Трактор Беларус 921 / 921.2 / 921.3 / 921.4. Руководство — часть 6

Для доступа к блоку предохранителей 3 (рисунок 2.23.16), который расположен в
районе установки фильтра грубой очистки топлива 2, необходимо поднять капот трактора.
1 - фильтр грубой очистки топлива; 2 - двигатель; 3 - блок предохранителей.
Рисунок 2.23.16 - Расположение блока предохранителей в моторном отсеке
Предохранители, расположенные в районе установки фильтра грубой очистки
топлива, представлены на рисунке 2.23.17.
1 - предохранитель питания реле стартера (расположенного в коммутационном
блоке) и цепи дистанционного включения/выключения АКБ номиналом 80 А; 2 - предо-
хранитель питания свечей накаливания номиналом 80 А; 3, 4 - предохранители питания
коммутационного блока номиналом 60 А; 5 - блок предохранителей.
Рисунок 2.23.17 - Предохранители, расположенные в районе установки фильтра
грубой очистки топлива
Для доступа к блоку предохранителей, расположенному над аккумуляторной бата-
реей, необходимо поднять капот трактора. Предохранители электрооборудования и элек-
тронной системы управления двигателем, расположенные над аккумуляторной батареей,
представлены на рисунке 2.23.18.
1 - аккумуляторная батарея; 2 - блок предохранителей; 3 - предохранитель дистанци-
онного выключателя АКБ и питания магнитолы номиналом 60 А; 4 - предохранитель постоян-
ного питания ЭСУД (при любом положении выключателя АКБ) номиналом 30 А; 5 - дополни-
тельный подвесной предохранитель дистанционного выключателя АКБ и питания магнитолы
номиналом 25 А; 6 -предохранитель питания дополнительных электрических розеток,
установленных в кабине, номиналом 80 А; 7 - предохранитель цепи заряда АКБ и питания
коммутационного блока до запуска двигателя номиналом 80 А.
Рисунок 2.23.18 - Предохранители ЭСУД и ЭО над АКБ
68
Кроме предохранителя 6 (рисунок 2.23.18), в бортовой сети трактора для за-
щиты силовых цепей дополнительных электрических розеток расположенных на па-
нели системы управления двигателем устанавливаются дополнительные предохра-
нители 1 и 2 (рисунок 2.23.19).
1 - предохранитель розетки для дополнительного оборудования номиналом 20 А;
2 - предохранитель розетки для подключения агрегатируемых машин номиналом 25 А;
3 - панель системы управления двигателем.
Рисунок 2.23.19 - Дополнительные предохранители электрических розеток
Для доступа к предохранителям 1 и 2 (рисунок 2.23.19) выполните следующее:
- переведите рукоятки 4 (рисунок 2.23.20) в крайнее заднее положение;
- отверните винты 2 крепления накладки 3 к боковому пульту 1;
- сдвиньте накладку 3 для доступа к предохранителям.
1 - боковой пульт; 2 -болты; 3 - накладка; 4 - рукоятки ГНС.
Рисунок 2.23.20 - Доступ к дополнительным предохранителям электрических розеток
На тракторах «БЕЛАРУС-921.4» с системой пуска 24 В в системе электрооборудо-
вания дополнительно установлен преобразователь напряжения. Предохранители, уста-
новленные в цепях преобразователя напряжения, представлены на рисунке 2.23.10.
69
2.24 Замки и рукоятки кабины
2.24.1 Замки дверей кабины
Левая и правая двери кабины трактора закрываются замками 4 (рисунок
2.24.1) изнутри. Рычаг 5 служит для открывания левой и правой двери кабины изнут-
ри. При перемещении рычага 5 назад замок двери открывается. Замки правой и ле-
вой двери могут быть заблокированы изнутри кабины. Для того, чтобы заблокиро-
вать замок двери изнутри кабины, необходимо захват 3 переместить в крайнее
верхнее положение. Для разблокирования, соответственно, переместить захват 3 в
крайнее нижнее положение.
При разблокированных замках 4 левая дверь открывается снаружи нажатием
на кнопку 2 ручки.
Замок левой двери кабины закрывается и открывается снаружи. Чтобы его за-
крыть снаружи, необходимо выполнить следующее:
- вставить ключ 1 в отверстие цилиндрового механизма, который расположен в кнопке 2;
- не нажимая на кнопку 2, повернуть ключ в положение “закрыто”.
Чтобы открыть замок левой двери снаружи кабины, необходимо вставить ключ
1 в отверстие цилиндрового механизма, который расположен в кнопке 2 и, не нажи-
мая на кнопку 2, повернуть ключ в положение “открыто”, затем нажать на кнопку 2.
1 - ключ; 2 - кнопка; 3 - захват, 4 - замок; 5 - рычаг.
Рисунок 2.24.1 - Замок двери кабины
2.24.2 Открытие бокового стекла
Для открытия бокового стекла 1 (рисунок 2.24.2), как правого, так и левого,
поверните рукоятку 2 вверх и оттолкните ее от себя. Затем зафиксируйте боковое
стекло в открытом положении, для чего необходимо нажать на рукоятку 2 вниз.
Для закрытия бокового стекла 1 нажмите на рукоятку 2 вверх, после чего по-
тяните рукоятку 2 на себя, затем поверните ее вниз, до фиксации бокового стекла в
закрытом положении.
а) закрытое боковое стекло
б) открытое боковое стекло
1 - боковое стекло; 2 - рукоятка.
Рисунок 2.24.2 - Открытие бокового стекла
70
2.24.3 Открытие заднего стекла
Для открытия заднего стекла поверните рукоятку 1 (рисунок 2.24.3) влево (по
ходу трактора) и взявшись за поручень 2 оттолкните заднее стекло 3 от себя до фик-
сации стекла в открытом положении.
Для закрытия заднего стекла потяните поручень 2 на себя до фиксации стекла
3 в закрытом положении.
1 - рукоятка; 2 - поручень; 3 - заднее стекло.
Рисунок 2.24.3 - Открытие заднего окна
2.24.4 Открытие люка кабины
Для открытия люка потяните панель 2 (рисунок 2.24.4) вниз на себя, переме-
стите зацеп 3 вперед по ходу движения трактора, оттолкните панель 2 вверх, до
фиксации люка 1 в открытом положении.
Для закрытия люка 1 потяните панель 2 вниз, до фиксации люка в закрытом
положении.
1 - люк; 2 - панель; 3 - зацеп.
Рисунок 2.24.4 - Открытие люка
71
2.25 Сиденье и его регулировки
2.25.1 Общие сведения
Сиденье имеет механическую подвеску, состоящую из пластинчатого торсио-
на и амортизатора двухстороннего действия. Направляющий механизм типа «нож-
ницы» обеспечивает строго вертикальное перемещение сиденья. Динамический ход
сиденья 90 мм.
ВНИМАНИЕ: ПРЕЖДЕ ЧЕМ НАЧАТЬ РАБОТУ НА ТРАКТОРЕ, ОТРЕГУЛИ-
РУЙТЕ СИДЕНЬЕ В НАИБОЛЕЕ УДОБНОЕ ДЛЯ ВАС ПОЛОЖЕНИЕ. ВСЕ РЕГУЛИ-
РОВКИ ПРОИЗВОДИТЕ НАХОДЯСЬ НА СИДЕНЬИ! СИДЕНЬЕ СЧИТАЕТСЯ ПРА-
ВИЛЬНО ОТРЕГУЛИРОВАННЫМ ПО МАССЕ ЕСЛИ ПОД ВЕСОМ ОПЕРАТОРА ВЫ-
БИРАЕТ ПОЛОВИНУ ХОДА (ХОД ПОДВЕСКИ 90 ММ)!
2.25.2 Регулировки сиденья
1 - рукоятка продольной регулировки; 2 - рукоятка регулирования высоты си-
денья; 3 - рукоятка регулирования по массе; 4 - рукоятка регулировки наклона спинки;
А - Место расположения знаков «+» или «-» на рукоятке регулирования по массе.
Рисунок 2.25.1 - Регулировки сиденья
Сиденье имеет следующие регулировки:
- регулировка по массе оператора. Осуществляется рукояткой 3 (рисунок
2.25.1) в пределах от 50 до 120 кг. Для регулирования сиденья на большую массу
необходимо переместить ручку рукоятки 3 в осевом направлении вперед до упора и
развернуть вокруг своей оси на 180°, (на рукоятке появится знак «+»), а затем воз-
вратно поступательным движением затянуть торсион (затяжка торсиона выполняет-
ся вращением рукоятки 3 в горизонтальной плоскости). Для регулирования сиденья
на меньшую массу необходимо переместить ручку рукоятки 3 в осевом направлении
вперед до упора и развернуть вокруг своей оси на 180° (на рукоятке появится знак «-
»), а затем возвратно поступательным движением отпустить торсион (отпускание
торсиона выполняется вращением рукоятки 3 в горизонтальной плоскости);
- продольная регулировка. Осуществляется рукояткой 1 в пределах 75 мм от
среднего положения. Для передвижения посадочного места «вперед-назад» необхо-
димо поднять рукоятку 1 вверх на себя, передвинуть посадочное место и затем отпу-
стить рукоятку. Посадочное место автоматически зафиксируется в нужном положении;
- регулировка угла наклона спинки. Осуществляется рычагом 4 в пределах от
0° до плюс 16°. Для изменения угла наклона спинки необходимо поднять рычаг 4
вверх до упора, наклонить спинку в нужном направлении на требуемый угол, и отпу-
стить рычаг. Спинка зафиксируется в установленном положении;
- регулировка по высоте. Осуществляется рукояткой 2 в пределах 35 мм от
среднего положения (всего семь положений). Для увеличения высоты сиденья необ-
ходимо немного сжать подвеску и переместить рукоятку 2 влево по ходу движения
трактора, а для уменьшения высоты - вправо.
72
2.26 Управление компрессором пневмосистемы
Рукоятка включения компрессора пневмосистемы 1 (рисунок 2.26.1) имеет два
положения:
- левое (стрелка на рукоятке обращена вперед по ходу трактора) - "компрес-
сор выключен";
- правое (стрелка на рукоятке обращена назад, к кабине трактора) - "компрес-
сор включен".
ВНИМАНИЕ: ВКЛЮЧАЙТЕ И ВЫКЛЮЧАЙТЕ КОМПРЕССОР ПНЕВМОСИ-
СТЕМЫ ТОЛЬКО ПРИ НЕРАБОТАЮЩЕМ ДВИГАТЕЛЕ, ЛИБО НА МИНИМАЛЬНЫХ
ХОЛОСТЫХ ОБОРОТАХ ДВИГАТЕЛЯ!
1 - рукоятка включения компрессора пневмосистемы; 2 - компрессор пневмо-
системы; 3 - схема управления компрессором пневмосистемы.
Рисунок 2.26.1 -Управление компрессором пневмосистемы
Примечание - На рисунке 2.26.1 показано положение «компрессор пневмоси-
стемы выключен».
2.27 Подсоединительные элементы электрооборудования
2.27.1 Розетка для подключения электрооборудования агрегатируемого сель-
скохозяйственного оборудования
Стандартная 7-ми штырьковая розетка с дополнительным гнездом для вклю-
чения переносной лампы (рисунок 2.27.1) предназначена для подключения потреби-
телей тока прицепа или прицепного сельскохозяйственного орудия. Устанавливается
на задней опоре кабины. С розеткой соединяется штепсельная вилка жгута проводов
прицепа или присоединенных машин.
1 - указатель поворота левый; 2 - звуковой сигнал; 3 - «масса»; 4 - указатель
поворота правый; 5 - правый габаритный фонарь; 6 - стоп-сигнал; 7 - левый габарит-
ный фонарь; 8 - гнездо для подключения переносной лампы или других электриче-
ских элементов с током потребления до 8 А или 12 А в зависимости от типа розетки.
Рисунок 2.27.1 - назначение клемм семиштырьковой розетки с дополнитель-
ным гнездом для включения переносной лампы
73
2.27.2 Подключение дополнительного электрооборудования агрегатируемых
машин
Для контроля за выполнением рабочего процесса агрегатируемых машин до-
пускается устанавливать в кабине трактора контрольно-управляющую аппаратуру
(пульты управления), которая является принадлежностью агрегатируемои машины.
Агрегатируемые машины оснащены различными электрическими и электрон-
ными узлами, действие которых может повлиять на показания приборов трактора.
Поэтому, применяемые электроприборы, которые входят в оборудование сельскохо-
зяйственных агрегатов, должны иметь сертификат о прохождении электромагнитной
совместимости, согласно международным требованиям.
Производите подключение электрооборудования агрегатируемых машин к
следующим элементам электрооборудования трактора:
1. Розетке семиконтактной (тип 12N, ГОСТ 9200) - допустимый потребляемый
ток не более 10 А, электроцепь защищена предохранителем в электрооборудовании
трактора:
- «+» к клемме №5 розетки;
- «-» к клемме №3 розетки (возможно подключение электропотребителя аг-
регатирумой машины при включенных габаритных огнях этой же агрегатирумой ма-
шины).
2. Розетке двухполюсной (ИСО 4165:2001), расположенной на корпусе семикон-
тактной розетки (клемма №8) - допустимый потребляемый ток не более 8 или 12 А в
зависимости от типа розетки (допустимый потребляемый ток указан на корпусе розет-
ки), электроцепь защищена предохранителем в электрооборудовании трактора;
3. Генератору трактора.
- «+» к клемме «В+» генератора (диаметр клеммы = 6 мм).
- «-» к корпусу двигателя.
Конструкцией трактора предусмотрена следующая величина отбора электриче-
ской мощности для питания электроэнергией агрегатируемых машин (при базовой ком-
плектации трактора генератором мощностью 1150 Вт («БЕЛАРУС-921/921.2/921.3») или
2000 Вт («БЕЛАРУС-921.4»), при работе двигателя не менее 1500 об/мин):
1. В темное время суток, при всей включенной светотехнике:
- не более 5 А, при продолжительном режиме включения;
- не более 20 А, при повторно-кратковременном режиме включения с продол-
жительностью включения менее 15% от общего времени работы трактора;
2. Допускается увеличение потребляемой мощности в светлое время суток
при отключенной светотехнике, до следующих величин:
- не более 25 А, при продолжительном режиме включения;
- не более 40 А, при повторно-кратковременном режиме включения менее 15%
от общего времени работы трактора.
ВНИМАНИЕ: В ЭЛЕКТРОЦЕПИ ПОДКЛЮЧАЕМОГО К ГЕНЕРАТОРУ ОБО-
РУДОВАНИЯ АГРЕГАТИРУЕМОЙ МАШИНЫ ДОЛЖНЫ БЫТЬ УСТАНОВЛЕНЫ
ПРЕДОХРАНИТЕЛИ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО НОМИНАЛА!
ВНИМАНИЕ: ПРИ ПОДКЛЮЧЕНИИ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ АГРЕГАТИ-
РУЕМЫХ МАШИН К ТРАКТОРУ ОБРАТИТЕТЕСЬ ЗА КОНСУЛЬТАЦИЕЙ К ВАШЕМУ
ДИЛЕРУ, ТАК КАК НЕПРАВИЛЬНОЕ ПОДКЛЮЧЕНИЕ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ
АГРЕГАТИРУЕМЫХ МАШИН К ТРАКТОРУ МОЖЕТ ПРИВЕСТИ К ВЫХОДУ ИЗ
СТРОЯ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ ТРАКТОРА!
74
2.27.3 Подключение электрооборудования агрегатируемых машин через до-
полнительные розетки на тракторе «БЕЛАРУС-921.4» с двигателем Д-245.5S3A
Для контроля за выполнением рабочего процесса агрегатируемых машин до-
пускается устанавливать в кабине трактора контрольно-управляющую аппаратуру
(пульты управления), которая является принадлежностью агрегатируемой машины.
Агрегатируемые машины оснащены различными электрическими и электронными
узлами, действие которых может повлиять на показания приборов трактора. Поэто-
му, применяемые электроприборы, которые входят в оборудование сельскохозяй-
ственных агрегатов, должны иметь сертификат о прохождении электромагнитной
совместимости, согласно международным требованиям.
На тракторе «БЕЛАРУС-921.4» с двигателем Д-245.5S3A кроме розетки для под-
ключения прицепного сельскохозяйственного оборудования имеются дополнительные
электрические розетки. Установка этих розеток представлена на рисунке 2.9.1.
Питание на розетки 3 и 6 (рисунок 2.9.1) подается после включения АКБ («массы»).
Максимальные токовые нагрузки на розетки следующие:
- розетка для подключения агрегатируемых машин - 25 А;
- розетка для дополнительного оборудования - 10 А;
Предохранители розеток 3 и 6 представлены в пункте 2.23.3 «Предохранители
и реле системы электрооборудования и электронной системы управления двигате-
лем трактора «БЕЛАРУС-921.4» с двигателем Д-245.5S3A.».
Ответные части к розеткам (вилки электрические) прикладываются в ЗИП трактора.
ВНИМАНИЕ: ПРИ ПОДКЛЮЧЕНИИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ СТРОГО СОБЛЮДАТЬ
ПОЛЯРНОСТЬ, УКАЗАННУЮ НА ВИЛКАХ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ!
ВНИМАНИЕ: ПРИ ПОДКЛЮЧЕНИИ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ АГРЕГАТИ-
РУЕМЫХ МАШИН К БЛОКУ РОЗЕТОК ТРАКТОРА ОБРАТИТЕТЕСЬ ЗА КОНСУЛЬ-
ТАЦИЕЙ К ВАШЕМУ ДИЛЕРУ, ТАК КАК НЕПРАВИЛЬНОЕ ПОДКЛЮЧЕНИЕ ЭЛЕК-
ТРООБОРУДОВАНИЯ АГРЕГАТИРУЕМЫХ МАШИН К ТРАКТОРУ МОЖЕТ ПРИВЕ-
СТИ К ВЫХОДУ ИЗ СТРОЯ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ ТРАКТОРА!
75
3 Описание и работа составных частей трактора
3.1 Двигатель и его системы
3.1.1 Двигатель
3.1.1.1 Общие сведения
Примечание - В подразделе 3.1.1 «Двигатель» приведены краткие сведения о
двигателе и его составных частях. Для получения полной информации об устройстве и
работе двигателя, его составных частей, Вам необходимо изучить руководство по экс-
плуатации двигателя 243-0000100 РЭ (для двигателя Д-245.5), либо 243C/245С-0000100
РЭ (для двигателя Д-245.5С), либо 245S2-0000100 РЭ (для двигателя Д-245.5S2), либо
245S3AM-0000100РЭ (для двигателя Д-245.5S3AM), либо 245S3A-0000100РЭ (для двига-
теля Д-245.5S3A) составленное ОАО «ММЗ».
На тракторах «БЕЛАРУС-921» установлен двигатель Д-245.5.
На тракторах «БЕЛАРУС-921.2» установлен двигатель Д-245.5С.
На тракторах «БЕЛАРУС-921.3» установлен двигатель Д-245.5S2.
На тракторах «БЕЛАРУС-921.4» установлен двигатель Д-245.5S3A
либо Д-245.5S3AМ.
Двигатели Д-245.5/245.5С/245.5S2/245.5S3A/245.5S3AМ, представляют собой
четырехтактный поршневой четырехцилиндровый двигатель внутреннего сгорания с
рядным вертикальным расположением цилиндров, с непосредственным впрыском
дизельного топлива и воспламенением от сжатия.
Для обеспечения уверенного пуска в условиях низких температур окружающей
среды в головке дизеля могут быть установлены штифтовые свечи накаливания но-
минальным напряжением 11 В или 23 В (для тракторов с системой пуска 24 В).
Пуск двигателя производится путем придания вращения коленчатому валу элек-
тростартером через маховик, установленный на фланце коленчатого вала.
Принципом действия двигателя Д-245.5/245.5С/245.5S2/245.5S3A/245.5S3AM,
как и любого двигателя внутреннего сгорания, является преобразование тепловой
энергии топлива, сгорающего в рабочем цилиндре, в механическую энергию. При
ходе поршня вниз на такте всасывания через открытый впускной клапан в цилиндр
поступает заряд воздуха. После закрытия впускного клапана и движении поршня вверх
происходит высокое сжатие воздуха. При этом температура воздуха резко возрастает.
В конце такта сжатия в цилиндр через форсунку под большим давлением впрыскивает-
ся топливо. При впрыскивании топливо мелко распыливается, перемешивается с горя-
чим воздухом в цилиндре и испаряется, образуя топливовоздушную смесь.
Воспламенение смеси при работе двигателя осуществляется в результате вы-
сокого сжатия воздуха до температуры самовоспламенения смеси. Впрыск топлива,
во избежание преждевременной вспышки, начинается только в конце такта сжатия.
После сгорания топливовоздушной смеси следует процесс расширения и
очистка цилиндра от продуктов сгорания через выпускной клапан.
Согласованным открытием и закрытием впускных и выпускных клапанов
управляет механизм газораспределения.
С началом работы двигателя приводиться в действие турбокомпрессор за
счет использования энергии выпускных газов.
Привод водяного насоса системы охлаждения двигателя осуществляется по-
средством ременной передачи от шкива, установленного на носке коленчатого вала,
к шкиву, установленному на валике водяного насоса. Привод пневмокомпрессора и
насоса шестеренного рулевого управления осуществляется зубчатой передачей
распределительного механизма.
Съем вырабатываемой двигателем энергии (мощности) для привода трактора,
машины, на которую он установлен, производится с маховика через сцепление.
На двигателях Д-245.5/245.5С/245.5S2/245.5S3AM в процессе работы обеспе-
чивается автоматическое регулирование мощности для поддержания постоянного
числа оборотов (установленного или номинального) с помощью регулятора числа
оборотов, установленного на топливном насосе высокого давления.
76
На двигателе Д-245.5S3A в процессе работы обеспечивается автоматическое
регулирование мощности для поддержания постоянного числа оборотов (установ-
ленного или номинального) с помощью электронного блока управления двигателем.
Основными сборочными единицами двигателя являются: блок цилиндров, го-
ловка цилиндров, поршни, шатуны, коленчатый вал и маховик.
3.1.1.2 Составные части двигателя
Двигатель, в соответствии с рисунком 3.1.1, состоит из блока цилиндров, го-
ловки цилиндров, кривошипно-шатунного механизма, механизма газораспределе-
ния, а также узлов и агрегатов систем питания, смазки, охлаждения, пуска и элек-
трооборудования.
1 - насос масляный; 2 - вентилятор; 3 - водяной насос; 4 - палец поршневой;
5 - шатун; 6 - колпак; 7 - поршень; 8 - гильза цилиндров; 9 - крышка головки цилин-
дров; 10 - головка цилиндров; 11 - блок цилиндров; 12 - маховик; 13 - коленчатый
вал; 14 - маслоприемник.
Рисунок 3.1.1 - Двигатель Д-245.5/245.5С/245.5S2/245.5S3A/245.5S3AМ (про-
дольный разрез).
Головка цилиндров 10 (рисунок 3.1.1) представляет собой чугунную отливку,
во внутренних полостях которой имеются впускные и выпускные каналы, закрывае-
мые клапанами. Для обеспечения отвода тепла головка цилиндров имеет внутрен-
ние полости, в которых циркулирует охлаждающая жидкость. На головке цилиндров
сверху устанавливаются стойки, ось коромысел с коромыслами, крышка головки,
впускной коллектор и колпак 6 крышки 9, закрывающий клапанный механизм. Со
стороны топливного насоса в головке установлены четыре форсунки и четыре свечи
накаливания (для двигателей Д-245.5/245.5С по заказу), а со стороны генератора к
головке крепится выпускной коллектор. Для уплотнения разъема между головкой и
блоком цилиндров установлена прокладка из армированного перфорированным
стальным листом асбестового или безасбестового полотна. Отверстия для гильз ци-
линдров и масляного канала окантованы стальными обечайками.
77
Блок цилиндров 11 является основной корпусной деталью двигателя и представ-
ляет собой жесткую чугунную отливку. В вертикальных расточках блока установлены че-
тыре съемные гильзы 8. Гильза устанавливается в блок цилиндров по двум центрирую-
щим поясам: верхнему и нижнему. В верхнем поясе гильза закрепляется буртом, в ниж-
нем уплотняется двумя резиновыми кольцами, размещенными в канавках блока цилин-
дров. Между стенками блока цилиндров и гильзами циркулирует охлаждающая жид-
кость. Торцовые стенки и поперечные перегородки блока цилиндров имеют приливы,
предназначенные для образования опор коленчатого вала. На эти приливы установле-
ны крышки. Приливы вместе с крышками образуют постели для коренных подшипников.
Постели под вкладыши коренных подшипников расточены с одной установки в сборе с
крышками коренных подшипников. Менять крышки местами не допускается.
Блок цилиндров имеет продольный канал, от которого по поперечным каналам
масло поступает к коренным подшипникам коленчатого вала и подшипникам распреде-
лительного вала. Блок цилиндров двигателя во второй и четвертой верхних опорах ко-
ленчатого вала имеет форсунки, которые служат для охлаждения поршней струей масла.
На наружных поверхностях блока цилиндров имеются обработанные прива-
лочные плоскости для крепления центробежного масляного фильтра, водяного
насоса, фильтров грубой и тонкой очистки топлива, маслозаливной горловины.
Основными деталями кривошипно-шатунного механизма являются: коленча-
тый вал 13, поршни 7 с поршневыми кольцами и пальцами 4, шатуны 5, коренные и
шатунные подшипники, маховик 12.
Коленчатый вал 13 - стальной, имеет пять коренных и четыре шатунные шей-
ки. В шатунных шейках коленчатого вала имеются полости для дополнительной цен-
тробежной очистки масла. Полости шеек закрыты резьбовыми заглушками. Осевое
усилие коленчатого вала воспринимается четырьмя полукольцами, установленными
в расточках блока цилиндров и крышки пятого коренного подшипника. Спереди и
сзади коленчатый вал уплотняется манжетами. На передний конец вала устанавли-
ваются шестерня привода газораспределения (шестерня коленчатого вала), ше-
стерня привода масляного насоса, шкив привода водяного насоса и генератора. На
задний фланец вала крепится маховик 12.
Поршень 7 изготавливается из алюминиевого сплава. В днище поршня выпол-
нена камера сгорания. В верхней части поршень имеет три канавки - в первые две
устанавливаются компрессионные кольца, в третью - маслосъемное кольцо. В канавку
под верхнее компрессионное кольцо трапецеидальной формы залита вставка из спе-
циального чугуна. В бобышках поршня расточены отверстия под поршневой палец.
Поршневой палец 4 - полый, изготовлен из хромоникелевой стали. Осевое
перемещение пальца в бобышках поршня ограничивается стопорными кольцами.
Шатун 5 - стальной, двутаврового сечения. В верхнюю головку его запрессо-
вана втулка. Для смазки поршневого пальца в верхней головке шатуна и втулке
имеются отверстия. Расточка постели в нижней головке шатуна под вкладыши про-
изводится в сборе с крышкой. Поэтому менять крышки шатуна не допускается. Ша-
тун и крышка имеют одинаковые номера, набитые на их поверхностях.
Маховик 12 изготовлен из чугуна, крепится к фланцу коленчатого вала болта-
ми. На маховик напрессован стальной зубчатый венец.
Механизм газораспределения состоит из распределительного вала, впускных и вы-
пускных клапанов, а также деталей их установки и привода: толкателей, штанг, коромысел,
регулировочных винтов с гайками, тарелок с сухариками, пружин, стоек и оси коромысел.
Система питания двигателей Д-245.5/245.5С/245.5S2/245.5S3A/245.5S3AМ
представлена в подразделе 3.1.2 «Система питания двигателя».
Охлаждение двигателя - жидкостное с принудительной циркуляцией охлажда-
ющей жидкости от центробежного насоса. Температуру охлаждающей жидкости в си-
стеме контролируют по указателю температуры в комбинации на щитке приборов. Дат-
чик указателя температуры установлен в головке цилиндров. Предусмотрено место
для установки датчика в корпусе термостата. Запрещается эксплуатация двигателя
при загорании лампы перегрева охлаждающей жидкости. Температура охлаждающей
жидкости в системе охлаждения должна поддерживаться в пределах 85-95 °С. Для
ускорения прогрева двигателя после пуска и автоматического регулирования темпера-
турного режима при различных нагрузках и температурах окружающего воздуха служит
термостат с твердым наполнителем.
78
Водяной насос, вентилятор и генератор приводятся во вращение от шкива коленчато-
го вала двигателя при помощи клинового ремня. Смазка в подшипниковую полость водяного
насоса заложена при сборке. Смазывание подшипников водяного насоса не требуется в те-
чение всего периода эксплуатации двигателя. Элементы внешней части системы охлажде-
ния двигателя тракторов «БЕЛАРУС-921/921.2/921.3/921.4» представлены в подразделе 3.1.5
«Внешняя часть системы охлаждения двигателя».
Система смазки двигателей Д-245.5/245.5С/245.5S2/245.5S3A/245.5S3AМ пред-
ставлена в подразделе 3.1.6 «Система смазки двигателя».
Генератор представляет собой бесконтактную электромашину с односторонним элек-
тромагнитным возбуждением и встроенным регулятором напряжения. Генератор работает
параллельно с АКБ и служит для ее подзарядки, а также для питания постоянным током по-
требителей электроэнергии, установленных на тракторе.
Для запуска двигателей применяется электрический стартер. На двигатели Д-
245.5/245.5С тракторов «БЕЛАРУС-921/921.2» устанавливаются стартеры номинальным
напряжением 12 В. На двигатели Д-245.5S2/245.5S3A/245.5S3AМ тракторов «БЕЛАРУС-
921.3/921.4» устанавливаются стартеры номинальным напряжением 24 В. Стартер пред-
ставляет собой электродвигатель постоянного тока. Включение стартера дистанцион-
ное, с помощью электромагнитного реле и включателя стартера.
Пневмокомпрессор предназначен для нагнетания сжатого воздуха в пневматическую
систему привода тормозов прицепов и накачки шин. При работе двигателя на сельскохозяй-
ственных работах, не требующих энергии сжатого воздуха, компрессор должен быть отклю-
чен. Пневмокомпрессор - поршневого типа, одноцилиндровый, воздушного охлаждения. При-
вод пневмокомпрессора осуществляется от шестерни привода топливного насоса. Воздух в
цилиндр пневмокомпрессора поступает из впускного патрубка двигателя через пластинчатый
клапан. Масло для смазки деталей пневмокомпрессора поступает из системы смазки двигате-
ля. Из пневмокомпрессора масло сливается в масляный картер двигателя.
Для обеспечения работы рулевого управления на двигателе устанавливается ше-
стеренный насос. Привод шестеренного насоса осуществляется зубчатой передачей рас-
пределительного механизма.
3.1.2 Система питания двигателя
3.1.2.1 Система питания двигателей Д-245.5/245.5С/245.5S2/245.5S3AМ
Система питания двигателя состоит из топливного насоса 4 (рисунок 3.1.2, 3.1.3,
3.1.4), форсунок 14, трубопроводов низкого и высокого давления, воздухоочистителя 8,
впускного и выпускного коллекторов, турбокомпрессора 17, топливных фильтров грубой
очистки 2 и тонкой очистки 7, охладителя надувочного воздуха 19, охладителя рециркули-
руемых газов 21 и топливного бака 1, устанавливаемого на тракторе.
Примечание - На тракторах «БЕЛАРУС-921.3» с двигателем Д-245.5S2 охладитель
рециркулируемых газов 21 не устанавливается. На тракторах «БЕЛАРУС-921/921.2» с дви-
гателями Д-245.5/245.5С охладителя надувочного воздуха 19 и охладитель рециркулируе-
мых газов 21 не устанавливается.
Турбокомпрессор использует энергию отработавших газов для наддува воздуха в
цилиндры двигателя. Принцип работы турбокомпрессора заключается в том, что отрабо-
тавшие газы из цилиндров двигателя под давлением поступают через выпускной коллек-
тор в улиточные каналы турбины. Расширяясь, газы вращают ротор, колесо компрессора
которого через воздухоочиститель всасывает воздух и подает под давлением в цилиндры
двигателя. Частота вращения ротора, подача и давление нагнетаемого воздуха зависят
от режима работы двигателя. Подшипники турбокомпрессора смазываются и охлаждают-
ся маслом, поступающим по трубопроводу от масляного фильтра. Из турбокомпрессора
масло сливается в картер двигателя по маслоотводящей трубке.
На двигатель устанавливается топливный насос высокого давления 4 (рисунок
3.1.2, 3.1.3, 3.1.4). Все модели насосов приводятся от коленчатого вала двигателя через
распределительные шестерни. Топливные насосы имеют всережимный регулятор и под-
качивающий насос поршневого типа, два рычага управления. В регуляторе насоса раз-
мещаются корректор подачи топлива, автоматический обогатитель топливоподачи (на
пусковых оборотах), пневматический ограничитель дымления (пневмокорректор). Подка-
чивающий насос 5 установлен на корпусе насоса высокого давления и приводится экс-
центриком кулачкового вала. Рабочие детали топливных насосов смазываются проточ-
ным маслом, поступающим из системы смазки двигателя в корпус насоса через специ-
альное отверстие во фланце. Слив масла из корпуса насоса в картер двигателя осу-
ществляется по специальному сверлению во фланце.
79

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
1 посетитель считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности