Chevrolet Rezzo. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ

Chevrolet Rezzo. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

Двигатели, устанавливаемые на автомобили Chevrolet Rezzo, оборудованы электронной си­стемой управления двигателем (ЭСУД) с рас­пределенным впрыском топлива. Эта система работает совместно с нейтрализатором отра­ботавших газов, системой улавливания паров топлива и обеспечивает выполнение экологи­ческих норм при сохранении высоких динами­ческих качеств и низкого расхода топлива.

Электрическая схема системы впрыска топлива приведена в конце книги.


Прежде чем снять какие-либо узлы ЭСУД, от­соедините провод от клеммы «минус» акку­муляторной батареи.

Не пускайте двигатель, если наконечники проводов на аккумуляторной батарее плохо затянуты.

Никогда не отсоединяйте аккумуляторную батарею от бортовой сети автомобиля при работающем двигателе.

При зарядке аккумуляторной батареи отсое­диняйте ее от бортовой сети автомобиля.

Не подвергайте ЭБУ температуре выше 65 'С в рабочем состоянии и выше 80 °С в не­рабочем (например, в сушильной камере). Если эта температура будет превышена, на­до снять ЭБУ с автомобиля.

Не отсоединяйте от ЭБУ и не присоединяйте к нему разъемы жгута проводов при вклю­ченном зажигании.

Перед проведением электродуговой сварки на автомобиле отсоединяйте провода от ак­кумуляторной батареи и разъемы проводов от ЭБУ.

Все измерения напряжения выполняйте ци­фровым вольтметром, внутреннее сопротив­ление которого не менее 10 МОм.

Количество топлива, подаваемого форсун­ками, регулируется электрическим импульс­ным сигналом от ЭБУ Электронный блок от­слеживает данные о состоянии двигателя, рассчитывает потребность в топливе и опре­деляет необходимую длительность подачи топлива форсунками (длительность импуль­са - скважность). Для увеличения количества подаваемого топлива ЭБУ увеличивает дли­тельность импульса, а для уменьшения пода­чи топлива - сокращает.

ЭБУ обладает способностью оценивать ре­зультаты своих расчетов и команд, запоми­нать режимы недавней работы и действовать в соответствии с ними. «Самообучение», или адаптация ЭБУ является непрерывным про­цессом, но соответствующие настройки со­храняются в оперативной памяти электронно­го блока до первого отключения питания ЭБУ.

Топливо подается по одному из двух методов: синхронному т.е. при определенном положении коленчатого вала, или асинхронному те. неза­висимо или без синхронизации с вращением коленчатого вала. Синхронный впрыск топли­ва - наиболее часто применяемый метод. Асин­хронный впрыск топлива применяется в основ­ном в режиме пуска двигателя. ЭБУ включает форсунки последовательно. Каждая из форсу­нок включается через каждые 720° поворота ко­ленчатого вала. Такой метод позволяет более точно дозировать топливо по цилиндрам и сни­зить уровень токсичности отработавших газов.

Количество подаваемого топлива опреде­ляется состоянием двигателя, т.е. режимом его работы. Эти режимы обеспечиваются ЭБУ и описаны ниже.

Когда коленчатый вал двигателя начинает прокручиваться стартером, первый импульс от датчика положения коленчатого вала вызывает импульс от ЭБУ на включение сразу всех фор­сунок, что позволяет ускорить пуск двигателя.

Первоначальный впрыск топлива происхо­дит каждый раз при пуске двигателя. Длитель­


ность импульса впрыска зависит от темпера­туры. На холодном двигателе импульс впрыс­ка увеличивается для увеличения количества топлива, на прогретом - длительность им­пульса уменьшается. После первоначального впрыска ЭБУ переключается на соответству­ющий режим управления форсунками.

Режим пуска При включении зажигания ЭБУ включает реле электробензонасоса, ко­торый создает давление в магистрали подачи топлива к топливной рампе.

ЭБУ проверяет сигнал от датчика темпера­туры охлаждающей жидкости и определяет необходимое для пуска количество топлива и воздуха.

Когда коленчатый вал двигателя начинает проворачиваться, ЭБУ формирует фазиро­ванный импульс включения форсунок, дли­тельность которого зависит от сигналов дат­чика температуры охлаждающей жидкости. На холодном двигателе длительность импуль­са больше (для увеличения количества пода­ваемого топлива), а на прогретом - меньше.

Режим обогащения при ускорении ЭБУ следит за резкими изменениями положе­ния дроссельной заслонки (по сигналу датчика положения дроссельной заслонки), а также за сигналом датчика массового расхода возду­ха и обеспечивает подачу дополнительного ко­личества топлива за счет увеличения длитель­ности импульса впрыска. Режим обогащения при ускорении применяется только для управ­ления топливоподачей в переходных условиях (при перемещении дроссельной заслонки).

Режим отключения подачи топлива при торможении двигателем При торможении двигателем с включенной передачей и сцеп­лением ЭБУ может на короткие периоды вре­мени полностью отключить импульсы впрыска топлива. Отключение и включение подачи топлива в этом режиме происходят при со­здании определенных условий по температу­ре охлаждающей жидкости, частоте вращения коленчатого вала, скорости автомобиля и углу открытия дроссельной заслонки.

Компенсация напряжения питания При падении напряжения питания система зажи­гания может давать слабую искру, а механиче­ское движение открытия форсунки может за­нимать больше времени. ЭБУ компенсирует это путем увеличения времени накопления энергии в катушках зажигания и длительности импульса впрыска.

Соответственно при повышении напряже­ния аккумуляторной батареи (или напряжения в бортовой сети автомобиля) ЭБУ уменьшает время накопления энергии в катушках зажига­ния и длительность впрыска.

Режим отключения подачи топлива При остановке двигателя (выключенном зажигании) топливо форсункой не подается, вследствие чего исключается самопроизвольное воспла­менение смеси в перегретом двигателе. Кроме того, импульсы на открытие форсунок не пода­ются, если ЭБУ не получает «опорные» импуль­сы отдатчика положения коленчатого вала, те. это означает, что двигатель не работает.


Электронный блок управления (ЭБУ)

расположен в передней части моторного от­сека рядом с аккумуляторной батареей и представляет собой управляющий центр электронной системы управления двигате­лем. Он непрерывно обрабатывает инфор­мацию от различныхдатчиков и управляет си­стемами, влияющими на токсичность отрабо­тавших газов и эксплуатационные показатели автомобиля.

В ЭБУ поступает следующая информация:

- положение и частота вращения коленча­того вала;

- положение распределительного вала;

- температура охлаждающей жидкости;

-температура и давление всасываемого

воздуха;

- положение дроссельной заслонки;

-содержание кислорода в отработавших

газах;

- наличие детонации в двигателе;

- скорость автомобиля;

- напряжение в бортовой сети автомобиля;

- запрос на включение кондиционера.

На основе полученной информации ЭБУ уп­равляет следующими системами и приборами:

-топливоподачей (форсунками и электро­бензонасосом);

- системой зажигания;

- регулятором холостого хода;

- адсорбером системы улавливания паров бензина;

- вентиляторами системы охлаждения дви­гателя;

- муфтой компрессора кондиционера;

- системой диагностики.

ЭБУ включает выходные цепи (форсунки, различные реле и пр.) путем замыкания их на «массу» через выходные транзисторы кон­троллера. Единственное исключение - цепь реле топливного насоса. Топливный насос подключен через силовое реле. В свою оче­редь, обмоткой реле управляет ЭБУ, замыкая один из выводов на «массу».

ЭБУ оснащен встроенной системой диа­гностики и может распознавать неполадки в работе ЭСУД, предупреждая о них водителя через сигнальную лампу в комбинации прибо­ров. Кроме того, ЭБУ хранит диагностические коды, указывающие на неисправность кон­кретного элемента системы и характер этой неисправности, чтобы помочь специалистам в проведении диагностики и ремонта.

Для обмена данными с ЭБУ служи! диагно­стический разъем, расположенный с левой стороны под панелью приборов. К диагности­ческому разъему подключается сканирующее устройство для считывания информации об ошибках, хранящихся в памяти ЭБУ, для проверки датчиков и исполнительных меха­низмов в реальном времени, для управления


исполнительными механизмами и перепро­граммирования ЭБУ

Контроллер располагает следующими ти­пами памяти:

- программируемое постоянное запоми­нающее устройство (ППЗУ);

- оперативное запоминающее устройство (ОЗУ);

- электрически репрограммируемое запо­минающее устройство (ЭРПЗУ).

Программируемое постоянное запоми­нающее устройство (ППЗУ) В нем находит­ся общая программа, в которой содержатся последовательность рабочих команд (алгорит­мы управления) и различная калибровочная информация. Эта информация представляет собой данные управления впрыском, зажига­нием, холостым ходом и другими параметра­ми, которые зависят от массы автомобиля, ти­па и мощности двигателя, передаточных отно­шений трансмиссии и других факторов. ППЗУ называют еще запоминающим устройст­вом калибровок. Содержимое ППЗУ не может быть изменено после программирования. Эта память не нуждается в питании для сохранения записанной в ней информации, которая не стирается при отключении питания, т.е. эта память является энергонезависимой.

Оперативное запоминающее устройст­во (ОЗУ). Это «блокнот» ЭБУ Микропроцес­сор контроллера использует его для времен­ного хранения измеряемых параметров для расчетов и промежуточной информации. Ми­кропроцессор может по мере необходимости вносить в негаданные или считывать их.

Микросхема ОЗУ смонтирована на печатной плате контроллера. Эта память энергозависима и требует бесперебойного питания для сохра­нения. При прекращении подачи питания со­держащиеся в ОЗУ диагностические коды неис­правностей и расчетные данные стираются.

Электрически репрограммируемое за­поминающее устройство (ЭРПЗУ) Ис­пользуется для временного хранения ко­дов-паролей противоугонной системы авто­мобиля (иммобилизатора). Коды-пароли, принимаемые ЭБУ от блока управления им- мобилизатором, сравниваются с кодами, хра­нимыми в ЭРПЗУ, в результате чего разреша­ется или запрещается пуск двигателя.

В ЭРПЗУ записываются такие эксплуатаци­онные параметры автомобиля, как общий пробег автомобиля, общий расход топлива и время работы двигателя.

ЭРПЗУ регистрирует и некоторые наруше­ния работы двигателя и автомобиля:

- время работы двигателя с перегревом;

- время работы двигателя на низкооктано­вом топливе;

- время работы двигателя с превышением максимально допустимой частоты вращения;

- время работы двигателя с пропусками воспламенения топливовоздушной смеси, на наличие которых указывает контрольная лампа системы управления двигателем;

- время работы двигателя с неисправным датчиком детонации;

- время работы двигателя с неисправным датчиком концентрации кислорода;

- время движения автомобиля с превыше­нием максимально разрешенной скорости в период обкатки;

- время движения автомобиля с неисправ­ным датчиком скорости;

- количество отключений аккумуляторной батареи при включенном замке зажигания.

ЭРПЗУ - это энергонезависимая память, она может хранить информацию без подачи питания на контроллер.

Датчик температуры охлаждающей жидкости представляет собой термистор (резистор, сопротивление которого изменя­ется в зависимости от температуры). Датчик ввернут в отверстие головки блока цилиндров в правой ее части. При низкой температуре сопротивление датчика высокое, а при высо­кой температуре - низкое.

Электронный блок питает цепь датчика тем­пературы постоянным «опорным» напряжени­ем. Напряжение сигнала датчика максимально на холодном двигателе и снижается по мере его прогрева. По значению напряжения электрон­ный блок определяет температуру двигателя и учитывает ее при расчете регулировочных па­раметров впрыска и зажигания. При отказе дат­чика или нарушениях в цепи его подключения ЭБУ устанавливает код неисправности и запо­минает его. Для устранения неисправности проверьте надежность контактных соединений в проводке к датчику или замените сам датчик.

Датчик детонации, прикрепленный к верх­ней части блока цилиндров, улавливает ано­мальные вибрации (детонационные удары) в двигателе.

Чувствительным элементом датчика являет­ся пьезокристаллическая пластинка. При воз­никновении детонации на выходе датчика ге­нерируются импульсы напряжения, которые увеличиваются с возрастанием интенсивности детонационных ударов. ЭБУ по сигналу датчи­ка регулирует опережение зажигания для уст­ранения детонационных вспышек топлива.



Датчик температуры воздуха на впус­ке (вклеен в воздухоподводящий рукав) ана­логичен по конструкции датчику температуры охлаждающей жидкости, в нем также исполь­зован термистор, изменяющий свое сопро­тивление в зависимости от температуры.

Сопротивление термистора составляет 100 кОм при температуре -40 °С, а при повы­шении температуры до +130 °С уменьшается до 70 Ом.

ЭБУ питает цепь датчика постоянным «опор­ным» напряжением. Напряжение сигнала дат­чика максимально, когда воздух во впускной трубе холодный, и снижается по мере повыше­ния его температуры. По значению напряжения ЭБУ определяет температуру воздуха на впуске и вносит коррективы при расчете угла опереже­ния зажигания. При отказе датчика или наруше­ниях в цепи его подключения ЭБУ устанавлива­ет код неисправности и запоминает его. Если ЭБУ продолжает вьдавать код неисправности при исправных контактных соединениях в про­водке, замените датчик температуры воздуха.

Датчик положения коленчатого вала ин­дуктивного типа предназначен для синхрони­зации работы электронного блока управления с ВМТ поршней 1-го и 4-го цилиндров и угло­вым положением коленчатого вала.

Датчик установлен в задней части блока ци­линдров двигателя напротив задающего дис­ка на коленчатом валу. Задающий диск пред­ставляет собой зубчатое колесо с 58 пазами, 57 из которых расположены с интервалом 6°. Последний паз выполнен более широким для создания импульса синхронизации («опорно-


го» импульса), который необходим для согла­сования работы блока управления с ВМТ пор­шней в 1-м и 4-м цилиндрах.

При вращении коленчатого вала зубья из­меняют магнитное поле датчика, наводя им­пульсы напряжения переменного тока. Блок управления по сигналам датчика определяет частоту вращения коленчатого вала и выдает импульсы на форсунки.

При отказе датчика пуск двигателя невоз­можен.


Датчик положения дроссельной за­слонки установлен сбоку на дроссельном уз­ле и связан с осью дроссельной заслонки.

Датчик представляет собой потенциометр, на один конец которого подается «плюс» на­пряжения питания (5 В), а другой конец со­единен с «массой».

С третьего вывода потенциометра (от пол­зунка) идет выходной сигнал к электронному блоку управления.

Когда дроссельная заслонка поворачивает­ся (от воздействия на педаль управления), из­меняется напряжение на выходе датчика. При закрытой дроссельной заслонке оно ниже

0, 5 В. Когда заслонка открывается, напряже­ние на выходе датчика растет, при полностью открытой заслонке оно должно быть более 4 В.

Отслеживая выходное напряжение датчика, контроллер корректирует подачу топлива в зависимости от угла открытия дроссельной заслонки (т.е. пожеланию водителя).

Датчик положения дроссельной заслонки не требует регулировки, так как блок управле­ния воспринимает холостой ход (т.е. полное закрытие дроссельной заслонки) как нулевую отметку.


Датчик абсолютного давления во впу­скной трубе преобразует разрежение в этой трубе в электрическое напряжение, по значе­нию которого ЭБУ определяет нагрузку двига­теля. Датчик установлен на впускной трубе и соединен с ее полостью резиновой трубкой. Выходное напряжение датчика изменяется в соответствии с давлением во впускной тру­бе - от 4,9 В (при полностью открытой дрос­сельной заслонке) до 0,3 В (при закрытой за­слонке). При неработающем двигателе блок

управления по напряжению датчика опреде­ляет атмосферное давление и адаптирует па­раметры регулирования впрыска к конкретной высоте над уровнем моря. Значения атмо­сферного давления, хранящиеся в памяти, периодически обновляются при равномер­ном движении автомобиля и во время полно­го открытия дроссельной заслонки.

Датчик скорости автомобиля установ­лен на коробке передач. Принцип действия датчика основан на эффекте Холла. Датчик выдает на ЭБУ прямоугольные импульсы на­пряжения, частота которых пропорциональна скорости вращения ведущих колес.

Управляющий датчик концентрации кислорода применяется в системе впрыска с обратной связью и установлен в выпускном коллекторе. Для корректировки расчетов дли­тельности импульсов впрыска используется информация о наличии кислорода в отрабо­тавших газах. Эту информацию выдает управ­ляющий датчик концентрации кислорода. Со­держащийся в отработавших газах кислород реагирует с датчиком, создавая разность по­тенциалов на выходе датчика. Она изменяет­ся приблизительно от 0,1 В (высокое содер­жание кислорода - бедная смесь) до 1 В (низ­кое содержание кислорода - богатая смесь).

Отслеживая выходное напряжение датчика концентрации кислорода, контроллер опре­деляет, какую команду по корректировке со­става рабочей смеси подавать на форсунки. Если смесь бедная (низкая разность потенци­алов на выходе датчика), то контроллер дает команду на обогащение смеси; если смесь богатая (высокая разность потенциа­лов) - на обеднение смеси.



Диагностический датчик концентрации кислорода установлен в приемной трубе за нейтрализатором, работает по тому же

принципу, что и управляющий датчик. Сигнал, вырабатываемый диагностическим датчиком концентрации кислорода, указывает на нали­чие кислорода в отработавших газах после нейтрализатора. Если нейтрализатор работа­ет нормально, показания диагностического датчика будут значительно отличаться от по­казаний управляющего датчика.

ВОЗМОЖНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИГАТЕЛЕМ, ИХ ПРИЧИНЫ И СПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ



Причина неисправности

Способ устранения

Стартер вращает коленчатый вал с нормальной скоростью, но двигатель долго не пускается. После пуска двигатель сразу же останавливается

Неисправна система зажигания

Проверьте напряжение во вторичной це­пи, состояние свечей зажигания (нагар, влажность электродов, трещины или сколы изолятора, состояние электродов и зазор), катушек зажигания, проводов высокого напряжения и защитных кол­пачков, надежность электрического кон­такта в разъемах катушек зажигания, на­дежность контактов ЭБУ и коммутатора зажигания с «массой»

Неисправна система впрыска топлива

Проверьте реле топливного насоса, при­соединив контрольную лампу между клеммой «G» диагностического разъема и «массой». Контрольная лампа должна гореть в течение 2 с после включения зажигания

Двигатель не развивает номинальной мощности. Автомобиль вяло разгоняется при частичном нажатии на педаль акселератора

Неисправна система зажигания

Проконтролируйте напряжение во вто­ричной цепи специальным тестером. Проверьте работу системы регулирова­ния угла опережения зажигания стробоскопом

Отсутствует надежный контакт ЭБУ

с «массой»

Проверьте состояние, чистоту и плот­ность соединений клемм «массовых» проводов ЭБУ

Низкое напряжение в бортовой се­ти - неисправен генератор

Проверьте напряжение на выводе «В+» генератора, которое должно быть не ме­нее 13 В

Детонационные стуки в двигателе при ускорении автомобиля

Несоответствие шильного числа уста­новленных на двигатель свечей зажигания

Замените свечи на рекомендуемые для данной модели двигателя

Повреждение проводов высокого напряжения

Проверьте омметром сопротивление проводов высокого напряжения. Оно не должно превышать 30 кОм. Омметр под­ключается к наконечникам проверяемого провода

Неисправность датчика температуры ох­лаждающей жидкости или его электри­ческой цепи

Проверьте и при необходимости заме­ните датчик. Проверьте контактные со­единения в проводке цепи датчика

Отсутствие быстрой реакции двигателя на изменение положения дроссельной заслонки, особенно при трогании автомобиля с места

и в начале разгона

Неисправен датчик положения дрос­сельной заслонки

Проверьте свободу перемещения ползунка датчика. При увеличении угла открытия заслонки напряжение сигнала датчика должно пропорционально возрастать

Причина неисправности

Способ устранения

Низкое напряжение в бортовой сети - неисправен генератор

Проверьте вольтметром напряжение на клемме «В-ь генератора при работаю­щем двигателе, которое должно быть более 13 В

Неисправен датчик абсолютного давле­ния во впускном трубопроводе

Проверьте датчик, контактное соедине­ние с проводкой и установку вакуумной трубки датчика

Неисправны провода высокого напряжения

Проверьте сопротивление провода ом­метром, подключив его к наконечникам проверяемого провода. Сопротивление должно быть не более 30 кОм

Загрязнены свечи зажигания

Очистите свечи пескоструйным аппара­том или замените

Загрязнение приборов зажигания

Удалите влагу и грязь с проводов высо­кого напряжения и катушек зажигания

Ненадежный контакт приборов зажига­ния с «массой»

Проверьте контактные соединения про­водов системы зажигания с «массой». Очистите и затяните крепление наконеч­ников проводов

Двигатель работает с перебоями.

Рывки автомобиля при увеличении нагрузки двигателя. Неровный шум при выпуске отработавших газов

Неисправность свечей зажигания

Пустите двигатель. После установки частоты холостого хода отсоедините разъем регулятора холостого хода. Снимите провод высокого напряжения с одной свечи зажигания, используя пассатижи с изолированными рукоят­ками. Провода отсоединяйте от све­чей поочередно и на короткое время, чтобы не повредить каталитический нейтрализатор. Если отсоединение провода от свечи не вызывает резкого уменьшения частоты вращения двига­теля, то свеча неисправна и ее нужно заменить

Неисправность проводов высокого напряжения

Измерьте омметром сопротивление проводов между наконечниками, кото­рое должно быть не более 30 кОм

Неровная работа двигателя на холостом ходу, сопровождающаяся повышенной вибрацией и остановками

Бедная топливовоздушная смесь из-за увеличения напряжения сигнала датчика концентрации кислорода вследствие об­разования отложений на колбе датчика

При наличии белого порошкообразного налета на датчике замените его

Заедание дроссельной заслонки в от­крытом положении

Устраните заедание дроссельной заслонки

Неисправность датчика температуры ох­лаждающей жидкости или его электри­ческой цепи

Проверьте и при необходимости замените датчик. Проверьте контактные соединения в проводке цепи датчика

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
3 посетителя считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности