Toyota: двигатели 4A, 5A, 7A-FE. Руководство — часть 6
Toyota: двигатели 4A, 5A, 7A-FE. Руководство - часть 6
24
Двигатель - механическая часть
4. Установите поршень первого ци
линдра в ВМТ конца такта сжатия.
4.1. (4A-F, 5A-F, 4A-FE, 5A-FE u 7A-FE)
а) Проверните шкив коленчатого ва
ла и совместите канавку на шкиве с
меткой "О" на защитной крышке №1
ремня привода ГРМ.
6) (4A-F, 5A-F)
Убедитесь, что толкатели клапанов
1-го цилиндра отпущены. В против
ном случае проверните шкив колен
чатого вала на один полный оборот.
4.2. (4A-FE, 5A-FE u 7A-FE)
Убедитесь, что отверстие в шкиве
привода распределительного вала со
вместилось с меткой на крышке его
подшипника.
В противном случае проверните ко
ленчатый вал на один оборот (360°).
а) Проверните шкив коленчатого вала
и совместите канавку на шкиве с мет
кой "0" на защитной крышке №1 рем
ня привода ГРМ (для моделей АЕ и
AT) или с указательным штифтом
(для модели AW).
б) Снимите крышку маслозаливной
горловины и убедитесь, что Вы мо
жете видеть выемку на распредели
тельном валу.
Снятие и установка ремня ГРМ (4A-GE (АЕ92, AW11 и АТ160)). 1 - шкив ко
ленчатого вала (шкив привода генератора и насоса охлаждающей жидко
сти), 2 - болт крепления шкива коленчатого вала (МЗ = 137 Н-м), 3 - клино
вой ремень привода генератора и насоса охлаждающей жидкости, 4 - за
щитная крышка №1 ремня ГРМ, 5 - шкив насоса охлаждающей жидкости,
6 - защитная крышка №2 ремня ГРМ, 7 - защитная крышка №3 ремня ГРМ,
8 - защитный кожух электропроводки двигателя, 9 - прокладка защитных
крышек ремня ГРМ, 10 - натяжной ролик ремня ГРМ, 11 - болт крепления
натяжного ролика ремня ГРМ (МЗ = 37 Н-м) (для модели AW на головке
этого болта расположен установочный штифт), 12 - направляющая ремня
ГРМ, 13 - пружина натяжного ролика, 14 - зубчатый ремень привода ГРМ
(ремень ГРМ), 15 и 16 - зубчатые шкивы распределительных валов соот
ветственно впускных и выпускных клапанов, 17 и 18 - болты крепления
зубчатых шкивов распределительных валов соответственно впускных и
выпускных клапанов МЗ = 47 Н-м (АЕ92 до 1987 года, AW11 и AT160).
МЗ = 59 Н-м (АЕ92 после 1987 года). 19 - зубчатый шкив коленчатого вала
для ремня ГРМ.
В противном случав проверните ко
ленчатый вал на один оборот (360°).
5. Снимите шкив коленчатого вала.
а) Используя подходящее приспособ
ление отверните фиксирующий болт
шкива.
б) С помощью съемника снимите
(спрессуйте) шкив коленчатого вала.
4A-F, 5A-F и 4A-FE (АЕ92, АE95
АТ171 и АТ180).
6. Снимите защитные крышки ремня
привода ГРМ.
4A-FE(AE101 И A T 1 9 0 ) ,
5A-FE И 7A-FE.
4A-GE
7. Снимите направляющую ремня
привода ГРМ.
8. Снимите ремень привода ГРМ.
Внимание: в случае повторного ис
пользования ремня, нарисуйте
стрелку направления движения ремня
(в сторону вращения коленчатого
вала двигателя) и сделайте метки
на ремне и шкивах, как показано на
рисунках.
4A-F, 5A-F, 4A-FE, 5A-FE и 7A-FE.
(Все кроме 4A-GE (АЕ101, АЕ111))
а) Отпустите болт крепления натяж
ного ролика, переместите его до упо
ра влево и затем временно зафикси
руйте его в этом положении тем же
болтом крепления.
Снятие и установка ремня ГРМ (4A-GE (АЕ101, АЕ111)). 1 - бачок омывателя,
2 - бачок гидроусилителя, 3 - правая опора двигателя, 4 - защитная крышка
проводов системы зажигания, 5 - крышка маслозаливной горловины,
6 - высоковольтные провода свечей зажигания, 7 - свечи зажигания, 8 - зуб
чатый ремень привода ГРМ (ремень ГРМ), 9 - направляющая ремня ГРМ, 10
- натяжитель ремня ГРМ, 11 - защитная крышка №1 ремня ГРМ, 12 - шкив ко
ленчатого вала (шкив привода генератора и насоса охлаждающей жидко
сти), 13 - правый кожух защиты двигателя, 14 - ремень привода компрессо
ра кондиционера и насоса гидроусилителя, 15 - ремень привода генератора
и насоса охлаждающей жидкости, 16 - шкив насоса охлаждающей жидкости,
17 - ролик натяжителя ремня привода генератора и насоса охлаждающей
жидкости, 18 - защитная крышка №3 ремня ГРМ, 19 - защитная крышка №2
ремня ГРМ, 20 - разъемы насосов омывателей.
Двигатель - механическая часть
25
б) Снимите ремень привода ГРМ.
(4A-GE(AE101,AE111))
а) Отверните гайки (болты) и сними
те натяжитель ремня привода ГРМ.
б) Снимите ремень привода ГРМ.
Внимание: при снятом ремне ГРМ не
поворачивайте распределительные
и коленчатый валы, чтобы избежать
соударения поршней и клапанов.
Двигатель - механическая часть
26
9. (Все кроме 4A-GE (АЕ101, АЕ111))
Снимите натяжной ролик и натяжную
пружину, вывернув полностью болт
крепления натяжного ролика.
10. При необходимости, снимите зубча
тый шкив коленчатого вала. В случае
затруднений используйте 2 отвертки.
Внимание: для предотвращения по
вреждения элементов блока цилинд
ров подложите ветошь, как показано
на рисунке.
11. (Все кроме 4A-GE (АЕ101, АЕ111))
При необходимости, снимите зубча
тый шкив привода распределитель
ного вала (4A-F, 5A-F, 4A-FE, 5A-FE и
7A-FE) или зубчатые шкивы привода
распределительных валов (4A-GE
(AE92,AW11,AT160)).
Удерживая распределительный вал
от проворачивания, установив раз
водной ключ на шестигранную его
часть, отверните фиксирующий болт
и снимите шкив.
Примечание: для 4A-GE (АЕ92, AW11,
АТ160) снимите шкив с каждого рас
пределительного вала.
4A-F, 5A-F, 4A-FE, 5A-FE и 7A-FE.
4A-GE(AE92,AW11,AT160).
3. (Все кроме 4A-GE (АЕ101, АЕ111))
Проверьте пружину натяжного ролика.
Измерьте длину пружины в свободном
состоянии (см. рисунок), а также уси
лие, необходимое для заданной де
формации (растяжки) пружины ("уста
новочное" усилив).
Внимание: при выполнении этой опе
рации не повредите разводным клю
чом головку блока.
(4A-GE(AE101,AE111))
См. соответствующие процедуры
раздела "Проверка и регулировка теп
ловых зазоров в клапанах" (стр. 9-15).
Проверка состояния элемен
тов привода ГРМ
1. Проверьте зубчатый ремень привода
ГРМ.
Внимание:
• Ремень нельзя сгибать, скручи
вать или выворачивать внутрен
ней стороной наружу.
• Ремень не должен контактиро
вать с маслом, водой или паром.
• Нельзя использовать натяжение
ремня при отворачивании или за
ворачивании фиксирующего болта
шкива распределительного вала.
При наличии ниже перечисленных
дефектов проверьте их возможные
причины.
а) При преждевременном расслоении
или обрыве ремня проверьте пра
вильность установки ремня и его за
щитных крышек.
б) При повреждении или поломке
зубьев ремня проверьте крепление
распределительного вала.
в) При значительном износе или по
вреждениях на наружной поверхно
сти ремня, проверьте наличие по
вреждений или вмятин на поверхно
сти натяжного ролика.
г) При наличии износа или повреж
дений только одной стороны ремня
проверьте состояние направляющей
ремня и/или шкивов.
д) При наличии значительного изно
са зубьев ремня проверьте состоя
ние защитных крышек, правиль
ность установки прокладки и нали
чие посторонних предметов на
зубьях шкивов.
При наличии отмеченных дефектов
замените ремень привода ГРМ.
2. Убедитесь, что натяжной ролик
вращается плавно, без заеданий. В
противном случае замените ролик.
Длина пружины в свободном состоя-
нии:
4A-F:
ранних выпусков 43,3 мм
поздних выпусков 38,4 мм
4A-FE (модели АЕ92, АЕ95,
АТ171.АТ180) 43,3 мм
4A-FE (модели АЕ101,
АТ190) 35,3 мм
5A-FE 36,9 мм
7A-FE 31,8 мм
4A-GE (модели АЕ92, AW11
и AT160) 43,5 мм
Усилие, необходимое для увеличения
длины пружины до "установочного"
состояния:
4A-F:
ранних выпусков (50,2 мм) 69 Н
поздних выпусков
(50,2 мм) 35,5 - 39,5 Н
4A-FE (модели АЕ92, АЕ95,
АТ171, АТ180) (50,2 мм) 65-73 Н
4A-FE (модели АЕ101,
АТ190) (43,6 мм) 35-39Н
5A-FE (43,6 мм) с 34 -38 Н
7A-FE (37,6 мм) 47,5 - 51,5 Н
4A-GE (модели АЕ92, AW11
и АТ160) (50,2 мм) 93 - 103 Н
Если длина пружины и/или "устано
вочное" усилие не соответствуют
техническим условиям, замените
пружину.
4.(4A-GE(AE101,AE111))
Проверьте уплотнение натяжителя на
отсутствие утечек смазки, а шток на от
сутствие износа, трещин или царапин.
Примечание: незначительные следы
смазки на уплотнении штока не сви
детельствуют о неисправности на
тяжителя.
Установка ремня ГРМ
Примечание: не допускайте попада
ния воды или масла на зубчатые
шкивы распределительного и ко
ленчатого валов и держите их в
чистоте.
1. (Все кроме 4A-GE (АЕ101, АЕ111))
Установите зубчатый шкив привода
распределительного вала (если был
снят).
(4A-F, 5A-F, 4A-FE, 5A-FE u 7A-FE)
а) Совместите установочный штифт
на носке распределительного вала с
канавкой зубчатого шкива и насади
те шкив на распределительный вал.
Внимание: для 4A-FE, 5A-FE и 7A-FE
применяются 2 типа шкивов с одной
или двумя канавками, в последнем
случае установочный штифт на
носке распределительного вала
следует совмещать с канавкой,
имеющей соответствующую метку
("А" - 4A-FE, "К" - 5A-FE, "Е" - 7A-FE).
Двигатель - механическая часть
27
5A-FE.
7A-FE.
б) Используя болт крепления зубча
того шкива коленчатого вала, по
верните коленчатый вал и совмес
тите синхронизирующие метки на
зубчатом шкиве и на корпусе масля
ного насоса.
(4A-GE(AE92, AW11 и АТ160))
а) Устанавливая поочередно развод
ной ключ на шестигранные участки
распределительных валов, поверните
их и совместите синхронизирующие
метки на зубчатых шкивах распреде
лительного вала и на защитной
крышке №4 ремня ГРМ.
б) Поверните коленчатый вал и со
вместите синхронизирующие метки
на зубчатом шкиве и на корпусе мас
ляного насоса.
(4A-GE(AE101,AE111))
а) Убедитесь в совпадении меток на
крышке головки блока и шкивах.
4A-FE.
4A-F и 5A-F.
5. Установите поршень 1-го цилиндра в
положение ВМТ в конце такта сжатия.
(4A-F, 5A-F, 4A-FE, 5A-FE u 7A-FE)
а) Установив разводной ключ на
шестигранный участок распредели
тельного вала, поверните его и со
вместите метку на крышке подшип
ника распределительного вала с
центром малого отверстия на шкиве
распределительного вала (4A-F и
5A-F) или с центром отверстия,
имеющего соответствующую метку
("А" - 4A-FE, "К" - 5A-FE, "Е" - 7A-FE).
в) Удерживая каждый- распредели
тельный вал за его шестигранную
часть разводным ключом, затяните
болт крепления шкива распредели
тельного вала (МЗ = 59 Н-м).
2. (4A-GE)
Установите крышки головки блока ци
линдров (см. "Установка головки бло
ка цилиндров").
б) Временно установите болт креп
ления шкива.
в) Удерживая распределительный
вал за его шестигранную часть раз
водным ключом, затяните болт кре
пления шкива распредвала.
Момент затяжки:
4A-F, 5A-F 47 Нм
4A-FE. 5A-FE и 7A-FE 59 Н-м
(4A-GE (АЕ92, AW11 и АТ160))
а) Расположите установочные
штифты распределительных валов,
как показано на рисунке.
б) Совместите установочные штифты
распределительных валов с канав
ками зубчатых шкивов и насадите'
шкивы на распределительные валы.
При этом установочные метки долж
ны быть расположены наверху, как
показано на рисунке.
3. Установите зубчатый шкив коленча
того вала (если был снят).
а) Совместите шпонку на коленча
том валу со шпоночной канавкой
зубчатого шкива.
б) Насадите шкив на носок коленча
того вала до упора отбортовкой во
внутрь.
4. (Все кроме 4A-GE (АЕ101, АЕ111))
Временно установите натяжной ролик
и натяжную пружину.
а) Закрепите ролик болтом, не затя
гивая последний.
б) Установите натяжную пружину.
в) Оттяните ролик влево до упора и
затяните болт.
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст