Трактор Беларус 921 / 921.2 / 921.3 / 921.4. Руководство — часть 9

1
стопор; 7 - опора; 8 - поводок; 9 - рычаг управления КП; 10 - шарики
- поводок диапазонного редуктора; 14 - ось промежуточной шестер-
нтрольная пробка; 17 - сливная пробка; 18 - крышка; 19 - масломер-
6-ой передач; 22 - крышка; 23 - подшипник;24 - кольцо пружинное;
стерня пониженных передач и передач заднего хода; 27 - вал 1-ой пе-
я привода ПВМ
- Механическая КП
Для исключения чрезмерных амплитуд качания рычага передач 8 (рисунок
3.3.1), а также для четкого направления его движения, служит ограничительная пла-
стина 14, крепящаяся к крышке 15 при помощи болтов.
Управление КП осуществляется оператором с рабочего места путем воздей-
ствия на рычаг управления КП 9 (рисунок 3.3.2). При этом качание рычага управления
КП 9 в поперечной плоскости через поводок 8 вызывает осевое перемещение вала 2
и выбор требуемого полозка в корпусе вилок 1 (выбор передачи или диапазона). Ка-
чательное движение рычага управления КП 9 в продольной плоскости выполняется
за одно с опорой 7, и вызывает включение передачи или диапазона КП.
Конструкция крышки управления КП 15 (рисунок 3.3.1) обеспечивает четкий
выбор требуемой передачи за счет четкого попадание рычага передач 8 в каждый из
полозков корпуса вилок 3. Для этого на валу передач 2 (рисунок 3.3.2) имеется лыска,
в которой находится подпружиненный шарик 3.
В нейтральном положении рычага управления КП 9 крайние положения его сво-
бодного качания в поперечной плоскости определяются упором кромок лыски вала 2 в
подпружиненный шарик 3. Эти два положения рычага управления КП 9 соответствуют:
вправо от себя - положению рычага передач 4 в пазу полозка вилки 3-ей и 6-ой передач
21, влево к себе - положению рычага передач 4 в пазу полозка вилки 4-ой и 5-ой передач
12 (это, соответственно, два средних положения рычага управления КП 9).
Для перемещения рычага передач 4 в положение “кармана” поводка диапа-
зонного редуктора 13, оператору необходимо перевести рычаг управления КП 9 из
нейтрального положения в крайнее правое от себя положение, а для перевода ры-
чага передач 4 в положение полозка вилки 1-ой передачи и заднего хода 20 - из
нейтрального положения в крайнее левое к себе положение. В обоих случаях опе-
ратору потребуется приложить боковое усилие для сжатия пружины шарика 3. Пре-
одолев усилие сжатой пружины, шарик 3 подымится вверх, и вал 2 с рычагом пере-
дач 4 переместится до упора в соответствующую кромку ограничительной пластины
14 (рисунок 3.3.1), оказавшись при этом в положении соответствующего полозка.
Крышка управления КП 15 оборудована датчиком 13, обеспечивающим блоки-
ровку запуска дизеля при включенной передаче в КП.
ВНИМАНИЕ: РЕГУЛИРОВКУ ВЫКЛЮЧАТЕЛЯ 13 (РИСУНОК 3.3.1) ПРОВО-
ДИТЬ УСТАНОВКОЙ НЕОБХОДИМОГО КОЛИЧЕСТВА РЕГУЛИРОВОЧНЫХ ПРО-
КЛАДОК 12. ЕСЛИ РЕГУЛИРОВКА НЕ ДОСТИГАЕТСЯ НАБОРОМ ПРОКЛАДОК, ТО
НЕОБХОДИМО ЗАМЕНИТЬ ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ И ЗАНОВО ПРОВЕСТИ РЕГУЛИРОВКУ!
3.3.2.3 Работа механической КП
Конструкцией КП 9F/2R предусмотрены 4-е передачи переднего хода и одна
передача заднего хода, включение каждой из которых возможно на обеих ступенях
диапазонного редуктора, и одна прямая передача переднего хода, при включении
которой первичный 34а (рисунок 3.3.1) и вторичный 6 валы жестко соединяются ве-
дущей шестерней 3-ей и 6-ой передач 5, выполняющей при этом роль зубчатой
муфты. На прямой передаче шестерни КП не принимают участия в трансформации
силового потока.
Если трактор оборудован реверс-редуктором (рисунок 3.3.4) (исполнения КП
9R/9F), то в КП передача заднего хода отсутствует. Задний ход трактора реализует-
ся путем включения реверс-редуктора.
Включение передач и диапазонов КП осуществляется одним рычагом управ-
ления КП 9 (рисунок 3.3.2) согласно схеме. Выбору передачи в КП предшествует вы-
бор требуемого диапазона редуктора.
Переключение передач и диапазонов выполняется только при остановленном
тракторе.
105
Для выбора и включения диапазона редуктора оператор перемещает рычаг
переключения передач 9 из нейтрального положения в положение диапазонного ре-
дуктора. Далее, для включения I-ой ступени редуктора, оператор перемещает рычаг
управления КП 9 назад. При этом рычаг передач 4, воздействуя на полозок редукто-
ра 13, перемещает его и связанный с ним валик 11 (рисунок 3.3.1) с вилкой 9 вперед.
Управляемая вилкой 9 ведущая шестерня I-ой ступени редуктора 24 перемещается
по шлицам промежуточного вала 32 и входит в зацепление с ведомой шестерней 6 I-
ой ступени диапазонного редуктора.
Для включения II-ой ступени редуктора, оператор перемещает рычаг управле-
ния КП 9 (рисунок 3.3.2) в положении диапазонного редуктора вперед. При этом рычаг
4, воздействуя на поводок редуктора 13, перемещает его и связанный с ним валик 11
(рисунок 3.3.1) с вилкой 9 назад. Управляемая вилкой 9 ведущая шестерня I-ой ступе-
ни редуктора 24 перемещается по шлицам промежуточного вала 32 и входит в зацеп-
ление с внутренним зубчатым венцом ведущей шестерни II-ой ступени диапазонного
редуктора 23, соединяя ее с промежуточным валом 32. Шестерня 23 находится в по-
стоянном зацеплении с ведомой шестерней II-ой ступени диапазонного редуктора 18.
На II-ой ступени диапазонного редуктора вращение от промежуточного вала
32 на вторичный вал 6 передается с замедлением меньшим, чем на I-ой ступени.
В диапазонном редукторе КП отсутствует нейтральное положение ведущей
шестерни I-ой ступени редуктора 24, в связи с этим в диапазонном редукторе всегда
включена или I-ая или II-ая ступень.
Для включения 1-ой или 2-ой передачи переднего или заднего хода оператор
перемещает рычаг управления КП 9 (рисунок 3.3.2) в крайнее правое положение
-
положение пониженных передач и передач заднего хода. Далее, для включения 1-ой
или 2-ой передачи переднего хода оператор перемещает рычаг управления КП 9 впе-
ред. При этом рычаг передач 4, воздействуя на полозок вилки 1-ой передачи и пере-
дачи заднего хода, перемещает вилку 20 назад. Управляемая вилкой 20 скользящая
шестерня 1-ой передачи и заднего хода 26 входит в зацепление с ведомой шестерней
4-ой и 7-ой передач 27 (рисунок 3.3.1), и силовой поток в КП передается на промежу-
точный вал 32 КП через шестерни 5, 25, 25 (рисунок 3.3.2), 26 и 27 (рисунок 3.3.1).
Для включения 1-ой или 2-ой передачи заднего хода оператор перемещает ры-
чаг управления КП 9 (рисунок 3.3.2) в положении пониженных передач и передач зад-
него хода назад. При этом рычаг передач 4 (рисунок 3.3.2), воздействуя на полозок
вилки 1-ой передачи и передачи заднего хода, перемещает вилку 20 вперед. Управ-
ляемая вилкой 20 скользящая шестерня 1-ой передачи и заднего хода 26 входит в за-
цепление с промежуточной шестерней заднего хода 15, находящейся в постоянном
зацеплении с меньшим зубчатым венцом двухвенцовой шестерни 5-ой и 8-ой передач
28 (рисунок 3.3.1). На заднем ходу силовой поток в КП передается на промежуточный
вал 32 КП через шестерни 5, 25, 25 (рисунок 3.3.2), 26, 15 и 28 (рисунок 3.3.1).
Для включения 3-ей и 6-ой или 9-ой передач оператор перемещает рычаг
управления КП 9 (рисунок 3.3.2) в положение этих передач. Далее, для включения 3-
ей (6-ой) передачи оператор перемещает рычаг управления КП 9 в положении ука-
занных передач назад. При этом рычаг передач 4, воздействуя на полозок вилки 3-
ей и 6-ой передач, перемещает вилку 21 вперед. Управляемая вилкой 21 скользя-
щая шестерня 3-ей и 6-ой передач 5 (рисунок 3.3.1) входит в зацепление с ведомой
шестерней 3-ей и 6-ой передач 26. Посредством образовавшегося зацепления сило-
вой поток передается на промежуточный вал 32 КП.
Для включения 9-ой (прямой) передачи оператор перемещает рычаг управле-
ния КП 9 (рисунок 3.3.2) из положения 3-ей (6-ой) и 9-ой передач вперед. При этом
рычаг передач 4, воздействуя на полозок вилки 3-ей и 6-ой передач, перемещает
вилку 21 назад. Управляемая вилкой 21 скользящая шестерня 3-ей и 6-ой передач 5
(рисунок 3.3.1) входит в зацепление с внутренним зубчатым венцом вторичного вала
6, жестко соединяя первичный 34а и вторичный 6 валы. На 9-ой (прямой) передаче
силовой поток проходит КП не трансформируясь.
106
Включение 9-ой (прямой) передачи следует выполнять при включенной II-ой
ступени диапазонного редуктора. Это позволит избежать повышенного уровня шума
в КП, так как на II-ой ступени редуктора частота холостого вращения промежуточного
вала 32 ниже, чем на I-ой ступени.
Для включения 4-ой (7-ой) или 5-ой (8-ой) передач оператор перемещает ры-
чаг управления КП 9 (рисунок 3.3.2) в положение этих передач. Далее, для включения
4-ой или 7-ой передачи оператор перемещает рычаг управления КП 9 в положении
указанных передач вперед. При этом рычаг передач 4, воздействуя на полозок вилки
4-ой и 5-ой передач, перемещает вилку 12 и управляемый ею блок ведущих шесте-
рен 4-ой и 5-ой передач 1 (рисунок 3.3.1) назад. Меньший зубчатый венец блока 1
входит в зацепление с ведомой шестерней 4-ой и 7-ой передач 27. Посредством об-
разовавшегося зацепления силовой поток от первичного вала 34а передается на
промежуточный вал 32 КП.
Для включения 5-ой или 8-ой передачи оператор перемещает рычаг управле-
ния КП 9 (рисунок 3.3.2) в положении указанных передач назад. При этом рычаг пе-
редач 4, воздействуя на полозок вилки 4-ой и 5-ой передач, перемещает вилку 12 и
управляемый ею блок ведущих шестерен 4-ой и 5-ой передач 1 (рисунок 3.3.1) впе-
ред. Больший зубчатый венец блока 1 входит в зацепление с ведомой шестерней 5-
ой и 8-ой передач 28. Посредством образовавшегося зацепления силовой поток от
первичного вала 34а передается на промежуточный вал 32 КП.
Расчетные скорости движения тракторов «БЕЛАРУС-921/921.2/921.3/921.4» на
всех передачах КП приведены в подразделе 2.16 «Переключение передач».
3.3.3 Синхронизированная КП
3.3.3.1 Узел механических передач синхронизированной КП
Узел механических передач синхронизированной КП состоит из расположен-
ных в корпусе КП 25 (рисунок 3.3.3) соосных между собой первичного 40 и вторично-
го 15 валов, а также параллельных им промежуточного вала 22 и вала первой пере-
дачи и заднего хода 31.
Первичный вал 40 установлен на двух подшипниках. Один из подшипников -
шарикоподшипник - размещен в стакане 45, который установлен в расточке перед-
ней стенки корпуса КП 25 и крепится к ней при помощи болтов. Второй - роликопод-
шипник - размещен в расточке вторичного вала 15.
На передней консоли первичного вала 40 установлены ведомая шестерня по-
нижающего редуктора 43, имеющая возможность свободно вращаться на ролико-
подшипнике. Перед ведомой шестерней редуктора 43 установлен синхронизатор
ступеней редуктора 42, подвижная каретка которого всегда имеет соединение с пер-
вичным валом КП 40 через неподвижно установленную на нем шлицевую втулку 41.
Для управления синхронизатором служит вилка 44, в паз которой входит диск ступи-
цы синхронизатора 42. Вилка редуктора 44 установлена в стакане первичного вала
45 и имеет два фиксированных положения, в которых удерживается подпружинен-
ным шариком фиксатора 1.
Ведомая шестерня понижающего редуктора 43 находится в постоянном за-
цепление с двухвенцовой промежуточной шестерней редуктора 39, установленной
на стакане 38 на двух шарикоподшипниках.
В пролете между опорами первичного вала 40 установлены ведущие шестер-
ни второй 4 и третьей 2 передач, имеющие возможность свободно вращаться на ро-
ликоподшипниках, и неподвижная ведущая шестерня пониженных передач (первой
передачи и передачи заднего хода) 6, жестко связанная с первичным валом 40 по-
средством внутреннего шлицевого венца.
107
На наружном шлицевом венце ведущей шестерни пониженных передач 6 уста-
новлен синхронизатор четвертой (прямой) передачи 7. На шлицевом венце первичного
вала 40 между ведущими шестернями второй 4 и третьей 2 передач установлен син-
хронизатор второй и третьей передач 3. Для управления синхронизаторами служат
вилки - вилка второй и третьей передач 17 (рисунок 3.3.4) и вилка четвертой (прямой)
передачи 10, в пазы которых входят диски ступиц синхронизаторов второй и третьей
передач 3 (рисунок 3.3.3) и четвертой (прямой) передачи 7, соответственно.
Опорами вторичного вала 15 являются два конических роликоподшипника,
один из которых расположен в расточке внутренней стенки корпуса КП 25, а второй -
в стакане 13, который установлен в расточке задней стенки корпуса КП 25 и крепится
к ней при помощи болтов. Конструктивно вторичный вал выполнен за одно целое с
ведомой шестерней I-ой ступени диапазонного редуктора. Зубчатый венец шестерни
расположен консольно в передней части вторичного вала 15. В пролете между опо-
рами вторичного вала неподвижно на шлицах установлена ведомая шестерня II-ой
ступени диапазонного редуктора 12, которая одновременно является и ведущей ше-
стерней синхронного привода заднего ВОМ. На задней консоли вторичного вала
неподвижно на шлицах установлена ведущая шестерня 14 главной передачи задне-
го моста (малая коническая шестерня).
В передней части полого промежуточного вала 22 на его шлицах неподвижно
установлены двухвенцовая ведомая шестерня третьей передачи и передачи задне-
го хода 36, ведомая шестерня второй передачи 35 и втулка 34, на которой свободно
вращается на игольчатом роликоподшипнике двухвенцовая промежуточная шестер-
ня 29. Шестерня 29 находится в постоянном зацеплении с шестерней 28, обеспечи-
вая возможность включения через шестерню 30 пониженных передач и передач
заднего хода. В задней части промежуточного вала 22 на его шлицах установлена
скользящая шестерня 24 - ведущая шестерня I-ой ступени диапазонного редуктора.
Передняя опора промежуточного вала 22 - шарикоподшипник - расположен-
ный в стакане 37 передней стенки корпуса КП 25. Задней опорой промежуточного
вала является бронзовая втулка, установленная в расточке ведущей шестерни 23 II-
ой ступени диапазонного редуктора.
Ведущая шестерня II-ой ступени диапазонного редуктора 23 свободно враща-
ется на двух роликоподшипниках, расположенных в стакане 16, установленном в
расточке задней стенки корпуса КП 25 и крепящемся к ней болтами. Шестерня 23
имеет наружный и внутренний зубчатые венцы, а также кулачки, расположенные на
ее заднем торце, служащие для привода синхронного заднего ВОМ. В расточке ше-
стерни 23 штифтом закреплено гнездо 18 с бронзовой втулкой, которая является
опорой внутреннего вала 19. Снаружи на шестерне 23 закреплена крыльчатка 17,
которая путем интенсивного разбрызгивания улучшает смазку шестерен главной пе-
редачи и дифференциала заднего моста трактора.
Опоры вала первой передачи и заднего хода 31 - два шарикоподшипника, рас-
положенных в расточках корпуса КП 25. В передней части вала 31 на шлицах установ-
лена скользящая шестерня 30 - шестерня пониженных передач и передач заднего хо-
да. Перемещение скользящей шестерни 30 назад до зацепления с шестерней 35 поз-
воляет получать пониженные передачи переднего хода, а перемещение вперед - пе-
редачи заднего хода. В последнем случае шестерня 30 входит в зацепление с проме-
жуточной шестерней заднего хода 32, которая установлена на оси 33 и свободно вра-
щается на ней на игольчатом роликоподшипнике. Шестерня 32 находится в постоянном
зацеплении с меньшим зубчатым венцом двухвенцовой шестерни 36.
Если трактор оборудован реверс-редуктором, то в КП промежуточная шестер-
ня заднего хода 32 отсутствует, а задний ход трактора реализуется путем включения
реверс-редуктора.
108
В задней части вала 31 на его гладкой шейке на бронзовой втулке установле-
на ведомая шестерня пониженных передач и заднего хода 28, которая находится в
постоянном зацеплении с меньшим зубчатым венцом шестерни 29 промежуточного
вала 22. Через шестерню 28 посредством шестерни 27 обеспечивается привод вала
31. При этом шестерня 27 соединена со шлицевым венцом шестерни 28 и со шлице-
вым венцом вала 31, как изображено на рисунке 3.3.3.
С правой стороны КП в расточках корпуса КП установлена ось 21 (рисунок
3.3.4), на которой на двух конических роликоподшипниках свободно вращается ше-
стерня привода ПВМ 22. Отбор силового потока на ПВМ осуществляется от ведомой
шестерни I-ой ступени диапазонного редуктора 15 (рисунок 3.3.3), с которой шестер-
ня 22 (рисунок 3.3.4) находится в постоянном зацеплении.
На передней стенке корпуса КП 25 (рисунок 3.3.3), соосно промежуточному
валу 22, установлено гнездо 38, внутри которого размещен передний подшипник
внутреннего вала 19, а снаружи - шарикоподшипники промежуточной двухвенцовой
шестерни редуктора 39.
Справа и слева на корпусе КП имеются окна. Левое окно закрыто крышкой 14
(рисунок 3.3.4), в которой имеется масломерный щуп 15 для контроля уровня масла
в трансмиссии. Правое окно корпуса КП закрыто корпусом раздаточной коробки при-
вода ПВМ.
Для слива масла при его замене, в нижней части корпуса КП предусмотрено
отверстие, закрытое пробкой 13.
3.3.3.2 Управление синхронизированной КП
Управление КП состоит из корпуса вилок 5 (рисунок 3.3.3) и крышки управле-
ния КП 11, которые устанавливаются на верхнюю плоскость корпуса КП 25 и крепят-
ся к ней болтами.
Корпус вилок 5 состоит из вилки первой передачи и заднего хода 16 (рисунок
3.3.4), вилки второй и третьей передач 17, вилки четвертой (прямой) передачи 10 и
поводка диапазонного редуктора 11, полозки которых установлены в пазу корпуса 18 и
имеют возможность перемещения вдоль паза. На верхних плоскостях полозков име-
ются поперечные лунки, в которые входят подпружиненные шарики фиксаторов 19,
обеспечивающие фиксацию полозков вилок и полозка редуктора в заданных положе-
ниях, а также препятствуют самовыключению передач под нагрузкой.
Переключение передач осуществляется вилками 10, 16 и 17. Зев вилки первой
передачи и передачи заднего хода 16 входит в кольцевую канавку шестерни 30 (ри-
сунок 3.3.3).
В пазы вилок 10 (рисунок 3.3.4) и 17 входят диски ступиц синхронизаторов 9
(рисунок 3.3.3) и 3, соответственно.
Переключение ступеней диапазонного редуктора осуществляется поводком 11
(рисунок 3.3.4), который связан с валиком 20 (рисунок 3.3.3), на котором закреплена вил-
ка 21. Вилка 21 управляет ведущей шестерней I-ой ступени диапазонного редуктора 24.
Полозки вилок снабжены пазами, а поводок диапазонного редуктора - “карма-
ном”, в которые входит рычаг передач 8, установленный на валу 20 (рисунок 3.3.4)
крышки 11 (рисунок 3.3.3) управления КП. Так как переключению передач предше-
ствует выбор соответствующего диапазона редуктора, то форма “кармана” выполнена
такой, что обеспечивает беспрепятственный выход из него рычага передач 8 в пазы
полозков вилок для последующего выбора передачи.
Полозки вилок и диапазонного редуктора разделены друг с другом тремя замко-
выми планками - 3 (рисунок 3.3.4) и 4. Планки 3 и 4 установлены в корпусе 18 неподвиж-
но и исключают одновременное перемещение рычагом передач 8 (рисунок 3.3.3) не-
скольких полозков. При включении передачи замковые планки 3 и 4 (рисунок 3.3.4) “запи-
рают” рычага передач 8 (рисунок 3.3.3) в пазу полозка вилки включенной передачи.
109
1 - шарик фиксатора; 2 - ведущая шестерня 3-ей передачи; 3 - синхронизатор 2-ой и
3-ей передач; 4 - ведущая шестерня 2-ой передачи; 5 - корпус вилок; 6 - ведущая шестерня
пониженных передач (1-ой передачи и передачи заднего хода); 7 - синхронизатор 4-ой
(прямой) передачи;
8
- рычаг передач;
9- выключатель блокировки запуска дизеля;
10 - ограничительная пластина; 11 - крышка управления КП; 12 - ведомая шестерня II-ой
ступени диапазонного редуктора (ведущая шестерня синхронного привода заднего ВОМ);
13 - стакан вторичного вала; 14 - ведущая шестерня главной передачи заднего моста (ма-
лая коническая шестерня); 15 - вторичный вал с ведомой шестерней I-ой ступени диапазон-
ного редуктора; 16 - стакан; 17 - крыльчатка; 18 - гнездо с бронзовой втулкой; 19 - внутрен-
ний вал привода заднего ВОМ; 20 - валик; 21 - вилка; 22 - промежуточный вал; 23 - веду-
щая шестерня II-ой ступени диапазонного редуктора; 24 - ведущая шестерня I-ой ступени
диапазонного редуктора; 25 - корпус КП; 26 - пружинное кольцо; 27 - шестерня; 28 - ведо-
мая шестерня пониженных передач и заднего хода; 29 - промежуточная шестерня; 30 - ше-
стерня пониженных передач и передач заднего хода; 31 - вал 1-ой передачи и заднего хода;
32 - промежуточная шестерня заднего хода; 33 - ось; 34 - втулка; 35 - ведомая шестерня 2-
ой передачи; 36 - ведомая шестерня 3-ей передачи и передачи заднего хода; 37 - стакан;
38 - гнездо переднее;
39 - промежуточная шестерня редуктора (ускорителя, реверс-
редуктора); 40 - первичный вал; 41 - шлицевая втулка; 42 - синхронизатор ступеней пони-
жающего редуктора (ускорителя, реверс-редуктора); 43 - ведомая шестерня понижающего
редуктора
(ускорителя, реверс-редуктора);
44
- вилка редуктора
(ускорителя, реверс-
редуктора); 45 - стакан первичного вала.
Рисунок 3.3.3 - Синхронизированная КП
110
1 - шарик; 2 - крышка; 3, 4 - замковая планка; 5 - стопорный винт; 6 - рычаг
управления КП; 7 - труба; 8 - опора; 9 - поводок; 10 - вилка 4-ой (прямой) передачи;
11 - поводок диапазонного редуктора; 12 - контрольная пробка; 13 - пробка;
14 - крышка; 15 - масломерный щуп; 16 - вилка 1-ой передачи и заднего хода;
17 - вилка 2-ой и 3-ей передач; 18 - корпус; 19 - шарик фиксатора; 20 - вал;
21 - ось; 22 - шестерня привода ПВМ; 23 - вилка редуктора (ускорителя, реверс-
редуктора); 24 - поводок; 25 -шарик блокировки; 26 - корпус; 27 -шарик блокировки.
Рисунок 3.3.4 - Синхронизированная КП
111
Для снижения уровня шума и исключения повышенных оборотов холостого вра-
щения шестерен КП на четвертой (прямой) передаче в корпусе вилок предусмотрена
блокировка включения четвертой (прямой) передачи на I-ой (пониженной) ступени ре-
дуктора. С этой целью в замковой планке 4 (рисунок 3.3.4), разделяющей полозки по-
водка диапазонного редуктора 11 и вилки четвертой (прямой) передачи 10, имеется от-
верстие, в котором расположен блокировочный шарик. На полозках поводков диапа-
зонного редуктора 11 и вилки четвертой (прямой) передачи 10 выполнены профильные
лунки, в пространстве между которыми находится блокировочный шарик 27. Размеры
лунок, а также взаимное расположение лунок на полозках и блокировочного шарика 27,
исключает включение четвертой (прямой) передачи на I-ой (пониженной) ступени диа-
пазонного редуктора и, соответственно, позволяет выполнить включение четвертой
(прямой) передачи КП только на II-ой (повышенной) ступени диапазонного редуктора.
В синхронизированных КП, оборудованных реверс-редуктором, по соображе-
ниям безопасности предусмотрена блокировка четвертой (прямой) передачи на зад-
нем ходу трактора. Для этого в корпусе вилок 5 (рисунок 3.3.3) имеется корпус 26
(рисунок 3.3.4), в отверстии которого установлен поводок 24, связанный с валиком
вилки управления реверс-редуктором 23. На полозке вилки четвертой (прямой) пе-
редачи 10 и на поводке 24 имеются профильные лунки, в которых располагается
блокировочный шарик 25. Размеры лунок, а также взаимное расположение лунок и
блокировочного шарика 25, исключает одновременное включение четвертой (пря-
мой) передачи и заднего хода в реверс-редукторе. Соответственно, включение чет-
вертой (прямой) передачи КП возможно только на переднем ходу реверс-редуктора.
При включенной четвертой (прямой) передаче включение заднего хода в реверс-
редукторе не возможно.
В синхронизированных КП с понижающим редуктором и ограничением макси-
мальной скорости, предусмотрена блокировка четвертой (прямой) передачи на по-
вышенной (прямой) ступени редуктора. Конструкция и принцип действия механизма
блокировки четвертой (прямой) передачи совершенно аналогичны конструкции и
принципу действия описанной выше блокировки четвертой (прямой) передачи трак-
тора, оборудованного реверс-редуктором.
В корпусе вилок 5 (рисунок 3.3.3) имеется корпус 26 (рисунок 3.3.4), в отверстии
которого установлен поводок 24, связанный с валиком вилки управления понижающим
редуктором 23. На полозке вилки четвертой (прямой) передачи 10 и на поводке 24
имеются профильные лунки, в которых располагается блокировочный шарик 25. Раз-
меры лунок, а также взаимное расположение лунок и блокировочного шарика 25, ис-
ключает одновременное включение четвертой (прямой) передачи и повышенной
(прямой) ступени в понижающем редукторе. Соответственно, включение четвертой
(прямой) передачи КП возможно только на пониженной ступени редуктора. При вклю-
ченной четвертой (прямой) передаче включение повышенной (прямой) ступени в по-
нижающем редукторе не возможно.
Крышка управления КП 11 (рисунок 3.3.3) состоит из крышки 2 (рисунок 3.3.4),
в расточке трубы 7 которой установлена консольно опора 8. Опора 8 имеет возмож-
ность качаться в продольной плоскости, а ее осевое перемещение блокировано сто-
порным винтом 5, который входит в прорезь трубы опоры. Внутри опоры 8 располо-
жен вал 20, на котором при помощи шпонки и клемового зажима крепится рычаг пе-
редач 8 (рисунок 3.3.3). Опора 8 (рисунок 3.3.4) и вал 20 соединены между собой при
помощи шлиц, которые позволяют валу 20 с рычагом передач 8 (рисунок 3.3.3) ка-
чаться в продольной плоскости заодно с опорой 8 (рисунок 3.3.4). При своем качании
рычаг передач 8 (рисунок 3.3.3) непосредственно воздействует на полозки в корпусе
вилок 5, вызывая их перемещение и, соответственно, включение или выключение
выбранной передачи или диапазона в КП. Вал 20 (рисунок 3.3.4) имеет возможность
осевого перемещения по шлицам трубы опоры 8, что необходимо для выбора тре-
буемого полозка в корпусе вилок 5 (рисунок 3.3.3).
112
Для исключения чрезмерных амплитуд качания рычага передач 8, а также для
четкого направления его движения, служит ограничительная пластина 10, крепящая-
ся к крышке 2 (рисунок 3.3.4) при помощи болтов.
Управление КП осуществляется оператором с рабочего места путем воздей-
ствия на рукоятку рычага управления КП 6. При этом качание рычага управления КП
6 в поперечной плоскости через поводок 9 вызывает осевое перемещение вала 20 и
выбор требуемого полозка в корпусе вилок 5 (рисунок 3.3.3) (выбор передачи или
диапазона). Качательное движение рычага управления КП 6 (рисунок 3.3.4) в про-
дольной плоскости выполняется заодно с опорой 8, и вызывает включение передачи
или диапазона КП.
Конструкция крышки управления КП 11 (рисунок 3.3.3) обеспечивает четкий
выбор требуемой передачи за счет четкого попадание рычага передач 8 в каждый из
полозков корпуса вилок 5. Для этого на валу передач 20 (рисунок 3.3.4) имеется лы-
ска, в которой находится подпружиненный шарик 1.
В нейтральном положении рычага управления КП 6 крайние положения его
свободного качания в поперечной плоскости определяются упором кромок лыски ва-
ла 20 в подпружиненный шарик 1. Эти два положения рычага управления КП 6 соот-
ветствуют: вправо от себя - положению рычага передач 8 (рисунок 3.3.3) в пазу по-
лозка вилки четвертой (прямой) передачи 10 (рисунок 3.3.4), влево к себе - положе-
нию рычага передач 8 (рисунок 3.3.3) в пазу полозка вилки второй и третьей передач
17 (рисунок 3.3.4) (это, соответственно, два средних положения рычага управления
КП 6 на рисунке 2.16.4).
Для перемещения рычага передач 6 (рисунок 3.3.4) в положение “кармана” по-
водка диапазонного редуктора 11, оператору необходимо перевести рычаг управле-
ния КП 6 из нейтрального положения в крайнее правое от себя положение, а для
перевода рычага передач 6 в положение полозка вилки первой передачи и заднего
хода 16 - из нейтрального положения в крайнее левое к себе положение. В обоих
случаях оператору потребуется приложить боковое усилие для сжатия пружины ша-
рика 1. Преодолев усилие сжатой пружины, шарик 1 подымится вверх, и вал 20 с ры-
чагом передач 6 переместится до упора в соответствующую кромку ограничительной
пластины 10 (рисунок 3.3.3), оказавшись при этом в положении соответствующего
полозка.
Крышка управления КП 11 оборудована выключателем блокировки запуска
дизеля 9, включенным в электрическую цепь стартерного запуска, и обеспечивающе-
го блокировку запуска дизеля при включенной передаче в КП. Регулировка выключа-
теля блокировки запуска 9 осуществляется путем установки под него требуемого
количества регулировочных прокладок.
3.3.3.3 Работа синхронизированной КП
Управлением включение передач и диапазонов КП осуществляется одним ры-
чагом управления КП 6 (рисунок 3.3.4) согласно схеме. Выбору передачи в КП пред-
шествует выбор требуемого диапазона редуктора.
Для выбора и включения диапазона редуктора оператор перемещает рычаг
управления КП 6 из нейтрального положения в положение диапазонного редуктора.
Далее, для включения I-ой ступени редуктора, оператор перемещает рычаг управле-
ния КП 6 назад. При этом рычаг передач 6, воздействуя на поводок редуктора 10,
перемещает его и связанный с ним валик 20 (рисунок 3.3.3) с вилкой 21 вперед.
Управляемая вилкой 21 ведущая шестерня I-ой ступени редуктора 24 перемещается
по шлицам промежуточного вала 22 и входит в зацепление с ведомой шестерней 15
I-ой ступени диапазонного редуктора.
113
Для включения II-ой ступени редуктора, оператор перемещает рычаг управле-
ния КП 6 (рисунок 3.3.4) в положении диапазонного редуктора вперед. При этом ры-
чаг 6, воздействуя на поводок редуктора 11, перемещает его и связанный с ним ва-
лик 20 (рисунок 3.3.3) с вилкой 21 назад. Управляемая вилкой 21 ведущая шестерня
I-ой ступени редуктора 24 перемещается по шлицам промежуточного вала 22 и вхо-
дит в зацепление с внутренним зубчатым венцом ведущей шестерни II-ой ступени
диапазонного редуктора 23, соединяя ее с промежуточным валом 22. Шестерня 23
находится в постоянном зацеплении с ведомой шестерней II-ой ступени диапазонно-
го редуктора 12.
На II-ой ступени диапазонного редуктора вращение от промежуточного вала
23 на вторичный вал 15 передается с замедлением меньшим, чем на I-ой ступени.
В диапазонном редукторе КП отсутствует нейтральное положение ведущей
шестерни I-ой ступени редуктора 24, в связи с этим в диапазонном редукторе всегда
включена или I-ая или II-ая ступень.
Переключение ступеней диапазонного редуктора КП осуществляется при пол-
ной остановке трактора и выжатой педали муфты сцепления.
Так как в диапазонном редукторе КП отсутствует нейтральное положение, то в
КП всегда включена или I-ая или II-ая ступень редуктора.
Для включения первой передачи переднего хода или передачи заднего хода
оператор перемещает рычаг управления КП 6 (рисунок 3.3.4) в крайнее правое по-
ложение согласно схемы - положение пониженных передач и передач заднего хода.
Далее, для включения первой передачи переднего хода оператор перемещает рычаг
управления КП 6 вперед. При этом рычаг передач 6, воздействуя на полозок вилки
первой передачи и передачи заднего хода, перемещает вилку 16 назад. Управляе-
мая вилкой 16 скользящая шестерня первой передачи и заднего хода 30 (рисунок
3.3.3) входит в зацепление с ведомой шестерней второй передачи 35, и силовой по-
ток в КП передается на промежуточный вал 22 КП через шестерни 6, 29, 28, 30 и 35.
Для включения передачи заднего хода оператор перемещает рычаг управле-
ния КП 6 (рисунок 3.3.4) в положении пониженных передач и передач заднего хода
назад. При этом рычаг передач 8 (рисунок 3.3.3), воздействуя на полозок вилки пер-
вой передачи и передачи заднего хода, перемещает вилку 16 (рисунок 3.3.4) вперед.
Управляемая вилкой 16 скользящая шестерня первой передачи и заднего хода 30
(рисунок 3.3.3) входит в зацепление с промежуточной шестерней заднего хода 32,
находящейся в постоянном зацеплении с меньшим зубчатым венцом двухвенцовой
шестерни третьей передачи 36. На заднем ходу силовой поток в КП передается на
промежуточный вал 22 КП через шестерни 6, 29, 28, 30, 32 и 36.
Для включения второй или третьей передач оператор перемещает рычаг
управления КП 6 (рисунок 3.3.4) в положение этих передач. Далее, для включения
второй передачи оператор перемещает рычаг управления КП 6 в положение указан-
ной передачи - вперед. При этом рычаг передач 8 (рисунок 3.3.3), воздействуя на
полозок вилки второй и третьей передач, перемещает вилку 17 (рисунок 3.3.4) назад.
Каретка управляемого вилкой 17 синхронизатора второй и третьей передач 3 (рису-
нок 3.3.3) жестко соединяет первичный вал 40 с ведущей шестерней второй переда-
чи 4. Посредством зацепления шестерен 4 и 35 силовой поток передается на про-
межуточный вал 22 КП.
Для включения третьей передачи оператор перемещает рычаг управления КП
6 (рисунок 3.3.4) в положении указанной передачи - назад. При этом рычаг передач
8 (рисунок 3.3.3), воздействуя на полозок вилки второй и третьей передач, переме-
щает вилку 17 (рисунок 3.3.4) вперед. Каретка управляемого вилкой 17 синхрониза-
тора второй и третьей передач 3 (рисунок 3.3.3) жестко соединяет первичный вал 40
с ведущей шестерней третьей передачи 2. Посредством зацепления шестерен 2 и
36 силовой поток передается на промежуточный вал 22 КП.
114
Для включения четвертой (прямой) передачи оператор перемещает рычаг
управления КП 6 (рисунок 3.3.4) в положение четвертой (прямой) передачи и далее
вперед. При этом рычаг передач 8 (рисунок 3.3.3), воздействуя на полозок вилки
четвертой (прямой) передачи, перемещает вилку 10 (рисунок 3.3.4) назад. Каретка
управляемого вилкой 10 синхронизатора четвертой (прямой) передачи 7 (рисунок
3.3.3) жестко соединяет первичный вал 40 со вторичным валом 15. На четвертой
(прямой) передаче силовой поток проходит КП не трансформируясь.
Включение четвертой (прямой) передачи возможно только при включенной II-
ой ступени диапазонного редуктора. Это позволяет избежать повышенного уровня
шума в КП, так как на II-ой ступени редуктора частота холостого вращения промежу-
точного вала 22 ниже, чем на I-ой ступени.
Синхронизаторы 2 и 7 обеспечивают плавное и безударное включение соот-
ветствующих передач.
3.3.4 Реверс-редуктор
3.3.4.1Общие сведения
Реверс-редуктор (рисунок 3.3.5) - узел трактора, образуемый на стыке двух
агрегатов трансмиссии: корпуса сцепления 12 и коробки передач 10. Он предназна-
чен для быстрого изменения направления движения трактора с переднего хода на
задний и наоборот на всех передачах КП, что позволяет работать трактору в режиме
“челнока”.
3.3.4.2 Устройство реверс-редуктора
Реверс-редуктор состоит из механизмов двух групп. В первую группу - узел
механических передач - входят механические зубчатые передачи, которые служат
для передачи и трансформации силового потока. Вторая группа - управление ре-
верс-редуктором - включает в себя механизмы, конструкция которых обеспечивает
оператору качественное управление реверс-редуктором.
3.3.4.3 Узел механических передач
Узел механических передач реверс-редуктора состоит из ведущей шестерни 19
(рисунок 3.3.5), ведомой шестерни 9, сателлита 16, промежуточной двухвенцовой ше-
стерни 13 и синхронизатора 2. Ведущая шестерня реверс-редуктор 19 установлена
консольно на шлицах силового вала 18. Опора силового вала 18 - шарикоподшипник 17
- расположена в крышке 20, которая установлена в расточке корпуса сцепления 12 и
крепится к нему при помощи болтов. Ведомая шестерня реверс-редуктора 9 установле-
на на гладкой шейке передней консоли первичного вала КП 8 и имеет возможность
свободно вращаться на роликоподшипнике. Шестерня 8 находится в постоянном за-
цеплении с большим венцом промежуточной шестерни 13. Сателлит 16, установленный
свободно на оси 14 на роликоподшипнике, находится в постоянном зацеплении с веду-
щей шестерней 19 и меньшим венцом промежуточной шестерни 13 реверс-редуктора.
Ось сателлита 14 расположена в расточке крышки 20 и стопорится от проворота штиф-
том 15. Промежуточная шестерня реверс-редуктора 13 установлена на переднем гнез-
де 11 КП на двух шарикоподшипниках.
Между ведущей 19 и ведомой 9 шестернями реверс-редуктора установлен син-
хронизатор 2, подвижная каретка которого всегда имеет соединение с первичным ва-
лом КП 8 через шлицевую втулку 7. Конические кольца синхронизатора 2 и приварен-
ные к ведущей 19 и ведомой 9 шестерням конусы образуют фрикционные пары узла
синхронизации.
115

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
4 посетителя считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности