Toyota Rav4 (1994+). Руководство — часть 12
Toyota Rav4 (1994+). Руководство - часть 12
50 Двигатель - механическая часть
в) Поднимите коленчатый вал.
Примечание: оставьте верхние вкла
дыши подшипников и верхние упорные
полукольца в блоке цилиндров.
г) Очистите каждую коренную шейку
и вкладыши. «
д) Проверьте поверхность каждой
коренной шейки и вкладышей на
предмет наличия точечной коррозии
и царапин.
- Если шейка или вкладыш повреж
дены, замените вкладыши. При не
обходимости перешлифуйте или
замените коленчатый вал.
е) Уложите коленчатый вал в блок
цилиндров.
ж) Положите пластиковый калибр
для измерения зазоров в подшипни
ках скольжения на каждую коренную
шейку.
з) Установите крышки коренных
подшипников и затяните болты в
указанной на рисунке последова
тельности.
Момент затяжки 59Н-м
Примечание: не поворачивайте ко
ленчатый вал.
и) Снимите крышки коренных под
шипников.
к) Измерьте максимальную ширину
сплющенной калибровочной прово
локи, определив по ней величину
радиального масляного зазора.
Масляные зазоры в коренных под
шипниках:
Подшипник №3
стандартный 0,025 - 0,044 мм
ремонтный (0,25). 0,027 - 0,067 мм
Остальные
стандартный 0,015 - 0,034 мм
ремонтный (0,25)... 0,019 - 0,059 мм
Максимальный зазор: 0,08 мм
Примечание: при замене блока цилин
дров в сборе, стандартный зазор в
подшипниках соответственно будет:
подшипник №3 0,027 - 0,054 мм
остальные 0,017 - 0,044 мм
Если масляный зазор больший чем
максимальный, замените подшипники.
Если необходимо, перешлифуйте или
замените коленчатый вал.
Примечание: при замене вкладышей
номинального размера необходимо
использовать вкладыши одной раз
мерной группы. Если номер размер
ной группы вкладышей невозможно
определить, выберите нужный вкла
дыш по таблице, путем складывания
числа размерной группы блока ци
линдров с числом размерной группы
коленчатого вала. Существует
пять стандартных размерных групп
вкладышей, обозначенных "1", "2"', "3",
"4" и "5" соответственно.
Блок
цилиндров
Коленчатый
вал
Вкладыш
Метка
1
0
1
1
2
2
3
2
0
2
1
3
2
4
3
0
3
1
4
2
5
Пример: Метка "2" на блоке цилиндров
+ метка "1" на коленчатом валу = сум
ма "3" (необходимого вкладыша №3).
Диаметр под коренную шейку в блоке
цилиндров:
метка "1" 59,020 - 59,026 мм
метка "2" 59,026-59,032 мм
метка "3" 59,032 - 59,038 мм
Диаметр коренной шейки коленчато
го вала:
метка "0" 54,998 - 55,003 мм
метка "1" 54,993 - 54,998 мм
метка "2" 54,988 - 54,993 мм
Толщина стенки вкладыша (в цен
тральной части):
Вкладыш №3
метка "1" 1,992- 1,995 мм
метка "2" 7,995- 1,998 мм
метка "3" 7,998 - 2,001 мм
метка "4" 2,001 -2,004 мм
метка "5" 2,004 - 2,007 мм
Остальные
метка "1" 1,997 - 2,000 мм
метка "2" 2,000 - 2,003 мм
метка "3" 2,003 - 2,006 мм
метка "4" 2,006 - 2,009 мм
метка "5" 2,009 - 2,012 мм
л) Снимите пластиковые калибры.
7. Снимите коленчатый вал.
а) Поднимите коленчатый вал.
б) Извлеките верхние вкладыши ко
ренных подшипников и верхние
упорные полукольца из блока ци
линдров.
Примечание: уложите коренные
подшипники и упорные полукольца
в определённом порядке.
Проверка блока цилиндров
1. Очистите блок цилиндров.
а) Удалите остатки прокладок с ра
бочих поверхностей блока скребком,
шабером, металлической щеткой.
б) Растворителем и мягкой щеткой
окончательно очистите блок цилин
дров.
2. Проверьте поверхность газового
стыка блока цилиндров на неплоско
стность с помощью прецизионной ли
нейки и плоского щупа.
Максимальная неплоскостность:
0,05 мм
Если неплоскостность превышает ука
занное значение, замените блок ци
линдров.
3. Проверьте зеркало цилиндров на
наличие вертикальных царапин.
Если имеется наличие глубоких цара
пин, то переточите блок цилиндров
под ремонтный размер или замените
блок цилиндров, при необходимости.
Двигатель - механическая часть
51
4. Проверьте диаметр цилиндра.
Примечание: имеются три размер
ных группы стандартных диаметров
цилиндров, обозначенных метками
"1". "2" и "3" соответственно. Метка
нанесена на поверхности блока ци
линдров, как показано на рисунке.
Индикатором-нутромером измерьте
диаметр цилиндра на трех уровнях А, В
и С в поперечном (1) и продольном (2)
направлениях, как показано на рисунке.
Стандартный диаметр:
метка "1" 86,000 - 86,010 мм
метка "2" 86,070 - 86,020 мм
метка "3" 86,020 - 86,030 мм
Максимальный диаметр:
стандартный 86,23 мм
ремонтный (0,50) 86,73 мм
Если диаметр больше максимально
допустимого, расточите все четыре
цилиндра. При необходимости заме
ните блок цилиндров.
5. Снимите развёрткой гребень в
верхней части блока цилиндров, если
износ меньше 0,2 мм.
Разборка узла
"поршень-шатун"
1. Проверьте посадку соединения
"поршень-поршневой палец", пытаясь
перемещать поршень "взад-вперёд"
на поршневом пальце в направлении,
перпендикулярном оси поршневого
пальца.
При наличии заметного люфта заме
ните весь узел.
2. Снимите поршневые кольца.
а) Экспандером снимите оба ком
прессионных кольца.
б) Вручную снимите элементы мас-
лосъемного кольца (скребки и экс
пандер кольца).
Примечание: разложите кольца в
соответствующем порядке.
. Отсоедините шатун от поршня,
а) Используя отвертку, снимите сто
порные кольца.
б) Постепенно нагрейте поршень до
температуры 80 -90°С.
в) Используя молоток с пластиковой
головкой и медный стержень, вы
бейте поршневой палец и снимите
шатун.
Примечание:
- Не разукомплектовывайте пор
шень и поршневой палец.
- Разложите детали поршневой
группы покомплектно.
Проверка состояния поршня
и шатуна
1. Очистите поршень,
а) Скребком удалите нагар и другие
углеродные отложения с днища
поршня.
б) Очистите канавки поршня от от
ложений куском сломанного кольца.
в) Растворителем и мягкой волося
ной щеткой окончательно очистите
поршень.
Примечание: не применяйте ме
таллическую щетку.
2. Проверьте поршень и поршневые
кольца.
А. Проверьте зазор между поршнем и
цилиндром.
Примечание: имеются три размер
ных группы номинального диаметра
поршня, обозначенные метками
(цифрами) "1", "2" и "3" соответст
венно. Метка нанесена на днище
поршня с краю в направлении пер
пендикулярном оси поршневого
пальца. Обратите внимание на
метку (выемку) "перед", по которой
поршень должен устанавливаться в
цилиндр.
52 Двигатель - механическая часть
а) Микрометром измерьте диаметр
юбки поршня на расстоянии 26 мм
от поверхности днища поршня (ниже
уровня канавок для поршневых ко
лец) и в направлении, перпендику
лярном оси поршневого пальца, как
показано на рисунке.
Метка
Z (модели с каталитическим
нейтрализатором)
Y (модели без каталитического
нейтрализатора)
Метки 1,2 или 3
Метка
"перед"
(впадина^
Если зазор в замке больше макси
мального, замените поршневое коль
цо. Если зазор в замке больше макси
мального даже с новым поршневым
кольцом, расточите все цилиндры или
замените блок цилиндров.
Диаметр поршня:
Модели с каталитическим нейтра
лизатором
Стандартный
метка "1" 85,837 - 85,847 мм
метка "2" 85,847 - 85,857 мм
метка "3" 85,857 - 85,867 мм
Ремонтный (0,50)... 86,337 - 86,367 мм
Модели без каталитического ней
трализатора
Стандартный
метка "1" 85,847 - 85,857 мм
метка "2" 85,857 - 85,867 мм
метка "3" 85,867 - 85,877мм
Ремонтный (0,50)... 86,347 - 86,377мм
б) Измерьте диаметры цилиндров в
направлении оси двигателя.
в) Найдите разность результатов
измерений диаметра поршня и диа
метра цилиндра.
Стандартный зазор:
модели с каталитическим нейтра
лизатором 0,753 - 0,173 мм
модели без каталитического ней
трализатора 0,743 - 0,163 мм
Максимальный зазор:
модели с каталитическим нейтрали
затором 0,193 мм
модели без каталитического ней
трализатора 0,183 мм
Если зазор больше максимального,
замените все четыре поршня и расто
чите все четыре цилиндра. При необ
ходимости замените блок цилиндров.
Примечание: при использовании ново
го блока цилиндров применяйте пор
шень с той же самой меткой
(номером), что и диаметр цилиндра.
Маркировка диаметра цилиндра на
несена на блоке цилиндров в местах,
показанных на рисунке.
Б. Проверьте торцевой зазор
"компрессионное кольцо - поршневая
канавка", измерив его плоским щупом,
как показано на рисунке.
Номинальный зазор:
Компрессионное кольцо №1 и №2:
0,030 - 0,070 мм
Если зазор больше допустимого, за
мените поршень.
В. Проверьте зазор в замке поршнево
го кольца.
а) Вставьте поршневое кольцо в ци
линдр.
б) Поршнем протолкните кольцо на
расстояние 110 мм от поверхности
блока цилиндров, как показано на
рисунке.
в) Щупом измерьте зазор в замке.
Стандартный зазор в замке:
компрессионное кольцо №1
0,270 - 0,470 мм
компрессионное кольцо №2
0,450 - 0,650 мм
маслосъемное кольцо (по скребкам)
0,100-0,450 мм
Максимальный зазор в замке:
компрессионное кольцо №1
1,07 мм
компрессионное кольцо №2
1,25 мм
маслосъемное кольцо (по скребкам)
1,05 мм
Г. Проверьте поршневой палец.
При нагретом поршне до 60°С, порш
невой палец должен перемещаться в
поршне, без значительных усилий.
После проверки снимите поршневой
палец.
3. Проверьте соосность шатуна.
А. Используя специальное приспособ
ление и плоский щуп, проверьте изгиб
шатуна, как показано на рисунке.
Максимально допустимый изгиб на
100 мм длины: 0.05 мм
Если скручивание больше допустимо
го, замените шатун вместе с крышкой
шатуна.
Аналогичным способом проверьте
скручивание шатуна, как показано на
рисунке.
Максимальное скручивание на 100 мм
длины: 0,15 мм
Двигатель - механическая часть
53
Б. Проверьте масляный зазор порш
невого пальца,
а) Нутромером, измерьте внутрен
ний диаметр втулки верхней головки
шатуна.
Внутренний диаметр втулки:
22,005-22,017 мм
б) Используя микрометр, измерьте
диаметр поршневого пальца.
Диаметр поршневого пальца:
21,997-22,009 мм
в) Вычтите измеренное значение
диаметра поршневого пальца от из
меренного значения внутреннего
диаметра втулки.
Стандартный масляный зазор:
0,005-0,011 мм
Максимальный масляный зазор:
0,05 мм
Если масляный зазор больший чем
максимальный, замените втулку. Если
необходимо, замените поршень и
поршневой палец в сборе.
В. Если необходимо, замените втулку
верхней головки шатуна.
а) Используя трубку и пресс, вы-
прессуйте втулку.
б) Совместите смазочные отверстия
новой втулки и шатуна и запрессуй
те втулку.
Масляное
отверстие
в) Измерьте масляный зазор порш
невого пальца и если необходимо,
то отшлифуйте или переточите но
вую втулку до получения номиналь
ного зазора.
г) Проверьте работу поршневого
пальца при нормальной комнатной
температуре. Нанесите на поршне
вой палец моторное масло и нада
вите на него, как показано на ри
сунке.
Г. Проверьте шатунные болты.
а) Наверните гайку на каждый болт
и убедитесь, что гайка легко наво
рачивается рукой на всю длину
резьбы болта.
б) Если гайка не наворачивается ру
кой, измерьте наружный диаметр
резьбы болта штангенциркулем в
зоне наибольшего износа резьбы.
Стандартный диаметр:
7,860-8,000 мм
Минимальный диаметр:
7,60 мм
Расточка цилиндров
Примечание:
- Растачивайте все цилиндры на
один и тот же ремонтный размер
(под поршни ремонтного диаметра).
Устанавливайте поршневые
кольца также одного ремонтного
размера, соответствующего ре
монтному размеру поршней.
1. Подберите поршни ремонтного раз
мера.
Ремонтный (0,50) диаметр поршня:
модели с каталитическим нейтра
лизатором 86,337 - 86,367 мм
модели без каталитического ней
трализатора 86,347 - 86,377мм
2. Рассчитайте ремонтный размер для
расточки цилиндров.
а) Микрометром измерьте диаметр
поршня под прямым углом к оси
поршневого пальца на высоте
26,0 мм от плоскости днища поршня.
Примечание: если такую зону
трудно обнаружить визуально, то
проводите измерение на расстоя
нии 15 мм от конца болта, как по
казано на рисунке.
Если наружный диаметр резьбы
меньше минимально допустимого,
замените шатунный болт и гайку как
единую сборочную единицу.
б) Вычислите диаметр цилиндра
для расточки.
Размер, на который нужно расто
чить цилиндр = Р + С - Н
Р - диаметр поршня
С = масляный зазор поршня
модели с каталитическим нейтрали
затором 0,153 - 0,173 мм
модели без каталитического ней
трализатора 0,143 - 0,163 мм
Н = припуск на хонингование
0,02 мм или меньше
3. Расточите и отхонингуйте цилиндр
до требуемых размеров.
Максимальный допуск на хонингова
ние 0,02 мм
Проверка и ремонт
коленчатого вала
1. Проверка биения коленчатого вала.
а) Уложите коленчатый вал на
призмы.
б) Часовым индикатором проверьте
биение коленчатого вала по цен
тральной коренной шейке.
Максимальное биение 0,06 мм
Если биение больше максимально до
пустимого, замените коленчатый вал.
2. Проверьте шатунные и коренные
шейки,
а) Микрометром измерьте диаметр
каждой шатунной и коренной шейки
в двух взаимно перпендикулярных
плоскостях, как показано на рисунке.
Диаметр коренной шейки:
стандартный 54,988 - 55,003 мм
ремонтный (0,25)
54,745 - 54,755 мм
Диаметр шатунной шейки: >
стандартный 51,985 - 52,000 мм
ремонтный (0,25)
51,745-51,755 мм
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст