Сцепление трактора Беларус 80Х/80Х.1/100Х

Сцепление трактора Беларус 80Х/80Х.1/100Х

  1. Муфта сцепления

    На маховике 1 (рисунок 3.2.1) двигателя установлена сухая однодисковая муфта сцепления постоянно-замкнутого типа.

    Ведущей частью муфты сцепления являются маховик 1 и нажимной диск 3. К ведомой части сцепления относится ведомый диск 2 с гасителем крутильных коле-баний 8, установленный на силовом валу 6.

    На тракторах «БЕЛАРУС-100Х» необходимое усилие прижатия трущихся по-верхностей ведущей и ведомой частей обеспечивается девятью основными пружи-нами 21 и шестью дополнительными пружинами 20.

    На тракторах «БЕЛАРУС-80Х/80Х.1» необходимое усилие прижатия трущихся по-верхностей ведущей и ведомой частей обеспечивается девятью основными пружинами 21.

    Между плавающей втулкой 7, связанной с валом привода ВОМ 4, и опорным диском 10 установлены эластичные элементы. Включение и выключение сцепления производится отводкой 16 с выжимным подшипником 14, перемещающейся по кронштейну 15. Вилка 17 отводки с валиком 18 связаны тягой с педалью сцепления. Смазка выжимного подшипника 14 осуществляется через пресс-масленку, ввинчен-ную в цапфу отводки.

    image image

    а) Муфта сцепления трактора «БЕЛАРУС-100Х» б) Муфта сцепления тракторов «БЕЛАРУС-80Х/80Х.1»

    остальное см. на виде а)

    1 – маховик; 2 – диск ведомый; 3 – диск нажимной; 4 – вал привода ВОМ; 5 – ступица; 6 – вал силовой; 7 – втулка плавающая; 8 – гаситель крутильных колеба-ний; 9 – рычаг отжимной; 10 – диск опорный; 11 – вилка; 12 – гайка; 13 – стопорная пластина; 14 – выжимной подшипник; 15 – кронштейн отводки; 16 – отводка; 17 – вилка выключения; 18 – валик управления; 19 – стакан; 20 – пружина нажимная; 21 – пружина нажимная; 22 – шайба изолирующая.

    Рисунок 3.2.1 – Муфта сцепления

  2. Особенности демонтажа, установки и регулировки муфты сцепления трактора Беларус 80Х/80Х.1/100Х

    1. Общие сведения

      image

      1 – маховик; 2 – диск ведомый; 3 – диск нажимной; 4 – втулка плавающая; 5 – рычаг отжимной; 6 – диск опорный; 7 – стопорная пластина; 8 – регулировочная гай-ка; 9 – вилка; 10 – втулка.

      image

      Рисунок 3.2.2 – Монтаж, демонтаж и регулировка отжимных рычагов муфты сцепления

      Рисунок 3.2.3 – Технологическая оправка

      На тракторах «БЕЛАРУС-100Х» при замене ведомого диска с безасбестовыми накладками на ведомый диск с металлокерамическими сегментами необходимо од-новременно произвести замену дисков сцепления в сборе (опорный 10 (рисунок 3.2.1) с нажимным 3) с девятью основными 21 и шестью дополнительными пружина-ми 20 на диски сцепления в сборе (опорный 10 с нажимным 3) укомплектованных только девятью основными пружинами 21.

    2. Демонтаж муфты сцепления

      Демонтаж муфты сцепления выполняется после отсоединения двигателя от трансмиссии в следующем порядке:

      • установите три технологических болта (М12х40), завернув их в нажимной диск 3 (рисунок 3.2.2) через технологические отверстия опорного диска 6;

      • отверните гайки крепления опорного диска к маховику и снимите диски сцепле-ния в сборе (опорный 6 с нажимным 3);

      • снимите ведомый диск 2.

    3. Установка муфты сцепления

      Установка муфты сцепления выполняется в следующем порядке:

      • установите ведомый диск 2 (рисунок 3.2.2) длинным концом ступицы к маховику 1;

      • установите диски сцепления в сборе (опорный 6 с нажимным 3) на пальцы махо-вика с втулками 10, закрепите гайками (момент затяжки от 70 до 90 Н·м);

      • установите технологическую оправку и выверните технологические болты.

      • отрегулируйте положение отжимных рычагов 5.

    4. Регулировка отжимных рычагов муфты сцепления

Регулировку отжимных рычагов муфты сцепления необходимо выполнять сле-дующим образом:

  • вворачивая или отворачивая регулировочные гайки 8 отрегулируйте положение от-жимных рычагов на размер 13±0,5 мм от опорных поверхностей рычагов до торца ступицы опорного диска. Разность размеров для отдельных рычагов должна быть не более 0,3 мм;

  • после регулировки рычагов установите стопорные пластины 7 и зафиксируйте их болтами;

  • снимите оправку.

      1. Управление сцеплением трактора Беларус 80Х/80Х.1/100Х

        1. Общие сведения

          Управление сцеплением осуществляется следующим образом:

          При нажатии на подушку педали 6 (рисунок 3.2.4) перемещается тяга 5 и повора-чивает рычаг 1, связанный через валик управления 18 (рисунок 3.2.1) с отводкой муфты сцепления. Сцепление при этом выключается.

          При отпускании педали 6 (рисунок 3.2.4) сцепление включается.

          image

          1 – рычаг; 2 – палец; 3 – вилка; 4 – контргайка; 5 – тяга; 6 – педаль; 7 – серво-устройство; 8 – болт; 9 – кронштейн.

          Рисунок 3.2.4 –Управление сцеплением

        2. Регулировка свободного хода педали муфты сцепления

ВНИМАНИЕ: СЛИШКОМ БОЛЬШОЙ ХОД ПЕДАЛИ НЕ ПОЗВОЛИТ ПОЛНОСТЬЮ ВЫКЛЮЧАТЬ СЦЕПЛЕНИЕ И ЗАТРУДНИТ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ ПЕРЕДАЧ. ОТСУТСТВИЕ СВОБОДНОГО ХОДА ПЕДАЛИ ВЫЗОВЕТ ПРОСКАЛЬЗЫВАНИЕ ДИСКОВ МУФТЫ, БЫ-СТРЫЙ ИЗНОС ДИСКОВ И ПЕРЕГРЕВ ДЕТАЛЕЙ СЦЕПЛЕНИЯ!

Свободный ход педали сцепления, измеренный при неработающем двигателе должен быть в пределах от 40 до 50 мм. Если это значение превышено или занижено, выполните регулировку свободного хода педали сцепления.

Для регулировки свободного хода выполните следующее:

  • ослабьте контргайку 4 (рисунок 3.2.4) вилки 3, расшплинтуйте и извлеките палец

    2, отсоединив тягу 5 от рычага 1;

  • отверните регулировочный болт 8 пока педаль 6 не коснется пола кабины;

  • поверните рычаг 1 против часовой стрелки до упора, т.е. до касания выжимным подшипников отжимных рычагов МС;

  • отрегулируйте длину тяги 5, вращая вилку 3 до совпадения отверстий в вилке и рычаге 1. Затем вверните вилку 3 на пять оборотов (укоротите тягу).

  • затяните контргайку 4, соедините вилку 3 с рычагом 1 с помощью пальца 2.

ВНИМАНИЕ: УБЕДИТЕСЬ В ТОМ, ЧТО ПЕДАЛЬ СЦЕПЛЕНИЯ НАДЕЖНО ВОЗВРА-ЩАЕТСЯ ДО УПОРА В ПОЛИК НА УЧАСТКЕ СВОБОДНОГО ХОДА ПЕДАЛИ. В ПРОТИВ-НОМ СЛУЧАЕ, ОТРЕГУЛИРУЙТЕ УСИЛИЕ ПРУЖИНЫ СЕРВОУСТРОЙСТВА 7 (РИСУНОК 3.2.4) С ПОМОЩЬЮ БОЛТА 8 ИЛИ ИЗМЕНИТЕ ПОЛОЖЕНИЕ КРОНШТЕЙНА 9, ПОВЕРНУВ ЕГО ПРОТИВ ЧАСОВОЙ СТРЕЛКИ ОТНОСИТЕЛЬНО ОСИ БОЛТА КРЕПЛЕНИЯ!

3.2.4 Корпус сцепления трактора Беларус 80Х/80Х.1/100Х

Корпус сцепления тракторов «БЕЛАРУС-80Х/80Х.1/100Х» представлен на рисунке 3.2.5.

image

1 – маховик; 2 – втулка плавающая; 3 – вилка; 4 – ступица; 5 – выжимной подшипник; 6 –

кронштейн отводки; 7 – корпус сцепления; 8, 9, 12, 13, 15, 25, 29 – подшипник; 10 – шестерня привода насоса ГНС; 11 – ось; 14 – вал силовой; 16 – ведущая шестерня понижающего редуктора; 17 – роли-ки; 18 – механизм управления редуктором; 19 – зубчатая муфта; 20 – ведомая шестерня понижающе-го редуктора; 21, 28 – игольчатый подшипник с наружной обоймой; 22 – ведомый вал привода ВОМ; 23 – валик управления; 24 – зубчатая муфта; 26 – ведомая шестерня привода ВОМ (режим 1000 мин-1)); 27 – ведомая шестерня привода ВОМ (режим 540 мин-1)); 30 – ведущий вал-шестерня привода ВОМ.

Рисунок 3.2.5 –Корпус сцепления

Корпус сцепления 7 (рисунок 3.2.5) условно можно разделить на две части: су-хой отсек и редукторная часть.

В сухом отсеке корпуса сцепления располагается муфта сцепления, смонти-рованная на маховике 1 двигателя. На кронштейне отводки 6, также расположенном в сухом отсеке, устанавливается отводка с выжимным подшипником 5, цапфы от-водки входят в проушину вилок выключения сцепления 3. В одну из цапф отводки ввинчена пресс-масленка, предназначенная для смазки выжимного подшипника.

Редукторная часть включает в себя независимый двухскоростной привод зад-него ВОМ, привод насоса ГНС и понижающий редуктор.

Независимый двухскоростной привод ВОМ предназначен для получения на хвостовике вала отбора мощности двух режимов вращения: 540 мин-1) и 1000 мин-1). Ведущий вал-шестерня 30 привода ВОМ, установленный на двух подшипниках 8 и 12, соединен через шлицы с плавающей втулкой 2 опорного диска сцепления и на-ходится в постоянном зацеплении с двумя ведомыми шестернями привода ВОМ 26 и

27. Ведомая шестерня 27 привода 540 мин-1) установлена на ведомом валу привода ВОМ 22 на двух игольчатых подшипниках с наружной обоймой 28. На ведомой шес-терне 27 на двух шарикоподшипниках 25 установлена ведомая шестерня 26 привода 1000 мин-1). Передача крутящего момента от ведомых шестерен на ведомый вал 22 осуществляется через соединительную зубчатую муфту 24, установленную на шли-цах ведомого вала. Зубчатая муфта вводится в зацепление с одной из шестерен при помощи валика управления 23.

Привод насоса ГНС осуществляется шестерней 10, установленной на двух шарикоподшипниках 9 оси 11. Шестерня привода 10 находится в постоянном зацеп-лении с вал-шестерней 30.

Понижающий редуктор предназначен для получения дополнительного ряда скоростей, необходимых для работы с сельскохозяйственными машинами. Располо-жен понижающий редуктор между корпусом сцепления и коробкой передач. На сило-вом валу 14 корпуса сцепления установлена подвижно на шлицах соединительная зубчатая муфта 19. Когда зубчатая муфта 19 при помощи механизма управления 18 входит в зацепление с ведущей шестерней редуктора 16, установленной на силовом валу на роликах 17, то понижающий редуктор включен (пониженная ступень пони-жающего редуктора). Если зубчатая муфта входит в зацепление с ведомой шестер-ней 20, установленной на шлицах первичного вала коробки передач, то понижающий редуктор выключен (повышенная ступень понижающего редуктора). Рычаг переклю-чения понижающего редуктора выведен в кабину трактора. Перемещением рычага вперед по ходу движения трактора осуществляется включение понижающего редук-тора (пониженная ступень). При переключении рычага назад – редуктор выключает-ся (повышенная ступень).

Коробка передач трактора Беларус 80Х/80Х.1/100Х

  1. Общие сведения

    Коробка передач (КП) является элементом трансмиссии трактора и служит для изменения передаточных чисел трансмиссии и обеспечения реверсирования движения трактора.

    Кроме того, конструкция КП обеспечивает привод синхронного заднего и боко-вого полунезависимого валов отбора мощности (ВОМ), а также обеспечивает воз-можность получения дополнительных скоростей на первой и второй передачах пе-реднего и заднего хода при оборудовании трактора ходоувеличителем.

    На трактора «БЕЛАРУС-80Х/80Х.1/100Х» возможна установка либо ходоуве-личителя, либо бокового полунезависимого ВОМ. И ходоувеличитель, и боковой по-лунезависимый вал отбора мощности крепятся к левой боковой плоскости КП вместо крышки. В подразделе 3.3 «Коробка передач» приведено техническое описание КП с приводом ходоувеличителя. Привод бокового полунезависимого ВОМ представлен в подразделе 3.6 «Боковой полунезависимый вал отбора мощности».

    На тракторах БЕЛАРУС-80Х/80Х.1/100Х предусмотрена установка механиче-ской ступенчатой двухдиапазонной КП 70-1700010-05: 8F/2R, с заблокированной де-вятой (прямой) передачей, механическим понижающим редуктором, с одним, распо-ложенным по центру, рычагом управления КП. Совместно с механическим пони-жающим редуктором КП позволяет получить шестнадцать передач переднего и че-тыре передачи заднего хода трактора, как показано на рисунках 2.13.2 и 2.13.3.

    КП, представленная на рисунках 3.3.1 и 3.3.2, представляет собой сложный агрегат, состоящий из механизмов двух групп. В первую группу – узел механических передач – входят механические зубчатые передачи, которые служат для передачи и трансформации силового потока. Вторая группа – управление КП – включает в себя рычажные механизмы, конструкция которых обеспечивает оператору качественное управление КП (выбор требуемой передачи в КП, ее надежное включение и исклю-чение самовыключения).

  2. Узел механических передач

    Узел механических передач КП состоит из расположенных в корпусе КП 30 (рисунок 3.3.1) соосных между собой первичного 35 и вторичного 6 валов, а также параллельных им промежуточного вала 33 и вала пониженных передач и передач и заднего хода 26 (рисунок 3.3.2).

    Первичный вал 35 (рисунок 3.3.1) установлен на двух шарикоподшипниках. Один из подшипников размещен в стакане 37, который установлен в расточке пе-редней стенки корпуса КП 30 и крепится к ней при помощи болтов. Второй – в рас-точке вторичного вала 6. На шлицах передней консоли первичного вала установлена неподвижно ведомая шестерня понижающего редуктора 36. В пролете между опо-рами первичного вала установлены двухвенцовая ведущая шестерня четвертой и пятой передач 1 и ведущая шестерня третьей и шестой передач 5, которые имеют возможность скользить вдоль оси вала по его шлицам.

    Опорами вторичного вала 6 являются два конических роликоподшипника, один из которых расположен в расточке промежуточной стенки корпуса КП 30, а второй – в стакане 17, который установлен в расточке задней стенки корпуса КП 30 и крепится к ней при помощи болтов. Конструктивно вторичный вал 6 выполнен за одно целое с ведомой шестерней I-ой ступени диапазонного редуктора, зубчатый венец которой расположен консольно в передней части вала. В пролете между опорами вторичного вала неподвижно на шлицах установлена ведомая шестерня II-ой ступени диапазон-ного редуктора 19, которая одновременно является и ведущей шестерней синхрон-ного привода заднего ВОМ. На задней консоли вторичного вала неподвижно на шли-цах установлена ведущая шестерня 18 главной передачи заднего моста (малая ко-ническая шестерня).

    image

    1 – ведущая шестерня четвертой и пятой передач; 2 – вилка четвертой и пятой передач; 3 – корпус вилок; 4 – вилка третьей и шестой передач; 5 – ведущая шестерня третьей и шестой передач; 6 – вторичный вал с ведомой шестерней I-ой ступени диапазонного редуктора; 7 – ре-гулировочные прокладки конических роликоподшипников вторичного вала; 8 – рычаг управле-ния КП; 9 – заливная пробка; 10 – рукоятка; 11 – кольцо; 12 – сферический шарнир с пальцем; 13 – чехол; 14 – пластина; 15 – крышка управления КП; 16 – ограничительная пластина; 17 – стакан; 18 – ведущая шестерня главной передачи заднего моста; 19 – ведомая шестерня II-ой ступени диапазонного редуктора; 20 – внутренний вал; 21 – гнездо с бронзовой втулкой; 22 – крыльчатка; 23 – стакан; 24 – ведущая шестерня II-ой ступени диапазонного редуктора; 25 – ве-дущая шестерня I-ой ступени диапазонного редуктора; 26 – промежуточная шестерня; 27 – ве-домая шестерня третьей и шестой передач; 28 – ведомая шестерня четвертой и седьмой пере-дач; 29 – ведомая шестерня пятой и восьмой передач и передач заднего хода; 30 – корпус КП; 31 – гнездо; 32 – промежуточная шестерня понижающего редуктора; 33 – промежуточный вал; 34 – стакан; 35 – первичный вал; 36 – ведомая шестерня понижающего редуктора; 37 – стакан.

    Рисунок 3.3.1 – Коробка передач (продольный разрез)

    В передней части полого промежуточного вала 33 на его шлицах неподвижно установлены двухвенцовая ведомая шестерня пятой и восьмой передач и передач заднего хода 29, ведомая шестерня четвертой и седьмой передач 28 и ведомая шес-терня третьей и шестой передач 27, на ступице которой свободно вращается на игольчатом роликоподшипнике двухвенцовая промежуточная шестерня 26. Шестер-ня 26 находится в постоянном зацеплении с шестерней 24 (рисунок 3.3.2), обеспечи-вая возможность включения через шестерню 24 пониженных передач и передач заднего хода, а также привод ходоувеличителя. В задней части промежуточного ва-ла 33 (рисунок 3.3.1) на его шлицах установлена скользящая шестерня 25 – ведущая шестерня I-ой ступени диапазонного редуктора.

    Передняя опора промежуточного вала 33 – шарикоподшипник, расположенный в стакане 34 передней стенки корпуса КП 30. Задней опорой промежуточного вала является бронзовая втулка, установленная в расточке ведущей шестерни 24 II-ой ступени диапазонного редуктора.

    Ведущая шестерня II-ой ступени диапазонного редуктора 24 свободно враща-ется на двух роликоподшипниках, расположенных в стакане 23, установленном в расточке задней стенки корпуса КП 30 и крепящемся к ней болтами. Шестерня 24 имеет наружный и внутренний зубчатые венцы, а также кулачки, расположенные на ее заднем торце, служащие для привод синхронного заднего ВОМ. В расточке шес-терни 24 штифтом закреплено гнездо 21 с бронзовой втулкой, которая является опо-рой внутреннего вала 20. Снаружи на шестерне 24 закреплена крыльчатка 22, кото-рая путем интенсивного разбрызгивания улучшает смазку шестерен главной пере-дачи и дифференциала заднего моста трактора.

    Опоры вала пониженных передач и передач заднего хода 26 (рисунок 3.3.2) – два шарикоподшипника, расположенных в расточках корпуса КП. В передней части вала 26 на шлицах установлена скользящая шестерня 25 – шестерня пониженных передач и передач заднего хода. Перемещение скользящей шестерни 25 назад до зацепления с шестерней 28 (рисунок 3.3.1) позволяет получать пониженные переда-чи переднего хода, а перемещение вперед – передачи заднего хода. В последнем случае шестерня 25 (рисунок 3.3.2) входит в зацепление с промежуточной шестер-ней заднего хода 28, которая установлена на оси 27 и свободно вращается на ней на игольчатом роликоподшипнике. Шестерня 28 находится в постоянном зацеплении с меньшим зубчатым венцом двухвенцовой шестерни 29 (рисунок 3.3.1).

    В задней части вала 26 (рисунок 3.3.2) на его гладкой шейке на бронзовой втулке установлена ведомая шестерня пониженных передач и заднего хода 24, кото-рая находится в постоянном зацеплении с меньшим зубчатым венцом шестерни 26 (рисунок 3.3.1) промежуточного вала 33. Если трактор не использует ХУ (или не обо-рудован ХУ), то через шестерню 24 (рисунок 3.3.2) посредством шестерни 23 обеспе-чивается привод вала 26. При этом шестерня 23 соединена с внутренним шлицевым венцом шестерни 24 и с наружным шлицевым венцом вала 26, как изображено на ри-сунке 3.3.2. У трактора, оборудованного ходоувеличителем, пружинное кольцо 22 сдвинуто до упора назад, и при работе с включенным ходоувеличителем вращение передается от шестерни 26 (рисунок 3.3.1) на шестерню 24 (рисунок 3.3.2), которая при этом вращается на валу 26, а шестерня 23 рычагом ходоувеличителя выведена из зацепления с шестерней 24. Силовой поток после трансформации в ходоувеличи-тель, передается на вал 26 через его шлицевое соединение с шестерней 23.

    На передней стенке корпуса КП 30 (рисунок 3.3.1), соосно промежуточному валу 33, установлено гнездо 31, внутри которого размещен передний подшипник внутреннего вала 20, а снаружи – шарикоподшипники промежуточной двухвенцовой шестерни понижающего редуктора 32.

    Справа и слева на корпусе КП имеются окна. Левое окно закрыто крышкой 16 (рисунок 3.3.2), в которой имеется масломерный щуп 17 для контроля уровня масла в трансмиссии трактора. Если трактор оборудован ходоувеличителем, то крышка 16 демонтирована, а окно закрыто корпусом ходоувеличителя. Контроль уровня масла в этом случае обеспечивается с помощью контрольной пробкой 14.

    Правое окно корпуса КП закрыто крышкой правой 13.

    Для слива масла при его замене, в нижней части корпуса КП предусмотрено отверстие, закрытое пробкой 15.

    image

    80Х-0000010 РЭ

    67

    1 – корпус выключателя блокировки; 2 – шток; 3 – рамка; 4 – рычаг управления КП; 5 – пружина; 6 – винт; 7 – регулировочные про-кладки; 8 – выключатель блокировки запуска двигателя; 9 – шарики фиксаторов; 10 – планки замковые; 11 – вилка четвертой и пятой пе-редач; 12 – поводок диапазонного редуктора; 13 – крышка правая; 14 – контрольная пробка; 15 – сливная пробка; 16 – крышка левая; 17

    – масломерный щуп; 18 – вилка пониженных передач и передач заднего хода; 19 – вилка третьей и шестой передач; 20 – крышка; 21 – корпус вилок; 22 – кольцо пружинное; 23 – шестерня; 24 – ведомая шестерня пониженных передач и заднего хода; 25 – шестерня пони-женных передач и передач заднего хода; 26 – вал пониженных передач и передач заднего хода; 27 – ось промежуточной шестерни задне-го хода; 28 – промежуточная шестерня заднего хода; 29 – валик; 30 – вилка ступеней диапазонного редуктора.

    Рисунок 3.3.2 – Коробка передач (сечения)

  3. Управление КП трактора Беларус 80Х/80Х.1/100Х

    Управление КП состоит из корпуса вилок 3 (рисунок 3.3.1) и крышки управления КП 15, которые устанавлены на верхнюю плоскость корпуса КП 30 и крепятся к ней болтами. Корпус вилок 3 состоит из вилки пониженных передач и передач заднего хода

    18 (рисунок 3.3.2), вилки третьей и шестой передач 19, вилки четвертой и пятой пе-редач 11 и поводка диапазонного редуктора 12, полозки которых установлены в пазу корпуса 21 и имеют возможность перемещения вдоль паза. На верхних плоскостях полозков имеются поперечные лунки, в которые входят подпружиненные шарики фиксаторов 9, обеспечивающие фиксацию полозков вилок и полозка диапазонного редуктора в требуемых положениях, а также препятствуют самовыключению пере-дач КП при работе под нагрузкой.

    Переключение передач осуществляется вилками 11, 18 и 19, зевы которых входят в кольцевые канавки соответствующих шестерен. Переключение ступеней диапазонного редуктора осуществляется поводком 12, который связан с валиком 29, на котором винтом закреплена вилка 30. Вилка 30 управляет ведущей шестерней I-ой ступени диапазонного редуктора 25 (рисунок 3.3.1).

    Полозки вилок снабжены пазами, а поводок диапазонного редуктора – “карма-ном”, в которые входит шариковый наконечник рычага управления КП 8 (рисунок 3.3.1). Рычаг управления КП 8 установлен на крышке 20 (рисунок 3.3.2) управления КП в сферическом шарнире 12 (рисунок 3.3.1), пластина 14 которого закреплена болтами. Этими же болтами фиксируется и кольцо 11, прижимающее фланец рези-нового чехла 13, обеспечивающего герметичность узла по шарниру.

    Так как переключению передач в КП предшествует выбор соответствующего диапазона редуктора, то форма “кармана” поводка диапазонного редуктора выпол-нена такой, что обеспечивает беспрепятственный выход из него рычага управления КП 8 в пазы полозков вилок для последующего выбора передачи.

    Полозки вилок и диапазонного редуктора разделены тремя замковыми план-ками 10 (рисунок 3.3.2). Планки 10 установлены в корпусе 21 неподвижно и исклю-чают одновременное перемещение рычагом управления КП 8 (рисунок 3.3.1) не-скольких полозков. При включении передачи замковые планки 10 (рисунок 3.3.2) “за-пирают” рычаг управления КП 8 (рисунок 3.3.1) в пазу полозка вилки включенной передачи.

    Свойство конструкции управления КП, состоящее в том, что рычаг управления КП 8 может находиться в “кармане” поводка диапазонного редуктора только при вы-ключенных передачах в КП (или, что тоже, положению рычага переключения пере-дач в “кармане” поводка диапазонного редуктора соответствует выключенное со-стояние всех передач в КП), используется для блокировки запуска двигателя тракто-ра при включенных передачах в КП.

    Механизм блокировки запуска двигателя состоит из качающейся подпружи-ненной рамки 3 (рисунок 3.3.2), кольцо которой охватывает внутреннюю часть рычаг управления КП 4. Шток рамки 2 имеет возможность осевого перемещения в корпусе выключателя блокировки 1. Корпус 1 установлен в боковом отверстии крышки 20 и крепится к ней болтами. В резьбовое отверстие корпуса 1 ввинчен выключатель блокировки запуска 8.

    ВНИМАНИЕ: РЕГУЛИРОВКУ ВЫКЛЮЧАТЕЛЯ 8 (РИСУНОК 3.3.2) ПРОВОДИТЬ УСТАНОВКОЙ НЕОБХОДИМОГО КОЛИЧЕСТВА РЕГУЛИРОВОЧНЫХ ПРОКЛАДОК

    7. ЕСЛИ РЕГУЛИРОВКА НЕ ДОСТИГАЕТСЯ НАБОРОМ ПРОКЛАДОК, ТО НЕОБХО-ДИМО ЗАМЕНИТЬ ВЫКЛЮЧАТЕЛЬ И ЗАНОВО ПРОВЕСТИ РЕГУЛИРОВКУ!

    Управление КП осуществляется оператором с рабочего места путем воздей-ствия на рукоятку 10 (рисунок 3.3.1) рычага управления КП 8 согласно схеме 4 (рису-нок 2.13.1). При этом качанием рычага управления КП 8 (рисунок 3.3.1) в поперечной плоскости осуществляется выбор требуемого полозка в корпусе вилок 3 (выбор пе-редачи или диапазона), а качанием рычага 8 в продольной плоскости производится включение передачи или диапазона КП.

    Для исключения чрезмерных амплитуд качания рычага 8, а также для четкого на-правления его движения, служит ограничительная пластина 16, которая крепится к крышке 20 (рисунок 3.3.2) при помощи болтов. Конструкция крышки управления КП 15 (рисунок 3.3.1) обеспечивает четкий выбор требуемой передачи за счет четкого попадание рычага передач 8 в каждый из полозков корпуса вилок 3. Конфигурация пазов пластины 16 обес-печивает и предусмотренную конструкцией КП блокировку девятой (прямой) передачи, блокируя перемещение рычага КП в направлении включения девятой (прямой) передачи.

    В нейтральном положении рычага управления КП 8 (рисунок 3.3.1) крайние положения его свободного качания в поперечной плоскости определяются упором его внутренней части 4 (рисунок 3.3.2) в кромки кольца рамки 3. Два крайних поло-жения рычага управления соответствуют:

    • вправо (схема 4 рисунка 2.13.1) – положению рычага управления 4 (рисунок 3.3.2) в пазу полозка вилки пониженных передач и передач заднего хода 18;

    • влево (схема 4 рисунка 2.13.1) – положению рычага управленияч 4 (рисунок 3.3.2) в пазу полозка вилки четвертой и пятой передач 11;

    • нефиксированное среднее положение между ними (схема 4 рисунка 2.13.1) – положению рычага управления 4 (рисунок 3.3.2) в пазу полозка вилки третьей и шес-той передач 19.

    В положениях рычага управления КП, соответствующих поводкам передач, торец штока 2 рамки 3 остается прижатым пружиной 5 к торцу корпуса 1, и шарик выключателя блокировки 9 находится в кольцевой канавке штока 2 в отжатом со-стоянии. При этом контакты выключателя и цепь запуска двигателя разомкнуты.

    Для перемещения рычага управления КП 4 (рисунок 3.3.2) в положение “кармана” поводка диапазонного редуктора 12, оператору необходимо перевести рукоятку рычага управления КП 10 (рисунок 3.3.1) из нейтрального положения в крайнее левое (схема 4 рисунка 2.13.1), приложив при этом боковое усилие для сжатия пружины 5 (рисунок 3.3.2).

    Вместе с рычагом 4 переместится и рамка 3, кольцевая канавка штока 2 кото-рой сместится относительно шарика выключателя блокировки 8, сжав его. При этом контакты выключателя 8 и цепь запуска двигателя замкнутся.

    Запуск двигателя трактора возможен только при удержании рукоятки рычага управления КП 10 (рисунок 3.3.1) в положении диапазонного редуктора, как показано на схеме 4 рисунка 2.13.1.

    Для заливки масла в трансмиссию трактора в крышке управления КП 15 (рису-

    нок 3.3.1) имеется отверстие, закрытое пробкой 9.

  4. Работа КП трактора Беларус 80Х/80Х.1/100Х

Конструкцией КП 8F/2R предусмотрены четыре передачи переднего хода и одна передача заднего хода, включение каждой из которых возможно на обеих сту-пенях диапазонного редуктора. Совместно с механическим понижающим редуктором КП позволяет получить шестнадцать передач переднего и четыре передачи заднего хода трактора.

Включение передач и диапазонов КП осуществляется одним рычагом управ-ления КП 8 (рисунок 3.3.1) согласно схеме 4 рисунка 2.13.1. Выбору передачи в КП предшествует выбор требуемого диапазона редуктора.

Переключение передач и диапазонов выполняется только при остановленном тракторе.

Для выбора и включения диапазона редуктора оператор перемещает рукоятку рычага управления КП 10 (рисунок 3.3.1) из нейтрального положения в положение диапазонного редуктора, в соответствии со схемой 4 рисунка 2.13.1. Далее, для включения I-ой ступени диапазонного редуктора, оператор рукоятку 10 (рисунок 3.3.1) назад, в соответствии со схемой 4 рисунка 2.13.1. При этом рычаг управления КП 4 (рисунок 3.3.2), воздействуя на полозок диапазонного редуктора 12, перемеща-ет его и связанный с ним валик 29 с вилкой 30 вперед. Управляемая вилкой 30 ве-дущая шестерня I-ой ступени диапазонного редуктора 25 (рисунок 3.3.1) перемеща-ется по шлицам промежуточного вала 33 и входит в зацепление с ведомой шестер-ней 6 I-ой ступени диапазонного редуктора.

Для включения II-ой ступени диапазонного редуктора, оператор перемещает рукоятку рычаг управления КП 10 (рисунок 3.3.1) в положении диапазонного редук-тора вперед, в соответствии со схемой 4 рисунка 2.13.1. При этом рычаг управления КП 4 (рисунок 3.3.2), воздействуя на поводок диапазонного редуктора 12, перемеща-ет его и связанный с ним валик 29 с вилкой 30 назад. Управляемая вилкой 30 веду-щая шестерня I-ой ступени диапазонного редуктора 25 (рисунок 3.3.1) перемещается по шлицам промежуточного вала 33 и входит в зацепление с внутренним зубчатым венцом ведущей шестерни II-ой ступени диапазонного редуктора 24, соединяя ее с промежуточным валом 33. Шестерня 24 находится в постоянном зацеплении с ведо-мой шестерней II-ой ступени диапазонного редуктора 19.

На II-ой ступени диапазонного редуктора вращение от промежуточного вала

33 на вторичный вал 6 передается с замедлением меньшим, чем на I-ой ступени.

В диапазонном редукторе КП отсутствует нейтральное положение ведущей шестерни I-ой ступени диапазонного редуктора 25 (рисунок 3.3.1), в связи с этим в диапазонном редукторе всегда включена или I-ая или II-ая ступень.

Для включения пониженных передач (первой или второй) переднего хода или заднего хода оператор перемещает рукоятку рычаг управления КП 10 (рисунок 3.3.1) в крайнее правое положение, в соответствии со схемой 4 рисунка 2.13.1 – положе-ние пониженных передач и передач заднего хода.

Далее, для включения первой или второй передачи переднего хода оператор пе-ремещает рукоятку рычага переключения передач КП 10 (рисунок 3.3.1) вперед, в соот-ветствии со схемой 4 рисунка 2.13.1. При этом рычаг управления КП 4 (рисунок 3.3.2), воздействуя на полозок вилки пониженных передач и передачи заднего хода, перемеща-ет вилку 18 назад. Управляемая вилкой 18 скользящая шестерня пониженных передач и передач заднего хода 25 входит в зацепление с ведомой шестерней четвертой и седь-мой передач 28 (рисунок 3.3.1), и силовой поток в КП передается на промежуточный вал 33 КП через шестерни 5, 26 (рисунок 3.3.1), 24, 25 (рисунок 3.3.2) и 28 (рисунок 3.3.1).

Для включения первой или второй передачи заднего хода оператор перемещает рукоятку рычага управления КП 10 (рисунок 3.3.1) в положении пониженных передач и передач заднего хода назад, в соответствии со схемой 4 рисунка 2.13.1. При этом ры-чаг передач 4 (рисунок 3.3.2), воздействуя на полозок вилки пониженных передач и пе-редач заднего хода, перемещает вилку 18 вперед. Управляемая вилкой 18 скользящая шестерня пониженных передач и передач заднего хода 25 входит в зацепление с про-межуточной шестерней заднего хода 28, находящейся в постоянном зацеплении с меньшим зубчатым венцом двухвенцовой шестерни пятой и восьмой передач 29 (ри-сунок 3.3.1). На заднем ходу силовой поток в КП передается на промежуточный вал 33 КП через шестерни 5, 26 (рисунок 3.3.1), 24, 25, 28 (рисунок 3.3.2) и 29 (рисунок 3.3.1).

Для включения третьей и шестой передач оператор перемещает рукоятку ры-чага управления КП 10 (рисунок 3.3.1) в положении указанных передач вперед, в со-ответствии со схемой 4 рисунка 2.13.1. При этом рычаг управления КП 4 (рисунок 3.3.2), воздействуя на полозок вилки третьей и шестой передач, перемещает вилку 19 вперед. Управляемая вилкой 19 скользящая шестерня третьей и шестой передач 5 (рисунок 3.3.1) входит в зацепление с ведомой шестерней третьей и шестой пере-дач 27. Посредством образовавшегося зацепления силовой поток передается на промежуточный вал 33 КП.

Для включения четвертой (седьмой) или пятой (восьмой) передач оператор перемещает рукоятку рычага управления КП 10 (рисунок 3.3.1) в положение этих пе-редач, в соответствии со схемой 4 рисунка 2.13.1.

Далее, для включения четвертой или седьмой передачи оператор перемещает рукоятку рычага управления КП 10 (рисунок 3.3.1) в положении указанных передач вперед. При этом рычаг управления КП 4 (рисунок 3.3.2), воздействуя на полозок вилки четвертой и пятой передач, перемещает вилку 11 и управляемую ею двухвен-цовую ведущую шестерню четвертой и пятой передач 1 (рисунок 3.3.1) назад. Мень-ший зубчатый венец шестерни 1 входит в зацепление с ведомой шестерней четвер-той и седьмой передач 28. Посредством образовавшегося зацепления силовой поток от первичного вала 35 передается на промежуточный вал 33 КП.

Для включения пятой или восьмой передачи оператор перемещает рукоятку ры-чага управления КП 10 (рисунок 3.3.1) в положении указанных передач назад, в соот-ветствии со схемой 4 рисунка 2.13.1. При этом рычаг управления КП 4 (рисунок 3.3.2), воздействуя на полозок вилки четвертой и пятой передач, перемещает вилку 11 и управляемая ею двухвенцовая ведущая шестерня четвертой и пятой передач 1 (рису-нок 3.3.1) вперед. Больший зубчатый венец шестерни 1 входит в зацепление с ведомой шестерней пятой и восьмой передач 29. Посредством образовавшегося зацепления силовой поток от первичного вала 35 передается на промежуточный вал 33 КП.

Так как переключение передач и ступеней диапазонного редуктора КП не син-хронизированы и выполняются подвижными шестернями при полностью останов-ленном тракторе и выжатой педали сцепления, то, в случае неблагоприятного рас-положения зубьев зубчатых венцов шестерен, возможна неудача в попытке включе-ния передач или ступеней диапазонного редуктора. Перед повторной попыткой включения указанных передач или ступеней диапазонного редуктора оператору сле-дует слегка отпустить и снова полностью выжать педаль муфты сцепления. Указан-ный прием обеспечит проворот шестерен и их благоприятное относительное распо-ложение в КП, после чего следует повторить попытку плавного включения.

Расчетные скорости движения тракторов «БЕЛАРУС-80Х/80Х.1/100Х» на всех передачах КП приведены в п 2.13.4 «Диаграмма скоростей трактора».

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
4 посетителя считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности