Система охлаждения двигателя ЗИЛ-133

Система охлаждения двигателя ЗИЛ-133



Система охлаждения двигателя (рис. 3.8) закрытая, с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости, рассчитанная на применение специальных жидкостей. Использование в системе охлаждения воды вместо низкозамерзающих жидкостей допускается лишь в крайних случаях и должно быть кратковременным, так как при этом резко снижается срок службы двигателя. Система охлаждения сообщается с атмосферой через специальные клапаны в пробке заливной Головины, которые открываются при определенном разрежении или давлении в системе. Температура охлаждающей жидкости в системе должна быть в пределах 80—98' С. Допускается кратковременная работа двигателя при температуре Ш5°С. Необходимый тепловой режим при работе двигателя поддерживается при помощи термостатов, автоматической муфты привода вентилятора и жалюзи, управляемых водителем. Температура охлаждающей жидкости контролируется с помощью двух датчиков и указателя с сигнализатором, расположенного на щитке приборов в кабине.

При работе двигателя охлажденная жидкость из нижнего бачка радиатора нагнетается центробежным насосом в полости рубашки правого и левого ряда цилиндров. Омывая наружные поверхности гильз цилиндров, жидкость через отверстия в верхней плоскости блока поступает в полости головок цилиндров, охлаждая в первую очередь наиболее горячие места — выпускные каналы и форсунки. Нагретая жидкость из полостей головок цилиндров через трубы и клапаны термостатов направляется в верхний бачок радиатора. В радиаторе жидкость охлаждается и вновь поступает в полость блока цилиндров.

При прогреве холодного двигателя охлаждающая жидкость циркулирует через перепускную трубу (байпас), минуя радиатор, что ускоряет прогрев двигателя. Кроме того, быстрому прогреву двигателя после пуска способствует гидравлическая муфта, которая автоматически отключает и включает вентилятор в зависимости от температуры жидкости в системе охлаждения. При нагреве охлаждающей жидкости до температуры 80—93°С она начинает циркулировать через радиатор. Одновременно с этим срабатывает включатель гидромуфты, полость ее заполняется маслом из системы смазки и ведомое колесо гидромуфты начинает вращаться вместе с валом привода вентилятора. Прогоняя воздух через радиатор, вентилятор способствует более интенсивному охлаждению жидкости в системе.

Сливается жидкость из системы охлаждения либо через 2 крана блока цилиндров и кран радиатора (в случае отсутствия пускового подогревателя), либо через 2 крана пускового подогревателя и кран радиатора. В обоих случаях необходимо открыть кран отопителя.

Рис. 3.8. Схема системы охлаждения:
1 — радиатор; 2 — пробка заливной горловины; 3 — верхний патрубок радиатора; 4 — пароотводящая трубка; 5— шкив гидромуфты; 6 — гидромуфта; 7—коробка термостатов; 8 — датчик указателя температуры жидкости; 9 — перепускной канал (патрубок); 10— кран отопителя; 11 — датчик перегрева охлаждающей жидкости; 12 — правая водяная труба; 13 — трубка отвода жидкости из компрессора: 14 - патрубок подвода жидкости в компрессор; 15 — компрессор; 16 — цилиндр двигателя; 17 — левая водяная труба; 18 — головка цилиндра; 19 — блок цилиндров: 20, 26 — краны слива жидкости: 21 — нижний патрубок радиатора; 22 — водяной насос; 23- шкив насоса; 24 — кожух вентилятора; 25 — вентилятор: 27 — жалюзи радиатора

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
1 посетитель считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности