Управление коробкой передач трактора Беларус 2103

Управление коробкой передач трактора Беларус 2103

Управление переключением передач осуществляется посредством электронно - гидравлической системы управления.

Электрическая часть системы управления состоит из пульта управления 3 (рисунок 2.46), табло 2, электромагнитов электрогидрораспределителей 10, 11, 12, 13 и датчиков давления 5, 6, 7, 8 установленных на плите электрогидрораспределителей 9 гидросистемы трансмиссии, датчика выключенного состояния муфты сцепления 1, датчика нейтрали диапазонного редуктора использующегося также в системе электрооборудования для блокировки пуска двигателя.

Пульт управления ПУ-ЗМГ (рисунок 2.47) со встроенным микропроцессорным контроллером 3 содержит рукоятку 1 переключения передач, которая имеет пять фиксированных положений 0-1-2-3-4.

Сверху на пульте расположены кнопка 4 задания режима подтормаживания КП и светодиодные сигнализаторы зеленого цвета: 8 - положение «0» рукоятки; 9 - наличия давления в магистралях подвода масла к гидроцилиндрам фрикционных муфт от 1 до 4-ой передач КП (на выходах соответствующих электрогидрораспределителей).

Исходное положение рукоятки пульта - «О». Для включения первой передачи рукоятку необходимо приподнять вверх, переместить в положение «1» и отпустить.

Переключение на вторую и последующие передачи и обратно осуществляется нажатием рукоятки вниз с одновременным ее перемещением вперед (на более высокую передачу) или назад на более низкую передачу. При этом на табло 2 рисунок 2.46 желтым цветом индицируются номер включенной передачи и выбранный режим переключения, а на пульте горит соответствующий сигнализатор зеленого цвета, срабатывающий от датчика давления
включенной передачи.

Конструктивно пульт выполнен так, что переключение возможно только последовательно на соседнюю передачу. Для ускоренного выхода в положение «0» с третьей или четвертой передачи необходимо рукоятку пульта приподнять вверх и перевести в положение
1 ВНИМАНИЕ: ВЫХОД В ПОЛОЖЕНИЕ «0» СО ВТОРОЙ И ПЕРВОЙ ПЕРЕДАЧ ПРОИЗВОДИТСЯ ТОЛЬКО ПЕРЕВОДОМ РУКОЯТКИ С НАЖАТИЕМ ВНИЗ!

Рисунок 2.43- Коробка передач

1 - промежуточный вал; 2 - первичный вал; 3- кольцо уплотнительное; 4 - распределитель; 5 - корпус; 6, 9, 11, 12 - ведущие шестерни; 7 - втулка; 8 - многодисковая муфта; 10 - роликовый подшипник; 13 - подшипник; 14, 40 - гайка; 15 - штуцер; 16, 17 - втулки; 18 - механизм переключения диапазонов; 19, 20, 21 - шестерни;
22, 23 - подшипник; 24 - ведомый вал; 25 - полумуфта зубчатая подвижная; 26, 27 - вал; 28, 34 - гайка; 29, 30 - шестерня; 31 - полумуфта зубчатая; 32 - вал; 33, 36, 37, 39 - ведомые шестерни; 35, 38 - втулки; 41 - вал; 42 - рычаг; 43 - гидроцилиндр


Рисунок 2.44 - Скоростной ряд трактора БЕЛАРУС - 2103

Рисунок 2.45 - Механизм переключения диапазонов и схема блокировки пуска двигателя

а) механизм переключения диапазонов

1 - крышка; 2 - палец; 3 - рычаг; 4 - шарнир; 5 - корпус; 6 - вилка; 7 - чехол; 8 - паводок; 9 - крышка; 10, 12 - рычаг; 11 - фиксатор
б) схема блокировки пуска двигателя

1 - стартер; 2 - генератор; 3 - реле блокировки; 4 - выключатель стартера; 5 - тяговое реле стартера; 6 - штифт; 7 - поводок переключения диапазонов; 8 - штифт; 9 - выключатель блокировки; 10 - регулировочные шайбы; 11 - шарики


Рисунок 2.46 - Система управления переключением передач

1 - датчик выключенного состояния муфты сцепления; 2 - табло; 3 - пульт управления; 4 - блок предохранителей;
5, 6, 7, 8 - датчики давления 2, 4, 3, 1 передачи, соответственно; 9 - плита электрогидрораспределителей MHDRE 06S К2Х/20 AG 12 C4V; 10, 11, 12, 13 - электромагниты электрогидрораспределителя 2, 4, 3, 1 передач, соответственно

2 ВНИМАНИЕ: ПРИ ОСТАНОВЛЕННОМ ДИЗЕЛЕ УСТАНАВЛИВАЙТЕ РУКОЯТКУ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ В ПОЛОЖЕНИЕ «О» ВО ИЗБЕЖАНИЕ РАЗРЯДКИ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ!

Для облегчение переключения диапазонов предусмотрена возможность подтормажи-вания КП включением одновременно двух передач - первой и четвертой, при условии, что коробка передач отсоединена от двигателя (выключено сцепление) и от гусеничного движителя трактора (диапазонный редуктор находится в нейтрали). Задание данного режима производится вручную нажатием на кнопку 4 (рисунок 2.47), что индицируется на табло символом «Р». При этом режим задается на время 5 секунд. Подтормаживание КП включается во время отсчета указанного интервала при наличии одновременно следующих условий: диапазонный редуктор находится в нейтрали и выжата педаль сцепления. Подтормаживание КП индицируется на табло буквой «Р», при этом на пульте должны загораться сигнализаторы «1» и «4», срабатывающие от соответствующих датчиков давления.

ВНИМАНИЕ: УЧИТЫВАЯ ТО, ЧТО НА РЕЖИМЕ ПОДТОРМАЖИВАНИЯ КП ВКЛЮЧАЮТСЯ ОДНОВРЕМЕННО ДВЕ ПЕРЕДАЧИ (ПЕРВАЯ И ЧЕТВЕРТАЯ), КРАЙНЕ ВАЖНО В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ СЛЕДИТЬ ЗА ПРАВИЛЬНОЙ РЕГУЛИРОВКОЙ ДАТЧИКА ВЫКЛЮЧЕННОГО СОСТОЯНИЯ СЦЕПЛЕНИЯ И НЕЙТРАЛИ ДИАПАЗОННОГО РЕДУКТОРА. ПОРЯДОК РЕГУЛИРОВКИ ИЗЛОЖЕН В ПУНКТЕ 4.2.25!

Под специальной крышкой на задней стенке пульта расположен переключатель 2 аварийного включения второй передачи, в случае отказа (выхода из строя) микропроцессорного контроллера пульта управления. Для этого необходимо снять находящуюся на задней стенке пульта крышку и перевести аварийный переключатель 2 (рисунок 2.47) в нижнее положение. При этом на пульте загораются два сигнализатора: «О» и «2». В этом случае электронная часть пульта и табло обесточиваются, а напряжение бортовой сети напрямую через указанный переключатель подается на электромагнит второй передачи.

ВНИМАНИЕ: ПРИ ОТКАЗЕ ПУЛЬТА ПОЛЬЗОВАТЬСЯ АВАРИЙНЫМ ВКЛЮЧЕНИЕМ ВТОРОЙ ПЕРЕДАЧИ С ПОМОЩЬЮ АВАРИЙНОГО ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЯ ПУЛЬТА НЕОБХОДИМО ТОЛЬКО В ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ СЛУЧАЯХ ДЛЯ ВОЗВРАТА С МЕСТА РАБОТЫ ИЛИ ПЕРЕЕЗДА К МЕСТУ РЕМОНТА. АВАРИЙНОЕ ВКЛЮЧЕНИЕ ВТОРОЙ ПЕРЕДАЧИ БЛОКИРУЕТ РАБОТУ ПУЛЬТА!

Кнопка 5 включения диапазонного редуктора, при включении которого скорость трактора увеличивается почти в два раза на каждой передаче. Для включения диапазонного редуктора необходимо выжать сцепление и нажать на кнопку 5. При этом загорается индикатор 7, с изображением зайца. Для отключения диапазонного редуктора необходимо вы-

жать сцепление и нажать на кнопку 5. При этом загорается индикатор 6, с изображением черепахи.

Табло 2 рисунок 2.46, установленное справа от щитка приборов, представляет собой цветной матричный светодиодный индикатор. На задней стенке табло находится кнопка выбора режимов переключения передач. Табло предназначено для индикации номера включенной передачи, выбранного режима переключений, выдачи диагностических сообщений.

Примеры индикации на табло приведены на рисунке 2.48

При подаче электрического питания в систему (повороте выключателя стартера и приборов из положения «Выключено» в положение «Питание приборов») на табло кратковременно высвечивается красным цветом буква запрограммированного значения перекрытия передач (времени задержки выключаемой передачи при переключении передач).

Буквы запрограммированного значения перекрытия передач соответствуют следующим временным, в секундах, задержкам:

В-0,10

Ж - 0,30

Л-0,50

П - 0,70

Г-0,15

3 - 0,35

М - 0,55

Д - 0,20

И - 0,40

Н - 0,60

Е - 0,25

К - 0,45

О - 0,65

После окончания высвечивания буквы перекрытия передач на табло индицируются желтым цветом номер включенной передачи и режим переключения передач. Первоначально система устанавливает режим переключения передач: С - средний. Оператор, нажимая кнопку выбора режимов, может методом перебора установить другой режим: Т - тяжелый или JI - легкий. Тяжелый режим отличается от среднего большим на 0,1 секунды временем перекрытия передач, а легкий - меньшим на 0,1 секунды.

Режимы переключения передач рекомендуется устанавливать в зависимости от нагрузки и видов выполняемых работ:

Т - пахота, сплошная культивация;

С - посев, уборочные работы;

Рисунок 2.47 - Пульт управления

1 - рукоятка переключения передач; 2 - переключатель аварийного включения второй передачи; 3 - микропроцессорный контроллер;
4 - кнопка включения режима подтормаживания; 5 - кнопка включения диапазонов диапазонного редуктора; 6 - индикатор, показывающий включение диапазонного редуктора; 7 - индикатор показывающий выключение диапазонного редуктора; 8 - положение «О» рукоятки;
9 - индикаторы наличия давления в магистралях

Рисунок 2.48 -Индикация на табло

Л - на транспорте.

В системе предусмотрена диагностика состояния выходных электрических цепей от пульта управления к электромагнитам электрогидрораспеределителей переключения передач, а также состояния гидравлических цепей на выходах электрораспределителей по дискретным датчикам давления.

При исправных электрических и гидравлических цепях соответствующей передачи ее номер на табло постоянного горит желтым цветом.

Если электрическая цепь электромагнита какой - либо передачи оборвана (обрыв проводов или обмотки электромагнита, плохой контакт в разъёмах), то её номер на табло светится желтым мигающим цветом. При коротком замыкании в цепи электромагнита номер соответствующей передачи высвечивается красным мигающим цветом. В последнем случае срабатывает защита - снимается электрический сигнал с электромагнита и дальнейшее движение на данной передаче невозможно.

При несрабатывании соответствующего дискретного датчика давления после включения электромагнита электрогидрораспределителя номер передачи на табло высвечивается зеленым мигающим цветом. Такая индикация присутствует при неработающем дизеле, когда в г идроси-стеме нет давления. При работающем двигателе отсутствие подтверждающего гидравлического сигнала при наличии электрического сигнала может быть связано с зависанием золотника гидрораспределителя в закрытом положении. В этом случае движение на данной передаче невозможно. Если же трактор движется на передаче, на которой появилась указанная сигнализация, следует проверить исправность электрической цепи к соответствующему датчику давления (обрыв или плохой контакт), а также исправность датчика.

Если система при переключении передач после отсчета задержки на перекрытие передач обнаруживает давление в гидролинии фрикционной муфты выключенной передачи (зависании золотника электрогидрораспределителя в открытом состоянии), то на табло загорается зеленым цветом знак «!». При этом обесточиваются все электромагниты. Дальнейшее движение трактора возможно только на «зависшей» передаче. Состояние гидравлических цепей всех передач (наличие или отсутствие давления на выходах электрогидрораспределителей) отображается сигнализаторами пульта управления.

Предусмотрено уменьшение яркости индикации пульта при включении габаритов.

ВНИМАНИЕ: ПРИ ПОВЫШЕНИИ НАПРЯЖЕНИЯ БОРТОВОЙ СЕТИ СВЫШЕ 20 В НА ТАБЛО ВЫСВЕЧИВАЕТСЯ МИГАЮЩИМ КРАСНЫМ ЦВЕТОМ БУКВА «и» И СИСТЕМА ОТКЛЮЧАЕТСЯ!

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
8 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности