Трактор Беларус 2022.5. Руководство — часть 20

5.6. Подбор сельскохозяйственных машин для агрегатирования
5.6.1 Общие указания
ВНИМАНИЕ: СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ МАШИНЫ ОДИНАКОВОГО НА-
ЗНАЧЕНИЯ, НО РАЗЛИЧНЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ, МОГУТ ОТЛИЧАТЬСЯ ПО ОСО-
БЕННОСТЯМ АГРЕГАТИРОВАНИЯ, ИМЕТЬ РАЗЛИЧНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАК-
ТЕРИСТИКИ И РЕГУЛИРОВКИ. ПРИ ВЫБОРЕ МАШИН ОБРАЩАЙТЕ ОСОБОЕ
ВНИМАНИЕ НА ПЕРЕМЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ УСЛОВИЙ РАБОТЫ СЕЛЬСКО-
ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ТЕХНИКИ В ПОЛЕВЫХ УСЛОВИЯХ!
В эксплуатационной документации сельскохозяйственных машин, обычно
подробно рассматриваются не только вопросы правильного применения машин по
назначению, но также даются рекомендации по подбору и агрегатированию тракто-
ра. В любом случае производитель (продавец) машины должен по Вашему запросу
предоставить информацию по основным минимальным характеристикам трактора,
который должен обеспечить возможность агрегатирования сельскохозяйственной
машины.
Составить машинно-тракторный агрегат ( МТА) на базе трактора - это зна-
чит определить, сколько машин и с какими характеристиками нужно присоеди-
нить к Вашему трактору, какую применить сцепку, если она необходима, какое
дополнительное рабочее оборудование использовать, какие регулировки и на-
стройки провести, и на какой передаче работать. Но для этого необходимо сначала
купить машины. Порядок составления агрегатов на базе трактора, особенности ра-
боты приводятся в руководствах по эксплуатации агрегатируемых технических
средств. Во всех случаях необходимо проверить соответствие по присоединитель-
ным элементам, грузоподъемности навесных устройств и шин, допустимой нагрузке
на ТСУ и мосты трактора.
Тракторы «БЕЛАРУС-2022.5» способны работать с почвообрабатывающими
машинами со средним сопротивлением рабочих органов 30,0 кН. Ширина захвата
агрегата и глубина обработки в основном зависят от удельных сопротивлений почв,
которые определяют диапазон рабочих скоростей с учетом агротребований. Чем тя-
желее почва, тем выше удельное сопротивление. Изменение скорости на 1 км/ч из-
меняет удельное сопротивление до 1…2%.
ВНИМАНИЕ: ОЧЕНЬ ВАЖНО ПОЛУЧИТЬ ОТ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ (ПРОДАВЦА)
МАШИНЫ В ДОСТАТОЧНОМ ОБЪЕМЕ ИНФОРМАЦИЮ ПО ХАРАКТЕРИСТИКАМ
ТРАКТОРА, КОТОРЫЙ ОБЕСПЕЧИТ ВОЗМОЖНОСТЬ РАБОТЫ МАШИНЫ. ЕСЛИ
ТАКАЯ ИНФОРМАЦИЯ НЕ ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ, ТО РЕКОМЕНДУЕМ НЕ РАБО-
ТАТЬ (НЕ ПОКУПАТЬ) С ТАКОЙ МАШИНОЙ, ЧТОБЫ ИЗБЕЖАТЬ, ВОЗМОЖНО,
БОЛЬШИХ ПРОБЛЕМ В ПРОЦЕССЕ ЕЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ, КОТОРЫЕ МОГУТ ПРИ-
ВЕСТИ К ПОЛОМКАМ ТРАКТОРА!
5.6.2 Способы подбора сельскохозяйственных машин для агрегатирования
Существуют следующие способы подбора сельскохозяйственных машин для
агрегатирования:
- расчетный способ;
- опытный способ.
201
5.6.2.1 Расчетный способ подбора сельскохозяйственных машин для агрегатирования
При расчетном способе на основе исходных данных, справочной технической
литературы производят вычисления по соответствующим формулам (приведенным в
справочной литературе), сравнение соответствующих характеристик трактора и ма-
шины, подбор машин и на их основании делают заключение по возможности агрега-
тируемости рассматриваемой машины с трактором «БЕЛАРУС-2022.5». Этот способ
можно рекомендовать для ориентировочных расчетов в тех случаях, когда нет опыт-
ных данных, или когда нужно знать немедленно примерный состав машинно-
тракторного агрегата. Поскольку при расчетах используются средние значения, не
всегда учитываются все особенности агрегатирования, то составленный таким спо-
собом агрегат на базе трактора может оказаться не всегда неработоспособным и по-
требуется дополнительная его «доводка» в процессе работы в поле.
При использовании в расчетах достоверных данных и учете всех энергетиче-
ских затрат и местных условий можно достаточно точно проверить возможность аг-
регатирования машины с трактором. Такие эксплуатационные расчеты рекомендует-
ся делать перед покупкой новой машины.
5.6.2.2 Опытный способ подбора сельскохозяйственных машин для агрегатирования
При опытном способе подбор машин и дальнейшее составление агрегатов пу-
тем практической проверки на основе имеющейся эксплуатационной документации,
нормативных и справочных данных, а также с учетом накопленного опыта составле-
ния агрегатов непосредственно в данном хозяйстве или предприятии.
Исходные данные для выбора машин для агрегатирования с трактором «БЕ-
ЛАРУС-2022.5» следующие:
- вид и характеристика обрабатываемой почвы или возделываемых культур;
- размеры и рельеф полей;
- агротехнические требования к выполняемой работе (рабочая скорость, агротехни-
ческий просвет, колея, ширина шин, направление рабочего хода, эксплуатационная масса;
- способ агрегатирования, вертикальная нагрузка на присоединительное устройство;
-тяговое сопротивление и энергетические потребности рабочих машин;
- тяговые свойства и мощность трактора.
При составлении машинно-тракторного агрегата чрезвычайно важно правиль-
но выбрать передачу, на которой должен работать трактор.
Конечно, выгодно работать на большой скорости и с большой шириной захва-
та и глубиной обработки рабочих органов агрегатируемых машин. Но, к сожалению,
увеличивать одновременно скорость движения агрегата, его ширину и глубину не-
возможно. Чем больше рабочая скорость, тем меньше сила тяги трактора, следова-
тельно, необходимо уменьшать ширину захвата и глубину обработки, и наоборот. Не
забывайте, что рабочая скорость и глубина обработки сельскохозяйственных машин
ограничиваются агротехническими требованиями!
Определение и оценка возможности агрегатирования тракторов «БЕЛАРУС-
2022.5» с сельскохозяйственными машинами производится в несколько этапов.
1. Первый этап. Подготовка и сбор исходных данных
Изучите руководство по эксплуатации трактора. Определите основные техни-
ческие характеристики и параметры трактора:
- тяговый класс, номинальное тяговое усилие;
- мощность двигателя;
- допустимая мощность механического и гидравлического отбора,
- тип и присоединительные размеры ТСУ или НУ, хвостовиков ВОМ, гидровы-
водов, электрических розеток, пневмопривода тормозов прицепа;
- взаимное расположение торца хвостовика ВОМ по отношению к центру оси
подвеса НУ или присоединительного пальца ТСУ;
- диапазон скоростей
- возможные размеры колеи,
- наличие необходимого рабочего оборудования;
- максимально допустимая масса трактора,
- полная масса буксируемого прицепа;
- допустимые нагрузки на оси и шины колес.
202
Изучите руководство по эксплуатации машины. Определите основные техни-
ческие характеристики машины: тяговое сопротивление, мощность механического
(ВПМ), электрического и гидравлического отбора, присоединительные размеры и тип
(петли дышла/или сницы; присоединительного треугольника; хвостовиков ВПМ, гид-
ровыводов, электровилки, пневмоголовки), взаимное расположение торца хвостови-
ка ВПМ по отношению к центру оси подвеса присоединительного треугольника или
петли дышла/сницы; возможность изменения комплектации типа хвостовика ВПМ и
направления вращения хвостовика ВПМ, диапазон рабочих скоростей, полная экс-
плуатационная масса с технологическим грузом, наличие тормозов, наличие кардан-
ного вала (тип, длина, наличие и тип защитной муфты). Проконсультируйтесь при
необходимости с продавцом (изготовителем) машины. Запросите при необходимо-
сти недостающие данные по машине.
2. Второй этап. Проверка собираемости
Выполните оценку конструктивной увязки сопрягаемых элементов трактора
(тягово-сцепных устройств, навесных трехточечных устройств; гидравлических, элек-
трических соединений; пневматической головки; хвостовики ВОМ) с соответствую-
щими элементами машины, включая соответствие колеи и типоразмера колес тре-
бованиям технологии выполняемых работ, расположения ВОМ, ВПМ и карданного
вала машины, а также возможность монтажа системы автоматизированного контро-
ля за выполнением технологического процесса и установки контрольного пульта в
кабине из комплекта машины.
Проверьте наличие необходимого оборудования для агрегатирования в ком-
плектации трактора:
- необходимый тип ТСУ;
- пневмоголовки;
- электрические розетки;
- необходимый тип хвостовика ВОМ;
- шины колес нужного типоразмера для сдваивания,
- переднее или заднее НУ,
- проставки или механизмы для сдваивания колес,
- наличие шлангов сцепки,
- наличие быстросоединяемых разрывных муфт.
Отсутствующее оборудование, если оно отсутствует на тракторе, приобретите
дополнительно. После проверки наличия и, если требуется, доустановки необходи-
мого рабочего оборудования произведите составление и подготовку МТА с учетом
требований и рекомендаций эксплуатационной документации на агрегатируемые
технические средства.
При покупке новых машин к трактору необходимо при заказе обязательно ука-
зать необходимую комплектацию соответствующим рабочим оборудованием, обес-
печивающим возможность агрегатирования с трактором «БЕЛАРУС-2022.5».
Для машин с приводом от заднего ВОМ необходимо заказывать карданный
вал необходимой длины и типа, с соответствующими присоединительными разме-
рами. Машины с приводом от заднего ВОМ имеют техническую возможность ком-
плектования редуктором, обеспечивающим вращение карданного вала как по часо-
вой так и против часовой стрелки. Поэтому при покупке машины укажите представи-
телю фирмы на обязательность комплектования машины редуктором, привод кото-
рого обеспечивается через карданный вал с направлением вращения вала ВПМ
против направления часовой стрелки, если смотреть со стороны привода машины на
торец вилки карданного вала.
203
3 Третий этап. Проверка соответствия вертикальной статической нагрузки на
ТСУ или грузоподъемности НУ нагрузке, создаваемой машиной с учетом массы тех-
нологического груза.
Убедитесь в возможности подъема-опускания навесным устройством присое-
диненной машины с полной эксплуатационной массой. И не забывайте, что нагрузка,
создаваемая машиной, не должна превышать указанные в настоящем руководстве
значения грузоподъемности НУ и допустимой вертикальной нагрузке на ТСУ.
4. Четвертый этап. Проверка вертикальных статических нагрузок на мосты
трактора, в том числе критерия управляемости необходимости дополнительного
балластирования.
Определите расчетным или опытным путем общую массу трактора с машинной,
нагрузку на мосты и максимально допустимую нагрузку на шины, массу необходимого
балласта и технологического груза. Вес трактора в составе МТА, приходящийся на
мосты трактора, не должен превышать разрешенных величин. В любом случае на-
грузка на передний и задний мосты не должна превышать суммарную грузоподъем-
ность шин соответственно суммарной грузоподъемности задних или передних колес.
5. Пятый этап. Проверка возможности движения трактора в агрегате с маши-
ной, включая проверку величины углов поворота и наибольшей высоты подъема НУ
до упирания элементов машины в элементы трактора достаточности длины и зон
свободного пространства карданного вала при поворотах и переводе машины в
транспортное положение.
6. Шестой этап. Оценка соответствия энергетических возможностей трактора и
потребностей машины (тяговое сопротивление, потребляемая мощность, в том чис-
ле через ВОМ).
Можно оценить расчетным путем при наличии исходных данных или на осно-
вании протокола испытаний.
7. Седьмой этап. Проверка возможности выполнения работы машиной в агре-
гате с трактором.
Выполните пробное агрегатирование по выполнению технологических опера-
ций, в соответствие с назначением машины, с обязательным соблюдением требо-
ваний безопасности.
8. Восьмой этап. Проверка общей дорожной проходимости, статической ус-
тойчивости на уклонах, эффективности действия тормозов в местных условиях:
- возможность преодоления трактором подъемов и спусков с машиной с тех-
нологическим материалом;
- возможность движения вдоль склона.
Оцените величину дорожного просвета и управляемость трактора в составе
агрегата. Передние колеса трактора во время движения не должны отрываться от
поверхности дороги. На передний мост трактора в любом случае его применения
должно приходится не менее 20% нагрузки от его собственной эксплуатационной
массы.
9. Девятый этап. Проведение контрольных смен с целью определения экс-
плуатационно-технологических показателей:
- время трудоемкости составления МТА;
- средней рабочей скорости;
- производительности за один час основного (сменного, эксплуатационного
времени);
- объем выполненной работы за контрольное время;
- часовой (удельный) расход топлива.
204
5.7 Проверка правильности составления машинно-тракторного агрегата
Допускать работу трактора с агрегатируемыми машинами, как с перегрузкой, так
и с недогрузкой не рекомендуется. В первом случае будет повышенный износ деталей
трактора, перерасход топлива и снижение производительности агрегата, во втором -
снижение экономических показателей и, в частности, производительности и увеличение
расхода топлива. Поэтому, прежде всего оператор должен убедиться в том, что агрегат
составлен правильно, а рекомендованная скорость его движения - оптимальная.
В процессе работы трактора имеют место два основных скоростных режима -
рабочий, вспомогательный.
Рабочий режим является основным. Изменение рабочей скорости влияет на ка-
чество выполнения технологического процесса в соответствии с агротехническими тре-
бованиями. В руководствах по эксплуатации машин для каждой отдельной модели ма-
шины приводятся допустимые диапазоны рабочих скоростей. Любое изменение рабо-
чей скорости движения трактора с агрегатируемой машиной, включая оперативное ма-
неврирование при рабочем ходе, допустимо только в пределах, определяемых агро-
техническими требованиями. Обычно исходную рабочую скорость в данных пределах
устанавливают совместно с шириной захвата и глубиной обработки (посадки) машины.
Вспомогательный режим характеризуется скоростью движения трактора с агрега-
тируемой машиной на ближнем транспорте (на холостом ходу на поворотах и переездах)
с выключенными рабочими органами. Скоростной режим движения трактора с машиной
на ближнем транспорте ограничивается в основном требованиями безопасности. Вслед-
ствие относительно малой продолжительности поворотов, необходимости выполнения
указаний по ограничению транспортной скорости при переезде с одного поля на другое,
соответствующая скорость движения трактора на холостом ходу часто близка к рабочей.
Если машина для агрегатирования выбрана, то остается только определить
рабочую скорость и соответствующую ей передачу.
Рабочая скорость трактора в процессе эксплуатации в полевых условиях ог-
раничена, прежде всего, качеством выполнения работы. Кроме этого для тяговых
машин она ограничивается тягово-сцепными свойствами трактора, а для тягово-
приводных агрегатов — допустимой мощностью ВОМ и гидравлического отбора,
пропускной способностью рабочих органов машин.
Основным условием оптимального агрегатирования трактора
«БЕЛАРУС-
2022.5» является надлежащее использование мощности двигателя, характеризуе-
мое коэффициентом загрузки, который характеризует степень использования номи-
нальной мощности двигателя трактора на выполнение технологических процессов
агрегатируемыми сельскохозяйственными машинами. Для каждой группы сельскохо-
зяйственных операций объективно существуют примерные значения степени ис-
пользования номинальной мощности двигателя. В среднем запас мощности должен
составлять 10…15 % от номинальной мощности двигателя.
Под правильно выбранным режимом работы трактора подразумевают, такое агре-
гатирование трактора с соблюдением всех правил и ограничений эксплуатации, при кото-
рых обеспечивается не только выполнение работы в соответствии с агротехническими
требованиями к выполняемым рабочим операциям — режим загрузки двигателя, скорост-
ной режим агрегата, режим допустимого буксования, а также выполняются все рекомен-
дации по безопасному применению трактора (выбору скорости, нагрузочным режимам).
Степень загрузки двигателя можно изменить путем уменьшения или увеличения
числа машин, изменения ширины захвата, глубины обработки, а также скорости движе-
ния в процессе рабочего хода агрегата. Если за счет изменения числа машин и рабочей
скорости рациональная загрузка двигателя невозможна, то для экономии топлива следу-
ет переходить на соответствующий частичный режим работы, уменьшая подачу топлива.
По частоте вращения коленчатого вала определяют степень загрузки двигате-
ля. Работать нужно при частоте вращения коленчатого вала немного большей, чем
номинальная (указана на тахоспидометре). Если рабочая скорость меньше требуе-
мой скорости, то переходят на более низкую передачу.
Величина максимально допустимого буксования для трактора «БЕЛАРУС-2022.5» -
16 %. Комплектование МТА и выбор скоростного режима осуществляют в пределах допус-
тимого буксования. Повышенное буксование движителей трактора приводит к разрушению
структурных частиц почвы с последующим развитием процессов ветровой и водной эрозий.
205
5.8 Подбор плугов
Подбор лемешных плугов производится с учетом допустимого диапазона тя-
говых усилий, развиваемых трактором «БЕЛАРУС-2022.5» на стерне - от 27 до 36
кН.
Пахота является наиболее энергоемким видом работ. По тяговым показате-
лям тракторы «БЕЛАРУС-2022.5» в исходной комплектации может агрегатироваться
на среднеплотных почвах нормальной влажности с семикорпусными лемешными
плугами шириной захвата корпуса от 30 до 40 см при глубине обработки от 15 до 22
см. Тип плуга, ширина захвата (количество корпусов) зависит от почвы, ее механи-
ческого состава, засоренности камнями, глубины пахоты. Ориентировочно на один
корпус плуга требуется от 15 до 20 кВт мощности на среднеплотных почвах при глу-
бине пахоты до 20 см и ширине захвата корпуса 35 см.
Для получения гладкой пахоты применяют оборотные или поворотные плуги,
обеспечивающие односторонний оборот пласта.
Несмотря на разнообразие конструкций плугов, существуют общие принципы
и порядок подготовки их к работе с трактором:
Модель плуга выбирают в соответствии с реализуемым трактором диапазоном
тяговых усилий, учетом типа почв, глубины обработки.
Проверять расстановку и регулировки рабочих органов плуга рекомендуется
на специально оборудованной контрольной площадке с твердым покрытием и вы-
полненной разметкой, соответствующей правильной расстановке рабочих органов.
В полевых условиях можно ограничиться проверкой при помощи шпагата или
длинной прямой рейки. Если лезвия лемехов находятся на различной высоте и кор-
пуса плуга находятся в разных плоскостях, то плуг будет идти неустойчиво, увели-
читься тяговое сопротивление и расход топлива.
206
5.9 Хвостовики валов отбора мощности
Хвостовики
(рисунок
5.9.1) переднего и заднего валов отбора мощности
(ПВОМ и ЗВОМ) трактора «БЕЛАРУС-2022.5» по конструктивному исполнению и
расположению соответствуют нормативным документам и стандартам, распростра-
няющимся на валы отбора мощности сельскохозяйственных тракторов. Параметры
хвостовиков и характеристики приводов ПВОМ и ЗВОМ приведены в таблице 5.9.
Передний ВОМ комплектуется хвостовиком типа 2.
Задний ВОМ комплектуется хвостовиком типа З (установлен на тракторе при по-
ставке). Сменные хвостовики ЗВОМ типа 1с и типа 2 прикладываются в ЗИП трактора.
ВНИМАНИЕ: НЕ ДОПУСКАЕТСЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХВОСТОВИКОВ СООТ-
ВЕТСТВУЮЩИХ ТИПОВ ПРИ АГРЕГАТИРОВАНИИ ТРАКТОРОВ «БЕЛАРУС-2022.5»
С МАШИНАМИ, ТРЕБУЮЩИМИ ПЕРЕДАЧИ МОЩНОСТИ, ВЫШЕ УКАЗАННОЙ В
ТАБЛИЦЕ 5.9!
Рисунок 5.9.1 - Хвостовик вала отбора мощности
Таблица 5.9
Параметры хвостовиков и
Тип хвостовика вала отбора мощности
приводов ПВОМ и ЗВОМ
Тип11)
Тип1с
Тип2
ТипЗ
Тип2с1)
Тип2с11)
1 Длина шлицев L, мм
76
78
64
89
78
76
2 Диаметр наружный DH, мм
35
38
35
45
38
35
3 Количество зубьев, n
6
8
21
20
8
6
4 Частота вращения хвосто-
540
540
1000
1000
1000
1000
вика заднего ВОМ
(стан-
(590) 2)
(590) 2)
(1100) 2)
(1100) 2)
(1100) 2)
(1100) 2)
дартный режим), мин-1 3)
5 Частота вращения хвосто-
540
540
1000
1000
1000
1000
вика заднего ВОМ
(эконо-
(770) 2)
(770) 2)
(1460) 2)
(1460) 2)
(1460) 2)
(1460) 2)
мичный режим), мин-1
6 Мощность, передаваемая
хвостовиком заднего ВОМ,
60
60
92
185
92
92
кВт, не более 3)
7 Тип привода
Независимый
8 Направление вращения
хвостовика ВОМ (смотри на
торец)
По часовой стрелке
_________________________________________________________________________________________
1) Комплектуется по заказу
2) Частота вращения хвостовика ВОМ при номинальной частоте коленчато-
го вала двигателя 2100 мин-1.
3) Для переднего ВОМ при 2050 мин-1 коленчатого вала двигателя - 1000
(1025 мин-1 при номинальной частоте коленчатого вала двигателя), мощность, пе-
редаваемая хвостовиком преднего ВОМ, кВт, не более 44 кВт
207
5.10 Определение возможности применения ВОМ и карданных валов
Основными параметрами для определения возможности применения заднего
или переднего ВОМ трактора, а также характеристик карданного вала и предохрани-
тельной муфты при выборе машин для агрегатирования с трактором являются: спо-
соб агрегатирования; расстояния от точки присоединения до торца хвостовика ВОМ
и торца хвостовика ВМП; частота вращения ВОМ, крутящий момент на ВМП и по-
требляемая мощность сельхозмашины.
Рисунок 5.10.1 - Номограмма для определения крутящего момента на ВПМ
Производители машин с активными рабочими органами для почвообработки и
уборки трав (фрезы, мульчирователи, косилки и другие машины) обычно дают дан-
ные по способу агрегатирования машины, частоте вращения ВПМ, передаточному
числу механического привода машины, минимальной величине отбора и максималь-
но требуемой мощности трактора для обеспечения работы машины.
208
Для определения крутящего момента на ВПМ, зная частоту вращения ВОМ и
отбираемую мощность ВМП, можно использовать номограмму (рисунок 5.10.1) либо
следующую формулу:
где M - крутящий момент, Нм; P - отбираемая мощность ВПМ , кВт; n - часто-
та вращения ВОМ, мин-1.
ВНИМАНИЕ: НОМИНАЛЬНАЯ ЧАСТОТА ВРАЩЕНИЯ ХВОСТОВИКА ВПМ АГ-
РЕГАТИРУЕМОЙ МАШИНЫ НЕ ДОЛЖНА ПРЕВЫШАТЬ 1000 МИН -1 !
При необходимости уточнения частоты вращения ВПМ или определения час-
тоты вращения рабочих органов агрегатируемых машин можно воспользоваться
следующей формулой:
npic = uns
где npic - частота вращения ВПМ, мин-1; ns- частота вращения рабочих орга-
нов, мин-1; u - передаточное число привода машины.
В целях исключения поломок ВОМ и ВПМ в ряде сельскохозяйственных ма-
шин с активными рабочими органами (почвообрабатывающие фрезы, кормоубороч-
ные комбайны, косилки, кормораздатчики, пресс-подборщики и другие) применяются
механические предохранительные муфты.
Функциональное назначение предохранительной муфты
- автоматическое
прекращение передачи или ограничение величины передаваемого крутящего мо-
мента от ВОМ к ВПМ при перегрузках, вызванных большими пусковыми моментами,
перегрузкой (блокировок) рабочих органов и пульсацией нагрузок на приводе ВПМ.
Определить величину момента срабатывания предохранительной муфты кар-
данного привода машины можно по следующей формуле:
Мс = k·М1 ≤ МPTO
где МPTO - максимально допустимый крутящий момент для ВОМ, Нм; Мс - мо-
мент срабатывания предохранительной муфты, свыше которого машина не должна
работать, Нм ; М1 - номинальный рабочий момент, допускаемый для привода маши-
ны в данных условиях эксплуатации, Нм; k = 1,25…1,5 - расчетный коэффициент
(меньшие значения принимают для легких условий, большие - для тяжелых)
ВНИМАНИЕ: МОМЕНТ СРАБАТЫВАНИЯ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНОЙ МУФТЫ
АГРЕГАТИРУЕМОЙ МАШИНЫ ДОЛЖЕН БЫТЬ БОЛЬШЕ НОМИНАЛЬНОГО РАБО-
ЧЕГО МОМЕНТА, ДЛИТЕЛЬНО ДЕЙСТВУЮЩЕГО В ПРИВОДЕ МАШИНЫ, НО ВСЕ-
ГДА РАВЕН ИЛИ МЕНЬШЕ МАКСИМАЛЬНО ДОПУСТИМОГО МОМЕНТА НА ВОМ
ТРАКТОРА! ЕСЛИ МОМЕНТ СРАБАТЫВАНИЯ МУФТЫ МАШИНЫ БОЛЬШЕ ДОПУС-
ТИМОГО МОМЕНТА ДЛЯ ВОМ ТРАКТОРА, ТО ТАКУЮ МАШИНУ НЕЛЬЗЯ АГРЕГА-
ТИРОВАТЬ С ТРАКТОРОМ.
Предохранительные муфты бывают кулачковые, фрикционные, дисковые и
подразделяются на два основных типа - с разрушаемыми и неразрушаемыми рабо-
чими элементами. Муфты с разрушаемым элементом применяют для предохранения
от маловероятных перегрузок.
ВНИМАНИЕ: ПРИМЕНЯТЬ ДЛЯ АГРЕГАТИРОВАНИЯ МАШИН КАРДАННЫЕ
ВАЛЫ С ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНЫМИ МУФТАМИ С РАЗРУШАЕМЫМ ЭЛЕМЕНТОМ НА
ТРАКТОРАХ «БЕЛАРУС-2022.5» НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ!
В ряде сельскохозяйственных машин применяются обгонные муфты. Обгонные
муфты (свободного хода) автоматически замыкаются при одном направлении враще-
ния и размыкаются - при противоположном. Обгонные муфты обеспечивают работу
машин с повышенным моментом инерции вращающихся масс машины, чтобы избе-
жать поломок привода в момент выключения ВОМ.
Существуют также комбинированные предохранительные муфты. Комбиниро-
ванная предохранительная муфта - это такая предохранительная муфта, конструк-
тивно скомбинированная с муфтой другого вида, например с муфтой свободного хода.
209
ВНИМАНИЕ: ПРОИЗВОДИТЕЛЬ МАШИНЫ С КАРДАННЫМ ПРИВОДОМ ОТ
ВОМ ТРАКТОРА ДОЛЖЕН ЗАРАНЕЕ ВАС ИНФОРМИРОВАТЬ О НЕОБХОДИМОСТИ
ПРИМЕНЕНИЯ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНОЙ МУФТЫ; ОСОБЕННОСТЯХ КОНСТРУКЦИИ
МУФТЫ И ПОСЛЕДСТВИЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАШИН БЕЗ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬ-
НОЙ МУФТЫ!
При необходимости выбора (покупки) и эксплуатации карданного вала необ-
ходимо руководствоваться в первую очередь рекомендациями изготовителя машин
и карданных валов. Рекомендуем использовать с трактором машины с активными
рабочими органами, у которых длина полностью сдвинутого карданного вала между
центрами шарниров не превышает 1 м.
При агрегатировании машин с помощью ЗНУ или ПНУ (рисунок 5.10.2), длина
карданного вала определяется расстоянием L (вал полностью сдвинут) при горизон-
тальном положении нижних тяг. Удлинение вала происходит при подъеме машины, по-
этому в верхнем положении необходимо проверить перекрытие телескопических эле-
ментов. Большой угол наклона в шарнирах карданного вала образовывается только в
транспортном положении машины при выключенном ВОМ трактора. В рабочем поло-
жении углы наклона карданных шарниров незначительны и равны друг другу и обычно
обеспечивается L1=L2. Поэтому в данном случае можно использовать телескопический
карданный вал с универсальными карданными шарнирами с защитным кожухом.
Рисунок 5.10.2 - Схема определения длины карданного вала, при агрегатиро-
вании трактора с машинами, подсоединяемыми через ЗНУ и ПНУ
При агрегатировании машин с помощью ТСУ-1М-01, ТСУ-1 или ТСУ-3В (рисунок
5.10.3), у которых оси ВОМ и ВПМ параллельны и не смещены относительно друг дру-
га в продольной плоскости (вправо или влево), расстояния А и В от точки присоедине-
ния до ВОМ и ВПМ примерно равны, а максимальная длина карданного вала L опре-
деляется при повороте машины на максимальный угол относительно трактора, можно
использовать телескопический карданный вал с универсальными карданными шар-
нирами с защитным кожухом.
Рисунок 5.10.3 - Схема определения длины карданного вала, при агрегатиро-
вании трактора с машинами, подсоединяемыми через ТСУ-1М-01, ТСУ-1 или ТСУ-3В
210

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
9 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности