератора осуществляется клиновым
стемы трактора дизель оборудован
ремнем от шкива коленчатого вала.
поршневым одноцилиндровым одно-
Запуск дизеля осуществляется элек-
ступенчатым компрессором, который
трическим стартером напряжением
устанавливается на фланце крышки
24 В, мощностью 5,5 кВт. Включение
распределения и приводится от шес-
стартера дистанционное, с помощью
терни привода топливного насоса.
Беларус 1220.1/1220.3
Раздел Д. Устройство и работа
Д8
Силовая передача
Силовая передача включает в себя
Сцепление
сцепление, коробку передач, привод
Сцепление (рис. Д-10) трактора состоит
ПВМ, ПВМ и задний мост. Она служит
из муфты сцепления (элементы 1, 3, 5, 7-
для передачи крутящего момента от
10, 12-14, 24-28 рис. Д-10) и корпуса сце-
коленчатого вала дизеля к передним и
пления (элементы 6, 15-23 рис. Д-10).
задним колесам.
Рис. Д-10. Сцепление:
1 - диск ведомый; 2 - маховик; 3 - диск нажимной; 4 - вал привода ВОМ и ГС навески; 5 - ступица; 6 - вал
силовой; 7 - подшипник; 8 - ступица; 9 - гаситель крутильных колебаний; 10 - рычаг отжимной; 11 - палец;
12 - вилка; 13 - гайка регулировочная; 14 - пластина стопорная; 15 - подшипник выжимной; 16 - отводка;
17 - шестерня привода ГС навески; 18 - кронштейн отводки; 19 - втулка соединительная; 20 - вилка;
21 - валик управления; 22, 23 - ведомая шестерня привода ВОМ; 24 - стакан; 25 - пружина; 26 - диск опор-
ный; 27 - прокладка термоизоляционная, 28 - диск средний.
Беларус 1220.1/1220.3
Раздел Д. Устройство и работа
Д9
Установленная на маховике
(2)
ровочных гаек (13), фиксируемых сто-
муфта сцепления фрикционная, двух-
порными пластинами (14).
дисковая, постоянно-замкнутого типа.
Ведущей частью муфты сцепления яв-
Управление сцеплением
ляется маховик (2), нажимной диск (3) и
Выключение сцепления производится
средний диск (28), который крепится к
педалью сцепления (1) (рис. Д-11) че-
пальцам маховика (11) с помощью тан-
рез рычажную передачу (1), (5), (8) (рис.
генциальных пластин. К ведомой части
Д-11), отводку (16) (рис. Д-10) и выжим-
сцепления относятся два ведомых дис-
ной подшипник (15) (рис. Д-10).
ка (1) с гасителями крутильных колеба-
ний (9), установленные на силовом ва-
Включение сцепления при отпускании
лу (6). Необходимое усилие прижатия
педали (1) (рис. Д-11) осуществляется
нажимными пружинами (25) (рис. Д-10).
трущихся поверхностей ведущей и ве-
Пружина
сервоустройства
(10)
домой частей сцепления для передачи
(рис. Д-11) облегчает выключение сце-
крутящего момента от двигателя к
трансмиссии обеспечивается девятью
пления и постоянно поджимает рычаг
пружинами (25).
(9) (рис. Д-11) педали к полу кабины во
включенном положении сцепления.
Опорами отжимных рычагов
(10)
служат вилки
(12), закрепленные на
опорном диске (26) с помощью регули-
Рис. Д-11. Управление сцеплением:
1 — педаль; 2 — регулировочный болт сервоустройства; 3 — кронштейн; 4 — болт крепления;
5 — рычаг; 6 — палец; 7 — вилка; 8 — тяга; 9 — рычаг; 10 — пружина сервоустройства.
Беларус 1220.1/1220.3
Раздел Д. Устройство и работа
Д10
Корпус сцепления
пазона переднего хода и 2 заднего хо-
да), с переключением передач внутри
В корпусе сцепления смонтированы
диапазонов с помощью синхронизато-
приводы независимого ВОМ, масляного
ров. КП обеспечивает 16 передач впе-
насоса ГНС и масляного насоса гидро-
ред и 8 назад, а также привод ПВМ и
системы КП.
синхронного ВОМ. КП состоит из корпу-
са, узла передач, вала пониженных пе-
Коробка передач (КП) (16F+8R)
редач и заднего хода, блока шестерен,
вторичного вала-шестерни, механизма
КП (рис. Д-12, Д-14) — 16/8, механиче-
управления и гидросистемы КП.
ская, ступенчатая, диапазонная (4 диа-
Рис. Д-12. Коробка передач:
1 — вал первичный; 2, 20 — втулки; 3 — синхронизатор; 4 — вилки; 5, 7 — поводки; 6 — корпус вилок;
8 — шарик; 9 — пружина; 10, 17 — подшипники; 11, 14, 15, 22, 23, 25, 27, 28, 29, 30 — шестерни;
12 — полумуфта; 13, 26 — зубчатые муфты; 16, 21 — прокладки регулировочные; 18 — вал вторич-
ный; 19 — гайка; 24 — вал блока шестерен; 31 — вал промежуточный
Беларус 1220.1/1220.3
Раздел Д. Устройство и работа
Д11
Рис. Д-12.2. Вал пониженных передач:
1 — вал первичный; 2, 4, 7, 8 — шестерни; 3 - муфта; 5, 9, 10 — втулки; 6 - стопорное кольцо
лумуфта (12). Комплект деталей на ва-
Узел передач состоит из первичного
лу (18) затянут гайкой (19).
вала (1) (рис. Д-12.1) со свободно ус-
На валу пониженных передач и задне-
тановленными на игольчатых подшип-
го хода (1) (рис. Д-12.2) установлены
никах шестернями. На шлицах вала
шестерня (4) I и II диапазонов и шес-
размещены две шлицевые втулки(2),
терня (2) заднего хода. Шестерня (8)
на которых установлены конические
установлена на валу на бронзовой
инерционные синхронизаторы (3).
втулке. Конструкция вала пониженных
передач в зависимости от комплекта-
На промежуточный вал (31) посажены
ции коробки передач различается:
с небольшим натягом ведомые шес-
1)
- если коробка передач с воз-
терни (27,28,29,30).
можностью установки ходо-
На валу (24) блока шестерен на шли-
уменьшителя, то на шлицевой
цах установлены шестерни (22) и (25).
втулке
(5) установлена шес-
Задняя опора вала расположена в сту-
терня
(7)
ходоуменьшителя
пице шестерни (23) привода синхрон-
соединенная со шлицами шес-
ного ВОМ и ПВМ.
терни
(8) и зафиксированная
Вторичный вал-шестерня (18) установ-
стопорным кольцом
(6) на
лен в корпусе КП на конических роли-
втулке (5);
коподшипниках (10) и (17). На валу не-
2)
- если коробка передач без
подвижно посажены ведущая шестер-
возможности установки ходо-
ня (15) привода ПВМ, на ступице кото-
уменьшителя, то на шлицевой
рой установлена на игольчатых под-
втулке (9) установлена втулка
шипниках ведомая шестерня (14). На
(10) соединенная шлицами с
втулке (20) размещена ведомая шес-
шестерней
(8) и зафиксиро-
терня (11). Между шестернями (11) и
ванная стопорным кольцом (6)
(14) на шлицах вала (18) посажена по-
на втулке (9)
Беларус 1220.1/1220.3
Раздел Д. Устройство и работа
Д12
Рис. Д-13. Управление синхронизированной КП:
1 — ограничитель; 2 — шарик; 3 — пружина; 4 — рычаг; 5 — крышка; 6, 7 — рычаги; 8 — корпус;
9 — сфера; 10 — чехол; 11 — вилка переключения диапазонов; 12 — вилка переключения передач;
13
— пружина;
14
— крышка;
15,
16
— валы;
17
— рычаги;
18
— кулиса.
фиксации вилок (4) в нейтральном и
включенном положениях служат под-
Механизм управления КП
пружиненные шариковые фиксаторы (8).
Механизм переключения диапазонов
Механизм управления КП (рис. Д-13)
состоит из вилки
(11) рукоятки пере-
состоит из механизмов переключения
ключения диапазонов (рис. Д-13), рыча-
передач и переключения диапазонов.
га (6), вала (16) и рычагов (17), уста-
Механизм переключения передач смон-
новленных в корпусах (5) и (8) и дета-
тирован в корпусе вилок (6) (рис. Д-12.1)
лей, установленных в корпусе КП.
и в корпусах (5) и (8) (рис. Д-13). Вклю-
Зубчатые муфты (13, 26) (рис. Д-12.1) и
чение передач осуществляется вилкой
(3) (рис. Д-12.2) перемещаются вилками
(12) рукоятки переключения передач че-
(1,
4,
14)
(рис. Д-14), закрепленными
рез рычаг (7), вал (15) и рычаг (4). В
соответственно на поводках (2, 5, 15).
корпусе вилок (6) (рис. Д-12.1) установ-
Положение зубчатых муфт (13, 26) (рис.
лены поводки (5) и (7), на которых за-
Д-12.1) и (3) (рис. Д-12.2) в нейтраль-
креплены вилки (4). Для предотвраще-
ном и включенном положениях фикси-
ния одновременного включения двух
руются деталями (8, 11, 12) (рис. Д-14)
передач между поводками (5) и (7) уста-
новлены блокирующие шарики. Для

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
9 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности