Трактор Беларус 921 / 921.2 / 921.3 / 921.4. Руководство — часть 7

Форсунка 14 (рисунок 3.1.2, 3.1.3, 3.1.4) предназначена для впрыскивания топли-
ва в цилиндр двигателя. Она обеспечивает необходимый распыл топлива и ограничи-
вает начало и конец подачи топлива.
Фильтр грубой очистки 2 служит для предварительной очистки топлива от ме-
ханических примесей и воды. Фильтр грубой очистки состоит из корпуса, отражателя
с сеткой, рассеивателя, стакана с успокоителем. Слив отстоя из фильтра произво-
дится через отверстие в нижней части стакана, закрываемое пробкой.
Фильтр тонкой очистки 7 служит для окончательной очистки топлива. Фильтр
тонкой очистки имеет сменный бумажный элемент. Топливо, проходя сквозь шторы
бумажного фильтрующего элемента, очищается от механических примесей. В ниж-
ней части корпуса фильтра находится отверстие с пробкой для слива отстоя. Для
удаления воздуха из системы питания на крышке фильтра расположена специаль-
ная пробка.
Воздухоподводящий тракт включает воздухоочиститель 8 (см. подраздел 3.1.3
«Система очистки воздуха двигателя») и патрубки, соединяющие воздухоочиститель
8 с турбокомпрессором 17, охладителем наддувочного воздуха 20 (для тракторов
«БЕЛАРУС-921.3/921.4», см. подраздел 3.1.4 «Система охлаждения наддувочного
воздуха») и впускным коллектором 11. Воздух под действием разрежения, создава-
емого турбокомпрессором двигателя, проходя через воздухоочиститель, очищается
от пыли и поступает в нагнетательную секцию турбокомпрессора, откуда под давле-
нием, проходя через охладитель наддувочного воздуха (для тракторов «БЕЛАРУС-
921.3/921.4»), подается в цилиндры двигателя.
Устройство рециркуляции отработавших газов двигателя Д-245.5S3AM предназна-
чено для снижения уровня токсичности отработавших газов и повышения топливной эко-
номичности двигателя на частичных режимах малых частот вращения коленчатого вала.
В состав устройства рециркуляции входит охладитель рециркулируемых отработавших
газов (РОГ), работающий по принципу теплообменника, смеситель, клапан рециркуля-
ции, патрубки подводящие и отводящие охлаждающей жидкости и отработавших газов.
1 - топливный бак; 2 - фильтр грубой очистки топлива; 3 - трубки топливные
низкого давления; 4 - топливный насос высокого давления; 5 - топливоподкачиваю-
щий насос; 6 - топливопровод высокого давления; 7 - фильтр тонкой очистки топли-
ва;
8 - воздухоочиститель; 9 - моноциклон; 10 - свеча накаливания; 11 - впускной
коллектор; 12 - выпускной коллектор; 13 - глушитель; 14 - форсунка; 15 - трубка от-
вода топлива в бак; 16 - головка цилиндров; 17 - турбокомпрессор; 18 - трубка
пневмокорректора; 19 - датчик индикатора засоренности воздухоочистителя.
Рисунок 3.1.2 - Схема системы питания двигателя Д-245.5/245.5С («БЕЛАРУС-921/921.2»)
80
1 - топливный бак; 2 - фильтр грубой очистки топлива; 3 - трубки топливные низко-
го давления; 4 - топливный насос высокого давления; 5 - топливоподкачивающий насос;
6 - топливопровод высокого давления; 7 - фильтр тонкой очистки топлива; 8 - воздухо-
очиститель; 9 - моноциклон; 10 - свеча накаливания; 11 - впускной коллектор; 12 - вы-
пускной коллектор; 13 - глушитель; 14 - форсунка; 15 - трубка отвода топлива в бак; 16 - го-
ловка цилиндров; 17 - турбокомпрессор; 18 - трубка пневмокорректора; 19 - датчик индика-
тора засоренности воздухоочистителя; 20 - охладитель наддувочного воздуха.
Рисунок 3.1.3 - Схема системы питания двигателя Д-245.5S2 («БЕЛАРУС-921.3»).
1 - топливный бак; 2 - фильтр грубой очистки топлива; 3 - трубки топливные низко-
го давления; 4 - топливный насос высокого давления; 5 - топливоподкачивающий насос;
6 - топливопровод высокого давления; 7 - фильтр тонкой очистки топлива; 8 - воздухо-
очиститель; 9 - моноциклон; 10 - свеча накаливания; 11 - впускной коллектор; 12 - вы-
пускной коллектор; 13 - глушитель; 14 - форсунка; 15 - трубка отвода топлива в бак; 16 - го-
ловка цилиндров; 17 - турбокомпрессор; 18 - трубка пневмокорректора; 19 - датчик индика-
тора засоренности воздухоочистителя; 20 - охладитель наддувочного воздуха; 21 - охлади-
тель рециркулируемых газов; 22 - клапан рециркуляции.
Рисунок 3.1.4 - Схема системы питания двигателя Д-245.5S3AM («БЕЛАРУС-921.4»).
81
3.1.2.1 Система питания двигателя Д-245.5S3A
Система питания двигателя состоит из аккумуляторной системы впрыска Common
RAIL, включающей топливный насос высокого давления 4 (рисунок 3.1.5), повышающий
редуктор привода ТНВД 26, форсунки 8, аккумулятор топлива под высоким давлением 7,
датчики частоты вращения 19 (коленчатого вала и первичного вала привода ТНВД), дат-
чики состояния рабочей среды (давления и температуры топлива 18 и воздуха 16), элек-
тромагнитные исполнительные механизмы (регулятор давления топлива, электромаг-
нитные клапаны форсунок), электронный блок управления ; топливопроводов низкого
давления; топливопроводов высокого давления; впускного коллектора 9; выпускного
коллектора 13; турбокомпрессора 11; фильтра тонкой очистки топлива 6; фильтра пред-
варительной (грубой) очистки топлива 2, воздухоочистителя 20, охладителя надувочного
воздуха 10, охладителя рециркулируемых газов 25; топливного бака 1, устанавливаемо-
го на тракторе.
1 - топливный бак; 2 - фильтр предварительной очистки топлива; 3 - ручной
топливоподкачивающий насос;
4
- топливный насос высокого давления;
5 - электромагнитный регулятор давления; 6 - фильтр тонкой очистки топлива;
7 - аккумулятор топлива под высоким давлением; 8 - форсунка; 9 - впускной
коллектор; 10 - охладитель надувочного воздуха; 11 - турбокомпрессор; 12 - датчик
засоренности воздушного фильтра;
13
- выпускной коллектор;
14
- головка
цилиндров;
15
- свеча накаливания;
16
- датчик температуры и давления
наддувочного воздуха;
17
- датчик высокого давления топлива;
18
- датчик
температуры и давления топлива; 19 - датчик частоты вращения распределительного
вала; 20 - воздухоочиститель; 21 - глушитель; 22 - подогреватель топлива; 23 - клапан
ограничения давления; 24 - моноциклон; 25 - охладитель рециркулируемых газов;
26 - редуктор привода ТНВД.
Рисунок 3.1.5 - Схема системы питания двигателя Д-245.5S3A («БЕЛАРУС-921.4»).
82
Турбокомпрессор использует энергию отработавших газов для наддува возду-
ха в цилиндры двигателя. Принцип работы турбокомпрессора заключается в том, что
отработавшие газы из цилиндров двигателя под давлением поступают через вы-
пускной коллектор в улиточные каналы турбины. Расширяясь, газы вращают ротор,
колесо компрессора которого через воздухоочиститель всасывает воздух и подает
под давлением в цилиндры двигателя. Частота вращения ротора, подача и давление
нагнетаемого воздуха зависят от режима работы двигателя. Подшипники турбоком-
прессора смазываются и охлаждаются маслом, поступающим по трубопроводу от
масляного фильтра. Из турбокомпрессора масло сливается в картер двигателя по
маслоотводящей трубке.
Топливный насос высокого давления (ТНВД) 4 (рисунок 3.1.5) предназначен
для создания резерва топлива, поддержания и регулирования давления в топливном
аккумуляторе 7. Привод ТНВД 4 осуществляется от коленчатого вала двигателя че-
рез повышающий редуктор 26. На корпусе ТНВД 4 закреплены топливоподкачива-
ющий насос, имеющий привод от вала ТНВД, и электромагнитный регулятор давле-
ния 5. Смазка и охлаждение деталей ТНВД осуществляется дизельным топливом,
поступающим в ТНВД.
Аккумулятор топлива под высоким давлением (Rail) 7 является объемным
накопителем топлива под высоким давлением. Одновременно аккумулятор 7 сгла-
живает колебания давления, которые возникают из-за пульсирующей подачи топли-
ва от ТНВД 4, а также из-за работы форсунок 8 во время впрыскивания за счет не
синхронности импульсов давления доз топлива, поступающих от ТНВД 4 и расходу-
емых через форсунки 8, а также за счет многократного превышения массы топлива,
находящегося в аккумуляторе 7 и играющего роль демпфера для импульсов давле-
ния малых доз топлива, поступающих и расходуемых.
Форсунка 8 предназначена для впрыскивания топлива в цилиндр дизеля и обеспе-
чения качественного распыла топлива. Требуемые момент начала впрыскивания и вели-
чина подачи топлива обеспечиваются действием электромагнитного клапана форсунки.
Момент начала впрыскивания устанавливается системой электронного управления ра-
ботой дизеля. Формирование электронным блоком сигналов управления форсунками 8
происходит на основании “считывания” сигналов, формируемых датчиками частоты вра-
щения коленчатого вала и первичного вала редуктора привода ТНВД, установленных в
определенном угловом положении один относительно другого.
Фильтр предварительной (грубой) очистки топлива 2 служит для предвари-
тельной очистки топлива от механических примесей и воды. На корпусе фильтра
грубой очистки топлива 2 устанавливается ручной топливоподкачивающий насос 3,
необходимый для заполнения топливной системы топливом без воздуха. Слив от-
стоя из фильтра производится через кран, расположенный в нижней части влаго-
сборника.
Фильтр тонкой очистки топлива 6 служит для окончательной очистки топлива.
Фильтр тонкой очистки - неразборный. Топливо, проходя сквозь шторы бумажного
фильтрующего элемента, очищается от механических примесей. Для удаления воз-
духа из системы питания необходимо отвернуть пробку, расположенную на болте
крепления отводящего штуцера фильтра тонкой очистки топлива.
Воздухоочиститель 20 служит для очистки всасываемого в цилиндры воздуха.
Подробные сведения об устройстве и работе впускного тракта трактора «БЕЛАРУС-
921.4» представлены в подразделе 3.1.3 «Система очистки воздуха двигателя».
Устройство рециркуляции отработавших газов предназначено для снижения уров-
ня токсичности отработавших газов и повышения топливной экономичности двигателя на
частичных режимах малых частот вращения коленчатого вала. В состав устройства ре-
циркуляции входит охладитель рециркулируемых отработавших газов (РОГ) 25, работа-
ющий по принципу теплообменника, смеситель, патрубки подводящие и отводящие
охлаждающей жидкости и отработавших газов.
83
3.1.3 Система очистки воздуха двигателя
На тракторах «БЕЛАРУС-921/921.2/921.3/921.4» установлен воздухоочиститель
сухого типа с применением одного бумажного фильтрующего элемента. Данный
воздухоочиститель имеет две ступени очистки:
- предварительная инерционная очистка воздуха (встроенный циклон). Произ-
водится внутри воздухоочистителя за счет тангенциального впуска и центробежных
сил, возникающих при спиралевидном вращении воздуха, относительно оси корпуса
3 (рисунок 3.1.6) воздухоочистителя. Сброс пыли осуществляется через резиновый
клапан 7, установленный на крышке 6 воздухоочистителя при остановке и запуске
двигателя, за счет возникновения внутри воздухоочистителя избыточного давления;
- сухая очистка основным фильтрующим элементом 5. Забор воздуха возду-
хоочистителем осуществляется через воздухозаборник 1. Подвод воздуха к турбо-
компрессору через воздухоподводящий тракт обеспечивает подводящий патрубок 2.
1 - воздухозаборник; 2 - патрубок подводящий; 3 - корпус; 4 - контрольный
фильтрующий элемент (КФЭ); 5 - основной фильтрующий элемент (ОФЭ); 6 - крыш-
ка; 7 - резиновый клапан.
Рисунок 3.1.6 - Воздухоочиститель
Для сигнализации засорённости фильтра воздухоочистителя предусмотрена ин-
дикация с помощью контрольной лампы, расположенной на панели щитка приборов.
Электрический датчик сигнализации засорённости фильтра воздухоочистителя установ-
лен в зоне воздухоподводящего тракта и срабатывает при разряжении от 6 до 7 кПа.
84
3.1.4 Система охлаждения наддувочного воздуха
На тракторах «БЕЛАРУС-921.3/921.4» промежуточное охлаждение наддувоч-
ного воздуха является средством, увеличивающим плотность воздушного заряда,
поступающего в цилиндры двигателя, что способствует более эффективному сгора-
нию большего количества топлива в цилиндрах и, как следствие, обеспечивает по-
вышение мощности при уменьшении удельного расхода топлива. На двигателе при-
меняется воздухо-воздушная система охлаждения наддувочного воздуха с пластин-
чаторебристым воздухоохладителем (радиатором) 4 (рисунок 3.1.7).
Охладитель наддувочного воздуха 4, установлен перед водяным радиатором
и через систему воздухопроводов 3 и патрубков 2 соединённых хомутами 1 связан с
турбокомпрессором и впускным коллектором двигателя. ОНВ представляет собой
воздуховоздушный теплообменник, состоящий из сердцевины в виде оребренных
алюминиевых трубок, баков и патрубков. Воздух к ОНВ поступает от турбокомпрес-
сора, охлаждается в нем для улучшения мощностно-экономических и экологических
показателей двигателя и далее поступает во всасывающий коллектор двигателя.
1 - хомуты;
2 - термостойкие силиконовые патрубки;
3 - воздухопроводы;
4 - охладитель надувочного воздуха.
Рисунок 3.1.7 - Система охлаждения наддувочного воздуха
85
3.1.5 Внешняя часть системы охлаждения двигателя
Система охлаждения двигателя - жидкостная, закрытого типа, с принудительной
циркуляцией охлаждающей жидкости от центробежного насоса и термостатом. Вклю-
чает рубашку охлаждения, водяной насос, водяной радиатор 2 (рисунок 3.1.8, 3.1.9) с
пароотводящей и компенсационной трубкой 4, вентилятор, расширительный бачок 6,
соединительные шланги, хомуты, сливной краник 9, пробку расширительного бачка 7,
масляный радиатор 13, соединительные магистрали 11 и 12, масляный фильтр 14.
Регулирование теплового режима двигателя осуществляется с помощью термоста-
та. Водяной радиатор системы охлаждения - трубчато-пластинчатый. Пробка водя-
ного радиатора - с паровым и воздушным клапанами.
Примечание - Масляный радиатор 13, соединительные магистрали 11 и 12 и
масляный фильтр 14 устанавливаются только на тракторах «БЕЛАРУС-921/921.2».
Рабочий диапазон системы охлаждения от 80 до 98С. Допускается кратко-
временное (до 10 мин) повышение температуры до 100С. Температура охлаждаю-
щей жидкости контролируется по указателю температуры охлаждающей жидкости и
сигнальной лампой аварийной температуры охлаждающей жидкости двигателя в
комбинации приборов. Аварийная сигнализация температуры охлаждающей жидко-
сти срабатывает в пределах от 102 до 109С.
Установка элементов внешней части системы охлаждения двигателя тракто-
ров «БЕЛАРУС-921/921.2» представлена на рисунке 3.1.8.
Установка элементов внешней части системы охлаждения двигателя тракто-
ров «БЕЛАРУС-921.3/921.4» представлена на рисунке 3.1.9.
1 - уплотнитель нижний; 2 - радиатор водяной; 3 - кожух вентилятора; 4 - па-
роотводящая и компенсационная трубка;
5 - хомут крепления расширительного
бачка; 6 - бачок расширительный; 7 - пробка расширительного бачка; 8 - патрубок
от двигателя к водяному радиатору; 9 - краник сливной; 10 - патрубок от водяного
радиатора к водяному насосу двигателя; 11 - магистраль от двигателя к масляному
радиатору; 12 - магистраль от масляного радиатора к двигателю; 13 - радиатор
масляный; 14 - фильтр масляный.
Рисунок 3.1.8 - Установка элементов внешней части системы охлаждения дви-
гателя на тракторах «БЕЛАРУС-921/921.2».
86
1 - уплотнитель нижний; 2 - радиатор водяной; 3 - кожух вентилятора; 4 - па-
роотводящая и компенсационная трубка;
5 - хомут крепления расширительного
бачка; 6 - бачок расширительный; 7 - пробка расширительного бачка; 8 - патрубок
от двигателя к водяному радиатору; 9 - краник сливной; 10 - патрубок от водяного
радиатора к водяному насосу двигателя.
Рисунок 3.1.9 - Установка элементов внешней части системы охлаждения дви-
гателя на тракторах «БЕЛАРУС-921.3/921.4».
Примечание - На тракторах «БЕЛАРУС-921/921.2» с кондиционером устанав-
ливаются элементы внешней части системы охлаждения двигателя в соответствии с
рисунком 3.1.9.
ВНИМАНИЕ: ЗАПРАВКА СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ДОЛЖНА
ПРОИЗВОДИТЬСЯ ТОЛЬКО НИЗКОЗАМЕРЗАЮЩЕЙ ЖИДКОСТЬЮ, УКАЗАННОЙ В
ПОДРАЗДЕЛЕ 6.7 «ЗАПРАВКА И СМАЗКА ТРАКТОРА ГОРЮЧЕСМАЗОЧНЫМИ МА-
ТЕРИАЛАМИ»!
87
3.1.6 Система смазки двигателя
3.1.6.1 Система смазки двигателей Д-245.5/245.5С
Система смазки двигателя комбинированная. Подшипники коленчатого и рас-
пределительного валов, втулки промежуточной шестерни и шестерни привода топ-
ливного насоса, шатунный подшипник коленчатого вала пневмокомпрессора, а также
механизм привода клапанов и подшипник вала турбокомпрессора, смазываются под
давлением. Гильзы, поршни, поршневые пальцы, штанги, толкатели и кулачки рас-
пределительного вала смазываются разбрызгиванием. Масляный насос - шесте-
ренного типа, односекционный, крепится болтами к крышке первого коренного под-
шипника. Насос подает масло по патрубку и каналам блока цилиндров в полнопо-
точный неразборный масляный фильтр с бумажным фильтрующим элементом (на
тракторах без средств облегчения пуска в центробежный масляный фильтр), в кото-
ром оно очищается от посторонних примесей, продуктов сгорания и износа. Из пол-
нопоточного неразборного фильтра (центробежного масляного фильтра) очищенное
масло поступает в радиатор для охлаждения. Из масляного радиатора масло по-
ступает в магистраль дизеля.
При пуске двигателя:
- с центробежным масляным фильтром, непрогретое масло вследствие боль-
шого сопротивления радиатора через редукционный (радиаторный) клапан поступа-
ет непосредственно в магистраль двигателя, минуя радиатор. Предохранительный
клапан (клапан центробежного масляного фильтра) служит для поддержания давле-
ния масла 0,8 МПа. При повышении давления выше указанного часть неочищенного
масла сливается через клапан в картер двигателя;
- с полнопоточным неразборным масляным фильтром (с бумажным фильтру-
ющим элементом), когда сопротивление прохождению масла через масляный
фильтр превышает 0,13…0,17 МПа, открывается перепускной клапан масляного
фильтра, редукционный (радиаторный) клапан, и масло, минуя масляный фильтр и
масляный радиатор, поступает в масляную магистраль двигателя.
Редукционный и предохранительный клапаны не регулируемые. На работаю-
щем двигателе категорически запрещается отворачивать пробки редукционного и
предохранительного клапанов. Сливной клапан отрегулирован на давление от 0,25
до 0,35 МПа и служит для поддержания необходимого давления масла в главной ма-
гистрали двигателя. Избыточное масло сливается через клапан в картер двигателя.
Из главной магистрали двигателя по каналам в блоке цилиндров масло поступает ко
всем коренным подшипникам коленчатого и шейкам распределительного валов. От
коренных подшипников по каналам в коленчатом вале оно идет ко всем шатунным
подшипникам. От первого коренного подшипника масло по специальным каналам
поступает к втулкам промежуточной шестерни и шестерни привода топливного насо-
са, а также к топливному насосу. Детали клапанного механизма смазываются мас-
лом, поступающим от заднего подшипника распределительного вала по каналам в
блоке, головке цилиндров, сверлению в IV стойке коромысел во внутреннюю полость
оси коромысел и через отверстие к втулке коромысла, от которой по каналу идет на
регулировочный винт и штангу. К пневмокомпрессору масло поступает из главной
магистрали по сверлениям в блоке цилиндров и специальному маслопроводу. Из
компрессора масло сливается в картер двигателя.
Масло к подшипниковому узлу турбокомпрессора поступает по трубке, под-
ключенной на выходе из корпуса масляного фильтра. Из подшипникового узла тур-
бокомпрессора масло по трубке отводится в масляный картер.
Примечание - Система смазки двигателей Д-245.5/245.5С тракторов «БЕЛА-
РУС-921/921.2» с кондиционером соответствует системе смазки двигателей Д-
245.5S2/245.5S3A/245.5S3AM и представлена в подпункте 3.1.6.2.
88
3.1.6.2 Система смазки двигателей Д-245.5S2/245.5S3A/245.5S3AM
Система смазки двигателя комбинированная. Подшипники коленчатого и рас-
пределительного валов, втулки промежуточной шестерни и шестерни привода топ-
ливного насоса, шатунный подшипник коленчатого вала пневмокомпрессора, а также
механизм привода клапанов и подшипник вала турбокомпрессора, смазываются под
давлением. Гильзы, поршни, поршневые пальцы, штанги, толкатели и кулачки рас-
пределительного вала смазываются разбрызгиванием. Масляный насос - шесте-
ренного типа, односекционный, крепится болтами к крышке первого коренного под-
шипника. Насос подает масло по патрубку, каналам блока цилиндров и каналам кор-
пуса масляного фильтра в жидкостно-масляный теплообменник (ЖМТ), а затем в
полнопоточный неразборный масляный фильтр с бумажным фильтрующим элемен-
том, в котором оно очищается от посторонних примесей, продуктов сгорания и изно-
са. Из полнопоточного неразборного фильтра очищенное масло поступает в маги-
страль двигателя.
При пуске двигателя на холодном масле, когда сопротивление прохождению
масла в жидкостно-масляном теплообменнике превышает значение 0,15…0,2 МПа,
перепускной клапан открывается, и масло, минуя жидкостно-масляный теплообмен-
ник, поступает в масляный фильтр, а при сопротивлении в масляном фильтре
0,13…0,17 МПа, открывается перепускной клапан масляного фильтра и масло, ми-
нуя масляный фильтр, поступает в масляную магистраль. Перепускные клапаны не-
регулируемые. На работающем двигателе категорически запрещается отворачивать
пробки редукционного клапана. Сливной клапан отрегулирован на давление от 0,25
до 0,35 МПа и служит для поддержания необходимого давления масла в главной ма-
гистрали двигателя. Избыточное масло сливается через клапан в картер двигателя.
Из главной магистрали двигателя по каналам в блоке цилиндров масло поступает ко
всем коренным подшипникам коленчатого и шейкам распределительного валов. От
коренных подшипников по каналам в коленчатом вале оно идет ко всем шатунным
подшипникам. От первого коренного подшипника масло по специальным каналам
поступает к втулкам промежуточной шестерни и шестерни привода топливного насо-
са, а также к топливному насосу. Детали клапанного механизма смазываются мас-
лом, поступающим от заднего подшипника распределительного вала по каналам в
блоке, головке цилиндров, сверлению в IV стойке коромысел во внутреннюю полость
оси коромысел и через отверстие к втулке коромысла, от которой по каналу идет на
регулировочный винт и штангу. К пневмокомпрессору масло поступает из главной
магистрали по сверлениям в блоке цилиндров и специальному маслопроводу. Из
компрессора масло сливается в картер двигателя.
Масло к подшипниковому узлу турбокомпрессора поступает по трубке, под-
ключенной на выходе из корпуса масляного фильтра. Из подшипникового узла тур-
бокомпрессора масло по трубке отводится в масляный картер.
89
3.2 Сцепление
3.2.1 Муфта сцепления
На маховике 1 (рисунок 3.2.1) двигателя установлена сухая однодисковая муфта
сцепления постоянно-замкнутого типа.
Ведущей частью муфты сцепления являются маховик 1 и нажимной диск 3. К ведомой
части сцепления относится ведомый диск 2 (базовая комплектация - безасбестовые наклад-
ки, по заказу - сегменты из металлокерамики) с гасителем крутильных колебаний 8, установ-
ленный на силовом валу 6.
На тракторах «БЕЛАРУС-921/921.2/921.3/921.4» необходимое усилие прижатия тру-
щихся поверхностей ведущей и ведомой частей обеспечивается девятью основными пружи-
нами 21 и шестью дополнительными пружинами 20 (рисунок 3.2.1 а).
Если трактор укомплектован ведомыми дисками с металлокерамическими сегмента-
ми, необходимое усилие прижатия трущихся поверхностей ведущей и ведомой частей обес-
печивается только девятью основными пружинами 21 (рисунок 3.2.1б).
Между плавающей втулкой 7, связанной с валом привода ВОМ 4, и опорным диском
10 установлены эластичные элементы. Включение и выключение сцепления производится
отводкой 16 с выжимным подшипником 14, перемещающейся по кронштейну 15. Вилка 17
отводки с валиком 18 связаны тягой с педалью сцепления. Смазка выжимного подшипника 14
осуществляется через пресс-масленку, ввинченную в цапфу отводки.
а) Муфта сцепления трактора с безасбестовыми
б) Муфта сцепления тракторов с металлокерами-
накладками ведомых дисков, с дополнительны-
ческими сегментами ведомых дисков, без до-
ми пружинами в корзине сцепления
полнительных пружин в корзине сцепления
(остальное см. рисунок а)
1 - маховик; 2 - диск ведомый; 3 - диск нажимной; 4 - вал привода ВОМ; 5 - сту-
пица; 6 - вал силовой; 7 - втулка плавающая; 8 - гаситель крутильных колебаний;
9 - рычаг отжимной; 10 - диск опорный; 11 - вилка; 12 - гайка; 13 - стопорная пластина;
14 - выжимной подшипник; 15 - кронштейн отводки; 16 - отводка; 17 - вилка выключе-
ния; 18 - валик управления; 19 - стакан; 20 - пружина нажимная; 21 - пружина нажим-
ная; 22 - шайба изолирующая.
Рисунок 3.2.1 - Муфта сцепления
90
3.2.2 Особенности демонтажа, установки и регулировки муфты сцепления
3.2.2.1 Общие сведения
1 - маховик; 2 - диск ведомый; 3 - диск нажимной; 4 - втулка плавающая;
5 - рычаг отжимной; 6 - диск опорный; 7 -стопорная пластина; 8 - регулировочная
гайка; 9 -вилка; 10 - втулка.
Рисунок 3.2.2 - Монтаж, демонтаж и регулировка отжимных рычагов муфты сцепления
Рисунок 3.2.3 - Технологическая оправка
91

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
2 посетителя считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности