Трактор Беларус 1502. Руководство — часть 11

верхнюю тягу 15 в соответствии с 3.8.3д, при необходимости - толкатель 7
или 23 в соответствии с 3.8.3е;
ЗАПРЕЩАЕТСЯ РАЗВЕДЕНИЕ БРУСОВ ТОЛКАЮЩЕЙ РАМЫ
БЕЗ ОТСОЕДИНЕНИЯ ВЕРХНЕЙ ТЯГИ!
б) установить трактор, обеспечив положение цапф 1 и 32 перед проуши-
нами брусов толкающей рамы. Очистить цапфы от загрязнений и смазать смаз-
кой согласно таблице 4.3;
в) с помощью опор или домкратов выставить брусы толкающей рамы до
совпадения их полусфер с соответствующими цапфами, плавно продвинуться
вперед;
г) соединить брусы толкающей рамы с цапфами, для чего установить
крышку 35 и болты с шайбами 33, при этом установкой шайб 36 (1502-4607619)
обеспечить радиальный зазор в шарнирном соединении от 0,2 до 0,7 мм, а бол-
ты затянуть крутящим моментом от 392 до 490 Нм;
д) соединить брусы толкающей рамы верхней тягой 15, для чего устано-
вить палец 28, шайбу 30 и зафиксировать чекой 29. Вращением усилием рук
установить тягу в натянутое положение;
е) отвязать и вытянуть штоки гидроцилиндров;
ж) используя лом совместить проушины гидроцилиндров с кронштейна-
ми толкающей рамы, установить пальцы 26, шайбы 25, затянуть гайки 24 кру-
тящим моментом не менее 560 Н·м и зашплинтовать их;
и) заполнить шприцем масленки 27 и 34 смазкой в соответствии с табли-
цей 4.3;
к) соединить отсоединенный толкатель 7 или 23 с кронштейном, для чего
очистить поверхности соединения пальца 9 и кронштейна от загрязнений и сма-
зать их смазкой согласно таблице 4.3. Установить палец, шайбу 10, затянуть
гайку 11 крутящим моментом не менее 560 Н·м и зашплинтовать ее.
Если палец не попадает в отверстие кронштейна, то необходимо подрегу-
лировать положение толкателя. Для этого необходимо отвернуть гайку 22 и
вращая винт 21 совместить палец с отверстием в кронштейне.
140
Если толкающая рама установлена на тракторе, то для монтажа отвала
выполнить следующие операции:
- выставить трактор до совпадения толкателей 7 и 23 с кронштейнами 5
и 19 для установки отвала в прямое положение, с кронштейнами 4 и 18 или 6
и 20 для установки отвала в повернутое на угол приблизительно 25° влево или
вправо положение соответственно;
- установить крышку 16, болты с шайбами 17 и затянуть крутящим мо-
ментом от 775 до 975 Н·м;
- соединить толкатели с толкающей рамой в соответствии с 3.8.4к.
После монтажа отвала установить в кронштейны 12 лопату, а в крон-
штейны 13 - лом.
3.8.5 Регулировка поворотного отвала
Отвал можно устанавливать как в прямое, так и в повернутое на угол
приблизительно 25° влево или вправо положение.
В повернутое положение отвал устанавливать в следующем порядке:
- подъехать к препятствию и упереться в него отвалом с той стороны, в
которую необходимо повернуть отвал;
- отсоединить толкатели 7 (рисунок 3.17), 23 в соответствии с 3.8.3е;
- наехать на препятствие и поворачивать отвал до совмещения пальцев 9
с отверстиями в кронштейнах 4 и 18 или 6 и 20 в зависимости от угла поворота
отвала;
- установить толкатели в соответствии с 3.8.4к.
Угол резания (наклона) отвала регулировать вращением раскосов 8.
3.8.6 Демонтаж корчевателя
Корчеватель без толкающей рамы демонтировать в следующем порядке:
а) втянуть штоки гидроцилиндров подворота 7 (рисунок 3.18) корчеваль-
ного органа 8;
б) опустить корчеватель на землю переводом в плавающее положение;
141
1 - цапфы; 2 - опора; 3 - толкающая рама; 4, 14 - штекеры; 5, 6 - рукав; 7 - гид-
роцилиндр подворота; 8 - корчевальный орган; 9, 16, 18 - палец; 10 - скоба; 11,
17, 23 - масленка; 12 - штоки гидроцилиндров; 13 - опора; 15 - верхняя тяга;
19 - шплинт; 20 - втулка; 21 - болт с шайбой; 22 - крышка
Рисунок 3.18 - Демонтаж, монтаж корчевателя
в) зачалить подъемно-транспортным оборудованием грузоподъемностью
не менее 1400 кг или зафиксировать корчевальный орган во избежание его
опрокидывания;
г) отсоединить штекеры 4 и 14 быстроразъемных соединений от муфт гид-
росистемы трактора и закрыть их колпачками;
д) отсоединить гидроцилиндры подворота 7, для чего расшплинтовать и
извлечь пальцы 18, втулки 20;
е) отсоединить опоры 13, для чего отвернуть болты с шайбами 21.
142
Демонтаж корчевателя с толкающей рамой выполнить аналогично демон-
тажу поворотного отвала, описанному в 3.8.2, предварительно отсоединив ште-
керы 4 и 14, одну из опор 13.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ РАЗВЕДЕНИЕ БРУСОВ ТОЛКАЮЩЕЙ РАМЫ
БЕЗ ОТСОЕДИНЕНИЯ ОПОРЫ И ВЕРХНЕЙ ТЯГИ!
3.8.7 Монтаж корчевателя
Корчеватель монтировать на толкающую раму от поворотного отвала,
предварительно демонтируемого в соответствии с 3.8.3.
П р и м е ч а н и е
- При поставке к корчевателю для монтажа прикла-
дывается комплект монтажных частей 1502-4607390 КМЧ, приведенный в таб-
лице 3.5 и упакованный в чехол из полиэтиленовой пленки.
Таблица 3.5 - Комплект монтажных частей
Позиция на
Обозначение
Наименование
Кол.
рисунке 3.18
1502-4607365
Палец
2
18
Шплинт 8х80.019 ГОСТ 397-79
4
19
1502-4607368
Втулка
4
20
Болт М20-6gх50.88.35.019 ГОСТ 7796-70
12
21
4598166072
Шайба 20 ОТ ОСТ 37.001.115-75
12
Корчеватель на толкающую раму монтировать в следующем порядке:
а) выставить трактор до совпадения опор 13 (рисунок 3.18) с кронштей-
нами на толкающей раме 3;
б) соединить опоры с толкающей рамой болтами с шайбами 21, крутящий
момент затяжки от 355 до 450 Н·м;
в) подсоединить штекеры 4 и 14 к передним парам гидровыводов гидро-
системы трактора в соответствии с 3.6.2, при этом штекер рукава 6 поршневой
полости гидроцилиндра подворота 7 подсоединить к верхней, а рукава 5 што-
ковой полости - к нижней муфте, для обеспечения работы подворота корче-
143
вального органа в соответствии с информационной табличкой, размещенной на
правом окне кабины;
г) совместить проушины гидроцилиндров подворота корчевального орга-
на 7 с кронштейнами толкающей рамы и установить втулки 20, пальцы 18 и
шплинты 19. Для свободного перемещения штоков гидроцилиндров закольце-
вать рукавом между собой муфты 27 (рисунок 2.8), а после подсоединения гид-
роцилиндров - закольцевать на муфты 26 рукавами 25;
д) заполнить шприцем масленки 11 (рисунок 3.18), 17, 23 смазкой в соот-
ветствии с таблицей 4.3;
е) удалить воздух из гидросистемы корчевателя, для этого необходимо
сделать не менее пяти полных рабочих ходов подворота корчевателя;
ж) проверить уровень РЖ в баке гидросистемы.
144
3.9 Меры безопасности
Во избежание возникновения повреждений или несчастных случаев, а
также обеспечения безопасной работы трактора необходимо придерживаться
указаний данного подраздела во время эксплуатации трактора.
Если таблички безопасности, приведенные в настоящем подразделе, пло-
хо прикреплены, отсутствуют или пришли в негодность (нечитаемы, поврежде-
ны или закрашены), должны быть заменены на новые.
П р и м е ч а н и е
- Приведенный перечень мер предосторожностей в
настоящем подразделе не является исчерпывающим.
ВНИМАНИЕ: НЕОБХОДИМО ПРОЯВЛЯТЬ ОСТОРОЖНОСТЬ
ПРИ РАБОТЕ НА ТРАКТОРЕ!
3.9.1 Общие положения безопасности
При работе трактора необходимо выполнять следующие требования:
- запрещается работать на тракторе в закрытом помещении без необходи-
мой вентиляции. Выхлопные газы могут стать причиной смертельного исхода;
- запрещается пускать двигатель без предварительной постановки трак-
тора на стояночный тормоз и без блокирования рулевого колеса;
- запрещается поворачивать рулевое колесо при работающем двигателе
на стоянке во избежание неожиданного движения или разворота трактора при
невключенном стояночном тормозе. Предупреждающая табличка расположена
возле рукояти управления блокировкой рулевого колеса (рисунок 3.19);
Рисунок 3.19 - Предупреждающая табличка по технике безопасности
145
- запрещается выпрыгивать при выходе из кабины во избежание падения,
необходимо сохранять трехточечный контакт (обе руки на поручне и каркасе, а
одна нога на ступеньке, или одна рука на поручне и обе ноги на ступеньках);
- запрещается присутствие в кабине пассажира при работе трактора;
- запрещается во время движения трактора находиться на подкрылках гу-
сениц, баке гидросистемы и других частях трактора;
- запрещается оставлять трактор при работающем двигателе, а также по-
кидать трактор, находящийся в движении;
- запрещается при работающем двигателе находиться в пространстве
между трактором и рамой трактора, между трактором и рабочим оборудовани-
ем или под трактором;
- запрещается езда на тракторе поперек крутых склонов. На небольших
склонах разрешается работать только на низких скоростях, избегая крутых по-
воротов и переезда препятствий;
- запрещается выключать сцепление (нажимать на педаль) при движении
на спусках или подъемах;
- запрещается останавливать двигатель на спусках и при движении нака-
том по горизонтальному участку пути, чтобы не израсходовать весь запас возду-
ха из ресивера тормозной системы и не прекратить работу рулевого управления;
- запрещается демонтировать предусмотренные конструкцией защитные
кожухи или ограждения, а также детали и сборочные единицы, влияющие на
безопасность при работе трактора;
- запрещается работать ночью при неисправном освещении;
- запрещается работать на тракторе, если органы управления трактором
не имеют надежную фиксацию в рабочих положениях;
- запрещается работать на тракторе с неисправными контрольно-
измерительными приборами;
- запрещается эксплуатация трактора при наличии течи топлива, масла,
РЖ и ОЖ, а также негерметичности пневмосистемы;
- не рекомендуется езда на тракторе с открытыми дверьми;
146
– движение по дорогам общего пользования осуществлять в соответствии
с правилами дорожного движения;
- выбирать безопасную скорость движения, соответствующую дорожным
условиям, особенно при езде по пересеченной местности, при переезде канав,
уклонов и при резких поворотах во избежание опрокидывания;
- преодолевать крутые спуски и подъемы следует только на передачах
диапазона «А»;
- преодолевать водную переправу вброд только после тщательной подго-
товки и проверки маршрута движения;
- перед началом движения пристегнуть ремень безопасности, выключить
стояночный тормоз, подать звуковой сигнал;
- во избежание случайного движения трактора включать стояночный
тормоз при остановке. Покидать рабочее место допускается только после вклю-
чения стояночного тормоза;
- трактор не должен использоваться при условиях, требующих защиты от
аэрозолей и испарений;
- при погрузке и разгрузке трактора необходимо пользоваться специаль-
ными захватами, обеспечивающими безопасность работы, сохранность кабины
и облицовки;
- содержать кабину трактора в чистоте, наличие посторонних предметов
не допускается. Сиденье должно быть отрегулировано под оператора;
- соблюдать осторожность при входе в кабину и выходе из нее в дождь,
снегопад и гололед. Своевременно очищать грязь, снег и лед с подножек.
3.9.2 Требования безопасности при работе трактора с отвалом, рыхлите-
лем, корчевателем
При работе трактора с отвалом, рыхлителем, корчевателем выполнять
следующие требования:
- перед началом проведения работ ознакомиться с технологией рабочего
процесса, рельефом и особенностями участка, на котором предстоят работы.
147
Выяснить и уточнить последовательность выполнения работы, местонахождение
подземных коммуникаций, линий электропередачи и других коммуникаций;
- при наличии воздушных линий электропередачи и связи выполнение
работ ближе 50 м от границ соответствующих охранных зон производить по
наряду-допуску, в охранной зоне - по наряду-допуску при наличии письменно-
го разрешения организации-владельца линии;
- работы, выполняемые в охранной зоне действующих газопроводов,
нефтепроводов, кабелей связи, электрических кабелей, находящихся под
напряжением, проводить по наряду-допуску при наличии письменного разре-
шения организаций, эксплуатирующих подземные коммуникации, и под
наблюдением представителей указанных организаций. К разрешению должен
быть приложен план с указанием расположения и глубины заложения комму-
никаций;
- перед подъемом или опусканием отвала, рыхлителя, корчевателя убе-
диться в отсутствии людей или каких-либо препятствий в их зоне досягаемости;
- соблюдать безопасную дистанцию от людей при выполнении работ.
Место расположения знаков безопасности указано на рисунке 3.20;
Рисунок 3.20 - Знак безопасности
- при засыпке выемок, траншей грунтом необходимо убедиться в отсут-
ствии в них людей, оборудования, инструмента и т.п.;
- при сбрасывании грунта с откоса не сбрасывать свеженасыпанную гру-
ду материала, а использовать последние насыпи грунта для сбрасывания
предыдущих;
148
– разравнивать грунт на свежеотсыпанных насыпях высотой более 1,5 м
необходимо с особой осторожностью и под наблюдением руководителя работ;
- при обнаружении во время выполнения работы каких-либо препятствий
(подземные коммуникации и сооружения, кабели, трубопроводы, боеприпасы)
необходимо прекратить работу и сообщить об этом руководителю работ;
- запрещается разработка грунта и его перемещение трактором при дви-
жении под уклон или на подъем более угла спуска или подъема, указанного в
технических характеристиках;
- запрещается приближаться с краю откоса, выход отвала за край откоса,
а также нахождение трактора в пределах обрушения откоса;
- запрещается работать с глинистыми грунтами в дождливую погоду при
уклонах, не обеспечивающих устойчивое положение трактора;
- запрещается во время движения трактора вытаскивать из-под рабочего
оборудования попавшие туда предметы;
- запрещается находиться под поднятым отвалом, рыхлителем;
- при длительной остановке не оставлять отвал, рыхлитель в поднятом
положении;
- при переездах трактора рыхлитель фиксировать в поднятом положении
страховочными цепями.
3.9.3 Требования безопасности при работе трактора в составе МТА
При работе трактора в составе МТА с мелиоративной или сельскохозяй-
ственной машиной или орудием выполнять следующие требования:
- соблюдать правила безопасности, изложенные в ЭД агрегатируемой
машины, орудия, прицепа или полуприцепа;
- агрегатировать с трактором прицепные орудия, машины и прицепы
только с жесткими сцепками, не позволяющими наезжать на трактор и, кроме
того, дополнительно соединять страховочной цепью или тросом;
- перед началом движения убедиться в том, что между трактором и агрега-
тируемой машиной, орудием, прицепом или полуприцепом нет людей;
149
- при работе с полуприцепными и прицепными машинами избегать рез-
кого поворота трактора во избежание повреждений прицепного устройства или
карданного вала из-за взаимного касания карданного вала и конструктивных
элементов трактора (направляющие лифтового устройства, гусеницы);
- сцепку или навешивание машин (орудий) с трактором при работающем
двигателе осуществлять только после включения стояночного тормоза;
- при выполнении сцепки или навешивании машин (орудий) необходимо
избегать резких рывков трактора, внимательно следить за работником, выпол-
няющим сцепку, по первому сигналу быть готовым затормозить трактор;
- лица, участвующие в сцепке или навешивании машин (орудий) с трак-
тором, должны находиться на безопасном расстоянии во время движения трак-
тора и (или) подъема (опускания) ЗНУ, а сцепку (навеску) начинать только по-
сле сигнала оператора, подаваемого после включения стояночного тормоза;
- запрещается проверять при сцепке совпадение отверстий жестко за-
крепленной скобы или тягового бруса и дышла прицепной или полуприцепной
машины (прицепа) пальцами рук;
- не допускается работа с неисправными автозахватами ЗНУ, а также за-
битыми грязью и посторонними частицами их внутренними полостями;
- при подъеме или опускании ЗНУ запрещается стоять между трактором
и подсоединяемой машиной, на машине или непосредственно за трактором.
Предупреждающая табличка приведена на рисунке 3.21;
Рисунок 3.21 - Предупреждающая табличка о правилах безопасности ЗНУ
- перед подъемом или опусканием ЗНУ убедиться в отсутствии людей в
зоне перемещения звеньев ЗНУ (рычаги, раскосы, верхняя и нижняя тяга);
150
– перед подъемом и опусканием навесной или полунавесной машины
(орудия), а также при поворотах трактора предварительно убедиться в том, что
нет опасности кого-либо задеть или зацепить какое-либо препятствие;
- при длительной остановке не оставлять навесную машину или орудие в
поднятом положении;
- все работы, связанные с обслуживанием (регулировкой, смазкой и т.д.),
подсоединением и отсоединением карданного вала, проводить при остановлен-
ном двигателе трактора;
- перед началом включения ВОМ убедиться в отсутствии людей в опас-
ной зоне между трактором и машиной, так как может произойти захват отдель-
ных частей одежды человека и затягивание его во вращающиеся части кардан-
ного вала и другие движущиеся механизмы машины, которое может привести к
тяжелым травмам, в том числе со смертельным исходом;
- соблюдать безопасную дистанцию от людей при работе машин с кар-
данным приводом, так как существует опасность выброса обрабатываемого ма-
териала или деталей машины;
- после выключения ВОМ необходимо учитывать опасность движения
карданного вала и отдельных механизмов агрегатируемой машины по инерции.
Поэтому входить в опасную зону между трактором и машиной можно только
после полной остановки вращения ВОМ;
- не использовать карданные валы без надлежащих защитных устройств,
а также самостоятельно изготовленные или поврежденные;
- запрещается оставлять на хвостовике ВОМ шарнир карданной передачи
после отсоединения от ВПМ;
- если ВОМ не используется, то хвостовик должен быть закрыт колпаком.
3.9.4 Требования пожарной безопасности
Запрещается работать на тракторе без средств пожаротушения. Трактор
должен быть оборудован противопожарным инвентарем - лопатой и огнету-
шителем.
151
Огнетушитель размещать на полу за сиденьем оператора, место установ-
ки обозначено табличкой, изображенной на рисунке 3.22.
При появлении во время движения запаха дизельного топлива немедлен-
но остановить трактор, выявить причину появления запаха и устранить ее.
Рисунок 3.22 - Место установки огнетушителя
С целью предотвращения пожара при заправке трактора ГСМ запрещается:
- курить;
- заправлять при работающем двигателе;
- заправлять полностью топливные баки трактора, необходимо оставлять
объем для расширения топлива;
- заправлять с помощью ведер;
- добавлять к дизельному топливу бензин или другие легковоспламеня-
ющиеся вещества. Эти сочетания могут создать увеличенную опасность вос-
пламенения или взрыва.
Во время эксплуатации трактора и проведения ремонтных работ необхо-
димо руководствоваться следующими требованиями пожарной безопасности:
- не покидать трактор при работающем двигателе;
- при работе трактора следить за тем, чтобы вблизи выпускного коллек-
тора и глушителя не было легковоспламеняющихся материалов;
- не допускать загрязнения выпускного коллектора и глушителя пылью,
топливом и т.п.;
- не допускать работу трактора в пожароопасных местах при снятом ка-
поте и других защитных устройствах с нагретых частей двигателя;
- не допускать нахождения источников открытого пламени вблизи топ-
ливного бака, топливной системы двигателя и АКБ;
152

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
7 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности