Toyota Estima, Estima Emina, Estima Lucida. Руководство — часть 27

Toyota Estima, Estima Emina, Estima Lucida. Руководство - часть 27

107

Система впрыска топлива

Описание

Система впрыске состоит из трех ос­

новных подсистем: подвода топлива,

подвода воздуха и электронного

управления.

Топливная система

Топливо подается насосом через

фильтр к форсунке под давлением,

устанавливаемым регулятором дав­

ления топлива.

Топливо впрыскивается форсунками

во впускной коллектор в соответствии

с сигналами от электронного блока

управления.

Регулятор давления обеспечивает по­

стоянный перепад давления топлива

между топливным и впускным коллек­

торами. Избыток топлива возвраща­

ется в бак через трубку возврата.

Система воздухоснабжения

Система впуска воздуха обеспечивает

подачу необходимого количества воз­

духа для работы двигателя.

Количество воздуха, поступающего в

двигатель, определяется углом откры­

тия дроссельной заслонки и частотой

вращения коленчатого вала двигате­

ля. Поток воздуха проходит воздуш­

ный фильтр, канал корпуса дроссель­

ной заслонки и поступает в верхнюю

часть впускного коллектора, откуда он

распределяется по цилиндрам двига­

теля.

При низкой температуре охлаждаю­

щей жидкости открывается клапан

системы управления частотой враще­

ния холостого хода, и воздух поступа­

ет в верхнюю часть впускного коллек­

тора по перепускному каналу в допол­

нение к воздуху, проходящему через

дроссельную заслонку.

Система электронного

управления

Двигатели оборудованы системой

"Toyota", которая управляет впрыском

топлива, опережением зажигания,

управлением частотой вращения хо­

лостого хода, диагностической систе­

мой и т.д. при помощи электронного

блока управления с использованием

микрокомпьютера.

Посредством электронного блока

управления осуществляются следую­

щие функции:

1. Управление впрыском топлива.

Электронный блок управления полу­

чает сигналы от различных датчиков,

которые регистрируют изменение со­

стояния работы двигателя. В частно­

сти, датчики регистрируют:

•абсолютное давление во впускном

коллекторе;

•температуру поступающего воздуха;

•температуру охлаждающей жидкости;

•частоту вращения коленчатого ва­

ла двигателя;

•угол открытия дроссельной за­

слонки;

•содержание кислорода в отрабо­

тавших газах;

Эти сигналы обрабатываются в элек­

тронном блоке управления, который

вырабатывает выходной сигнал про­

должительности впрыска топлива,

обеспечивающий оптимальный коэф­

фициент избытка воздуха для текущих

условий работы двигателя.

2. Управление углом опережения за­

жигания.

В память электронного блока управ­

ления заложены значения оптималь­

ного угла опережения зажигания при

всех возможных режимах работы дви­

гателя. Используя сигналы различных

датчиков, контролирующих условия

работы двигателя (частота вращения

коленчатого вала, температура охла­

ждающей жидкости, и др.), электрон­

ный блок управления вырабатывает

импульсы, управляющие искрообра¬

зованием в строго определенные мо­

менты времени.

3. Диагностика.

Блок электронного управления преду­

преждает о неисправности или не­

нормальной работе посредством ин­

дикатора "CHECK", выведенного на

панель приборов. Неисправность

идентифицируется в виде диагности­

ческого кода, который запоминается

электронным блоком управления. Код

может быть расшифрован по числу

миганий индикатора "CHECK" при пе­

ремыкании выводов "TE1" и "Е1".

Подробно диагностические коды рас­

смотрены ниже.

4. Функция "Fail-Safe" ("Добраться до

дома").

В случае выхода из строя какого-либо

датчика предусмотрен аварийный ре­

жим работы, чтобы доехать до бли­

жайшей станции техобслуживания или

до гаража. При этом на приборной па­

нели высвечивается индикатор

"CHECK". .

Предупреждения

. 1 . При проведении работ с топливной

системой отсоедините отрицательную

клемму аккумуляторной батареи.

Примечание: все коды неисправно­

стей, заложенные в электронный

блок управления, при отсоединении

аккумуляторной батареи будут

стерты. Следовательно, в случае

необходимости считайте коды пе­

ред отсоединением проводов от

клемм аккумуляторной батареи.
2. При работе с топливной системой

не курите и не работайте с открытым

огнем.

3. Держите бензин вдали от деталей

из резины и кожи.

Меры предосторожности

Меры предосторожности

при обслуживании

электрооборудования

1. Проверьте правильность регулиро­

вок двигателя (см. главу "Техническое

обслуживание и общие процедуры

проверок и регулировок").

2. Меры предосторожности при под­

соединении приборов.

а) Используйте аккумуляторную ба­

тарею в качестве источника энергии

для стробоскопа, тахометра и др.

б) Подсоедините провод-пробник

тахометра к выводу "IG(-)" диагно­

стического разъема.

3. В случае пропусков зажигания в

двигателе примите следующие меры

предосторожности.

- Аккумуляторные клеммы должны

быть надежно соединены с выводны­

ми штырями аккумуляторной батареи.

- Работайте аккуратно с высоко­

вольтными проводами. Отсоедините

высоковольтные провода от свечей

зажигания, удерживая их только за

резиновые наконечники. Непра­

вильное обращение • с проводами

может привести к внутренним раз­

рывам проводов.

- По окончании ремонтных работ

убедитесь, что все провода системы

зажигания правильно и надежно со­

единены.

- При очистке моторного отсека не

допускайте попадания воды на эле­

менты электронной системы.

4. При работе с кислородным датчи­

ком не допускайте ударных воздейст­

вий и попадания воды на датчик.

Расположение кислородного датчи­

ка. 1 - кислородный датчик, 2 - датчик

температуры отработавших газов,

3 - каталитический нейтрализатор.

Меры предосторожности

при наличии на автомобиле

мобильной системы

радиосвязи

Конструктивно электронный блок

управления выполнен таким образом,

чтобы исключить влияние на него

внешних электромагнитных помех.

108

Система впрыска топлива

Однако если автомобиль оборудован

радиостанцией СВ и т.д. (даже выход­

ной мощностью всего 10 Вт), то она

может в некоторых случаях влиять на

работу электронного блока, особенно

когда антенна и соединительные

(фидерные) кабели проложены рядом

с электронным блоком управления.

Поэтому необходимо придерживаться

следующих мер предосторожности:

1. Устанавливайте антенну как можно

дальше от электронного блока управ­

ления. Электронный блок управления

расположен, как показано на рисунке,

так что антенна должна устанавли­

ваться в задней части автомобиля.

Расположение электронного блока

управления.
2. Прокладывайте антенный кабель

как можно дальше от проводки элек­

тронного блока управления, по мень­

шей мере в 20 см, и тем более не пе­

рекручивайте их вместе.

3. Проверьте правильность настройки

(согласования) антенного кабеля и ан­

тенны.

4. Не устанавливайте на автомобиль

мощную радиостанцию.

5. Не открывайте крышку или корпус

электронного блока управления без

крайней необходимости. (Если при­

коснуться к выводу "IС", то он может

быть поврежден статическим электри­

чеством.)

Меры предосторожности

при работе с системой

воздухоснабжения

1. Снятие с двигателя маслоизмери-

тельного щупа, крышки маслозалив-

ной горловины, шланга системы вен­

тиляции картера и т.д. может вызвать

нарушение регулировок двигателя.

2. Отсоединение, ослабление крепеж­

ных элементов или растрескивание

элементов системы воздухоснабжения

между корпусом дроссельной заслон­

ки и головкой блока цилиндров вызо­

вет подсос воздуха, что приведет к

нарушению работы двигателя.

Меры предосторожности

при работе с электронной

системой управления

1. Перед отсоединением электриче­

ских разъемов электронного блока

управления необходимо отключить

электрическое питание посредством

ключа зажигания, либо снятием клемм

с аккумуляторной батареи.

Внимание: обязательно прочитайте

диагностический код перед снятием

клемм с аккумуляторной батареи.
2. При установке аккумуляторной ба­

тареи не перепутайте полярность.

3. Не подвергайте ударам элементы

системы впрыска топлива и особенно

электронный блок управления.

4. Будьте внимательны при поиске не­

исправностей, поскольку при большом

количестве транзисторных цепей даже

легкое неосторожное касание вывод­

ных контактов может привести к серь­

езным повреждениям.

5. Не открывайте крышку корпуса

электронного блока управления без

необходимости.

6. При работе в дождливую погоду

оберегайте электронные узлы управ­

ления от попадания воды. Так же сле­

дует поступать и при мойке двигателя.

7. Замена запчастей Должна проводить­

ся только на аналогичные и в комплекте.

8. Будьте осторожны при расстыковке и

соединении разъемов электропроводки.

а) При расстыковке ослабьте фикса­

тор, надавив на его пружину, и вы­

тащите разъём, удерживая его за

корпус.

б) При соединении полностью

вставьте разъем и убедитесь, что он

зафиксирован.

9. При проверке разъема тестером.

а) Если проверяется водонепрони­

цаемый разъем, необходимо осто­

рожно снять защитный чехол.

б) При проверке сопротивления, то­

ка или напряжения всегда вводите

зонд тестера со стороны проводов.

в) Не применяйте излишнее усилие.

г) После проверки плотно установи­

те защитный чехол на разъем.

10. Используйте сервисные кабели

при проверке или испытаниях форсу­

нок, форсунки холодного пуска или их

разъемов.

Меры предосторожности при

работе с топливной системой

1. До начала работ с топливной сис­

темой отсоедините провод от отрица­

тельной клеммы аккумуляторной ба­

тареи.

Внимание: любой диагностический

код в запоминающем устройстве

электронного блока управления

стирается при отсоединении прово­

да от отрицательной клеммы акку­

муляторной батареи. Поэтому необ­

ходимо прочесть диагностические

коды перед отсоединением проводов

от клемм аккумуляторной батареи.

2. Не курите и не пользуйтесь откры­

тым огнем при работе с топливной

системой.

3. Не допускайте контакта бензина с ре­

зиновыми или кожаными предметами.

4. При отсоединении топливопровода

высокого давления большое количе­

ство топлива выливается. Поэтому

необходимо выполнить следующие

процедуры:

а) Подставьте емкость под демон­

тируемый узел.

б) Медленно ослабьте соединение.

в) Расстыкуйте соединение.

г) Заглушите соединение резиновы­

ми пробками.

Система впрыска топлива

109

5. При затяжке ниппельного соедине­

ния или соединения перепускным

болтом на топливопроводе высокого

давления выполните следующие про­

цедуры:

Соединение перепускным болтом

а) Всегда используйте новую про­

кладку.

б) Заверните болт вручную и затем

затяните необходимым моментом

затяжки.

Момент затяжки 29 Нм

7. Установите форсунку на топливный

коллектор и соедините с впускным

коллектором, как показано на рисунке.

Ниппельное соединение

а) Нанесите тонкий слой моторного

масла на гайку и заверните гайку

вручную.

б) Динамометрическим ключом за­

тяните гайку необходимым момен­

том затяжки.

Момент затяжки 30 Н-м
Примечание: используйте динамомет­

рический ключ с длиной рукоятки 30 см.

6. Меры предосторожности при снятии

и установке форсунок.

а) Никогда не используйте повторно

кольцевое уплотнение.

б) При установке нового кольцевого

уплотнения на форсунку соблюдай­

те осторожность, чтобы ни в коем

случае не повредить его.

в) Перед установкой смажьте коль­

цевое уплотнение веретенным мас­

лом или топливом. Никогда не ис­

пользуйте моторное и трансмисси­

онное масло или тормозную жид­

кость.

1 - кольцевое уплотнение, 2 - изоля­

тор, 3 - головка блока цилиндров,

4 - топливный коллектор.
8. При работе с нейлоновыми трубками

не допускайте их перегибания, скручи­

вания и перемещения фиксаторов.

9. После обслуживания топливной

системы проверьте отсутствие подте­

кания топлива.

а) Перемычкой соедините выводы "+В"

и "FP" диагностического разъема.

б) Включите зажигание (двигатель не

запускать!). Топливный насос должен

заработать, и в топливной системе

должно повыситься давление.

Примечание: диагностический разъ­

ем расположен под левым передним

сиденьем.

в) Если пережать шланг возврата

топлива, давление в топливопрово­

де высокого давления поднимется

приблизительно до 392 кПа. Убеди­

тесь в отсутствии подтекания топ­

лива на всей линии.

Внимание: шланг должен быть пере­

жат. Никогда не перегибайте топ­

ливопровод во избежание его разру­

шения.

Система

диагностирования

Описание

Электронный блок управления имеет

встроенную систему текущей самоди­

агностики, которая по сигналам датчи­

ков непрерывно отслеживает состоя­

ние двигателя. В случае обнаружения

неисправности система идентифици­

рует ее и информирует об этом води­

теля предупредительным сигналом,

который высвечивается индикатором

"CHECK ENGINE" ("проверь двига­

тель"), расположенной на комбинации

приборов.

Анализируя различные сигналы (см.

ниже таблицу диагностических кодов),

электронный блок управления опреде­

ляет отказавшую систему или элемент

по величине эксплуатационных пара­

метров, зафиксированных соответст­

вующим датчиком или исполнительным

механизмом. Индикатор "CHECK EN­

GINE" на комбинации приборов ин­

формирует водителя о наличии неис­

правности. Индикатор гаснет автома­

тически сразу после устранения неис­

правности. Электронный блок управле­

ния хранит в своей памяти коды неис­

правностей, связанные с соответст­

вующими отказами, до тех пор, пока

память диагностической системы не

будет стерта (не "сбросит" информа­

цию) путем отключения предохраните­

ля "EFI" при выключенном зажигании.

Индикатор "CHECK ENGINE"

("проверь двигатель")

1. Индикатор "CHECK" - предупреж­

дающий световой сигнал, представ­

ляющий собой световое табло на

комбинации приборов, зажигается при

включении зажигании и при нерабо­

тающем двигателе.

г) Выключите зажигание.

д) Снимите перемычку с диагности­

ческого разъема.

2. После запуска двигателя индикатор

"CHECK ENGINE" должен погаснуть.

Если же индикатор продолжает гореть

на работающем двигателе, это значит,

что система диагностирования преду­

преждает о сбоях в работе двигателя

или его систем.

Вывод

диагностических кодов

Вывод диагностических кодов в

режиме текущей самодиагностики

Для получения выходного диагности­

ческого кода необходимо выполнить

следующие процедуры.

1. Проверьте начальные условия.

а) Напряжение аккумуляторной ба­

тареи - не ниже 11 В.

б) Дроссельная заслонка полностью

закрыта.

в) Рычаг переключения МКПП в ней­

тральном положении или селектор

АКПП в положении "N".

г) Все дополнительное оборудование

выключено.

д) Двигатель прогрет до нормальной

рабочей температуры.

110

Система впрыска топлива

2. Установите ключ зажигания в поло­

жение "ON", но не запускайте двига­

тель.

3. Используя перемычку, перемкните

выводы диагностического разъема

"ТЕ1"и"Е1".
Примечание: диагностический разъ­

ем расположен около электронного

блока управления.

Расположение диагностического

разъема.

4. Прочтите диагностический код по

количеству вспышек индикатора

"CHECK ENGINE". (Диагностические

коды см. ниже в таблице),

а) Нормальная работа системы

(отсутствие неисправности).

Индикатор загорается и гаснет каж­

дые 0,25 с.

б) Индикация кода неисправностей.

При наличии неисправности световое

табло мигает следующим образом:

Первая последовательность

вспышек соответствует первому

числу диагностического кода, со­

стоящего из двух чисел. После пау­

зы 1,5 секунды выводится вторая

последовательность вспышек, соот­

ветствующая второму числу кода.

- При наличии двух и более кодов

неисправностей при выводе между

ними устанавливается интервал 2,5

секунды.

- После того как все коды выведены,

наступает пауза 4,5 с, а затем все

они повторяются, пока выводы

"ТЕ1" и "Е1" диагностического разъ­

ема замкнуты.

Внимание: в случае нескольких кодов

неисправностей их индикация начи­

нается с меньшего кода и продолжа­

ется по возрастающей.

в) Двухстадийный алгоритм опреде­

ления неисправностей.

в) Рычаг управления коробкой пере­

ключения передач - в нейтральном

положении.

г) Все дополнительное оборудова­

ние выключено.

2. Замкните накоротко с помощью

подходящего провода выводы "ТЕ2" и

"Е1" диагностического разъема, затем

включите зажигание, и система само­

диагностики будет функционировать в

режиме тестирования.

1 - фиксация неисправности пер­

вый раз (предварительное занесе­

ние в память), 2 - фиксация неис­

правности во второй раз

(высвечивание светового табло),

3 - зажигание выключено, 4 - второй

цикл, 5 - первый цикл, 6 - зажигание

включено.

При записи некоторых кодов исполь­

зуется двухстадийный алгоритм. Он

заключается в том, что при проявле­

нии неисправности в первый раз ее

код временно заносится в память

электронного блока управления.

Если эта же неисправность фиксиру­

ется во время второго испытательного

ездового теста, то в этом случае заго­

рается индикатор "CHECK". Второй

ездовой тест проводится повторно в

том же режиме. (Однако между пер­

вым и. вторым испытательным ездо­

вым циклом зажигание должно быть

выключено).

При самодиагностике в режиме тести­

рования индикатор загорается при

первом проявлении неисправности.

5. После проверки снимите перемычку

с диагностического разъема.

Вывод диагностических кодов в

режиме тестирования
Внимание:

- По сравнению с обычным режимом

самодиагностики, самодиагностика

в режиме тестирования обладает

повышенной чувствительностью к

определению неисправностей.

- Это позволяет определить неис­

правности в электрических цепях

системы пуска, системы конди­

ционирования воздуха, а также в

электрической цепи выключателя

запрещения запуска.

- Самодиагностика в режиме тес­

тирования позволяет определять

неисправности, которые фиксиру­

ются и обычной самодиагностикой.

Для получения выходного диагности­

ческого кода в режиме тестирования

необходимо выполнить следующие

процедуры.

1. Проверьте начальные условия.

а) Напряжение аккумуляторной ба­

тареи - не ниже 11 вольт.

б) Двигатель прогрет до нормальной

рабочей температуры.

Внимание: подтверждением того,

что система самодиагностики

функционирует в режиме тестиро­

вания, является мигание табло

"CHECK ENGINE" при включенном за­

жигании. При этом время между кон­

цом и началом последовательных

импульсов (вспышек), то есть скваж­

ность импульсов, составляет 0,13 с.

3. Запустите двигатель и начните

движение автомобиля со скоростью

10 км/ч или выше.

4. Имитируйте ситуации, в которых

проявляется неисправность.

5. Перемкните с помощью подходяще­

го провода выводы "ТЕ1" и "Е1" диаг­

ностического разъёма.

6. Прочтите диагностические коды по

количеству вспышек светового табло

"CHECK".

7. По окончании диагностирования от­

соедините провода от диагностическо­

го разъема.
Внимание:

- Система не перейдет в режим

тестирования, если выводы "ТЕ2"

и "Е1" будут перемкнуты после

того, как включено зажигание.

- При скорости автомобиля 5 км/ч

и ниже будет выводиться код №42

(датчик скорости), что не являет­

ся признаком неисправности.

- Если двигатель не проворачива­

ется стартером, будет высвечи­

ваться код №43 (стартер), что не

является признаком неисправности.

- Если рычаг управления автомати­

ческой трансмиссией находится в по­

ложениях: "D", "2", "L" или "R", или если

включен кондиционер, или если полно­

стью нажата педаль акселератора,

то выводится код № 51 ("включение

кондиционера"), что, однако, не явля­

ется признаком неисправности.

4. Прочтите диагностический код по ко­

личеству миганий (вспышек) контроль­

ной лампы "CHECK". (Диагностические

коды см. ниже в таблице).

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
8 посетителей считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности