Chevrolet Rezzo. СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ А16DMS и X20SED

Chevrolet Rezzo. СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ А16DMS и X20SED

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

Система охлаждения двигателя жидкостная (с принудительной циркуляцией жидкости), герметичная, с расширительным бачком.

Систему заполняют жидкостью на основе этиленгликоля (антифризом), не замерзающей при температуре окружающей среды до -40 °С.

ПРИМЕЧАНИЕ

Порядок замены охлаждающей жидкости описан в подразделе «Замена охлаждающей жидкости», с. 106.

Своевременно устраняйте нарушения гер­метичности системы охлаждения, чтобы из­бежать попадания паров охлаждающей жидкости в салон автомобиля при его экс­плуатации. Ваше здоровье дороже, чем но­вый патрубок системы охлаждения или тю­бик герметика!

Система охлаждения двигателя показана на рис. 5.12. Кроме показанных на рисунке

элементов, в систему входят выполненная в отливке рубашка охлаждения двигателя, ок­ружающая стенки цилиндров в блоке, камеры сгорания и газовые каналы в головке блока, а также радиатор отопителя салона.


Рис. 5.12. Элементы системы охлаждения


Нормальный тепловой режим двигателя оп­ределяется температурой охлаждающей жид­кости, которая поддерживается автоматичес­ки с помощью термостата в диапазоне 90-100°С.

Радиатор с вертикальным потоком жид­кости (рис. 5.13), с трубчато-ленточной алю­миниевой сердцевиной и пластмассовыми бачками. В правой части отводящего бачка находится сливной кран. В бачках выполнены подводящий и отводящий патрубки шлангов к водяной рубашке двигателя, патрубки шлангов, соединяющих радиатор с расшири­тельным бачком.


Расширительный бачок служит для ком­пенсации изменяющегося объема охлаждаю­щей жидкости в зависимости от ее температу­ры. Бачок изготовлен из полупрозрачной пластмассы. На его стенки нанесены метки «МАХ» и «MIN» для контроля уровня охлажда­ющей жидкости, сверху расположена налив­ная горловина, герметично закрытая пласт­массовой пробкой с двумя клапанами внутри ее (впускным и выпускным), собранными в едином блоке. Выпускной клапан открыва­ется при давлении 0,12 МПа (1,2 кгс/см2), обеспечивая повышение температуры начала закипания охлаждающей жидкости и преду­преждая интенсивное парообразование. При охлаждении объем жидкости уменьшается и в системе создается разрежение. Впускной


Рис. 5.13. Радиатор и электровентилятор системы охлаждения: 1 - подводящий бачок радиатора; 2 - радиатор; 3 - нижние подушки крепления радиатора; 4 - отводящий бачок радиатора; 5 - сливной кран; 6 - электро8ентилятор



клапан в пробке открывается при разрежении около 3 кПа (0,03 кгс/см2) и пропускает воздух в расширительный бачок.

ПРИМЕЧАНИЕ

Исправность клапанов пробки очень важна для нормальной работы системы охлажде­ния, но часто при возникновении проблем (закипание охлаждающей жидкости и т.д.) автолюбители обращают внимание только на работу термостата, забывая проверить клапаны. Негерметичность выпускного кла­пана приводит к снижению температуры за­кипания охлаждающей жидкости, а его за­клинивание в закрытом состоянии - к ава­рийному повышению давления в системе, что может вызвать повреждение радиатора и шлангов.

Водяной насос центробежного типа обес­печивает принудительную циркуляцию жидко­сти в системе охлаждения, установлен в пе­редней части блока цилиндров и приводится во вращение зубчатым ремнем привода газо­распределительного механизма. Ось враще­ния шкива насоса выполнена эксцентрично оси его корпуса, что позволяет поворотом корпуса вокруг оси регулировать натяжение ремня. В насосе установлены закрытые под­шипники, не нуждающиеся в пополнении смазки. Насос ремонту не подлежит, при отка­зе (течь жидкости или повреждение подшип­ников) его заменяют в сборе.


Термостат с твердым термочувствитель­ным наполнителем поддерживает нормаль­ную рабочую температуру охлаждающей жидкости и сокращает время прогрева дви­гателя. Он установлен на головке блока ци­линдров в ее передней части слева в пласт­массовом неразборном корпусе. При тем­пературе охлаждающей жидкости до 87 "С термостат полностью закрыт и жидкость циркулирует по малому контуру, минуя ради­атор, что ускоряет прогрев двигателя. При температуре 87 'С термостат начинает от­крываться, а при 102 “С отрывается полно­стью, обеспечивая циркуляцию жидкости че­рез радиатор.

Электровентилятор с пластмассовой пятилопастной асимметричной крыльчаткой обеспечивает продувку радиатора воздухом при небольших скоростях движения авто­мобиля, в основном в городских условиях или на горных дорогах, когда встречный по­ток воздуха недостаточен для охлаждения радиатора.

Для повышения эффективности работы вентилятор установлен в кожухе и прикреплен к нему в трех точках. Кожух, в свою очередь, прикреплен в четырех точках к радиатору

Управляет электровентилятором блок уп­равления двигателем, получающий инфор­мацию о температуре охлаждающей жидко­сти от датчика температуры охлаждающей жидкости, расположенного в водяной ру­башке головки блока цилиндров. Когда тем­пература охлаждающей жидкости достигнет 95 °С вентилятор включается с малой скоро­стью вращения. При температуре жидкости 99 °С блок управления через термореле включает большую скорость вращения вен-, тилятора.

для включения электровен­тиляторов блок управления двигателем до­полнительно использует информацию от датчиков высокого и низкого давления кон­диционера. При включенном кондиционере дополнительный электровентилятор радиа­тора системы охлаждения включается с ма­лой скоростью до момента достижения жид­костью температуры 99 °С или до момента достижения определенного давления на вы­ходе компрессора кондиционера. После достижения указанных условий блок управ­ления включает большую скорость электро­вентилятора.

В систему охлаждения с помощью шлан­гов 16 и 20 (см. рис. 5.12) включен радиатор отопителя салона.

ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ, ИХ ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ

Причина неисправности

Способ устранения

Двигатель перегревается

Пониженный уровень охлаждающей жидкости в расши­рительном бачке

Долейте охлаждающую жидкость

Неисправен термостат (клапан завис в закрытом положении)

Замените термостат

Неисправен водяной насос

Проверьте насос, в случае неисправности замените его

Сердцевина радиатора засорена грязью и насекомыми

Промойте снаружи сердцевину радиатора

Трубки радиатора, шланги и рубашка охлаждения дви­гателя засорены накипью и илистыми отложениями

Промойте систему охлаждения и заполните свежей ох­лаждающей жидкостью

Электровентилятор не включается из-за обрыва элект­рических цепей датчиков, выхода из строя датчиков, реле или электродвигателя вентилятора

Проверьте и восстановите электрические цепи. При не­обходимости замените датчики, реле или электровен­тилятор в сборе

Повреждение клапана в пробке расширительного бачка (постоянно открыт, из-за чего система находится под атмосферным давлением)

Замените пробку расширительного бачка

Двигатель перегревается, из отопителя поступает холодный воздух

Чрезмерное снижение уровня охлаждающей жидкости из-за утечки или повреждения прокладки головки блока цилиндров, что вызывает образование паровых пробок в водяной рубашке двигателя

Устраните утечку охлаждающей жидкости. Замените по­врежденную прокладоу головки блока цилиндров

Двигатель долго не прогревается до рабочей температуры, тепловой режим во время движения нестабилен

Неисправен термостат (клапан завис в открытом положении)

Замените термостат

Постоянное снижение уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке

Негерметичен радиатор

Замените радиатор

Негерметичен расширительный бачок

Замените расширительный бачок

Утечки охлаждающей жидкости через негерметичные соединения патрубков и шлангов

Подтяните хомуты крепления шлангов

Повреждено уплотнение водяного насоса

Замените водяной насос

Повреждено уплотнительное кольцо корпуса водяного насоса

Замените уплотнительное кольцо

Недостаточно затянуты болты крепления головки блока цилиндров (во время длительной стоянки на холодном двигателе появляется течь охлаждающей жидкости че­рез стык между головкой блока и блоком цилиндров; кроме того, возможно появление следов охлаждающей жидкости в моторном масле)

Затяните болты крепления головки блока цилиндров необходимым моментом (см. «Замена прокладки голо­вки блока цилиндров», с. 74)

Утечка охлаждающей жидкости через поврежденную прокладку впускной трубы или заглушки водяной ру­башки блока цилиндров

Замените поврежденную прокладку, восстановите гер­метичность заглушек

Негерметичен радиатор отопителя

Замените радиатор отопителя

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности