Трактор Беларус 3222 / 3522. Руководство — часть 8

3.2 Электронная система управления двигателем
В состав электронной системы управления двигателем (ЭСУД) входят установ-
ленные в кабине электронный блок управления двигателем 7 (рисунок 3.2.1), информа-
ционный монитор 4, панель электронная комбинированная 5, рукоятка ручного управле-
ния подачей топлива 3, диагностический разъем 6 для подключения специального обо-
рудования, электронные ножные педали подачи топлива 2 и 8 на прямом и на реверсив-
ном ходу, соответственно, а также установленные с левой стороны на двигателе датчик
уровня охлаждающей жидкости 1 и датчик наличия воды в фильтре грубой очистки топ-
лива 10. Перечисленные элементы соединены между собой жгутами 9. Система запита-
на от аккумуляторной батареи через блок коммутации и защиты. Схема электрическая
соединений ЭСУД приведена в приложении Б.
Специальный диагностический разъем 6 предназначен для подключения системы
диагностики SERDIA с адаптером HS-Light различных уровней допуска для проведения
расширенной сервисной диагностики двигателя в эксплуатации. Указанная система ди-
агностики рекомендована для дилерских центров.
Описание работы элементов ЭСУД, входящих в состав двигателя, приведены в
руководстве по эксплуатации двигателя TCD 2013 L06-4V РЭ.
88
3.3 Сцепление
3.3.1 Муфта сцепления
На маховике дизеля через проставку установлена сухая двухдисковая муфта
сцепления постоянно-замкнутого типа.
Ведущей частью муфты сцепления являются маховик 1 (рисунок 3.3.1), на-
жимной диск 4 и промежуточный диск 3, имеющие на наружных поверхностях по че-
тыре шипа, которые входят в специальные пазы проставки 23.
Между опорным и нажимным дисками в специальных гнездах установлены 12
нажимных пружин 20 с термоизоляционными шайбами 21. Опорный диск 6 устанав-
ливается на проставку маховика на двух штифтах и крепится к ней болтами 5.
На выступах нажимного диска на осях 8 и роликах 9 установлены четыре отжим-
ных рычага 7. Опорами отжимных рычагов являются вилки 14, закрепленные на опор-
ном диске при помощи регулировочных гаек 13, фиксируемых пластинами 10, 11. Пла-
стины крепятся к опорному диску болтами 12. Между маховиком, промежуточным и на-
жимным дисками установлены два ведомых диска 2, передающих крутящий момент от
двигателя через силовой вал 24 на трансмиссию трактора. Передней опорой вала сце-
пления является подшипник 25, с постоянной смазкой, установленный в маховике.
Ведомый диск имеет ступицу со шлицами для соединения с силовым валом,
демпферное устройство, состоящее из восьми резиновых элементов и фрикционные
накладки в виде металлокерамических сегментов.
Включение и выключение муфты производится при помощи отводки 17 с вы-
жимным подшипником 18 соединенной с вилкой 16, расположенной на валу 15, уста-
новленном на игольчатых подшипниках в корпусе сцепления. На конце вала 15 уста-
новлен рычаг, соединенный с приводом сцепления.
1 - маховик; 2 - ведомый диск; 3 - промежуточный диск; 4 - нажимной диск;
5 - болт; 6 - опорный диск; 7 - отжимной рычаг; 8 - ось отжимного рычага; 9 - роли-
ки;
10,11 - стопорные пластины; 12 - болт; 13 - регулировочная гайка; 14 - вилка;
15 - вал, 16 - вилка отводки; 17 - отводка; 18 - выжимной подшипник; 19 - опора
отжимных рычагов; 20 - нажимные пружины; 21 - термоизоляционные шайбы; 22 -
болт, 23 - проставка; 24 - силовой вал; 25 - подшипник.
Рисунок 3.3.1 - Муфта сцепления
3.3.2 Особенности демонтажа, установки и регулировки муфты сцепления
3.3.2.1 Устройство муфты сцепления
1 - ведомый диск; 2 - средний диск; 3 - болт; 4 - ведомый диск; 5 - нажимной
диск; 6 - болт; 7 - опорный диск; 8 - отжимной рычаг; 9 - ось отжимного рычага; 10 -
ролики; 11 - стопорная пластина; 12 - стопорная пластина; 13 - болт; 14 - регулиро-
вочная гайка; 15 - вилка; 16 - пружина опорная; 17 - петля; 18 - опора отжимных ры-
чагов; 19 - нажимная пружина; 20 - термоизоляционные шайбы; 21 - болт; 22 - про-
ставка; 23 - маховик.
Рисунок 3.3.2 - Монтаж, демонтаж и регулировка отжимных рычагов муфты сцепления
Рисунок 3.3.3 - Технологическая оправка
90
3.3.2.2 Демонтаж муфты сцепления
Демонтаж муфты сцепления выполняется после отсоединения двигателя от
трансмиссии в следующем порядке:
- установите четыре технологических болта (М12х65), завернув их в нажимной
диск 5 (рисунок 3.3.2) через технологические отверстия опорного диска 7;
- отверните болты 6 и снимите диски сцепления в сборе (опорный 7 с нажимным 5);
- снимите первый ведомый диск 4;
- отверните болты 3 и 21 и снимите проставку 22 с диском средним 2;
- снимите второй ведомый диск 1.
ВНИМАНИЕ: ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАЗБОРКИ МУФТЫ СЦЕПЛЕНИЯ РЕКОМЕН-
ДУЕТСЯ НАНЕСТИ МЕТКИ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ВЗАИМНОЕ РАСПОЛОЖЕНИЕ МА-
ХОВИКА 23, СРЕДНЕГО ДИСКА 2, ПРОСТАВКИ 22, НАЖИМНОГО ДИСКА 5 И
ОПОРНОГО ДИСКА 7. СБОРКУ СЦЕПЛЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЬ СОГЛАСНО МЕТКАМ!
3.3.2.3 Установка муфты сцепления
Установка муфты сцепления выполняется в следующем порядке:
- установите шлицевую оправку в подшипник маховика 23 (рисунок 3.3.2);
- установите первый ведомый диск 1 на оправку коротким концом ступицы к
маховику 23;
- установите диск средний 2 в пазы проставки 22 так, чтобы проточка на на-
ружном диаметре диска была направлена в сторону маховика;
- установите проставку 22 с диском средним 2 на маховик и закрепите болтами
3 и 21;
- установите второй ведомый диск 4 на оправку коротким концом ступицы к маховику;
- установите диски сцепления в сборе (опорный 7 с нажимным 5) на штифты
проставки, закрепите болтами 6 и выверните технологические болты.
3.3.2.4 Регулировка отжимных рычагов муфты сцепления
- вворачивая или отворачивая регулировочные гайки 14 (рисунок 3.3.2) отрегули-
руйте положение опоры 18 отжимных рычагов в размер (20±0,165) мм от опорной по-
верхности опоры до наружной поверхности опорного диска 7. Нажимая рукой на опору
18, проверьте прилегание к ней отжимных рычагов: все рычаги должны касаться опоры;
- после регулировки установите стопорные пластины 11 и 12;
- снимите оправку;
3.3.3 Привод сцепления
Привод сцепления предназначен для управления муфтой сцепления, как на
прямом ходу трактора, так и на реверсе. Тип привода сцепления - гидростатический
с подвесными педалями, гидроусилителем (рисунок 3.3.4).
Привод состоит из главных цилиндров 12 (для прямого хода) и 19 (в режиме
реверса), подвесных педалей 10 (для прямого хода) и 20 (в режиме реверса), крана
27 (для автоматического переключения с режима работы трактора на прямом ходу
на режим реверса или наоборот), рабочего цилиндра 32, гидроусилителя 35, рычага
43, бачка 1, трубопроводов 11, 13, 18, 25, 41.
Гидроусилитель 35 непроточного типа предназначен для снижения усилия на педа-
лях 10 и 20 в процессе выключения муфты сцепления. Он соединен трубопроводом 13 с
насосом ГС трансмиссии через распределитель, а трубопроводом 41 - со сливом. В режи-
ме прямого хода во время нажатия на педаль 10 тормозная жидкость из главного цилинд-
ра 12 поступает через трубопровод 11 в кран 27. В кране 27 поршень 26 перемещается в
крайнее правое положение и закрывает вход трубопровода 18. Далее тормозная жидкость
поступает через трубопровод 25 в рабочий цилиндр 32, перемещая толкатель 33. Толка-
тель 33 воздействует на шток 34 гидроусилителя 35, в результате чего происходит сраба-
тывание гидроусилителя 35 и выдвижение поршня 37 и толкателя 38 со сферической гай-
кой 40, поворачивающей рычаг 43, связанный через валик с отводкой 45 муфты сцепле-
ния, что приводит к разъединению двигателя с трансмиссией. В режиме работы на ревер-
се при нажатии на педаль 20 тормозная жидкость из главного цилиндра 19 поступает через
трубопровод 18 в кран 27. В кране 27 поршень 26 перемещается в крайнее левое положе-
ние и закрывает вход трубопровода 11. Далее тормозная жидкость поступает через трубо-
провод 25 в рабочий цилиндр 32, совершая действия, аналогичные описанным ранее.
91
1 - бачок; 2, 21, 26, 31, 37 - поршень; 3 - датчик выключенного состояния сце-
пления на прямом ходу;
4, 16 - болт;
5, 8, 17, 24, 39, 49 - гайка;
6, 15 - вилка; 7 -
палец; 9, 22, 33, 38 - толкатель;
10 - педаль сцепления для прямого хода; 11, 13,
18,
25,
41 - трубопровод; 12 - главный цилиндр для прямого хода;
14 - коврик ка-
бины; 19 - главный цилиндр для реверса; 20 - педаль сцепления для реверса; 23 -
чехол; 27 - кран; 28 - крышка; 29 - колпачок; 30 - перепускной клапан; 32 - рабочий
цилиндр; 34 - шток; 35 - гидроусилитель; 36 - кронштейн; 40 - гайка сферическая;
42 - пружина; 43 - рычаг; 44 - вилка; 45 - отводка; 46 - выжимной подшипник; 47 -
опора отжимных рычагов; 48 - опора.
Рисунок 3.3.4 - Управление сцеплением
92
3.3.4 Регулировка управления сцеплением
3.3.4.1 Регулировка управления сцеплением
Регулировка управления сцеплением проводится в следующей последовательности:
1. Выполнение регулировки зазора «В» (рисунок 3.3.4) между поршнем 2 и тол-
кателем 9 главного цилиндра 12 (для прямого хода):
- установить педаль 10 в размер «Д» при помощи болта 4, затянуть гайку 5;
- ввернуть толкатель 9 в вилку 6;
- путем вворачивания и отворачивания вилки 6 добиться того, чтобы переме-
щение педали 10 от исходного положения до момента касания толкателя 9 в пор-
шень 2, измеренное по центру чехла педали, составило размер «Г»;
- затянуть гайку 8 и зашплинтовать палец 7.
2. Выполнение регулировки зазора «Ж» между поршнем 21 и толкателем 22
главного цилиндра 19 (для работы в режиме реверса):
- снять чехол 23 с цилиндра 19;
- расконтрить вилку 15;
- ввернуть толкатель 22 в вилку 15, выдержав размер «К», затянуть гайку 24;
- путем вворачивания и отворачивания болта 16 добиться того, чтобы пере-
мещение педали 20 от исходного положения до момента касания толкателя 22 в
поршень 21, измеренное по центру подушки педали, составило размер «Е»;
- затянуть гайку 17, надеть чехол 23.
3. Выполнение регулировки зазора «Л» между толкателем 33 рабочего цилин-
дра 32 и штоком 34 гидроусилителя 35:
- снять кронштейн 36 с гидроусилителем 35 и рабочим цилиндром 32, отсо-
единив и заглушив трубопроводы 13, 25, 41;
- снять шплинт с оси кронштейна 36, расконтрить опору 48;
- зафиксировать с помощью подручных средств поршень 37 гидроусилителя в
крайнем левом положении;
- снять рабочий цилиндр 32 с оси кронштейна 36, установить толкатель 33 ра-
бочего цилиндра в крайнее левое положение до упора поршня 31 в крышку 28;
- установить рабочий цилиндр до касания толкателя 33 с штоком 34 гидроуси-
лителя 35;
- путем вворачивания или отворачивания опоры 48 совместить отверстие
опоры с осью кронштейна 36;
- закрутить опору 48 в крышку 28 на полоборота, затянуть гайку 49;
- установить рабочий цилиндр 32 на ось кронштейна 36 и зашплинтовать;
- установить кронштейн 36 с гидроусилителем 35 и рабочим цилиндром 32 на
корпус сцепления, подсоединить трубопроводы 13, 25, 41;
4. Выполнение регулировки зазора «Н» между выжимным подшипником 46 и
опорой отжимных рычагов 47 муфты сцепления. Выполнение данной регулировки
возможно производить двумя способами:
Первый способ:
- снять оттяжные пружины 42;
- расконтрить сферическую гайку 40;
- повернуть рычаг 43 по часовой стрелке до упора выжимного подшипника 46 в
опору отжимных рычагов 47;
- удерживая толкатель 38 до упора в поршень 37 гидроусилителя 35 (поршень
должен находиться в крайнем левом положении), отвернуть сферическую гайку 40
до соприкосновения с рычагом 43;
- завернуть сферическую гайку 40 на 5 оборотов от положения соприкоснове-
ния с рычагом 43, не допуская вращения толкателя 38;
- затянуть гайку 39, надеть оттяжные пружины 42.
Второй способ:
- нажать на педаль 10 до появления большого усилия (от 300 до 400 Н) и
удерживать в этом положении. При этом ход педали по подушке должен составлять
от 70 до 80 мм, выход поршня 37 гидроусилителя 35 должен составлять размер «М»
(без учета фаски);
93
- если величина выхода поршня другая, то необходимо выполнить следующее:
- расконтрить сферическую гайку 40;
- путем вворачивания или отворачивания сферической гайки 40 добиться того,
чтобы при нажатии на педаль 10 выход поршня 37 составлял размер «М»;
- затянуть гайку 39;
5. Прокачать гидравлическую систему управления сцеплением в соответствии
с пунктом 3.3.4.2 настоящего руководства.
6. Произвести регулировку датчика выключения сцепления 3 на прямом ходу в
соответствие с подразделом 3.5 «Электрическая часть управления коробкой передач».
3.3.4.2 Прокачка гидравлической системы управления сцеплением
Перед прокачкой заполните тормозной жидкостью бачок 1 (рисунок 3.3.4) глав-
ного цилиндра 12 и компенсационную камеру главного цилиндра 19. Затем прокачай-
те гидравлическую систему управления сцеплением на прямом ходу и на реверсе:
1. Прокачка гидравлической системы на прямом ходу:
- заполнить бачок 1 тормозной жидкостью до отметки «МАХ»;
- снять с рабочего цилиндра 32 защитный колпачок 29 и на головку перепускно-
го клапана 30 надеть резиновый шланг, опустив его в емкость с тормозной жидкостью;
- произвести несколько нажатий на педаль сцепления;
- удерживая ее в нажатом положении, отвернуть перепускной клапан 30 на
четверть оборота, выпустив излишки тормозной жидкости с пузырьками воздуха в
сосуд с тормозной жидкостью;
- завернуть перепускной клапан 30 и отпустить педаль сцепления;
- прокачать систему до полного исчезновения воздушных пузырьков в выпус-
каемой тормозной жидкости;
- снять шланг и надеть защитный колпачок 29;
- проверить уровень тормозной жидкости в бачке 1 и, при необходимости, долить.
ВНИМАНИЕ: ПРИ ПРОКАЧКЕ ГИДРОСИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СЦЕПЛЕНИ-
ЕМ НА ПРЯМОМ ХОДУ ПОДДЕРЖИВАЙТЕ УРОВЕНЬ ТОРМОЗНОЙ ЖИДКОСТИ В
БАЧКЕ 1 МЕЖДУ ОТМЕТКАМИ «MIN» И «МАХ»!
2. Прокачка гидравлической системы в режиме реверса:
- снять чехол 23 главного цилиндра 19;
- проверить уровень тормозной жидкости в компенсационной камере главного цилиндра
19, который должен быть не ниже размера «И» от верхней кромки компенсационной камеры;
- порядок прокачки гидросистемы аналогичен прямому ходу.
ВНИМАНИЕ: ПРИ ПРОКАЧКЕ ГИДРОСИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СЦЕПЛЕНИ-
ЕМ В РЕЖИМЕ РЕВЕРСА ПОДДЕРЖИВАЙТЕ УРОВЕНЬ ТОРМОЗНОЙ ЖИДКОСТИ
В КОМПЕНСАЦИОННОЙ КАМЕРЕ ГЛАВНОГО ЦИЛИНДРА 19 НЕ НИЖЕ РАЗМЕРА
«И» ОТ ВЕРХНЕЙ КРОМКИ КОМПЕНСАЦИОННОЙ КАМЕРЫ!
3. Произвести проверку срабатывания, а при необходимости регулировку, дат-
чика выключения сцепления на реверсе, в соответствие с подразделом 3.5 «Элек-
трическая часть управления коробкой передач».
3.3.4.3 Проверка чистоты выключения сцепления
После выполнения вышеперечисленных регулировок управления сцеплением
следует произвести проверку чистоты выключения сцепления для чего необходимо
выполнить следующее:
- включить стояночный тормоз;
- запустить двигатель и установить частоту вращения дизеля (1400±100) об/мин;
- полностью выжать педаль муфты сцепления и не менее через пять секунд
произвести включение диапазонов КП, которое должно быть «чистым» - без посто-
ронних шумов и скрежета.
При наличии шумов или скрежета необходимо произвести проверку и, при не-
обходимости, повторные регулировки, перечисленные в пункте 3.3.4.1.
При полном выжиме педали сцепления выход поршня 37 (рисунок 3.3.4) гидро-
усилителя 35 должен составлять не менее 23 мм.
94
3.4 Коробка передач
3.4.1 Общие сведения
Коробка передач механическая с шестернями постоянного зацепления диапа-
зонного типа, обеспечивает получение двадцати четырех передач переднего хода и
двенадцати передач заднего хода, приводов независимого ВОМ и переднего веду-
щего моста. Переключение диапазонов производится перемещением зубчатых муфт
с использованием муфты сцепления, а переключение передач - с помощью электро-
гидроуправляемых фрикционных муфт без использования муфты сцепления.
3.4.2 Узел передач
Узел передач (рисунок 3.4.1) обеспечивает переключение передач внутри
диапазона. Узел передач состоит из входного вала 2, вала 3 четных передач, вала 4
нечетных передач, выходного вала 5.
Со стороны плиты 1 на валах 3 и 4 установлены двухрядные сферические ро-
ликовые подшипники 17, а на выходном валу 5 установлен роликовый подшипник 4
(рисунок 3.4.4).
Входной вал 1 (рисунок 3.4.2) установлен в стакане
2 на двух конических
подшипниках 3 с упорными буртиками, зазор в которых регулируется шайбой ре-
гулировочной 4. На шлицах установлена ведущая шестерня 5. Подшипники и
шестерня на валу стянуты гайкой 6.
Валы четных 3 (рисунок 3.4.1) и нечетных 4 передач в сборе отличаются меж-
ду собой ведомыми шестернями 7 и 8. На фрикционном валу 3 (рисунок 3.4.3) на
шлицах установлены сдвоенная 1 и одинарная 2 фрикционные муфты. Шестерни 5,
6 и 7 вращаются на валу на игольчатых подшипниках 8, 9,10. На вал со стороны
сдвоенной фрикционной муфты установлен подшипник 11, а весь пакет деталей
стянут гайкой 12.
Принудительная смазка игольчатых подшипников осуществляется по каналам,
выполненным в валах 3 и 4 (рисунок 3.4.1). Продольные канал расположен по осям
валов 3 и 4, а радиальные каналы в местах установки втулок с подшипниками, на ко-
торых вращаются шестерни. Во втулках также предусмотрены отверстия для смазки.
Подача масла в бустеры фрикционных муфт осуществляется по трем кана-
лам, которые с торца вала заглушены коническими пробками 4 (рисунок 3.4.3). На
шейке вала в местах радиальных сверлений подачи масла к каналам установлены
восемь уплотнительных колец 13.
После установки фрикционных валов 3 и 4 (рисунок 3.4.1) в плиту на них уста-
навливаются ведомые шестерни: шестерня 7 на вал четных передач и шестерня 8
на вал нечетных передач. Пакеты деталей на валах стянуты гайками 9 и 10.
Шестерни 13, 14, 15 на четном фрикционном валу 3 являются шестернями
второй, четвертой, шестой передачи, а шестерни 13, 14, 15 на нечетном валу 4 яв-
ляются шестернями первой, третьей, пятой передач соответственно.
На выходном валу 1 (рисунок 3.4.4) на шлицах установлены шестерни 2 и 3,
подшипники 4, шайба 5 и втулка 11 (рисунок 3.4.1). Пакет деталей с одной стороны
вала стянут гайкой 6 (рисунок 3.4.4), с другой стороны пакет деталей фиксируется
стопорным кольцом 12.
В отверстие входного вала 2 установлен вал отбора мощности 16.
95
1 - плита; 2 - вал входной; 3 - вал четных передач; 4 - вал нечетных передач;
5 - вал выходной; 6 - стакан; 7, 8- - шестерни ведомые; 9, 10 - гайки; 11 - втулка;
12 - стопорное кольцо; 13, 14, 15 - шестерни передач; 16 - вал отбора мощности.
Рисунок 3.4.1 - Узел передач
96
1 - вал входной;
2 - стакан;
3 - подшипники;
4 - шайба регулировочная;
5 - шестерня ведущая; 6 - гайка; 7 - втулка; 8 - подшипник; 9 - стопорное кольцо.
Рисунок 3.4.2 - Вал входной
1 - фрикционная сдвоенная муфта; 2 - фрикционная одинарная муфта; 3 -
вал фрикционный; 4 - пробки конические; 5, 6, 7 - шестерни передач; 8, 9, 10 - под-
шипники игольчатые; 11 - подшипник шариковый; 12 - гайка; 13 - кольца уплотни-
тельные.
Рисунок 3.4.3 - Вал фрикционный.
1 - вал-шестерня; 2, 3 - шестерни; 4 - подшипники; 5 - шайба; 6 - гайка; 7 -
втулка; 8 - стопорное кольцо.
Рисунок 3.4.4 - Вал выходной.
97
Сдвоенная и одинарная фрикционные муфты предназначены для переключе-
ния передач без использования муфты сцепления.
В барабане 10 (рисунок 3.4.5) сдвоенной фрикционной муфты с двух сторон
выполнены расточки (полости), в которые установлены подвижные поршни 8, уплот-
няемые чугунными разрезными кольцами 12 и 9.
В отверстиях каждого из поршней установлено по шестнадцать отжимных пру-
жин 3, предварительно сжатых опорой пружины 1, зафиксированной на ступице ба-
рабана стопорным кольцом 2. В опоре пружины 1 запрессовано 2 направляющих
штифта 13.
В поршнях имеется по два центробежных шариковых клапана 4 сброса рабо-
чей жидкости из бустеров фрикциона после отсоединения их от нагнетательной ма-
гистрали управления коробкой передач.
В пазах барабана установлены ведущие стальные диски 11, а между ними -
ведомые металлокерамические диски 7 с внутренними шлицами. Замыкаются паке-
ты дисков упорными дисками 5, фиксируемыми стопорными кольцами 6.
Устройство одинарной фрикционной муфты аналогично сдвоенной.
1 - опора пружины; 2 - стопорное кольцо; 3 - пружина; 4 - центробежный ша-
риковый клапан сброса давления; 5 - диск упорный; 6 - стопорное кольцо; 7 - диски
ведомые металлокерамические; 8 - поршень; 9 - кольцо уплотнительное; 10 - бара-
бан; 11 - диски ведущие стальные; 12 - кольцо уплотнительное; 13 - штифт направ-
ляющий.
Рисунок 3.4.5 - Двойной фрикцион
98

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности