Трактор Беларус 2022.5. Руководство — часть 10

3.7.2 Управление задним ВОМ
Управление задним ВОМ осуществляется расположенным на боковом пульте
управления рычагом 1 (рисунок 3.7.2) переключателя 24. При перемещении рычага 1 по-
средством троса 6 и тяги 12 поворачивается рычаг 22 крана управления потоком масла,
подводимого к поршню фрикциона ВОМ и поршню тормоза ВОМ. Для плавности включения
ВОМ на входе в фрикцион устанавливается демпфирующее устройство 9 на кронштейне 8.
Рычаг 1 имеет два положения:
- крайнее переднее - «ВОМ включен» (включен фрикцион ВОМ);
- крайнее заднее - «включен тормоз хвостовика ВОМ»;
Рычаг 22 крана управления потоком масла имеет два фиксированных положения
- нижнее «тормоз включен» и верхнее фиксированное положение «ВОМ включен»;
ВОМ начинает работать только при работающем двигателе (т. е. при наличии
рабочего давления в гидросистеме трансмиссии).
Регулировка управления задним ВОМ производится следующим образом:
- установите рычаг 1 переключателя 24 в крайнее заднее положение, а рычаг
22 крана управления ВОМ 13 в нижнее положение;
- изменяя длину штока 5 троса (путем навинчивания или свинчивания вилки 3,
предварительно ослабив контргайку 4) и тяги 12 (навинчивая или свинчивая ее со
штока, предварительно ослабив контргайку 11), совместите отверстия в вилке 3 и
рычаге 23 переключателя 24, а также в тяге 12 и рычаге 22 крана управления ВОМ,
соедините их пальцами 2 и зашплинтуйте;
- после регулировки затяните контргайки 4;
- проверьте работу механизма управления. Рычаг 1 переключателя должен
под действием приложенного усилия не более 30 Н без заеданий перемещаться и
четко фиксироваться в двух положениях.
1 - рычаг управления; 2 - палец; 3 - вилка; 4 - контргайка; 5 - шток троса; 6 - трос; 7,
8, 14 - кронштейн; 9 - демпфирующее устройство; 10 - шланг слива; 11 - контргайка; 12 -
тяга; 13 - кран управления задним ВОМ; 15, 19 - прокладка; 16 - шланг тормозка; 17 - рукав
фрикциона; 18 - фланец; 20 - рукав подвода масла; 21 - рукав демпфирующего устройства;
22 - рычаг крана управления ВОМ; 23 - рычаг переключателя; 24 - переключатель.
Рисунок 3.7.2 - Управление задним ВОМ.
101
3.8 Передний вал отбора мощности
Передний вал отбора мощности (ПВОМ) устанавливается на трактор по зака-
зу. ПВОМ предназначен для привода сельскохозяйственных машин с активными ра-
бочими органами, расположенными на переднем навесном устройстве. Имеет неза-
висимый привод с направлением вращения хвостовика по часовой стрелке, если
смотреть на его торец, и обеспечивает частоту вращения хвостовика 1000 об/мин
при частоте вращения дизеля 2100 об/мин с реализацией мощности 44 кВт.
ПВОМ выполнен в виде самостоятельного узла и представляет собой плане-
тарный редуктор с ленточными тормозами, состыкованный с цилиндрическим редук-
тором.
Передача крутящего момента на ПВОМ осуществляется от шкива 1 (рисунок
3.8.1) коленчатого вала дизеля к редуктору ВОМ 9 через проставку 2, закрепленную
на коленчатом валу, компенсационную муфту 3, установленную в проставке 2 и
шлицевой вал 4, закрепленный в муфте 5, имеющей возможность фиксированного
перемещения в осевом направлении, и установленную на входном валу 8 редуктора
ВОМ.
В редукторе ВОМ 9 передача мощности осуществляется от входного вала 8 к
хвостовику 12 посредством цилиндрического зацепления и планетарной передачи.
Редуктор ВОМ 9 управляется гидроцилиндром 11,закрепленным на корпусе
редуктора и связанным с поворотным валиком 10, воздействующим на рычаги лен-
точных тормозов.
1 - шкив коленчатого вала двигателя; 2 - проставка; 3 - компенсационная
муфта; 4 - шлицевой вал; 5 - муфта; 6 - пружина; 7 - втулка; 8 - входной вал; 9 -
редуктор ВОМ; 10 - поворотный валик; 11 -гидроцилиндр; 12- хвостовик; 13 - шарик.
Рисунок 3.8.1 - Передний ВОМ (механическая часть)
Для подключения редуктора к коленчатому валу необходимо сдвинуть втулку
7 (рисунок 3.8.1) в сторону двигателя, сжав пружину 6, и передвинуть муфту 5 с ва-
лом 4, введя его в зацепление с компенсационной муфтой 3 до фиксации шариков
13 подпружиненной втулкой 7 в канавке А.
Вывод вала 4 из зацепления с закрепленной на коленчатом валу двигателя
компенсационной муфтой 3 производится аналогичным образом.
При неиспользовании на тракторе ПВОМ привод ПВОМ следует отключить от
коленчатого вала двигателя в целях снижения нагрузки на двигатель и обеспечения
долговечности узлов переднего ВОМ.
102
Перемещение штока гидроцилиндра осуществляется путем изменения направле-
ния потока масла в распределителе ПВОМ 4 (рисунок 3.8.2). Поток масла, поступающий
по нагнетательному трубопроводу 1, направляется или в трубопровод 2, соединенный со
штоковой полостью гидроцилиндра (ПВОМ выключен - шток втянут), или в трубопровод 3,
соединенный с поршневой полостью гидроцилиндра, (ПВОМ включен - шток выдвинут).
1; 2, 3 - трубопровод; 4 - распределитель ПВОМ;
Рисунок 3.8.2 - Передний ВОМ (гидравлическая часть)
При длительной работе с ПВОМ проверяйте выход штока цилиндра управле-
ния (размер «Д» на рисунке 3.8.2). Если выход штока при положении «ПВОМ выклю-
чен» (50±3) мм или при положении «ПВОМ включен» (65±3) мм, не соответствует
указанному, проведите регулировку ленточных тормозов. Для чего, необходимо сняв
верхнюю крышку 3 (рисунок 3.8.3) редуктора ВОМ отрегулировать зазор между по-
воротным валиком 1 и рычагами 5 лент тормоза 6 ПВОМ. Для чего отпустите гайки 2,
поворотом по часовой стрелке, для выбора зазора между лентами и тормозными
барабанами, заверните винты 4 моментом (5+0,5) Н·м, сохранив горизонтальное по-
ложение кулачков валика 1. После чего, отверните каждый винт 4 на 1 … 1,5 оборо-
та и законтрите гайками 2. Установите крышку 3 на место.
1 - валик; 2 - гайка; 3 - крышка; 4 - винт; 5 - рычаги лент; 6 - тормоз; 7 - защитный колпак.
Рисунок 3.8.3 - Регулировка ленточных тормозов
При значительном износе накладок лент тормоза ПВОМ, когда вышеприведен-
ная регулировка ленточных тормозов не эффективна, заменить ленты тормоза ВОМ.
103
3.9 Тормоза
3.9.1 Общие сведения
На тракторе «БЕЛАРУС-2022.5» применяются дисковые тормоза, работающие
в масле.
1 - фрикционный диск; 2 - пружина; 3 - прокладка; 4 - крышка; 5 - роликовый
подшипник; 6 - манжета; 7 - вал; 8 - шарик; 9 - промежуточный диск; 10 - нажимной
диск; 11 - кулак; 12 - толкатель; 13 - пружина; 14 - болт; 15 - шайба; «А» - отвер-
стие для подвода масла.
Рисунок 3.9.1 - Рабочие тормоза
Левый и правый многодисковые рабочие тормоза установлены на валах веду-
щих шестерен бортовых передач. Каждый тормоз состоит из следующих элементов:
- шести фрикционных дисков 1 (рисунок 3.9.1) с металлокерамическими на-
кладками;
- пяти промежуточных дисков 9;
- двух нажимных дисков 10, стянутых четырьмя пружинами 2;
- шести стальных шариков 8, расположенных в каплеобразных лунках нажим-
ных дисков;
- двух толкателей 12 с пружинами 13, кулака 11;
- вала 7, установленного на двух роликоподшипниках 5 с манжетой 6;
- крышки 4 с прокладками 3, прикрепленной семью болтами к рукаву заднего
моста.
При нажатии на педаль рабочего тормоза к валу 7 передается усилие через
систему гидропривода и поворачивается кулак 11, который воздействует на толкате-
ли 12. Нажимные диски 9 поворачиваются друг относительно друга, в результате че-
го шарики 8 выкатываются из лунок и разжимают нажимные диски. Весь пакет дис-
ков (1, 9, 10) сжимается и производит торможение вала, на котором установлен тор-
моз. Смазка и охлаждение тормозных дисков осуществляется путём подачи масла
из системы смазки трансмиссии через отверстие «А».
Зазор в парах трения (1,5 ± 0,3) мм обеспечивается установкой количества
прокладок 3 количеством до трех штук.
104
3.9.2 Управление рабочими тормозами
Схема управления рабочими тормозами представлена на рисунке 3.9.2.
1 - рабочий цилиндр правый; 2 - рычаг тормоза правый; 3, 4, 10, 13 - трубопро-
воды; 5 - педаль тормоза левая; 6 - педаль тормоза правая; 7 - главные цилиндры;
8 - рычаг тормоза левый; 9 - рабочий цилиндр левый; 11, 12 - рукава гибкие тормозов.
Рисунок 3.9.2 - Схема управления рабочими тормозами
Управление тормозами предназначено для передачи усилия при торможении
от рабочих органов (педалей) к исполнительным механизмам (рабочим тормозным
цилиндрам) посредством подачи тормозной жидкости.
Тип привода рабочих тормозов - гидростатический с подвесными педалями.
Управление тормозами обеспечивает независимое управление рабочими
тормозами с помощью педалей 5, 6 (рисунок 3.9.2) и состоит из двух главных цилин-
дров 7, штоки которых шарнирно соединены с педалями тормозов; двух рабочих ци-
линдров 1 и 9, соединенных трубопроводами 3, 4, 10, 13 и рукавами 11, 12 с главны-
ми цилиндрами 7. Штоки рабочих цилиндров шарнирно соединены с рычагами 2, 8
рабочих тормозов соответственно.
При нажатии на педали 5, 6 тормозная жидкость из главных цилиндров 7 по-
ступает через трубопроводы 3, 4, рукава гибкие 11, 12 и трубопроводы 10, 13 в ра-
бочие цилиндры 1, 9 и перемещает их поршни, которые через штоки воздействуют
на рычаги 2, 8. Рычаги поворачиваются и воздействуют через валы 7 (рисунок 3.9.1)
на тормоза.
В системе гидропривода тормозов в качестве рабочей жидкости применяется
тормозная жидкость.
105
3.9.3 Регулировка рабочих тормозов
1, 2 - главный цилиндр; 3 - вилка; 4 - гайка; 5 - болт; 6 - палец; 7 - контргай-
ка; 8, 9 - педаль; 10 - трубопровод от главного цилиндра к рабочему цилиндру.
Рисунок 3.9.3 - Регулировка свободного хода педалей и положения педалей тормозов
Регулировку рабочих тормозов трактора производите в следующей последо-
вательности:
1. Установите подушки педалей 8, 9 (рисунок 3.9.3) в одной плоскости с помо-
щью упорных регулировочных болтов 5, ввинтив их на глубину 20±3 мм. Законтрите
гайки 4.
2. Отрегулируйте свободный ход педалей 8, 9 в пределах от 4 до 8 мм, выпол-
нив следующие операции:
- расшплинтуйте и снимите пальцы 6 и отсоедините вилки 3 от стержней
педалей 8, 9;
- отвинтите контргайки 7 на несколько оборотов и путем навинчивания или
вывинчивания вилок 3 укоротите или удлините штоки гидроцилиндров 1, 2 для полу-
чения требуемого свободного хода педалей;
- законтрите гайки 7, установите пальцы 6 и зашплинтуйте их. Свободный
ход педалей от 4 до 8 мм соответствует зазору между поршнем и толкателем каждо-
го главного цилиндра от 0,6 до 1,3 мм.
- педали не должны касаться элементов кабины. Расположение подушек
педалей по высоте при необходимости регулируйте болтами 5 и длиной штоков гид-
роцилиндров, обеспечив при этом свободный ход педалей от 4 до 8 мм.
3. Установите длину рабочего цилиндра 8 (рисунок 3.9.4) левого тормоза в
пределах от 205 до 213 мм при измерении от торца цилиндра до оси пальца 4, со-
единяющего рычаг 5 с вилкой 3 при полностью вдвинутом внутрь поршне. При этом
ход пальца 4 при приложении к рычагу 5 усилия от 350 до 400 Н на плече 60 мм
должен быть в пределах от 10 до 12 мм.
Регулировку производите с помощью вилки 3, выполнив следующие операции:
- отсоедините тягу 7 привода стояночного тормоза от рычага 5;
- отвинтите на несколько оборотов контргайку 2 на штоке цилиндра;
- вращая шток 1 рабочего цилиндра за лыски, отрегулируйте длину цилинд-
ра и ход пальца вилки рабочего цилиндра в требуемых пределах;
- затяните контргайку 2, подсоедините тягу 7 привода стояночного тормоза.
106
В случае невозможности регулировки требуемых размеров необходимо снять
рычаг 5 с вала тормоза 6, предварительно ослабив затяжку болта ступицы рычага 5,
и установить его обратно, повернув на один шлиц в требуемом направлении (пово-
рот на один шлиц изменяет размеры на 8 мм).
Аналогично установите длину рабочего цилиндра правого тормоза.
1 - шток; 2 - контргайка; 3 - вилка; 4 - палец; 5 - рычаг; 6 - вал тормоза; 7 -
тяга; 8 - рабочий цилиндр; 9 - перепускной клапан.
Рисунок 3.9.4 - Установка длины рабочего цилиндра
4. Прокачайте гидросистему управления тормозами в следующей последовательности:
- заполните бачки 3, 4 (рисунок 3.9.5) главных тормозных цилиндров 1, 2 тор-
мозной жидкостью до меток «Max» на бачках (до уровня 15±5 мм от верхнего торца
бачка). В процессе прокачки следите за уровнем жидкости, не допуская его снижения
ниже метки «Min».
- сблокируйте педали 5, 6 блокировочной планкой «А».
- очистите от пыли и грязи перепускные клапана рабочих тормозных цилинд-
ров, снимите с них колпачки, наденьте на головку перепускного клапана 9 (рисунок
3.9.4) левого рабочего цилиндра трубку, а свободный её конец опустите в прозрач-
ный сосуд емкостью не менее 0,5 л, наполовину заполненный тормозной жидкостью;
- нажмите 4…5 раз на сблокированные педали тормозов и, удерживая их в на-
жатом состоянии, отверните перепускной клапан 9 левого рабочего цилиндра на
1/2…3/4 оборота и после полного хода педалей, когда часть жидкости с воздухом
удалится из системы, заверните клапан и отпустите педали тормозов. Нажимайте
быстро, отпускайте плавно! Повторите эту операцию несколько раз до полного уда-
ления воздуха из системы. Снимите трубку с клапана и наденьте защитный колпачок;
- прокачайте в такой же последовательности гидропривод правого тормоза;
- долейте жидкость в оба бачка 3, 4 (рисунок 3.9.5) до метки «Max»;
107
- проверьте величину полного хода разблокированных педалей в отдельности
при усилии (300±30) Н, который должен быть в пределах от 100 до 120 мм. Если
значение полного хода педалей выходит за указанные пределы, произведите регу-
лировку, выполнив следующие операции:
а) отвинтите на несколько оборотов контргайку 2 (рисунок 3.9.4) на штоке цилиндра;
б) вращая шток 1 рабочего цилиндра за лыски, отрегулируйте длину цилин-
дра и ход пальца вилки рабочего цилиндра в требуемых пределах;
в) затяните контргайку 2.
1, 2 - главный цилиндр; 3, 4 - бачок; 5, 6 - педаль.
Рисунок 3.9.5 - Прокачка тормозов и регулировка полного хода педалей
5) Проверьте эффективность действия рабочих тормозов при движении трак-
тора по сухой дороге с твердым покрытием при выключенном сцеплении. При нажа-
тии на сблокированные педали тормозов с усилием от 590 до 600 Н тормозной путь
при скорости движения трактора 20 км/ч не должен превышать 6,4 м. Непрямоли-
нейность движения трактора в процессе торможения не должна превышать 0,5 м.
Если необходимо, отрегулируйте одновременность начала торможения с помощью
длины одного из рабочих тормозных цилиндров, как указано выше.
3.9.4 Стояночный тормоз
В качестве стояночного тормоза используются рабочие тормоза с ручным не-
зависимым приводом на задние колеса.
Привод состоит из вытяжного механизма 5 (рисунок 3.9.6), установленного на
оси 6, закрепленной на боковой стенке кабины с левой стороны от сиденья операто-
ра, и механической передачи, включающей в себя рычаг 2, свободно посаженный
своей ступицей на валике тормозов 10, рычаги 11 и 20, соединенные с валиком по-
средством шпоночных соединений.
К рычагу 2 приварена пластина 1, в которую упирается регулировочный болт
4, ввинчиваемый в рычаг 20 левого тормоза.
Рычаги 11 и 20 через тяги 13 и 16 связаны с двуплечими рычагами 14 и 17, за-
крепленными на шлицевых хвостовиках валиков левого и правого тормозов, нижние
плечи которых соединены со штоками рабочих цилиндров 15, 18.
При вытягивании тяги 3 за рукоятку 9 вытяжного механизма усилие передает-
ся на рычаг 2 и от его упора 1 на болт 4, поворачивая при этом рычаг 20 и связанный
с ним через шпонку валик 10 с рычагом 1, тяги 13 и 16, рычаги тормозов 14 и 17, пе-
ремещая при этом нажимные диски рабочих тормозов. Нажимные диски, поворачи-
ваясь навстречу друг другу и обкатываясь наклонными поверхностями профильных
канавок по шарикам, раздвигаются, сжимая пакеты тормозных дисков, и затормажи-
вают ведущие шестерни бортовых передач.
При повороте рукоятки 9 вместе с тягой 3 на угол от 35 до 40° вокруг своей оси
зубчатая гребенка тяги выходит из зацепления с фиксатором 8 и тяга свободно пере-
мещается вниз, растормаживая ведущие шестерни бортовых передач задних колес.
108
1 - упор-пластина; 2 - рычаг; 3 - тяга; 4 - болт регулировочный; 5 - вытяжной меха-
низм; 6 - ось; 7 - палец фиксатора; 8 - фиксатор; 9 - рукоятка; 10 - валик тормозов; 11, 20 -
рычаг; 12, 19, 21, 23 - палец; 13, 16 - тяга; 14, 17 - рычаг тормоза; 15 - рабочий цилиндр
правый; 18 - рабочий цилиндр левый; 22, 24 - вилка.
Рисунок 3.9.6 - Стояночный тормоз
3.9.5 Регулировка привода стояночного тормоза
ВНИМАНИЕ: ПЕРЕД РЕГУЛИРОВКОЙ ПРИВОДА СТОЯНОЧНОГО ТОРМОЗА
ОТРЕГУЛИРУЙТЕ РАБОЧИЕ ТОРМОЗА!
Регулировку управления ручного механического привода тормозов (стояночно-
го тормоза) производите в следующей последовательности:
- переместите рукоятку 9 (рисунок 3.9.6) с тягой 3 в крайнее нижнее положение.
- отрегулируйте длину тяги 16 левого тормоза и длину тяги 13 правого тормоза
так, чтобы зазор между пальцем 21 и вилкой 22 левого тормоза был от 3 до 4 мм, а
палец 23 касался торца овального паза вилки 24 правого тормоза при установке ру-
коятки 9 тормоза в крайнее нижнее положение.
- все пальцы должны легко проворачиваться в соединениях «вилка-головка
рычага» и перемещаться по пазам вилок без заеданий.
- окончательную проверку и регулировку ручного механического управления
тормозами выполняйте на собранном тракторе. Трактор должен удерживаться на
уклоне не менее 18 % при приложении к рукоятке управления усилия не более 400Н.
- в случае необходимости подкорректируйте регулировку изменением длины тяг 13 и 16.
ВНИМАНИЕ: ПРИ РЕГУЛИРОВКЕ ДЛИНЫ ТЯГ НЕ ДОПУСКАЙТЕ УМЕНЬШЕ-
НИЯ ДЛИНЫ ВВЕРТНОЙ ЧАСТИ ТЯГИ В ВИЛКУ МЕНЕЕ 12 ММ. ЗАТЯНИТЕ КОНТР-
ГАЙКИ ВИЛОК ТЯГ МОМЕНТОМ ОТ 40 ДО 45 Н·М!
109
3.10 Пневмосистема
3.10.1 Общие сведения
На Вашем тракторе по заказу может быть установлен следующий тип привода
тормозов прицепа:
- однопроводный пневматический привод;
- двухпроводный пневматический привод;
- комбинированный пневматический привод тормозов прицепа;
Технические описания и выполняемые в процессе эксплуатации регулировки
для каждого из перечисленных типов привода тормозов прицепа приведены ниже.
ВНИМАНИЕ: ПРЕЖДЕ ЧЕМ ПРИСОЕДИНИТЬ ИЛИ РАЗЪЕДИНИТЬ ПНЕВМА-
ТИЧЕСКИЕ МАГИСТРАЛИ ТРАКТОРА И ПРИЦЕПА, ВКЛЮЧИТЕ СТОЯНОЧНЫЙ ТОР-
МОЗ! СОЕДИНЕНИЕ ПНЕВМОМАГИСТРАЛЕЙ ТРАКТОРА И ПРИЦЕПА НЕОБХОДИ-
МО ВЫПОЛНЯТЬ ПРИ ОТСУТСТВИИ ДАВЛЕНИЯ В ПНЕВМОСИСТЕМЕ ТРАКТОРА!
ВНИМАНИЕ: РЕГУЛИРОВОЧНЫЕ РАБОТЫ ТОРМОЗНОЙ СИСТЕМЫ И ПРИ-
ВОДА ТОРМОЗОВ ПРИЦЕПА ТРАКТОРА, А ТАКЖЕ УСТРАНЕНИЕ НЕИСПРАВНО-
СТЕЙ В НИХ НЕОБХОДИМО ПРОИЗВОДИТЬ ПРИ НЕРАБОТАЮЩЕМ ДВИГАТЕЛЕ
И ПРИ ГОРИЗОНТАЛЬНОМ ПОЛОЖЕНИИ ТРАКТОРА, КОТОРЫЙ ДОЛЖЕН БЫТЬ
ЗАФИКСИРОВАН ПОДЛОЖЕННЫМИ ПОД КОЛЕСА ПРОТИВООТКАТНЫМИ УПО-
РАМИ, ИСКЛЮЧАЮЩИМИ САМОПРОИЗВОЛЬНОЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ ТРАКТОРА!
3.10.2 Однопроводный пневмопривод тормозов прицепа
Однопроводный пневмопривод обеспечивает управление тормозами прице-
пов и сельскохозяйственных машин, оборудованных однопроводным пневматиче-
ским приводом тормозов, а также накачку шин. Схема однопроводного пневмопри-
вода приведена на рисунке 3.10.1.
1 - компрессор; 2 - магистраль от впускного коллектора дизеля; 3 - регулятор
давления; 4 - клапан отбора воздуха; 5 - кран тормозной; 6 - магистраль управле-
ния; 7 - головка соединительная; 8 - указатель давления воздуха; 9 - сигнальная
лампа аварийного давления; 10 - датчик давления; 11 - датчик аварийного давле-
ния; 12 - баллон; 13 - клапан удаления конденсата.
Рисунок 3.10.1 - Однопроводный пневмопривод тормозов прицепа
110

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
9 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности