Toyota Rav4 (1994+). Руководство — часть 32
Toyota Rav4 (1994+). Руководство - часть 32
130 Механическая и раздаточная коробки передач
б) Нанесите герметик на картер раз
даточной коробки.
Примечание: пользуйтесь герметиком
THREE BOND 1281 или эквивалентами.
Внимание: установите крышку кар
тера раздаточной коробки, сразу по
сле нанесения герметика.
в) Нанесите герметик на резьбу бол
тов крепления.
Примечание: пользуйтесь гермети
ком THREE BOND 1344, LOCTITE 242
или эквивалентами.
г) Установите и затяните 12 болтов.
Момент затяжки 44 Нм
13. Проверьте полный предваритель
ный натяг.
14. Установите вилку включения бло
кировки межосевого дифференциала,
шток вилки и муфту блокировки межо
севого дифференциала.
а) Установите вилку включения бло
кировки межосевого дифференциа
ла, шток вилки и муфту блокировки
межосевого дифференциала.
б) Установите и затяните болт.
Момент затяжки 16 Нм
15. Установите крышку смотрового от
верстия раздаточной коробки.
а) Очистите поверхности контакта
картера и крышки смотрового отвер
стия раздаточной коробки.
Примечание: избегайте попадания
масла на поверхности контакта кар
тера и крышки смотрового отвер
стия раздаточной коробки.
б) Нанесите герметик на картер раз
даточной коробки.
Примечание: пользуйтесь герметиком
THREE BOND 1281 или эквивалентами.
Внимание: установите крышку смот
рового отверстия раздаточной короб
ки, сразу после нанесения герметика.
в) Установите и затяните три болта.
Момент затяжки 16 Н-м
16. Установите пробки и датчик-вык
лючатель индикатора системы блоки
ровки межосевого дифференциала,
а) Нанесите герметик на резьбу
пробок и датчика-выключателя ин
дикатора системы блокировки ме
жосевого дифференциала.
Примечание: пользуйтесь гермети
ком THREE BOND 1344, LOCTITE 242
или эквивалентами.
б) Установите датчик-выключатель.
в) Используя торцевой гаечный
ключ (10 мм) установите и затяните
пробку.
Момент затяжки 39 Нм
г) Используя торцевой гаечный
ключ (6 мм), установите, и затяни
те пробку.
Момент затяжки 25 Нм
17. Установите удлинитель картера.
а) Нанесите трансмиссионное масло
. на новое кольцевое уплотнение.
б) Установите новое кольцевое уп
лотнение на удлинитель картера.
в) Установите удлинитель картера
на держатель подшипников ведомой
шестерни.
г) Установите и затяните 4 болта.
Момент затяжки 25 Нм
18. Установите динамический демп
фер, затем установите и затяните 4
болта крепления.
Момент затяжки 25 Н-м
Рычаг переключения передач
Рычаг переключения передач. 1 - рукоятка рычага переключения передач,
2 - чехол, 3 - центральная консоль, 4 - держатель, 5 - рычаг переключения
передач в сборе, 6 - трос выбора передач, 7 - шайба, 8 - зажим, 9 - уплот
нение, 10 - держатель, 11 - трос переключения передач, 12 - держатель,
13,14 - боковая крышка, 15 - скоба.
131
Автоматическая коробка передач
Управление
автомобилем с АКПП
Для управления АКПП на центральной
консоли, сбоку от водителя, установлен
селектор. Селектор тросом соединен с
блоком клапанов, и с его помощью
можно задавать диапазон используе
мых передач. Помимо селектора, в са
лоне, для задания специальных режи
мов работы коробки передач, имеется
переключатель.
Для предотвращения поломок автома
тической коробки передач при непра
вильном выборе диапазона (например,
перемещение из "D" в "R" при движе
нии вперед) на селекторе установлен
фиксатор, только при нажатии которого
возможны "опасные" переключения.
Кроме того, фиксатор позволяет избе
жать ситуации, когда по неосторожно
сти может быть включен один из диа
пазонов движения и автомобиль нач
нет бесконтрольно двигаться.
Фиксатор
ИР)
\ \Ш?хЧ \\\.
\Ч ^ ^ > v
\ \ ^spstS^^ }
Селектор имеет шесть позиций: "Р",
"N", "R", "D", "2" и "L".
Позиция "Р"
Выбирается при длительной стоянке
автомобиля. В этом положении селек
тора в коробке выключены все эле
менты управления, а ее выходной вал
заблокирован; движение автомобиля
невозможно. Переводить селектор в
эту позицию допустимо только при
полной остановке. Перевод селектора
в позицию "Р" во время движения
приведет к поломке коробки передач.
Позиция "R"
Задний ход. Переводить селектор в
эту позицию можно только при непод
вижном автомобиле. Перевод селек
тора в положение "R" во время дви
жения вперед может привести к выхо
ду из строя коробки передач и других
элементов трансмиссии.
Позиция "N"
Соответствует нейтрали. В коробке пе
редач выключены все элементы управ
ления, что обеспечивает отсутствие же
сткой кинематической связи между ее
ведущим и ведомым валами. Механизм
блокировки выходного вала при этом
выключен, автомобиль может свободно
перемещаться. Не рекомендуется пере
водить селектор в положение "N" во
время движения накатом (по инерции).
Никогда не выключайте зажигание при
движении под уклон. Такая практика
опасна, поскольку в этом случае можно
потерять контроль над автомобилем.
Позиция "D"
Основной режим движения. Он обеспе
чивает автоматическое переключение с
первой по четвертую передачу. В нор
мальных условиях движения рекомен
дуется использовать именно его.
Позиция "2"
Разрешено движение только на первой
и второй передачах. Рекомендуется ис
пользовать, например, на извилистых
горных дорогах. Переключение на тре
тью и четвертую передачи запрещено.
На этом диапазоне эффективно ис
пользуется режим торможения двигате
лем. При торможении двигателем КПП
переключится на вторую передачу по
сле снижения скорости около 95 км/час.
Позиция "L"
Разрешено движение только на первой
передаче. Этот диапазон позволяет
максимально реализовать режим тор
можения двигателем. Он рекомендует
ся при движении на крутых спусках,
подъемах и условиях бездорожья. При
торможении двигателем КПП переклю
чится на первую передачу после паде
ния скорости около 45 км/час.
Режим "OD"
Для разрешения на использование
четвертой, повышающей, передачи на
селекторе имеется специальная кнопка
"OD". Если она находится в утопленном
состоянии и селектор установлен в по
ложение "D", то переключение на по
вышающую передачу разрешено. В
противном случае включение четвер
той повышающей передачи запрещено.
Состояние системы управления в этом
случае отражается с помощью индика
тора "O/D OFF". В случае разрешения
использования повышающей передачи
индикатор не горит, а при запрете заго
рается. Этот режим используют при
движении с малоизменяющейся боль
шой скоростью по скоростным дорогам.
По возможности не применяйте этот
режим в городе, особенно на зимней
дороге - это исключает из работы по
вышающую передачу и позволяет эф
фективнее использовать режим тормо
жения двигателем. Не включайте ре
жим О/D при полной загрузке автомо
биля. Если происходят частые пере
ключения 3-4, то для предотвращения
повышенного износа деталей АКПП,
отмените режим 0/D.
Специальные программы
В систему управления заложено два
варианта (программы) управления пе
реключением передач: "экономичная" и
"спортивная".
Выбор программы управления пере
ключением передач осуществляется
кнопкой, расположенной на прибор
ной панели.
"Экономичная" программа
Программа настроена на обеспече
ние движения с минимальным рас
ходом топлива (положение переклю
чателя "NORMAL"). В этом случае
повышающие переключения проис
ходят, приблизительно, при дости
жении оборотов двигателя средних
значений, что соответствует мини
мальному расходу топлива. Движе
ние автомобиля в этом случае носит
плавный характер.
"Спортивная" программа
Эта программа настроена на макси
мальное использование мощности
двигателя (положение переключате
ля "POWER"). Повышающие пере
ключения происходят в районе мак
симальных оборотов двигателя, при
которых двигатель развивает макси
мальную мощность. Автомобиль в
этом случае разгоняется, по сравне
нию с "экономичной" программой, со
значительно большими ускорениями.
Если выбрана эта программа, то на
комбинации приборов загорается
индикатор "ЕСТ PWR".
Общая информация
Автоматическая трансмиссия состо
ит из гидротрансформатора с блоки
ровочной муфтой, 3-ступенчатой
планетарной коробки передач с по
вышающим планетарным рядом,
раздаточной коробки и системы
управления, состоящей из гидравли
ческой и электрической частей.
Планетарный механизм. 1 - Блокиро
вочная муфта повышающего плане
тарного ряда (С
0
), 2 - Тормоз повы
шающего планетарного ряда (В
0
),
3 - Тормоз первой передачи и пере
дачи заднего хода (В
3
), 4 - Муфта
свободного хода №2 (F
2
), 5 - Тормоз
второй передачи (В
2
), 6 - Муфта
включения переднего хода (C-t),
7 - Тормоз обеспечения режима тор
можения двигателем на второй пе
редаче (Bi), 8 - Муфта прямой пере
дачи (С
2
), 9 - Входной вал, 10 - Сател
лит переднего планетарного ряда,
11 - Муфта свободного хода №1 (Fi),
12 - Сателлит заднего планетарного
ряда, 13 - Промежуточный вал,
14 - Эпициклическое колесо (эпи
цикл) повышающего планетарного
ряда, 15 - Сателлит повышающего
планетарного ряда, 16 - Муфта сво
бодного хода повышающего плане
тарного ряда (F
0
).
132 Автоматическая коробка передач
Планетарная коробка передач
Планетарная коробка передач со
держит три планетарных ряда, три
блокировочных муфты, четыре тор
моза и три муфты свободного хода.
Мощность от двигателя через гидро
трансформатор передается на входной
вал планетарной коробки передач.
Переключение передач осуществля
ется включением определенной ком
бинации тормозов и муфт свободного
хода, в результате чего изменяется
частота вращения выходного вала.
Элементы планетарной коробки
передач
1. Блокировочная муфта повышающе
го планетарного ряда (С
0
) - соединяет
водило и солнечное колесо повы
шающего ряда.
2. Тормоз повышающего ряда (В
0
) -
останавливает солнечное колесо по
вышающего ряда.
3. Муфта №1 свободного хода повы
шающего ряда (F^ - при включенном
тормозе второй передачи, запрещает
вращение против часовой стрелки
солнечных шестерен переднего и зад
него планетарных рядов.
4. Муфта переднего хода (С^ - соеди
няет входной вал и эпицикл переднего
планетарного ряда.
5. Тормоз второй передачи (В
2
) - ос
танавливает наружное кольцо муфты
свободного хода №1, таким образом,
запрещая вращение солнечных шес
терен переднего и заднего планетар
ных рядов против часовой стрелки.
6. Тормоз 1-й передачи и заднего хода
(В
3
) - останавливает водило заднего
планетарного ряда.
7. Муфта свободного хода №2 (F
2
) -
Запрещает вращение водила заднего
планетарного ряда против часовой
стрелки.
8. Муфта прямой передачи (С
2
) - со
единяет входной вал и солнечные
шестерни переднего и заднего плане
тарного ряда.
9. Тормоз обеспечения режима тор
можения двигателем на второй пере
даче (B-i) - останавливает вращение
солнечных шестерен переднего и зад
него планетарных рядов.
10. Муфта свободного хода повы
шающей передачи (F
0
) - при запуске
двигателя соединяет солнечную
шестерню повышающего планетар
ного ряда и водило повышающего
планетарного ряда.
Гидравлическая часть
системы управления
Коробка передач
В систему управления входят: мас
ляный насос, блок клапанов, элек
тромагнитные клапаны (соленоиды),
гидроаккумуляторы, блокировочные
муфты и тормоза.
Основное давление в системе созда
ется масляным насосом, оно регули
руется в зависимости от нагрузки и
скорости автомобиля, и обеспечивает
работу гидротрансформатора, блоки
ровочных муфт и тормозов.
Клапаны переключения управляют по
токами рабочей жидкости, которая по
ступает в гидротрансформатор и пла
нетарную коробку передач.
Раздаточная коробка
Электромагнитный клапан управления
раздаточной коробкой расположен на
картере раздаточной коробки. Он
предназначен для управления блоки
ровочной муфтой межосевого диффе
ренциала. Управление работой этого
соленоида осуществляет электронный
блок управления АКПП и двигателем.
Электрическая часть
системы управления
Описание
Электрическая система управления
для автоматической коробки передач
обеспечивает предельно точное
управление моментами переключе
ния передач и блокировки гидро
трансформатора в зависимости от
режима движения и работы двигате
ля. Кроме того, она позволяет суще
ственно повысить качество переклю
чения передач.
Электрическая часть системы управ
ления АКПП состоит из трех частей:
а) Датчики, которые определяют
параметры состояния автомобиля,
и передают эти данные в электрон
ный блок управления.
б) Блок управления, который опре
деляет моменты переключения пе
редач и управляет блокировочной
муфтой гидротрансформатора,
в) Исполнительная часть, состоя
щая из электромагнитных клапанов.
Система сигнализации о тем
пературе рабочей жидкости
Электронный блок управления сле
дит за температурой рабочей жидко
сти с помощью датчика температу
ры, установленного на штуцере.
Температура рабочей жидкости может
стать чрезмерно высокой при работе
автомобиля с повышенной нагрузкой,
например при движении по песку или
на подъем. В случае увеличения тем
пературы до уровня 150°С и выше,
блок управления включает индикатор,
расположенный в комбинации прибо
ров. Индикатор гаснет, когда темпера
тура становится ниже 120°С.
Предварительные
проверки
Проверка рабочей жидкости
в коробке передач
Примечание:
- Автомобиль должен совершить
пробег до достижения нормальной
рабочей температуры 70 - 80°С ра
бочей жидкости.
- Если рабочая жидкость была заме
нена или КПП не прогрета до рабо
чей температуры, то в качестве
приблизительной отметки уровня
пользуйтесь диапазоном "COOL"
(холодная) на щупе.
1. Установите автомобиль на ровной
горизонтальной площадке и включите
стояночный тормоз.
2. Во время работы двигателя на обо
ротах холостого хода переведите се
лектор во все положения от "Р" до "L"
и обратно в положение "Р".
3. Извлеките щуп и протрите его на
чисто.
1 - Водило повышающего планетарного ряда, 2 - Эпициклическое колесо
повышающего планетарного ряда, 3 - Промежуточный вал, 4 - Эпицикл
заднего планетарного ряда, 5 - Солнечные шестерни переднего и заднего
планетарного рядов, 6 - Водило переднего планетарного ряда, 7 - Вход
ной вал, 8 - Эпицикл переднего планетарного ряда, 9 - Водило заднего
планетарного ряда, 10 - Выход, 11 - Солнечная шестерня повышающего
планетарного ряда.
4. Полностью вставьте щуп в патрубок.
5. Извлеките щуп: уровень рабочей
жидкости должен находится между
метками "НОТ" (прогрет). Если уро
вень ниже этого диапазона, долейте
рабочую жидкость.
Примечание: не переливайте выше
установленного уровня.
6. Если рабочая жидкость пахнет го
релым или имеет черный цвет, то за
мените ее.
Автоматическая коробка передач
133
Проверка масла
в раздаточной коробке
1. Установите автомобиль на ровной
горизонтальной площадке и включите
стояночный тормоз.
2. Извлеките щуп и протрите его на
чисто.
Замена масла
в раздаточной коробке
1. Отверните пробку сливного отвер
стия и слейте масло.
Щуп раздаточной коробки
Щуп коробки передач
3. Полностью вставьте щуп в патрубок.
4. Извлеките щуп: уровень масла дол
жен находится между метками "LOW"
и "HIGH". Если уровень ниже этого
диапазона, долейте масло.
Примечание: не переливайте выше
установленного уровня.
На прогретой
раздаточной коробке
Замена рабочей жидкости
в коробке передач
1. Отверните пробку сливного отвер
стия и слейте рабочую жидкость.
2. Переведите рычаг вала управления
до упора по направлению к правой
стороне автомобиля.
3. Установите рычаг вала в положе
ние "N".
2. Установите пробку сливного отвер
стия.
3. Залейте свежую рабочую жидкость
через наливной патрубок до нижней
отметки диапазона "COOL"
(холодный).
Рабочая жидкость: ATF Туре Т
Объем заливаемой жидкости:
В "сухую"КПП 7,0л
При замене , 3,3 л
4. Запустите двигатель на холостом
ходу и переведите селектор во все
положения от "Р" до "L" и обратно в
положение "Р".
5. Во время работы двигателя на обо
ротах холостого хода проверьте уро
вень жидкости. Долейте жидкость до
уровня "COOL" на щупе.
6. Проверьте уровень жидкости при
нормальной рабочей температуре 70 -
80°С и долейте, если потребуется.
Примечание: не переливайте выше
установленного уровня.
2. Установите пробку сливного от
верстия.
3. Залейте свежее масло через на
ливной патрубок до нижней отметки
диапазона "COOL" (холодный).
Рекомендуемое масло:
Класс масла по API GL-5
Рекомендуемое масло. SAE 75W-90
Объем заливаемого масла: 0,7 л
6. Проверьте уровень масла и долей
те, если потребуется.
Примечание: не переливайте выше
установленного уровня.
Проверка и регулировка
троса управления
1. Проверьте правильность установки
и отсутствие перегибов троса.
2. Измерьте расстояние между концом
чехла и упором на тросе при полно
стью открытой и закрытой дроссель
ной заслонке.
Нормальное расстояние, когда кла
пан полностью закрыт 0 - 1 мм
3. Если расстояние не соответствует
норме, отрегулируйте трос с помощью
регулировочных гаек.
Регулировка тяги
управления АКПП
1. Ослабьте гайку на тяге управления.
4. Установите селектор в положение "N".
5. Надавливая на рычаг в сторону по
ложения "R", затяните гайку тяги
управления.
Проверка и регулировка
выключателя запрещения
запуска двигателя
1. Убедитесь, что двигатель можно
запустить только при положении "N"
или "Р".
2. Если двигатель можно запустить в
другом положении, то проведите регу
лировку выключателя запрещения за
пуска двигателя.
а) Ослабьте болты выключателя за
пуска в нейтральном положении и ус
тановите селектор в положение "N".
б) Совместите канавку и базовую
линию нейтрального положения.
в) Удерживая детали в таком поло
жении, затяните болты.
Момент затяжки 5,4 Нм
Проверка оборотов холосто
го хода(диапазон N)
Проверьте обороты холостого хода
при выключенном кондиционере и по
ложении селектора "N".
Обороты холостого
хода 700 - 800 об/мин
Диагностика КПП
Примечание:
- Неисправности, возникающие в
КПП, могут быть связаны либо с
двигателем, либо с системой
управления, либо с самой коробкой
передач. Поэтому перед началом
проверки необходимо определить
область их возникновения.
- Поиск неисправностей должен на
чинаться с простейших операций и
продолжаться в порядке нараста
ния сложности.
1. Проверьте наличие кодов неис
правностей.
2. Произведите проверку давления в
шинах и другие предварительные
проверки.
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст