Описание и работа составных частей трактора Беларус 80Х/80Х.1/100Х

  1. Двигатель и его системы

    1. Двигатель

      1. Общие сведения

        Примечание – В подразделе 3.1.1 «Двигатель» приведены краткие сведения о двигателе и его составных частях. Для получения полной информации об устройстве и работе двигателя, его составных частей, Вам необходимо приобрести у Вашего дилера руководство по эксплуатации двигателя 243-0000100РЭ (либо 243С/245С-0000100 РЭ, если на Вашем тракторе установлен двигатель 243С или 245С) состав-ленное ОАО «ММЗ».

        На тракторах «БЕЛАРУС-80Х/80Х.1» установлен двигатель Д-243. По заказу на трактора «БЕЛАРУС-80Х/80Х.1» может быть установлен двигатель Д-243С, который по выбросам вредных веществ соответствует экологическим требованиям I ступени.

        На тракторах «БЕЛАРУС-100Х» установлен двигатель Д-245. По заказу на трак-тора «БЕЛАРУС-100Х» может быть установлен двигатель Д-245С, который по выбро-сам вредных веществ соответствует экологическим требованиям I ступени.

        Двигатель Д-243/Д-245, представляет собой четырехтактный поршневой четы-рехцилиндровый двигатель внутреннего сгорания с рядным вертикальным располо-жением цилиндров, с непосредственным впрыском двигательного топлива и воспла-менением от сжатия.

        Для обеспечения уверенного пуска в условиях низких температур окружающей среды во впускном коллекторе устанавливается электрофакельный подогреватель, который служит для подогрева всасываемого в цилиндры воздуха с целью облегче-ния пуска двигателя при низкой температуре окружающего воздуха. Пуск двигателя производится путем придания вращения коленчатому валу электростартером через ма-ховик, установленный на фланце коленчатого вала.

        Принципом действия двигателя Д-243/Д-245, как и любого двигателя внутрен-него сгорания, является преобразование тепловой энергии топлива, сгорающего в рабочем цилиндре, в механическую энергию. При ходе поршня вниз на такте всасы-вания через открытый впускной клапан в цилиндр поступает заряд воздуха. После закрытия впускного клапана и движении поршня вверх происходит высокое сжатие воздуха. При этом температура воздуха резко возрастает. В конце такта сжатия в цилиндр через форсунку под большим давлением впрыскивается топливо. При впрыскивании топливо мелко распыливается, перемешивается с горячим воздухом в цилиндре и испаряется, образуя топливовоздушную смесь.

        Воспламенение смеси при работе двигателя осуществляется в результате вы-сокого сжатия воздуха до температуры самовоспламенения смеси. Впрыск топлива, во избежание преждевременной вспышки, начинается только в конце такта сжатия.

        После сгорания топливовоздушной смеси следует процесс расширения и очи-стка цилиндра от продуктов сгорания через выпускной клапан.

        Согласованным открытием и закрытием впускных и выпускных клапанов управляет механизм газораспределения.

        На двигателе Д-245 с началом работы двигателя приводится в действие тур-бокомпрессор за счет использования энергии выпускных газов.

        Привод водяного насоса системы охлаждения двигателя осуществляется по-средством ременной передачи от шкива, установленного на носке коленчатого вала, к шкиву, установленному на валике водяного насоса. Привод пневмокомпрессора и насоса шестеренного ГОРУ осуществляется зубчатой передачей распределительно-го механизма.

        Съем вырабатываемой двигателем энергии (мощности) для привода трактора, машины, на которую он установлен, производится с маховика через сцепление.

        Двигатель в процессе работы обеспечивает автоматическое регулирование мощности для поддержания постоянного числа оборотов (установленного или номи-нального) с помощью регулятора числа оборотов, установленного на топливном на-сосе высокого давления.

        Основными сборочными единицами двигателя являются: блок цилиндров, го-ловки цилиндров, поршни, шатуны, коленчатый вал и маховик.

        Основные отличия двигателя Д-245 от Д-243:

        • установлен турбокомпрессор;

        • изменена конструкция патрубков впускного и выпускного коллекторов, шки-вов коленчатого вала, водяного насоса и генератора;

        • введен дополнительный клиновой ремень для привода вентилятора и генератора;

        • в коренных опорах блока цилиндров предусмотрены специальные форсунки для охлаждения поршней струями масла;

        • топливный насос с противодымным корректором (ПДК);

        • головка цилиндров имеет вставные седла клапанов, изготовленные из жаро-прочного и износостойкого сплава;

        • под первое компрессионное кольцо в поршне залита вставка из специального чугуна;

        • поршень имеет три канавки под поршневые кольца;

        • трапецеидальное верхнее компрессионное кольцо;

        • коленчатый вал и шатуны изготовлены из более прочных материалов;

        • шестилопастный вентилятор диаметром 450 мм;

        • масляный насос большей производительности;

        • центробежный масляный фильтр имеет повышенную пропускную способность;

        • более длинные пальцы маховика в связи с установкой двухдисковой муфты сцепления.

        Двигатели Д-243С/Д-245С отличаются от двигателей Д-243/Д-245конструкцией топливного насоса высокого давления, форсунок, поршней, маховика и величиной угла опережения впрыска топлива.

      2. Составные части двигателя

Двигатель, в соответствии с рисунком 3.1.1, состоит из блока цилиндров, головки ци-линдров, кривошипно-шатунного механизма, механизма газораспределения, а также узлов и агрегатов систем питания, смазки, охлаждения, пуска и электрооборудования.

image

1 – насос масляный; 2 – вентилятор; 3 – водяной насос; 4 – палец поршневой; 5 – ша-тун; 6 – колпак; 7 – поршень; 8 – гильза цилиндров; 9 – крышка головки цилиндров; 10 – го-ловка цилиндров; 11 – блок цилиндров; 12 – маховик; 13 – противовес; 14 – коленчатый вал; 15 – маслоприемник.

Рисунок 3.1.1 -Двигатель Д-243 (продольный разрез).

Головка цилиндров 10 (рисунок 3.1.1) представляет собой чугунную отливку, во внут-ренних полостях которой имеются впускные и выпускные каналы, закрываемые клапанами. Для обеспечения отвода тепла головка цилиндров имеет внутренние полости, в которых циркулирует охлаждающая жидкость. На головке цилиндров сверху устанавливаются стой-ки, ось коромысел с коромыслами, крышка головки, впускной коллектор и колпак 6 крышки 9, закрывающий клапанный механизм. Со стороны топливного насоса в головке установлены четыре форсунки, а со стороны генератора к головке крепится выпускной коллектор. Для уп-лотнения разъема между головкой и блоком цилиндров установлена прокладка из армиро-ванного перфорированным стальным листом асбестового или безасбестового полотна. От-верстия для гильз цилиндров и масляного канала окантованы стальными обечайками.

Блок цилиндров 11 является основной корпусной деталью двигателя и представляет собой жесткую чугунную отливку. В вертикальных расточках блока установлены четыре съемные гильзы 8. Гильза устанавливается в блок цилиндров по двум центрирующим поя-сам: верхнему и нижнему. В верхнем поясе гильза закрепляется буртом, в нижнем уплотня-ется двумя резиновыми кольцами, размещенными в канавках блока цилиндров. Между стен-ками блока цилиндров и гильзами циркулирует охлаждающая жидкость. Торцовые стенки и поперечные перегородки блока цилиндров имеют приливы, предназначенные для образова-ния опор коленчатого вала. На эти приливы установлены крышки. Приливы вместе с крыш-ками образуют постели для коренных подшипников. Постели под вкладыши коренных под-шипников расточены с одной установки в сборе с крышками коренных подшипников. Менять крышки местами не допускается.

Блок цилиндров имеет продольный канал, от которого по поперечным каналам масло поступает к коренным подшипникам коленчатого вала и подшипникам распределительного вала. Блок цилиндров двигателя Д-245 во второй и четвертой верхних опорах коленчатого ва-ла имеет форсунки, которые служат для охлаждения поршней струей масла.

На наружных поверхностях блока цилиндров имеются обработанные привалочные плоскости для крепления центробежного масляного фильтра, водяного насоса, фильтров грубой и тонкой очистки топлива, маслозаливной горловины.

Основными деталями кривошипно-шатунного механизма являются: коленчатый вал 14, поршни 7 с поршневыми кольцами и пальцами 4, шатуны 5, коренные и шатунные под-шипники, маховик 12.

Коленчатый вал 14 – стальной, имеет пять коренных и четыре шатунные шейки. В шатунных шейках коленчатого вала имеются полости для дополнительной центробежной очистки масла. Полости шеек закрыты резьбовыми заглушками. Осевое усилие коленчатого вала воспринимается четырьмя полукольцами, установленными в расточках блока цилинд-ров и крышки пятого коренного подшипника. Для уменьшения нагрузок на подшипники от сил инерции на первой, четвертой, пятой и восьмой щеках коленчатого вала устанавливаются противовесы 13. Спереди и сзади коленчатый вал уплотняется манжетами. На передний ко-нец вала устанавливаются шестерня привода газораспределения (шестерня коленчатого вала), шестерня привода масляного насоса, шкив привода водяного насоса и генератора. На задний фланец вала крепится маховик 12.

Поршень 7 изготавливается из алюминиевого сплава. В днище поршня выполнена камера сгорания. В верхней части поршень Д-245 имеет четыре канавки (поршень Д-245 – три канавки) – в первые три устанавливаются компрессионные кольца, в четвертую -масло-съемное кольцо. В поршне двигателя Д-245 в канавку под верхнее компрессионное кольцо трапецеидальной формы залита вставка из специального чугуна. В бобышках поршня рас-точены отверстия под поршневой палец.

Поршневой палец 4 – полый, изготовлен из хромоникелевой стали. Осевое переме-щение пальца в бобышках поршня ограничивается стопорными кольцами.

Шатун 5 – стальной, двутаврового сечения. В верхнюю головку его запрессована втулка. Для смазки поршневого пальца в верхней головке шатуна и втулке имеются отвер-стия. Расточка постели в нижней головке шатуна под вкладыши производится в сборе с крышкой. Поэтому менять крышки шатуна не допускается. Шатун и крышка имеют одинако-вые номера, набитые на их поверхностях.

Маховик 12 изготовлен из чугуна, крепится к фланцу коленчатого вала болтами. На маховик напрессован стальной зубчатый венец.

Механизм газораспределения состоит из распределительного вала, впускных и выпу-скных клапанов, а также деталей их установки и привода: толкателей, штанг, коромысел, ре-гулировочных винтов с гайками, тарелок с сухариками, пружин, стоек и оси коромысел.

Система питания двигателя, в соответствии с рисунком 3.1.2, состоит из топливного насоса 4, форсунок 13, трубопроводов низкого и высокого давления, воздухоочистителя 7, впускного и выпускного коллекторов, топливных фильтров грубой 2 и тонкой очистки 6, топ-ливного бака 1, устанавливаемого на тракторе. На двигателе Д-245 и его модификациях в систему питания входит турбокомпрессор (на рисунке 3.1.2 не показан).

Турбокомпрессор, установленный на двигателе Д-245, использует энергию отработав-ших газов для наддува воздуха в цилиндры двигателя. Принцип работы турбокомпрессора заключается в том, что отработавшие газы из цилиндров двигателя под давлением поступают через выпускной коллектор в литочные каналы турбины. Расширяясь, газы вращают ротор, колесо компрессора которого через воздухоочиститель всасывает воздух и подает под давле-нием в цилиндры двигателя. Частота вращения ротора, подача и давление нагнетаемого воз-духа зависят от режима работы двигателя. Подшипники турбокомпрессора смазываются и ох-лаждаются маслом, поступающим по трубопроводу от центробежного масляного фильтра. Из турбокомпрессора масло сливается в картер двигателя по маслоотводящей трубке.

На двигатель Д-243/Д-245 устанавливается топливный насос высокого давления 4 (рисунок 3.1.2). Все модели насосов приводятся от коленчатого вала двигателя через рас-пределительные шестерни. Топливные насосы имеют всережимный регулятор и подкачи-вающий насос поршневого типа, два рычага управления. В регуляторе насоса размещаются корректор подачи топлива, автоматический обогатитель топливоподачи (на пусковых оборо-тах), а у топливного насоса двигателя Д-245, кроме того, есть пневматический ограничитель дымления (пневмокорректор). Подкачивающий насос установлен на корпусе насоса высоко-го давления и приводится эксцентриком кулачкового вала. Рабочие детали топливных насо-сов смазываются проточным маслом, поступающим из системы смазки двигателя в корпус насоса через специальное отверстие во фланце. Слив масла из корпуса насоса в картер двигателя осуществляется по специальному сверлению во фланце.

image

1 – топливный бак; 2 – фильтр грубой очистки топлива; 3 – трубки топливные; 4 – топ-ливный насос; 5 – трубка топливная высокого давления; 6 – фильтр тонкой очистки топлива; 7 – воздухоочиститель; 8 – фильтр грубой очистки воздуха; 9 – электрофакельный подогрева-тель; 10 – впускной коллектор; 11 – глушитель; 12 – выпускной коллектор; 13 –форсунка.

Рисунок 3.1.2 – Схема питания двигателя Д-243

Форсунка 13 (рисунок 3.1.2) предназначена для впрыскивания топлива в цилиндр двига-теля. Она обеспечивает необходимый распыл топлива и ограничивает начало и конец подачи.

Фильтр грубой очистки 2 служит для предварительной очистки топлива от механиче-ских примесей и воды. Фильтр грубой очистки состоит из корпуса, отражателя с сеткой, рас-сеивателя, стакана с успокоителем. Слив отстоя из фильтра производится через отверстие в нижней части стакана, закрываемое пробкой.

Фильтр тонкой очистки 6 служит для окончательной очистки топлива. Фильтр тонкой очистки имеет сменный бумажный элемент. Топливо, проходя сквозь шторы бумажного фильтрующего элемента, очищается от механических примесей. В нижней части корпуса фильтра находится отверстие с пробкой для слива отстоя. Для удаления воздуха из систе-мы питания на крышке фильтра расположена специальная пробка.

Воздухоочиститель 7 служит для очистки всасываемого в цилиндры воздуха. Под-робные сведения об устройстве и работе впускного тракта тракторов «БЕЛАРУС-80Х/80Х.1/100Х» представлены в подразделе 3.1.2 «Система очистки воздуха двигателя».

Во впускном коллекторе 10 устанавливается электрофакельный подогреватель 9, ко-торый служит для подогрева всасываемого в цилиндры воздуха с целью облегчения пуска двигателя при низкой температуре окружающего воздуха.

Охлаждение двигателя – жидкостное с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости от центробежного насоса. Температуру охлаждающей жидкости в системе контроли-руют по указателю температуры в комбинации на щитке приборов. Датчик указателя темпера-туры установлен в головке цилиндров. На двигателе Д-245, кроме того, предусмотрено место для установки датчика в корпусе термостата. Запрещается эксплуатация двигателя при заго-рании лампы перегрева охлаждающей жидкости. Температура охлаждающей жидкости в сис-теме охлаждения должна поддерживаться в пределах 85-95 °С. Для ускорения прогрева двига-теля после пуска и автоматического регулирования температурного режима при различных на-грузках и температурах окружающего воздуха служит термостат с твердым наполнителем.

Водяной насос, вентилятор и генератор приводятся во вращение от шкива коленчатого вала двигателя при помощи клинового ремня. На двигателях Д-245 эти агрегаты приводятся во вращение двумя ремнями. Смазка в подшипниковую полость водяного насоса заложена при сборке. Смазыва-ние подшипников водяного насоса не требуется в течение всего периода эксплуатации двигателя. Элементы внешней части системы охлаждения двигателя тракторов «БЕЛАРУС-80Х/80Х.1/100Х» представлены в подразделе 3.1.3 «Внешняя часть системы охлаждения двигателя».

Система смазки двигателя комбинированная. Подшипники коленчатого и распределительного валов, втулки промежуточной шестерни и шестерни привода топливного насоса, шатунный подшип-ник коленчатого вала пневмокомпрессора, а также механизм привода клапанов, а на двигателе Д-245 подшипник вала турбокомпрессора, в соответствии с рисунком 3.1.3, смазываются под давлением. Гильзы, поршни, поршневые пальцы, штанги, толкатели и кулачки распределительного вала смазы-ваются разбрызгиванием. Масляный насос 12 – шестеренного типа, односекционный, крепится бол-тами к крышке первого коренного подшипника. Насос подает масло по патрубку и каналам блока ци-линдров в центробежный фильтр 3, в котором оно очищается от посторонних примесей, продуктов сгорания и износа. Из центробежного фильтра очищенное масло поступает в радиатор для охлажде-ния, а на двигателе Д-245, кроме того, по маслоподводящей трубке к подшипнику вала турбокомпрес-сора. Из масляного радиатора масло поступает в магистраль двигателя. В корпусе центробежного масляного фильтра имеются редукционный 7, сливной 8, предохранительный 10 клапаны.

image

При пуске двигателя непрогретое масло вследствие большого сопротивления радиа-тора через редукционный (радиаторный) клапан поступает непосредственно в магистраль двигателя, минуя радиатор. Предохранительный клапан (клапан центробежного фильтра) служит для поддержания давления масла перед ротором фильтра 0,8 Мпа. При повышении давления выше указанного часть неочищенного масла сливается через клапан в артер двига-теля. Редукционный и предохранительный клапаны не регулируемые. На работающем двига-теле категорически запрещается отворачивать пробки редукционного и предохранительного клапанов. Сливной клапан отрегулирован на давление от 0,25 до 0,35 МПа и служит для под-держания необходимого давления масла в главной магистрали двигателя. Избыточное масло сливается через клапан в картер двигателя. Из главной магистрали двигателя по каналам в блоке цилиндров масло поступает ко всем коренным подшипникам коленчатого и шейкам распределительного валов. От коренных подшипников по каналам в коленчатом вале оно идет ко всем шатунным подшипникам. От первого коренного подшипника масло по специаль-ным каналам поступает к втулкам промежуточной шестерни и шестерни при вода топливного насоса, а также к топливному насосу. Детали клапанного механизма смазываются маслом, поступающим от заднего подшипника распределительного вала по каналам в блоке, головке цилиндров, сверлению в IV стойке коромысел во внутреннюю полость оси коромысел и через отверстие к втулке коромысла, от которой по каналу идет на регулировочный винт и штангу. К пневмокомпрессору масло поступает из главной магистрали по сверлениям в блоке цилинд-ров и специальному маслопроводу. Из компрессора масло сливается в картер двигателя.

1 – масляный радиатор; 2 – форсунки охлаждения поршней; 3 – центробежный мас-ляный фильтр; 4 – защитная фильтрующая сетка; 5 – маслозаливная горловина; 6 – пробка масляного картера; 7 – редукционный клапан; 8 – сливной клапан; 9 – манометр; 10 – предо-хранительный клапан; 11 – маслоприемник; 12 – масляный насос.

Рисунок 3.1.3 – Схема системы смазки двигателя Д-245

Генератор представляет собой бесконтактную электромашину с односторонним элек-тромагнитным возбуждением и встроенным регулятором напряжения. Генератор работает параллельно с аккумуляторной батареей и служит для ее подзарядки, а также для питания постоянным током потребителей электроэнергии, установленных на тракторе.

Для запуска двигателей Д-243/Д-245 применяется электрический стартер. На двига-тели Д-243/Д-245 тракторов «БЕЛАРУС-80Х/80Х.1/100Х» устанавливаются стартеры номи-нальным напряжением12 В. Стартер представляет собой электродвигатель постоянного то-ка. Включение стартера дистанционное, с помощью электромагнитного реле и включателя стартера.

Пневмокомпрессор предназначен для нагнетания сжатого воздуха в пневматическую систему привода тормозов прицепов и накачки шин. При работе двигателя на сельскохозяй-ственных работах, не требующих энергии сжатого воздуха, компрессор должен быть отклю-чен. Пневмокомпрессор – поршневого типа, одноцилиндровый, воздушного охлаждения. Привод пневмокомпрессора осуществляется от шестерни привода топливного насоса. Воз-дух в цилиндр пневмокомпрессора поступает из впускного патрубка двигателя через пла-стинчатый клапан. Масло для смазки деталей пневмокомпрессора поступает из системы смазки двигателя. Из пневмокомпрессора масло сливается в масляный картер двигателя.

Для обеспечения работы ГОРУ на двигателе устанавливается шестеренный насос. При-вод шестеренного насоса осуществляется зубчатой передачей распределительного механизма.

3.1.2 Система очистки воздуха двигателя трактора Беларус 80Х/80Х.1/100Х

3.1.2.1 Система очистки воздуха двигателя на тракторах «БЕЛАРУС-80Х/80Х.1»

Установка элементов системы очистки воздуха двигателя тракторов «БЕЛАРУС-80Х/80Х.1» представлена на рисунке 3.1.4.

image

1 – воздухоочиститель; 2 – моноциклон; 3 – датчик засоренности фильтра воздухо-очистителя; 4 – воздуховод; 5 –впускной коллектор двигателя.

Рисунок 3.1.4 – Система очистки воздуха двигателя тракторов «БЕЛАРУС-80Х/80Х.1»

На тракторах «БЕЛАРУС-80Х/80Х.1» установлен инерционно-масляный воздухоочи-ститель 1 (рисунок 3.1.4) в котором всасываемый воздух, проходя через масляную ванну и стальные плетеные фильтроэлементы, очищается от пыли. Забор воздуха воздухоочисти-телем осуществляется через моноциклон 2, обеспечивающий предварительную инерцион-ную очистку воздуха за счет тангенциального впуска и центробежных сил, возникающих при спиралевидном вращении воздуха, относительно оси корпуса моноциклона осуществляя сброс крупных частиц пыли. Подвод воздуха к впускному коллектору двигателя 5 обеспечи-вает воздуховод 4.

Для сигнализации засорённости фильтра воздухоочистителя предусмотрена индика-ция с помощью контрольной лампы, расположенной в блоке контрольных ламп щитка при-боров. Электрический датчик сигнализации засорённости фильтра воздухоочистителя 3 ус-тановлен на воздуховоде 4 и срабатывает при разряжении в 7 кПа.

3.1.2.2 Система очистки воздуха двигателя на тракторе «БЕЛАРУС-100Х»

Установка элементов системы очистки воздуха двигателя трактора «БЕЛАРУС-100Х»

представлена на рисунке 3.1.5.

На тракторе «БЕЛАРУС-100Х» установлен воздухоочиститель сухого типа 1 (рисунок 3.1.5) с применением двух бумажных фильтрующих элементов. Забор воздуха воздухоочи-стителем осуществляется через воздухозаборник 5 по стойке кабины трактора и моноциклон

  1. Моноциклон 6 обеспечивает предварительную инерционную очистку воздуха за счет тан-генциального впуска и центробежных сил, возникающих при спиралевидном вращении воз-духа относительно оси корпуса моноциклона, осуществляя сброс крупных частиц пыли. Подвод воздуха к турбокомпрессору 3 обеспечивает воздуховод 2.

    Для сигнализации засорённости воздухоочистителя предусмотрена индикация с по-мощью контрольной лампы, расположенной в блоке контрольных ламп щитка приборов. Электрический датчик сигнализации засорённости 4 установлен на воздуховоде 2 и сраба-тывает при разряжении в 7 кПа.

    image

    1 – воздухоочиститель; 2 – воздуховод; 3 – турбокомпрессор двигателя; 4 – датчик засоренности фильтра воздухоочистителя; 5 – воздухозаборник; 6 – моноциклон.

    Рисунок 3.1.5 – Система очистки воздуха двигателя трактора «БЕЛАРУС-100Х»

        1. Внешняя часть системы охлаждения двигателя трактора Беларус 80Х/80Х.1/100Х

          1. Внешняя часть системы охлаждения двигателя Д-243 (Д-243С) на трак-торах «БЕЛАРУС-80Х/80Х.1»

            Система охлаждения двигателя – жидкостная, закрытого типа, с принудитель-ной циркуляцией охлаждающей жидкости от центробежного насоса, термостатом и пароотводящим контуром. Включает рубашку охлаждения, водяной насос, водяной радиатор 3 (рисунок 3.1.6), масляный радиатор 11, вентилятор, соединительные шланги, хомуты, сливной краник 7. Регулирование теплового режима двигателя осуществляется с помощью термостата. Водяной радиатор системы охлаждения – трубчато-пластинчатый. Пробка водяного радиатора – с паровым и воздушным кла-панами.

            Рабочий диапазон системы охлаждения от 80 до 98С. Допускается кратко-временное (до 10 мин) повышение температуры до 100С. Температура охлаждаю-щей жидкости контролируется по указателю температуры охлаждающей жидкости и сигнальной лампой аварийной температуры охлаждающей жидкости двигателя в комбинации приборов. Аварийная сигнализация температуры охлаждающей жидко-сти срабатывает в пределах от 102 до 109С.

            Установка элементов внешней части системы охлаждения двигателя Д-243 (Д-243С) представлена на рисунке 3.1.6.

            image

            1 – соединительный рукав; 2 – маслопровод; 3 – водяной радиатор, 4 – паро-отводящий рукав; 5 – патрубок от водяного радиатора к двигателю; 6 – растяжка, 7 – сливной краник; 8 – патрубок от водяного насоса двигателя к водяному радиатору; 9 – маховичок управления шторкой водяного радиатора; 10 – уплотнение верхнее; 11 – масляный радиатор; 12 – шторка водяного радиатора; 13 – уплотнение нижнее.

            Рисунок 3.1.6 – Установка элементов внешней части системы охлаждения двигателя Д-243 (Д-243С) на тракторах «БЕЛАРУС-80Х/80Х.1»

          2. Внешняя часть системы охлаждения двигателя Д-245 (Д-245С) на трак-торе «БЕЛАРУС-100Х»

    Система охлаждения двигателя – жидкостная, закрытого типа, с принудитель-ной циркуляцией охлаждающей жидкости от центробежного насоса, термостатом. Включает рубашку охлаждения, водяной насос, водяной радиатор 1 (рисунок 3.1.7) с пароотводящей и компенсационной трубкой 3, вентилятор, расширительный бачок 11, соединительные шланги, хомуты, сливной краник 7, пробку расширительного бачка 12. Регулирование теплового режима двигателя осуществляется с помощью термостата. Водяной радиатор системы охлаждения – трубчато-пластинчатый. Пробка водяного радиатора – с паровым и воздушным клапанами.

    Рабочий диапазон системы охлаждения от 80 до 98С. Допускается кратко-временное (до 10 мин) повышение температуры до 100С. Температура охлаждаю-щей жидкости контролируется по указателю температуры охлаждающей жидкости и сигнальной лампой аварийной температуры охлаждающей жидкости двигателя в комбинации приборов. Аварийная сигнализация температуры охлаждающей жидко-сти срабатывает в пределах от 102 до 109С.

    Установка элементов

    внешней части

    системы

    охлаждения

    двигателя

    Д-245 (Д-245С) представлена

    на рисунке 3.1.7.

    image

    1 – водяной радиатор; 2 – уплотнитель нижний; 3 – пароотводящая и компен-сационная трубка; 4 – кожух вентилятора; 5 – растяжка; 6 – патрубок от водяного радиатора к двигателю, 7 – сливной краник; 8 – патрубок от водяного насоса двига-теля к водяному радиатору; 9 – маховичок управления шторкой водяного радиатора; 10 – шторка водяного радиатора; 11 – расширительный бачок; 12 – пробка расшири-тельного бачка; 13 – хомут крепления расширительного бачка.

    Рисунок 3.1.7 – Установка элементов внешней части системы охлаждения дви-гателя Д-245 (Д-245С) на тракторе «БЕЛАРУС-100Х»

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
3 посетителя считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности