Toyota: двигатели 4A, 5A, 7A-FE. Руководство — часть 7
Toyota: двигатели 4A, 5A, 7A-FE. Руководство - часть 7
28
Двигатель - механическая часть
б) Убедитесь в совпадении меток на
зубчатом шкиве коленчатого вала и
на корпусе масляного насоса.
6. Установите зубчатый ремень ГРМ.
Предупреждение: двигатель должен
быть холодным.
Внимание: в случае повторного ис
пользования ремня совместите на-
несенные ранее метки на шкивах и
ремне и учитывайте направление
вращения ремня.
Установите зубчатый ремень ГРМ, со
блюдая метки и обеспечивая необхо
димое натяжение на участке между зуб
чатыми шкивами коленчатого и распре
делительного валов (4A-F, 5A-F, 4A-FE,
5A-FE и 7A-FE) или между зубчатым
шкивом коленчатого вала и зубчатым
шкивом распределительного вала впу
скных клапанов (4A-GE)
(4A-GE(AE101,AE111))
а) Убедитесь, что между метками
на шкивах распредвалов располо
жены 12 зубцов ремня.
б) Используя тиски или пресс, со
жмите натяжитель до совмещения
отверстий в штоке и стенках цилин
дра. Сжатие производите постепен
но, нагрузка на шток не должна пре
вышать 9.8 кН (1000 кг).
Примечание: если отверстие в што
ке и цилиндре не совмещены, то в
процессе запрессовки штока, следу
ет повернуть его для совмещения
отверстий.
в) Используя торцевой шестигран
ный ключ, зафиксируйте шток.
г) Установите натяжитель и закре
пите его гайками (болтами) (МЗ =
9,5 Н-м).
д) Снимите торцевой ключ, фикси
рующий шток.
7. Проверьте правильность установки
ремня (фазы газораспределения),
a) (Все кроме 4A-GE (АЕ101, АЕ111))
Медленно отпустите болт крепления
натяжного ролика.
г) (Все кроме 4A-GE (АЕ101, АЕ111))
Затяните болт крепления натяжного
ролика (МЗ = 37 Нм),
е) Временно отверните болт креп
ления зубчатого шкива коленвала.
8. Проверьте натяжение ремня ГРМ.
Прогиб ремня ГРМ под действием
усилия 20 Н в точках, указанных на
рисунках, составляет:
4A-F, 5A-F, 4A-FE, 5A-FE
и 7A-FE 5- 6мм
4A-GE 4 мм
б) Медленно по часовой стрелке по
верните коленчатый вал на 2 оборо
та от ВМТ до ВМТ, предварительно
установив болт крепления зубчатого
шкива коленчатого вала.
в) Убедитесь, что синхронизирующие
метки на каждом шкиве совпадают с
соответствующими метками: на кор
пусе масляного насоса (для шкива
коленчатого вала), на крышке под
шипника распредвала или на защит
ной крышке №4 ремня ГРМ (4A-GE),
как показано на рисунках.
Если прогиб не соответствует техни
ческим условиям, переставьте натяж
ной ролик.
9. Установите направляющую зубчато
го ремня отбортовкой наружу, как по
казано на рисунке.
10. Установите защитные крышки №1,
№2 и №3 ремня ГРМ (МЗ = 7,4 Нм).
Примечание: для 4A-GE длина болтов
защитных крышек №1, №2 и №3
ремня ГРМ различна, ее значение в
мм указано на рисунках.
11. Установите шкив коленчатого вала
(для привода генератора и насоса ох
лаждающей жидкости).
а) Совместите шпонку на коленчатом
валу с пазом шкива и насадите шкив
на вал.
б) Используя подходящее приспособ
ление заверните и затяните крепеж
ный болт шкива коленчатого вала.
Момент затяжки:
4A-F, 5A-F, 4A-FE, 5A-FE
и 7A-FE 118 Нм
4A-GE 140 Нм
12. (Все кроме 4A-GE (АЕ101, АЕ 111))
Установите крышку головки блока ци
линдров (крышку механизма газорас
пределения).
а) Удалите с поверхностей старый
герметик.
б) Нанесите свежий герметик на
места, показанные на рисунке.
Герметик: Part № 08826-00080 или
эквивалент.
в) Установите прокладку на крышку
механизма газораспределения.
г) Установите крышку на место и за
крепите ее через уплотнения 4-мя
колпачковыми гайками.
Момент затяжки гаек:
4A-F, 5A-F, 4A-FE, 5A-FE
и 7A-FE. 5,9 Нм
4A-GE 7,8 Нм
Примечание: на двигателе 4A-GE
установка крышек головки блока ци
линдров проводится до установки
защитных крышек ремня ГРМ.
д) (4A-F, 5A-F, 4A-FE (АЕ101, АТ190),
5A-FE и 7A-FE) Присоедините 2
шланга системы принудительной
вентиляции картера к крышке голов
ки блока цилиндров.
е) (4A-FE (АЕ101, АТ190), 5A-FE и
7A-FE) Закрепите защиту электро
проводки 2-мя болтами. Присоеди
ните: разъем генератора (1), провод
генератора (2), разъем датчика ава
рийного давления масла (3), два хо
мута электропроводки (4).
13. Установите свечи зажигания и
подсоедините провода высокого на
пряжения.
14. Установите ремень привода гене
ратора и насоса охлаждающей жид
кости.
а) Временно закрепите шкив насоса
охлаждающей жидкости 4-мя бол
тами.
б) Наденьте ремень привода и за
крепите регулировочный болт и
болт крепления генератора. Сто
порный болт регулировочного болта
следует затягивать только после ре
гулировки натяжения ремня привода
генератора и насоса охлаждающей
жидкости.
в) Затяните 4 болта шкива насоса.
15. Отрегулируйте натяжение ремня
привода генератора и насоса охлаж
дающей жидкости (см. раздел
"Проверка ремней привода навесных
агрегатов").
Головка блока
цилиндров
Общие сведения
Головки блока цилиндров двигателей
4A-F, 5A-F, 4A-FE. 5A-FE, 7A-FE и 4А-
GE имеют много общих конструктивных
особенностей, а именно:
• Шатровую камеру сгорания с че
тырьмя клапанами на каждый ци
линдр (2 впускных и 2 выпускных).
Кроме 4A-GE (АЕ101, АЕ111), у ко
торого пять клапанов на каждый ци
линдр (3 впускных и 2 выпускных).
• 2 распределительных вала
(впускных и выпускных клапанов),
кулачки которых воздействуют на
клапаны через нажимные стаканы
(толкатели), установленные в рас
точках корпуса головки.
• Посадочные места распредели
тельных валов образованы расточка
ми в корпусе головки и в крышках
подшипников валов.
• • Привод распределительных валов
осуществляется плоскозубчатым
ремнем.
• Впускные и выпускные каналы
расположены с противоположных
сторон головки блока.
• Боковые поверхности головок бло
ка являются привалочными плоско
стями для впускного и выпускного
коллекторов.
• Подвод охлаждающей жидкости к
головке блока и ее отвод из головки
осуществляется через патрубки
внешнего присоединения.
• Одинаковый конструктивный узел
крепления клапанов и способ регу
лировки их тепловых зазоров (кроме
4A-GE(AE101,AE111)).
В то же время головки блока цилиндров
этих двигателей имеют заметные кон
структивные отличия, оказывающие
существенное влияние на процедуры их
демонтажа с двигателя и последующей
установки на двигатель, а также частич
но на процедуры сборки и разборки го
ловок. Эти отличия связаны:
• С системой питания двигателя
(карбюратор или впрыск).
• С конструкцией впускного коллекто
ра, что также частично зависит от
системы питания, а частично от сис
темы управления двигателем, напри
мер, наличие системы перепуска воз
духа помимо дроссельной заслонки
на режимах принудительного холо
стого хода или наличие дополнитель
ных заслонок, устанавливаемых не
посредственно перед впускными кла
панами (система с изменяемой гео
метрией впускного коллектора) и т.д.
• Со способом привода распредели
тельных валов от коленчатого вала
зубчатым ремнем. Например, в дви
гателях 4A-F, 5A-F, 4A-FE, 5A-FE и
7A-FE непосредственно зубчатым
ремнем приводится во вращение
только распределительный вал вы
пускных клапанов, а уже от него че
рез шестеренную передачу приво-
дится распределительный вал опу
скных клапанов, в двигателе 4A-GE
привод обоих распределительных
валов осуществляется непосредст
венно плоскозубчатым ремнем, ох
ватывающим зубчатые шкивы, уста
новленные на каждом распредели
тельном валу.
• С особенностями формы верхней
плоскости головки, от чего зависит
форма крышки головки блока ци
линдров (или их число), например: в
двигателе 4A-GE (АЕ92, AW11 и
АТ160) головка накрывается тремя
крышками, а в двигателе 4A-GE
(АЕ101, АЕ111)- двумя крышками.
• С местом расположения и формой
патрубков подвода и отвода охлаж
дающей жидкости.
• С местом расположения и привода
распределителя (или объединенного
блока зажигания), например, в двига
телях 4A-F, 5A-F, 4A-FE, 5A-FE и 7А-
FE привод осуществляется с заднего
конца распределительного вала вы
пускных клапанов, а в двигателе 4А-
GE - с левой стороны этого вала
(если смотреть со стороны маховика).
• С особенностями конструкции и
расположением клапана системы ре
циркуляции отработавших газов и
системы вентиляции картера.
• С особенностями расположения то¬
пливоподводящих трубок к форсун
кам (в двигателях с впрыском бензи
на), вакуумных трубок для систем
управления двигателем, электропро
водки двигателя и т. д.
Кроме всего прочего головки блока
цилиндров даже двигателей одного и
того же типа могут отличаться в зави
симости от модели автомобиля или в
зависимости от способа организации
управления двигателем или его рабо
чим процессом, например, наличие
системы организации рабочего про
цесса, обеспечивающей работу двига
теля на обедненных составах смеси.
В связи с этим ниже приводятся де
тали всех вариантов головок блока
цилиндров, которые применяются на
данных двигателях. Это устранит
возможные недоразумения при про
ведении операций по демонтажу го
ловки блока цилиндров, а также по
ее разборке и сборке.
Снятие головки блока
цилиндров 4A-F и 5A-F
1. Отсоедините провод от отрица
тельной клеммы аккумулятора.
2. Слейте охлаждающую жидкость
(см. главу "Система охлаждения").
3. Снимите патрубок отвода охлаж
дающей жидкости, отвернув 2 болта.
4. Снимите выпускной коллектор.
Предварительно снимите:
а) Опорную стойку выпускного кол
лектора, отвернув 2 болта.
30
Двигатель - механическая часть
б) Верхний теплоизолирующий кожух.
Затем, отвернув 3 болта и 2 гайки,
снимите выпускной коллектор вместе
с прокладкой, а после этого, отвернув
3 болта, снимите нижний теплоизоли
рующий кожух.
5. Снимите объединенный блок зажи
гания (датчик-распределитель с ка
тушкой зажигания (блок бесконтактной
системы зажигания)), предварительно
отсоединив провода высокого напря
жения от свечей зажигания и отвернув
2 болта крепления датчика-распре
делителя.
6. Снимите корпус патрубков подвода
охлаждающей жидкости к головке
блока цилиндров, предварительно от
соединив 2 шланга.
7. Снимите топливоподкачивающий
насос вместе с изолятором, отвернув
2 гайки.
8. Снимите впускной коллектор, пред
варительно отсоединив шланг систе
мы принудительной вентиляции кар
тера и шланг перепуска охлаждающей
жидкости.
Головка блока цилиндров (4A-F и 5A-F). 1 - защитный кожух №2 ремня
ГРМ, 2 - защитный кожух №3 ремня ГРМ, 3 - зубчатый шкив привода рас
пределительного вала выпускных клапанов, 4 - болт крепления зубчатого
шкива привода распределительного вала выпускных клапанов (МЗ = 47 Нм),
5 - опорная стойка впускного коллектора, 6 - болт крепления головки бло
ка цилиндров (МЗ = 60 Нм), 7 - свеча зажигания, 8 - защитная трубка свечи
зажигания, 9 - топливоподкачивающий насос, 10 - изолятор топливоподка-
чивающего насоса, 11 - впускной коллектор, 12 - болт крепления впускного
коллектора (МЗ = 19 Н-м), 13 - прокладка впускного коллектора, 14 - пру
жинное стопорное кольцо, 15 - пружинная волнистая шайба, 16 - вспомога
тельная шестерня распределительного вала впускных клапанов, 17 - пру
жина шестерни распределительного вала, 18 - прокладка защитной трубки
свечи зажигания, 19 - крышка механизма газораспределения (головки бло-
ка цилиндров), 20 - прокладка крышки головки блока цилиндров,
21 - крышка подшипника распределительного вала, 22 - болт крышки под
шипника распределительного вала (МЗ = 13 Нм), 23 - распределительный
вал впускных клапанов, 24 - распределительный вал выпускных клапа
нов, 25 - сальник распределительного вала, 26 - регулировочная шайба
(для регулировки теплового зазора в клапанах), 27 - толкатель клапана,
28 - сухари, 29 - тарелка пружины, 30 - пружина клапана, 31 - маслоотража-
тельный колпачок клапана, 32 - направляющая клапана, 33 - клапан,
34 - распределитель, 35 - корпус патрубков подвода охлаждающей жидко
сти, 35 - патрубок отвода охлаждающей жидкости, 37 - прокладка головки
блока цилиндров, 38 - верхний теплоизолирующий кожух выпускного кол
лектора, 39 -гайка кропления выпускного коллектора (МЗ = 25 Нм).
40 - выпускной коллектор, 41 - нижний теплоизолирующий кожух выпуск
ного коллектора.
• - Внимание: но снимайте защитную трубку свечи зажигания.
Снимите опорную стоику впускного
коллектора, а затем, отвернув 6 бол
тов, 2 гайки и удалив зажим электро
проводки двигателя, снимите впускной
коллектор вместе с прокладкой.
Двигатель - механическая часть
9. Снимите ремень привода генерато
ра и насоса охлаждающей жидкости, а
также шкив привода насоса охлаж
дающей жидкости. Предварительно
отпустите 4 болта крепления шкива
насоса. Затем отпустите гайку крепле
ния генератора и стопорный болт ге
нератора. После чего снимите ремень
привода генератора и шкив насоса.
10. Снимите свечи зажигания, исполь
зуя специальный ключ.
11. Снимите крышку головки блока
цилиндров вместе с прокладкой, от
вернув 3 колпачковые гайки.
12. Снимите защитные крышки №3 и
№2 ремня привода ГРМ (См. "Снятие
ремня ГРМ").
13. Установите поршень 1-го цилинд
ра в положение ВМТ в такте сжатия.
а) Поверните шкив коленчатого вала
и совместите канавку на шкиве с
синхронизирующей меткой "0" на
защитной крышке №1 ремня приво
да ГРМ.
г) Зафиксируйте ремень тряпкой,
снимите его с зубчатого шкива при
вода распределительного вала.
в) Отпустите болт крепления натяж
ного ролика ремня привода ГРМ, от
ведите натяжной ролик влево до упо
ра и временно снова затяните болт
натяжного ролика.
В противном случае поверните колен
чатый вал еще на 1 оборот (360°).
14. Снимите ремень привода ГРМ с
зубчатого шкива распределительного
вала.
а) Снимите заглушку с защитной
крышки №1 ремня привода ГРМ.
б) Нанесите установочные метки на
зубчатый шкив и на зубчатый ре
мень привода ГРМ.
б) Убедитесь, что малое отверстие в
зубчатом шкиве привода распреде
лительного вала выпускных клапа
нов совмещается с установочной
меткой на крышке 1-го подшипника
распределительного вала.
Примечания:
• Удерживайте ремень таким
образом, чтобы не допустить
изменения зацепления ремня с
зубчатым шкивом коленчатого
вала.
• Не допускайте попадания каких-
либо предметов в защитный кожух
ремня привода ГРМ.
• Не допускайте попадания на ре
мень масла, воды или грязи.
15. Снимите зубчатый шкив ремня
привода ГРМ с распределительно
го вала, предварительно зафикси
ровав распределительный вал
разводным ключом и отвернув
болт шкива.
16. Измерьте осевой зазор распреде
лительного вала.
Осевой зазор распредвала:
Номинальный:
впускных. 0,030 - 0,085 мм
выпускных 0,035 - 0,090 мм
Максимально допустимый ...0,11 мм
Если зазор больше максимально до
пустимого, то замените распредели
тельный вал и/или головку блока ци
линдров.
17. Снимите распределительные ва
лы впускных и выпускных клапанов.
Внимание: поскольку осевой зазор
распределительного вала очень
мал, то для предотвращения за
клинивания и/или повреждения вала
при его демонтаже необходимо
удерживать вал в горизонтальном
положении, для этого необходимо
соблюдать изложенную ниже про
цедуру демонтажа.
а) Поверните распределительный
вал впускных клапанов таким об
разом, чтобы установочное отвер
стие вспомогательной шестерни
оказалось в положении, показан
ном на рисунке.
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст