Трактор Беларус 2022.5. Руководство — часть 23

6 Техническое обслуживание
6.1 Общие указания
ВНИМАНИЕ: ВСЕ ОПЕРАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ДВИГАТЕ-
ЛЯ, ВКЛЮЧАЯ ОПЕРАЦИИ ЕЖЕДНЕВНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ,
ПРИВЕДЕНЫ В ПРИЛАГАЕМОМУ К ВАШЕМУ ТРАКТОРУ РУКОВОДСТВУ ПО ЭКС-
ПЛУАТАЦИИ ДВИГАТЕЛЯ Д260 S3B - 0000100 РЭ! В НАСТОЯЩЕМ РАЗДЕЛЕ РУ-
КОВОДСТВА ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАКТОРА ПРИВЕДЕНЫ ТОЛЬКО ОПЕРАЦИИ
ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СИСТЕМ ВНЕШНЕЙ ЧАСТИ ВОДЯНОГО ОХ-
ЛАЖДЕНИЯ, ОХЛАЖДЕНИЯ НАДДУВОЧНОГО ВОЗДУХА И ОЧИСТКИ ВОЗДУХА
ДВИГАТЕЛЯ, РАЗРАБОТАННЫХ МТЗ!
Техническое обслуживание (ТО) необходимо для поддержания трактора в ра-
ботоспособном состоянии в процессе эксплуатации. Несоблюдение установленной
периодичности и низкое качество ТО значительно снижают ресурс трактора, приво-
дят к возрастанию числа отказов, падению мощности дизеля и увеличению затрат на
эксплуатацию трактора. Оператор обязан ежедневно проверять трактор, не допуская
ослабления затяжки крепежа, течи топлива, жидкости и масла, накопления грязи и
других отложений, которые могут стать причиной нарушения работы, возгорания или
несчастных случаев.
Отметки о проведении работ по техническому обслуживанию должны зано-
ситься в сервисную книжку трактора.
Соблюдайте правила хранения и утилизации отходов. Никогда не сливайте
использованные жидкости на землю. Используйте специальные емкости для безо-
пасного хранения отходов.
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ: ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ОПЕРАЦИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТЕ ВСЕГДА СОБЛЮДАЙТЕ МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ,
ПЕРЕЧИСЛЕННЫЕ В ПОДРАЗДЕЛЕ 6.6 «МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПРОВЕДЕ-
НИИ ТО И РЕМОНТА»!
ВНИМАНИЕ: ЕСЛИ НЕТ СПЕЦИАЛЬНЫХ УКАЗАНИЙ, ПЕРЕД ПРОВЕДЕНИЕМ
ЛЮБЫХ ОПЕРАЦИЙ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ, РЕГУЛИРОВОК И Т.Д.,
ЗАГЛУШИТЕ ДИЗЕЛЬ И ВКЛЮЧИТЕ СТОЯНОЧНЫЙ ТОРМОЗ. ЕСЛИ БЫЛИ СНЯТЫ
ОГРАЖДЕНИЯ И КОЖУХИ, УБЕДИТЕСЬ В ТОМ, ЧТО ПОСЛЕ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕХ-
НИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ОНИ УСТАНОВЛЕНЫ НА СВОИ МЕСТА, ПРЕЖДЕ
ЧЕМ НАЧАТЬ РАБОТУ НА ТРАКТОРЕ!
В процессе технического обслуживания гидросистем навесных устройств, ру-
левого управления и гидросистемы трансмиссии трактора необходимо строго со-
блюдать периодичность замены масла и фильтров. Не допускается использовать
для заправки (дозаправки) масла, отсутствующие в рекомендациях руководства по
эксплуатации трактора.
Перед заправкой, заменой или очисткой фильтрующих элементов очистите
заливные пробки, горловины, крышки фильтров и примыкающие поверхности от гря-
зи и пыли. При замене фильтрующих элементов промойте дизельным топливом
внутренние поверхности корпусов фильтров и крышек.
При агрегатировании трактора с гидрофицированными сельскохозяйственны-
ми машинами тщательно очистите от грязи муфты, штуцеры, переходники и другие
присоединительные элементы сельскохозяйственной машины и трактора.
В случае работы гидронавесной системы с гидрофицированными сельскохо-
зяйственными машинами, заполненными маслом неизвестного происхождения, тре-
буется заменить масло в сельхозмашине на масло, заправленное в гидронавесную
систему трактора.
Чистота масла гидросистемы является гарантией ее безотказной работы.
231
Виды планового технического обслуживания приведены в таблице 6.1.
Таблица 6.1 - Виды планового технического обслуживания
Вид технического обслуживания
Периодичность, ч
Техническое обслуживание при эксплуатаци-
Перед обкаткой трактора, ТО в
онной обкатке 1)
процессе обкатки и после окон-
чания обкатки (после 30 часов
работы)
Ежесменное (ЕТО)
8-10
Первое техническое обслуживание (ТО-1)
125
Дополнительное техническое обслуживание (2ТО-1)
250
Второе техническое обслуживание (ТО-2)
500
Третье техническое обслуживание (ТО-3)
1000
Специальное обслуживание
2000
Общее техническое обслуживание
По мере необходимости
При переходе к осенне-зимней
Сезонное техническое обслуживание (ТО-ВЛ
эксплуатации (ТО-ОЗ) и весен-
и ТО-ОЗ)
не-летней (ТО-ВЛ)
Техническое обслуживание, не совпадающее
со сроками проведения с ТО-1, 2ТО-1, ТО-2,
-
ТО-3 и специальным ТО
Техническое обслуживание в особых услови-
При подготовке трактора к ра-
ях использования
боте в особых условиях
Техническое обслуживание при хранении 2)
При длительном хранении
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1) Сведения об операциях технического обслуживания, выполняемых операто-
ром перед обкаткой трактора, в процессе обкатки после окончания обкатки при-
ведены в подразделе 4.4 «Досборка и обкатка трактора».
2) Сведения об операциях технического обслуживания, выполняемых операто-
ром при длительном хранении трактора, приведены в разделе 8 «Хранение трак-
тора» настоящего руководства.
Допускается в зависимости от условий эксплуатации шасси отклонение от ус-
тановленной периодичности (опережение или запаздывание) проведения ТО на
плюс 10 % для ТО-1, 2ТО-1 и ТО-2 и на 5 % для ТО-3.
232
6.2 Обеспечение доступа к составным частям для технического обслуживания
Перед проведение технического обслуживания необходимо открыть капот 3
(рисунок 6.2.1). Капот 3 может открываться и фиксироваться в двух положениях.
Для открывания капота 3 в первое положение необходимо выполнить следующее:
- открыть замок 2, потянув рукоятку троса управления 1;
- поднять капот 3;
- зафиксировать его в открытом положении посредством тяги 4 в кронштейне 5;
-убедится в том, что капот 3 надежно зафиксирован в поднятом положении.
Для открывания капота 3 во второе положение необходимо выполнить следующее:
- открыть замок 2, потянув рукоятку троса управления 1;
- поднять капот 3;
-зафиксировать его в открытом положении посредством тяги 4 в кронштейне 5;
- отсоединить жгут фар от жгута двигателя;
- слегка поднять капот 3, что бы освободить тягу 4 из кронштейна 5;
- установить тягу 4 на штатное место;
- придерживая капот 3 рукой, потянуть защелку 7 вдоль продольной оси трак-
тора от кабины;
- поднять капот 3 во второе положение;
- зафиксировать его в открытом положении посредством тяги 8 в кронштейне 9.
Для закрывания капота необходимо выполнить следующее:
- слегка поднять капот 3, чтобы освободить тягу 4 или 8 из соответствующего
кронштейна 5 или 9 , в зависимости от того в каком положении открыт капот 3;
- закрепить тягу 4 или 8 на штатное место;
- опустить капот 3 в нижнее положение до характерного щелчка (срабатывания замка 2).
Для лучшего доступа к бачкам главных цилиндров гидроприводов управления
сцеплением и тормозами, установленным на кабине необходимо открыть люк 6.
1 - рукоятка троса управления; 2 - замок; 3 - капот; 4 - тяга; 5 - кронштейн; 6
- люк; 7 - защелка; 8 - тяга; 9 - кронштейн;
Рисунок 6.2.1 - Открывание и закрывание капота
233
6.3 Порядок проведения технического обслуживания
Содержание операций планового технического обслуживания шасси, систем
внешней части водяного охлаждения, охлаждения наддувочного воздуха и очистки
воздуха двигателя трактора «БЕЛАРУС-2022.5» в процессе эксплуатации изложены
в таблице 6.2.
Таблица 6.2
№ опе-
Периодичность, ч
Наименование операции
рации
8-10
125
250
500
1000
1
Проверить уровень масла в трансмиссии
X
2
Проверить уровень масла в баке ГНС
X
3
Проверить уровень масла в баке ГОРУ
X
4
Проверить уровень тормозной жидкости в
X
бачках главных цилиндров гидропривода
управления сцеплением и тормозами
5
Проверить уровень охлаждающей жидкости в
X
системе охлаждения двигателя
6
Проверить состояние шин
X
7
Проверить крепления шлангов кондиционера
X
8
Осмотреть элементы гидросистемы
X
9
Проверить / очистить дренажные трубки кон-
X
диционера от конденсата
10
Проверить / очистить конденсатор кондиционера
X
11
Проверить / очистить водяной радиатор дви-
X
гателя и радиатор ОНВ двигателя
12
Проверить / промыть захваты ЗНУ и ПНУ 1)
X
13
Проверить работу тормозов в движении, ра-
X
ботоспособность двигателя, рулевого управ-
ления, приборов освещения и сигнализации
14
Удалить конденсат из баллонов пневмосистемы
X
15
Удалить конденсат из бачков радиатора ОНВ
X
X
двигателя
зима
лето
16 2)
Проверить затяжки резьбовых соединений
X
X
крепления колес
17
Вымыть трактор и очистить интерьер кабины
Х
18
Проверить затяжку болтов хомутов воздухо-
X
водов ОНВ
19 3)
Проверить давление воздуха в шинах
X
20
Проверить / отрегулировать управление
X
сцеплением
21
Слить отстой из топливного бака
X
22
Слить отстой из фильтра грубой очистки
X
топлива
23
Очистить фильтрующие элементы фильтра
X
системы вентиляции и отопления кабины
24
Проверить уровень масла в корпусе главной
X
передачи и колесных редукторах ПВМ
25
Смазать подшипника оси качания ПВМ
X
26
Смазать подшипники осей шкворней ПВМ
X
27
Проверить / отрегулировать натяжения рем-
X
ня привода компрессора кондиционера
234
Продолжение таблицы 6.2
№ опе-
Периодичность, ч
Наименование операции
рации
8-10
125
250
500
1000
28 4)
Провести обслуживание АКБ
X
29 1)
Проверить уровень масла в редукторе ПВОМ
Х
30
Смазать шарниры гидроцилиндров ГОРУ
X
31
Промыть сетчатый фильтр гидросистемы
X
трансмиссии
32
Проверить / отрегулировать люфты в шарни-
X
рах рулевой тяги
33
Проверить и отрегулировать сходимость колес
X
34
Смазать подшипник отводки сцепления
X
35
Очистить ротор центробежного масляного
X
фильтра КП
36
Очистить фильтрующий элемент фильтра ре-
X
гулятора давления воздуха в пневмосистеме
37
Отрегулировать управление рабочими тор-
X
мозами
38
Отрегулировать управления стояночным
X
тормозом
39
Проверить герметичность магистралей пнев-
X
мосистемы
40
Проверить / отрегулировать приводы тормоз-
X
ных кранов пневмосистемы
41
Смазать втулки поворотного вала ЗНУ
X
42
Проверить / отрегулировать подшипники ко-
X
лесного редуктора ПВМ
43
Проверить зазоры в подшипниках фланца
X
редуктора ПВМ
44
Промыть сапун маслобака ГНС
X
45 1)
Очистить и смазать шлицевые соединения
X
ПВОМ
46 5)
Заменить сменный фильтрующий элемент
X
X
ГНС
47 5)
Заменить сменный фильтрующий элемент
X
X
бака ГОРУ
48
Заменить масло в баке ГНС
X
49
Заменить масло в баке ГОРУ
X
50
Заменить масло в трансмиссии
X
51
Заменить масло в корпусе главной передачи
X
и корпусах колесных редукторов ПВМ
52 1)
Заменить масло в редукторе ПВОМ
X
53
Заменить тормозную жидкость в приводе
X
управления сцеплением
54
Заменить тормозную жидкость в приводе
X
управления тормозами
55 1)
Смазать втулки оси качания передних тяг
X
ПНУ
235
Окончание таблицы 6.2
№ опе-
Периодичность, ч
Наименование операции
рации
8-10
125
250
5001000
56
Заменить смазку в шарнирах рулевой тяги и
X
промыть детали шарниров рулевой тяги
57
Проверить / отрегулировать регулятор дав-
X
ления пневмосистемы
58
Проверить / подтянуть наружные резьбовые
X
соединения трактора
59
Заменить охлаждающую жидкость в системе
Через каждые 2000
охлаждения двигателя
часов работы
60
Заменить фильтрующие элементы фильтра
Через каждые 2000
системы вентиляции и отопления кабины
часов работы
61
Заменить фильтрующий элемент фильтра
Через каждые 600
грубой очистки топлива
часов работы
62
Заменить фильтр-осушитель системы конди-
Через каждые 800 часов
ционирования воздуха
работы или один раз в год
По мере отклонения от
63
Отрегулировать клапаны центрифуги КП
нормы давления масла в
гидросистеме трансмиссии
64
Обслужить воздухоочиститель двигателя
По мере засоренности
__________________________________________________________________________________________
1) Операция выполняется, при установленных по заказу ПНУ и ПВОМ.
2) Операция проводится единожды с первым ЕТО (через 8-10 часов работы),
выполненным потребителем и далее через каждые 125 часов работы трактора.
3) Контроль, а при необходимости доведение до нормы внутреннего дав-
ления в шинах трактора, производится каждый раз при переходе трактора с
одного вида работ на другой и смене агрегатируемых с ним машин и орудий.
4) Периодичность проверки и обслуживания АКБ - один раз в 3 месяца,
не реже.
5) Первая и вторая замена выполняется через 500 часов работы тракто-
ра. Далее замену требуется производить через каждые 1000 часов работы, од-
новременно с заменой масла.
236
6.4 Операции планового технического обслуживания
6.4.1 Ежесменное техническое обслуживание (ЕТО) через каждые 8 - 10
часов работы или ежесменно
6.4.1.1 Общие указания
Через каждые 8 - 10 часов работы трактора, либо по окончании смены работы
трактора, (что наступит ранее) выполните следующие операции:
6.4.1.2 Операция 1. Проверка уровня масла в трансмиссии
Проверьте визуально уровень масла по указателю 1 (рисунок 6.4.1), расположенно-
му с правой стороны трансмиссии. Уровень масла должен быть не ниже 10 мм от метки
«П». Если необходимо, снимите крышку 3 (рисунок 6.4.35) маслозаливной горловины и до-
лейте масло до метки «П». Нормальный уровень масла - в пределах ± 5 мм от метки «П».
1 - указатель уровня масла; 2 - центробежный масляный фильтр КП.
Рисунок 6.4.1 - Проверка уровня масла в трансмиссии
6.4.1.3 Операция 2. Проверка уровня масла в баке ГНС
Перед проверкой уровня масла установите трактор на ровной горизонтальной
площадке. Опустите тяги ЗНУ в крайнее нижнее положение, заглушите двигатель и
затормозите трактор стояночным тормозом.
Проверьте визуально уровень масла по указателю уровня масла на 3 (рисунок
6.4.2) баке. Уровень должен быть между метками «О» и «П» указателя. При необхо-
димости долейте масло до уровня метки «П» через маслозаливную горловину, для
чего отверните пробку 1.
При работе трактора в агрегате с машинами, требующими повышенного отбо-
ра масла, заливайте масло до метки «С» масломера при втянутых штоках гидроци-
линдров агрегатируемой машины.
1 - пробка маслозаливной горловины; 2 - бак ГНС; 3 - указатель уровня масла;
Рисунок 6.4.2 - Проверка уровня масла в баке ГНС
ВНИМАНИЕ: ОПЕРАЦИЮ ПРОВЕРКИ УРОВНЯ МАСЛА В БАКЕ ГИДРОНАВЕС-
НОЙ СИСТЕМЫ НЕОБХОДИМО ПРОИЗВОДИТЬ ТОЛЬКО ПРИ ВТЯНУТЫХ ШТОКАХ
ГИДРОЦИЛИНДРОВ ЗНУ И ПНУ, А ТАКЖЕ АГРЕГАТИРУЕМЫХ С ТРАКТОРОМ МАШИН!
237
6.4.1.4 Операция 3. Проверка уровня масла в баке ГОРУ
Перед проверкой уровня масла в баке ГОРУ 3 (рисунок 6.4.3) установите трак-
тор на ровной горизонтальной площадке. Заглушите двигатель и затормозите трак-
тор стояночным тормозом.
Проверьте уровень масла по масломерному стержню 1. Уровень масла дол-
жен быть между верхней и нижней метками масломерного стержня. Если необходи-
мо, снимите пробку 2 маслозаливной горловины и долейте масло до верхней метки
масломерного стержня. Установите пробку 2 на место.
1 - масломерный стержень; 2 - пробка; 3 - бак ГОРУ.
Рисунок 6.4.3 - Проверка уровня масла в баке ГОРУ
6.4.1.5 Операция 4. Проверка уровня тормозной жидкости в бачках главных
цилиндров гидроприводов управления сцеплением и тормозами
Проверить визуально уровни жидкости в бачке 4 (рисунок 6.4.4) главного ци-
линдра сцепления и бачках 1, 2 главных тормозных цилиндров. Уровень должен
быть между метками «min» и «max», нанесенными на корпусах бачков. При необхо-
димости долить тормозную жидкость до меток «max», предварительно отвернув
крышки 3 бачков.
1, 2 - бачок главного тормозного цилиндра; 3 - крышка бачка; 4 - бачок глав-
ного цилиндра сцепления.
Рисунок 6.4.4 - Проверка уровня тормозной жидкости в бачках главных цилин-
дров гидроприводов управления сцеплением и тормозами
238
6.4.1.6 Операция 5. Проверка уровня охлаждающей жидкости в системе охла-
ждения двигателя
Снимите пробку 10 (рисунок 3.1.3) расширительного бачка 9 и проверьте уро-
вень охлаждающей жидкости, который должен быть на 50…60 мм ниже уровня верх-
ней кромки заливной горловины. Если необходимо, долейте жидкость через горлови-
ну расширительного бачка до необходимого уровня.
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ: СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ РАБОТАЕТ ПОД
ДАВЛЕНИЕМ, КОТОРОЕ ПОДДЕРЖИВАЕТСЯ КЛАПАНОМ В ПРОБКЕ РАСШИРИ-
ТЕЛЬНОГО БАЧКА. ОПАСНО СНИМАТЬ ПРОБКУ НА ГОРЯЧЕМ ДВИГАТЕЛЕ. ДАЙТЕ
ДВИГАТЕЛЮ ОХЛАДИТЬСЯ, НАКИНЬТЕ НА ПРОБКУ ТОЛСТУЮ ТКАНЬ И МЕДЛЕН-
НО ПОВОРАЧИВАЙТЕ, ЧТОБЫ ПЛАВНО СНИЗИТЬ ДАВЛЕНИЕ ПЕРЕД ПОЛНЫМ
СНЯТИЕМ ПРОБКИ. ОСТЕРЕГАЙТЕСЬ ОЖОГОВ ОТ ГОРЯЧЕЙ ЖИДКОСТИ!
6.4.1.7 Операция 6. Проверка состояния шин
Произвести осмотр внешнего вида и состояния шин на наличие по-
вреждений, застрявших предметов в шинах (гвозди, камни и т.п.). При необ-
ходимости, очистите шины от посторонних предметов. При наличии в
шинах повреждений, доходящих до корда или сквозных, необходимо де-
монтировать шину и направить ее для восстановления в специальную
ремонтную мастерскую. При наличии в шинах повреждений, не подле-
жащих ремонту, замените шину. Дефектную шину направьте для утили-
зации.
6.4.1.8 Операция 7. Проверка крепления шлангов кондиционера
Произвести осмотр крепления шлангов кондиционера. Шланги кон-
диционера должны быть четко зафиксированы стяжными хомутами.
Не допускается соприкосновения шлангов с движущимися частями трак-
тора.
6.4.1.9 Операция 8. Осмотр элементов гидросистемы
Осмотреть элементы гидросистемы, при наличии запотеваний и подтеков,
устранить их путем подтяжки резьбовых соединений. Шланги и РВД, вышедшие из
строя, заменить.
6.4.1.10 Операция 9. Проверка / очистка дренажных трубок кондиционера от
конденсата
Трубки дренажа голубого цвета находятся справа и слева от отопителя-
охладителя под потолочной панелью. Необходимо проверить и, при необ-
ходимости, чтобы не допустить закупорки, очистить дренажные трубки. При-
знак чистой дренажной трубки
- капание воды при работе кондиционера в
жаркую погоду.
239
6.4.1.11 Операция 10. Проверка / очистка конденсатора кондиционера
Проверить чистоту сердцевины конденсатора кондиционера. Если он засорен,
необходимо произвести очистку конденсатора сжатым воздухом. Поток воздуха при
открытом капоте направить перпендикулярно плоскости конденсатора сверху вниз.
Замятое оребрение необходимо выправить специальной гребенкой или пластмассо-
вой (деревянной) пластинкой. При сильных загрязнениях конденсатора промойте его
горячей водой под давлением не более 0,2 МПа и продуйте сжатым воздухом. Очи-
стке необходимо подвергнуть сердцевину конденсатора как со стороны капота, так и
со стороны вентилятора двигателя.
Для очистки конденсатора со стороны вентилятора необходимо выполнить
следующее:
- отвернуть четыре гайки 1 (рисунок 6.4.5);
- аккуратно поднять конденсатор 2 с установленными на него кронштейнами 3
и 4 и фильтром-осушителем 5, не позволяя провернуться фитингам 6;
- выполнить, как сказано выше, очистку конденсатора;
- если необходимо, в соответствии с п. 6.4.1.12 выполнить очистку радиатора
ОНВ;
- установить на место конденсатор кондиционера;
1-болт; 2-конденсатор; 3, 4-кронштейны; 5-фильтр-осушитель: 6-фитинг.
Рисунок 6.4.5 - Поднятие конденсатора кондиционера
ЗАПРЕЩАЕТСЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АГРЕССИВНЫХ МОЮЩИХ СОСТАВОВ!
240

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
2 посетителя считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности