Toyota Estima, Estima Emina, Estima Lucida. Руководство — часть 9
Toyota Estima, Estima Emina, Estima Lucida. Руководство - часть 9
Бензиновый двигатель 2TZ-FE
Продольный разрез двигателя.
Описание
Двигатель 2TZ-FE рядный 4-ци
линдровый, 16-клапанный, с верхним
расположением двух распредели
тельных валов, с рабочим объемом
двигателя 2,4 литра. Нумерация ци
линдров ведется от переднего конца
коленчатого вала. Порядок работы
двигателя: 1-3-4-2.
Двигатель имеет наклон на 75°, что в
сочетании с раздельным расположе
нием вспомогательного оборудования
позволило максимально уменьшить
его высоту.
Коленчатый вал 5-опорный с 8 про
тивовесами, установленными на про
должении щек коленчатого вала,
предназначенными для разгрузки ко
ренных подшипников от действия цен
тробежных сил. В коленчатом валу
выполнены отверстия для подвода
масла к коренным и шатунным под
шипникам и другим элементам.
Головка блока цилиндров выполнена
из алюминиевого сплава. Свечи зажи
гания расположены в центре камер
сгорания шатрового типа.
Пружины выпускных и впускных кла
панов изготовлены из специальной
углеродистой стали и способны нор
мально работать во всем диапазоне
скоростных режимов двигателя.
Распределительный вал впускных
клапанов приводится от коленчатого
вала цепной передачей, а вал выпуск
ных клапанов приводится от распре
делительного вала впускных клапанов
с помощью шестеренчатой передачи.
Смазка подшипников, кулачков и
шестерен привода распределитель
ных валов осуществляется маслом,
которое поступает по масляному ка
налу, расположенному в головке бло
ка цилиндров, и по каналу в центре
распределительных валов.
Регулировка зазора в приводе клапа
нов осуществляется заменой регули
ровочных шайб в толкателях клапа
нов. Замена регулировочных шайб
может быть проведена без снятия
распределительных валов.
Крышка цепи привода ГРМ выполнена
из алюминиевого сплава вместе с
расположенными с внешней её сторо
ны масляным насосом и насосом ох
лаждающей жидкости.
Поршни изготовлены из высокотем
пературного алюминиевого сплава.
На днищах поршней выполнены уг
лубления для предотвращения кон
такта поршня с клапанами.
Поршневые пальцы плавающего типа.
Компрессионные кольца: верхнее
компрессионное кольцо изготовлено
из хромистой стали, нижнее компрес
сионное кольцо - из чугуна. Масло-
съемное кольцо сделано из нержа
веющей стали.
Блок цилиндров отлит из чугуна. Дли
на стенки (образующей) каждого цилин
дра примерно в 2 раза больше величи
ны хода поршня. Блок цилиндров имеет
рубашку охлаждения, по которой цирку
лирует охлаждающая жидкость.
Поперечный разрез двигателя.
Масляный поддон отштампован из
стального листа и прикрепляется к
блоку цилиндров с правой стороны
болтами и гайками.
Проверка и регулировка
зазора в приводе
клапанов
Примечание: проверяйте и регули
руйте зазоры в приводе клапанов на
холодном двигателе.
1. Снимите крышку технического от
верстия с правой стороны двигателя.
а) Отверните три винта и снимите
защитную пластину.
б) Отверните болт и отсоедините
правый передний ремень безопас
ности от передней панели пола.
в) Отверните четыре болта и сними
те правое переднее сиденье.
з*
г) Отверните два болта и снимите
опору правого переднего сиденья.
35
36
Бензиновый двигатель 2TZ-FE
д) Отверните два болта и снимите
механизм подъема сидений.
е) Отверните девять болтов и сни
мите крышку технического отвер
стия с правой стороны двигателя.
2. Снимите крышку №1 головки блока
цилиндров,
а) Отверните три болта и снимите
крышку №2 головки блока цилинд
ров вместе с прокладкой.
б) Ослабьте хомут и отсоедините
шланг системы вентиляции картера.
в) Отсоедините четыре высоко
вольтных провода от зажимов про
водов и от свечей зажигания.
г) Отверните болт и снимите пла
стину крепления зажима №2 высо
ковольтных проводов.
д) Отверните девять болтов и сни
мите крышку №1 головки блока ци
линдров вместе с прокладкой.
3. Установите технологический болт с
контргайкой в шкив привода навесных
агрегатов для возможности поворота
коленчатого вала гаечным ключом при
дальнейшей регулировке.
Технологический болт:
диаметр резьбы : 12 мм
шаг резьбы 1,25 мм
4. Измерьте зазоры в приводе клапанов.
а) Установите поршень цилиндра
№1 в ВМТ такта сжатия.
- Поверните коленчатый вал гаеч
ным ключом до совмещения меток
ВМТ. Совместите канавку на шкиве
с риской "О" на шкале.
- Проверьте, что толкатели клапа
нов цилиндра №1 свободны, а
толкатели клапанов цилиндра №4
зажаты,
- Если нет, поверните коленчатый
вал на один полный оборот до со
вмещения меток, как описано выше.
б) Измерьте зазоры в приводе кла
панов, показанных на рисунке.
Запишите результаты тех измере
ний, которые не соответствуют
техническим данным. Позднее они
будут использованы для опреде
ления размеров требуемых регу
лировочных шайб.
Зазоры в приводе клапанов
(на холодном двигателе):
впускные клапаны 0,15-0,25 мм
выпускные клапаны. 0,25 - 0,35 мм
в) Поверните гаечным ключом ко
ленчатый вал на один оборот до
совмещения меток ВМТ, совместив
канавку на шкиве с риской "О" на
шкале.
Измерьте зазоры в приводе клапа
нов, показанных на рисунке.
5. При необходимости отрегулируйте
зазоры в приводе клапанов,
а) Используя специальный инстру
мент "А", прижмите вниз толкатель
клапана и удерживайте его в этом
положении специальным инстру
ментом "В".
Примечание: перед нажатием распо
ложите толкатель клапана, как по
казано на рисунке.
б) С помощью маленькой отвертки и
магнитного стержня удалите старую
регулировочную шайбу.
Примечание: для легкого удаления
регулировочной шайбы при установ
ке специального инструмента "В"
оставляйте достаточно широкое
пространство в направлении ее
снятия.
в) Определите размеры регулиро
вочных шайб для замены, используя
следующие формулы.
- Используя микрометр, измерьте
толщину удаляемой регулировоч
ной шайбы.
- Рассчитайте толщину новой регу
лировочной шайбы так, чтобы за
зор в приводе клапанов соответст
вовал техническим данным.
Толщина старой
регулировочной шайбы Т
Измеренный клапанный зазор А
Толщина новой регулировочной
шайбы N
впускные
клапаны N = Т + (А - 0,20 мм)
выпускные
клапаны N = Т + (А - 0,30 мм)
- Подберите новую регулировочную
шайбу толщиной, максимально
близкой к расчетному значениям.
Примечание: регулировочные шайбы
имеют 17 стандартных размеров
толщины от 2,5 мм до 3,0 мм с ша
гом 0,05 мм. Значение толщины от
штамповывается на регулировочных
шайбах.
г) Установите новую регулировоч
ную шайбу.
- Положите новую регулировочную
шайбу на толкатель клапана.
- Используя специальный инстру
мент "А", нажмите вниз на толка
тель клапана и удалите специаль
ный инструмент "В".
6. Снова проверьте зазоры в приводе
клапанов.
7. Снимите технологический болт с
контргайкой, с помощью которого
вращали шкив коленчатого вала.
Бензиновый двигатель 2TZ-FE
37
Примечание: если технологический
болт с контргайкой не удалить, то
головка болта может повредить
вентилятор системы охлаждения.
8. Установите крышку №1 головки
блока цилиндров,
а) Нанесите герметик на головку
блока цилиндров в местах, показан
ных на рисунке.
Примечание: перед нанесением гер
метика обезжирьте поверхность.
б) Установите крышку №1 головки
блока цилиндров с прокладкой и за
тяните 9 болтов в последовательно
сти, показанной на рисунке.
Момент затяжки 8 Н-м
Примечание: крышка головки блока
цилиндров должна быть установлена
в течение времени, указанного в ин
струкции по применению герметика,
иначе герметик должен быть удален
и нанесен повторно.
в) Установите пластину крепления
зажима №2 высоковольтных прово
дов и затяните болт.
Момент затяжки 5 Н-м
г) Подсоедините четыре высоко
вольтных провода к свечам зажи
гания.
д) Подсоедините шланг системы вен
тиляции картера, затяните хомуты.
е) Установите крышку №2 головки
блока цилиндров с прокладкой и за
тяните три болта.
Момент затяжки 5,5 Нм
9. Установите с правой стороны дви
гателя крышку технического отверстия
и затяните болты ее крепления.
Момент затяжки 14 Нм
10. Установите держатель сиденья и
затяните два болта.
Момент затяжки 14 Н-м
11. Установите опору правого перед
него сиденья и затяните два болта.
Момент затяжки 39 Н-м
Головка блока
цилиндров
Подготовка к разборке
Примечание: процедуры пунктов 1 - 3
выполняйте только в случае необхо
димости.
1. (Модели с МКПП) Снимите маховик,
отвернув 10 болтов, в последователь
ности, указанной на рисунке.
12. Установите правое переднее си
денье и затяните четыре болта.
Момент затяжки 39 Н-м
13. Подсоедините ремень безопасно
сти правого переднего сиденья к пе
редней панели пола.
Момент затяжки 41 Н-м
14. Установите защитную пластину и
затяните три винта.
(Модели с АКПП) Отверните 10 болтов
и снимите заднюю пластину, пластину
привода гидротрансформатора и рас
порную втулку.
2. Снимите заднюю пластину, отвер
нув два болта.
3. Установите двигатель на стенд для
разборки.
Снятие
1. Отверните два болта, снимите
кронштейн крепления жгута проводов
двигателя и отсоедините жгут прово
дов от двигателя.
. Снимите жгут проводов двигателя.
а) Отсоедините вакуумный шланг от
регулятора давления.
б) Отсоедините следующие разъемы:
- разъем датчика давления масла;
- разъем датчика уровня масла;
- разъем распределителя зажигания;
- разъем термовременного реле
форсунки холодного пуска;
- разъем указателя температуры
охлаждающей жидкости;
- разъем датчика температуры ох
лаждающей жидкости;
- разъем датчика детонации;
- четыре разъема форсунок.
38 Бензиновый двигатель 2TZ-FE
4. Снимите распределитель зажигания.
а) Отсоедините воздушные шланги
№2 и №3.
б) Отверните два болта и снимите
распределитель.
Детали для снятия и установки головки блока цилиндров (первый этап).
1 - трубка системы вентиляции картера, 2 - шланг системы вентиляции
картера, 3 - высоковольтные провода и распределитель, 4 - жгут прово
дов двигателя, 5 - прокладка, 6 - трубка системы рециркуляции отрабо
тавших газов, 7 - прокладка, 8 - топливный коллектор, 9 - прокладки,
10 - топливная трубка, 11 - стойка №1 впускного коллектора, 12 - уплотни
тельное кольцо, 13 - впускной коллектор, 14 - стойка впускного коллекто
ра, 15 - теплозащитный экран, 16 - уплотнительное кольцо, 17 - трубка №2
перепуска охлаждающей жидкости, 18 - прокладка, 19 - прокладка, 20 - на
тяжитель цепи привода ГРМ, 21 - теплозащитный экран выпускного кол
лектора, 22 - прокладка, 23 - выпускной коллектор, 24 - шланг возврата
масла, 25 - трубка №1 возврата масла, 26 - правая передняя опора двига
теля, 27 - стойка правой передней опоры двигателя, 28 - прокладки,
29 - выходной патрубок охлаждающей жидкости, 30 - трубка возврата
масла (модели с системой автоматической подачи моторного масла).
в) Отверните семь болтов и снимите 3. Снимите крышку №2 головки блока
жгут проводов двигателя. цилиндров, отвернув три болта.
5. Снимите клапан системы рецирку
ляции отработавших газов.
а) Отсоедините три вакуумных
шланга от корпуса дроссельной за
слонки и от клапана системы рецир
куляции ОГ.
б) Отсоедините шланг вакуумного мо
дулятора системы рециркуляции ОГ.
в) Отверните два болта и снимите ва
куумный модулятор с кронштейном.
г) Отсоедините шланги №3 и №4
перепуска охлаждающей жидкости.
д) Отверните болт крепления трубки
системы рециркуляции и впускного
коллектора.
е) Отверните три гайки, болт и сни
мите клапан системы рециркуляции
вместе с трубкой и прокладками с
впускного коллектора и с головки
блока цилиндров.
. Снимите трубки подвода топлива.
а) Отверните два перепускных бол
та с прокладками с топливного кол
лектора и с форсунки холодного
пуска.
б) Отверните два болта и снимите
регулятор давления топлива вместе
со шлангом с топливного коллектора.
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст