Трактор Беларус 1523 / 1523В /1523.3 / 1523В.3. Руководство — часть 8

БЕЛАРУС-1523/1523В/1523.3/1523В.3
Устройство и работа
Механизм блокировки ходоуменьшителя:
1,4-вилка; 2,3-толкатель; 5,6,7-шестерня.
Для включения ходоуменьшителя не-
теля») с вилкой (4) влево до фикси-
обходимо сначала разомкнуть шес-
рованного положения шестерня
(7)
терни (5) и (6) в КП. Это обеспечива-
вводится в зацепление с промежу-
ется перемещением толкателя
(2)
точной шестерней (8) (см. рис. «Хо-
вправо до фиксированного подпружи-
доуменьшитель») ходоуменьшителя.
ненным шариком положения. При
Таким образом, силовой поток от
этом вилка (1), закрепленная на тол-
ведущей шестерни (1) (см. рис. «Хо-
кателе (2) размыкает шестерни (5) и
доуменьшитель») через ходоумень-
(6) и вводит шестерню (5) в полное
шитель приводится к ведомой шес-
зацепление с промежуточной шес-
терне (9) КП. Механизм блокировки
терней (8) (см. рис.
«Ходоуменьши-
исключает возможность одновремен-
тель») ходоуменьшителя. После этого
ного перемещения обеих вилок и со-
перемещением толкателя (3) (см. рис.
ответственно тяг, а также обеспечи-
«Механизм блокировки ходоуменьши-
вает очередность их включения.
94
БЕЛАРУС-1523/1523В/1523.3/1523В.3
Устройство и работа
Управление ходоуменьшителем
Установите устойчивые обороты хо-
Правила эксплуатации
лостого хода дизеля, рычаг КП дол-
жен находиться в нейтральном поло-
Перед началом эксплуатации трак-
жении.
тора с ходоуменьшителем проверьте
Управление ходоуменьшителем осу-
уровень масла в трансмиссии. Уро-
ществляется тягами (1) и (2).
вень масла должен быть не ниже
В положении ходоуменьшитель «От-
верхнего контрольного отверстия
ключен» тяга (1) поднята вверх, а тяга
шкалы указателя уровня масла. При
(2) утоплена. В положении ходо-
необходимости произвести доливку
уменьшитель «Включен» тяга (1) уто-
масла.
плена, а тяга (2) поднята вверх.
ВНИМАНИЕ! Во избежание поломок в
Включение ходоуменьшителя произ-
трансмиссии и перегрева масла экс-
водится в два этапа:
плуатация трактора с ходоуменьши-
- для включения ходоуменьшителя
телем должна производиться только
установите минимально устойчивые
на передачах I диапазона переднего и
обороты дизеля. Плавно нажав на
заднего ходов коробки передач.
педаль сцепления, переместите тягу
(1) вниз;
Допустимая температура нагрева
- повторно нажав на педаль сцепле-
масла не более 100оС. Через каждые
ния, переместите тягу
(2) вверх,
250 моточасов работы трактора с хо-
(дальняя от оператора).
доуменьшителем проверяйте уровень
Для начала движения необходимо
масла в трансмиссии, отсутствие течи
включить нужную передачу и плавно
и затяжку резьбовых соединений.
отпустить педаль сцепления.
При работе трактора в нормальном
При включении ходоуменьшителя на-
скоростном режиме ходоуменьшитель
правление движения трактора не из-
обязательно отключить от коробки
меняется.
передач (левая, дальняя от операто-
Переключение передач I диапазона и
ра тяга утоплена).
диапазона заднего хода осуществля-
При планировании длительного ис-
ется при выжатой педали муфты сце-
пользования трактора в нормальном
пления с кратковременной (20…30с)
скоростном режиме во избежание
задержкой выключения передачи.
преждевременного износа деталей,
ходоуменьшитель должен быть снят с
трактора.
95
БЕЛАРУС-1523/1523В/1523.3/1523В.3
Устройство и работа
ЗАДНИЙ МОСТ
Задний мост состоит из главной пере-
женных в корпусе заднего моста, и ко-
дачи, дифференциала с гидроуправ-
нечных передач, расположенных в ру-
ляемой фрикционной муфтой блоки-
кавах полуосей.
ровки, бортовых передач, располо-
1 — тормоз левый; 2, 18 — стакан подшипников; 3 — шайба опорная; 4 — полуосевая шестерня;
5 — крышка дифференциала; 6 — сателлит; 7 — шайба сферическая; 8 — крестовина дифферен-
циала; 9 — шестерня ведущая главной передачи; 10 — подшипник роликовый конический; 11 —
шестерня ведомая; 12 — корпус дифференциала; 13 — болт; 14, 27, 28 — подшипник роликовый
конический; 15 — кольцо упорное; 16, 48 — шестерня ведущая бортовой передачи; 17, 32 — про-
кладки регулировочные; 19 — тормоз правый; 20 — муфта блокировки дифференциала; 21 — вал
правой ведущей шестерни; 22 — стакан подшипников; 23 — шестерня коронная; 24 — ступица ко-
ронной шестерни; 25 — водило; 26 — шестерня солнечная; 29 — полуось; 30 — рукав полуоси; 31
— болт; 33 — шайба; 34 — пластина стопорная; 35 — шайба; 36 — ролик; 37 — ось сателлитов;
38 — сателлит; 39, 44 — вал-торсион; 40, 43 — втулка ведомой шестерни; 41, 45 — шестерня ве-
домая; 42 — ВОМ задний; 46 — болт; 47 — вал левой ведущей шестерни.
96
БЕЛАРУС-1523/1523В/1523.3/1523В.3
Устройство и работа
Главная передача
вая фиксация обеспечивается упор-
ными кольцами (15).
Главная передача — коническая с кру-
Валы (21) и (47) через шлицевые со-
говыми зубьями — состоит из веду-
единения связывают полуосевые шес-
щей конической шестерни (9), выпол-
терни (4) дифференциала с ведущими
ненной за одно целое с вторичным
шестернями бортовых передач и дис-
валом КП и ведомой шестерни (11),
ками тормозов.
закрепленной болтами (13) на корпусе
Ведомые шестерни (41, 45) посажены
дифференциала (12).
на шлицевых втулках (40, 43) и под-
держиваются шарикоподшипниками.
Дифференциал
Между фланцами стаканов (18) и кор-
пусом заднего моста установлены ре-
Дифференциал — блокируемый, ко-
гулировочные прокладки (17) толщи-
нический, закрытый — состоит из кор-
ной 0,2 мм и 0,5 мм для регулировки
пуса (12) и крышки (5), соединенных
осевого зазора в конических ролико-
болтами (46), крестовины (8), четырех
подшипниках (14) и бокового зазора в
сателлитов (6) установленных на ро-
зацеплении шестерен (9) и (11) глав-
ликах со сферическими шайбами (7) и
ной передачи.
двух полуосевых шестерен (4) с опор-
ными шайбами (3). Корпус дифферен-
Конечные передачи
циала в сборе поддерживается в кор-
пусе заднего моста двумя конически-
Конечные передачи состоят из двух ци-
ми роликоподшипниками
(14). Для
линдрических прямозубых планетарных
блокировки дифференциала преду-
механизмов, расположенных в рукавах
смотрена гидроуправляемая фрикци-
полуосей, валов-торсионов (39, 44) со
онная многодисковая муфта (20), ко-
шлицами, соединяющими ведомые
торая блокирует крестовину и сател-
шестерни (41, 45) бортовых передач с
литы с правой полуосевой шестерней
планетарными механизмами.
дифференциала.
Планетарный механизм состоит из не-
Бортовые передачи
подвижной коронной шестерни
(23),
прикрепленной к рукаву (30) через сту-
Бортовые передачи состоят из двух
пицу (24), водила (25), солнечной шес-
пар прямозубых цилиндрических шес-
терни (26), неподвижно связанной с
терен (16, 41) и (45, 48).
валом-торсионом (39), четырех сател-
литов (38), установленных на осях (37)
Ведущие шестерни (16, 48) бортовых
с помощью роликов (36).
передач установлены на шлицах ва-
лов (21, 47) соответственно и поддер-
Регулировка подшипников
(27,
28)
живаются шарикоподшипниками. Осе-
осуществляется подбором пакета про-
кладок (32) толщиной 0,2 мм и 0,5 мм.
97
БЕЛАРУС-1523/1523В/1523.3/1523В.3
Устройство и работа
Муфта блокировки дифференциала
Многодисковая гидроуправляемая муф-
кожух правого тормоза
(11) и стакан
та блокировки дифференциала (2) рас-
подшипников (12) прикреплен болтами
положена в кожухе (1), который через
(16) к корпусу заднего моста.
1 — кожух; 2 — муфта блокировки; 3 — переходник; 4 — крышка диафрагмы; 5 — нажимной диск;
6 — диафрагма; 7 — отжимной диск; 8 — промежуточный диск; 9 — корпус муфты; 10, 15 — диски
тормозные; 11 — кожух правого тормоза; 12 — стакан подшипников; 13 — вал блокировки; 14 —
крестовина дифференциала; 16 — болт.
Муфта состоит из вала (13), соеди-
поверхностям корпуса
(9), промежу-
ненного посредством шлицев с кре-
точного диска (8) и отжимного диска
стовиной дифференциала (14), корпу-
(7), блокируя дифференциал (кресто-
са (9), нажимного диска (5), отжимного
вину дифференциала с правой полу-
диска (7), диафрагмы (6), крышки (4),
осевой шестерней). При соединении
переходника (3) и дисков (10, 15), по-
полости «А» со сливом дифференци-
саженных на шлицах правой ведущей
ал разблокируется.
шестерни конечной передачи.
Нормальное положение муфты блоки-
При подводе масла от гидросистемы
ровки — выключенное.
управления АБД под давлением в ра-
бочую полость «А» диафрагма (6) с
нажимным диском (5) перемещаются и
прижимают диски (10, 15) к опорным
98
БЕЛАРУС-1523/1523В/1523.3/1523В.3
Устройство и работа
Система управления блокировкой дифференциала заднего моста
(БД заднего моста)
Система управления БД заднего мос-
тановленного на правой крышке КП и
та состоит из панели управления (1),
гидравлически связанного с фрикци-
расположенной в кабине трактора
онной муфтой БД заднего моста, со-
справа от водителя, датчика (10) угла
единительных кабелей (9) с разъемом
поворота направляющих колес, уста-
(4) и колодками (12). Система запита-
новленного на ПВМ с левой стороны,
на от бортовой электросети через
двух датчиков
(13) включенного со-
блок предохранителей
(2). Питание
стояния рабочих тормозов, располо-
системы осуществляется после запус-
женных под тормозными педалями
ка двигателя от блока пусковых реле
электрогидрораспределителя
(6), ус-
(3).
Система управления блокировкой дифференциала (БД) заднего моста и приводом переднего ве-
дущего моста (ПВМ):
1 — панель управления; 2 — блок предохранителей; 3 — блок пусковых реле; 4 — штепсельный
разъем; 5 — датчик реверса; 6 — электрогидрораспределитель управления БД, 7 — датчик авто-
матического включения привода ПВМ; 8 — гидрораспределитель управления приводом ПВМ; 9 —
соединительные кабели; 10, 111 — датчики угла поворота направляющих колес; ±13 град. и ± 25
град., соответственно; 12 — соединительные колодки; 13 — датчики включенного состояния рабо-
чих тормозов; 14,16, 20 — сигнализаторы; 15 — переключатель управления приводом ПВМ; 17 —
переключатель управления БД; 18 — переключатель ПВОМ (если установлен); 19 — включатель
звукового сигнала (1523В)
1 Если установлен
99
БЕЛАРУС-1523/1523В/1523.3/1523В.3
Устройство и работа
На панели (1) расположены клавиш-
БД заднего моста и блокирует диф-
ный переключатель (17) управления
ференциал. Разблокирование диф-
БД заднего моста и сигнализатор (16)
ференциала будет происходить авто-
включенного состояния БД заднего
матически при повороте направляю-
моста.
щих колес на угол более 13° в любую
сторону или при включении одного
Переключатель (17) имеет три поло-
или обоих рабочих тормозов.
жения:
При необходимости кратковременного
Блокировка автоматическая
(верх-
блокирования задних колес, в том
нее фиксированное);
числе и при повороте, нажмите ниж-
Блокировка принудительная
(ниж-
нюю часть клавиши (17) в положение
нее нефиксированное);
«Блокировка принудительная» и
Блокировка выключена
(среднее
удерживайте ее в этом положении.
фиксированное).
При отпускании клавиши происходит
В положении переключателя
(17)
разблокирование
(«Блокировка вы-
«Блокировка выключена» к электро-
ключена).
гидрораспределителю (6) не подается
питание, муфта БД заднего моста со-
ВНИМАНИЕ! Скорость движения
общена со сливом и дифференциал
трактора при включенной блокиров-
заднего моста разблокирован.
ке не должна превышать 12 км/ч.
В положении переключателя
(17)
Работа трактора с постоянно вклю-
«Блокировка автоматическая»
(при
ченной блокировкой дифференциа-
выполнении работ со значительным
ла на транспорте при движении по
относительным буксованием задних
дорогам с твердым покрытием ЗА-
колес) включается электрогидрорас-
ПРЕЩАЕТСЯ!
пределитель (6), который направляет
поток масла под давлением к муфте
100
БЕЛАРУС-1523/1523В/1523.3/1523В.3
Устройство и работа
ЗАДНИЙ ВАЛ ОТБОРА МОЩНОСТИ (ВОМ)
Задний ВОМ имеет двухскоростной
Для установки нужной скорости вра-
(для тракторов с КП 16х8) независи-
щения ВОМ ослабьте болт (Б), повер-
мый привод или четырёхскоростной
ните рычаг в нужное положение и за-
(для тракторов с КП 24х12) независи-
тяните болт (Б).
мый привод. Привод обеспечивается
двухскоростным редуктором в корпусе
муфты сцепления и сменными хвосто-
виками: (15) (540 об/мин.) и (16) (1000
об/мин.) в редукторе ВОМ.
На тракторах с КП 24х12 имеется пе-
реключатель скорости независимого
привода ВОМ (А) который находится с
левой стороны корпуса сцепления и
Привод осуществляется от дизеля че-
позволяет дополнительно получить
рез две пары цилиндрических шесте-
две скорости ВОМ. Он имеет два по-
рен в корпусе сцепления, внутренний
ложения:
вал КП, муфту переключения и редук-
I - 540 и 1000 об/мин - крайнее, против
тор ВОМ. Включение и выключение
часовой стрелки;
привода осуществляется муфтой (1).
II
- 651 и 1435 об/мин - крайнее по ча-
совой стрелке.
Задний вал отбора мощности
1 - муфта переключения; 2 - вал ведущий; 3 - диск фрикционный; 4 - диск промежуточный; 5 -
барабан; 6 - диск тормоза; 7 - ось промежуточная; 8 - ролик; 9 - шестерня; 10 - корпус; 11 - ста-
кан; 12 - крышка; 13 - шайба упорная; 14 - кожух; 15, 16 - хвостовики сменные; 17 - втулка; 18 -
конический роликоподшипник; 19 - кольцо; 20 - шайба; 21 - гайка; 22, 23 - шестерня; 24 - пор-
шень тормоза; 25 - диск упорный; 26 - поршень фрикциона; 27 - пружина; 28 - колпак.
Редуктор вала отбора мощности уста-
соединенных между собой посредст-
новлен в корпусе заднего моста и со-
вом трех равнорасположенных проме-
стоит из ведомой (22) и ведущей (23)
жуточных шестерен (9), смонтирован-
шестерен, расположенных соосно и
101
БЕЛАРУС-1523/1523В/1523.3/1523В.3
Устройство и работа
ных на осях (7), запрессованных в
включении ВОМ под действием дав-
корпус редуктора (10).
ления масла поршень (26) сжимает
Ведущая и ведомая шестерни имеют
диски, соединяя, таким образом, редук-
шлицевые отверстия, посредством ко-
тор ВОМ с ведущим валом (2).
торых соединяются со сменными
При выключении фрикционной муфты
хвостовиками (15, 16) в зависимости
поршень (6) под давлением пружин
от требуемого режима работы: с шес-
(7) возвращается в первоначальное по-
терней
(22)
обеспечивается
540
ложение. Устранение ведения хвосто-
об/мин; с шестерней
(23)
— 1000
вика и его остановка осуществляется
об/мин.
автономным управляемым тормозом
Хвостовики устанавливаются на кони-
ВОМ. Тормоз смонтирован в корпусе
ческих роликоподшипниках
(18) и
редуктора (10) и состоит из поршня
фиксируются от осевого перемеще-
(24), фрикционного диска (6) и упор-
ния упорной шайбой (13) и буртом
ного
хвостовика. При смене хвостовика
диска (25). Фрикционный диск (6) ус-
снимите шайбу (13), замените хво-
тановлен на шлицах барабана
(5).
стовик и закрепите его. На торцах
При подаче давления в бустер тор-
хвостовика нанесена маркировка
моза поршень (24) сжимает диски (6)
«540» и «1000» соответственно. Вклю-
и (25), затормаживая барабан и хво-
чение и выключение ВОМ осуществ-
стовик ВОМ.
ляется многодисковой фрикционной
Примечание:
муфтой и тормозом ВОМ. На наружных
Осевой зазор в конических ролико-
шлицах ведущего вала (2) фрикциона
подшипниках (18) должен быть не бо-
установлены диски (3) с металлоке-
лее 0,10 мм. Регулировку производи-
рамическими накладками, а в прорезях
те путём подбора колец (19). Затяжку
барабана (5), соединенного посредст-
гайки (21) производите моментом 220
вом шлицев с ведущей шестерней (23)
Н.м.
редуктора — стальные диски (4). При
Управление задним ВОМ
Осуществляется рукояткой
(1)
(см.
хвостовика ВОМ»;
рис. «Управление задним ВОМ») пе-
Рычаг (22) распределителя имеет два
реключателя, расположенной на бо-
фиксированных положения: — нижнее
ковом пульте управления, при пере-
«тормоз включен» и верхнее фикси-
мещении которой посредством троса
рованное положение «ВОМ включен».
(6) и тяги (12) поворачивается рычаг
ВОМ начинает работать при рабо-
(22) крана управления потоком масла,
тающем дизеле
подводимого к фрикциону ВОМ (26)
(при наличии рабочего давления в
(см. рис. «Задний вал отбора мощно-
гидросистеме трансмиссии).
сти») и тормозку ВОМ (24). Для плав-
Регулировка управления задним ВОМ
ности включения ВОМ на входе в
производится следующим образом:
фрикцион устанавливается демпфер
• Установите рукоятку (1) переключе-
(9)
(см. рис.
«Управление задним
ния в задниеположение и рычаг (22)
ВОМ»).
крана управления ВОМ (13) в нижнее
положение.
Рукоятка (1) имеет два положения:
• Изменяя длину штока (5) троса (пу-
• крайнее переднее — «ВОМ вклю-
тем навинчивания или свинчивания
чен»;
вилки
(3), предварительно ослабив
• крайнее заднее — «включен тормоз
102
БЕЛАРУС-1523/1523В/1523.3/1523В.3
Устройство и работа
контргайку (4)) и тяги (12) с муфтой
(23), а также в тяге (12) и рычаге (22)
(11) (навинчивая или свинчивая ее со
крана управления ВОМ, соедините их
штока,
предварительно ослабив
пальцами и зашплинтуйте. После ре-
контргайку (4)), совместите отверстия
гулировки затяните контргайки (4) .
в вилке (3) и рычаге переключателя
Управление задним ВОМ
1 - рукоятка управления; 2 — палец; 3 — вилка; 4 — контргайка; 5 — шток троса; 6 — трос; 7, 8, 14
- кронштейн; 9 - демпфер; 10 - шланг слива; 11 - муфта; 12 - тяга; 13 - кран управления задним
ВОМ; 15, 19 - прокладка; 16 - шланг тормозка; 17 - рукав фрикциона; 18 - фланец; 20 - рукав
подвода масла; 21 - рукав демпфера; 22 - рычаг крана управления ВОМ; 23 - переключатель.
Проверьте работу механизма управ-
ВНИМАНИЕ! При включении ВОМ ру-
ления. Рукоятка
(1) переключателя
коятку управления перемещайте
должна под действием приложенного
плавно, во избежание поломок вала
усилия не более 30 Н (3 кгс) без за-
ведущего, шестерен редуктора и хво-
еданий перемещаться и четко фикси-
стовика ВОМ.
роваться в двух положениях.
103
БЕЛАРУС-1523/1523В/1523.3/1523В.3
Устройство и работа
ПЕРЕДНИЙ ВОМ (если установлен)
Передний ВОМ (ПВОМ) предназначен
вращения двигателя
1845 об/мин с
для привода с/х машин, расположенных
реализацией мощности 44 кВт (60 л.с.),
на переднем навесном устройстве,
не более.
имеет независимый привод с направ-
Привод ПВОМ осуществляется от
лением вращения хвостовика по часо-
шкива (1) коленчатого вала двигателя
вой стрелке, если смотреть на его то-
к редуктору (4) через проставку
(2),
рец, и обеспечивает частоту вращения
постоянно установленную в шкиве (1),
хвостовика
1000 об/мин при частоте
и карданный вал (3).
1 — шкив; 2 — проставка; 3 — карданный вал; 4 — редуктор ПВОМ; «А» — величина выдвижения
штока
104
БЕЛАРУС-1523/1523В/1523.3/1523В.3
Устройство и работа
Устройство и работа ПВОМ
В редукторе ПВОМ передача мощно-
Планетарный редуктор ПВОМ унифи-
сти осуществляется от вала
(12) к
цирован с планетарным редуктором
хвостовику (1) через расположенные
заднего ВОМ тракторов МТЗ-80. Он
на валу (12) переключаемую муфту
управляется гидроцилиндром
(15),
(11), шестерню (10), промежуточную
связанным с поворотным валиком
шестерню (24), шестерню (17), уста-
(18), воздействующим на рычаги (19)
новленную на валу (16), который свя-
ленточных тормозов.
зан с коронной шестерней (9) плане-
тарного редуктора.
Перемещение штока гидроцилиндра
правляется или в маслопровод (27),
(29) осуществляется путем изменения
соединенный со штоковой полостью
направления потока масла в электро-
гидроцилиндра (29) (ПВОМ выключен
гидрораспределителе (25).
— шток втянут), или в маслопровод
(28), соединенный с поршневой поло-
Поток масла, поступающий по нагне-
стью гидроцилиндра
(29),
(ПВОМ
тательному маслопроводу
(26), на-
включен — шток выдвинут).
105
БЕЛАРУС-1523/1523В/1523.3/1523В.3
Устройство и работа
Управление передним ВОМ
1. На минимально устойчивых оборо-
• для включения ПВОМ нажмите
тах двигателя включите привод
нижнюю (ближнюю к оператору)
ПВОМ, для чего поверните рычаг (22)
половину клавиши (1) (см. рис.
(см. рис.
«Устройство и работа
ниже) до упора, затем нажмите
ПВОМ»), расположенный сверху кор-
кнопку (3) и отпустите ее, после
пуса редуктора, против часовой
чего загорится сигнальная лампа
стрелки, предварительно отпустив
(2)
(желтого цвета), что инфор-
болт (23). Выключение привода осу-
мирует о включении ПВОМ;
ществляйте поворотом рычага (22) по
• для выключения ПВОМ нажмите
часовой стрелке. После завершения
верхнюю (дальнюю от оператора)
переключений затяните болт (23).
половину клавиши (1), сигналь-
2. Включение и отключение ПВОМ
ная лампа (2) погаснет, что сиг-
производите следующим образом:
нализирует о выключении ПВОМ.
ВНИМАНИЕ!
• При неиспользовании ПВОМ отключите привод.
• Перед запуском двигателя убедитесь, что клавиша (1) и кнопка (3) включения и
выключения ПВОМ находятся в положении «ПВОМ выключен» (сигнальная
лампа (2) не горит).
• При обесточивании системы управления (выход из строя генератора, разрыв
ремня и т.д.) с целью исключения преждевременного выхода из строя деталей
редуктора ПВОМ отключите привод.
• При останове двигателя ПВОМ выключается автоматически. После запуска
двигателя для включения ПВОМ повторите операции по пуску ПВОМ.
106

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
9 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности