Трактор Беларус 2022.5. Руководство — часть 21

При агрегатировании машин с помощью ТСУ-2В, ТСУ-2 или ТСУ-2Р (рисунок
5.10.4), когда равенство расстояний от точки присоединения машины до ВОМ и ВПМ
не соблюдается, оси ВОМ и ВПМ смещены в продольной плоскости друг относи-
тельно друга (вправо или влево), при поворотах машины длина карданного вала ме-
няется по длине, то применяют телескопический карданный вал с универсальным
карданным шарниром и карданным шарниром равных угловых скоростей, с защит-
ным кожухом. При этом карданный шарнир равных угловых скоростей должен нахо-
дится со стороны ВОМ.
Рисунок 5.10.4 - Схема определения длины карданного вала, при агрегатиро-
вании трактора с машинами, подсоединяемыми через ТСУ-2В, ТСУ-2 или ТСУ-2Р.
5.11 Особенности применения ВОМ и карданных валов
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ: БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ, КОГДА РАБОТАЕТ ВОМ И ВРА-
ЩАЕТСЯ КАРДАННЫЙ ВАЛ АГРЕГАТИРУЕМОЙ МАШИНЫ. ПРИ НАХОЖДЕНИИ ЛЮ-
ДЕЙ В ЗОНЕ РАБОТЫ ВОМ МОЖЕТ ПРОИЗОЙТИ ЗАТЯГИВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА, В ТОМ
ЧИСЛЕ ЗАХВАТ ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ ЕГО ОДЕЖДЫ, ВО ВРАЩАЮЩИЕСЯ ЧАСТИ
КАРДАННОГО ВАЛА И ДРУГИЕ ДВИЖУЩИЕСЯ МЕХАНИЗМЫ МАШИНЫ, КОТОРОЕ
МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К ТЯЖЕЛЫМ ТРАВМАМ, В ТОМ ЧИСЛЕ СО СМЕРТЕЛЬНЫМ ИС-
ХОДОМ, ПОЭТОМУ ПЕРЕД НАЧАЛОМ ВКЛЮЧЕНИЯ ВОМ УБЕДИТЕСЬ В ОТСУСТВИИ
ЛЮДЕЙ В ОПАСНОЙ ЗОНЕ МЕЖДУ ТРАКТОРОМ И МАШИНОЙ. ВСЕ РАБОТЫ, СВЯ-
ЗАННЫЕ С ОБСЛУЖИВАНИЕМ (РЕГУЛИРОВКОЙ, СМАЗКОЙ И Т.Д.), ПОДСОЕДИНЕ-
НИЕМ И ОТСОЕДИНЕНИЕМ КАРДАННОГО ВАЛА ПРОИЗВОДИТЬ ТОЛЬКО ПРИ ОТ-
КЛЮЧЕННОМ ВОМ И ДВИГАТЕЛЕ ТРАКТОРА. ПЕРЕД НАЧАЛОМ УСТАНОВКИ КАР-
ДАННОГО ВАЛА ЗАГЛУШИТЕ ДВИГАТЕЛЬ, ИЗВЛЕКИТЕ КЛЮЧ ЗАЖИГАНИЯ ИЗ ВЫ-
КЛЮЧАТЕЛЯ СТАРТЕРА И ПРИБОРОВ, ВКЛЮЧИТЕ СТОЯНОЧНЫЙ ТОРМОЗ!
ВНИМАНИЕ: ИЗГОТОВИТЕЛЬ ТРАКТОРА НЕ НЕСЕТ ОТВЕСТВЕННОСТИ ЗА
ПОЛОМКИ КАРДАННЫХ ВАЛОВ АГРЕГАТИРУЕМЫХ МАШИН. ХАРАКТЕРИСТИКИ И
КОНСТРУКЦИЯ КАРДАННЫХ ВАЛОВ ВХОДЯТ В СФЕРУ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ИЗ-
ГОТОВИТЕЛЕЙ МАШИН И КАРДАННЫХ ВАЛОВ !
ВНИМАНИЕ: КАРДАННЫЙ ВАЛ АГРЕГАТИРУЕМОЙ МАШИНЫ ДОЛЖЕН
ОБЕСПЕЧИВАТЬ ПЕРЕДАЧУ НОМИНАЛЬНОГО КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА ПРИ ЧАС-
ТОТЕ ВРАЩЕНИЯ НЕ МЕНЕЕ 540 МИН -1 ИЛИ 1000 МИН -1, В ЗАВИСИМОСТИ ОТ
УСТАНОВЛЕННОГО РЕЖИМА!
ВНИМАНИЕ: НЕ ИСПОЛЬЗУЙТЕ КАРДАННЫЕ ВАЛЫ БЕЗ НАДЛЕЖАЩИХ
ЗАЩИТНЫХ УСТРОЙСТВ, А ТАКЖЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО ИЗГОТОВЛЕННЫЕ ИЛИ
ПОВРЕЖДЕННЫЕ!
ВНИМАНИЕ: БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ ПРИ АГРЕГАТИРОВАНИИ МАШИН С
КАРДАННЫМ ПРИВОДОМ - УГЛЫ ПОВОРОТА КАРДАННОГО ВАЛА ОГРАНИЧИ-
ВАЮТСЯ ЭЛЕМЕНТАМИ КОНСТРУКЦИИ ТРАКТОРА, НАПРИМЕР НАПРАВЛЯЮ-
ЩИМИ ЛИФТОВОГО УСТРОЙСТВА ИЛИ КОЛЕСАМИ ТРАКТОРА. ИЗ-ЗА ВЗАИМНО-
ГО КАСАНИЯ КАРДАННОГО ВАЛА И ДРУГИХ КОНСТРУКТИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ
МОГУТ ПРОИЗОЙТИ ПОЛОМКИ ПРИЦЕПНОГО УСТРОЙСТВА МАШИНЫ ИЛИ НА-
ПРИМЕР, ПОВРЕЖДЕНИЯ ШИН ТРАКТОРА ИЛИ САМОГО КАРДАННОГО ВАЛА!
211
ВНИМАНИЕ: ПРИ РАБОТЕ МАШИН С КАРДАННЫМ ПРИВОДОМ СУЩЕСТВУ-
ЕТ ОПАСНОСТЬ ВЫБРОСА ОБРАБАТЫВАЕМОГО МАТЕРИАЛА ИЛИ ДЕТАЛЕЙ
МАШИНЫ, ПОЭТОМУ НЕОБХОДИМО СОБЛЮДАТЬ БЕЗОПАСНУЮ ДИСТАНЦИЮ!
При подсоединении карданного вала машины к хвостовику ВОМ соблюдайте
следующие правила и требования:
1. Проверьте соответствие включенного скоростного режима ВОМ («540» или
«1000») по типу установленных хвостовиков ВОМ трактора и ВПМ машины;
2. Перед подключением рассоедините карданный вал на две части.
3. Произведите визуальный осмотр карданного вала, ВОМ и ВМП на предмет
отсутствия механических повреждений и комплектности. При необходимости очисти-
те хвостовики ВОМ и ВПМ от грязи, и смажьте в соответствии со схемой смазки,
представленной в руководстве по эксплуатации машины.
4. Часть карданного вала, на которой имеется пиктограмма «трактор» подсое-
дините к хвостовику ВОМ, а соответственно вторую половину - к ВПМ машины. Не за-
будьте правильно зафиксировать присоединительные шлицевые втулки на хвостови-
ках ВОМ и ВПМ: способ фиксации определяется изготовителем карданного вала.
5. Концевые вилки карданного вала машины со стороны ВОМ и ВМП должны
находиться в одной плоскости, как показано на рисунке 5.11.1.
Рисунок 5.11.1 - Схема установки карданного вала
6. Предохранительная муфта, как показано на рисунке 5.11.2, устанавливает-
ся только со стороны ВПМ привода агрегатируемой машины - другая установка не
обеспечивает своевременную защиту ВОМ трактора от превышения максимально
допустимого крутящего момента. После длительных простоев в работе машины про-
верьте техническое состояние предохранительной муфты.
Рисунок 5.11.2 - Схема установки предохранительной муфты
7. Установка карданного вала с защитным кожухом совместно с защитными
устройствами ВОМ и ВПМ, с удерживающими цепочками, как со стороны ВОМ, так и
со стороны ВПМ, как показано на рисунке 5.11.3, обеспечивает безопасность кар-
данного соединения.
Рисунок 5.11.3 - Схема безопасной установки карданного вала
8. При первом применении карданного вала необходимо обязательно прове-
рить длину карданного вала, а при необходимости адаптировать ее к условиям ра-
боты с трактором «БЕЛАРУС-2022.5». Наиболее подробные рекомендации по кар-
данным валам смотрите в технической документации, прилагаемой к машине. При
необходимости обратитесь к изготовителю карданного вала.
212
9. Длина максимально раздвинутого карданного вала, с которой допускается
его эксплуатация, должна быть такой, когда две части карданного вала будут вхо-
дить друг в друга не менее чем на L2=150 мм. При меньшем значении, чем L2=150
мм (рисунок 5.11.4, вид А) работать с карданным валом запрещено. Достаточность
перекрытия L2 проверяется путем поворота или подъема агрегатируемой машины.
Рисунок 5.11.4 - Выбор длины карданного вала
10. В прямолинейном положении трактора и агрегатируемой машины, когда
карданный вал полностью задвинут, проверьте наличие достаточного зазора L1 (ри-
сунок 5.11.4, вид В) между торцом трубы и торцом вилки карданного шарнира. Ми-
нимально допускаемый зазор L1 должен быть не менее 50 мм.
11. После присоединения карданного вала все защитные устройства приведи-
те в надлежащее состояние, в том числе зафиксируйте защитный кожух вал от вра-
щения цепочками, как показано на схеме на рисунке 5.11.3.
12. При необходимости ограничивайте высоту подъема ЗНУ или ПНУ в край-
нее верхнее положение при подъеме машин. Это необходимо для уменьшения угла
наклона, исключения возможности касания и повреждения карданного вала, а также
и обеспечения безопасного зазора между трактором и машиной.
13. Максимально допустимые углы наклона и поворота (рисунок 5.11.5) шар-
ниров карданного вала даны в таблице 5.10.
Рисунок 5.11.5 - Максимально допустимые углы наклона и поворота шарниров карданного вала
Таблица 5.10
Положения вала отбора
Максимально допустимый угол наклона (поворота) αmax1) ,
мощности трактора
в градусах
Тип шарниров карданного вала
Универсальные
Равных угловых скоростей
Положение «Включен»:
- под нагрузкой
20
25
- без нагрузки 2)
50
50
Положение «Выключен» 3)
50
50
_________________________________
1) Допускаются другие варианты (смотри документацию изготовителей кардан-
ных валов и машин).
2) Кратковременно, для работающего без нагрузки ВОМ.
3) Для транспортного положения машин с выключенным ВОМ.
213
14. При работе с навесными и полунавесными машинами с карданным приво-
дом блокируйте нижние тяги навесного устройства.
15. После демонтажа карданного вала необходимо надеть защитные колпаки
на хвостовики ВОМ и ВПМ!
16. После выключения ВОМ необходимо учитывать опасность движения кар-
данного вала и отдельных механизмов агрегатируемой машины по инерции. Поэто-
му входить в опасную зону между трактором и машиной можно только после полной
остановки вращения ВОМ!
17. Проверьте работу машины с присоединенным карданным валом к ВОМ и
ВПМ на минимальной и максимальной частоте вращения коленчатого вала двигате-
ля трактора.
18. Рекомендуем при транспортных переездах трактора с прицепными, полу-
прицепными или полунавесными машинами на значительные расстояния, в том чис-
ле с поля на поле, карданный вал отсоединить от трактора и машины.
19. Техническое обслуживание, чистку, ремонт присоединенной к трактору
машины с карданным приводом выполнять только при выключенном ВОМ и нерабо-
тающем двигателе трактора.
Выключайте ВОМ в следующих случаях:
- после остановки трактора, но только после того, как агрегатируемая машина
полностью завершит рабочий цикл;
- на поворотах, при подъемах машины в транспортное положение;
- при въезде на крутой склон.
Не включайте ВОМ в следующих случаях:
- при неработающем двигателе трактора;
- присоединенная к трактору машина находится в транспортном положении;
- заглубленных в землю рабочих органах машины;
- если на рабочих органах машины лежит технологический материал или про-
изошло их забивание или заклинивание;
- при наличии значительного угла наклона (преломления) в любой плоскости
шарниров карданного вала машины.
При работе почвообрабатывающими ротационными машинами с активными
рабочими органами дополнительно выполняйте следующие правила:
- не включайте ВОМ при опущенной прямо на землю машине. ВОМ включать
только тогда, когда подготовленная к работе машина для почвообработки, опущена
настолько, чтобы ее рабочие органы не касались поверхности земли и расстояние
до них, было не менее 20…35 мм;
- опускание машины с вращающимися рабочими органами производится
плавно при поступательном движении трактора вперед;
- не допускайте движение с заглубленными рабочими органами с включенным
и выключенным ВОМ в направлении не соответствующим рабочему ходу машины
при выполнении работы;
- при работе на твердых почвах производите обработку сначала поперечных
полос для въезда в загон, а затем обрабатывайте поле в продольном направлении;
- рекомендуем работать на минимальной глубине обработки почвы, требуемой
под определенную культуру. Это необходимо для снижения нагрузки на ВОМ трак-
тора и уменьшения затрат топлива в процессе работы трактора. Особенно это важно
учитывать при работе трактора с комбинированными почвообрабатывающими по-
севными агрегатами.
214
5.12 Способы изменения тягово-сцепных свойств и проходимости трактора
5.12.1 Общие сведения
Большинство технологических процессов в сельскохозяйственном производст-
ве тракторы «БЕЛАРУС - 2022.5» выполняют в движении путем непосредственной тя-
ги машин и орудий за счет сцепления пневматических шин колес с опорной поверхно-
стью. Оценочными показателями тяговых характеристик трактора являются тяговая
мощность на скоростях рабочего диапазона, номинальное тяговое усилие при стан-
дартной эксплуатационной массе и допустимом буксовании.
Сила тяги, развиваемая на ободе колеса, прямо пропорциональна сцепной
массе трактора. Поэтому в определенных условиях с увеличением эксплуатацион-
ной массы трактора увеличиваются его тяговые показатели и проходимость.
Тракторы «БЕЛАРУС - 2022.5» рассчитаны на работу с определенными вели-
чинами весовых нагрузок на остов трактора и ходовую систему. Выполнение реко-
мендаций по дополнительному балластированию в зависимости от условий эксплуа-
тации гарантирует возможность безопасной и исправной работы без критических пе-
регрузок трактора не менее установленного срока службы.
Пределом повышения сцепной массы практически является допустимая на-
грузка на шины, которая зависит от типоразмера шин и внутреннего давления. При
этом изготовителем устанавливаются допустимые максимальные нагрузки на мосты
при максимальной транспортной скорости движения.
Примечание - Нормы давления воздуха в передних и задних шинах трактора
«БЕЛАРУС - 2022.5» при действующей нагрузке и скорости приведены в подразделе
4.2.8 «Выбор оптимального внутреннего давления в шинах в зависимости от условий
работы и нагрузки на оси трактора, правила эксплуатации шин».
Тягово-сцепные качества и проходимость трактора «БЕЛАРУС - 2022.5» в кон-
кретных условиях работы зависят от следующих факторов:
- сцепной массы трактора и примененного балласта в конкретной комплектации;
- распределения массы трактора, балласта и машины в составе агрегата по
осям трактора;
- используемого типоразмера шин и давления в них;
- технического состояния и исправности ходовой системы трактора;
- правильного и своевременного применения рекомендаций завода-
изготовителя по повышению тяговых качеств трактора;
- состояния и свойств опорной поверхности;
- коэффициента сцепления шин колес с опорной поверхностью.
Различают опорную и профильную проходимость сельскохозяйственного
трактора. Опорная проходимость характеризует возможность движения на почвах с
различной структурой и плотностью: обычно в дорожных условиях ранней весной
или осенью, на торфяно-болотных почвах, снежной целине. Профильная проходи-
мость характеризует возможность движения трактора по дорожному вертикальному
просвету (клиренсу) и глубине брода.
Ограничивающим фактором применения сельскохозяйственных трактора яв-
ляется рельеф местности, характеризующий крутизной и конфигурацией обрабаты-
ваемых участков поля, а также их высотой над уровнем моря. Факторами влияния
высоты обрабатываемого участка поля являются атмосферное давление и темпера-
тура внешнего воздуха. Мощность двигателя снижается на 1,0% на каждые 100,0 м
высоты выше уровня моря и в такой же степени увеличивается расход топлива.
Тракторы «БЕЛАРУС - 2022.5» предназначены преимущественно для равнин-
ных условий и ограничено, с соблюдением мер безопасности и рекомендаций, в ме-
стности со значительной крутизной склонов высотой над уровнем моря.
215
Тяговые показатели и опорная проходимость сельскохозяйственных трактора
зависят не только от их характеристик и технического состояния, но и от типа и со-
стояния почвы обрабатываемого участка поля. На почве, подготовленной под посев,
тяговая мощность трактора существенно снижаются по сравнению с этими же пока-
зателями при работе на стерне нормальной влажности.
Изменение параметров проходимости и тягово-сцепных свойств трактора
«БЕЛАРУС - 2022.5» за счет увеличения в допустимых пределах эксплуатационной
массы наиболее эффективно в условиях, когда с увеличением глубины колеи несу-
щая способность почвы возрастает. Например, при увеличении массы трактора за
счет дополнительного балластирования, на стерне озимых на минеральных почвах
тяговая мощность трактора на крюке в зависимости от влажности почвы увеличива-
ется на 8,8…28,3 %.
Квалификация и опыт оператора, работающего на тракторе, тоже имеют боль-
шое значение для обеспечения возможности движения в полевых условиях на поч-
вах различного физико-механического состава, или на участках дороги с перемен-
ным рельефом либо при изменении погодных условий.
На торфяно-болотных почвах, как правило, с увеличением глубины несущая
способность почвы снижается. Это наблюдается на дернине многолетних трав,
стерне озимых и на участках с высоким уровнем грунтовых вод. В этих условиях с
повышением эксплуатационной массы трактора путем балластирования и догрузки
от массы агрегатируемых машин, сильно увеличивается глубина колеи, сопротивле-
ние качению и буксованию, то есть с увеличением колеи тягово-сцепные качества
трактора понижаются.
5.12.2 Способы изменения тягово-сцепных свойств и проходимости трактора
Имеются следующие способы изменения тягово-сцепных свойств трактора
«БЕЛАРУС - 2022.5»:
- увеличение сцепной массы трактора;
- увеличение сцепления шин колес с почвой.
Увеличение сцепной массы трактора можно получить следующими действиями:
- использование навесного быстросъемного балласта;
- заливка воды (раствора) в шины колес;
Увеличение сцепления шин колес с почвой получить следующими действиями:
- выбор оптимального давления в шинах в зависимости от условий работы и
нагрузки на оси трактора;
- применение блокировки дифференциала заднего моста;
- сдваивание колес.
5.12.3 Использование навесного быстросъемного балласта
Навесные балластные быстросъемные грузы заводского изготовления применя-
ют обычно для догрузки переднего ведущего моста и обеспечения благоприятного рас-
пределения эксплуатационной массы трактора при работе с различными сельскохо-
зяйственными машинами.
5.12.4 Заливка воды (раствора) в шины колес для увеличения сцепной массы
Заливка воды (раствора) в шины колес производится для увеличения сцепной
массы (увеличения тяговой силы трактора).
ВНИМАНИЕ: ПРИ ЭТОМ НАГРУЗКУ НА ШИНУ, ПРИ ДАННОМ ВНУТРЕННЕМ
ДАВЛЕНИИ, НУЖНО УМЕНЬШИТЬ НА ВЕЛИЧИНУ ВЕСА ЗАПОЛНЕННОЙ ВОДЫ!
ВНИМАНИЕ: В УСЛОВИЯХ УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНОГО И ДОСТАТОЧНОГО
СЦЕПЛЕНИЯ КОЛЕС С ПОЧВОЙ ЗАЛИВКА ЖИДКОСТИ В ШИНЫ НЕ РЕКОМЕНДУ-
ЕТСЯ ИЗ-ЗА ПЕРЕГРУЗКИ ТРАНСМИССИИ!
216
ВНИМАНИЕ: ДОГРУЗКА КОЛЕС ПУТЕМ ЗАЛИВКИ ВОДЫ (РАСТВОРА) В ШИ-
НЫ ТРАКТОРА ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ТОЛЬКО В СЛУЧАЕ НЕДОСТАТОЧНОГО СЦЕП-
ЛЕНИЯ КОЛЕС С ПОЧВОЙ В НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЯХ (НА ПЕСЧАНЫХ,
ПЕРЕУВЛАЖНЕННЫХ ПОЧВАХ И Т.Д.). ШИНЫ, ЗАПОЛНЕННЫЕ ЖИДКОСТЬЮ,
УХУДШАЮТ ПЛАВНОСТЬ ХОДА ТРАКТОРА НА СКОРОСТЯХ БОЛЕЕ 20 КМ/Ч,А ПРИ
НАЕЗДЕ ТАКИХ ШИН НА ПРЕПЯТСТВИЕ МОЖЕТ ПРОИЗОЙТИ РАЗРЫВ КАРКАСА!
ВНИМАНИЕ: КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ ЗАПОЛНЯТЬ ШИНЫ ВОДОЙ
(РАСТВОРОМ) БОЛЕЕ 75% ИХ ОБЪЕМА, Т.К. ЧРЕЗМЕРНОЕ КОЛИЧЕСТВО ЖИД-
КОСТИ МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К РАЗРУШЕНИЮ ШИН (ПОКРЫШЕК ИЛИ КАМЕР)!
При использовании воды (раствора) в передних и, особенно, в задних шинах,
увеличивается значительная жесткость шин, глубина следа и уплотнение почвы. Ес-
ли воду (раствор) необходимо использовать, то рекомендуем заполнить все шины до
одинакового уровня, не превышающего 40%.
Объемы воды (раствора), заливаемые в одну шину при 40%-ом заполнении и
75%-ом заполнении, приведены в таблице 5.11.
ВНИМАНИЕ: ЗАПОЛНЕНИЕ ШИН ВОДОЙ (РАСТВОРОМ) БОЛЕЕ 40%
ИСПОЛЬЗУЙТЕ КАК ПОСЛЕДНЮЮ АЛЬТЕРНАТИВУ!
Таблица 5.11 - Объем воды (раствора), заливаемый в одну шину
Количество воды (раствора), л
Количество воды (раствора), л
Шина
(при 75%-ом заполнении)
(при 40%-ом заполнении)
11.2R24
75
40
420/70R24
183
97
205
109
480/65R24
507
270
580/70R42
135
72
11.2R42
В холодное время при температурах ниже плюс 5º С, для предотвращения
опасности замерзания воды, требуется получить раствор, для чего необходимо до-
бавить в воду хлористого кальция, в соответствии с таблицей 5.12.
Таблица 5.12 - Количество хлористого кальция, необходимое для получения
раствора для заливки в шины при температуре окружающей среды ниже плюс 5º С
Количество хлористого кальция,
Температура окружающей среды
г/литр воды
От плюс 5º до минус 15º С
200,0
От минус 15º до минус 25º С
300,0
От минус 25º до минус 35º С
435,0
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ: ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ РАСТВОРА ЖИДКОСТНОГО
БАЛЛАСТА ВСЕГДА ДОБАВЛЯЙТЕ ХЛОРИСТЫЙ КАЛЬЦИЙ В ВОДУ И ПЕРЕМЕШИ-
ВАЙТЕ РАСТВОР ДО ПОЛНОГО РАСТВОРЕНИЯ ХЛОРИСТОГО КАЛЬЦИЯ! НИКО-
ГДА НЕ ДОБАВЛЯЙТЕ ВОДУ В ХЛОРИСТЫЙ КАЛЬЦИЙ! ПРИ ПОДГОТОВКЕ РАС-
ТВОРА НОСИТЕ ЗАЩИТНЫЕ ОЧКИ! В СЛУЧАЕ ПОПАДАНИЕ РАСТВОРА В ГЛАЗА
НЕМЕДЛЕННО ПРОМОЙТЕ ИХ ЧИСТОЙ ХОЛОДНОЙ ВОДОЙ В ТЕЧЕНИИ ПЯТИ
МИНУТ! КАК МОЖНО СКОРЕЕ ОБРАТИТЕСЬ ЗА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩЬЮ!
217
5.12.5 Порядок заправки шин водой или водным раствором
Заливку жидкости в шину нужно производить в следующей последовательности:
- поддомкратить трактор;
- повернуть колесо 2 (рисунок 5.12.1) вентилем 1 вверх;
- вывернуть золотник и вставить на его место комбинированный вентиль «воз-
дух-вода» 2 (рисунок 5.12.2), через который производится заправка воды (раствора)
и удаление воздуха из шины одновременно;
- произвести заливку воды (раствора);
- по окончанию заполнения извлечь комбинированный вентиль и ввернуть зо-
лотник, при этом довести давление до нормального эксплуатационного давления
шины.
ВНИМАНИЕ: ПРИ ЗАПОЛНЕННЫХ КАМЕРАХ ВОДОЙ (РАСТВОРОМ) ДАВЛЕ-
НИЕ В ШИНАХ СЛЕДУЕТ ПРОВЕРЯТЬ ТОЛЬКО В ВЕРХНЕМ ПОЛОЖЕНИИ ВЕНТИ-
ЛЯ, ТАК КАК В ПРОТИВНОМ СЛУЧАЕ ВОДА, ПОПАДАЯ В ШИННЫЙ МАНОМЕТР,
МОЖЕТ ВЫВЕСТИ ЕГО ИЗ СТРОЯ!
ВНИМАНИЕ: ЗАЛИВКУ ЖИДКОСТИ В ШИНЫ СДВОЕННЫХ КОЛЕС ОСУЩЕ-
СТВЛЯТЬ ТОЛЬКО ВО ВНУТРЕННИЕ ШИНЫ И НЕ БОЛЕЕ 40% ОТ ОБЪЕМА ШИНЫ!
1 - вентиль; 2 - колесо.
Рисунок 5.12.1 - Положение колеса при заливке жидкости
1 - шина; 2 - комбинированный вентиль «воздух-вода».
Рисунок 5.12.2 - Схема заливки шин жидкостью
5.12.6 Порядок частичного выпуска воды или водного раствора из шин колес
Для частичного удаления жидкости необходимо выполнить следующее:
- освободить колесо с жидкостью от нагрузки - поднять с помощью домкрата
колесо так, чтобы оно не касалось земли;
- установить колесо так, чтобы вентиль находился в нижнем положении;
- вывернуть золотник и слить воду или незамерзающую жидкость до уровня
нижнего положения вентиля.
218
5.12.7 Порядок полного выпуска воды или водного раствора из шин колес
Для полного удаления жидкости необходимо снять колесо с трактора и выпол-
нить следующее:
- спустить из камеры воздух и слить жидкость;
- сдвинуть оба борта покрышек с полок обода в его углубление со стороны,
противоположной расположению вентиля;
- вставить две монтажные лопатки между бортом покрышки и ободом со сто-
роны вентиля на расстоянии около 100 мм по обеим сторонам от него;
- перетянуть через закраину обода вначале часть борта у вентиля, а затем и
весь борт;
- извлечь вентиль из отверстия в ободе так, чтобы не повредить камеру и не
оторвать от нее вентиль;
- извлечь камеру из покрышки;
- слить воду из камеры, сжимая ее руками;
- затем произвести монтаж шины на обод колеса с соблюдением правил сбор-
ки и необходимых мер безопасности;
- снять с вентиля колпачок и накачать шину воздухом до нормального давле-
ния в соответствии с указаниями подраздела 4.2.8 «Выбор оптимального внутренне-
го давления в шинах в зависимости от условий работы и нагрузки на оси трактора,
правила эксплуатации шин»;
- надеть на вентиль колпачок и закрепить колесо на тракторе.
5.12.8 Выбор внутреннего давления в шинах
Внутреннее давление воздуха в шинах колес трактора зависит от их конструк-
ции, количества слоев корда, вертикальной допускаемой изготовителем нагрузки на
колесо и скорости движения. При изменении условий эксплуатации трактора необ-
ходимо корректировать величину давления в шинах.
Поддержание правильного внутреннего давления в шинах оказывает сущест-
венное влияние на тягово-сцепные свойства, проходимость трактора и долговеч-
ность шин. Снижение внутреннего давления воздуха в шинах способствует увеличе-
нию площади контакта колеса с почвой, снижению давления трактора на почву и по-
вышению тягово-сцепных свойств трактора. Поэтому при работе трактора на рыхлых
почвах с низкой несущей способностью рекомендуется внутреннее давление возду-
ха в шинах снижать до минимально допустимого при данной нагрузке. Несоблюде-
ние норм давления значительно уменьшает срок эксплуатации шин.
Использование неустановленных типоразмеров шин колес, работа с перегруз-
кой ходовой системы трактора, заключающаяся в превышении максимальной грузо-
подъемности шин (для данного давления и скорости) и мостов трактора - причина
отказов и повреждений не только ходовой системы (разрыва каркаса шин и др.), но и
других узлов трактора, может также привести к авариям и уменьшению срока служ-
бы трактора в целом.
Всегда проверяйте давление в шинах и при необходимости корректируйте его
величину с учетом конкретной нагрузки и выбранной скорости движения, нагрузок и
скоростей!
Нормы допустимых нагрузок на шины трактора и соответствующие им величи-
ны внутренних давлений воздуха в зависимости от скорости движения приведены в
подразделе 4.2.8 «Выбор оптимального внутреннего давления в шинах в зависимо-
сти от условий работы и нагрузки на оси трактора, правила эксплуатации шин».
Точная величина нагрузки в конкретном случае использования трактора, при-
ходящуюся на передние или задние колеса трактора, определяется путем практиче-
ского взвешивания трактора с агрегатируемой машиной. Нагрузка на отдельно взя-
тое колесо определяется путем деления на два величины нагрузки, приходящейся
соответственно на переднюю или заднюю ось трактора. Потом, исходя из конкретно
полученной величины нагрузки и скорости движения, выбирается необходимое дав-
ление для шины.
219
Изменение номинальной нагрузки на шину в зависимости от скорости приме-
няют в случаях, когда шину не подвергают продолжительной эксплуатации при вы-
соких крутящих моментах. При полевых работах и других условиях продолжительной
эксплуатации при высоких крутящих моментах принимать значения, соответствую-
щие скорости 30 км/ч. Давление в шинах свыше 0,16 МПа и менее 0,09 МПа исполь-
зовать нежелательно.
5.12.9 Применение блокировки дифференциала заднего моста
Дифференциал заднего моста трактора обеспечивает возможность вращения
ведущих колес с разными частотами, что необходимо при движении по криволиней-
ной траектории и по неровной дороге, когда правое и левое задние ведущие колеса
за одинаковый промежуток времени проходят разный путь. Способность дифферен-
циала передавать весь крутящий момент на отстающее (не буксующее) колесо
обеспечивает высокую проходимость и увеличение сцепления шин колес трактора в
трудных условиях.
Работа трактора с заблокированным дифференциалом на твердой сухой по-
верхности приводит к повышенным нагрузкам деталей трансмиссии и ходовой сис-
темы, а также затрудняет маневрирование.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ РАБОТА ТРАКТОРА С ВКЛЮЧЕННОЙ БЛОКИРОВКОЙ ДИФ-
ФЕРЕНЦИАЛА ЗАДНЕГО МОСТА ПРИ СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ СВЫШЕ 13 КМ/Ч!
ЗАПРЕЩАЕТСЯ РАБОТА ТРАКТОРА НА ТРАНСПОРТЕ НА ДОРОГАХ С
ТВЕРДЫМ ПОКРЫТИЕМ С ПОСТОЯННО ВКЛЮЧЕННОЙ БЛОКИРОВКОЙ ДИФФЕ-
РЕНЦИАЛА ЗАДНЕГО МОСТА!
5.12.10 Сдваивание колес
Для повышения проходимости и тягово-сцепных свойств при работе на забо-
лоченных участках и рыхлых почвах и (на переувлажненных почвах, на полях, подго-
товленных под посев) используют сдваивание колес трактора. Сдваивание колес в
сочетании с минимальным балластированием в обычных почвенных условиях позво-
ляет агрегатироваться на полях с различным уклоном с тяжелыми комбинированны-
ми агрегатами.
ВНИМАНИЕ: НЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ СДВОЕННЫЕ ШИНЫ ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ
ПОДЪЕМНОЙ И ТЯГОВОЙ СИЛЫ - ОНИ СЛУЖАТ ДЛЯ УМЕНЬШЕНИЯ ДАВЛЕНИЯ
ПРИ РАБОТЕ В ПОЛЕ!
Влияние сдваивания колес на тяговую динамику трактора на рыхлом фоне
проявляется следующим образом. В зоне номинальных тяговых усилий и малых ско-
ростях буксование снижается в среднем в 1,4 раза и повышается тяговая мощность.
При работе с малым тяговым усилием на крюке и на больших скоростях тяговая
мощность трактора со сдвоенными колесами меньше, чем на одинарных колесах из-
за повышенного сопротивления качению.
ВНИМАНИЕ: НЕ РЕКОМЕНДУЕМ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЛЯ РАБОТЫ С МАШИ-
НАМИ, ТИПА ТРАКТОРНЫХ ПРИЦЕПОВ И ПОЛУПРИЦЕПОВ ТРАКТОР В КОМ-
ПЛЕКТАЦИИ СО СДВОЕННЫМИ КОЛЕСАМИ, С ЗАЛИТЫМ В ШИНЫ КОЛЕС ВОД-
НЫМ РАСТВОРОМ, А ТАКЖЕ С НАВЕСНЫМИ БАЛЛАСТНЫМИ ГРУЗАМИ!
ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗДЕЛЬНЫМИ ТОРМОЗАМИ ПРИ РАБОТЕ
НА СДВОЕННЫХ ЗАДНИХ КОЛЕСАХ!
Суммарная грузоподъемность сдвоенных шин не должна превышать грузо-
подъемность одиночной шины бoлee чем в 1,7 раза.
ВНИМАНИЕ: РАБОТА НА СДВОЕННЫХ ПЕРЕДНИХ КОЛЕСАХ ДОПУСКАЕТ-
СЯ ТОЛЬКО В ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ СЛУЧАЯХ. ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ НЕОБХО-
ДИМОСТИ СДВАИВАНИЯ ПЕРЕДНИХ КОЛЕС ОБРАТИТЕСЬ ЗА КОНСУЛЬТАЦИЕЙ
К ВАШЕМУ ДИЛЕРУ!
Примечание - Правила сдваивание колес приведены в подразделе 4.2.10
«Сдваивание колес».
220

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности