Chevrolet Rezzo. ДВИГАТЕЛЬ А16DMS и X20SED

Chevrolet Rezzo. ДВИГАТЕЛЬ А16DMS и X20SED

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

На автомобили Chevrolet Rezzo устанавли­вают поперечно расположенные четырехтакт­ные четырехцилиндровые бензиновые двига­тели мод. А16DMS рабочим объемом 1,6 л и X20SED объемом 2,0 л с рядным вертикаль­ным расположением цилиндров и жидкост­ным охлаждением. У двигателей два распре­делительных вала и по четыре клапана на ци­

линдр, которые приводятся через гидроком­пенсаторы зазоров. Конструкции обоих дви­гателей аналогичны. В данном разделе по­дробно описан двигатель A16DMS (рис. 5.1).

Головка блока цилиндров двигателя изго­товлена из алюминиевого сплава по попереч-


Рис. 5.1. Детали и узлы двигателя A16DMS:



ной схеме продувки цилиндров (впускные и вы­пускные каналы расположены на противопо­ложных сторонах головки). В головку запрессо­ваны седла и направляющие втулки клапанов. Впускные и выпускные клапаны снабжены

по одной пружине, зафиксированной через та­релку двумя сухарями. Распределительные ва­лы непосредственно воздействуют на клапаны через гидрокомпенсаторы, выполняющие од­новременно функцию толкателей.

Блок цилиндров двигателя представляет собой единую отливку, образующую цилиндры, рубашку охлаждения, верхнюю часть картера и пять опор коленчатого вала, выполненных в виде перегородок картера.

Блок изготовлен


из специального высокопрочного чугуна с ци­линдрами, расточенными непосредственно в теле блока. Крышки коренных подшипников обоих двигателей обработаны в сборе с бло­ками и невзаимозаменяемы. На блоках цилин­дров выполнены специальные приливы, флан­цы и отверстия для крепления деталей, узлов и агрегатов, а также каналы главной масляной магистрали.

Коленчатый вал, откованный из специаль­ной стали, вращается в коренных подшипни­ках, имеющих тонкостенные стальные вклады­ши с антифрикционным слоем из алюминие­во-оловянного сплава. Осевое перемещение коленчатого вала ограничено специальными фланцами, выполненными на средней корен­ной шейке и опирающимися на буртики уве­личенных по толщине вкладышей среднего коренного подшипника.

Поршни изготовлены из алюминиевого сплава. На цилиндрической поверхности го­ловки поршня выполнены кольцевые канавки для маслосъемного и двух компрессионных колец, причем маслосъемное кольцо состоит из трех секций. Поршни двигателя дополни­тельно охлаждаются маслом, которое подает­ся через отверстие в верхней головке шатуна и разбрызгивается на днище поршня.

Поршневые пальцы установлены в бо­бышках поршней с зазором и запрессованы


с натягом в верхние головки шатунов, которые своими нижними головками соединены с ша­тунными шейками коленчатого вала через тонкостенные вкладыши, конструкция которых аналогична коренным.

Шатуны стальные, кованые, со стержнем двутаврового сечения.

Система смазки комбинированная (см «Система смазки», с. 99).

Система вентиляции картера закрыто­го типа не сообщается непосредственно с атмосферой, поэтому одновременно с от­сосом газов и паров бензина в картере об­разуется разрежение на всех режимах ра­боты двигателя, что повышает надежность различных уплотнений двигателя и уменьша­ет выброс токсичных веществ в атмосферу. В систему вентиляции входят клапан 3 (рис. 5.2), вентиляционный шланг 2, соеди­няющий полость под крышкой головки блока цилиндров с воздухоподводящим рукавом воздушного фильтра, впускная труба 1 и шланг, соединяющий полость под крышкой головки блока цилиндров непосредственно с впускной трубой.

Под действием разрежения во впускной трубе 1 картерные газы по каналу в блоке ци­линдров двигателя засасываются в полость под крышкой головки блока цилиндров, отку­да через клапан 3 и вентиляционный шланг

2 поступают в воздухоподводящий рукав и за­тем через дроссельный узел во впускную тру­бу 1, где смешиваются с подаваемым в двига­тель воздухом. Образовавшаяся газовая смесь вместе с топливом поступает в цилинд­ры двигателя и там сгорает.

В некоторых случаях, например, при силь­ном износе цилиндропоршневой группы или

Рис. 5.2.


во время продолжительной работы двигателя с высокой нагрузкой пропускная способность системы вентиляции оказывается недоста­точной. В этом случае часть картерных газов по шланп/ малой ветви системы отводится не­посредственно во впускную трубу откуда по­дается в цилиндры двигателя для сжигания.

Основным элементом системы является клапан 3. При полностью открытой дроссель­ной заслонке, когда разрежение во впускной трубе невелико, клапан полностью открыт под действием встроенной в него пружины и картерные газы свободно проходят в возду­хоподводящий рукав. При закрытой дрос­сельной заслонке (режим холостого хода) разрежение во впускной трубе увеличивает­ся, проходное сечение клапана уменьшается, картерные газы поступают во впускную трубу в основном через малую ветвь с уменьшен­ным проходным сечением, чем обеспечива­ется устойчивая работа двигателя в режиме холостого хода.

Система охлаждения двигателя герме­тичная, с расширительным бачком, состоит из рубашки охлаждения, выполненной в ли­тье и окружающей цилиндры в блоке, каме­ры сгорания и газовые каналы в головке блока цилиндров. Принудительную циркуля­цию охлаждающей жидкости обеспечивает центробежный водяной насос с приводом от коленчатого вала зубчатым ремнем при­вода газораспределительного механизма. Для поддержания нормальной рабочей тем­пературы охлаждающей жидкости в системе охлаждения установлен термостат, перекры­вающий большой круг системы при непро- гретом двигателе и низкой температуре ох­лаждающей жидкости.

Система питания двигателя состоит из электрического топливного насоса, установ­ленного в топливном баке, дроссельного уз­ла, фильтра тонкой очистки топлива, регулято­ра давления топлива, топливной рампы, фор­сунок и топливопроводов, а также включает в себя воздушный фильтр.

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

При известном навыке и внимательности многие неисправности двигателя и его сис­тем можно довольно точно определить по цвету дыма, выходящего из выхлопной трубы. Синий дым свидетельствует о попа­дании масла в камеры сгорания, причем по­стоянное дымление - признак сильного из­носа деталей цилиндропоршневой группы. Появление дыма при перегазовках, после длительного прокручивания стартером, по­сле долгой работы на холостом ходу или сразу после торможения двигателем указы­вает, как правило, на износ маслосъемных колпачков клапанов. Черный дым - признак слишком богатой смеси из-за неисправнос­ти системы управления двигателем или форсунок. Сизый или густой белый дым с примесью влаги (особенно после перегре­ва двигателя) означает, что охлаждающая жидкость попала в камеру сгорания через поврежденную прокладку головки блока ци­линдров. При сильном повреждении этой прокладки жидкость иногда попадает и в масляный картер, уровень масла резко повышается, а само масло превращается


в мутную белесую эмульсию. Белый дым (пар) при непрогретом двигателе во влаж­ную или в холодную погоду - нормальное явление.

Довольно часто можно увидеть стоящий посреди городской пробки автомобиль с открытым капотом, испускающий клубы пара. Перегрев. Лучше конечно, этого не допускать, почаще поглядывая на указа­тель температуры. Но никто не застрахован от того, что может неожиданно отказать термостат, электровентилятор или просто потечет охлаждающая жидкость. Если вы упустили момент перегрева, не пани­куйте и не усугубляйте ситуацию. Не так страшен перегрев, как его возможные по­следствия. Никогда сразу же не глушите двигатель - он получит тепловой удар и, возможно, остыв, вообще откажется за­водиться. Остановитесь, дайте ему рабо­тать на холостых оборотах, при этом в сис­теме сохранится циркуляция жидкости. Включите на максимальную мощность ото­питель и откройте капот. Если есть возмож­ность, поливайте радиатор холодной во­дой. Только добившись снижения темпера­туры, остановите двигатель. Но никогда сразу не открывайте пробку расширитель­ного бачка, иначе на перегретом двигателе гейзер из-под открытой пробки вам обес­печен. Не спешите, дайте всему остыть, и вы сохраните здоровье машины и ваше собственное здоровье.

Практически во всех инструкциях к автомо­билю содержится рекомендация при пуске двигателя обязательно выжать сцепление. Эта рекомендация оправдана только в слу­чае пуска в сильный мороз, чтобы не тра­тить энергию аккумуляторной батареи на проворачивание валов и шестерен ко­робки передач в загустевшем масле. В ос­тальных случаях это просто рекомендация для того, чтобы автомобиль не тронулся, если по забывчивости включена передача. Такой прием вреден для двигателя, по­скольку при выжатом сцеплении через него на упорный подшипник коленчатого вала передается значительное усилие, а при пу­ске (особенно холодном) смазка к нему долго не поступает. Подшипник быстро из­нашивается, коленчатый вал получает осе­вой люфт, трогание с места начинает со­провождаться сильной вибрацией. Для то­го чтобы не портить двигатель, возьмите в привычку проверять перед пуском поло­жение рычага переключения передач и пус­кать двигатель при затянутом стояночном тормозе, не выжимая сцепление без край­ней необходимости.

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
1 посетитель считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности