Chevrolet Rezzo. СИСТЕМА ОТОПЛЕНИЯ, КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ И ВЕНТИЛЯЦИИ

Chevrolet Rezzo. СИСТЕМА ОТОПЛЕНИЯ, КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ И ВЕНТИЛЯЦИИ


ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА

Система вентиляции, отопления и кондици­онирования представляет собой единый ком­плекс, обеспечивающий максимально ком­фортные условия в салоне автомобиля незави­симо от погодных условий и режима движения. Система включает в себя отопитель (повышает температуру воздуха при любых режимах рабо­ты системы), кондиционер (снижает темпера­туру и влажность воздуха), воздухонагнетатель (вентилятор), воздуховоды с фильтром (обес­печивают воздухообмен в салоне, очищают воздух от пыли) и блок управления (управляет всеми элементами системы для получения за­данных параметров комфорта).

ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА СИСТЕМЫ ОТОПЛЕНИЯ

На автомобиле установлен отопитель жид­костного типа. Рациатор отопителя объеди­нен с системой охлаждения двигателя двумя шлангами, проходящими в моторном отсеке. Радиатор помещен в пластмассовый кожух климатического блока, установленный под центральной частью панели приборов.

основные узлы отопителя (рис. 12.1): -теплообменник (радиатор) 6 отопителя, предназначенный для нагревания поступаю­щего в салон воздуха теплом охлаждающей двигатель жидкости;

-вентилятор (воздухонагнетатель) 11. Электродвигатель 12 вентилятора с возбуж­дением от постоянных магнитов обеспечи-

вает регулируемую подачу наружного возду­ха к заслонкам отопителя и кондиционера. Для получения различных значений частоты вращения вентилятора в цепи питания элек­тродвигателя установлен блок дополнитель­ных резисторов;

- заслонка 15 регулятора температуры воз­духа, поступающего из отопителя в салон. От изменения ее положения зависит количе­ство воздуха, проходящего через теплооб­менник отопителя, и наружного воздуха, про­ходящего в обход теплообменника;

-заслонки 2 распределения воздуха, по­ступающего из отопителя по воздуховодам в салон или для обдува ветрового стекла.


Рис. 12.1. Принципиальная схема движения воздушных потоков в системе отопления, кондиционирования воздуха и вентиляции: 1 - дефлекторы обдува ветрового стекла; 2 - заслонки распределения воздушных потоков к дефлекторам ветрового стекла и дефлекторам панели приборов; 3 - дефлекторы панели приборов; 4 - воздуховодыгвдо- грева зоны ног водителя и пассажиров; 5 - заслонка распределения воздушных потоков к дефлекторам панели приборов и воздуховодам обогрева зоны ног водителя и пасса- жиров; 6 - радиатор отопителя; 7 - салонный воздушный фильтр; 8 - заслонка системы рециркуляции воздуха; 9 - короб воздухопритока; 10 - воздухозаборник в Cалоне авто­мобиля; 11 - крыльчатка вентилятора; 12 - электродвигатель вентилятора; 13 - испаритель кондиционера; 14 - дренажное отверстие для слива конденсата; 15 -колонка регу­лятора температуры; 16 - корпус блока системы отопления и кондиционирования

ОСОБЕННОСТИ УСТРОЙСТВА СИСТЕМЫ КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ

На автомобилях Chevrolet Rezzo/Daewoo Tacuma установлена система кондициониро-


вания компрессорного типа. Узлы отопителя и теплообменник испарителя кондиционера скомпонованы в одном блоке. Органы управ­ления системой кондиционирования воздуха расположены на панели, общей с органами управления отопителем.

Принципиальная схема движения хладаген­та в системе кондиционирования воздуха приведена на рис. 12.2.


Компрессор поршневого типа установлен на двигателе и приводится во вращение поли- клиновым ремнем.

Компрессор (рис. 12.3) обеспечивает цир­куляцию хладагента в системе. Вал компрес­сора установлен в алюминиевом корпусе


Рис. 12.2. Принципиальная схема движения хладагента в системе кондиционирования воздуха: 1 - комбиниро­ванный датчик давления; 2 - участок трубопровода высокого давления; 3 - ресивер-осушитель; 4 - сервисный кла­пан линии высокого давления; 5 - конденсор (радиатор кондиционера); б - вентилятор конденсора и радиатора си­стемы охлаждения; 7 - компрессор кондиционера; 8 - участок трубопровода низкого давления; 9 - сервисный кла­пан линии низкого давления; 10 - вентилятор отопителя; 11 - испаритель; 12 - терморегулирующий клапан


на двух игольчатых подшипниках и уплотнен со стороны шкива привода сальником.


Рис. 12.3. Компрессор кондиционера: 1 - прижимной диск; 2 - шкив привода; 3 - верхняя проушина переднего крепления; 4- колодка электрического разъема катушки электромагнита; 5 - заглушка фланца крепления трубопро­водов; б - крышка блока лепестковых клапанов; 7 - блок цилиндров; 8 - пробка отверстия для контроля масла; 9 - передняя крышка корпуса; 10 - гайка крепления прижимной пластины



Шкив 2 привода компрессора установлен на двухрядном шариковом подшипнике и при работающем двигателе постоянно вращает­ся. При включении кондиционера крутящий момент передается от шкива к валу компрес­сора через фрикционную муфту с электромаг­нитным приводом.

ПРИМЕЧАНИЯ

Если система исправна, во время включе­ния кондиционера раздается щелчок - это прижимной диск муфты под действием эле­ктромагнита входит в зацепление со шки­вом привода, и начинает вращаться ротор компрессора.

Но в процессе эксплуатации кондиционера могут возникнуть следующие неисправности компрессора.

1. Если при выключенном кондиционере муфта во время вращения издает посторон­ние звуки, греется или появляется запах га­ри, то, вероятно, начал разрушаться ее под­шипник. В этом случае необходимо заме­нить подшипник (см. «Замена подшипника шкива привода», с. 303). В некоторых запу­щенных случаях может потребоваться заме­на муфты компрессора в сборе или состав­ляющих ее частей.

2. Если после включения кондиционера щелчка не слышно, то возможны следящие неполадки:

- произошла утечка хладагента;


- вышел из строя датчик давления в системе;

- неисправности в электрических цепях сис­темы управления;

- сгорела обмотка катушки электромагнита муфты;

- блок управления двигателем по какой-либо причине (полностью открыта дроссельная за­слонка, высокая температура охлаждающей жидкости двигателя, высокие обороты двига­теля) заблокировал включение компрессора.

3. Если муфта вращается легко и свободно, но при включении кондиционера отчетливо слышны посторонние шумы или даже глох­нет двигатель, то, скорее всего, заклинил компрессор. Внутренняя насосная часть компрессора ремонту не подлежит. В этом случае компрессор придется заменить.

4. И последний, самый коварный вариант. Щелчок раздается, муфта легко вращает вал компрессора, а прохлады в салоне нет. В этом случае только кажется, что компрес­сор работает, а в действительности он ниче­го не перекачивает. Установить истину мо­жет только опытный специалист при наличии специального контрольно-диагностического оборудования.

Во всех этих случаях точно определить при­чину неисправности можно после полной диагностики в специализированном сер­висном центре по ремонту автомобильных кондиционеров.



В некоторых вариантах исполнения компрес­сора на крышке 6 (см. рис. 12.3) блока лепест­ковых клапанов может быть установлен клапан сброса аварийного давления. В случае роста давления в системе при отказе датчика давле­ния или иных нештатных ситуациях при превы­шении установленного максимума давления мембрана клапана разрушается и часть хлада­гента выбрасывается на улицу. Как правило, по­сле этого герметичность аварийного клапана нарушается. Поэтому после устранения при­чин, вызвавших рост давления и сброс хлада­гента, клапан подлежит обязательной замене.

Конденсор (радиатор кондиционера) (рис. 12.4) многопоточного типа расположен перед радиатором системы охлаждения двига­теля. Он крепится с помощью резинометалли­ческих опор к рамке радиатора. Соты конден­сора изготовлены из плоских тонкостенных алюминиевых трубок с внутренними продоль­ными перегородками для жесткости и наруж­ным оребрением для улучшения теплообмена. Бачки 2 алюминиевые с фланцами 5 для подсо­единения трубок. По высоте бачки разделены на секции, поэтому поток хладагента, проходя через конденсор, несколько раз меняет на­правление. В конденсоре пары сжатого ком-


Рис. 12.4. Конденсор кондиционера: 1 - ресивер; 2 - бачки конденсора; 3 - подушки опор верхнего крепления; 4 - соты; 5 - фланец крепления трубопровода линии высокого давления; 6 - подушки опор нижнего крепления; 7 - кронштейн крепления ресивера



прессором хладагента конденсируются, и вы­деляющееся при этом тепло отводится в окру­жающий воздух.

При включении кондиционера блок управ­ления двигателем включает цепь питания эле­ктрического вентилятора радиатора охлажде­ния двигателя, что улучшает теплообмен в конденсоре и снижает давление в системе кондиционера.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

He реже одного раза в год, лучше перед на­чалом летней эксплуатации, промывайте оребрение А сот конденсора от налипшей грязи, пыли и противогололедных реаген­тов Б. Это улучшит теплообмен, снизит дав­ление в системе и увеличит срок службы эле­ментов системы.

Не применяйте для мойки конденсора мою­щие установки со струей воды под высоким давлением. Это может привести к поврежде­нию В тонкостенных пластин оребрения. Даже при регулярной мойке необходи­мость замены конденсора возникает гораз­до чаще, чем хотелось бы. Дело в том, что он первым принимает на себя поток противогололедных реагентов, грязи и ка­мешков с дороги. А трубки у него тонень­кие... В большинстве случаев конденсор повреждается коррозией на третий-четвертый год эксплуатации.

Если в результате коррозии нарушится гер­метичность конденсора, то ремонтировать его себе дороже. Даже если мастеру аргоно­вой сварки удастся залатать дыру, то вскоре возможно появление течи в другом месте. Кстати, давление в системе в жаркие дни мо­жет доходить до 25-28 бар.

Кроме того, следует учитывать сложную структуру трубки конденсора: вдоль она раз­делена перегородками на каналы, поэтому велика вероятность, что после сварки часть каналов будет перекрыта. Соответственно упадет рассеиваемая мощность и ухудшится работа кондиционера, особенно в пробках и в жаркую погоду.

После каждого эксперимента с латанием конденсора нужно будет оплатить снятие-ус- тановку, сварку конденсора и заправку сис­темы хладагентом. Так что лучше сразу уста­новить новый конденсор. Вместо дорогого оригинального вполне можно купить более дешевый конденсор от авторизованных про­изводителей запасных частей.

Испаритель расположен в блоке системы отопления и кондиционирования салона (рис. 12.5). Испаритель изготовлен из алюми­ниевых трубок с наружным оребрением для> улучшения теплообмена.


Рис. 12.5. Блок системы отопления и кондиционирования: 1 - корпус испарителя; 2 - корпус воздухонагнетате- ля; 3 - окно воздухозаборника системы рециркуляции воздуха; 4 - колодка жгута проводов электродвигателя венти­лятора; 5 - электродвигатель вентилятора; б - колодка жгута проводов блока добавочных резисторов; 7 - крышка от­сека салонного фильтра; 8 - дренажная трубка; 9 - панель приборов



ПРИМЕЧАНИЕ


При охлаждении проходящего через испари­тель воздуха содержащиеся в нем водяные пары конденсируются. Конденсат через дре­нажную трубку А, расположенную в нижней части моторного щита, сливается под днище автомобиля. При высокой влажности окру­жающего воздуха под автомобилем может образоваться лужа воды, что является кос­венным признаком исправности системы кондиционирования.

В процессе эксплуатации автомобиля на влажной от конденсата наружной поверхнос­ти испарителя оседают частицы дорожной пыли и грязи.

Этот слой становится прекрасной средой для жизни и бурного размножения гнилост­ных бактерий и грибковых культур. Со време­нем в автомобиле появляется неприятный запах. Особенно сильно он ощущается в мо­мент выключения кондиционера и во влаж­ную погоду.

Для того чтобы максимально снизить риск возникновения этой проблемы, при покупке нового автомобиля необходимо провести профилактическую обработку испарителя специальными химическими препаратами, регулярно заменять салонный фильтр и про­чищать дренажную трубку. Если, несмотря на принятые меры, запах все же появился, обратитесь в специализированный сервис по ремонту автомобильных кондиционеров для дезинфекции или промывки испарителя. При очень сильном загрязнении испаритель придется заменить.

Терморегулирующий клапан блочного ти­па расположен в корпусе испарителя. Клапан крепится [(трубопроводам и испарителю с по­мощью фланцевых соединений. Пройдя через дросселирующее отверстие в корпусе клапа­на, жидкий хладагент резко снижает свое дав­ление и начинает кипеть. В корпусе клапана ус­тановлен регулирующий элемент, изменяющий проходное сечение дросселирующего отвер­стия в зависимости от давления и температуры хладагента. Регулирующий элемент настраива­ется на заводе-изготовителе и в процессе экс­плуатации регулировке не подлежит


Ресивер-осушитель с помощью крон­штейна установлен на правом бачке конденсо­ра. Неразборный корпус ресивера изготовлен из алюминиевого сплава. Трубопроводы кре­пятся к корпусу ресивера с помощью фланце­вых соединений. Внутри корпуса находится фильтрующий элемент заполненный гранула­ми осушителя (силикагеля). Проходящий через ресивер сжиженный хладагент очищается от возможных примесей, грязи и влаги.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ

В случае ремонта или замены элементов си­стемы кондиционирования, если она нахо­дилась в открытом состоянии (были сняты какие-либо узлы, разрушены трубопроводы и т.п.), ресивер-осушитель подлежит заме­не. Иначе после заправки системы хладагент не будет осушаться и внутри системы могут образоваться кислоты, которые разрушат изнутри детали кондиционера.

Трубопроводы соединяют все элементы системы кондиционирования в единый гер­метичный контур. Трубопроводы и фланцы их крепления изготовлены из алюминиевых сплавов.




Для соединения взаимоподвижных элемен­тов системы трубопроводы на некоторых уча- стках снабжены гибкими вставками (рис. 12.6) из синтетических материалов.

В местах соединений отдельных элементов системы установлены уплотнительные кольца круглого сечения из неопрена. Во время ре­монта системы при разъединении участков трубопроводов уплотнительные кольца под­лежат обязательной замене. Резьбовые со­единения трубопроводов затягивайте реко­мендуемым моментом. Слабая или излишне сильная затяжка приводит к деформации уп­лотняемых поверхностей и утечке хладагента.

Для подсоединения диагностического и за­правочного оборудования служат два сер­висных клапана на трубопроводах.

ПРИМЕЧАНИЕ

Так расположены на трубопроводах сервис­ные клапаны линий высокого А...


...и низкого Б давления.


Для предохранения от попадания грязи клапаны закрыты резьбовыми колпачками.


В клапанах установлены золотники, сход­ные по конструкции с золотниками шин колес, но отличающиеся от них размерами.


Для выворачивания и вворачивания золот­ников используется специальный ключ.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ


Проверять наличие хладагента в системе пу­тем нажатия на золотники сервисных клапа­нов запрещено, так как после такой провер­ки золотник клапана может полностью не за­крыться и произойдет утечка хладагента из системы!


Датчик давления установлен на участке трубопровода линии высокого давления за правой блок-фарой. По сигналам датчика электронный блок управления двигателем от­ключает компрессор кондиционера при раз­герметизации системы или при аварийном повышении давления в ней с целью защиты компрессора от перегрузок.


Панель блока управления системой вен­тиляции. отопления и кондиционирования воз-


духа установлена на консоли панели приборов.

Подробно органы управления вентиляцией, отопителем и кондиционером описаны

в разд. 1 «Устройство автомобиля», см. «Отопление (кондиционирование) и вентиля­ция салона», с. 20.

На часть автомобилей европейской сборки устанавливали систему отопления, кондицио­нирования и вентиляции салона с автомати­ческим управлением. Панель блока автомати­ческого управления системой отопления, кондиционирования и вентиляции показана на рис. 12.7.

ПРИМЕЧАНИЕ

Датчик 11 (см. рис. 12.7) температуры воз­духа в салоне расположен в панели блока управления. Для исключения неверных по­казаний значений температуры из-за влия­ния нагретых элементов панели датчик снабжен системой принудительного обду­ва. Система обеспечивает равномерный проток воздуха из передней части салона автомобиля через корпус датчика. Для нор­мального движения воздуха предохраняйте входное отверстие корпуса датчика от по­падания каких-либо твердых частиц или жидкости. Особенно это касается случаев химической чистки салона. Во время убор­ки салона пылесосом категорически запре­щается подносить всасывающий наконеч­ник трубы пылесоса к входному отверстию датчика. При затрудненном протоке возду­ха через корпус датчика нарушается нор­мальное функционирование системы авто­матического управления климатом.


Хладагент. На верхнюю поверхность крышки воздушного фильтра приклеена ин­формационная табличка с указанием типа и количества применяемого в системе хлада­гента. Категорически запрещено использо­вать в системе хладагенты других типов. В хладагент добавлено специальное масло для смазки компрессора.

Заправочные объемы системы:

хладагент R134a, г. . . . . . . 700±20

масло (PAG), мл. . . . . . . . .. 220±5


Рис. 12.7. Панель блока автоматического управления системой отопления, кондиционирования и вентиляции:

1 - регулятор температуры поступающего в салон воздуха; 2 - дисплей; 3 - регулятор частоты вращения электровен­тилятора воздухонагнетателя; 4 - выключатель интенсивной подачи воздуха на ветровое стекло и стекла передних дверей (режим разморозки); 5 - выключатель обогревателя стекла двери задка и стекол наружных зеркал заднего ви­да; б - выключатель кондиционера; 7 - выключатель режима рециркуляции; 8 - переключатель режимов распреде­ления воздушных потоков; 9 - выключатель системы вентиляции, отопления и кондиционирования; 10 - выключатель режима автоматического управления системой вентиляции, отопления и кондиционирования; И - датчик температу­ры воздуха в салоне



Для обнаружения мест утечки используются высокочувствительные галогеновые течеискатели со звуковой индикацией.

В некоторых сложных случаях применяется метод т.н. ультрафиолетовой диагностики герметичности системы автокондиционера.

Метод состоит в том, что в систему в микро­дозах вводится специальный краситель.

В местах микротечей краситель вместе с хладагентом постепенно выходит на на­ружную поверхность элементов системы.

Во время осмотра системы краситель под действием ультрафиолетовых лучей специ-

ального светильника начинает светиться (флюоресцировать)...


...и места утечки хладагента становятся видны.

Следует отметить, что краситель не оказы­вает отрицательного воздействия на систе­му. Он может находиться в хладагенте и цир­кулировать по системе сколь угодно долго и сослужить свою службу, только когда воз­никнет утечка.

После ремонта автокондиционера необ­ходимо провести вакуумирование и за­правку системы соответствующим хлада­гентом (R134a). Объем заправки автокон­диционера для каждой модели автомобиля индивидуален.

Для проведения высококачественной за­правки автомобильного кондиционера не­обходимы:

- прецизионные манометрические блоки со специальными соединительными нако-

- двухступенчатый вакуумный насос для полного удаления воздуха и водяных паров из системы;

- высокоточные (цена деления не более 5 г) весы для дозирования заправляемого хладагента.

В связи со специфическими особенностя­ми ремонта системы кондиционирования в данном разделе описаны только работы по снятию и установке отдельных элементов и блока управления системой. Работы, свя­занные с заправкой системы хладагентом, следует проводить в специализированных сервисных центрах.

Система кондиционирования заправлена хла­дагентом под высоким давлением. Попада­ние жидкого хладагента на кожные покровы человека вызывает сильное обморожение.


Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
5 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности