Toyota Estima, Estima Emina, Estima Lucida. Руководство — часть 9

Toyota Estima, Estima Emina, Estima Lucida. Руководство - часть 9

Бензиновый двигатель 2TZ-FE

Продольный разрез двигателя.

Описание

Двигатель 2TZ-FE рядный 4-ци­

линдровый, 16-клапанный, с верхним

расположением двух распредели­

тельных валов, с рабочим объемом

двигателя 2,4 литра. Нумерация ци­

линдров ведется от переднего конца

коленчатого вала. Порядок работы

двигателя: 1-3-4-2.

Двигатель имеет наклон на 75°, что в

сочетании с раздельным расположе­

нием вспомогательного оборудования

позволило максимально уменьшить

его высоту.
Коленчатый вал 5-опорный с 8 про­

тивовесами, установленными на про­

должении щек коленчатого вала,

предназначенными для разгрузки ко­

ренных подшипников от действия цен­

тробежных сил. В коленчатом валу

выполнены отверстия для подвода

масла к коренным и шатунным под­

шипникам и другим элементам.

Головка блока цилиндров выполнена

из алюминиевого сплава. Свечи зажи­

гания расположены в центре камер

сгорания шатрового типа.

Пружины выпускных и впускных кла­

панов изготовлены из специальной

углеродистой стали и способны нор­

мально работать во всем диапазоне

скоростных режимов двигателя.

Распределительный вал впускных

клапанов приводится от коленчатого

вала цепной передачей, а вал выпуск­

ных клапанов приводится от распре­

делительного вала впускных клапанов

с помощью шестеренчатой передачи.

Смазка подшипников, кулачков и

шестерен привода распределитель­

ных валов осуществляется маслом,

которое поступает по масляному ка­

налу, расположенному в головке бло­

ка цилиндров, и по каналу в центре

распределительных валов.

Регулировка зазора в приводе клапа­

нов осуществляется заменой регули­

ровочных шайб в толкателях клапа­

нов. Замена регулировочных шайб

может быть проведена без снятия

распределительных валов.

Крышка цепи привода ГРМ выполнена

из алюминиевого сплава вместе с

расположенными с внешней её сторо­

ны масляным насосом и насосом ох­

лаждающей жидкости.

Поршни изготовлены из высокотем­

пературного алюминиевого сплава.

На днищах поршней выполнены уг­

лубления для предотвращения кон­

такта поршня с клапанами.

Поршневые пальцы плавающего типа.

Компрессионные кольца: верхнее

компрессионное кольцо изготовлено

из хромистой стали, нижнее компрес­

сионное кольцо - из чугуна. Масло-

съемное кольцо сделано из нержа­

веющей стали.
Блок цилиндров отлит из чугуна. Дли­

на стенки (образующей) каждого цилин­

дра примерно в 2 раза больше величи­

ны хода поршня. Блок цилиндров имеет

рубашку охлаждения, по которой цирку­

лирует охлаждающая жидкость.

Поперечный разрез двигателя.

Масляный поддон отштампован из

стального листа и прикрепляется к

блоку цилиндров с правой стороны

болтами и гайками.

Проверка и регулировка

зазора в приводе

клапанов

Примечание: проверяйте и регули­

руйте зазоры в приводе клапанов на

холодном двигателе.

1. Снимите крышку технического от­

верстия с правой стороны двигателя.

а) Отверните три винта и снимите

защитную пластину.

б) Отверните болт и отсоедините

правый передний ремень безопас­

ности от передней панели пола.

в) Отверните четыре болта и сними­

те правое переднее сиденье.

з*

г) Отверните два болта и снимите

опору правого переднего сиденья.

35

36

Бензиновый двигатель 2TZ-FE

д) Отверните два болта и снимите

механизм подъема сидений.

е) Отверните девять болтов и сни­

мите крышку технического отвер­

стия с правой стороны двигателя.

2. Снимите крышку №1 головки блока

цилиндров,

а) Отверните три болта и снимите

крышку №2 головки блока цилинд­

ров вместе с прокладкой.

б) Ослабьте хомут и отсоедините

шланг системы вентиляции картера.

в) Отсоедините четыре высоко­

вольтных провода от зажимов про­

водов и от свечей зажигания.

г) Отверните болт и снимите пла­

стину крепления зажима №2 высо­

ковольтных проводов.

д) Отверните девять болтов и сни­

мите крышку №1 головки блока ци­

линдров вместе с прокладкой.

3. Установите технологический болт с

контргайкой в шкив привода навесных

агрегатов для возможности поворота

коленчатого вала гаечным ключом при

дальнейшей регулировке.

Технологический болт:

диаметр резьбы : 12 мм

шаг резьбы 1,25 мм

4. Измерьте зазоры в приводе клапанов.

а) Установите поршень цилиндра

№1 в ВМТ такта сжатия.

- Поверните коленчатый вал гаеч­

ным ключом до совмещения меток

ВМТ. Совместите канавку на шкиве

с риской "О" на шкале.

- Проверьте, что толкатели клапа­

нов цилиндра №1 свободны, а

толкатели клапанов цилиндра №4

зажаты,

- Если нет, поверните коленчатый

вал на один полный оборот до со­

вмещения меток, как описано выше.

б) Измерьте зазоры в приводе кла­

панов, показанных на рисунке.

Запишите результаты тех измере­

ний, которые не соответствуют

техническим данным. Позднее они

будут использованы для опреде­

ления размеров требуемых регу­

лировочных шайб.

Зазоры в приводе клапанов

(на холодном двигателе):

впускные клапаны 0,15-0,25 мм

выпускные клапаны. 0,25 - 0,35 мм

в) Поверните гаечным ключом ко­

ленчатый вал на один оборот до

совмещения меток ВМТ, совместив

канавку на шкиве с риской "О" на

шкале.

Измерьте зазоры в приводе клапа­

нов, показанных на рисунке.

5. При необходимости отрегулируйте

зазоры в приводе клапанов,

а) Используя специальный инстру­

мент "А", прижмите вниз толкатель

клапана и удерживайте его в этом

положении специальным инстру­

ментом "В".

Примечание: перед нажатием распо­

ложите толкатель клапана, как по­

казано на рисунке.

б) С помощью маленькой отвертки и

магнитного стержня удалите старую

регулировочную шайбу.

Примечание: для легкого удаления

регулировочной шайбы при установ­

ке специального инструмента "В"

оставляйте достаточно широкое

пространство в направлении ее

снятия.

в) Определите размеры регулиро­

вочных шайб для замены, используя

следующие формулы.

- Используя микрометр, измерьте

толщину удаляемой регулировоч­

ной шайбы.

- Рассчитайте толщину новой регу­

лировочной шайбы так, чтобы за­

зор в приводе клапанов соответст­

вовал техническим данным.

Толщина старой

регулировочной шайбы Т

Измеренный клапанный зазор А

Толщина новой регулировочной

шайбы N

впускные

клапаны N = Т + (А - 0,20 мм)

выпускные

клапаны N = Т + (А - 0,30 мм)

- Подберите новую регулировочную

шайбу толщиной, максимально

близкой к расчетному значениям.

Примечание: регулировочные шайбы

имеют 17 стандартных размеров

толщины от 2,5 мм до 3,0 мм с ша­

гом 0,05 мм. Значение толщины от­

штамповывается на регулировочных

шайбах.

г) Установите новую регулировоч­

ную шайбу.

- Положите новую регулировочную

шайбу на толкатель клапана.

- Используя специальный инстру­

мент "А", нажмите вниз на толка­

тель клапана и удалите специаль­

ный инструмент "В".

6. Снова проверьте зазоры в приводе

клапанов.

7. Снимите технологический болт с

контргайкой, с помощью которого

вращали шкив коленчатого вала.

Бензиновый двигатель 2TZ-FE

37

Примечание: если технологический

болт с контргайкой не удалить, то

головка болта может повредить

вентилятор системы охлаждения.

8. Установите крышку №1 головки

блока цилиндров,

а) Нанесите герметик на головку

блока цилиндров в местах, показан­

ных на рисунке.

Примечание: перед нанесением гер­

метика обезжирьте поверхность.

б) Установите крышку №1 головки

блока цилиндров с прокладкой и за­

тяните 9 болтов в последовательно­

сти, показанной на рисунке.

Момент затяжки 8 Н-м
Примечание: крышка головки блока

цилиндров должна быть установлена

в течение времени, указанного в ин­

струкции по применению герметика,

иначе герметик должен быть удален

и нанесен повторно.

в) Установите пластину крепления

зажима №2 высоковольтных прово­

дов и затяните болт.

Момент затяжки 5 Н-м

г) Подсоедините четыре высоко­

вольтных провода к свечам зажи­

гания.

д) Подсоедините шланг системы вен­

тиляции картера, затяните хомуты.

е) Установите крышку №2 головки

блока цилиндров с прокладкой и за­

тяните три болта.

Момент затяжки 5,5 Нм

9. Установите с правой стороны дви­

гателя крышку технического отверстия

и затяните болты ее крепления.

Момент затяжки 14 Нм

10. Установите держатель сиденья и

затяните два болта.
Момент затяжки 14 Н-м

11. Установите опору правого перед­

него сиденья и затяните два болта.

Момент затяжки 39 Н-м

Головка блока

цилиндров

Подготовка к разборке

Примечание: процедуры пунктов 1 - 3

выполняйте только в случае необхо­

димости.

1. (Модели с МКПП) Снимите маховик,

отвернув 10 болтов, в последователь­

ности, указанной на рисунке.

12. Установите правое переднее си­

денье и затяните четыре болта.

Момент затяжки 39 Н-м

13. Подсоедините ремень безопасно­

сти правого переднего сиденья к пе­

редней панели пола.
Момент затяжки 41 Н-м

14. Установите защитную пластину и

затяните три винта.

(Модели с АКПП) Отверните 10 болтов

и снимите заднюю пластину, пластину

привода гидротрансформатора и рас­

порную втулку.

2. Снимите заднюю пластину, отвер­

нув два болта.

3. Установите двигатель на стенд для

разборки.

Снятие

1. Отверните два болта, снимите

кронштейн крепления жгута проводов

двигателя и отсоедините жгут прово­

дов от двигателя.

. Снимите жгут проводов двигателя.

а) Отсоедините вакуумный шланг от

регулятора давления.

б) Отсоедините следующие разъемы:

- разъем датчика давления масла;

- разъем датчика уровня масла;

- разъем распределителя зажигания;

- разъем термовременного реле

форсунки холодного пуска;

- разъем указателя температуры

охлаждающей жидкости;

- разъем датчика температуры ох­

лаждающей жидкости;

- разъем датчика детонации;

- четыре разъема форсунок.

38 Бензиновый двигатель 2TZ-FE

4. Снимите распределитель зажигания.

а) Отсоедините воздушные шланги

№2 и №3.

б) Отверните два болта и снимите

распределитель.

Детали для снятия и установки головки блока цилиндров (первый этап).

1 - трубка системы вентиляции картера, 2 - шланг системы вентиляции

картера, 3 - высоковольтные провода и распределитель, 4 - жгут прово­

дов двигателя, 5 - прокладка, 6 - трубка системы рециркуляции отрабо­

тавших газов, 7 - прокладка, 8 - топливный коллектор, 9 - прокладки,

10 - топливная трубка, 11 - стойка №1 впускного коллектора, 12 - уплотни­

тельное кольцо, 13 - впускной коллектор, 14 - стойка впускного коллекто­

ра, 15 - теплозащитный экран, 16 - уплотнительное кольцо, 17 - трубка №2

перепуска охлаждающей жидкости, 18 - прокладка, 19 - прокладка, 20 - на­

тяжитель цепи привода ГРМ, 21 - теплозащитный экран выпускного кол­

лектора, 22 - прокладка, 23 - выпускной коллектор, 24 - шланг возврата

масла, 25 - трубка №1 возврата масла, 26 - правая передняя опора двига­

теля, 27 - стойка правой передней опоры двигателя, 28 - прокладки,

29 - выходной патрубок охлаждающей жидкости, 30 - трубка возврата

масла (модели с системой автоматической подачи моторного масла).

в) Отверните семь болтов и снимите 3. Снимите крышку №2 головки блока

жгут проводов двигателя. цилиндров, отвернув три болта.

5. Снимите клапан системы рецирку­

ляции отработавших газов.

а) Отсоедините три вакуумных

шланга от корпуса дроссельной за­

слонки и от клапана системы рецир­

куляции ОГ.

б) Отсоедините шланг вакуумного мо­

дулятора системы рециркуляции ОГ.

в) Отверните два болта и снимите ва­

куумный модулятор с кронштейном.

г) Отсоедините шланги №3 и №4

перепуска охлаждающей жидкости.

д) Отверните болт крепления трубки

системы рециркуляции и впускного

коллектора.

е) Отверните три гайки, болт и сни­

мите клапан системы рециркуляции

вместе с трубкой и прокладками с

впускного коллектора и с головки

блока цилиндров.

. Снимите трубки подвода топлива.

а) Отверните два перепускных бол­

та с прокладками с топливного кол­

лектора и с форсунки холодного

пуска.

б) Отверните два болта и снимите

регулятор давления топлива вместе

со шлангом с топливного коллектора.

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности