Автомобиль Nissan Primera (2002+). Дефектовка деталей двигателя QG16DE, QG18DE, QR20DE
Nissan Primera (2002+). Дефектовка деталей двигателя QG16DE, QG18DE, QR20DE
После разборки тщательно очистите, промойте и просушите все детали шатунно-поршневой группы (рис. 5.19).
Вам потребуются: линейка, микрометр, шабер...
...набор плоских щупов, штангенциркуль
...нутромер.
1. Очистите головку поршня от нагара. Если на поршне есть задиры, следы прогара, глубокие царапины, трещины, замените поршень. Прочистите канавки под поршневые кольца. Это удобно делать обломком старого кольца.
Рис. 5.19. Детали шатунно-поршневой группы: 1 - поршень; 2 - стопорные кольца поршневого пальца; 3 - поршневой палец; 4 - шатун; 5 - вкладыши; 6 - болты крепления крышки шатуна; 7 - крышка шатуна; 8 - нижнее маслосъемное кольцо; 9 - расширитель маслосъемных колец; 10 - верхнее маслосъемное кольцо; 11 - нижнее компрессионное кольцо; 12 - верхнее ком—------------------------------------------------------- ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
2. Подходящим куском проволоки прочистите в поршне отверстия для стока масла...
3. ...а также масляный канал в шатуне и отверстие для подачи масла к днищу поршня.
4. Проверьте на поршне зазоры между кольцами и канавками, предварительно очистив кольца от нагара (табл. 5.1).
Так расположены кольца на поршне:
А — верхнее компрессионное кольцо;
Б — нижнее компрессионное кольцо;
В — маслосъемное кольцо.
5. Наиболее точно зазоры можно определить замером колец и канавок на поршне. Для этого замерьте микрометром толщину колец в нескольких местах по окружности, затем с помощью набора щупов замерьте ширину канавок также в нескольких местах по окружности. Вычислите средние значения зазоров (разница между толщиной кольца и шириной канавки). Если хотя бы один из зазоров превышает предельно допустимое значение, замените поршень с кольцами.
6. Измерьте зазоры в замках колец, вставив кольцо в специальную оправку. При отсутствии оправки вставьте кольцо в цилиндр, в котором оно работало {или будет работать, если кольцо новое), продвиньте поршнем как оправкой кольцо в цилиндр, чтобы оно установилось в цилиндре ровно, без перекосов и измерьте щупом зазор в замке кольца. Значения зазоров в замках колец приведены в табл. 5.2.
7. Если зазор для первого компрессионного кольца (например, для двигателя QG18DE) меньше 0,21 мм, для второго - меньше 0,32, а для маслосъемного кольца меньше 0,20 мм, аккуратно сточите надфилем торцы кольца.
Рис. 5.20. Схема измерения цилиндра |
8. Измерьте диаметры цилиндра в двух вза- моперпендикулярных плоскостях (X - вдоль, Y - поперек блока цилиндров) и в трех поясах (А, Б и В), как показано на рис. 5.20. Для этого необходим специальный прибор - нутромер. Номинальные размеры цилиндров приведены в табл. 5.3. Овальность не должна превышать
0, 015 мм, конусность - 0,01 мм (табл. 5.4). Если максимальное значение износа больше
0, 2 мм или овальность и конусность превышают указанные значения, снимите двигатель с автомобиля, полностью разберите его и расточите цилиндры до ближайшего ремонтного размера поршней, оставив припуск 0,03 мм на диаметр под хонингование. Затем отхонингуй- те цилиндры, выдерживая такой диаметр, чтобы при установке поршня расчетный зазор между ним и цилиндром был 0,015-0,035 мм. Дефектовку, расточку и хонингование блока проводите в мастерских, располагающих специальным оборудованием.
9. Проверьте отклонение от плоскостности поверхности разъема блока с головкой блока цилиндров. Приложите штангенциркуль (или линейку) к поверхности:
- в продольном и поперечном направлениях;
Таблица 5.1 Боковые зазоры (мм) между поршневыми кольцами и поршнем
Тип кольца | Двигатель QR20DE | Двигатель QG16DE | Двигатель QG18DE | |||
номинальный | предельно допустимый | номинальным | предельно допустимый | номинальный | предельно допустимый | |
Верхнее компрессионное кольцо А | 0,045-0,080 | 0,110 | 0,045-0,080 | 0,11 | 0,040-0,080 | 0,11 |
Нижнее компрессионное кольцо Б | 0,030-0,070 | 0,100 | 0,030-0,070 | 0,100 | 0,030-0,070 | 0,100 |
Маслосъемное кольцо В | 0,065-0,135 | — | 0,065-0,135 | - | 0,045-0,155 | — |
Таблица 5.2
Зазоры в замках колец, мм
Тип кольца | Двигатель QR20DE | Двигатель QG16DE | Двигатель QG18DE | |||
номинальный | предельно допустимый | номинальный | предельно допустимый | номинальный | предельно допустимым | |
Верхнее компрессионное кольцо А | 0,21-0,31 | 0,54 | 0,20-0,39 | 0,54 | 0,20-0,39 | 0,54 |
Нижнее компрессионное кольцо Б | 0,32-0,47 | 0,67 | 0,50-0,74 | 0,85 | 0,32-0,56 | 0,67 |
Маслосъемное кольцо В | 0,20-0,60 | 0,95 | 0,20-0,69 | 0,95 | 0,20-0,69 | 0,95 |
- по диагоналям поверхности.
В каждом положении плоским щупом определите зазор между линейкой и поверхностью. Это и есть отклонение от плоскостности. Если отклонение больше 0,1 мм, замените блок.
10. Проверьте зазоры между поршнями I и цилиндрами. Зазор, определяемый разностью замеренных диаметров цилиндра и пор- I шня, составляет:
- для двигателя QG16DE - 0,015~0,035 мм (предельно допустимый - 0,10 мм);
- для двигателя QG18DE - 0,025-0,045 мм (предельно допустимый - 0,10 мм);
- для двигателя QR20DE - 0,010—0,030 мм (предельно допустимый - 0,08 мм).
Если зазор не превышает предельно допустимый, можно подобрать поршни из последующих классов, чтобы зазор был как можно ближе к номинальному. Если зазор превышает предельно допустимый, расточите цилиндры и установите поршни соответствующего ремонтного размера.
Диаметр поршня измеряйте на определенном расстоянии от верхнего края поршня в плоскости, перпендикулярной поршневому пальцу. Это расстояние составляет:
- для двигателя QG16DE - 43,6 мм;
- для двигателя QG18DE - 42,3 мм;
- для двигателя QR20DE - 42 мм.
11. При замене деталей шатунно-поршневой группы необходимо подобрать поршни к цилиндрам по классу и одной группы по массе, поршневые пальцы к поршням по классу и шатуны по массе. Для подбора поршней к цилиндрам вычислите зазор между ними. Для удобства подбора поршней к цилиндрам их делят в зависимости от диаметров на три класса (через 0,01 мм): 1-й, 2-й и 3-й (см. табл. 5.3).
8 запасные части поставляют поршни номинального размера трех классов (1, 2,3-го) и трех ремонтных размеров (1-й ремонтный размер - увеличенный на 0,25 мм, 2-й - на 0,5 мм, 3-й - на 1,0 мм).
Для поршней ремонтных размеров в запчасти поставляют кольца ремонтных размеров, увеличенных на 0,25; 0,5 и 1,0 мм.
12.Обозначения класса цилиндров для двигателей QG16DE и QG18DE выбиты на нижней поверхности блока цилиндров (прива- лочная поверхность под масляный картер) в ее задней части...
13. для двигателя QR20DE - в задней части блока цилиндров.
14. На днище поршня двигателей QG16DE и QG18DE выбиты следующие данные: А - класс поршня по диаметру; Б - класс поршневого пальца по диаметру.
15. На днище поршня двигателя QR20DE нанесены следующие данные: 1 - установочная метка «перед»; 2 - класс поршневого пальца по диаметру; 3 - класс поршня по наружному диаметру; 4 - код обработки поверхности;
5 - идентификационный код
16. Поршневые пальцы с трещинами замените. Палец должен легко входить в поршень от усилия большого пальца руки. Вставьте палец в поршень. Если при покачивании пальца ощущается люфт, замените поршень. При замене поршня подберите к нему палец по классу.
17. Замените сломанные кольца и расширитель маслосъемного кольца.
18. Замените сломанные или треснувшие стопорные кольца, удерживающие поршневой палец. Концы стопорных колец должны находиться в одной плоскости. Погнутые кольца замените.
19. Замените погнутые шатуны.
20. Замените шатун, если во втулке верхней головки появились задиры и глубокие царапины. Замените шатун, если при разборке двигателя обнаружено, что шатунные вкладыши провернулись в шатуне.
Предупреждение
Шатуны обрабатывают совместно с крышками, поэтому их нельзя разукомплектовывать.
21. Вставьте палец в верхнюю головку шатуна. Если при покачивании пальца ощущается люфт, замените шатун. При замене шатуна подберите к нему палец.
22. Осмотрите вкладыши. Если на их рабочей поверхности обнаружены риски, задиры и отслоения антифрикционного слоя, замените вкладыши новыми. Все шатунные вкладыши одинаковы и взаимозаменяемы.
23. Измерьте нутромером внутренний диаметр D. нижней головки шатуна в сборе с крышкой в трех направлениях: А, В и С. Определите эллипсность нижней головки шатуна, для чего надо из большего измеренного значения вычесть меньшее. Если эллипсность превышает 0,05 мм, замените шатун вместе с крышкой.
24. Измерьте микрометром толщину Т шатунных вкладышей (табл. 5.5).
25. Измерьте микрометром диаметр DH шатунных шеек коленчатого вала.
Номинальные диаметры шатунных шеек коленчатого вала двигателей QG16DE и QG18DE разбиты на три класса:
- класс 0 (DH = 39,968-39,974 мм);
- класс 1 (DH = 39,962-39,968 мм);
- класс 2 (DH = 39,962-39,968 мм). Номинальные диаметры шатунных шеек
коленчатого вала двигателя QR20DE разбиты на 18 классов (табл. 5.6).
26. Измерьте нутромером внутренний диаметр нижней головки D, шатуна. Для двигателей QG16DE и QG18DE он должен составлять
43.0- 43,013 мм, для двигателя QR20DE -
48.0- 48,013 мм.
27. Рассчитайте масляный зазор z между шатунными вкладышами и шейками коленчатого вала по формуле г - Db - 21 — DH. Номинальный расчетный зазор составляет:
- для двигателя QG16DE - 0,014-0,039 мм;
- для двигателя QG18DE - 0,014-0,039 мм;
- для двигателя QR20DE - 0,028-0,045 мм. Предельно допустимый зазор - 0,1 мм. Если фактический расчетный зазор меньше
предельно допустимого, можно снова использовать вкладыши, которые были установлены.
Если зазор больше предельно допустимого, можно заменить вкладыши на этих шейках новыми номинальной толщины подходящего класса.
Если шейки коленчатого вала изношены и перешлифованы до ремонтного размера, замените вкладыши ремонтными (увеличенной толщины).
Шейки шлифуют, помимо наличия общего износа, если на них есть забоины и риски или овальность и конусность составляют более 0,005 мм.
Есть три ремонтных размера с уменьшением диаметра шеек:
- для двигателей QG16DE и QG18DE: первый - на 0,08 мм;
второй - на 0,12 мм; третий - на 0,25 мм;
- для двигателя QR20DE - на 0,25 мм.
Таблица 5.6 Номинальные диаметры
шатунных шеек коленчатого вала двигателя QR20DE
Класс | Номинальный диаметр, мм |
А | 44,974-44,973 |
В | 44,973-44,972 |
С | 44,972-44,971 |
D | 44,971 -44,970 |
Е | 44,970-44,969 |
F | 44,969-44,968 |
G | 44,968-44,967 |
Н | 44,967-44,966 |
J | 44,966-44,965 |
К | 44,965-44,964 |
L | 44,964-44,963 |
М | 44,963-44,962 |
N | 44,962-44,961 |
Р | 44,961-44,960 |
R | 44,960-44,959 |
S | 44,959-44,958 |
Т | 44,958-44,957 |
и | 44,957-44,956 |
28. Измерьте микрометром диаметр DH коренных шеек коленчатого вала. Фактический зазор между вкладышами коренных подшипников и коренными шейками коленчатого вала определяется по методике, изложенной для шатунных вкладышей.
Номинальные диаметры коренных шеек коленчатого вала двигателей QG16DE и QG18DE разбиты на три класса:
- класс 0 (DH = 49,956-49,964 мм);
- класс 1 (DH = 49,948-49,956 мм);
- класс 2 (DH = 49,940-49,948 мм).
Номинальные диаметры коренных шеек
коленчатого вала двигателя QR20DE разбиты на 24 класса (табл. 5.7).
Номинальный расчетный зазор, мм:
- для двигателей QG16DE и QG18DE - 0,020-0,044;
- для двигателя QR20DE:
шейки 1,3 и 5 - 0,012-0,022; шейки 2 и 4 - 0,018-0,028.
Предельно допустимый зазор - 0,1 мм.
Если фактический расчетный зазор меньше предельно допустимого, можно снова использовать вкладыши, которые были установлены.
Если зазор больше предельно допустимого, можно заменить вкладыши на этих шейках новыми номинальной толщины подходящего класса.
Если шейки коленчатого вала изношены и перешлифованы до ремонтного размера, замените вкладыши ремонтными (увеличенной толщины).
При перешлифовке шатунных и коренных шеек коленчатого вала на ремонтный размер на первой щеке коленчатого
Таблица 5.5 Параметры вкладышей шатунных подшипников
Модель двигателя | Класс 0 | Класс 1 | Класс 2 | Класс 3 | ||||
толщина, мм | цвет маркировки | толщина, мм | цвет маркировки | толщина, мм | цвет маркировки | толщина, мм | цвет маркировки | |
QG16DE и QG18DE | 1,503-1,506 | Черный | 1,506-1,509 | Красный | 1,509-1,512 | Зеленый | - | - |
QR20DE | 1,499 (верхний) 1,495 (нижний) | Черный | 1,503 (верхний) 1,499 (нижний) | Коричневый | 1,507 (верхний) 1,503 (нижний) | Тоже | 1,511 (верхний) 1,507 (нижний) | Желтый |
Таблица 5.7 Номинальные диаметры
коренных шеек коленчатого вала двигателя QR20DE
Класс | Номинальный диаметр, мм |
А | 54,979-54,978 |
В | 54,978-54,977 |
С | 54,977-54,976 |
D | 54,976-54,975 |
Е | 54,975-54,974 |
F | 54,974-54,973 |
G | 54,973-54,972 |
Н | 54,972-54,971 |
J | 54,971-54,970 |
К | 54,970-54,969 |
L | 54,969-54,968 |
М | 54,968-54,967 |
N | 54,967-54,966 |
Р | 54,966-54,965 |
R | 54,965-54,964 |
S | 54,964-54,963 |
Т | 54,963-54,962 |
и | 54,962-54,961 |
V | 54,961-54,960 |
W | 54,960-54,959 |
X | 54,959-54,958 |
Y | 54,958-54,957 |
4 | 54,957-54,956 |
7 | 54,956-54,955 |
вала необходимо поставить соответствующее клеймо, например «Ш 0,25» и «К 0,25» соответственно.
29. Измерьте внутренний диаметр d втулки верхней головки шатуна.
30. Измерьте наружный диаметр поршневого пальца.
31. Рассчитайте зазор втулки шатуна как разность диаметров втулки и пальца. Номинальный зазор между поршневым пальцем и втулкой верхней головки шатуна составляет 0,005-0,017 мм.
Если зазор отличается от нормы, замените шатун в сборе.
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст