Инструкция | Skoda Octavia (Tour). ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ ДВИГАТЕЛЯ 1,8Т

Skoda Octavia (Tour). ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ ДВИГАТЕЛЯ 1,8Т

На часть выпускаемых автомобилей Skoda Octavia Tour устанавливают бензиновый ряд­ный 20-клапанный двигатель с турбонаддувом, с двумя распределительными валами, рабо­чим объемом 1,8 л (мод. ARZ, AGU, ARX, AUM).

Распределительный вал выпускных клапа­нов приводится от коленчатого вала зубчатым ремнем 18 (рис. 5.22), а распределительный вал впускных клапанов - цепью 26 от звездоч­ки распределительного вала выпускных кла­панов. Клапаны приводятся непосредственно от распределительных валов 3 и 4 через гид­ротолкатели 6, автоматически компенсирую­щие изменение длины стержней клапанов при нагреве. Благодаря гидротолкателям не тре­буется проверять и регулировать зазоры в приводе клапанов.

Головка блока цилиндров 11 изготовлена из алюминиевого сплава по поперечной схе­ме продувки цилиндров (впускные и выпуск­ные каналы расположены на противополож­ных сторонах головки). В головку запрессова­ны седла и направляющие втулки клапанов.

Впускные и выпускные клапаны 29 имеют по одной пружине 9, зафиксированной через та­релку 8 двумя сухарями 7.

Распределительные валы 3 и 4 установлены в постелях подшипников, выполненных в теле головки, и закреплены крышками 1, 5 и 24. На распределительном валу 3 выпускных

клапанов восемь кулачков, по два кулачка на цилиндр. На распределительном валу 4 впу­скных клапанов двенадцать кулачков, по три кулачка на цилиндр. Кулачки распредели­тельных валов воздействуют на гидротол­катели 6 клапанов, которые перемещают клапаны.


Рис. 5.22. Головка блока цилиндров двигателя 1,81: 1, 5, 24 - крышки подшипников распределительных валов; 2,13,16, 20, - болты; 3 - распределительный вал выпускных клапанов; 4 - распределительный вал впускных клапа­нов; 6 - гидротолкатель клапана; 7 - сухари; 8- тарелка пружины клапана; 9 - пружина клапана; 10- маслосьемный колпачок; И - головка блока цилиндров; 12 - шкив распределительного вала выпускных клапанов; 14 - датчик по­ложения распределительного вала впускных клапанов; 15 - натяжной ролик; 17 - передняя крышка ремня привода газораспределительного механизма; 18 - ремень; 19 - опора двигателя; 21 - нижняя крышка ремня привода газорас­пределительного механизма; 22 - винт; 23 - звездочка распределительного вала выпускных клапанов; 25 - звездоч­ка распределительного вала впускных клапанов; 26 - цепь привода; 27 - гидравлический натяжитель цепи; 28 - саль­ники распределительных валов; 29 - клапаны; 30 - натяжитель ремня; 31 - направляющая втулка; 32 - водяной на­сос; 33 - шкив коленчатого вала


Между головкой и блоком цилиндров уста­новлена прокладка, представляющая собой отформованную из тонколистового металла пластину.

Система смазки комбинированого типа. Смазка в двигатель поступает от масляного на­соса с приводом через цепь и звездочку от звездочки коленчатого вала. Насос забирает масло из поддона картера через сетчатый мас- лоприемник и прогоняет его через полнопо­точный сменный масляный фильтр, установ­ленный снаружи двигателя. Далее масло по ка­налам поступает в блок цилиндров, откуда распределяется к опорным (коренным) под­шипникам коленчатого вала и распределитель­ному валу в головку блока. Масло к шатунным шейкам поступает по сверлениям в коленча­том валу к подшипникам распределительного вала и гидротолкателям масло подается под давлением. Кулачки и клапаны смазываются разбрызгиванием, как и все остальные трущи­еся компоненты двигателя. Для охлаждения масла в систему смазки встроен масляно-жид­костный теплообменник.

Система охлаждения двигателей герме­тичная, с расширительным бачком, состоит из рубашки охлаждения, выполненной в литье и окружающей цилиндры в блоке, камеры сго­рания и газовые каналы в головке блока ци­линдров. Принудительную циркуляцию охлаж­дающей жидкости обеспечивает центробеж­ный водяной насос с приводом от коленчатого вала зубчатым ремнем привода газораспре­делительного механизма. Для поддержания нормальной рабочей температуры охлаждаю­щей жидкости в системе охлаждения установ­лен термостат, перекрывающий большой круг системы при непрогретом двигателе и низкой температуре охлаждающей жидкости.

Система подачи дополнительного воз­духа служит для облегчения пуска холодного двигателя. Основным элементом системы по­дачи дполнительного воздуха является насос, который после пуска двигателя нагнетает воз­дух в выпускной коллектор примерно в тече­ние 100 с. В результате отработавшие газы обогащаются кислородом, сокращая время нагрева каталитического нейтрализатора от­работавших газов.

Система выпуска предназначена для от­вода отработавших газов из цилиндров дви­гателя, снижения уровня шума при работе и уменьшения выбросов вредных веществ в окружающую среду.

Отличительной особенностью двигателя объемом 1,8 л является наличие турбонаг­нетателя, использующего энергию отрабо­тавших газов для наддува воздуха в цилиндры двигателя. Турбонагнетатель установлен меж­ду выпускным коллектором 14 (рис. 5.23) и приемной трубой.

Принцип работы турбонагнетателя заклю­чается в том, что отработавшие газы из ци­линдров поступают под давлением через вы­пускной коллектор 14 в камеры турбонагнета­теля 3. Расширяясь, газы вращают колесо центробежного турбокомпрессора. Через воздушный фильтр центробежный турбоком­прессор всасывает воздух, сжимает его и по­дает под давлением в цилиндры.

Подшипник турбокомпрессора смазывает­ся маслом, поступающим по трубопроводу от центробежного масляного фильтра. Из турбо­компрессора масло по маслоотводной трубке сливается в картер двигателя. Колесо турби­ны отлито из жаропрочного никелевого спла­ва и приварено к валу ротора. Колесо ком­прессора отлито из алюминиевого сплава и закреплено на валу ротора с помощью спе­циальной гайки.

В турбокомпрессоре предусмотрены кон­тактные газомасляные уплотнения с пружин­ными кольцами. Уплотнительные кольца со стороны турбины установлены в канавке втул­ки, напрессованной на вал ротора, а со сто­роны компрессора - в канавке втулки ком­прессора. Для повышения эффективности масляного уплотнения со стороны компрес­сора зона уплотнительного кольца отделена от зоны активного выброса масла из подшип­ника маслоотражателем, образующим допол­нительный лабиринт. Давление наддува регу­лируется путем перепуска части отработав­ших газов мимо турбины при превышении давления наддува через перепускной клапан, встроенный в корпус турбины. Рычаг перепу­скного клапана соединен регулируемой тягой


с исполнительным механизмом, который, в свою очередь, соединен воздухопроводом с выходом компрессора. Настройка регулято­ра на определенное давление проводится из­менением длины тяги. Изменять заводскую регулировку тяги при эксплуатации не разрешается.

Skoda Octavia (Tour). УСТАНОВКА ПОРШНЯ ПЕРВОГО ЦИЛИНДРА ДВИГАТЕЛЯ 1,8Т В ПОЛОЖЕНИЕ ВМТ ТАКТА СЖАТИЯ

Поршень 1-го цилиндра устанавливают в положение ВМТ (верхняя мертвая точка) такта сжатия для того, чтобы при проведении работ, связанных со снятием ремня привода газораспределительного механизма, не нару­шалась установка фаз газораспределения. При нарушении фаз газораспределения дви­гатель не будет нормально работать.

Выставляйте ВМТ по метке на шкиве рас­пределительного вала (при установке по мет­кам на шкиве коленчатого вала в этом поло­жении может находиться поршень либо 1-го,


Рис. 5.23. Турбонагнетатель двигателя 1,81:1,16 - гайки; 2,7,15,24, 25 - прокладки; 3 - турбонагнетатель; 4 - уп­лотнительное кольцо; 5, 8, 13 - болт; 6 - впускной патрубок; 9 - термоэкран; 10 - кронштейн воздухоподводящего патрубка; 11,17 - болт-штуцер; 12 - подводящая трубка системы смазки; 14 - выпускной коллектор; 18 - отводящий шланг системы охлаждения; 19, 22 - винт; 20 - распорная втулка; 21 - подводящий шланг системы охлаждения; 23 - кронштейн турбонагнетателя; 26 - отводящая трубка системы смазки


либо 4-го цилиндра). После этого обязатель­но убедитесь в совпадении меток на зубчатом шкиве коленчатого вала (при снятом шкиве привода вспомогательных агрегатов). Если метки на шкиве коленчатого вала не совпада­ют, значит, нарушена установка фаз газорас­пределения (поршень 1-го цилиндра не уста­новлен в ВМТ). В этом случае необходимо снять ремень привода газораспределитель­ного механизма и провернуть коленчатый вал до совмещения меток.

ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ

Для проверки совпадения меток проверните коленчатого вала за болт крепления к нему шкива, сняв для облегчения доступа верх­нюю часть правого брызговика двигателя.


Метка на зубчатом шкиве распредели­тельного вала должна быть совмещена с меткой на задней крышке ремня привода газораспределительного механизма. При этом метка на шкиве коленчатого вала долж­на находиться напротив указателя на нижней крышке привода газораспределительного механизма.

1. Снимите декоративный кожух двигателя.

2. Снимите правое переднее колесо.

3. Снимите защиту картера двигателя.

4. Снимите ремень привода вспомогатель­ных агрегатов.

5. Снимите верхнюю крышку ремня привода газораспределительного механизма.

6. Проверните коленчатый вал по часовой стрелке за болт крепления шкива привода вспомогательных агрегатов до момента сов­мещения меток на шкиве распределительно­го вала и крышке головки блока цилиндров.

ПРИМЕЧАНИЕ

Необязательно предварительно снимать ни­жнюю крышку при проверке установки фаз газораспределения. Это может потребо­ваться, если выявится нарушение установки фаз и необходимо будет восстановить уста­новку с ослаблением натяжения ремня при­вода газораспределительного механизма.

7. Проверьте совпадение меток на зубча­том шкиве распределительного вала и крыш­ке головки блока цилиндров.


Рис. 5.24. Принципиальная схема системы наддува двигателя 1,9TDI: 1 - датчик высоты; 2 - блок управления EDC; 3 - массовый расходомер воздуха; 4 - охладитель наддувочного воздуха; 5 - датчики давления и температуры во впуск­ном коллекторе; 6 - камера сгорания; 7 - перепускной клапан; 8 - узел давления; 9 - клапан давления наддува; 10 - электромагнитный клапан регулирования давления наддува; 11 - насос дополнительного воздуха



Рис 5.25. Головка блока цилиндров двигателя 1,9TDI: 1 - прокладка головки блока цилиндров; 2 - болт крепления транспортной проушины; 3 - головка блока цилиндров; 4 - транспортная проушина двигателя; 5 - болт крепления го­ловки блока цилиндров; б - маслоотражатель; 7 - крышка головки блока цилиндров; 8 - уплотнительная манжета; 9 - пробка маслоналивной горловины; 10 - трубка системы вентиляции картера; 11 - хомут; 12 - клапан системы вен­тиляции картера; 13 - уплотнение; 14 - гайка крепления крышки; 15 - шайба; 16 - уплотнение; 17 - трубопроводы вы­сокого давления (к форсункам); 18 - вакуум-насос; 19 - болт крепления вакуум-насоса; 20 - прокладка вакуум-насоса


8. Установите детали в порядке, обратном снятию. Проверьте натяжение ремня: если ремень натянут правильно, то его можно повернуть на 90° двумя пальцами (усилие 15-20 Н). Провернув коленчатый вал на два оборота, еще раз проверьте натяжение ремня. При необходимости повторите регулировку.

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности