Трактор Беларус 2022.5. Руководство — часть 12

3.12.4 Привод переднего ведущего моста
3.12.4.1 Общие сведения
1 - шестерня; 2 - поршень; 3 - барабан; 4 - кулачковая полумуфта; 5 - пружина; 6 -
вал; 7 - шлицевая втулка; 8 - торсион; 9 - вилка карданного вала; 10 - кожух; 11 - электро-
гидрораспределитель; 12 - толкатель; 13 - выключатель; 14 - пробка.
Рисунок 3.12.4 - Привод ПВМ
Привод ПВМ предназначен для передачи крутящего момента от вторичного
вала коробки передач через шестерню привода ПВМ, многодисковую фрикционную
гидроуправляемую муфту, торсион и карданный вал к переднему ведущему мосту.
Включение (отключение) привода ПВМ осуществляется с помощью гидропод-
жимной муфты по сигналу датчика, воздействие на который производится с помо-
щью механизма свободного хода в зависимости от буксования задних колес. Привод
ПВМ расположен в корпусе КП с правой стороны по ходу трактора; при этом торси-
онный вал проходит через корпус муфты сцепления. Опора скользящей вилки кар-
данного вала установлена в корпусе сцепления.
Привод состоит из следующих основных узлов и деталей:
Вал 6 (рисунок 3.12.4) смонтирован в корпусе КП на шариковых подшипниках. На
валу свободно вращается (при выключенной муфте) шестерня 1, находящаяся в посто-
янном зацеплении с шестерней привода ПВМ. При включенной муфте шестерня 1 со-
единяется пакетом фрикционных дисков с барабаном 3 гидроподжимной муфты, диски
сжимаются поршнем 2 под действием давления масла. Барабан и кулачковая полумуф-
та 4 механизма свободного хода установлены на шлицах вала 6, при этом шлицевое со-
единение позволяет барабану проворачиваться относительно вала на 45°. Полумуфта
постоянно поджата к кулачкам барабана пружиной 5 и имеет возможность перемещать-
ся в осевом направлении, воздействуя на толкатель 12, который, в свою очередь, воз-
действует на шарик выключателя автоматического включения привода ПВМ. Торсион 8
соединяет вал 6 через шлицевую втулку 7 со скользящей вилкой карданного вала.
При движении трактора вперед без буксования вал 6, связанный с колесами
ПВМ, имеет частоту вращения большую, чем шестерня 1, и барабан 3 проворачива-
ется относительно вала. Кулачки барабана 3 перемещают полумуфту по шлицам
вала в осевом направлении, сжимая пружину 5. При этом контакты выключателя 13
автоматического включения привода ПВМ разомкнуты и электромагнит гидрорас-
пределителя 11 обесточен, давление в бустере фрикционной муфты отсутствует.
121
При буксовании задних колес более установленного значения частота враще-
ния вала 6 снижается настолько, что барабан 3 проворачивается в обратном на-
правлении и пружина 5 возвращает полумуфту 4 в исходное положение. Полумуфта
конусной частью перемещает толкатель 12, выключатель 13 замыкает электроцепь
электромагнита гидрораспределителя 11, масло под давлением подается в бустер
муфты, перемещая поршень 2. При этом пакет дисков сжимается, блокируя шестер-
ню 1 с барабаном 3 и обеспечивая передачу крутящего момента.
При принудительном включении ПВМ масло в бустер муфты подается незави-
симо от буксования задних колес. При отключении ПВМ распределитель перекрывает
канал нагнетания, а масло из бустера муфты направляется на слив. Для проверки
давления в бустере муфты привода имеется диагностическое отверстие, заглушённое
пробкой 14. Выключатель 13 и электрогидрораспределитель 11 огражден кожухом 10.
Правила управления приводом ПВМ приведены в разделе 2 «Органы управ-
ления и приборы».
3.12.4.2 Регулировка выключателя автоматического включения привода ПВМ
1 - барабан; 2 - полумуфта; 3 - толкатель; 4 - прокладка; 5 - выключатель; 6 - крышка.
Рисунок 3.12.5 - Регулировка выключателя автоматического включения привода ПВМ
Регулировку выключателя 5 (рисунок 3.12.5) производите после сборки гидро-
поджимной муфты и установки крышки 6 на трансмиссию в следующем порядке:
- поверните барабан 1 и установите его в положение «I», когда кулачки полумуф-
ты 2 и барабана 1 полностью сведены, толкатель 3 выдвинут в крайнее положение;
- установите под торец выключателя 5 первоначальное количество (пять или
шесть штук) регулировочных прокладок 4;
- удаляя по одной регулировочной прокладке 4, добейтесь такого положения
выключателя 5, при котором его контакты будут замкнуты;
- установите полумуфту 2 в положение «II», когда кулачки полумуфты 2 и ба-
рабана 1 полностью разведены, толкатель 3 утоплен в крайнее положение;
- проверьте размыкание контактов выключателя 5 в положении «II».
Выключатель будет отрегулирован правильно, если в положении «I» его кон-
такты замкнуты, а в положении «II» разомкнуты. Проверку проводите по контрольной
лампочке. Допускается проводить проверку по сигнализатору на пульте управления,
при этом клавиша управления приводом ПВМ должна быть в верхнем положении.
ВНИМАНИЕ: В ПОЛОЖЕНИИ «I» РАЗМЕР А ОТ ТОРЦА ТОЛКАТЕЛЯ 3 (РИСУНОК
3.12.5) ДО ТОРЦА ВЫКЛЮЧАТЕЛЯ 5 МЕНЕЕ 11,5 ММ НЕ ДОПУСКАЕТСЯ! НАРУШЕНИЕ
ДАННОГО ТРЕБОВАНИЯ МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К ВЫХОДУ ВЫКЛЮЧАТЕЛЯ ИЗ СТРОЯ!
122
3.13 Электронная система управления блокировкой дифференциала задне-
го моста, приводом переднего ведущего моста, передним валом отбора мощности
3.13.1 Управление блокировкой дифференциала заднего моста
Элементы электронной системы управления блокировкой дифференциала
заднего моста представлены на рисунке 3.13.1.
1 - панель управления; 2 - переключатель управления БД заднего моста; 3 -
сигнализатор включения БД заднего моста;
4
- блок предохранителей;
5
-
распределитель управления БД заднего моста; 6 - датчик угла поворота направляю-
щих колес; 7 - кронштейн включения/выключения датчика угла поворота направляю-
щих колес; 8 - кронштейн крепления датчика угла поворота направляющих колес.
Рисунок 3.13.1 - Управление БД заднего моста
Система управления блокировкой дифференциала заднего моста (БДЗМ) со-
стоит из следующих элементов:
- расположенных на панели управления 1 (рисунок 3.13.1) клавишного переклю-
чателя 2 управления БД заднего моста и сигнализатора 3 включения БД заднего моста;
- датчика угла поворота 6 направляющих колес, установленного на ПВМ с ле-
вой стороны;
- двух датчиков включенного состояния рабочих тормозов, расположенных в
кабине над педалями тормозов;
- распределителя 5, установленного на правой крышке КП и гидравлически связан-
ного с гидроцилиндром включения муфты БД заднего моста, соединительных кабелей.
Система запитана от бортовой электросети трактора через блок предохрани-
телей 4. Питание в систему управления БДЗМ поступает после запуска двигателя.
Переключатель 2 имеет три положения:
- «Блокировка автоматическая» (нажата верхняя часть клавиши - фиксированное);
- «Блокировка принудительная» (нажата нижняя часть клавиши - нефиксированное);
- «Блокировка выключена» (среднее фиксированное).
В положении переключателя 2 «Блокировка выключена» муфта БД заднего
моста сообщена со сливом.
123
В положении переключателя 2 «Блокировка автоматическая» включается рас-
пределитель 5, который направляет поток масла под давлением в рабочую полость
муфты и дифференциал заднего моста блокируется. Разблокирование дифферен-
циала будет происходить автоматически при повороте передних колес на угол более
13° в любую сторону от положения, соответствующего прямолинейному движению
трактора, или при включении одного или обоих рабочих тормозов.
При необходимости кратковременного блокирования задних колес, независи-
мо ни от каких условий, в том числе и при повороте, установите переключатель 2 в
положение «Блокировка принудительная» и удерживайте его в этом положении. При
включении БД заднего моста горит сигнализатор 3. При отпускании переключателя
происходит разблокирование («Блокировка выключена»), сигнализатор 3 гаснет.
ВНИМАНИЕ: СКОРОСТЬ ДВИЖЕНИЯ ТРАКТОРА ПРИ ВКЛЮЧЕННОЙ БЛО-
КИРОВКЕ НЕ ДОЛЖНА ПРЕВЫШАТЬ 13 КМ/Ч!
ЗАПРЕЩАЕТСЯ РАБОТА ТРАКТОРА С ПОСТОЯННО ВКЛЮЧЕННОЙ БЛОКИ-
РОВКОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛА НА ТРАНСПОРТЕ ПРИ ДВИЖЕНИИ ПО ДОРОГАМ С
ТВЕРДЫМ ПОКРЫТИЕМ!
3.13.2 Управление приводом ПВМ
Система управления приводом ПВМ состоит из следующих элементов:
- расположенных на панели управления 1 (рисунок 3.13.2) клавишного переклю-
чателя 2 управления приводом ПВМ и сигнализатора 3 включения привода ПВМ;
- датчика 7 угла поворота направляющих колес, установленного на ПВМ справа;
- двух датчиков включенного состояния рабочих тормозов, расположенных в
кабине над педалями тормозов;
- датчика 6 автоматического включения привода ПВМ;
- распределителя 5, расположенного на крышке КП справа, соединительных кабелей.
1 - панель управления; 2 - переключатель управления приводом ПВМ; 3 -
сигнализатор включения привода ПВМ;
4
- блок предохранителей;
5
-
распределитель управления приводом ПВМ; 6 - датчик автоматического включения
привода ПВМ; 7 - датчик угла поворота направляющих колес; 8 - кронштейн крепле-
ния датчика угла поворота направляющих колес; 9 - кронштейн включения / выклю-
чения датчика угла поворота направляющих колес.
Рисунок 3.13.2 - Управление приводом ПВМ
124
Система запитана от бортовой электросети трактора через блок предохранителей
4. Питание в систему управления приводом ПВМ поступает после запуска двигателя.
Переключатель 2 имеет три положения:
- «Автоматическое управление ПВМ» (верхнее фиксированное);
- «ПВМ включен принудительно» (нижнее фиксированное);
- «ПВМ выключен» (среднее фиксированное).
В положении переключателя 2 «ПВМ выключен», муфта привода ПВМ сооб-
щена со сливом и привод ПВМ выключен.
В положении переключателя 2 «Автоматическое управление ПВМ» привод ПВМ
автоматически включается при движении передним ходом от датчика 6, подающего сиг-
нал включения, в зависимости от буксования задних колес. При этом поток масла под
давлением поступает к муфте включения привода ПВМ. Автоматическое выключение
привода ПВМ происходит при повороте передних колес на угол свыше 250 в любую сторо-
ну от положения, соответствующего прямолинейному движению трактора. При движении
задним ходом при «Автоматическом управлении ПВМ» привод ПВМ всегда отключается.
При установке переключателя 2 в положение «ПВМ включен принудительно»
привод ПВМ включен принудительно как на переднем, так и на заднем ходу незави-
симо от углов поворота передних колес и буксования.
ВНИМАНИЕ: ПРИ НАЖАТИИ НА СБЛОКИРОВАННЫЕ ПЕДАЛИ ТОРМОЗОВ ВКЛЮ-
ЧАЕТСЯ ПРИВОД ПВМ НЕЗАВИСИМО ОТ ПОЛОЖЕНИЯ ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЯ 2!
ВНИМАНИЕ: ПРИ РАБОТЕ НА ДОРОГАХ С ТВЕРДЫМ ПОКРЫТИЕМ ВЫКЛЮЧАЙТЕ ПВМ
ВО ИЗБЕЖАНИЕ ПОВЫШЕННОГО ИЗНОСА ШИН ПЕРЕДНИХ КОЛЕС И ДЕТАЛЕЙ ПРИВОДА!
ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ВКЛЮЧЕНИЕ ПВМ ПРИ СКОРОСТИ ДВИЖЕ-
НИЯ ТРАКТОРА СВЫШЕ 13 КМ/Ч.
ВНИМАНИЕ: ПРИ ОБРЫВЕ ПРОВОДОВ В ЦЕПИ К ЭЛЕКТРОМАГНИТУ РАСПРЕДЕЛИ-
ТЕЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИВОДОМ ПВМ ПРОИСХОДИТ АВТОМАТИЧЕСКОЕ ВКЛЮЧЕНИЕ ПЕ-
РЕДНЕГО ВЕДУЩЕГО МОСТА. ДАННУЮ НЕИСПРАВНОСТЬ НЕОБХОДИМО УСТРАНИТЬ!
3.13.3 Управление передним ВОМ
ПВОМ устанавливается на трактора «БЕЛАРУС - 2022.5» по заказу.
Элементы электрической части управления ПВОМ представлены в подразде-
ле 2.14 «Панель управления БД заднего моста, приводом ПВМ и ПВОМ. Управление
задним валом отбора мощности».
Схема электрическая соединений системы управления передним ВОМ пред-
ставлена на рисунке 3.13.3.
Элементы гидравлической части управления ПВОМ представлены в подраз-
деле 3.8 «Передний вал отбора мощности».
1 - выключатель ПВОМ; 2 - переключатель двухпозиционный ПВОМ; 3 -сигнализатор включе-
ния ПВОМ; 4 - реле; 5 - диод; 6 - электромагнит распределителя ПВОМ; 7 - колодка соединительная.
Рисунок 3.13.3 - Схема электрическая соединений системы управления ПВОМ
125
3.14 Ходовая система и колеса трактора
На тракторе «БЕЛАРУС-2022.5» установлены передние и задние колеса с
пневматическими шинами низкого давления:
- 580/70R42 - шины задние основные (сдвоенные);
-11.2R42 - шины задние сдвоенные (устанавливаются по заказу потребителя,
применяются только в сдвоенном варианте в комплекте с передними шинами 11.2R24);
- 420/70R24 - шины передние основные;
- 480/65R24 - шины передние, (устанавливаются по заказу потребителя).
-11.2R24 - шины передние, (устанавливаются по заказу потребителя только в
комплекте с задними шинами 11.2R42).
Параметры шин, применяемых на тракторе «БЕЛАРУС-2022.5», приведены в
таблице 3.2.
Таблица 3.2 - Параметры шин
Типоразмер шин
Ширина профиля, мм
Радиус качения, мм 1)
580/70R42
577
908
11.2R42
284
740
420/70R24
420
480/65R24
475
11.2R24
284
_________________________________________________________________________________
1)
В настоящем разделе приведены радиусы качения только шин задних
колес, необходимых для программирования скорости индикатора комбиниро-
ванного как указано в подразделе 3.22.3 «Порядок программирование индикато-
ра комбинированного».
Передние колеса трактора установлены на фланцах колесных редукторов ПВМ.
Задние колеса трактора установлены на ступицах, которые состоят из разрез-
ных конусных вкладышей 3 и 4 (рисунок 3.14.1) и корпуса ступицы 2.
Вкладыши затягиваются в корпус ступицы восемью болтами 1 (М20) моментом
от 550 до 600 Н·м и таким образом обжимают полуось.
1 - стяжные болты; 2 - корпус ступицы; 3 - верхний вкладыш; 4 - нижний вкла-
дыш; 5 - демонтажные отверстия.
Рисунок 3.14.1 - Ступица заднего колеса
Правила эксплуатации шин, выбор оптимального внутреннего давления в шинах в
зависимости от условий работы и нагрузки на оси трактора, а также методики установки
колеи и сдваивания колес приведены в подразделе 4.2 «Использование трактора».
126
3.15 Гидрообъемное рулевое управление
3.15.1 Общие сведения
Гидрообъемное рулевое управление (ГОРУ) предназначено для управления
поворотом направляющих колес, уменьшения усилия на рулевом колесе при пово-
роте трактора. ГОРУ состоит из насоса-дозатора 2 (рисунок 3.15.1), двух диффе-
ренциальных гидроцилиндров 1, осуществляющих поворот, насоса питания 3 с при-
водом от двигателя, масляного бака 5 и гидравлической арматуры.
Схема гидравлическая принципиальная ГОРУ представлена на рисунке 3.15.1.
1 - гидроцилиндры;
2 - насос-дозатор; 3 - насос питания; 4 - фильтр; 5 -
масляный бак; 6 - клапан; Р - нагнетание; Т - слив; L - левый поворот; R - правый
поворот.
Рисунок 3.15.1 - Схема гидравлическая принципиальная ГОРУ
127
Масляной емкостью является масляный бак 5 с фильтром 4 очистки рабочей
жидкости 25 мкм. В системе установлен клапан 6, обеспечивающий работу датчика
аварийного давления масла ГОРУ.
Насос-дозатор 2 установлен на рулевой колонке, гидроцилиндры поворота 1
установлены на передний ведущий мост трактора, насос питания 3 - на двигателе.
Насос-дозатор 2 соединен маслопроводами с полостями гидроцилиндров поворота,
насосом питания и масляным баком 5. При прямолинейном движении полости ци-
линдра 1 заперты поясками золотника насоса-дозатора 2 и масло от насоса питания
5, поступая к насосу- дозатору 2, возвращается в масляный бак 5. При повороте ру-
левого колеса золотник насоса-дозатора 2 смещается, обеспечивая подачу масла в
одну из полостей гидроцилиндра поворота 1 в количестве, пропорциональном углу
поворота рулевого колеса. Масло из другой полости гидроцилиндра 1 возвращается
через насос-дозатор 2 в масляный бак 5.
3.15.2 Насос-дозатор
Насосы-дозаторы переднего и реверсного хода - героторного типа с «открытым
центром» и отсутствием реакции на рулевое колесо включает в себя качающий узел I
(рисунок 3.15.2), распределитель II, обратный клапан 9, два противоударных клапана
7, предохранительный клапан 6 и два противовакуумных клапана 8.
1 - статор; 2 - ротор; 3 - золотник; 4 - приводной вал; 5 - гильза; 6 - предохрани-
тельный клапан; 7 - противоударные клапаны; 8 - противовакуумные клапаны; 9 - об-
ратный клапан; 10 - корпус. I - качающий узел; II - распределитель
Рисунок 3.15.2 - Насос-дозатор
Героторный качающий узел I (рисунок 3.15.2) состоит из закрепленного на
корпусе 10 статора 1 и вращающегося ротора 2, связанного с золотником 3 через
приводной вал 4. Распределитель II состоит из корпуса 10, гильзы 5 и золотника 3,
соединенного шлицами с хвостовиком приводного вала рулевой колонки.
Предохранительный клапан 6 ограничивает максимальное давление в на-
гнетательной магистрали в пределах от 14,0 до 14,5 МПа. Противоударные клапаны
7 ограничивают давление в магистралях цилиндров при ударной нагрузке.
Давление настройки противоударных клапанов - от 20 до 22 МПа.
Противовакуумные клапаны 8 позволяют обеспечить необходимую подачу ра-
бочей жидкости в гидроцилиндр в аварийном режиме и при срабатывании противо-
ударных клапанов.
128
3.15.3 Гидроцилиндр рулевого управления
Трактор комплектуется ПВМ с двумя гидроцилиндрами 3 (рисунок 3.15.3) и
поперечной рулевой тягой установленной сзади ПВМ.
Штоки гидроцилиндров через конические пальцы 1 соединены с поворотными
рычагами 2 корпусов колесных редукторов, а корпуса гидроцилиндров соединены с
кронштейном цилиндров 6, который установлен на корпусе ПВМ. В проушинах корпу-
сов цилиндров и в головках штоков установлены сферические шарниры 4, требую-
щие периодической смазки через пресс-масленки 5.
1 - конический палец; 2 - рычаг редуктора; 3 - гидроцилиндр; 4 - сферический
шарнир; 5 - пресс-масленка; 6 - кронштейн цилиндров.
Рисунок 3.15.3 - ПВМ с двумя гидроцилиндрами в рулевой трапеции и попе-
речной рулевой тягой
Гидроцилиндр рулевого управления состоит из корпуса 3 (рисунок 3.15.4),
штока 4, поршня 1, крышки 6, гайки накидной 8. Поршень крепится на штоке гайкой
15, которая стопорится кернением пояска в пазы штока 4. В проушинах корпуса и
штока установлены шарнирные сферические подшипники 7, имеющие каналы на
внутреннем кольце для смазки поверхностей трения через масленку в пальце. В
крышке 6 установлены манжета 9 (грязесъемник), направляющие штока 13, исклю-
чающие трение штока и крышки, и уплотнения штока 10. На поршне установлено
комбинированное уплотнение 14, исключающее трение поршня и гильзы корпуса.
1 - поршень; 2, 12 - кольцо уплотнительное; 3 - корпус; 4 - шток; 5 - винт сто-
порный; 6 - крышка передняя; 7 - подшипник сферический; 8 - гайка накидная; 9 -
манжета штока; 10 - уплотнения штока; 11 - защитное кольцо, 13 - направляющая
штока, 14 - уплотнение поршня; 15 - гайка поршня.
Рисунок 3.15.4 - Гидроцилиндр рулевого управления
129
3.15.4 Маслобак ГОРУ
Масляный бак сварной конструкции ёмкостью 6 литров установлен за аккуму-
ляторными батареями. В него вмонтирован сливной фильтр 2 со сменным бумаж-
ным фильтрующим элементом с тонкостью фильтрации 25 мкм. Заливка масла осу-
ществляется через заливную горловину с пробкой 3. Масляный фильтр снабжен
предохранительным клапаном 5. Контроль уровня масла производится с помощью
масломерного стержня 4. Для слива масла предусмотрена сливная пробка 1.
1 - сливная пробка; 2 - фильтр; 3 - заливная горловина; 4 - масломерный
стержень; 5 - предохранительный клапан.
Рисунок 3.15.5 - Маслобак ГОРУ
130

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
1 посетитель считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности