Коробка передач трактора Беларус 925.4

Коробка передач трактора Беларус 925.4

  1. Общие сведения

    Коробка передач (КП) обеспечивает переключение с помощью синхронизаторов четырех диапазонов движения вперед и одного диапазона движения назад на первой (второй) ступени редуктора.

    Переключение ступеней редуктора осуществляется подвижной шестерней.

    КП состоит из первичного вала (25) (рисунок 4.28), вторичного вала (9), промежуточного вала (22), вала 1-ого диапазона и заднего хода (15), встроенного в корпус КП привода переднего ведущего моста (ПВМ) (18) и механизма переключения диапазонов

    (2) (рисунок 4.29).

    На первичном валу (25) (рисунок 4.28) установлены свободно вращающиеся ведущая шестерня (1) 3-его диапазона и двухвенцовая ведущая шестерня (4) 2-ого диапазона (она же ведомая шестерня диапазона заднего хода), а также соединенные с ним неподвижно шестерня (5), синхронизатор (2) 2-ого и 3-его диапазонов и синхронизатор (6) 4-ого диапазона.

    Вторичный вал (9) выполнен за одно целое с ведомой шестерней (7) 1-ой ступени редуктора, а так же на нем установлены неподвижно ведомая шестерня (8) 2-ой ступени редуктора (она же ведущая шестерня синхронного привода заднего вала отбора мощности (ВОМ)) и ведущая шестерня (10) главной пары (ГП) заднего моста (малая коническая шестерня).

    На промежуточном валу (22) установлены свободно вращающаяся ведущая шестерня

    (13) 2-ой ступени редуктора (она же ведомая шестерня синхронного привода заднего ВОМ) и промежуточная двухвенцовая шестерня (11), скользящая по шлицам вала ведущая шестерня (12) 1-ой ступени редуктора и соединенные неподвижно с валом ведомая шестерня (24) 3-его диапазона (она же ведомая шестерня 1-ого диапазона), ведомая шестерня (23) 2-ого диапазона.

    На валу (15) 1-ого диапазона и диапазона заднего хода установлены неподвижно синхронизатор (21) 1-ого диапазона и диапазона заднего хода, ведущая шестерня (14) и ведомая шестерня (17) привода ходоуменьшителя (ГХУ или МХУ) и свободно вращающиеся ведущая шестерня (20) 1-ого диапазона и ведущая шестерня (19) диапазона заднего хода.

    Ведомая шестерня (16) привода (18) ПВМ находиться в постоянном зацеплении с ведущей шестерней (13) 2-ой ступени редуктора.

    Механизм переключения диапазонов состоит из рычага переключения 1-ой и 2-ой ступени редуктора КП (20) (рисунок 4.31), рычага переключения диапазонов (3), крышки механизма переключения диапазонов (2) (рисунок 4.29), корпуса вилок (3), валика (25) с вилкой (26), входящей в паз ведущей шестерни (12) (рисунок 5.8) 1-ой ступени редуктора, и валика (20) (рисунок 4.29) с вилкой (19), входящей в паз подвижной каретки синхронизатора (21) (рисунок 4.28) 1-ого диапазона и заднего хода.

    Крышка (2) (рисунок 4.29) состоит из сферических опор (10), подпружиненных вилок

    (8) рычага переключения 1-ой и 2-ой ступеней редуктора и (9) рычага переключения диапазонов, рычага (7), соединенного трубчатым валом (6) с рычагом (5) и вилки (11), соединенной подпружиненным валом (4) с рычагом (24).

    Корпус вилок (3) состоит из подпружиненных шариков (12) для фиксации поводков (13),

    (16) в нейтральном и включенных положениях, шариков (22) с толкателем (23) блокировки включения диапазонов и ступеней редуктора, поводка (16) с поводком (21) включения первого диапазона и диапазона заднего хода.

    image

    1 – ведущая шестерня 3-его диапазона; 2 – синхронизатор 2-ого и 3-его диапазонов; 3

    • вилка; 4 – ведущая шестерня 2-ого диапазона (ведомая шестерня диапазона заднего хода); 5 – шестерня; 6 – синхронизатор 4-ого диапазона; 7 – ведомая шестерня 1-ой ступени редуктора; 8 – ведомая шестерня 2-ой ступени редуктора; 9 – вторичный вал; 10 – ведущая шестерня ГП (малая коническая шестерня); 11 – промежуточная двухвенцовая шестерня; 12 – ведущая шестерня 1-ой ступени редуктора; 13 – ведущая шестерня 2-ой ступени редуктора (ведомая шестерня синхронного привода заднего ВОМ); 14 – ведущая шестерня привода ХУ (ГХУ или МХУ); 15 – вал 1-ого диапазона и заднего хода; 16 – ведомая шестерня привода ПВМ; 17 – ведомая шестерня привода ХУ (ГХУ или МХУ); 18 – привод ПВМ; 19 – ведущая шестерня диапазона заднего хода; 20 – ведущая шестерня 1- ого диапазона; 21 – синхронизатор 1-ого диапазона и диапазона заднего хода; 22 – промежуточный вал; 23 – ведомая шестерня 2-ого диапазона; 24 – ведомая шестерня 3- его диапазона (ведомая шестерня 1-ого диапазона); 25 – первичный вал.

    Рисунок 4.28 Коробка передач.

    image

    1 – пружина; 2 – крышка механизма переключения диапазонов; 3 – корпус вилок; 4 – подпружиненный вал; 5 – рычаг; 6 – трубчатый вал; 7 – рычаг; 8 – подпружиненная вилка рычага переключения 1-ой и 2-ой ступени редуктора; 9 – подпружиненная вилка рычага переключения диапазонов; 10 – сферические опоры; 11 – вилка; 12 – подпружиненные шарики фиксации поводков; 13, 14, 15, 16 – поводки корпуса вилок; 17 – вилка; 18 – поводок; 19 – вилка; 20 – валик; 21 – поводок; 22 – шарики блокировки включения диапазонов и ступеней редуктора; 23 – толкатель; 2 4 – рычаг; 25 – валик; 26 – вилка.

    Рисунок 4.29 Механизм переключения передач.

    Переключение диапазонов и ступеней редуктора осуществляется согласно схеме

    (рисунок 4.30).

    Для включения 1-ой ступени редуктора рычаг переключения ступеней редуктора перемещают вперед. При этом вилка (8) (рисунок 4.29) воздействуют на рычаг (7), поворачивающий трубчатый вал (6) и связанный с ним рычаг (5). Рычаг (5) перемещает

    вперед поводок (13) с поводком (18), валик (25) с вилкой (26). Вилка (26) перемещает ведущую шестерню (12) (рисунок 4.28) по шлицам промежуточного вала (22) и вводит её в зацепление с ведомой шестерней (7) 1-ой ступени редуктора.

    В этом случае вращение от промежуточного вала (22) на вторичный вал (9) передается с замедлением, большим чем при включении 2-ой ступени редуктора.

    Для включения 2-ой ступени редуктора рычаг переключения ступеней редуктора перемещают назад. Тогда поводок (13) (рисунок 4.29) из положения «Включена 1-ая ступень редуктора» переместится в положение «Включена 2-ая ступень редуктора», а ведущая шестерня (12) (рисунок 3.28), перемещаясь по шлицам промежуточного вала (22), входит в зацепление с ведущей шестерней (13) 2-ой ступени редуктора, находящейся в постоянном зацеплении с ведомой шестерней (8) 2-ой ступени редуктора.

    В этом случае вращение от промежуточного вала (22) на вторичный вал (9) передается с замедлением меньшим, чем при включении 1-ой ступени редуктора.

    Внимание! В редукторе КП отсутствует нейтральное положение ведущей шестерни

    (13) (рисунок 4.28) 1-ой ступени редуктора, поэтому в редукторе всегда включена или 1-

    ая или 2-ая ступень редуктора.

    В положениях «Включена 1-ая ступень редуктора» или «Включена 2-ая ступень редуктора» поводок (13) (рисунок 4.29) фиксируется подпружиненным шариком (12). При перемещении поводка (13) в положение «Включена 1-ая ступень редуктора» блокировочные шарики (22) закатываются в лыску поводка (14) включения 4-ого диапазона, блокируя возможность включения 4-ого диапазона на 1-ой ступени редуктора.

    Рычаг переключения диапазонов при выключенных диапазонах всегда находится в нейтральном положении, которое обеспечивается подпружиненным валом (4) (рисунок 4.29).

    Для включения 1-ого диапазона или диапазона заднего хода необходимо рычаг переключения диапазонов из положения «Нейтраль» переместить в крайнее правое положение и, удерживая его там, переместить вперед в положение «Включен 1-ый диапазон» или назад в положение «Включен диапазон заднего хода».

    В этом случае вилка (11) (рисунок 4.29), сжимая пружину (1), перемещает вал (4) с рычагом (24) в крайнее левое положение. Рычаг (24) входит в паз поводка (16) и при движении вперед перемещает поводок (16) с поводком (21) из положения «Нейтраль» в положение «Включен 1-ый диапазон», а при движении назад – в положение «Включен диапазон заднего хода».

    При движении вперед, поводок (21), воздействуя на валик (20) с вилкой (19),

    перемещает подвижную каретку синхронизатора (21) (рисунок 4.28) из положения

    «Нейтраль» в положение «Включен 1-ый диапазон», которая замыкает вал (15) с ведущей шестерней (20) 1-ого диапазона, и вращение от первичного вала (25) передается на промежуточный вал (22) через шестерни (5), (11), (14), (20) и (24).

    image

    Рисунок 4.30 Расчетные скорости движения тракторов 925/925.3 при номинальной частоте вращения дизеля (1800

    При движении назад поводок (21) (рисунок 4.29) через валик (20) с вилкой (19) перемещает из положения «Нейтраль» в положение «Включен диапазон заднего хода» подвижную каретку синхронизатора (21) (рисунок 4.28), которая замыкает вал (15) с ведущей шестерней (19) диапазона заднего хода, и вращение от первичного вала (25) на промежуточный вал (22) передается через шестерни (5), (11), (14), (19), (24) и (23).

    Поводок (16) (рисунок 4.29) имеет три фиксированных положения «Нейтраль»,

    «Включен 1-ый диапазон» и «Включен диапазон заднего хода», обеспеченных подпружиненным шариком (12). Если поводок (16) находится в одном из включенных положений, то блокировочные шарики (22) фиксируют перемещение поводка (15) 2-ого и 3-его диапазона, а через толкатель (23) и блокировочные шарики (22) фиксируется перемещение поводка 4-ого диапазона (14).

    Для включения 2-ого и 3-его диапазонов рычаг диапазонов (2) (рисунок 4.31) перемещают из положения «Нейтраль» назад в положение «Включен 2-ой диапазон» или вперед в положение «Включен 3-ий диапазон».

    При включении 2-ого диапазона вилка (11) (рисунок 4.29) через вал (4) с рычагом (24) перемещает из положения «Нейтраль» поводок (15) с вилкой (3) (рисунок 4.28) назад в положение «Включен 2-ой диапазон». Вилка (3) перемещает из положения «Нейтраль» в положение «Включен 2-ой диапазон» подвижную каретку синхронизатора (2), которая замыкает первичный вал (25) с ведущей шестерней (4) 2-ого диапазона, и вращение от первичного вала (25) на промежуточный вал (22) передается через шестерни (4) и (23).

    При включении 3-его диапазона вилка (11) (рисунок 4.29) через вал (4) с рычагом (24) перемещает вперед из положения «Нейтраль» в положение «Включен 3-ий диапазон» поводок (15) с вилкой (3) (рисунок 4.28). Вилка (3) перемещает из положения «Нейтраль» подвижную каретку синхронизатора (2), которая замыкает первичный вал (25) с ведущей шестерней (1) 3-его диапазона, и вращение от первичного вала (25) на промежуточный вал (22) передается через шестерни (1) и (24).

    Поводок (15) (рисунок 4.29) имеет три фиксированных положения: «Нейтраль»,

    «Включен 2-ой диапазон» и «Включен 3-ий диапазон», обеспеченных подпружиненным шариком (12). Если поводок (15) находится в одном из включенных положений, то блокировочные шарики (22) фиксируют перемещение поводка (16) 1-ого диапазона и заднего хода и фиксируют перемещение поводка (14) 4-ого диапазона.

    Для включения 4-ого диапазона рычаг переключения диапазонов (2) (рисунок 4.31) необходимо из положения «Нейтраль» переместить в крайнее левое положение и, удерживая его там, переместить назад в положение «Включен 4-ый диапазон». Вилка (17) (рисунок 4.29) перемещает назад из положения «Нейтраль» в положение «Включен 4-ый диапазон» подвижную каретку синхронизатора (6) (рисунок 4.28), которая замыкает первичный вал (25) и вторичный вал (9) напрямую, и вращение от первичного вала (25) на вторичный вал (9) передается без изменения.

    Поводок (14) (рисунок 4.29) имеет два фиксированных положения «Нейтраль» и

    «Включен 4-ый диапазон», обеспеченных подпружиненным шариком (12). Если поводок

    (14) находится во включенном положении, то блокировочные шарики (22) фиксируют перемещение поводка (15) 2-ого и 3-его диапазонов, а через толкатель (23) и блокировочные шарики (22) фиксируется перемещение поводка (16) 1-ого диапазона и заднего хода.

    Внимание! Включение 4-ого диапазона передачи возможно только при включении 2-ой ступени редуктора.

    Управление переключением передач трехступенчатого редуктора

    Управление переключением передач трехступенчатого редуктора с гидроподжимными фрикционными муфтами осуществляется электронно-гидравлической системой управления.

    Электрическая часть системы управления переключением передач редуктора (рисунок 4.31) состоит из, установленных в кабине, электронного блока (4) (расположен справа от водителя под панелью), рычага (2) переключения диапазонов с рукояткой и расположенными на ней кнопками переключения передач, табло (1) индикации включенной передачи (расположено справа от щитка приборов), жгута (3) (соединяет между собой элементы системы в кабине и подает питание в систему с блока (10) предохранителей (рисунок 4.35)). Исполнительные электрогидрораспределители (9), (10),

    (11) (рисунок 4.31) (соответственно, включения передач H, M, L) расположены на плите, на трансмиссии под кабиной. Напротив электрогидрораспределителей (9), (10), (11) (на выходе) на плите установлены датчики (5), (6), (7) давления. Жгутом (8) исполнительные электрогидрораспределители (9), (10), (11), датчики (5), (6), (7) давления, расположенные на трансмиссии, соединены со жгутом (3) по кабине. Переключение передач редуктора осуществляется кнопками на рукоятке рычага (2). Последовательное нажатие на кнопку с символом «заяц» («+») обеспечивает последовательное переключение передач редуктора в сторону их увеличения, а на кнопку с символом «черепаха» («-») – в сторону уменьшения.

    Символ включенной передачи индицируется на табло (1): «L» – низшая (первая), «M» –

    средняя (вторая), «H» – высшая (третья). На табло (1) также индицируется режим работы:

    «Л» – легкий, «С» – средний, «Т» – тяжелый, который изменяется методом кольцевого перебора нажатием на кнопку, расположенную с обратной стороны табло. Режим работы устанавливается водителем в зависимости от выполняемой по энергоемкости работы. Варианты индикации на табло (1) представлены на (рисунке 4.32).

    При нормальной работе системы символ включенной передачи высвечивается на табло желтым цветом. Если электрическая цепь электромагнита какой-либо передачи оборвана (обрыв проводов или обмотки электромагнита, плохой контакт в разъемах), то его символ на табло светится желтым мигающим цветом. При коротком замыкании в цепи электромагнита символ соответствующей передачи высвечивается красным мигающим цветом. В этом случае срабатывает защита – снимается электрический сигнал с электромагнита и движение на данной передаче невозможно. При несрабатывании соответствующего дискретного датчика (5), (6) или (7) давления после включения электромагнита электрогидрораспределителя (9), (10) или (11), символ передачи на табло высвечивается зеленым мигающим цветом. Такая индикация присутствует при неработающем дизеле, когда в гидросистеме нет давления. При работающем дизеле отсутствие подтверждающего сигнала с датчика (5), (6) или (7) давления при наличии электрического сигнала на электромагните соответствующего электрогидрораспределителя может быть связано с обрывом в цепи датчика, неисправностью датчика или зависанием золотника электрогидрораспределителя в закрытом положении. При зависании золотника движение на данной передаче невозможно. Если трактор движется под нагрузкой, то необходимо проверить исправность цепи к соответствующему датчику и сам датчик.

    image

    1 - табло; 2 - рычаг с рукояткой и кнопками; 3, 8 - жгуты; 4 - электронный блок; 5, 6, 7 - датчики давления; 9, 10, 11 –

    электрогидрораспределители; 12 – сигнализатор засоренности фильтра КПП; 13 – датчик засоренности фильтра КПП; 14 –

    блок предохранителей

    Рисунок 4.31 Управление переключением диапазоновтрехступенчатого редуктора.

    image

    Рисунок 4.32 Индикация табло

    Если при переключении передач система обнаруживает давление в гидролинии выключаемой передачи (завис золотник электрогидрораспределителя в открытом положении), то на табло загорается зеленым мигающим цветом знак «!» и включается зуммер, который находится с обратной стороны пульта управления (9) (рисунок 4.35). При этом обесточиваются все электромагниты. Дальнейшее движение трактора возможно только на «зависшей» передаче. При повышении напряжения в бортовой сети свыше 18,5 В на табло высвечивается мигающим красным цветом буква «U» и система отключается. Предусмотрено уменьшение яркости индикации табло при включении габаритов. После

    подачи напряжения в систему при пуске дизеля включается электрогидрораспределитель той передачи, которая была включена перед глушением дизеля.

    Для индикации засоренности фильтра КПП введен сигнализатор (12) засоренности фильтра КПП (рисунок 4.31) (сигнализатор (23) (рисунок 4.35)).

    Электрическая схема соединений системы управления трехступенчатым редуктором приведена на (рисунке 4.33).

    Гидравлическая часть системы управления представлена на (рисунок 4.34). При включении насоса Н1 масло через фильтр грубой очистки А2 и фильтр тонкой очистки А3 поступает на распределители А4 и А6. Распределитель А4 предназначен для управления узлом передач А5, состоящим из муфт включения передач МФ1…МФ3, а также для смазки приводного вала муфты сцепления, первичного вала коробки передач, вала пониженных передач и ПВМ. Управление узлом передач А5 осуществляется пропорциональными клапанами Р1…Р3 золотникового типа с управлением от электромагнитов, а смазка обеспечивается клапанами КД1 и КД2, настроенными на давление 1,0 МПа и 0,2 МПа соответственно. Распределитель А6 представляет собой три распределителя Р4…Р6, каждый из которых управляет определенным узлом. Датчики Д1…Д7 сигнализируют о включении соответствующего узла.

  2. Система управления блокировкой дифференциала (БД) заднего моста трактора Беларус 925.4

    Управление БД заднего моста осуществляется электрогидравлической системой.

    Электрическая часть системы управления БД заднего моста входит в объединенную систему управления БД, ПВМ (передним ведущим мостом) и ВОМ (валом отбора мощности). Она состоит из установленных в кабине справа от водителя на пульте управления (9) (рисунок 4.35) клавишного переключателя (4), контрольной лампы (5), и реле, расположенных внутри пульта. Данные органы управления соединены жгутом (14) по кабине объединенной системы управления БД, ПВМ и ВОМ, который соединен со жгутом по трансмиссии (11). Жгут (11) подсоединен к электрогидрораспределителю (17) включения БД, дискретному датчику давления (19), датчику (22) угла поворота направляющих колес, расположенному в левом редукторе ПВМ. Объединенная система запитана от бортовой электросети через щиток предохранителей (10). Напряжение питания системы в щиток предохранителей поступает после запуска двигателя через 9- клеммную колодку.

    Переключатель (4) имеет три положения:

    -Блокировка автоматическая (верхнее фиксированное);

    -Блокировка принудительная (нижнее нефиксированное);

    -Блокировка отключена (среднее фиксированное).

    В положении переключателя (4) «Автоматическое управление БД» происходит включение электрогидрораспределителя (17), который направляет поток масла в муфту БД и блокирует дифференциал. Разблокирование происходит автоматически при повороте направляющих колес на угол свыше 13º (срабатывании датчика (22)), или при нажатии на обе либо любую из педалей тормозов.

    image

    1- зуммер; 2 - электронный блок; 3 - датчик давления третьей передачи; 4 - датчик давления второй передачи; 5 -

    датчик давления первой передачи; 6 – электрогидрораспределитель третьей передачи; 7 - электрогидрораспределитель второй передачи; 8 - электромагнит первой передачи; 9 - рукоятка с кнопками; 10 – табло; 11 – реле фильтра КПП; 12 – сигнализатор фильтра КПП

    Рисунок 4.33 Схема электрическая соединений системы управления трехступенчатым редуктором.

    Б1 – картер трансмиссии; А1 – привод насоса; Н1 – насос шестеренчатый; Ф1 – маслоприемник; А2 – фильтр грубой очистки; КП1, КП2 – клапан предохранительный; Ф2 – фильтроэлемент; А3 – фильтр тонкой очистки; ИЗ1 – индикатор загрязненности; Ф3 – элемент фильтрующий; А4 – распределитель; Д1…Д7 – датчики давления; КД1 – клапан гидросистемы; КД2 – клапан смазки; Р1…Р3 – клапан пропорциональный золотникового типа; А5 – узел передач; МФ1…МФ3 – муфта включения передач КП; А6 – плита гидропривода; Р4…Р6 – распределитель.

    Рисунок 4.34 Схема гидравлическая трансмиссии:

    В положении переключателя (4) «Блокировка отключена» на электромагнит электрогидрораспределителя (17) не подается напряжение, муфта БД соединена со сливом, дифференциал разблокирован.

    При необходимости кратковременного блокирования задних колес, в том числе и при повороте, необходимо нажать и удерживать переключатель (4) в положении «Блокировка принудительная». Блокировка сохраняется на время удержания переключателя в указанном положении, а при отпускании переключателя происходит его возврат в положение «Блокировка отключена».

    Загорание сигнализатора (лампы) (5) включения БД происходит при срабатывании дискретного датчика (19) давления, который при наличии давления в напорной магистрали 0,6…0,8 МПа замыкает его электрическую цепь.

    ВНИМАНИЕ! При включенной блокировке дифференциала скорость движения трактора не должна превышать 12 км/ч.

    Запрещена работа трактора на транспорте на дорогах с твердым покрытием с постоянно включенной блокировкой дифференциала.

    100

    1,11,14 – жгуты; 2 – переключатель управления приводом ПВМ; 3 – сигнализатор включения ПВМ; 4 – переключателю управления БД заднего моста; 5 – сигнализатор включения БД; 6 – переключатель управления задним ВОМ; 7 – сигнализатор включения заднего ВОМ; 8 – кнопка включения заднего ВОМ; 9 – пульт управления БД, ПВМ и ВОМ; 10 – блок предохранителей; 12 – кнопка звукового

    сигнал; 15,16,17 – секции распределителя ВОМ, ПВМ, БД соответственно; 18,19,20 – датчики давления ПВМ, БД, ВОМ соответственно, 21 – датчик включения/выключения привода ПВМ, 22 – датчик автоматического включения/выключения БД заднего моста, 23 - сигнализатор засоренности фильтра КПП.

    Рисунок 4.35 Управление приводом ПВМ, БД, ВОМ:

Рисунок 4.36 Управление приводом ПВМ, БД, ВОМ. Схема электрическая принципиальная

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
2 посетителя считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности