Трактор Беларус 921 / 921.2 / 921.3 / 921.4. Руководство — часть 12

3.8.1.3 Конический колесный редуктор
Колесные редукторы предназначены для передачи крутящего момента от
дифференциала ПВМ к ведущим управляемым колесам. Устройство конического ко-
лесного редуктора приведено на рисунке 3.8.3.
1, 16 - пробки; 2 - опора; 3, 8, 22, 32 - подшипники роликовые конические;
4, 6, 29 - прокладки регулировочные; 5 - ось; 7, 31 - кольца регулировочные; 9, 42 - гайка;
10, 19, 21, 35 - манжеты; 11 - кронштейн; 12 - гайка; 13 - болт; 14 - крышка; 15 - полу-
ось; 17, 28 - кольцо; 18, 26 - пробки сливные; 20 - вертикальный вал; 23, 25 - подшип-
ники шариковые; 24 - шестерня ведущая;
27 - крышка; 30 - шестерня ведомая;
33 - корпус; 34 - гайка колеса; 36 - фланец; 37 - грязевик; 38 - подшипник ролико-
вый; 39 - шайба; 40 - крышка; 41 - корпус колесного редуктора.
Рисунок 3.8.3 - Конический колесный редуктор
Колёсный редуктор состоит из двух пар конических шестерен - верхней и
нижней. Зубчатые венцы полуоси 15 (рисунок 3.8.3) и вертикального вала 20, выпол-
ненные заодно со шлицевыми хвостовиками, образуют верхнюю коническую пару (ВКП).
Полуось и вертикальный вал своими шлицевыми хвостовиками соединяются с
полуоcевой шестерней дифференциала и ведущей шестерней нижней конической
пары (НКП) 24. Полуось монтируется на двух роликовых конических подшипниках 8 в
крышке 14, вертикальный вал 20- в расточке опоры 2. Натяг в подшипниках регули-
руется подбором регулировочных колец 7 и зажимается гайкой 9. Для предотвраще-
ния отворачивания, пояски гаек кернятся в пазах полуоси и вертикального вала.
Регулировка зацепления верхней конической пары обеспечивается проклад-
ками 6, установленными между крышкой 14 и опорой 2.
Полость верхней конической пары уплотнена манжетами 10, 19 и кольцом 17.
Нижняя коническая пара состоит из ведущей шестерни 24 (устанавливается
на двух шариковых подшипниках 23 и 25 в корпусе редуктора 41, закрываемого
крышкой 27) и ведомой шестерни 30, установленной на шлицах фланца 36, к кото-
рому болтами и гайками 34 крепится диск переднего колеса.
140
Фланец диска колеса 36 вращается на роликовом подшипнике 38, установлен-
ном в расточке корпуса редуктора 41 и двух конических роликовых подшипниках 32,
запрессованных в крышку 40. Натяг в подшипниках 32 регулируется подбором регу-
лировочных колец 31.
Подшипники и шестерня 30 стопорятся от осевого перемещения шайбой 39 и
двумя болтами, контрящимися отгибной пластиной.
Регулировка зацепления нижней конической пары обеспечивается прокладка-
ми 29, установленными между крышкой 40 и корпусом колесного редуктора 41.
Заправка масла в корпус редуктора 41 осуществляется до нижней кромки за-
ливного отверстия, в которое установлена пробка 16, а слив путем отворачивания
сливной пробки 26.
Заправка масла в ВКП осуществляется до нижней кромки заливного отверстия,
в которое установлена пробка 1, а слив путем отворачивания сливной пробки 18.
Уплотнение нижней конической пары осуществляется манжетой 35, кольцом
28 и прокладками по уплотняющим плоскостям корпуса 41 с крышкой 27 и корпусом
манжеты 33. Для предотвращения попадания грязи к рабочим кромкам манжеты 35
установлен грязевик 37.
При повороте трактора усилие от гидроцилиндра и рулевой тяги передается
на корпусы редукторов 41, которые вместе с колесами проворачиваются относи-
тельно подшипников 3 и 22, при этом происходит обкат шестерен верхней и нижней
конических пар.
Угол поворота колесных редукторов ограничивается болтом 13 и стопорится гайкой 12.
3.8.1.4 Регулировки ПВМ
3.8.1.4.1 Регулировка подшипников ведущей шестерни главной передачи
Подшипники 26 (рисунок 3.8.1) должны быть отрегулированы так, чтобы осе-
вой зазор в них отсутствовал, допускается предварительный натяг в подшипниках 26
не более 0,05 мм.
Регулировку подшипников производите в следующей последовательности:
- затяните подшипники 26 гайкой 25 до упора. При затяжке поворачивайте ше-
стерню за фланец для того, чтобы ролики подшипников заняли правильное положение,
момент сопротивления вращению шестерни должен быть в пределах от 0,6 до 2 Н·м;
- замерьте осевой люфт подшипников. При наличии осевого люфта обрати-
тесь к Вашему дилеру для устранения люфта за счет шлифовки одного из регули-
ровочных колец 21.
3.8.1.4.2 Регулировка подшипников дифференциала и зацепления главной пе-
редачи
Регулировку зацепления главной передачи необходимо производить только
при отрегулированных подшипниках дифференциала.
Регулировку подшипников дифференциала и зацепления главной передачи
производите в следующей последовательности:
- с помощью подбора необходимого количества регулировочных прокладок 9
(рисунок 3.8.2) установите размер между осью ведущей шестерни 11 и корпусом
дифференциала 5 в пределах от 40,55 до 40,85 мм. Диаметрально расположенные
прокладки 9 должны иметь одинаковую толщину;
- отрегулируйте осевой зазор подшипников дифференциала 11 с помощью под-
бора необходимого количества регулировочных прокладок 4 (рисунок 3.8.1) между
фланцами корпуса 8 и крышки 2 ПВМ. Осевой зазор в отрегулированных подшипниках
11 должен быть не более 0,1 мм. Диаметрально расположенные прокладки 4 должны
иметь одинаковую толщину. При затяжке болтов крепления корпуса 8 поворачивайте
дифференциал 7, чтобы ролики подшипников 11 заняли правильное положение в
обоймах подшипников. Контроль зазора в подшипниках 11 осуществляется индикато-
ром, установленным на венец ведомой шестерни 9, путем осевого перемещения
дифференциала 7 вправо и влево при снятом стакане ведущей шестерни 20;
141
- регулировку зацепления главной передачи производите установкой соответ-
ствующего количества разрезных регулировочных прокладок 18 между фланцами
стакана ведущей шестерни 20 и корпусом ПВМ 8. Диаметрально расположенные
прокладки 18 должны иметь одинаковую толщину. Боковой зазор между зубьями
главной передачи должен находиться в пределах от 0,18 до 0,46 мм. При замере бо-
кового зазора между зубьями главной передачи ведомую шестерню 9 застопорите от
проворачивания специальным инструментом, используя резьбовое отверстие под
контрольно-заливную пробку 14 в корпусе ПВМ 8. Осевого люфта ведущей шестерни
17 не должно быть. Изношенные шестерни заменяйте только в паре.
3.8.1.4.3 Регулировка зацепления верхней конической пары редуктора конеч-
ной передачи
Боковой зазор в зацеплении верхней конической пары должен находиться в
пределах от 0,10 до 0,45 мм. Регулировку зацепления производите в следующей по-
следовательности:
1. Проверьте люфт в подшипниках полуоси 15 (рисунок 3.8.3) и вертикального
вала 20. Осевой люфт в подшипниках должен находиться в пределах от 0,05 до 0,15
мм. Если это условие не соблюдается, произведите регулировку подшипников, вы-
полнив следующие операции:
- затяните гайки 9 и 42 до упора, а затем отпустите их на 1/15 - 1/10 оборота;
- раскерните поясок гайки в пазу вала.
2. Произведите регулировку зацепления с помощью подбора необходимого
количества разрезных регулировочных прокладок 6 между фланцами опоры 2 и
крышки 14. Диаметрально расположенные прокладки должны иметь одинаковую
толщину.
3.8.1.4.4 Регулировка подшипников колес и зацепления нижней конической па-
ры редуктора конечной передачи
Боковой зазор между зубьями шестерен 24 и 30 (рисунок 3.8.3) должен быть
от 0,26 до 0,65 мм. Регулировку зацепления производите в следующей последова-
тельности:
1. Проверьте люфт в подшипниках 32, установленных в крышке 40. Осевой
люфт в подшипниках не должен превышать 0,3 мм. Если это условие не соблюдает-
ся, необходимо обратиться к Вашему дилеру для регулировки подшипников методом
шлифовки одного из регулировочных колец 31, установленных между внутренними
обоймами подшипников 32.
2. Произведите регулировку зацепления с помощью подбора необходимого
количества разрезных регулировочных прокладок 29 между фланцами крышки 40 и
корпуса колесного редуктора 41. Диаметрально расположенные прокладки 29 долж-
ны иметь одинаковую толщину. Для контроля бокового зазора между зубьями ше-
стерен 24 и 30 застопорите одну из шестерен.
3.8.1.4.5 Регулировка осевого натяга в конических подшипниках шкворня
До проведения проверки, и, при необходимости, регулировки осевого натяга в
конических подшипниках 3 (рисунок 3.8.3) шкворня необходимо выполнить следую-
щие подготовительные работы:
- очистить ПВМ от грязи;
- установить трактор на ровную площадку, заглушить двигатель, затормозить
его стояночным тормозом, заблокировать от перемещения задние колеса клиньями
спереди и сзади;
- поддомкратить переднюю часть трактора с установкой под ПВМ опор в соот-
ветствующих местах поддомкрачивания;
- отвернуть гайки крепления колес и снять колеса, соблюдая меры предосто-
рожности;
142
- отсоединить рулевую тягу от левого и правого колесных редукторов и снять
ее с ПВМ;
- отсоединить палец крепления гидроцилиндра от колесного редуктора.
Проверку осевого натяга в конических подшипниках шкворня требуется произ-
водить следующим образом:
- с помощью динамометра определить момента поворота каждого колесного
редуктора сначала в одну, а затем в другую сторону.
- осевой натяг в подшипниках должен соответствовать моменту поворота ре-
дуктора от 30 до 50 Н·м. Операцию проверки момента поворота необходимо повто-
рить три раза в каждую сторону для определения среднего значения.
При несоответствии момента поворота, необходимо произвести регулировку
натяга в подшипниках шкворня в следующей последовательности:
- вывернуть болты крепления верхней оси шкворня 5;
- с помощью демонтажных болтов приподнять верхнюю ось 5 и удалением ре-
гулировочных прокладок 4 одинаковой толщины с обеих сторон фланца оси добить-
ся необходимого натяга в подшипниках;
- затянуть болты крепления верхней оси шкворня 5 моментом от 60 до 70 Нм,
при этом затяжку производить перекрёстно с обязательным проворачиванием ко-
лёсного редуктора;
- повторно проверить натяг в подшипниках шкворня путем проверки момента
поворота редуктора в обе стороны;
- повторить перечисленные операции для второго колесного редуктора.
После регулировки произвести смазку подшипников колесного редуктора. Смаз-
ку нагнетать через масленку в оси 5, предварительно сняв защитный колпачок.
После регулировки и смазки подшипников шкворневого соединения устано-
вить снятые с ПВМ детали в обратной последовательности. Затянуть гайки крепле-
ния цилиндра рулевого управления моментом от 180 до 200 Нм, гайки крепления
рулевой тяги моментом от 110 до 140 Нм.
3.8.1.4.6 Регулировка угла поворота редуктора ПВМ
Максимальный угол поворота корпуса редуктора 1 (рисунок 3.8.3) от положе-
ния, соответствующего прямолинейному движению 400. Регулировку производите
болтом 13. Законтрите болт контргайкой 12.
143
3.8.2 Привод ПВМ
3.8.2.1 Карданный привод
Карданный привод предназначен для передачи крутящего момента от разда-
точной коробки к переднему ведущему мосту.
Карданный привод состоит из двух одинаковых по конструкции и длине кар-
данных валов (промежуточного и переднего) и промежуточной опоры.
Карданный вал состоит из трубы 12 (рисунок 3.8.4) и двух шарниров с крестови-
нами 17 на игольчатых подшипниках 13. Обоймы игольчатых подшипников фиксиру-
ются стопорными кольцами 15, цапфы крестовин снабжены торцовыми уплотнения-
ми 16 и самоподжимными манжетами 14. Фланцами 18 карданные валы крепятся к
фланцам раздаточной коробки, промежуточной опоры 1, 10 и главной пары передне-
го ведущего моста.
Карданный вал в сборе отбалансирован динамически.
Промежуточная опора состоит из регулируемой многодисковой предохранитель-
ной фрикционной муфты и подшипникового узла, размещенных в корпусе 7, который
устанавливается на штифтах и крепится болтами к корпусу муфты сцепления снизу.
Крутящий момент от промежуточного карданного вала передается на фланец 10,
который шлицами соединен с валом 24. Нажимные диски 20 и ведущие диски 21
установлены на валу 24 и через ведомые диски 22 передают вращение на втулку 5.
Фланец 1, соединенный шлицами с втулкой 5, передает крутящий момент через пе-
редний карданный вал к переднему ведущему мосту. Сжатие ведущих 21 и ведомых
22 дисков осуществляется через нажимные диски 20 усилием тарельчатых пружин 8.
Муфта регулируется на передачу определенной величины крутящего момента гай-
кой 11.
1 - фланец; 2 - кольцо уплотнительное; 3 - корпус манжеты; 4 - манжета;
5 - втулка; 6 - подшипник; 7 - корпус промежуточной опоры; 8 - тарельчатые пружи-
ны; 9 - шайба; 10 - фланец; 11 - гайка; 12 - труба карданного вала; 13 - игольчатый
подшипник; 14 - манжета; 15 - стопорное кольцо; 16 - торцовое уплотнение;
17 - крестовина; 18 - фланец карданного вала; 19 - прокладка; 20 - нажимной диск;
21 - ведущий диск; 22 - ведомый диск; 23 - втулка, 24 - вал.
Рисунок 3.8.4 Карданный привод переднего ведущего моста с промежуточной опорой
144
Компенсация перемещения переднего карданного вала при качании переднего
ведущего моста обеспечивается осевым перемещением фланца 1 во втулке 5.
Для предотвращения наматывания на карданные валы соломистых культур при
выполнении уборочных работ предусмотрено ограждение.
3.8.2.2 Раздаточная коробка
1 - пружина; 2 - штифт; 3 - шестерня КПП; 4 - ролик; 5 - вал; 6 - подшипник;
7 - втулка; 8 - подшипник; 9 - шестерня; 10 - ось; 11 - шестерня промежуточная;
12 - гайка; 13 - зубчатая муфта; 14 - фланец; 15 - валик с рычагом; 16 - корпус
Рисунок 3.8.5 Раздаточная коробка переднего ведущего моста
145
Раздаточная коробка предназначена для передачи крутящего момента от короб-
ки передач к карданному приводу переднего ведущего моста.
Раздаточная коробка устанавливается на два штифта и крепится болтами к кор-
пусу КП с правой стороны по ходу трактора.
Синхронный привод к раздаточной коробке осуществляется от шестерни 3 ко-
робки передач через промежуточную шестерню 11, смонтированную на двух кониче-
ских роликовых подшипниках на оси 10 в расточке корпуса коробки передач. Под-
шипники регулируются гайкой 12.
Раздаточная коробка (рисунок 3.8.5) представляет собой одноступенчатый
шестеренный редуктор с роликовой муфтой свободного хода и состоит из следую-
щих основных узлов и деталей.
Вал 5 смонтирован в корпусе раздаточной коробки 16 на шариковых подшипни-
ках. На валу 5 смонтированы: втулка 7 с внутренним зубчатым венцом на игольча-
тых подшипниках 6, являющаяся внутренней обоймой муфты свободного хода, по-
движная зубчатая муфта 13 и фланец 14 для соединения с фланцем промежуточно-
го карданного вала. Шестерня 9 раздаточной коробки, выполненная как одно целое с
наружной обоймой муфты свободного хода и внутренним зубчатым венцом для при-
нудительной блокировки, входит в зацепление с промежуточной шестерней 11. Ше-
стерня
9 проворачивается относительно внутренней обоймы муфты свободного хо-
да на двух шариковых подшипниках 8. В профилированных пазах шестерни 9, обра-
зующих наружную обойму муфты свободного хода, расположено восемь заклинива-
ющих роликов 4. В рабочее положение для заклинивания каждый ролик устанавли-
вается двумя штифтами 2 под действием спиральных пружин 1.
Управление зубчатой муфтой 13 осуществляется тягой 5 (рисунок 3.8.6) через
рычаги 1 и 8. Направляющая втулка 10 с шариком фиксатора 9 и пружиной 12 уста-
новлена на кронштейне 7. Сектор 6 имеет три лунки «Б».
Рычаг 8 управления приводом ПВМ имеет три фиксированных положения:
-
«ПВМ выключен» - крайнее верхнее (заднее) положение. Отключение муфты
свободного хода осуществляется при выводе муфты 13 (рисунок 3.8.5) из зацепления
с зубчатым венцом внутренней обоймы 7. Шарик фиксатора 9 (рисунок 3.8.6) при этом
находится в нижней лунке сектора 6. Режим «ПВМ выключен» используйте на транс-
портных работах при движении по дорогам с твердым покрытием;
- «ПВМ включается и выключается автоматически» - среднее положение. В этом ре-
жиме происходит автоматическое включение и выключение ПВМ с помощью муфты сво-
бодного хода в зависимости от буксования задних колес. Обеспечивается при соедине-
нии зубчатого венца внутренней обоймы 7 (рисунок 3.8.5) с зубчатым венцом муфты 13.
Шарик фиксатора 9 (рисунок 3.8.6) при этом находится в средней лунке сектора 6.
При движении трактора вперед без буксования внутренняя обойма 7 (рисунок
3.8.5) муфты свободного хода, жестко связанная с передними колесами, имеет часто-
ту вращения большую, чем наружная обойма. Заклинивания роликов при этом не
происходит, крутящий момент на ПВМ не передается.
При буксовании задних колес более установленного значения частота вращения
внутренней обоймы снижается до тех пор, пока не сравняется с частотой вращения
наружной обоймы. Ролики муфты при этом заклиниваются и соединяют в одно целое
обе обоймы, обеспечивая передачу крутящего момента на ПВМ.
Используйте этот режим при выполнении различных полевых работ.
- «ПВМ включен принудительно» - крайнее нижнее (переднее) положение.
Принудительное включение осуществляется зубчатой муфтой 13, которая, пере-
мещаясь по шлицам вала, входит в зацепление с внутренними зубьями шестерни 9 и,
соединяя ее непосредственно с валом 5, блокирует муфту свободного хода. Фиксиру-
ющий шарик 9 (рисунок 3.8.6) при принудительном включении находится в верхней
лунке сектора 6. Используйте этот режим только в случаях постоянного буксования
задних колес и при движении задним ходом, когда требуется подключение ПВМ.
146
1 - рычаг; 2 - палец; 3 - вилка; 4 - контргайка; 5 - тяга; 6 - сектор; 7 - кронштейн;
8 - рычаг; 9 - шарик фиксатора; 10 - направляющая втулка; 11 - гайка; 12 - пружина.
Рисунок 3.8.6 - Управление раздаточной коробкой привода ПВМ
3.8.2.3 Регулировка тяги управления раздаточной коробкой привода ПВМ
Для регулировки тяги проделайте следующее:
- установите рычаг 8 (рисунок 3.8.6) в положение «ПВМ включен принудительно»
(нижнее фиксированное положение, шарик фиксатора 9 в верхней лунке «Б» сектора 6).
- отвинтите контргайку 4 на 2...3 оборота, расшплинтуйте и извлеките палец 2.
- поверните рычаг 1 по часовой стрелке до полного включения раздаточной
коробки, т.е. зубчатая муфта находится в зацеплении с наружной и внутренней
обоймами муфты свободного хода.
- вращая вилку 3, отрегулируйте длину тяги 5 так, чтобы палец свободно вхо-
дил в отверстия вилки 3 и рычага 1, повернутого по часовой стрелке до упора.
- затяните контргайку 4, установите и зашплинтуйте палец 2.
147
3.8.2.4 Регулировка карданного привода ПВМ
В карданном приводе производите регулировку предохранительной муфты в
промежуточной опоре и проверяйте боковой люфт в подшипниках карданного вала.
Предохранительную муфту регулируйте на передачу крутящего момента от
400 до 800 Н•м. Регулировку муфты производите затяжкой гайки 2 (рисунок 3.8.7)
заднего хвостовика 1 вала промежуточной опоры до обеспечения передачи требуе-
мого крутящего момента.
Периодически проверяйте боковой люфт в подшипниках крестовин кардана.
При наличии люфта разберите шарнир и проверьте состояние подшипников и кре-
стовин, изношенные детали замените. При сборке обоймы сальников запрессовы-
вайте их до упора в подшипник.
Карданный вал динамически отбалансирован. При замене в процессе эксплуа-
тации деталей (трубы с вилками шарнира и фланца) обратитесь к дилеру. Не прово-
рачивайте карданные валы монтировками, ключами и другими приспособлениями во
избежание повреждения уплотнений и выхода из строя подшипников крестовин.
1 - хвостовик; 2 - гайка
Рисунок 3.8.7 - Регулировка карданного привода ПВМ
3.9 Ходовая система трактора
Тракторы «БЕЛАРУС-921/921.2/921.3/921.4» выполнены по колесной формуле
4К4 и комплектуются пневматическими шинами низкого давления
На тракторах «БЕЛАРУС-921/921.2/921.3/921.4» в базовой комплектации уста-
новлены шины 265/70R16 - передние и 420/70R24 - задние.
По заказу потребителя могут устанавливаться шины 12.4L-16 - передние, в
комплекте с задними 14.9R30.
Параметры шин, применяемых на тракторах «БЕЛАРУС-921/921.2/921.3/921.4»,
приведены в таблице 3.9.1.
Таблица 3.9.1 - Параметры шин
Типоразмер шин
Ширина профиля, мм
Радиус качения, мм 1)
265/70R16
261
12.4L-16
297
420/70R24
410
585
14.9R30
372
660
_________________________________________________________________________________
1)
В настоящем разделе приведены радиусы качения только задних шин,
необходимых для программирования скорости индикатора комбинированного,
как указано в подразделе 3.15.4 «Порядок программирования индикатора ком-
бинированного».
Правила эксплуатации шин, выбор оптимального внутреннего давления в ши-
нах в зависимости от условий работы и нагрузки на оси трактора, а также методики
установки колеи приведены в подразделе 4.2 «Использование трактора».
148
3.10 Гидрообъемное рулевое управление
3.10.1 Общие сведения
Гидрообъемное рулевое управление (ГОРУ) предназначено для управления
поворотом направляющих колес и уменьшения усилия на рулевом колесе при пово-
роте трактора.
1 - гидролиния всасывания; 2 - насос питания ГОРУ; 3 - насос-дозатор;
4 - датчик аварийного давления масла; 5 - обратный клапан; 6 - сливной фильтр;
7 - маслобак ГОРУ; 8 - кронштейн цилиндра; 9 - конические пальцы; 10 - гидроци-
линдр поворота; Р - гидролиния нагнетательная; Т - гидролиния сливная; L - гидро-
линия левого поворота; R - гидролиния правого поворота.
Рисунок 3.10.1 Гидрообъемное рулевое управление .
ГОРУ тракторов
«БЕЛАРУС-921/921.2/921.3/921.4» состоит из насоса-
дозатора 3 (рисунок 3.10.1), рулевого гидроцилиндра 10, шестеренного насоса пита-
ния 2 с приводом от двигателя, маслобака 7 и гидравлической арматуры (штуцеров,
маслопроводов, рукавов высокого давления, шлангов и деталей их крепления).
149
Масляной емкостью является маслобак 7. Фильтрация масла производится через
установленный в маслобаке сливной фильтр 6 (номинальная тонкость фильтрации 25 мкм).
Связь между рулевым колесом и управляемыми колесами осуществляется гид-
равлически посредством маслопроводов и рукавов высокого давления, соединяющих
установленный на рулевой колонке насос-дозатор 3 и дифференциальный гидравличе-
ский цилиндр 10, установленный на корпусе ПВМ.
При повороте рулевого колеса влево или вправо в насосе-дозаторе 3 происходит
сжатие центрирующих пластинчатых пружин и смещение распределительных канавок зо-
лотника (золотник через шлицы соединен с валом рулевого колеса) относительно канавок
гильзы, в результате чего масло от насоса питания 2 под давлением поступает через дози-
рующий героторный узел насоса-дозатора в соответствующую полость «R» или «L» руле-
вого гидроцилиндра 10 в объеме, пропорциональном величине поворота рулевого колеса,
а масло из другой полости гидроцилиндра 10 поступает через каналы в золотнике и гильзе
в сливную гидролинию «Т» и сливается в маслобак 7.
При прекращении поворота рулевого колеса гильза под воздействием центрирующих
пластинчатых пружин насоса-дозатора возвращается в нейтральное положение относитель-
но золотника, цилиндровые гидролинии «L» и «R» запираются, а масло из нагнетательной
гидролинии «Р» поступает через каналы в золотнике и гильзе на слив «Т», что обеспечивает
сброс давления в нагнетательной гидролинии «Р» и разгрузку насоса питания 2.
Запертый объем масла в полостях гидроцилиндра 10 обеспечивает устойчивость
направления движения трактора при наезде управляемых колёс на неровности дороги
или почвы.
При нормальных условиях работы, когда насос питания 2 обеспечивает необхо-
димое для поворота направляющих колес давление масла, максимальное усилие, при-
кладываемое оператором для поворота рулевого колеса, не превышает 30 Н.
Если поток масла от насоса питания 2 слишком мал, или отсутствует (например,
при неисправностях двигателя, насоса питания, при разрушении нагнетательного масло-
провода или отсутствии масла в маслобаке), то при вращении рулевого колеса насос-
дозатор 3 выполняет функцию ручного насоса, перекачивая масло из одной полости гид-
роцилиндра 10 в другую, что обеспечивает поворот направляющих колес. Усилие на руле,
прикладываемое оператором для создания необходимого давления масла в гидроцилин-
дре 10 при ручном управлении, значительно возрастает, в отдельных случаях до 600 Н.
Технические характеристики ГОРУ тракторов
«БЕЛАРУС-921/921.2/921.3/921.4»
представлены в таблице 3.10.1
Таблица 3.10.1 - Технические характеристики ГОРУ
Наименование параметров ГОРУ
Значение параметров
Усилие на рулевом колесе, Н, не более
30
Люфт рулевого колеса, град, не более
25
Скорость «скольжения» рулевого колеса в
крайних положениях при приложении к ру-
3 об/мин, не более
левому колесу усилия 100 Н
Насос питания:
-тип
шестеренный
-направление вращения
левое
-рабочий объем, см3/об
14
Насос-дозатор:
-тип
героторный, с открытым центром, без реак-
ции
-рабочий объем, см3/об
160
-давление настройки предохранитель-
14+1
ного клапана, МПа
-давление настройки противоударных
20+2
клапанов, МПа
Механизм поворота:
гидроцилиндр и рулевая трапеция
-диаметр поршня, мм
50
-диаметр штока, мм
25
-ход штока, мм
250
150
Схема гидравлическая принципиальная ГОРУ тракторов
«БЕЛАРУС-
921/921.2/921.3/921.4» представлена на рисунке 3.10.2.
1 - насос питания ГОРУ; 2 - насос-дозатор; 3 - гидроцилиндр рулевого управ-
ления; 4 - датчик аварийного давления масла в ГОРУ; 5 - клапан; 6 - фильтр слив-
ной; 7 - обратный клапан; 8 - маслобак; Р - гидролиния нагнетательная; Т - гидро-
линия сливная; L - гидролиния левого поворота; R - гидролиния правого поворота.
Рисунок 3.10.2 Схема гидравлическая ГОРУ.
151

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
7 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности