Трактор Беларус 2022.5. Руководство — часть 8

1 - бачок;
2, 30 - пружина;
3 - болт; 4, 8, 21, 31 - гайка;
5, 32 - вилка; 6, 14,
33 - палец;
7 - педаль;
9, 26 - толкатель;
10 - поршень;
11 - цилиндр главный;
12, 15 - рукав;
13 - плита; 16 - коврик; 17 - трубопровод; 18 - угольник; 19 - рукав
гибкий; 20 - опора; 22 - защитный колпачок; 23 - перепускной клапан; 24 - цилиндр
рабочий; 25 - шток; 27 - гидроусилитель; 28 - кронштейн; 29 - тяга; 34 - рычаг.
Рисунок 3.3.4
- Управление сцеплением
Рисунок 3.3.5 - Цилиндр главный
81
3.3.4 Регулировка управления сцеплением
3.3.4.1 Регулировка управления сцеплением
Регулировка управления сцеплением проводится в следующей последовательности:
1. Выполнение регулировки зазора «В» (рисунок 3.3.4) между поршнем 10 и
толкателем 9 главного цилиндра 11:
- установить педаль 7 в размер «Д» при помощи болта 3, затянуть гайку 4;
- ввернуть толкатель 9 в вилку 5;
- путем вворачивания и отворачивания вилки 5 добиться того, чтобы переме-
щение педали 7 от исходного положения до момента касания толкателя 9 в поршень
10, измеренное по центру чехла педали составило размер «Г»;
- затянуть гайку 8 и зашплинтовать палец 6.
2. Выполнение регулировки зазора «Е» между штоком 25 рабочего цилиндра
24 и толкателем 26 гидроусилителя 27:
- снять рабочий цилиндр 24 с плиты 13, вынув палец 14;
- в цилиндре 24 установить шток 25 в крайнее правое положение до упора в крышку;
- установить рабочий цилиндр 24 до касания штока 25 с толкателем 26 гидро-
усилителя 27;
- путем вворачивания или отворачивания опоры 20 совместить отверстия опо-
ры и плиты 13;
- завернуть опору 20 в крышку на полоборота, затянуть гайку 21;
- установить палец 14 и зашплинтовать;
3. Выполнение регулировки зазора между выжимным подшипником и отжим-
ными рычагами муфты сцепления:
- отсоединить тягу 29 от рычага 34, вынув палец 33;
- расконтрить вилку 32;
- повернуть рычаг 34 против часовой стрелки до упора выжимного подшипника в от-
жимные рычаги и, вращая вилку 32, совместить отверстия рычага и вилки, после чего за-
вернуть ее на 5...5,5 оборотов (размер Ж) и соединить с рычагом при помощи пальца 33;
- затянуть гайку 31, зашплинтовать палец 33.
4. Прокачать гидравлическую систему управления сцеплением в соответствии
с пунктом 3.3.4.2 настоящего руководства.
3.3.4.2 Прокачка гидравлической системы управления сцеплением
Прокачка гидравлической системы управления сцеплением проводится в сле-
дующей последовательности:
- заполнить бачок 1 (рисунок 3.3.4) главного цилиндра 11 тормозной жидкостью
до отметки «MAX»;
- снять с рабочего цилиндра 24 защитный колпачок 22 и на головку перепускно-
го клапана 23 надеть резиновый шланг, опустив его в емкость с тормозной жидкостью;
- произвести несколько нажатий на педаль сцепления;
- удерживая ее в нажатом положении, отвернуть перепускной клапан 23 на
четверть оборота, выпустив излишки тормозной жидкости с пузырьками воздуха в
сосуд с тормозной жидкостью;
- завернуть перепускной клапан 23 и отпустить педаль сцепления;
- прокачать систему до полного исчезновения воздушных пузырьков в выпус-
каемой тормозной жидкости;
- снять шланг и надеть защитный колпачок 22;
- проверить уровень тормозной жидкости в бачке 1 и, при необходимости, долить.
ВНИМАНИЕ: ПРИ ПРОКАЧКЕ ГИДРОСИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СЦЕПЛЕНИ-
ЕМ ПОДДЕРЖИВАЙТЕ УРОВЕНЬ ТОРМОЗНОЙ ЖИДКОСТИ В БАЧКЕ 1 МЕЖДУ
ОТМЕТКАМИ «MIN» И «МАХ»!
82
3.3.4.3 Проверка чистоты выключения сцепления
После выполнения вышеперечисленных регулировок управления сцеплением
следует произвести проверку чистоты выключения сцепления, для чего необходимо
выполнить следующее:
- включить стояночный тормоз;
- запустить двигатель и установить частоту вращения дизеля
(1400±100)
об/мин;
- полностью выжать педаль муфты сцепления и не менее чем через 5 секунд
произвести включение передач КП, которое должно быть «чистым» - без посторон-
них шумов и скрежета.
При наличии шумов или скрежета необходимо произвести проверку и, при не-
обходимости, повторные регулировки, перечисленные в пункте 3.3.4.1.
При полном выжиме педали сцепления 7 (рисунок 3.3.4) перемещение рычага
34 на радиусе 105 мм должно составлять не менее размера И.
3.3.5 Корпус сцепления
В корпусе муфты сцепления 10 (рисунок 3.3.6) расположены привод двухско-
ростного независимого заднего ВОМ и привод масляных насосов ГНС и гидросисте-
мы трансмиссии.
Ведущий вал 7 привода независимого ВОМ имеет зубчатый венец, кото-
рый находится в постоянном зацеплении с шестерней 24, и шлицы, на которые ус-
тановлена шестерня 12. Данная шестерня входит в зацепление с шестерней 20
привода масляных насосов, а ее осевое перемещение исключается установкой
стопорного кольца. Ведущий вал 7 вращается в роликовом подшипнике 6, уста-
новленном через прокладку 5 и манжету в кронштейне отводки 2, который кре-
пится к корпусу муфты сцепления 10 шпильками
3 через прокладку 4. Внутри
вала 7 проходит силовой вал 1, который через шлицевую втулку 13 передает
крутящий момент на входной вал коробки передач. Шестерня 12 устанавливается
в корпусе 10 через шариковый подшипник 11, осевое перемещение которого исклю-
чается установкой планки 8 и болтов 9. Переключение режимов заднего ВОМ
(стандартный и экономичный) осуществляется зубчатой муфтой 23, рычагом 22
и валиком переключения 38, имеющим лыски под гаечный ключ. Для переклю-
чения режима необходимо ослабить фиксирующий болт 39 и повернуть валик
38 до включения в зацепление муфты, после чего затянуть фиксирующий
болт. Для включения стандартного режима необходимо повернуть валик против
часовой стрелки до упора, для включения экономичного режима необходимо
повернуть валик по часовой стрелке до упора.
Привод масляного насоса ГНС осуществляется через шестерни 12 и 32, а
насоса гидросистемы трансмиссии - через шестерни 12, 32 и валы 31, 37. Ведо-
мые шестерни 20, 24 устанавливаются через роликоподшипники 14 на ведомый
вал 16 привода независимого ВОМ. Осевое перемещение шестерни исключает-
ся установкой на валу
16 шайбы 15 и стопорного кольца. Управление отводкой
включения сцепления осуществляется при помощи вилки 30, фиксируемой при по-
мощи болта 29.
83
1 - силовой вал; 2 - кронштейн отводки; 3, 26 - шпильки; 4, 5, 17, 25, 34 - про-
кладки; 6,11, 14, 27, 35
- подшипники; 7 - ведущий вал; 8 - планка; 9, 18, 39 - бол-
ты; 10 - корпус муфты сцепления; 12, 20, 24, 37 - шестерня; 13 - шлицевая втулка;
15 - шайба; 16 - ведомый вал; 19, 33 - крышка; 21 - фиксирующие болт и проволо-
ка;
22 - рычаг;
23 - зубчатая муфта; 28 - стопорное кольцо; 29 - фиксирующий
болт; 30 - вилка;
31 - вал-шестерня;
32 - шестерня привода насосов;
36 - гайка;
38 - валик.
Рисунок 3.3.6 - Корпус муфты сцепления в сборе
84
3.4 Коробка передач
3.4.1 Общие сведения
Коробка передач - механическая, ступенчатая, с шестернями постоянного заце-
пления, диапазонная (четыре диапазона переднего хода и два диапазона заднего хода)
с переключением шести передач внутри каждого диапазона с помощью синхронизато-
ров. Коробка передач обеспечивает 24 передачи переднего хода и 12 передач заднего
хода, а также привод ПВМ. Внешний вид коробки передач показан на рисунке 3.4.1.
ВНИМАНИЕ: УРОВЕНЬ МАСЛА В ТРАНСМИССИИ ПОСТОЯННО ДОЛЖЕН
БЫТЬ НА УРОВНЕ МЕТКИ «П»±5 ММ ПО МАСЛОМЕРНОМУ СТЕКЛУ. ДЛЯ НОР-
МАЛЬНОЙ РАБОТЫ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ И МУФТЫ СЦЕПЛЕНИЯ НЕОБХОДИМО
СЛЕДИТЬ ЗА ВЕЛИЧИНОЙ РАБОЧЕГО ДАВЛЕНИЯ МАСЛА В ТРАНСМИССИИ!
Рисунок 3.4.1 - Внешний вид коробки передач
85
Основные элементы коробки передач:
- корпус коробки передач;
- узел передач;
- вал пониженных передач и заднего хода;
- блок шестерен;
- вторичный вал;
- механизм управления;
- вал привода ПВМ;
- вал заднего ВОМ;
- шестерня привода ходоуменьшителя;
- гидросистема (техническое описание приведено в подразделе 3.11 «Гидро-
система трансмиссии»).
Рисунок 3.4.2 (первая часть) - Коробка передач
86
1 - корпус; 2 - дроссель; 3, 30, 67, 111 - вилка; 4, 76, 68, 112, 120, 122, 124 - болт; 5, 7, 24, 40, 57,
63, 72, 82, 97, 100, 103, 106, 119 - втулка; 6, 8, 9, 22, 23, 25, 33, 34, 35, 38, 39, 41, 56, 59, 62, 66, 71, 83, 88,
101 - шестерня; 10, 29 - конический подшипник; 11 - регулировочная шайба; 12 - вторичный вал; 13, 21,
36, 55, 61, 64, 70, 85, 104 - игольчатый подшипники; 14, 37, 58, 69 - синхронизатор; 15, 46, 52, 109 - ша-
рикоподшипник; 16, 42, 78, 95, 117 - вал; 17, 31, 45, 49, 75, 79, 94, 107 - гайка; 18, 80, 87, 99, 105, 128 -
стопорное кольцо; 19 - шпилька; 20, 73, 108 - шайба; 26, 74, 81, 86, 93 - роликоподшипник; 27, 115, 121,
123, 125, 126, 127 - поводок; 28, 84 - муфта; 32 - сферический подшипник; 43, 50, 53, 92, 96 - стакан; 44
- вал привода ВОМ; 47 - штифт; 48 - первичный вал; 51 - угольник; 54 - корпус коробки передач; 60, 91
- прокладка; 65 - корпус вилок; 68 - регулировочные винты; 77 - планка; 89, 102 - кольцо; 90 - крышка;
98 - шестерня привода ходоуменьшителя; 110 - фрикцион ПВМ; 113 - направляющая; 114 - пружина;
116 - шарик фиксатора; 118 - полумуфта; 129 - пластина; 130 - ось; 131 - кольцо уплотнительное.
Рисунок 3.4.2 (вторая часть) - Коробка передач
87
Узел передач состоит из первичного вала 48 (рисунок 3.4.2) на который на
игольчатых подшипниках 55, 61, 64, 70 устанавливаются ведущие шестерни 56, 59,
66, 71 пятой, шестой, третьей и четвертой передач соответственно. Зубчатый венец
вала 48 - первая передача, а шестерня 62 - вторая передача. На шлицах вала 48
устанавливаются одноконусные синхронизаторы, управление которыми обеспечива-
ется через вилки, поводки и рычаги из кабины трактора. Синхронизатор 58 обеспе-
чивает включение пятой и шестой передачи, синхронизатор 69 обеспечивает вклю-
чение третьей и четвертой передачи, синхронизатор 37 на валу 42 обеспечивает
включение первой и второй передачи. Первичный вал устанавливается в опоре ро-
ликового подшипника 74 в корпусе КП с одной стороны и шарикового подшипника 52
в стакане 53 с другой стороны. Осевой перемещение деталей на валу исключается
установкой с обоих сторон вала шлицевых гаек 49, 75 с последующим их контрени-
ем. Во внутреннее отверстие первичного вала 48 устанавливается дроссель 2, кото-
рый также входит в отверстие во вторичном валу 12 и служит для подачи смазки по
отверстиям от одного вала к другому.
На промежуточный вал 42 устанавливаются ведомые шестерни 41, 39, 34, 33,
шестерни 38, 35 первой и второй передач устанавливаются на игольчатые подшип-
ники 36. Вал находится в опоре подшипника шарикового 46 с одной стороны и сфе-
рического 32 с другой стороны. На зубчатом венце промежуточного вала 42 устанав-
ливается муфта 28, которая через вилку, поводок и рычаг в кабине трактора обеспе-
чивает включение диапазона «В» (рисунок 3.4.7) Внутри промежуточного вала 42
(рисунок 3.4.2) располагается вал привода ВОМ 44, который одним шлицевым кон-
цом соединяется со шлицами вала в муфте сцепления, а с другой стороны с дета-
лями редуктора ВОМ.
На вторичном валу 12 на игольчатые подшипники 13 устанавливаются свар-
ные шестерни 6, 8 и двухконусный синхронизатор 14, с помощью которого и обеспе-
чивается включение повышенной / пониженной ступени редуктора КП «H-L». Также
на валу на шлицах устанавливается ведущая шестерня привода ПВМ. Весь ком-
плект деталей вала затянут гайкой 31. Вторичный вал 12 установлен в опоре кони-
ческих подшипников 10, 29 регулировка которых производится регулировочными
шайбами, а вылет конической зубчатой головы вала (19,4 -0,13) мм обеспечивается
подбором регулировочных шайб 11.
На валу 16 блока шестерен на шлицах установлены шестерни 23, 25, дистан-
ционная втулка 24, а на игольчатых подшипниках 21 устанавливается шестерня при-
вода ПВМ 22.
На валу пониженных передач и заднего хода 78 установлены шестерни 83,
101 первого и второго диапазона переднего и заднего хода, на втулке 103 распола-
гается муфта 84, перемещение которой через систему поводок - вилка - рычаг обес-
печивается в кабине трактора. На втулке 100 устанавливается шестерня 88, которая
входит в зацепление с шестерней привода ходоуменьшителя 98, которая в свою оче-
редь соединяется с зубчатым венцом промежуточного вала 42. Осевое смещение
шестерни 88 на втулке 100 исключается установкой стопорного кольца 87. Вал 78
устанавливается в опоре роликовых подшипников 81, 86, и фиксируется установкой
стопорного кольца 80 в корпусе КП.
В корпусе 54 устанавливается вал 117, с полумуфтой 118, втулкой 119 и
фрикционом ПВМ 110.
В корпусе 54 на поводках установлены вилка 30 переключения муфты зубча-
той 28, вилка 111 переключения муфты зубчатой 84 и вилка 3 переключения синхро-
низатора 14. Поводки зафиксированы в корпусе шариковыми фиксаторами. В корпу-
се вилок 65 установлены три поводка, вилка 67, шариковый фиксатор и детали ме-
ханизма блокировки одновременного включения двух передач (шарик, штифт). Кор-
пус вилок 65 закреплен на корпусе 54 коробки передач.
Вилки переключения устанавливаются на поводки 123, 126 и крепятся регу-
лировочными болтами с последующим стопорением проволокой.
88
3.4.2 Механизм блокировки запуска двигателя при включенном диапазо-
не и механизм выключения ПВМ при движении задним ходом
Для исключения возможности запуска двигателя при включенной передаче на
тракторе установлено специальное блокирующее устройство. Оно состоит из вы-
ключателя 6 (рисунок 3.4.3), штифта 8, штока 2, оси 3, шариков 4, 11. При включении
диапазона механизм блокировки размыкает контакты выключателя 6 и разрывает
цепь промежуточного реле стартера и тягового реле стартера. Для регулировки вы-
ключателя 6 необходимо установить нужное количество регулировочных прокладок
7, если регулировка не достигается установкой необходимого количества прокладок,
то необходимо заменить выключатель и повторить регулировку.
ВНИМАНИЕ: ПРЕЖДЕ ЧЕМ ЗАПУСТИТЬ ДВИГАТЕЛЬ УСТАНОВИТЕ РЫЧАГ
ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ДИАПАЗОНОВ КП В НЕЙТРАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ!
Для выключения ПВМ при движении трактора задним ходом предусмотрено
устройство, которое состоит из штифта 15, пружины 16, выключателя 18.
При установке рычага переключения диапазонов в нейтраль и при включении
любого диапазона переднего хода (рычаг переключения диапазонов в передних по-
ложениях) контакты выключателя 18 разомкнуты.
При включении диапазона заднего хода (рычаг диапазонов в заднем положе-
нии) контакты выключателя 18 замкнуты и, соответственно, выключается автомати-
ческое управление приводом ПВМ.
Для регулировки выключателя 18 необходимо установить нужное количество
регулировочных прокладок 17, если регулировка не достигается установкой необхо-
димого количества прокладок, то необходимо заменить выключатель и повторить
регулировку.
1, 15 - штифт; 2 - шток; 3 - ось; 4, 11 - шарик; 5, 10, 14, 16 - пружина; 6, 18 -
выключатель; 7, 17 - прокладка регулировочная; 8 - штифт; 9 - направляющая; 12 -
шайба; 13 - болт.
Рисунок 3.4.3 - Механизм блокировки запуска двигателя при включенном диа-
пазоне и механизм выключения ПВМ при движении задним ходом
3.4.3 Механизм управления коробкой передач
3.4.3.1 Общие сведения
Механизм управления КП состоит из механизма переключения передач и ме-
ханизма переключения диапазонов с электрогидравлической системой переключе-
ния высшей «Н» и нижней «L» ступеней редуктора КП.
3.4.3.2 Механизм переключения передач
Механизм переключения передач смонтирован в узле передач, корпусе вилок
65 (рисунок 3.4.2) и в корпусе механизма управления 1.
В стакане 53 установлены поводки с закреплёнными на них вилками пере-
ключения первой, второй и пятой, шестой передач. Поводки зафиксированы в крыш-
ке шариковыми фиксаторами. Положение вилок на поводках регулируется с помо-
щью конусных болтов и стопорится проволокой.
89
1 - вилка; 2 - чехол; 3 - сфера; 4 - пружина; 5, 7 - пальцы; 6 - корпус; 8 -
крышка; 9 - вал; 10 - пружина; 11 - болт; 12 - втулка; 13 - крышка; 14 - шпонка; 15,
20 - рычаги; 16 - выключатель; 17 - винт; 18 - втулка; 19 - кольцо стопорное.
Рисунок 3.4.4 - Механизм переключения передач
В опорах крышки 13 (рисунок 3.4.4) и корпуса 6 установлен вал 9, на котором
закреплены рычаг 15 и втулка 12, между стопорными кольцами 19 установлены две
втулки 18 и пружина 10. Втулки своими торцами упираются в винт 17 и торец корпуса
6. Данное устройство служит для установки рычага передач в нейтральное положе-
ние. Вал 9 посредством пальцев 5 и 7, рычага 20 соединяется с вилкой 1, на которой
закреплён рычаг переключения передач. Вилка 1 установлена в корпусе 6 в сфере 3
и подрессорена пружиной 4.
Выключатель 16 устанавливается в отверстие корпуса муфты сцепления и
предназначен для того, чтобы не позволить включиться синхронизатору на вторичном
валу (ступени «L - H» редуктора КП) при включенной передаче в коробке передач.
ВНИМАНИЕ: РЕГУЛИРОВКУ ВЫКЛЮЧАТЕЛЯ 16 (РИСУНОК 3.4.4) ПРОВО-
ДИТЬ УСТАНОВКОЙ НЕОБХОДИМОГО КОЛИЧЕСТВА РЕГУЛИРОВОЧНЫХ ПРО-
КЛАДОК. ЕСЛИ РЕГУЛИРОВКА НЕ ДОСТИГАЕТСЯ НАБОРОМ ПРОКЛАДОК, ТО
НЕОБХОДИМО ЗАМЕНИТЬ ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ И ЗАНОВО ПРОВЕСТИ РЕГУЛИРОВКУ!
3.4.3.3 Механизм переключения диапазонов
Механизм переключения диапазонов смонтирован в корпусе 54 (рисунок 3.4.2)
коробки передач и корпусе механизма управления 1.
В механизме управления в опорах крышки 12 (рисунок 3.4.5) и корпуса 18 ус-
тановлен вал 9, на котором на шпонках закреплены рычаги 10. Вал 9 фиксируется
шариковым фиксатором 14 и посредством пальцев 5, 7 и рычага 6 соединяется с
вилкой 1, на которой закреплён рычаг переключения диапазонов. Вилка 1 установ-
лена в корпусе 18 в сфере 3 и подрессорена пружиной 4.
90

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
7 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности