РАСЧЕТ ДЕТАЛЕЙ СЦЕПЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-130
РАСЧЕТ ДЕТАЛЕЙ СЦЕПЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-130
Основные конструктивные параметры
Основные конструктивные параметры сцепления были определены исходя из компоновки автомобиля, размеров маховика и максимального крутящего момента двигателя Ме = 41 кгс-м.
Наружный диаметр D ведомого диска сцепления по компоновочным соображениям был принят равным 342 мм, внутренний диаметр d = 186 мм.
Для фрикционной накладки ведомого диска сцепления из композиции НСФ-2А (7КФ-34 по ГОСТу 1786—66) коэффициент трения в состоянии поставки ц = 0,32 0,36. Однако стендовые
испытания указанных накладок показывают, что в процессе нагрева их коэффициент трения падает до 0,27. Поэтому расчетный коэффициент трения накладок был принят равным 0,25. Кроме того, были приняты: расчетный коэффициент запаса сцепления р = 1,8 и расчетный момент трения сцепления Мс = 74 кгс-м.
Для более равномерного распределения нажимной силы по рабочей поверхности диска число нажимных пружин в сцеплении автомобиля ЗИЛ-130 выбрано равным 16.
Нажимная пружина
Нажимная пружина рассчитывалась по принятым в машиностроении формулам, причем напряжения в ней определялись с учетом кривизны витка (параметры пружины см. в табл. 9).
В результате расчета были получены следующие величины:
Сила одной нажимной пружины в кгс при:
включенном сцеплении. . . . . . 70
выключенном сцеплении (ход нажимного диска равен
1,8 мм). . . . . .76,8
Напряжение в пружине в кгс/мм2 при:
включенном сцеплении . . . ..63,5
выключенном сцеплении. . . ..69,6
сжатии до соприкосновения витков. . 94,3
Полученные в результате расчета рабочие напряжения в пружине находятся в допускаемых пределах. Действительно, испытания сцепления на стендах и автомобилях ЗИЛ-130, а также опыт их эксплуатации показывают, что нажимные пружины работают надежно; случаев поломок пружин не отмечалось.
Окончательно, с учетом возможностей производства, установлено, что при длине пружины 45 мм сила сжатия должна быть в пределах:
Р1 min = 64 кгс и Рх mах = 72 кгс.
Фрикционная накладка
После определения параметров грузовой характеристики нажимной пружины можно найти значения давления на фрикционную накладку, соответствующие максимальной и минимальной силе нажимной пружины. Давление на фрикционную накладку находится в пределах 1,58—1,78 кгс/см2 и не превышает допускаемой величины (2 кгс/см2).
Ступица ведомого диска
При передаче крутящего момента двигателя Ме — 41 кгс-м в шлицевом соединении ступицы ведомого диска возникают напряжения смятия Осм = 230 кгс/см2 и среза тср = 100 кгс/см2.
Коэффициент , учитывающий неравномерность распределения сил по рабочим поверхностям шлицев, принят равным 0,8.
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст