Опель Астра Эйч. Дефектовка деталей двигателя Z16 XER, Z18 XER, Z20 LER, Z20 LEH

Опель Астра Эйч. Дефектовка деталей двигателя Z16 XER, Z18 XER, Z20 LER, Z20 LEH

Вам потребуются: переносная лампа, набор плоских щупов, линейка, штангенциркуль, нутромер, микрометр, шабер.

После разборки тщательно вымойте детали керосином, продуйте и просушите сжатым воз­духом (особенно масляные каналы деталей).

1. Осмотрите блок, особенно внимательно опоры коленчатого вала. Трещины в любых местах блока не допускаются.

Полезный совет

Если есть подозрение на наличие тре­щин в блоке (попадание охлаждаю­щей жидкости в картер или масла в ох­лаждающую жидкость), проверьте герметичность блока на специальном стенде. Проверку проводите в ремонт­ных мастерских, располагающих соот­ветствующим оборудованием.

2. Осмотрите цилиндры с обеих сторон. Ца­рапины, задиры и трещины не допускаются.

Полезный совет

При осмотре цилиндров рекомендуем освещать зеркала цилиндров перенос­ной лампой, так дефекты видны зна­чительно лучше.



Рис. 12.1. Схема измерения цилиндров: А - по­яс наибольшего износа; Б - зона измерения после растачивания и хонингования; В - пояс наимень­шего износа

3. Определите нутромером фактические ди­аметры цилиндров. Диаметр цилиндра изме­ряйте в трех поясах (рис. 12.1). В каждом поясе диаметр измеряют в двух взаимно перпенди­кулярных направлениях (продольном и попе­речном). В зоне над поясом А (на расстоянии 5 мм от плоскости разъема с головкой блока) цилиндры практически не изнашиваются. По разнице размеров в этой зоне и в осталь­ных поясах можно судить об износе цилинд­ров. Номинальный размер цилиндра для дви­гателя Z 14 ХЕР составляет (73,4+0,25) мм, для двигателя Z 16 XER - (79,0+0,25) мм, для дви­гателя Z18 XER - (80,5+0,25) мм, для двигате­лей мод. Z 20 LER и Z 20 LEH - (86,0±0,25) мм.

Овальность и конусность для двигателей Z14 ХЕР, Z16 XER и Z18 XER не должны превы­шать 0,0065 мм, для двигателей Z 20 LER и Z 20 LEH - 0,013 мм. Если максимальное зна­чение износа больше 0,15 мм или овальность превышает указанное значение, расточите ци­линдры до ближайшего ремонтного размера поршней (увеличенного на 0,25 или 0,50 мм), оставив припуск 0,03 мм на диаметр под хо- нингование. Затем отхонингуйте цилиндры, выдерживая такой диаметр, чтобы при уста­новке выбранного ремонтного поршня расчет­ный зазор между ним и цилиндром был

0, 03 мм. Дефектовку, расточку и хонингова- ние блока проводите в мастерских, располага­ющих специальным оборудованием.

4. Проверьте отклонение от плоскостности поверхности разъема блока с головкой блока цилиндров. Приложите штангенциркуль (или линейку) к плоскости:

- в середине блока;

- в поперечном и продольном направле­ниях;

- по диагоналям плоскости. В каждом по­ложении плоским щупом определите зазор между штангенциркулем и плоскостью. Это и будет отклонение от плоскостности. Если отклонение превышает 0,1 мм, замените блок.

5. Очистите днище поршня от нагара шабе­ром (можно изготовить из старого напильника).

6. Очистите от нагара канавки под поршне­вые кольца старым кольцом, вставив его в канавку наружной стороной и перекатывая по канавке.

7. Осмотрите поршни...

8. ...шатуны.


9. ...и крышки - на них не должно быть трещин.

10. Осмотрите вкладыши: если на их рабо­чих поверхностях обнаружите риски, задиры и отслоения антифрикционного слоя, заме­ните вкладыши новыми. Все шатунные вкла­дыши одинаковы и взаимозаменяемы.

11. Измерьте диаметр поршней в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца, на расстоянии 19 мм от кромки юбки. Диа­метр поршня номинального размера для дви­гателя Z 14 ХЕР составляет 73,385-73,415 мм, для двигателя Z 16 XER - 78,992-79,983 мм, для двигателя Z 18 XER - 80,492-80,558 мм, а для двигателей мод. Z 20 LER, Z 20 LEH - 85,986-86,055 мм. Диаметры ремонтных поршней увеличены на 0,25 и 0,50 мм. По ре­зультатам измерений определите зазор меж­ду поршнем и цилиндром, при необходимос­ти подберите новые поршни к цилиндрам. Расчетный зазор между поршнем и цилинд­ром (для новых деталей) составляет 0,03 мм. Его определяют промером цилиндров и пор­шней и обеспечивают установкой поршней номинального или ремонтных размеров. Максимально допустимый зазор (при износе деталей) 0,15 мм. Если у двигателя, бывшего в эксплуатации, зазор превышает 0,15 мм, не­обходимо подобрать поршни номинального размера к цилиндрам или установить порш­ни ремонтного размера с расточкой и хонин- гованием цилиндров: зазор должен быть максимально приближен к расчетному.

12. Проверьте плоским щупом зазор по вы­соте между канавками в поршне и кольцами, вставляя кольцо в соответствующую канавку. Номинальный (расчетный) зазор для обоих компрессионных колец составляет 0,020 мм. Если кольцо велико по высоте и зазор мал, доведите высоту кольца до нужного значе­ния, шлифуя его на наждачной бумаге, уло­женной на стеклянную пластину.


13. Проверьте плоским щупом зазор в зам­ке колец, установив кольцо в цилиндр на глу­бину около 50 мм.

Для того чтобы установить кольцо без перекоса, продвиньте кольцо вглубь цилиндра поршнем.

14. Зазор должен составлять 0,3 мм для обоих компрессионных колец и 0,4—1,4 мм для маслосъемного кольца. Если зазор недо­статочный, спилите стыковые поверхности кольца. Если зазор больше допустимого, за­мените кольцо.

15. Все поршни номинального и ремонтно­го размеров изготовлены с высокой степенью точности и не требуют предварительной сор­тировки и подбора по массе. При необходи­мости можно установить в отдельные цилин­дры бывшие в употреблении поршни, если они в хорошем состоянии. Балансировка двигателя в этом случае не нарушится.



16. Измерьте нутромером внутренний диа­метр Db посадочного места шатуна в сборе с крышкой.

Примечание

Перед измерением затяните шатунные болты номинальным моментом.

17. Измерьте микрометром толщину Т ша­тунных вкладышей.

Полезный совет

При отсутствии специальной насадки на микрометре для измерения вогну­той поверхности вкладыша можно воспользоваться небольшим шариком. После измерения вкладыша необходи­мо будет вычесть из полученного раз­мера диаметр шарика.


18. Измерьте микрометром диаметр Dh шатунных шеек.

19. Рассчитайте зазор z между шатунными вкладышами и шейками коленчатого вала по формуле z = Db-2T-Dh. Номинальный расчетный зазор составляет 0,019-0,070 мм. Если фактический расчетный зазор меньше предельно допустимого, можно снова ис­пользовать вкладыши, которые были уста­новлены. Если зазор больше предельно допу­стимого, замените вкладыши на этих шейках новыми (номинальной толщины).

Если шейки коленчатого вала изношены и перешлифованы до ремонтного размера, уменьшенного на 0,25 мм, замените вклады­ши ремонтными (увеличенной толщины).

Шейки шлифуют помимо наличия общего износа, если на них есть забоины и риски или овальность составляет более 0,004 мм, а ко­нусность - более 0,005 мм.

___________ Предупреждения

При перешлифовке шатунных шеек коленчатого вала на ремонтный раз­мер на первой щеке коленчатого вала необходимо поставить соответствую­щее клеймо, например «Ш 0,25». Коленчатые валы, галтели шеек кото­рых выполнены методом накатки, пе-

решлифовке не подлежат и при износе шеек должны быть заменены.

20. Осмотрите верхние и нижние вклады­ши коренных подшипников. Вкладыши цент­рального (третьего) коренного подшипника отличаются от остальных большей шириной. Кроме того, на их боковых торцах выполнены широкие буртики, играющие роль опорных полуколец упорного подшипника коленчато­го вала. Если на рабочей поверхности вкла­дышей появились риски, задиры, отслоения антифрикционного слоя, замените вкладыши новыми.

Запрещается проводить какие-либо подгоночные операции на вкладышах.

21. Осмотрите коленчатый вал. Трещины не допускаются. На поверхностях, сопрягае­мых с рабочими кромками сальников, не должно быть царапин, забоин, рисок. При обнаружении их замените вал.


22. Измерьте микрометром наружный диа­метр Dh коренных шеек. Фактический зазор между вкладышами коренных подшипников и коренными шейками коленчатого вала оп­ределяют по методике, изложенной для ша­тунных вкладышей. Номинальный расчетный зазор составляет 0,005 мм. Если фактический расчетный зазор меньше предельно допусти­мого, можно снова использовать вкладыши, которые были установлены. Если зазор боль­ше предельно допустимого, замените на этих шейках вкладыши новыми (номинальной толщины).

Если шейки коленчатого вала изношены и перешлифованы до ремонтного размера с уменьшением диаметра на 0,25 мм, заме­ните вкладыши ремонтными (увеличенной толщины).

Шейки шлифуют помимо наличия износа, если на них есть забоины и риски или оваль­ность составляет более 0,004 мм, а конус­ность - более 0,005 мм, уменьшая диаметр на 0,25 мм.

Предупреждения

При перешлифовке коренных шеек ко­ленчатого вала на ремонтный размер на первой щеке коленчатого вала не­обходимо поставить соответствующее клеймо, например «К 0,25».

Коленчатые валы, галтели шеек кото­рых выполнены методом накатки, пе­решлифовке не подлежат и при износе шеек должны быть заменены.

23. Проверьте параллельность упорных буртиков средней коренной шейки: если они не параллельны, коленчатый вал погнут и должен быть заменен.

24. Промойте каналы коленчатого вала, для чего залейте бензин в радиальные кана­лы, предварительно заглушив их с одной сто­роны деревянными пробками. Выдержите не менее 20 мин и промойте каналы бензи­ном, впрыскивая его резиновой грушей. Де­ревянные заглушки снимите после промывки соединительных каналов. При необходимос­ти повторяйте промывку до вытекания чисто­го бензина.

25. Очистите поверхности поршневых пальцев от лаковых отложений, предвари­тельно размягчив их в растворителе. Осмот­рите пальцы. Если на них обнаружены трещи­ны, чрезмерный износ в месте контакта с бо­бышками поршня, следы от проворачивания в верхней головке шатуна, замените пальцы.

Сопряжение поршневого пальца и поршня проверьте, вставляя предварительно смазан­ный моторным маслом палец в отверстие бо­бышки поршня. При температуре окружаю­щей среды 20 °С палец должен входить в от­верстие при нажатии большого пальца руки и не выпадать из бобышки в вертикальном положении поршня с поршневым пальцем. Выпадающий из бобышки палец следует за­менить другим. Если палец снова выпадает, замените поршень с пальцем.

Полезный совет

При наличии нового комплекта запас­ных частей не используйте выпрессо- ванные поршневые пальцы повторно.

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
9 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности