Трактор Беларус 1523 / 1523В /1523.3 / 1523В.3. Руководство — часть 7

БЕЛАРУС-1523/1523В/1523.3/1523В.3
Устройство и работа
Коробка передач механическая сту-
терни (56), зафиксированной в этом
пенчатая с шестернями постоянного
положении стопорным кольцом на
зацепления, диапазонная (4 диапазо-
втулке (55).
на переднего хода и 2 диапазона зад-
В валу выполнены осевое и радиаль-
него хода) с переключением передач
ные сверления для подвода смазки к
внутри диапазонов с помощью син-
подшипникам 51 и втулке шестерни
хронизаторов. Обеспечивает 16 пере-
57.
дач переднего хода и 8 передач зад-
На валу (41) блока шестерен на шли-
него хода, а также привод переднего
цах установлены шестерни (37) и (44).
ведущего моста и привод синхронного
Этот вал смонтирован на подшипни-
ВОМ.
ках (77), (39) и (40). Задняя опора вала
расположена в ступице шестерни (42)
Устройство коробки передач
привода синхронного ВОМ и передне-
Коробка передач состоит из узла пе-
го ведущего моста на двух роликовых
редач; вала пониженных передач и
подшипниках
(39) и
(40). Шестерня
заднего хода; блока шестерен; вто-
(42) установлена в корпусе на под-
ричного вала; механизма управления;
шипнике (38).
гидросистемы; корпуса коробки пере-
Вторичный вал (28), выполненный за
дач.
одно целое с ведущей конической
Узел передач состоит из первичного
шестерней, установлен в корпусе на
вала (1) со свободно установленными
конических подшипниках (27) и (33).
на подшипниках (9) и (74) шестернями
На валу неподвижно посажены веду-
(3, 8, 11, 14). На шлицах вала разме-
щая шестерня (24) привода переднего
щены две шлицевые втулки (5), на ко-
ведущего моста, на ступице которой
торых установлены конические инер-
установлена на подшипнике (36) ве-
ционные синхронизаторы
(7).
Вал
домая шестерня (23), полумуфта (21),
монтируется на подшипниках
(2) и
втулка (19), с установленной на ней
(29).
ведомой шестерней (20). Втулка (19) с
На промежуточный вал (67), установ-
посаженным на ней подшипником
ленный в корпусе на двух подшипни-
удерживается от проворота стопором.
ках (35) и (70), посажены с небольшим
Пакет деталей на валу затянут гайкой
натягом ведомые шестерни (63), (65),
(30). В валу выполнено осевое и ра-
(66), (69).
диальное сверления для смазки под-
Пакет шестерен с подшипниками за-
шипников (36) и (27).
тянут на валу гайкой (71). Вал пони-
женных передач и заднего хода уста-
новлен в корпусе коробки на подшип-
никах (49) и (58). На нем установлены
шестерня (54) первого и второго диа-
пазонов, шестерня (50) — заднего хо-
да. На шлицах вала расположена
втулка (55) с наружными и внутренни-
ми шлицами и установленной на ней
шестерней
(56)
ходоуменьшителя.
Ведомая шестерня (57) установлена
на валу на бронзовой втулке. При от-
сутствии ходоуменьшителя шестерня
(57) соединена с валом шлицами шес-
81
БЕЛАРУС-1523/1523В/1523.3/1523В.3
Устройство и работа
Механизм управления коробки передач
Механизм управления коробки передач
водках вилками (вилка (78), другие де-
состоит из механизма переключения
тали на рисунке не показаны). Поло-
передач с синхронизаторами и меха-
жение зубчатых муфт (22, 53, 34) (см.
низма переключения диапазонов. Ме-
рис.
«Коробка передач
(16F+8R)») в
ханизм переключения передач смонти-
нейтральном и во включенном поло-
рован в крышке (9) и корпусе вилок (13)
жениях фиксируются деталями (6, 7а,
(см. рис. «Коробка передач (16F+8R)»).
11). Для предотвращения одновре-
В крышке (9) установлены: вилка (16а),
менного включения зубчатых муфт
рычаг (11а), поводок (19) и рычаг (8а),
(34) и (53) (см. рис. «Коробка передач
закрепленный болтом и шпонкой на по-
(16F+8R)») в отверстиях корпуса ко-
водке (19). В корпусе вилок (13) (см.
робки передач установлены блоки-
рис. «Коробка передач (16F+8R)») ус-
рующие шарики (6) (см. рис. «Блоки-
тановлены поводки (12, 16), на которых
ровка запуска двигателя»).
закреплены вилки (10). Для предотвра-
щения одновременного включения двух
Внимание! Для включения переда-
диапазонов установлены шарики (17).
чи плавно (без резких толчков) пе-
Механизм переключения диапазонов
реместите рычаг переключения со-
состоит из вилки (16), рычага (11), по-
гласно схеме переключения и удер-
водка (20) и рычагов (8), установлен-
живайте его в поджатом положении
ных в крышке (9), и деталей, установ-
до полного включения передачи.
ленных в корпусе коробки пере-
дач.Зубчатые муфты (22, 53, 34) (см.
рис. «Коробка передач (16F+8R)») пе-
ремещаются закрепленными на по-
1 — ограничитель; 2 — шпонка; 3 — шарик; 4 — гайка; 5 — болт; 6 — пружина; 7 — втулка; 8, 8а —
рычаг; 9 — крышка; 10 — корпус; 11, 11а — рычаг; 12 — палец; 13 — пружина; 14 — сфера; 15 —
чехол; 16, 16а — вилка; 17 — крышка; 18 — палец; 19, 20 — поводки, 21 — кулиса.
82
БЕЛАРУС-1523/1523В/1523.3/1523В.3
Устройство и работа
Блокировка запуска двигателя
Для исключения возможности запуска
ключателя и разрывает цепь проме-
двигателя при включенной передаче на
жуточного реле стартера (1) и тягового
тракторе устанавливается специальное
реле стартера (5).
блокирующее устройство.
Для регулировки размыкания выклю-
Блокирующее устройство состоит из
чателя предусмотрены шайбы (9).
выключателя
(8), установленного в
корпусе КП с левой стороны, шариков
Прежде чем запустить двигатель,
(6) и штифтов (7, 7а).
установите рычаг переключения
При включении диапазона механизм
диапазонов КП в нейтральное по-
блокировки размыкает контакты вы-
ложение!
1 — стартер; 2 — генератор; 3 — реле блокировки; 4 — выключатель стартера; 5 — реле стартера;
6 — шарики механизма блокировки; 7, 7а — штифты; 8 — выключатель блокировки; 9 — шайбы
регулировочные; 10 — поводки переключения диапазонов.
83
БЕЛАРУС-1523/1523В/1523.3/1523В.3
Устройство и работа
Диаграмма скоростей трактора, км/ч,
при 1400...2100 об/мин двигателя (КП 16F+8R; шины 520/70R38)
84
БЕЛАРУС-1523/1523В/1523.3/1523В.3
Устройство и работа
Коробка передач (24F+12R)
Коробка передач состоит из узла пе-
пус, а также механизма управления и
редач, вала пониженных передач и
узлов электрогидравлической систе-
заднего хода, блока шестерен, вто-
мы.
ричного вала установленных в кор-
Продольный разрез коробки передач
1 — корпус; 2, 4, 5, 6, 10, 17, 19, 20, 31, 32, 34, 39, 40, 41, 43, 44, 45 — шестерни; 3, 9, 26, 42 — син-
хронизаторы; 7 — корпус вилок; 8, 18, 37 — вилки; 11, 23, 25, 27, 28, 30, 35, 38, 46, 49 — подшип-
ники; 12, 15, 47, 50 — гайки; 13 — шариковый фиксатор; 14 — механизм управления ; 16, 21 — про-
кладки регулировочные; 22 — гнездо подшипника; 24 — вал вторичный; 29 — вал привода незави-
симого ВОМ; 33 — вал блока шестерен; 36 — муфта зубчатая; 48 — вал промежуточный;
51 — вал первичный; 52 — стакан подвода смазки; 53 — маслопровод; 54 — крышка.
85
БЕЛАРУС-1523/1523В/1523.3/1523В.3
Устройство и работа
Узел передач смонтирован на крыш-
игольчатых подшипниках. На шлицах
ке (54) и состоит из вала первичного
вала расположен инерционный син-
(51), на котором на игольчатых под-
хронизатор (42), с помощью которого
шипниках установлены ведущие шес-
происходит включение 1-ой или 2-ой
терни
(2,4,6,10), обеспечивающие
передачи.
включение 5-й, 6-й, 3-й, 4-й передачи
соответственно. Ведущая шестерня
Вал пониженных передач и заднего
1-й передачи выполнена заодно с ва-
хода (3) (см. рис. ниже) установлен в
лом (51), а ведущая шестерня 2-й пе-
корпусе (4) на подшипниках (1) и (12).
редачи жестко соединена на валом.
На валу установлены ведомая шес-
Игольчатые подшипники смазывают-
терня
(10), соединяемая с валом
ся под давлением по маслопроводу
втулками (9), ведущая шестерня пе-
(53) и отверстиям в валу. На шлицах
реднего хода (8) и шестерня заднего
вала размещены два инерционных
хода (5), установленные на игольча-
синхронизатора
(4) и
(9), которые
тых подшипниках. С валом эти шес-
осуществляют переключение 5-й и 6-
терни соединяются с помощью муфты
й, 3-ей и 4-й передач. Опорами вала
зубчатой (6). Втулка (16), соединён-
первичного в крышке (54) и корпусе
ная с валом шлицами, стопорится на
(1) являются шариковые подшипники.
валу стопорным кольцом (7). В случае
На валу промежуточном (48) с натя-
оборудования трактора ходоумень-
гом посажены ведомые шестерни (45,
шителем вместо втулки (9) устанав-
44, 40 и 39) 5-ой, 6-ой, 3-ей и 4-ой пе-
ливается зубчатое колесо, которое
редач соответственно. Ведомые шес-
зацепляется с зубчатым колесом хо-
терни (43) и (41) соответственно 2-ой
доуменьшителя.
и
1-ой передач установлены на
Вал пониженных передач и заднего хода
1, 12 — подшипники; 2, 13 — гайки; 3 — вал; 4 — корпус; 5, 8, 10 — шестерни; 6 — муфта зубча-
тая; 7 — кольцо стопорное; 9 — втулка; 11 — крышка; 14 — стакан подвода смазки;
15 — маслопровод; 16 — втулка.
86
БЕЛАРУС-1523/1523В/1523.3/1523В.3
Устройство и работа
Вал блока шестерён (33) (см. рис.
ки корпуса (1) и фиксируется шарико-
«Коробка передач (24F+12R)») уста-
вым фиксатором.
новлен в корпусе (1) на подшипниках
Комплекты деталей на валах первич-
(27) и (35). Шестерни (32) и (34) со-
ном, промежуточном, вторичном и
единяются с валом с помощью шли-
валу пониженных передач и заднего
цев и стопорятся стопорным кольцом.
хода затянуты гайками
(12,15,47) и
Ведомая шестерня синхронного ВОМ
(50).
(31) смонтирована на валу на ролико-
вых подшипниках (28) и (30).
МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ КП
Вал вторичный (24) (см. рис. «Ко-
Механизм управления КП состоит из
робка передач (24F+12R)») установ-
механизма переключения передач и
лен в корпусе (1) на конических роли-
механизма переключения диапазонов
коподшипниках (23) и (25), регулиров-
с электрогидравлической системой
ка которых производится прокладка-
переключения высшей «Н» и нижней
ми регулировочными (16), а положе-
«L» ступеней редуктора КП.
ние конической шестерни вала отно-
сительно торца корпуса (размер 15-
Механизм переключения передач
0,15) регулируется подбором регули-
смонтирован в узле передач, корпусе
ровочных прокладок (21). На валу не-
вилок (7) (см. рис. «Коробка передач
подвижно установлены ведущая шес-
(24F+12R)») и в крышке механизма
терня (20) привода синхронного ВОМ
управления (14) .
и ПВМ и ступица синхронизатора (26).
В крышке (54) установлены поводки с
Ведомые шестерни (17) и (19) уста-
закреплёнными на них вилками пере-
новлены на игольчатых подшипниках,
ключения 1-ой, 2-ой и 5-ой, 6-ой пе-
смазка которых осуществляется под
редач. Поводки зафиксированы в
давлением по отверстиям в валу. Пе-
крышке шариковыми фиксаторами.
реключение между шестернями про-
Положение вилок на поводках регу-
изводится с помощью синхронизатора
лируется с помощью конусных вин-
(26) вилкой (18), закреплённой на по-
тов.
водке. Поводок установлен в расточ-
Механизм переключения передач
1 — вилка; 2 — чехол; 3 — сфера; 4 — пружина; 5, 7 — пальцы; 6 — корпус; 8 — крышка; 9 — вал;
11 — болт; 12 — втулка; 13 — крышка; 14 — шпонка; 15, 20 — рычаги; 16 — датчик; 17 — винт;
18 — шайба; 19 — кольцо стопорное
87
БЕЛАРУС-1523/1523В/1523.3/1523В.3
Устройство и работа
В корпусе вилок (7) (см. рис. «Коробка
Механизм переключения диапазо-
передач
(24F+12R)») установлены
нов смонтирован в корпусе (1) (см.
три поводка, вилка (8) , шариковый
рис.
«Коробка передач
(24F+12R)»)
фиксатор
(13) и детали механизма
коробки передач и крышке механизма
блокировки одновременного включе-
переключения (14).
ния двух передач. Корпус вилок за-
В корпусе (1) на поводках установле-
креплён на корпусе (1) коробки пере-
ны вилка (37) переключения муфты
дач.
зубчатой
(36), вилка переключения
В опорах крышки (13) и корпуса (6)
муфты зубчатой (6) (см. рис. «Вал по-
(см. рис.
«Механизм переключения
ниженных передач и заднего хода») и
передач») установлен вал (9), на ко-
вилка (18) (см. рис. «Коробка передач
тором закреплены рычаг (15) и втулка
(24F+12R)») переключения синхрони-
(12), между стопорными кольцами
затора (26). Поводки зафиксированы
(19) установлены две втулки (18) и
в корпусе шариковыми фиксаторами.
пружина (10). Втулки своими торцами
В механизме управления
(см. рис.
упираются в винт (17) и торец корпуса
ниже) в опорах крышки (12) и корпуса
(6). Данное устройство служит для ус-
(18) установлен вал (9), на котором на
тановки рычага передач в нейтраль-
шпонках закреплены рычаги (10). Вал
ное положение. Вал (9) посредством
(9) фиксируется шариковым фиксато-
пальцев (5) и (7), рычага (20) соеди-
ром (14) и посредством пальцев (5) и
няется с вилкой (1), на которой закре-
(7), рычага (6) соединяется с вилкой
плён рычаг переключения передач.
(1), на которой закреплён рычаг пере-
Вилка (1) установлена в корпусе (6) в
ключения диапазонов. Вилка (1) уста-
сфере (3) и подрессорена пружиной
новлена в корпусе (18) в сфере (3) и
(4).
подрессорена пружиной (4).
Механизм переключения диапазонов
1 — вилка, 2 — чехол, 3 — сфера, 4 — пружина, 5, 7 — пальцы, 6, 10 — рычаги, 8, 12 — крышки,
9 — вал, 11 — кулиса, 13, 17 — шпонки, 14 — шариковый фиксатор, 15 — гайка, 16 — болт,
18 — корпус.
88
БЕЛАРУС-1523/1523В/1523.3/1523В.3
Устройство и работа
Механизм переключения высшей
цилиндра (11) соответствует низшей
и низшей ступеней редуктора ко-
«L» ступени редуктора КП. Датчики
робки передач
(см. рис. ниже)
(10) служат для индексации включе-
смонтирован на крышке механизма
ния ступеней редуктора. Для регули-
переключения и состоит из цилинд-
ровки цилиндра
(11) переместить
ра (11), закреплённого на оси (12),
поршень внутрь цилиндра до упора.
шпильки (7), рычага (5), закреплён-
Повернуть рычаг (5) против хода ча-
ного на валике (4). Вилка (16) соеди-
совой стрелки, включив понижающий
няется с рычагом
(5) с помощью
диапазон редуктора коробки пере-
пальца (6). Рычаг валика (4) входит в
дач. Ввернуть шпильку (7) на 8 - 9
зацепление с поводком вилки
(18)
оборотов, законтрить гайкой
(8).
(см.
рис.
«Коробка передач
Вворачивая или выворачивая вилку
(24F+12R)») и при повороте валика
(16), совместить отверстия в рычаге
перемещает муфту синхронизатора
(5) и вилке (16), законтрить гайкой.
(26). Положение рычага (5) (см. рис.
Повернуть рычаг (5) по ходу часовой
ниже) регулируется изменением
стрелки, включив повышающий диа-
длины шпильки (7) с последующим
пазон редуктора коробки передач,
контрением гайкой (8). Подключение
Выдвинуть шток цилиндра (11), со-
цилиндра (11) к гидравлической сис-
вместить отверстия в рычаге (5) и
теме производится клапаном злек-
вилке (16). Рычаг (5) и вилку (16) со-
трогидравлическим (14). Датчик (15)
единить пальцем, установить шайбу
подключает клапан (14) к электриче-
и шплинт. Вворачивая или вывора-
ской сети только при нейтральном
чивая болт (18), упереть сфериче-
положении рычага переключения
скую часть болта в рычаг (5), закон-
передач. Втянутое положение штока
трить гайкой.
1 — вилка переключения передач; 2 — вилка переключения диапазонов; 3 — болт; 4 — валик; 5 —
рычаг;
6 — палец; 7 — шпилька; 8 — контргайка; 9, 13 — маслопроводы; 10 — датчик давления;
11— цилиндр гидравлический; 12 — ось; 14 — клапан электрогидравлический; 15 — датчик; 16 —
вилка; 17 — кронштейн; 18 — винт регулировочный.
89
БЕЛАРУС-1523/1523В/1523.3/1523В.3
Устройство и работа
Диаграмма скоростей трактора, км/ч,
при 1400...2100 об/мин двигателя (КП 24F+12R; шины 520/70R38)
90
БЕЛАРУС-1523/1523В/1523.3/1523В.3
Устройство и работа
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РЕДУКТОРОМ КП
Электрогидравлическая
система
управления редуктором.
состоит из панели управления
(1),
ВНИМАНИЕ! Система разрешает пе-
расположенной в кабине трактора
реключение ступеней редуктора толь-
справа от водителя, рычага (3) пере-
ко в нейтральном положении рычага
ключения передач и ступеней редук-
(3) (контакты датчика (5) нейтрали КП
тора, датчика (5) нейтрали КП, датчи-
замкнуты). Переключение ступеней
ков (7) и (8), установленных на гидро-
редуктора производите на останов-
цилиндре переключения редуктора,
ленном тракторе.
электрогидрораспределителя
(6),
Сигналы на сигнализаторы (13, 12) и
расположенного сверху на крышке
(15, 14) подаются от соответствующих
КП, соединительных кабелей (4) с ко-
датчиков давления (8 и 7).
лодками
(9). Система запитана от
После запуска двигателя в исходном
бортовой электросети через блок
состоянии включена низшая ступень
предохранителей (2). Электрическое
редуктора. При этом должны гореть
питание подается в систему до пуска
сигнализаторы (13 и 15).
двигателя (после поворота выключа-
Переключение на высшую ступень ре-
теля стартера и приборов в положе-
дуктора должно происходить при нажа-
ние «Питание приборов»).
тии на кнопку (11). При этом сигнали-
На рукоятке рычага (3) расположены
заторы (13 и 15) должны погаснуть, а
кнопки (10, 11) и сигнализаторы (све-
сигнализаторы (12 и 14) -загореться.
тодиоды) (13,12) включения низшей и
Переключение с высшей ступени на
высшей ступеней редуктора, соответ-
низшую осуществляется при нажатии
ственно.
на кнопку (10).
На панели (1) расположены сигнали-
Электрическая схема системы управ-
заторы (15 и 14) включения низшей и
ления редуктором КП, БД и ПВМ при-
высшей ступеней редуктора и реле
ведена в разделе «Приложение».
1 — панель управления, 2 — блок предохранителей, 3 — рычаг переключения передач и ступеней
редуктора; 4 — соединительные кабели, 5 — датчик нейтрали КП, 6 — электрогидрораспредели-
тель редуктора; 7 — датчик давления высшей ступени, 8 — датчик давления низшей ступени, 9 —
колодки соединительные; 10 — кнопка включения низшей ступени; 11 — кнопка включения высшей
ступени; 12 — светодиод сигнализации высшей ступени; 13 — светодиод сигнализации низшей
ступени; 14, 15 — контрольные лампы.
91
БЕЛАРУС-1523/1523В/1523.3/1523В.3
Устройство и работа
ХОДОУМЕНЬШИТЕЛЬ (если установлен)
Назначение и область применения
При необходимости использования
Ходоуменьшитель предназначен
передач I диапазона переднего и зад-
для установки на тракторы, работаю-
него ходов коробки передач с их но-
щие с машинами, требующими пони-
минальными передаточными отноше-
женных скоростей движения (жатка-
ниями достаточно выключить ходо-
ми, снегоочистителями, подборщика-
уменьшитель.
ми и др.).
С помощью ходоуменьшителя до-
Устройство и принцип работы
полнительно понижаются скорости
Ходоуменьшитель выполнен в ви-
трактора на четырех передачах I диа-
де самостоятельного легкосъемного
пазона переднего и заднего ходов в
узла и представляет собой планетар-
4,5 раза каждая.
ный цилиндрический редуктор, уста-
Расчетные скорости движения
навливаемый слева по ходу трактора
трактора с включенным ходоумень-
на корпусе коробки передач (КП) и
шителем составляют соответственно:
обеспечивающий
технологический
- на переднем ходу-
0,384;
0,537;
диапазон скоростей движения тракто-
0,738; 1,01 км/ч;
ра.
- на заднем ходу- 0,603; 0,844; 1,159;
1,587 км/ч.
Схема кинематическая ходоуменьшителя
92
БЕЛАРУС-1523/1523В/1523.3/1523В.3
Устройство и работа
Ходоуменьшитель:
1-шестерня коробки передач; 2-сателлит; 3-водило; 4,8-промежуточная шестерня ходоуменьшите-
ля; 5-двухвенцовая шестерня; 6-шестерня коронная; 7-вал; 9-шестерня привода ходоуменьшителя;
10-шестерня; 11-ось ходоуменьшителя; 12,13-тяга; 14-рукоятка; 15-прокладка; 16-втулка.
Передача крутящего момента от
неподвижно в корпусе ходоуменьши-
дизеля осуществляется от шестерни
теля, на выходной вал планетарного
коробки передач (1) к сателлитам (2)
редуктора (7). На выходном валу (7)
водила ходоуменьшителя (3), через
посредством шлицевого соединения
промежуточную шестерню ходо-
установлена с возможностью осевого
уменьшителя
(4) и двухвенцовую
перемещения шестерня (10), которая
шестерню (5), и от водила
через промежуточную шестерню (8)
посредством зацепления сателлитов
передает крутящий момент на шес-
(2) с коронной шестерней (6) плане-
терню вала заднего хода коробки пе-
тарного редуктора, установленной
редач (9).
93

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
8 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности