Трактор Беларус 3522 (CATERPILLAR, CUMMINS). Руководство — часть 26

9. Длина максимально раздвинутого карданного вала, с которой допускается
его эксплуатация, должна быть такой, когда две части карданного вала будут вхо-
дить друг в друга не менее чем на L2=150 мм. При меньшем значении, чем L2=150
мм (рисунок 5.9.4, вид А) работать с карданным валом запрещено. Достаточность
перекрытия L2 проверяется путем поворота или подъема агрегатируемой машины.
Рисунок 5.9.4 - Выбор длины карданного вала
10. В прямолинейном положении трактора и агрегатируемой машины, когда
карданный вал полностью задвинут, проверьте наличие достаточного зазора L1 (ри-
сунок 5.9.4, вид В) между торцом трубы и торцом вилки карданного шарнира. Мини-
мально допускаемый зазор L1 должен быть не менее 50 мм.
11. После присоединения карданного вала все защитные устройства приведи-
те в надлежащее состояние, в том числе зафиксируйте защитный кожух вал от вра-
щения цепочками, как показано на схеме на рисунке 5.9.3.
12. При необходимости ограничивайте высоту подъема ЗНУ в крайнее верх-
нее положение при подъеме машин. Это необходимо для уменьшения угла наклона,
исключения возможности касания и повреждения карданного вала, а также и обес-
печения безопасного зазора между трактором и машиной.
13. Максимально допустимые углы наклона и поворота (рисунок 5.9.5) шарни-
ров карданного вала даны в таблице 5.9.1.
Рисунок 5.9.5 - Максимально допустимые углы наклона и поворота шарниров карданного вала
Таблица 5.9.1
Положения вала отбора
Максимально допустимый угол наклона (поворота) αmax1) ,
мощности трактора
в градусах
Тип шарниров карданного вала
Универсальные
Равных угловых скоростей
Положение «Включен»:
- под нагрузкой
20
25
- без нагрузки 2)
50
50
Положение «Выключен» 3)
50
50
______________________________________________________
1) Допускаются другие варианты (смотри документацию изготовителей кардан-
ных валов и машин).
2) Кратковременно, для работающего без нагрузки ВОМ.
3) Для транспортного положения машин с выключенным ВОМ.
287
14. При работе с навесными и полунавесными машинами с карданным приво-
дом блокируйте нижние тяги навесного устройства.
15. После демонтажа карданного вала необходимо надеть защитные колпаки
на хвостовики ВОМ и ВПМ!
16. После выключения ВОМ необходимо учитывать опасность движения кар-
данного вала и отдельных механизмов агрегатируемой машины по инерции. Поэто-
му входить в опасную зону между трактором и машиной можно только после полной
остановки вращения ВОМ!
17. Проверьте работу машины с присоединенным карданным валом к ВОМ и
ВПМ на минимальной и максимальной частоте вращения коленчатого вала двигате-
ля трактора.
18. Рекомендуем при транспортных переездах трактора с прицепными, полу-
прицепными или полунавесными машинами на значительные расстояния, в том чис-
ле с поля на поле, карданный вал отсоединить от трактора и машины.
19. Техническое обслуживание, чистку, ремонт присоединенной к трактору
машины с карданным приводом выполнять только при выключенном ВОМ и нерабо-
тающем двигателе трактора.
Выключайте ВОМ в следующих случаях:
- после остановки трактора, но только после того, как агрегатируемая машина
полностью завершит рабочий цикл;
- на поворотах, при подъемах машины в транспортное положение;
- при въезде на крутой склон.
Не включайте ВОМ в следующих случаях:
- при неработающем двигателе трактора;
- присоединенная к трактору машина находится в транспортном положении;
- заглубленных в землю рабочих органах машины;
- если на рабочих органах машины лежит технологический материал или про-
изошло их забивание или заклинивание;
- при наличии значительного угла наклона (преломления) в любой плоскости
шарниров карданного вала машины.
При работе почвообрабатывающими ротационными машинами с активными
рабочими органами дополнительно выполняйте следующие правила:
- не включайте ВОМ при опущенной прямо на землю машине. ВОМ включать
только тогда, когда подготовленная к работе машина для почвообработки, опущена
настолько, чтобы ее рабочие органы не касались поверхности земли и расстояние
до них, было не менее 35 мм;
- опускание машины с вращающимися рабочими органами производится
плавно при поступательном движении трактора вперед;
- не допускайте движение с заглубленными рабочими органами с включенным
и выключенным ВОМ в направлении не соответствующим рабочему ходу машины
при выполнении работы;
- при работе на твердых почвах производите обработку сначала поперечных
полос для въезда в загон, а затем обрабатывайте поле в продольном направлении;
- рекомендуем работать на минимальной глубине обработки почвы, требуемой под
определенную культуру. Это необходимо для снижения нагрузки на ВОМ трактора и
уменьшения затрат топлива в процессе работы трактора. Особенно это важно учи-
тывать при работе трактора с комбинированными почвообрабатывающими посев-
ными агрегатами.
288
5.10 Способы изменения тягово-сцепных свойств и проходимости трактора
5.10.1 Общие сведения
Большинство технологических процессов в сельскохозяйственном производстве
тракторы «БЕЛАРУС-3522» выполняют в движении путем непосредственной тяги машин
и орудий за счет сцепления пневматических шин колес с опорной поверхностью. Оце-
ночными показателями тяговых характеристик трактора являются тяговая мощность на
скоростях рабочего диапазона, номинальное тяговое усилие при стандартной эксплуа-
тационной массе и допустимом буксовании.
Сила тяги, развиваемая на ободе колеса, прямо пропорциональна сцепной массе
трактора. Поэтому в определенных условиях с увеличением эксплуатационной массы
трактора увеличиваются его тяговые показатели и проходимость.
Тракторы «БЕЛАРУС-3522» рассчитаны на работу с определенными величинами
весовых нагрузок на остов трактора и ходовую систему. Выполнение рекомендаций по
дополнительному балластированию в зависимости от условий эксплуатации гарантиру-
ет возможность безопасной и исправной работы без критических перегрузок трактора не
менее установленного срока службы.
Пределом повышения сцепной массы практически является допустимая нагрузка
на шины, которая зависит от типоразмера шин и внутреннего давления. При этом изго-
товителем устанавливаются допустимые максимальные нагрузки на мосты при макси-
мальной транспортной скорости движения.
Примечание - Нормы давления воздуха в передних и задних шинах тракторов
«БЕЛАРУС-3522» при действующей нагрузке и скорости приведены в подразделе 4.2.9
«Выбор оптимального внутреннего давления в шинах в зависимости от условий работы
и нагрузки на оси трактора, правила эксплуатации шин».
Тягово-сцепные качества и проходимость тракторов «БЕЛАРУС-3522» в конкрет-
ных условиях работы зависят от следующих факторов:
- сцепной массы трактора и примененного балласта в конкретной комплектации;
- распределения массы трактора, балласта и машины в составе агрегата по осям трактора;
- используемого типоразмера шин и давления в них;
- технического состояния и исправности ходовой системы трактора;
- правильного и своевременного применения рекомендаций предприятия-изготовителя
трактора по повышению тяговых качеств трактора;
- состояния и свойств опорной поверхности;
- коэффициента сцепления шин колес с опорной поверхностью.
Различают опорную и профильную проходимость сельскохозяйственного трактора.
Опорная проходимость характеризует возможность движения на почвах с различной струк-
турой и плотностью: обычно в дорожных условиях ранней весной или осенью, на торфяно-
болотных почвах, снежной целине. Профильная проходимость характеризует возможность
движения трактора по дорожному вертикальному просвету (клиренсу) и глубине брода.
Ограничивающим фактором применения сельскохозяйственных трактора являет-
ся рельеф местности, характеризующий крутизной и конфигурацией обрабатываемых
участков поля, а также их высотой над уровнем моря. Факторами влияния высоты обра-
батываемого участка поля являются атмосферное давление и температура внешнего
воздуха. Мощность двигателя снижается на 1% на каждые 100 м высоты выше уровня
моря и в такой же степени увеличивается расход топлива.
Тракторы «БЕЛАРУС-3522» предназначены преимущественно для равнинных ус-
ловий и ограничено, с соблюдением мер безопасности и рекомендаций, в местности со
значительной крутизной склонов высотой над уровнем моря.
Тяговые показатели и опорная проходимость сельскохозяйственных трактора за-
висят не только от их характеристик и технического состояния, но и от типа и состояния
почвы обрабатываемого участка поля. На почве, подготовленной под посев, тяговая
мощность трактора существенно снижаются по сравнению с этими же показателями при
работе на стерне нормальной влажности.
Изменение параметров проходимости и тягово-сцепных свойств тракторов «БЕ-
ЛАРУС-3522» за счет увеличения в допустимых пределах эксплуатационной массы наи-
более эффективно в условиях, когда с увеличением глубины колеи несущая способ-
ность почвы возрастает. Например, при увеличении массы трактора за счет дополни-
тельного балластирования, на стерне озимых на минеральных почвах тяговая мощность
трактора на крюке в зависимости от влажности почвы увеличивается на 8,8…28,3 %.
289
Квалификация и опыт оператора, работающего на тракторе, тоже имеют большое
значение для обеспечения возможности движения в полевых условиях на почвах раз-
личного физико-механического состава, или на участках дороги с переменным релье-
фом либо при изменении погодных условий.
На торфяно-болотных почвах, как правило, с увеличением глубины несущая спо-
собность почвы снижается. Это наблюдается на дернине многолетних трав, стерне ози-
мых и на участках с высоким уровнем грунтовых вод. В этих условиях с повышением
эксплуатационной массы трактора путем балластирования и догрузки от массы агрега-
тируемых машин, сильно увеличивается глубина колеи, сопротивление качению и бук-
сованию, то есть с увеличением колеи тягово-сцепные качества трактора понижаются.
5.10.2 Способы изменения тягово-сцепных свойств и проходимости трактора
Имеются следующие способы изменения тягово-сцепных свойств тракторов «БЕ-
ЛАРУС-3522»:
- увеличение сцепной массы трактора;
- увеличение сцепления шин колес с почвой.
Увеличение сцепной массы трактора можно получить следующими действиями:
- использование навесного быстросъемного балласта;
- заливка воды (раствора) в шины колес;
Увеличение сцепления шин колес с почвой получить следующими действиями:
- выбор оптимального давления в шинах в зависимости от условий работы и на-
грузки на оси трактора;
- применение блокировки дифференциала заднего моста;
- сдваивание колес.
5.10.3 Использование навесного быстросъемного балласта
Навесные балластные быстросъемные грузы заводского изготовления монтируют:
- на ПНУ (на тракторах без ПНУ и ПВОМ на передний брус) для догрузки передне-
го ведущего моста и обеспечения благоприятного распределения эксплуатационной
массы трактора при работе с различными сельскохозяйственными машинами;
- на задние колеса для улучшения тягово-сцепных свойств трактора.
5.10.4 Заливка воды (раствора) в шины колес для увеличения сцепной массы
Заливка воды (раствора) в шины колес производится для увеличения сцепной мас-
сы (увеличения тяговой силы трактора).
ВНИМАНИЕ: ПРИ ЭТОМ НАГРУЗКУ НА ШИНУ, ПРИ ДАННОМ ВНУТРЕННЕМ ДАВ-
ЛЕНИИ, НУЖНО УМЕНЬШИТЬ НА ВЕЛИЧИНУ ВЕСА ЗАПОЛНЕННОЙ ВОДЫ!
ВНИМАНИЕ: В УСЛОВИЯХ УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНОГО И ДОСТАТОЧНОГО СЦЕП-
ЛЕНИЯ КОЛЕС С ПОЧВОЙ ЗАЛИВКА ЖИДКОСТИ В ШИНЫ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ ИЗ-ЗА
ПЕРЕГРУЗКИ ТРАНСМИССИИ!
ВНИМАНИЕ: ДОГРУЗКА КОЛЕС ПУТЕМ ЗАЛИВКИ ВОДЫ (РАСТВОРА) В ШИНЫ
ТРАКТОРА ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ТОЛЬКО В СЛУЧАЕ НЕДОСТАТОЧНОГО СЦЕПЛЕНИЯ КОЛЕС
С ПОЧВОЙ В НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ УСЛОВИЯХ (НА ПЕСЧАНЫХ, ПЕРЕУВЛАЖНЕННЫХ
ПОЧВАХ И Т.Д.). ШИНЫ, ЗАПОЛНЕННЫЕ ЖИДКОСТЬЮ, УХУДШАЮТ ПЛАВНОСТЬ ХОДА
ТРАКТОРА НА СКОРОСТЯХ БОЛЕЕ 20 КМ/Ч,А ПРИ НАЕЗДЕ ТАКИХ ШИН НА ПРЕПЯТСТ-
ВИЕ МОЖЕТ ПРОИЗОЙТИ РАЗРЫВ КАРКАСА!
ВНИМАНИЕ: КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ ЗАПОЛНЯТЬ ШИНЫ ВОДОЙ (РАС-
ТВОРОМ) БОЛЕЕ 75% ИХ ОБЪЕМА, Т.К. ЧРЕЗМЕРНОЕ КОЛИЧЕСТВО ЖИДКОСТИ МОЖЕТ
ПРИВЕСТИ К РАЗРУШЕНИЮ ШИН (ПОКРЫШЕК ИЛИ КАМЕР)!
При использовании воды (раствора) в передних и, особенно, в задних шинах,
увеличивается значительная жесткость шин, глубина следа и уплотнение почвы. Если
воду (раствор) необходимо использовать, то рекомендуем заполнить все шины до оди-
накового уровня, не превышающего 40%.
Объемы воды (раствора), заливаемые в одну шину при 40%-ом заполнении и
75%-ом заполнении, приведены в таблице 5.10.1.
ВНИМАНИЕ: ЗАПОЛНЕНИЕ ШИН ОДИНАРНЫХ КОЛЕС ВОДОЙ (РАСТВОРОМ) БО-
ЛЕЕ 40% ИСПОЛЬЗУЙТЕ КАК ПОСЛЕДНЮЮ АЛЬТЕРНАТИВУ!
ВНИМАНИЕ: ЗАЛИВКУ ЖИДКОСТИ В ШИНЫ СДВОЕННЫХ КОЛЕС ОСУЩЕСТВЛЯТЬ
ТОЛЬКО ВО ВНУТРЕННИЕ ШИНЫ И НЕ БОЛЕЕ 40% ОТ ОБЪЕМА ШИНЫ!
290
Таблица 5.10.1 - Объем воды (раствора), заливаемый в одну шину
Количество воды, л
Количество воды, л
Шина
(при 40%-ом заполнении)
(при 75%-ом заполнении)
600/65R34
219
411
710/70R42
434
813
В холодное время при температурах ниже плюс 5º С, для предотвращения опас-
ности замерзания воды, требуется получить раствор, для чего необходимо добавить в
воду хлористого кальция, в соответствии с таблицей 5.10.2.
Таблица 5.10.2 - Количество хлористого кальция, необходимое для получения
раствора для заливки в шины при температуре окружающей среды ниже плюс 5º С
Температура окружающей среды
Количество хлористого кальция, г/литр воды
От плюс 5º до минус 15º С
200,0
От минус 15º до минус 25º С
300,0
От минус 25º до минус 35º С
435,0
ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИЕ: ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ РАСТВОРА ЖИДКОСТНОГО БАЛЛАСТА
ВСЕГДА ДОБАВЛЯЙТЕ ХЛОРИСТЫЙ КАЛЬЦИЙ В ВОДУ И ПЕРЕМЕШИВАЙТЕ РАСТВОР ДО
ПОЛНОГО РАСТВОРЕНИЯ ХЛОРИСТОГО КАЛЬЦИЯ! НИКОГДА НЕ ДОБАВЛЯЙТЕ ВОДУ В ХЛО-
РИСТЫЙ КАЛЬЦИЙ! ПРИ ПОДГОТОВКЕ РАСТВОРА НОСИТЕ ЗАЩИТНЫЕ ОЧКИ! В СЛУЧАЕ ПО-
ПАДАНИЕ РАСТВОРА В ГЛАЗА НЕМЕДЛЕННО ПРОМОЙТЕ ИХ ЧИСТОЙ ХОЛОДНОЙ ВОДОЙ В
ТЕЧЕНИИ ПЯТИ МИНУТ! КАК МОЖНО СКОРЕЕ ОБРАТИТЕСЬ ЗА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩЬЮ!
5.10.5 Порядок заправки шин водой или водным раствором
Заливку жидкости в шину нужно производить в следующей последовательности:
- поддомкратить трактор (или поочередно соответствующую сторону трактора);
- повернуть колесо 2 (рисунок 5.10.1) вентилем 1 вверх;
- вывернуть втулку вентиля и вставить на его место комбинированный вентиль
«воздух-вода» 2 (рисунок 5.10.2), через который производится заправка воды (раствора)
и удаление воздуха из шины одновременно;
- произвести заливку воды (раствора);
- по окончанию заполнения извлечь комбинированный вентиль и ввернуть втулку вен-
тиля, при этом установить внутреннее давление в соответствии с действующей нагрузкой.
ВНИМАНИЕ: ПРИ ЗАПОЛНЕННЫХ ПОКРЫШКАХ (КАМЕРАХ) ВОДОЙ (РАСТВОРОМ) ДАВЛЕ-
НИЕ В ШИНАХ СЛЕДУЕТ ПРОВЕРЯТЬ ТОЛЬКО В ВЕРХНЕМ ПОЛОЖЕНИИ ВЕНТИЛЯ, ТАК КАК В
ПРОТИВНОМ СЛУЧАЕ ВОДА, ПОПАДАЯ В ШИННЫЙ МАНОМЕТР, МОЖЕТ ВЫВЕСТИ ЕГО ИЗ СТРОЯ!
1 - вентиль; 2 - колесо.
Рисунок 5.10.1 - Положение колеса при заливке жидкости
1 - шина; 2 - комбинированный вентиль «воздух-вода».
Рисунок 5.10.2 - Схема заливки шин жидкостью
5.10.6 Порядок частичного выпуска воды или водного раствора из шин колес
Для частичного удаления жидкости необходимо выполнить следующее:
- освободить колесо с жидкостью от нагрузки - поднять с помощью домкрата ко-
лесо так, чтобы оно не касалось земли;
- повернуть колесо так, чтобы вентиль находился в нижнем положении;
- вывернуть втулку вентиля и слить воду или незамерзающую жидкость до уровня
нижнего положения вентиля.
291
5.10.7 Порядок полного выпуска воды или водного раствора из шин колес
- вывернуть втулку вентиля, выпустить из покрышки (камеры, в случае камерной
шины) воздух и слить жидкость;
- сдвинуть оба борта покрышки с полок обода в его углубление (в случае камер-
ной шины необходимо сдвигать борта покрышки со стороны, противоположной распо-
ложению вентиля);
- вставить две монтажные лопатки между бортом покрышки и ободом (в случае
камерной шины лопатки вставлять со стороны вентиля на расстоянии около 100 мм по
обеим сторонам от него);
- перетянуть через закраину обода вначале часть борта у вентиля, а затем и весь
борт покрышки;
- вывернуть гайку и извлечь корпус вентиля водовоздушного (в случае камерной
шины необходимо вывернуть кожух вентиля и извлечь корпус вентиля из отверстия в
ободе так, чтобы не повредить камеру и не оторвать от нее вентиль);
- извлечь камеру с корпусом вентиля из покрышки, и слить воду из камеры, сжи-
мая ее руками (для камерной шины);
- затем произвести монтаж шины на колесо с соблюдением правил сборки и не-
обходимых мер безопасности;
- произвести накачку шины, при этом давление при монтаже необходимо посто-
янно контролировать и никогда не допускать превышения значения, указанного на пик-
тограмме, расположенной на боковинах с обеих сторон покрышки;
- завернуть втулку вентиля и откорректировать внутреннее давление в соответст-
вии с указаниями подраздела 4.2.9 «Выбор оптимального внутреннего давления в шинах
в зависимости от условий работы и нагрузки на оси трактора, правила эксплуатации шин».
5.10.8 Выбор внутреннего давления в шинах
Внутреннее давление воздуха в шинах колес трактора зависит от их конструкции,
количества слоев корда, вертикальной допускаемой изготовителем нагрузки на колесо и
скорости движения. При изменении условий эксплуатации трактора необходимо коррек-
тировать величину давления в шинах.
Поддержание правильного внутреннего давления в шинах оказывает существен-
ное влияние на тягово-сцепные свойства, проходимость трактора и долговечность шин.
Снижение внутреннего давления воздуха в шинах способствует увеличению площади
контакта колеса с почвой с почвой, снижению давления трактора на почву и повышению
тягово-сцепных свойств трактора. Поэтому при работе трактора на рыхлых почвах с низ-
кой несущей способностью рекомендуется внутреннее давление воздуха в шинах сни-
жать до минимально допустимого при данной нагрузке. Несоблюдение норм внутренне-
го давления действующей нагрузке значительно уменьшает ходимость шин.
Использование неустановленных типоразмеров шин колес, работа с перегрузкой
ходовой системы трактора, заключающаяся в превышении максимальной грузоподъемно-
сти шин (для данного давления и скорости) и мостов трактора - причина отказов и повре-
ждений не только ходовой системы (разрыва каркаса шин и др.), но и других узлов трак-
тора, может также привести к авариям и уменьшению срока службы трактора в целом.
Всегда проверяйте давление в шинах и при необходимости корректируйте его ве-
личину с учетом действующей нагрузки и выбранной скорости движения.
Нормы допустимых нагрузок на шины трактора и соответствующие им величины
внутренних давлений воздуха в зависимости от скорости движения приведены в под-
разделе 4.2.9 «Выбор оптимального внутреннего давления в шинах в зависимости от
условий работы и нагрузки на оси трактора, правила эксплуатации шин».
Точная величина нагрузки в конкретном случае использования трактора, прихо-
дящаюся на передние или задние колеса трактора, определяется путем практического
взвешивания трактора с агрегатируемой машиной. Нагрузка на отдельно взятое колесо
определяется путем деления на два величины нагрузки, приходящейся соответственно
на переднюю или заднюю ось трактора. Потом, исходя из конкретно полученной величи-
ны нагрузки и скорости движения, выбирается необходимое давление в шине.
Изменение нагрузки на шину в зависимости от скорости применяют в случаях, когда ши-
ну не подвергают продолжительной эксплуатации при высоких крутящих моментах на ведущих
колесах. Табличные данные по нагрузкам для 10 км/ч рекомендуем применять только в услови-
ях, требующих больших тяговых усилий, например, при агрегатировании посевных и уборочных
агрегатов. Давление в шинах свыше 160 кПа и менее 90 кПа использовать нежелательно.
292
5.10.9 Применение блокировки дифференциала заднего моста
Дифференциал заднего моста трактора обеспечивает возможность вращения ве-
дущих колес с разными частотами, что необходимо при движении по криволинейной
траектории и по неровной дороге, когда правое и левое задние ведущие колеса за оди-
наковый промежуток времени проходят разный путь.
Недостатком дифференциала является то, что он распределяет крутящий момент по
колесам обратно пропорционально сцеплению колес с дорогой. Если одно из колес попада-
ет на участок с низким коэффициентом сцепления (например, на лед), оно буксует, враща-
ясь с большой частотой, при этом второе колесо вращается медленно. Трактор движется с
очень малой скоростью. Чтобы устранить этот недостаток, предусмотрена блокировка (ис-
ключение работы) дифференциала в автоматическом или принудительном режиме.
Работа трактора с заблокированным дифференциалом на твердой сухой поверх-
ности приводит к повышенным нагрузкам деталей трансмиссии и ходовой системы, а
также затрудняет маневрирование.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ РАБОТА ТРАКТОРА С ВКЛЮЧЕННОЙ БЛОКИРОВКОЙ ДИФФЕ-
РЕНЦИАЛА ЗАДНЕГО МОСТА ПРИ СКОРОСТИ ДВИЖЕНИЯ СВЫШЕ 13 КМ/Ч!
ЗАПРЕЩАЕТСЯ РАБОТА ТРАКТОРА НА ТРАНСПОРТЕ НА ДОРОГАХ С ТВЕРДЫМ ПО-
КРЫТИЕМ С ПОСТОЯННО ВКЛЮЧЕННОЙ БЛОКИРОВКОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛА ЗАДНЕГО МОСТА!
5.10.10 Сдваивание колес
Для повышения проходимости на заболоченных и лесных участках и тягово-сцепных
свойств при работе на рыхлых почвах (на переувлажненных почвах, на полях, подготов-
ленных под посев), используют сдваивание колес трактора. Сдваивание колес в сочетании
с минимальным балластированием в обычных почвенных условиях позволяет агрегатиро-
ваться на полях с различным уклоном с тяжелыми комбинированными агрегатами.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ СДВОЕННЫЕ ШИНЫ ДЛЯ УВЕЛИЧЕНИЯ ПОДЪЕМ-
НОЙ И ТЯГОВОЙ СИЛЫ - ОНИ СЛУЖАТ ДЛЯ УМЕНЬШЕНИЯ ДАВЛЕНИЯ ПРИ РАБОТЕ В ПОЛЕ!
Влияние сдваивания колес на тяговую динамику трактора на рыхлом фоне прояв-
ляется следующим образом. В зоне номинальных тяговых усилий и малых скоростях
буксование снижается в среднем в 1,4 раза и повышается тяговая мощность. При рабо-
те с малым тяговым усилием на крюке и на больших скоростях тяговая мощность трак-
тора со сдвоенными колесами меньше, чем на одинарных колесах из-за повышенного
сопротивления качению.
ВНИМАНИЕ: НЕ РЕКОМЕНДУЕМ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЛЯ РАБОТЫ С МАШИНАМИ,
ТИПА ТРАКТОРНЫХ ПРИЦЕПОВ И ПОЛУПРИЦЕПОВ ТРАКТОР В КОМПЛЕКТАЦИИ СО
СДВОЕННЫМИ КОЛЕСАМИ, С ЗАЛИТЫМ В ШИНЫ КОЛЕС ВОДНЫМ РАСТВОРОМ, А
ТАКЖЕ С НАВЕСНЫМИ БАЛЛАСТНЫМИ ГРУЗАМИ!
ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗДЕЛЬНЫМИ ТОРМОЗАМИ ПРИ РАБОТЕ НА
СДВОЕННЫХ ЗАДНИХ КОЛЕСАХ!
Суммарная грузоподъемность сдвоенных шин не должна превышать грузоподъ-
емность одиночной шины бoлee чем в 1,7 раза.
Работа на сдвоенных передних колесах разрешается на скорости не более 12
км/ч. Сдваивание передних колес используйте только в исключительных случаях, при
недостаточных сцепных условиях и на переувлажненных почвах.
При недостаточной балластировке переднего ведущего моста предпочтительнее при-
менять заливку жидкости в шины 600/65R34 (основные) в объеме до 219 литров в каждую.
ВНИМАНИЕ: НЕСОБЛЮДЕНИЕ ПРАВИЛ РАБОТЫ ТРАКТОРА НА СДВОЕННЫХ
ПЕРЕДНИХ КОЛЕСАХ МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К ПОЛОМКАМ ПЕРЕДНЕГО ВЕДУЩЕГО
МОСТА И РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ!
Примечание
- Правила сдваивание колес приведены в подразделе
4.2.12
«Сдваивание колес».
293
5.11 Особенности применения трактора в особых условиях
5.11.1 Работа трактора на участках полей с неровным рельефом.
Оператор, работающий на полях и дорогах с уклонами (подъемами), должен
быть осторожным и внимательным.
Технические характеристики агрегатируемых в составе МТА сельскохозяйст-
венных машин общего назначения обеспечивают их безопасную и качественную ра-
боту на рабочих участках полей с крутизной не выше 9 градусов.
ВНИМАНИЕ: ТРАКТОРЫ «БЕЛАРУС-3522» НЕ ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ ДЛЯ РАБОТЫ
С СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМИ МАШИНАМИ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ В ГОРИСТОЙ
МЕСТНОСТИ, В ТОМ ЧИСЛЕ НА КРУТЫХ СКЛОНАХ. ПОЭТОМУ ТРАКТОРЫ НЕ КОМ-
ПЛЕКТУЮТСЯ СПЕЦИАЛЬНЫМИ УСТРОЙСТВАМИ, НАПРИМЕР СИГНАЛИЗАТОРАМИ
ПРЕДЕЛЬНОГО КРЕНА!
5.11.2 Применение веществ для химической обработки
Кабина соответствует категории 2 по EN 15695-1:2009. Кабина этой категории
обеспечивает защиту от пыли, но не от аэрозолей и испарений - трактор не должен
использоваться при условиях, требующих защиты от аэрозолей и испарений.
Кабина оборудована системой вентиляции, отопления и кондиционирования в
соответствие ГОСТ 12.2.120. В системе вентиляции установлены четыре бумажных
фильтра с рабочими характеристиками, соответствующими ГОСТ ИСО 14269-5. Кон-
струкция кабины обеспечивает герметичность по ГОСТ ИСО 14269.
ВНИМАНИЕ: КАБИНА ТРАКТОРА «БЕЛАРУС-3522» НЕ ЗАЩИЩАЕТ ОТ ВОЗ-
МОЖНОГО ВРЕДНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ВЕЩЕСТВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ ХИМИЧЕ-
СКОЙ ОБРАБОТКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ И ПОЧВЫ, В ТОМ ЧИСЛЕ
ОПРЫСКИВАНИЯ. ПОЭТОМУ, ПРИ РАБОТЕ С ХИМИЧЕСКИМИ ВЕЩЕСТВАМИ, ОПЕ-
РАТОР ДОЛЖЕН ИМЕТЬ КОМПЛЕКТ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ, СООТ-
ВЕСТВУЮЩИЙ УСЛОВИЯМ РАБОТЫ!
ЗАПРЕЩАЕТСЯ РАЗМЕЩАТЬ В КАБИНЕ ВЕЩЕСТВА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ
ХИМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ И ПОЧВЫ.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ ВХОДИТЬ В КАБИНУ ТРАКТОРА В ОДЕЖДЕ И ОБУВИ, ЗА-
ГРЯЗНЕННОЙ ВЕЩЕСТВАМИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫМИ ДЛЯ ХИМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ РАСТЕНИЙ И ПОЧВЫ.
Для безопасного и надлежащего применения указанных веществ необходимо
строго следовать указаниям на сопровождающих этикетках и документации к дан-
ным веществам.
Обязательно наличие всех необходимых средств индивидуальной защиты и
специальной одежды (рабочего костюма, закрытой обуви и др.), соответствующих
условиям работы и действующим требованиям техники безопасности.
Если инструкция по применению вещества для химической обработки требует ра-
ботать в респираторе, то необходимо использовать его находясь внутри кабины трактора.
5.11.3 Работа в лесу
ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПРИМЕНЯТЬ ТРАКТОР «БЕЛАРУС-3522» ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ
ЛЮБЫХ РАБОТ В ЛЕСУ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДЛЯ АГРЕГАТИРОВАНИЯ ГРЕЙФЕРНЫХ ПО-
ГРУЗЧИКОВ, ТРЕЛЕВОЧНОГО ОБОРУДОВАНИЯ, СПЕЦИАЛЬНЫХ ЛЕСНЫХ МАШИН,
ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ СБОРА, ПОГРУЗКИ, ТРАНСПОРТИРОВКИ ДЕРЕВЬЕВ, А
ТАКЖЕ ИХ РАЗГРУЗКИ, СОРТИРОВКИ И СКЛАДИРОВАНИЯ!
ВНИМАНИЕ: В СООТВЕТСТВИИ С НАЗНАЧЕНИЕМ ТРАКТОРА «БЕЛАРУС-3522»
В ЕГО КОНСТРУКЦИИ НЕ ПРЕДУСМОТРЕНО СПЕЦИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ЗАЩИТЫ
РАБОЧЕГО МЕСТА ОПЕРАТОРА «OPS», В ТОМ ЧИСЛЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ МЕСТА ДЛЯ
ЕГО КРЕПЛЕНИЯ. ПОЭТОМУ ТРАКТОР НЕЛЬЗЯ ЭКСПЛУАТИРОВАТЬ В ТЕХ УСЛОВИ-
ЯХ, КОГДА СУЩЕСТВУЕТ ОПАСНОСТЬ ПРОНИКНОВЕНИЯ В РАБОЧУЮ ЗОНУ ОПЕ-
РАТОРА ВЕТВЕЙ И ДЕРЕВЬЕВ, А ТАКЖЕ ОТДЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ АГРЕГАТИРУЕМОГО
ОБОРУДОВАНИЯ!
294
5.11.4 Работа на торфяниках
При эксплуатации трактора «БЕЛАРУС-3522» на торфяных почвах, необходимо
выполнять следующие указания:
- для уменьшения удельного давления на почву при выполнении ранневесенних
работ и пахоты рекомендуется сдваивание передних и задних колес;
- размещение заправочных пунктов, площадок для ремонта и стоянки техники не
допускается;
- оператор трактора должен пройти пожарно-технический инструктаж до наступ-
ления пожароопасного периода;
- необходимо иметь два огнетушителя (по 8 кг каждый), две лопаты, два ведра и
противопожарное полотнище размером 2x2 м;
- оператор трактора, работающий в пожароопасный период, должен не реже двух-трех
раз в смену очищать поверхность двигателя, коллектора, выхлопной трубы от пыли и нагара;
- при выполнении операции 31 «Обслуживание аккумуляторных батарей» очи-
стить внутренние полости аккумуляторного ящика.
5.11.5 Работа во время грозы
Защита
от ударов молнии в конструкции тракторов «БЕЛАРУС-3522» не предусмотрена».
Запрещается эксплуатация трактора во время грозы. Если во время грозы вы на-
ходитесь на земле, не подходите к трактору и присоединенному оборудованию. Найдите
прочное защищенное укрытие. В случае начала грозы во время работы оставайтесь в
кабине. Не выходите из кабины или с платформы оператора. Не касайтесь земли или
предметов за пределами трактора.
5.12 Определение общей массы, нагрузок на передний и задний мосты, не-
сущей способности шин и необходимого минимального балласта
Величина нагрузок на оси трактора в составе МТА может быть определена путем
непосредственного взвешивания на весах для автотранспортных механических средств
соответствующей грузоподъемности.
Взвешивание трактора на весах дает возможность точно учесть величину распре-
деления масс МТА по осям трактора Вашей комплектации в различных условиях работы:
«основная работа», «транспорт». При определении нагрузок на оси трактора необходи-
мо учесть обязательно массу технологического груза, например массу семян для сеялки.
ВНИМАНИЕ: С ЦЕЛЬЮ УМЕНЬШЕНИЯ ПЕРЕГРУЗКИ ПЕРЕДНИХ КОЛЕС И ПВМ ТРАК-
ТОРА ПРИ АГРЕГАТИРОВАНИИ КОМБИНИРОВАННЫХ АГРЕГАТОВ С СОВМЕСТНЫМ ИС-
ПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗНУ И ПНУ НЕОБХОДИМО СНАЧАЛА ПОДНЯТЬ ЗНУ С МАШИНОЙ, А ПО-
ТОМ ПОДНЯТЬ ПНУ С МАШИНОЙ. ОПУСКАНИЕ ПРОИЗВОДИТСЯ В ОБРАТНОМ ПОРЯДКЕ.
Для определения на весах нагрузки на переднюю или заднюю ось трактора, необ-
ходимо установить трактор колесами измеряемой оси на платформу весов, а колесами
другой оси - вне зоны взвешивания на одном уровне с платформой.
При определении величины нагрузки используется следующее соотношение
, где
- Т - нагрузка, Н;
- M - масса, кг
- g=9,8 - ускорение свободного падения. м/с2
Расчет нагрузки на переднюю ось трактора
, где
- Тf - нагрузка на переднюю ось трактора, Н;
-
- величина эксплуатационной массы трактора с балластом, (установленным
агрегатом), распределенная на переднюю ось трактора, кг;
- g=9,8 - ускорение свободного падения. м/с2.
Расчет нагрузки на заднюю ось трактора
, где
Тz - нагрузка на заднюю ось трактора, Н;
- величина эксплуатационной массы трактора с установленным агрегатом
(балластом), распределенная на заднюю ось трактора, кг.
- g=9,8 - ускорение свободного падения. м/с2.
295
Расчет нагрузки, действующий на одно переднее или заднее колесо трактора для
выбора давления в шинах:
а) при эксплуатации шин на одинарных колесах
T
f
T
Z
G
=
;
G
=
, где
G
и
G
- нагрузки, действующие на одну переднюю и
f
Z
f
Z
2
2
одну заднюю шину соответственно.
б) при эксплуатации шин на сдвоенных колесах (с учетом снижения допускаемой
нагрузки на шину при эксплуатации на сдвоенных колесах):
1,7
G
1,7
G
f
сдв.=G f
Z
сдв.=G Z
G
f
G
Z
G
f
сдв.=
G
Z
сдв.=
1,7
1,7
где
G
f
сдв. и G Z сдв. - расчетные нагрузки для набора давления в шинах при экс-
плуатации на сдвоенных колесах.
Далее, в соответствии с рассчитанными нагрузками по таблице 4.2.4 норм нагру-
зок следует выбрать давление в шинах (подраздел 4.2.9 «Выбор оптимального внутрен-
него давления в шинах в зависимости от условий работы и нагрузки на оси трактора,
правила эксплуатации шин»).
Для удобства оператора приведены таблицы 4.2.5 и 4.2.6 норм давления воздуха
в шинах при эксплуатации на сдвоенных колесах - с разбивкой нагрузки на квалитеты и
указанием соответствующей величины давления в шинах.
Расчет критерия управляемости трактора:
- без водного раствора в передних шинах
- с водным раствором в передних шинах
, где
Тf - нагрузка на переднюю ось трактора, Н;
kf - критерий управляемости трактора;
M - эксплуатационная масса трактора (при расчете масса балластных грузов в
эксплуатационной массе трактора М не учитывается), кг;
m3 - масса водного раствора в передних шинах колес трактора, кг.
g - величина, равная 9,81 м/с2.
ВНИМАНИЕ: ПРИСОЕДИНЕНИЕ МАШИН К ТРАКТОРУ НЕ ДОЛЖНО ПРИВО-
ДИТЬ К ПРЕВЫШЕНИЮ ДОПУСТИМЫХ ОСЕВЫХ НАГРУЗОК И НАГРУЗОК НА ШИНЫ
ТРАКТОРА!
ВНИМАНИЕ: МИНИМАЛЬНАЯ МАССА АГРЕГАТИРУЕМЫХ МАШИН И ИСПОЛЬ-
ЗУЕМЫХ БАЛЛАСТНЫХ ГРУЗОВ ДОЛЖНА БЫТЬ ВСЕГДА НЕ МЕНЕЕ ТАКИХ ЗНАЧЕ-
НИЙ, ЧТОБЫ НАГРУЗКА НА ПЕРЕДНИЕ КОЛЕСА ТРАКТОРА В СОСТАВЕ МТА БЫЛА
ВСЕГДА НЕ МЕНЕЕ 20% ОТ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ МАССЫ ТРАКТОРА, А КРИТЕРИЙ
УПРАВЛЯЕМОСТИ НЕ МЕНЕЕ 0,2!
5.13 Возможность установки фронтального погрузчика
ВНИМАНИЕ: УСТАНОВКА НА ТРАКТОРАХ «БЕЛАРУС-3522» ЛЮБОГО МОНТИ-
РУЕМОГО ОБОРУДОВАНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ МОНТИРУЕМЫХ ФРОНТАЛЬНЫХ ПО-
ГРУЗЧИКОВ, КОТОРОЕ НЕ ОТНОСИТСЯ К НАВЕСНЫМ, ПОЛУНАВЕСНЫМ, ПОЛУ-
ПРИЦЕПНЫМ ИЛИ ПРИЦЕПНЫМ МАШИНАМ, ПУТЕМ КРЕПЛЕНИЯ К МОНТАЖНЫМ
ОТВЕРСТИЯМ ТРАКТОРА СПЕЦИАЛЬНЫХ СБОРОЧНЫХ ЕДИНИЦ ИЗ КОМПЛЕКТА
МОНТИРУЕМОГО ОБОРУДОВАНИЯ НЕ ПРЕДУСМОТРЕНА!
296
5.14 Движение по дорогам общего пользования и выбор скорости
ВНИМАНИЕ: ОПЕРАТОР ПРИ ДВИЖЕНИИ ПО ДОРОГАМ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВА-
НИЯ ДОЛЖЕН СОБЛЮДАТЬ ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ!
Перед началом движения привести соответствующие конструктивные элементы
агрегатируемого с трактором оборудования в транспортное положение, указанное в ру-
ководстве по эксплуатации оборудования. На агрегатируемом оборудовании нельзя пе-
ревозить людей.
Машины, ширина которых превышает габарит трактора, должны быть оборудова-
ны специальными опознавательными знаками в соответствии с правилами дорожного
движения. Машины, которые при агрегатировании с трактором закрывают приборы све-
товой сигнализации трактора, должны оборудоваться собственными приборами свето-
вой сигнализации.
ВНИМАНИЕ: ТРАКТОРНЫЕ ПРИЦЕПЫ И ПОЛУПРИЦЕПЫ, СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТ-
ВЕННЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ МАШИНЫ, МАССА КОТОРЫХ НЕ ПРЕВЫШАЕТ 50% МАС-
СЫ ТРАКТОРА ДОПУСКАЕТСЯ НЕ ОБОРУДОВАТЬ ТОРМОЗАМИ. МАССА СЕЛЬСКО-
ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ МАШИН С ОПОРНЫМИ КОЛЕСАМИ С ТОРМОЗАМИ НЕ ДОЛЖНА
ПРЕВЫШАТЬ УДВОЕННОЙ МАССЫ ТРАКТОРА.
Для более полного использования мощности трактора на транспортных работах
можно использовать одновременно несколько транспортных средств, количество кото-
рых обусловлено техническими возможностями трактора. Такой состав именуют «трак-
торным поездом», при этом к ним предъявляют определенные условия. Эксплуатация
трактора в составе поезда разрешается только на сухих дорогах с твердым покрытием с
незначительными уклонами. В условиях гололеда и скользких дорог движение трактора
с несколькими транспортными средствами прекращают.
При выборе скорости движения оператор трактора должен учитывать ограниче-
ния скорости, установленные Правилами дорожного движения и техническими средст-
вами организации дорожного движения, а также интенсивность движения, обзорность
дороги, особенности и состояние трактора и агрегатируемого оборудования, перевози-
мого груза, дорожные условия, погодные условия и другие факторы, снижающие про-
зрачность атмосферы и влияющие на видимость дороги в направлении движения.
ВНИМАНИЕ: НЕ ПРЕВЫШАЙТЕ МАКСИМАЛЬНО ДОПУСТИМЫЕ СКОРОСТИ
ТРАНСПОРТИРОВКИ ОБОРУДОВАНИЯ. ТРАКТОР МОЖЕТ РАЗВИВАТЬ СКОРОСТИ,
ПРЕВЫШАЮЩИЕ ДОПУСТИМЫЕ ДЛЯ БОЛЬШИНСТВА АГРЕГАТИРУЕМОГО ОБОРУ-
ДОВАНИЯ!
Максимально допустимая транспортная скорость трактора в составе МТА указана
в таблице 5.14.1.
Таблица 5.14.1- Скорость движения трактора по дорогам
Скорость движе-
Наименование условия применения трактора
ния, км/ч, не более
Суммарная осевая нагрузка на оси трактора 20 т; движение в по-
15
левых условиях.
Оборудование без тормозов; агрегатирование с помощью НУ;
оборудование, имеющее ограничение по данной величине ско-
20
рости движения1)
Оборудование с тормозами с механической системой привода;
оборудование, имеющее ограничение по данной величине ско-
30
рости движения; оборудование, агрегатируемое с помощью тяго-
вого бруса1)
Оборудование с тормозами с пневматической или гидравличе-
ской системой привода; оборудование допускающее возмож-
40
ность движения с данной скоростью.
___________________________________________________________________________________________________
1) При условии, что суммарная осевая нагрузка на оси трактора не более 14 т.
297

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
7 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности