ИСПЫТАНИЕ И ДОВОДКА АМОРТИЗАТОРОВ АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-130
ИСПЫТАНИЕ И ДОВОДКА АМОРТИЗАТОРОВ АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-130
Испытания установленных на автомобиле ЗИЛ-130 амортизаторов ЗИЛ-164 с разными дроссельными дисками клапана отдачи показали, что плавность хода автомобиля при движении по шоссе категории II ощутимо повышается при увеличении проходных сечений lдр до 0,048 см2 по сравнению с lдр = 0,012 см2. Вместе с тем при длительной работе амортизаторов модели ЗИЛ-164 в эксплуатации неоднократно отмечались поломки тонкого дроссельного диска 4 (см. рис. 52), трещины в формирующем диске и значительный наклеп седла клапана. Все это свидетельствовало о слишком частой работе клапана даже в самых обычных дорожных условиях. Естественно было ожидать, что увеличение проходных сечений дроссельных отверстий повысит не только плавность хода автомобиля, но и надежность клапана отдачи амортизатора. Это полностью подтвердилось в дальнейшем при испытаниях автомобилей ЭИЛ-130 в самых разнообразных дорожных условиях, в том числе и на дороге с разбитым булыжным покрытием.
Во время этих испытаний, а также при испытаниях амортизатора автомобиля ЗИЛ-164 на первых опытных образцах новых автомобилей ЗИЛ выявилась недостаточная надежность узлов уплотнения и перепускного клапана, а также необходимость повышения стабильности характеристики амортизатора при нагреве и целесообразность увеличения его сопротивления при сжатии примерно в 2 раза. Для выполнения новых требований было решено усилить конструкцию амортизаторов и ввести в них ряд изменений. Усовершенствования касались в основном узла уплотнения штока, неметаллических уплотнений трущихся пар и клапана сжатия — усиление его благодаря унификации с клапаном отдачи амортизаторов меньших размеров (диаметр, рабочего цилиндра 30 мм).
Рис. 59. Конструкции усиленных амортизаторов автомобиля ЗИЛ-130: а _ основной вариант; б —- переходной вариант; 1 — верхняя монтажная проушина; 2 — шток; 3 — грязезащитная манжета; 4 — гайка резервуара; 5 — разделительная шайба; 6 — сальник; 7 — обойма сальников; 8 — многокромочная манжета штока; 9 — тарелка поджимной пружины; 10 — поджимная пружина; 11 — направляющая штока; 12 — предохранительное кольцо; 13 — рабочий цилиндр; 14 — поршень с клапанами; 15 _ уплотнительное кольцо поршня; 16 — резервуар; 17 — узел клапана сжатия; 18 — нижняя монтажная проушина
На рис. 59 показаны новые амортизаторы автомобиля ЗИЛ-130:
— основной вариант с уплотнительным кольцом 15 поршня и с предохранительным кольцом 12 в направляющей, которая защищает многокромочную манжету 8 штока от гидродинамического действия струи жидкости, проходящей через зазор- по штоку и несущей продукты износа и другие абразивные частицы;
— переходный вариант без уплотнительного кольца поршня и без предохранительного кольца в направляющей, внедренный в производство в 1968 г.
55. Показатели долговечности амортизаторов автомобилей ЗИЛ при испытании на стенде (до появления течи масла по сальнику)
Амортизаторы и их конструктивные особенности | Число циклов в тыс. | Суммарный путь трения в тыс. м |
ЗИЛ-164, до модернизации узла уплотнения — образец 1958 г | 500 | 110* |
ЗИЛ-164, до модернизации узла уплотнения, но с колечком в направляющей — опытный образец . . . | 1500 | 330 |
ЗИЛ-164, с модернизированным узлом уплотнения (литая обойма, усиленная резьба, увеличенный натяг сальника штока) — образец 1965 г | 2000 | 440 |
ЗИЛ-130, с усиленным узлом уплотнения образца 1962 г., но без увеличенного натяга сальника штока ЗИЛ-130, с усиленным узлом уплотнения образца 1962 г. и с увеличенным натягом сальника штока — образец 1966 г | 5000 | 1100 |
8000 | 1750 | |
ЗИЛ-130, переходный вариант без уплотнения поршня и без предохранительного кольца в направляющей | 3600 | 350** |
ЗИЛ-130, основной усиленный вариант с уплотнением поршня и предохранительным кольцом в направляющей | Более | 767** |
6000*** |
* Режим колебаний: частота колебаний п0 = 2,6 — 3 Гц, ход Н — 110 мм.
** Двухчастотный режим колебаний: низкочастотный привод (сверху) Пу = 1,6 Гц, ход Н\ = 80 — 100 мм, высокочастотный привод (снизу) п2~8,88 Гц, ход Яг =244-32 мм.
*** Испытания были прекращены до появления течи сальников по производственно- технологическим причинам.
В табл. 55 приведены результаты испытаний амортизаторов в сравнимых стендовых условиях. Эти испытания показали, что долговечность усиленных амортизаторов автомобиля ЗИЛ-130 превышает соответствующие показатели амортизаторов автомобиля ЗИЛ-164 не менее чем в 3 раза. Испытания в дорожных условиях проводились в основном на автомобиле ЗИЛ-131, чтобы проверить конструкцию в наиболее тяжелых режимах работы. Амортизатор надежно работал в любых погодных условиях
(летом и зимой, в осенне-весеннюю распутицу), в различных климатических условиях и при многократном преодолении ободов.
На рис. 60 приведены результаты сравнительных динамометрических испытаний амортизаторов автомобилей ЗИЛ-164 и ЗИЛ-130 при рабочих температурах. Помимо указанных конструктивных изменений амортизаторов и особенно узла уплотнения, большое значение в повышении их качества имело примене-ние новой всесезонной амортизаторной жидкости АЖ-12Т (МРТУ № 38-1-165—65). Эта жидкость по вязкости при положительных температурах практически не отличается от ранее применявшегося веретенного масла АУ (ГОСТ 1642—50), но при отрицательных температурах вязкость жидкости АЖ-12Т в 5 раз меньше вязкости масла АУ. Новая жидкость отличается также более высокой прочностью масляной пленки и соответственно лучшими противоизносными свойствами, а также большей стойкостью против окисления и меньшей склонностью к образованию пены и осадка.
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст