Трактор Беларус 2022.5. Руководство — часть 7

3.1.5 Система выпуска отработанных газов
Рисунок 3.1.4 - Система выпуска отработанных газов
71
К рисунку 3.1.4 - Система выпуска отработанных газов:
1 - промежуточный разъем системы SCR; 2 - бак с мочевиной; 3 - катализатор;
4 - металлорукав; 5 - датчик NOx (окислов азота); 6 - клапан подогрева мочевины; 7 -
хомут крепления катализатора; 8 - дозирующий модуль (форсунка впрыска мочеви-
ны); 9 - датчик температуры отработанных газов до катализатора; 10 - патрубок-
смеситель; 11 - подающий модуль (насос); 12 - кронштейн крепления катализатора;
13 - демпфер; 14 - кронштейн крепления выпускной трубы; 15 - выпускная труба; 16
- ограждение выпускной трубы; 17 - ограждение катализатора; 18 - магистраль пода-
чи мочевины от подающего модуля к дозирующему модулю; 19, 20 - магистрали ох-
лаждения дозирующего модуля; 21 - магистраль подачи мочевины от бака к подаю-
щему модулю; 22 - магистраль обратного отвода мочевины от подающего модуля в
бак; 23, 24 - магистрали подогрева мочевины в баке; 25 - корпус муфты сцепления;
26 - магистраль подвода ОЖ в систему SCR от системы охлаждения двигателя.
Примечание - Клапан подогрева мочевины и подающий модуль расположены
между катализатором и корпусом МС.
Система выпуска отработанных газов трактора «БЕЛАРУС - 2022.5» состоит
из выпускной трубы 15 (рисунок 3.1.4), кронштейнов крепления выпускной трубы 14
к кабине, демпферов 13, ограждения 16 выпускной трубы 15, металлорукава 4.
Для обеспечения требуемого химического состава выхлопных газов по Tier-IIIB
ступени в систему выпуска отработанных газов дополнительно установлена система
избирательной каталитической нейтрализации (SCR).
Система SCR состоит из катализатора 3, патрубка-смесителя 10, дозирующего
модуля (форсунки) 8, подающего модуля (насоса) 11, бака для размещения жидко-
сти AdBlue (мочевины) 2, кронштейна крепления катализатора 12, хомутов крепле-
ния катализатора 7, магистралей охлаждения дозирующего модуля 19, 20 и магист-
ралей подогрева бака для AdBlue 23, 24, магистрали забора AdBlue 21, магистрали
подачи AdBlue 18, магистрали обратного отвода AdBlue 22, клапана управления по-
догревом бака для AdBlue 6, ограждения 17 катализатора 3.
Принцип работы системы SCR построен на снижении уровня содержания
различных окислов азота (NOx) в выхлопных газах до необходимого минимального
уровня. Для этого посредством дозирующего модуля 8 впрыскивается жидкость Ad-
Blue в патрубок-смеситель 10 перед катализатором 3 SCR. Расположение дозирую-
щего модуля, размеры и форма патрубка-смесителя обеспечивают максимально
равномерное распределение AdBlue на входе в катализатор SCR. В катализаторе
SCR, в присутствии встроенного катализатора, происходит химическая реакция вос-
становления NOx в азот (N2) и водяные пары (Н2О), безвредные для окружающей
среды. Для поддержания оптимального температурного режима протекания химиче-
ской реакции восстановления и снижения температуры поверхности патрубка-
смесителя предусмотрена термоизоляция патрубка-смесителя. Для контроля темпе-
ратуры отработанных газов на патрубке-смесителе установлен датчик температуры
9. Подачу жидкости AdBlue осуществляет подающий модуль 11. Необходимое коли-
чество впрыскиваемой жидкости AdBlue контролирует датчик химического состава
отработанных газов, расположенный за катализатором SCR. Жидкость AdBlue за-
правляется в специальный бак 2. К баку 2 подходит магистраль подогрева AdBlue, на
баке 2 расположены датчики уровня и температуры AdBlue. Расход жидкости AdBlue
составляет приблизительно от 5 до 10% от расхода дизельного топлива. Для обес-
печения оптимального температурного режима работы SCR, а так же работоспособ-
ности системы SCR при низких температурах окружающей среды предусмотрен
обогрев (охлаждение) некоторых деталей и узлов системы SCR.
Обогрев бака для мочевины (AdBlue) и охлаждение дозирующего модуля осу-
ществляется от системы охлаждения двигателя трактора. Дозирующий модуль под-
ключён к системе охлаждения трактора постоянно, а бак для жидкости AdBlue под-
ключается по необходимости посредством электромагнитного клапана. Подогрев
магистралей транспортировки мочевины и подающего модуля осуществляется по-
средством электронной системы управления двигателем трактора по необходимо-
сти. Работа системы SCR функционально связана с системой электронного управ-
ления двигателем трактора.
72
3.2 Электронная система управления двигателем
В состав электронной системы управления двигателем входят установленные
в кабине трактора электронный блок управления двигателем 9 (рисунок 3.2.1), ин-
формационный монитор 5, панель системы управления двигателем 6, электронная
рукоятка управления подачей топлива 4, электронная ножная педаль управления по-
дачей топлива 3, блок предохранителей подогревателей 7, а также датчик наличия
воды в топливе 10, установленного в топливном фильтре грубой очистки топлива;
предохранителя питания ЭСУД трактора 11, установленного в аккумуляторном отсе-
ке и электронной части системы избирательной каталитической нейтрализации SCR
(Selective Catalytic Reduction). Электронный блок управления двигателем 9 соединен
с сенсорной частью двигателя жгутом 11.
Система избирательной каталитической нейтрализации (SCR) расположена с
правой стороны трансмиссии и двигателя и включает в себя бак с мочевиной 2 (ри-
сунок 3.2.2), катализатор 3, дозирующий модуль 5, представляющий собой форсунку
для впрыска мочевины, датчик температуры отработанных газов до катализатора 6,
датчик NOx после катализатора 4, подающий модуль 8, клапан подогрева мочевины
в баке 7. В систему SCR входит также датчик температуры окружающего воздуха 8
(рисунок 3.2.1), установленный сзади под кабиной. Бак с мочевиной, подающий мо-
дуль и дозирующий модуль соединены между собой шлангами подачи мочевины со
встроенными подогревателями (рисунок 3.2.8). На баке с мочевиной установлены
датчик температуры мочевины 2 (рисунок 3.2.3) и датчик уровня мочевины в баке 3.
Датчик NOx (окислов азота) 2 (рисунок 3.2.4) после катализатора установлен на вы-
ходном фланце после катализатора, модуль 1 датчика установлен на кронштейне,
закрепленном на правой боковой стойке капота. Установка датчика температуры ок-
ружающего воздуха 2 представлена на рисунке 3.2.5. Данный датчик 2 установлен
на кронштейне 1 за кабиной. Блок предохранителей подогревателей 2 (рисунок
3.2.6) установлен в кабине под правым боковым пультом в зоне установки электрон-
ного блока управления задним навесным устройством 3. Доступ к нему обеспечива-
ется через щиток предохранителей электронных систем управления агрегатами
трактора, расположенный на боковом пульте справа от водителя.
На рисунке 3.2.7 показано подключение к датчику наличия воды в топливном
фильтре. Подключение ЭСУД к подающему модулю дано на рисунке 3.2.8, а к клапану
подогрева мочевины в баке - на рисунке 3.2.9. Система управления запитана непо-
средственно от аккумуляторной батареи через предохранитель номиналом 60А, кото-
рый расположен на блоке предохранителей в аккумуляторном отсеке.
Электронная ножная педаль подачи топлива и рукоятка ручного управления
подачей топлива являются органами управления режимами работы двигателя по
оборотам. При управлении одновременно от двух органов (нажатии на педаль и пе-
ремещении рукоятки) предпочтение отдается органу, имеющему большую степень
перемещения.
Информация о температуре отработанных газов, температуре мочевины и
уровне мочевины, наличия воды в фильтре грубой очистки топлива выводится на
информационный монитор.
Элементы электронной системы управления двигателем соединены между со-
бой и запитаны от аккумуляторной батареи согласно электрической схеме соедине-
ний, приведенной в приложении А.
Описание работы элементов электронной системы управления двигателем,
входящих в состав двигателя, а также системы избирательной каталитической ней-
трализации (SCR) приведено в прилагаемом к Вашему трактору руководстве по экс-
плуатации двигателя.
73
1 - жгут от электронного блока управления двигателем к сенсорной части двигателя; 2 - жгуты соединительные; 3 -
электронная ножная педаль управления подачей топлива; 4 - электронная рукоятка управления подачей топлива; 5 - мони-
тор информационный; 6 - панель системы управления двигателем; 7 - блок предохранителей подогревателей; 8 - датчик
температуры окружающего воздуха; 9 - электронный блок управления двигателем; 10 - датчик наличия воды в топливном
фильтре; 11 - предохранитель питания ЭСУД трактора.
Рисунок 3.2.1 - Электронная система управления двигателем
1 - промежуточный разъем системы SCR; 2 - бак с мочевиной; 3 - катализа-
тор; 4 - датчик NOx; 5 - дозирующий модуль (форсунка впрыска мочевины); 6 - дат-
чик температуры отработанных газов до катализатора; 7 - клапан подогрева моче-
вины; 8 - подающий модуль.
Рисунок 3.2.2 - Система нейтрализации отработанных газов SCR
Примечание - Клапан подогрева мочевины и подающий модуль находятся ме-
жду катализатором и корпусом МС.
1 - шланги подачи мочевины; 2 - датчик температуры мочевины в баке; 3 - датчик
уровня мочевины в баке; 4 - жгут системы SCR; 5 - бак с мочевиной.
Рисунок 3.2.3 - Установка датчиков на баке с мочевиной
75
1 - модуль датчика NOx; 2 - датчик NOx; 3 - правый поручень кабины.
Рисунок 3.2.4 - Установка датчика NOx
1 - кронштейн; 2 - датчик температуры окружающего воздуха; 3 - жгут системы
управления двигателем; 4 - элементы управления секциями распределителя ГНС.
Рисунок 3.2.5 -Установка датчика температуры окружающего воздуха
1 - жгут системы управления двигателем; 2 - блок предохранителей; 3 - элек-
тронный блок управления ЗНУ.
Рисунок 3.2.6 -Установка блока предохранителей подогревателей системы SCR
76
1 - жгут системы управления двигателем; 2 - фильтр предварительной очист-
ки топлива; 3 - датчик наличия воды в топливном фильтре.
Рисунок 3.2.7 - Установка датчика наличия воды в топливном фильтре
1 - жгут системы SCR; 2 - шланг забора мочевины; 3 - шланг слива мочевины;
4 - шланг нагнетания мочевины; 5 - подающий модуль.
Рисунок 3.2.8 - Подключение ЭСУД к подающему модулю и подогревателям шлангов
1 - клапан подогрева мочевины в баке; 2 - жгут системы SCR; 3 - корпус муфты сцепления.
Рисунок 3.2.9 - Подключение ЭСУД к клапану подогрева мочевины в баке:
77
3.3 Сцепление
3.3.1 Муфта сцепления
На маховике 1 (рисунок 3.3.1) двигателя установлена сухая двухдисковая
муфта сцепления постоянно-замкнутого типа.
Ведущей частью муфты сцепления являются маховик 1, нажимной диск 3 и
средний диск 2, имеющий на наружной поверхности три шипа, которые входят в спе-
циальные пазы маховика 1. К ведомой части сцепления относятся два ведомых дис-
ка 24 с гасителями крутильных колебаний 9, установленные на силовом валу 7. Не-
обходимое усилие прижатия трущихся поверхностей ведущей и ведомой частей
сцепления обеспечивается девятью пружинами 22. Между втулкой 8, связанной с
валом привода ВОМ 4, и опорным диском 12 установлен эластичный элемент.
Средний диск 2 имеет рычажные механизмы 11, обеспечивающие при выключе-
нии сцепления установку диска 2 на равном расстоянии от поверхностей трения махови-
ка 1 и нажимного диска 3. Опорами отжимных рычагов 10 служат вилки 13, закреплен-
ные на опорном диске с помощью регулировочных гаек 15, фиксируемых шайбами 14.
Включение и выключение сцепления производится отводкой 17 с выжимным
подшипником 16, перемещающейся по кронштейну 18. Вилка 19 отводки с валиком
20 связаны с педалью сцепления через гидростатический привод.
Смазка выжимного подшипника 16 осуществляется через пресс-масленку,
ввинченную в цапфу отводки. Масленка находится с левой стороны корпуса сцепле-
ния. Для доступа к ней необходимо отвинтить пробку.
1 - маховик; 2 - диск средний; 3 - диск нажимной; 4 - вал привода ВОМ; 5 - ступица;
6 - подшипник; 7 - вал силовой, 8 - втулка; 9 - гаситель крутильных колебаний; 10 - рычаг
отжимной; 11 - механизм рычажный; 12 - диск опорный; 13 - вилка; 14 - шайба; 15 - гайка
регулировочная; 16 - подшипник выжимной; 17 - отводка; 18 - кронштейн отводки; 19 - вил-
ка выключения; 20 - валик управления; 21 - стакан; 22 - пружина нажимная; 23 - шайба изо-
лирующая; 24 - диск ведомый.
Рисунок 3.3.1 - Муфта сцепления
3.3.2 Особенности демонтажа, установки и регулировки муфты сцепления
3.3.2.1 Общие сведения
1 - маховик; 2 - ведомый диск; 3 - средний диск; 4 - нажимной диск; 5 - втул-
ка; 6 - отжимной рычаг; 7 - опорный диск; 8 - вилка; 9 - регулировочная гайка; 10 -
стопорная пластина; 11 - стакан; 12 - пружина нажимная; 13 - шайба изолирующая;
14 - втулка.
Рисунок 3.3.2 - Монтаж, демонтаж и регулировка отжимных рычагов муфты сцепления
Рисунок 3.3.3 - Технологическая оправка
79
3.3.2.2 Демонтаж муфты сцепления
Демонтаж муфты сцепления выполняется после отсоединения двигателя от
трансмиссии в следующем порядке:
- установите три технологических болта (М12х40), завернув их в нажимной
диск 4 (рисунок 3.3.2) через технологические отверстия опорного диска 7;
- отверните гайки крепления опорного диска к маховику и снимите диски сцеп-
ления в сборе (опорный 7 с нажимным 4);
- снимите первый ведомый диск 2;
- снимите средний диск 3;
- снимите второй ведомый диск 2.
ВНИМАНИЕ: ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАЗБОРКИ МУФТЫ СЦЕПЛЕНИЯ РЕКОМЕН-
ДУЕТСЯ НАНЕСТИ МЕТКИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ВЗАИМНОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ МА-
ХОВИКА 1, СРЕДНЕГО ДИСКА 3 И ДИСКОВ СЦЕПЛЕНИЯ В СБОРЕ (ОПОРНОГО 7
С НАЖИМНЫМ 4). СБОРКУ СЦЕПЛЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЬ СОГЛАСНО МЕТКАМ!
3.3.2.3 Установка муфты сцепления
Установка муфты сцепления выполняется в следующем порядке:
- установите шлицевую оправку в подшипник маховика;
- установите первый ведомый диск 2 (рисунок 3.3.2) на оправку длинным кон-
цом ступицы к маховику 1;
- установите средний диск 3 в пазы маховика;
- установите второй ведомый диск 2 на оправку коротким концом ступицы к
маховику;
- установите диски сцепления в сборе (опорный 7 с нажимным 4) на пальцы
маховика с втулками 14, закрепите гайками и выверните технологические болты;
- отрегулируйте положение отжимных рычагов 6.
3.3.2.4 Регулировка отжимных рычагов муфты сцепления
- вворачивая или отворачивая регулировочные гайки 9 отрегулируйте положе-
ние отжимных рычагов на размер (14±0,5) от опорных поверхностей рычагов до тор-
ца ступицы опорного диска. Разность размеров для отдельных рычагов должна быть
не более 0,3 мм.
- после регулировки рычагов установите стопорные пластины 10.
- снимите оправку.
3.3.3 Привод сцепления
Привод сцепления предназначен для управления муфтой сцепления. Тип при-
вода сцепления - гидростатический с подвесной педалью, гидроусилителем.
Привод состоит из главного цилиндра 11 (рисунок 3.3.4), бачка 1, подвесной
педали 7, угольника 18, рабочего цилиндра 24, гидроусилителя 27, рычага 34, со-
единительных трубопровода и рукавов.
Гидроусилитель 27 непроточного типа предназначен для снижения усилия на
педали 7 в процессе выключения муфты сцепления. Он соединен рукавом 15 с на-
сосом гидросистемы трансмиссии, а рукавом 12 - со сливом.
Во время нажатия на педаль 7 тормозная жидкость из главного цилиндра 11
поступает через трубопровод 17, угольник 18, рукав гибкий 19 в рабочий цилиндр 24,
перемещая шток 25. Шток 25 воздействует на толкатель 26 гидроусилителя 27, в ре-
зультате чего происходит срабатывание гидроусилителя 27 и выдвижение поршня и
тяги 29, поворачивающей рычаг 34, связанный через валик с отводкой муфты сцеп-
ления, что приводит к разъединению двигателя с трансмиссией.
80

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
6 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности