Toyota: двигатели 4A, 5A, 7A-FE. Руководство — часть 7

Toyota: двигатели 4A, 5A, 7A-FE. Руководство - часть 7

background image

28

Двигатель - механическая часть

б) Убедитесь в совпадении меток на

зубчатом шкиве коленчатого вала и

на корпусе масляного насоса.

6. Установите зубчатый ремень ГРМ.

Предупреждение: двигатель должен

быть холодным.
Внимание: в случае повторного ис­

пользования ремня совместите на-

несенные ранее метки на шкивах и

ремне и учитывайте направление

вращения ремня.

Установите зубчатый ремень ГРМ, со­

блюдая метки и обеспечивая необхо­

димое натяжение на участке между зуб­

чатыми шкивами коленчатого и распре­

делительного валов (4A-F, 5A-F, 4A-FE,

5A-FE и 7A-FE) или между зубчатым

шкивом коленчатого вала и зубчатым

шкивом распределительного вала впу­

скных клапанов (4A-GE)

(4A-GE(AE101,AE111))

а) Убедитесь, что между метками

на шкивах распредвалов располо­

жены 12 зубцов ремня.

б) Используя тиски или пресс, со­

жмите натяжитель до совмещения

отверстий в штоке и стенках цилин­

дра. Сжатие производите постепен­

но, нагрузка на шток не должна пре­

вышать 9.8 кН (1000 кг).

Примечание: если отверстие в што­

ке и цилиндре не совмещены, то в

процессе запрессовки штока, следу­

ет повернуть его для совмещения

отверстий.

в) Используя торцевой шестигран­

ный ключ, зафиксируйте шток.

г) Установите натяжитель и закре­

пите его гайками (болтами) (МЗ =

9,5 Н-м).

д) Снимите торцевой ключ, фикси­

рующий шток.

7. Проверьте правильность установки

ремня (фазы газораспределения),

a) (Все кроме 4A-GE (АЕ101, АЕ111))

Медленно отпустите болт крепления

натяжного ролика.

г) (Все кроме 4A-GE (АЕ101, АЕ111))

Затяните болт крепления натяжного

ролика (МЗ = 37 Нм),

е) Временно отверните болт креп­

ления зубчатого шкива коленвала.

8. Проверьте натяжение ремня ГРМ.

Прогиб ремня ГРМ под действием

усилия 20 Н в точках, указанных на

рисунках, составляет:

4A-F, 5A-F, 4A-FE, 5A-FE

и 7A-FE 5- 6мм

4A-GE 4 мм

б) Медленно по часовой стрелке по­

верните коленчатый вал на 2 оборо­

та от ВМТ до ВМТ, предварительно

установив болт крепления зубчатого

шкива коленчатого вала.

в) Убедитесь, что синхронизирующие

метки на каждом шкиве совпадают с

соответствующими метками: на кор­

пусе масляного насоса (для шкива

коленчатого вала), на крышке под­

шипника распредвала или на защит­

ной крышке №4 ремня ГРМ (4A-GE),

как показано на рисунках.

Если прогиб не соответствует техни­

ческим условиям, переставьте натяж­

ной ролик.

9. Установите направляющую зубчато­

го ремня отбортовкой наружу, как по­

казано на рисунке.

10. Установите защитные крышки №1,

№2 и №3 ремня ГРМ (МЗ = 7,4 Нм).

Примечание: для 4A-GE длина болтов

защитных крышек №1, №2 и №3

ремня ГРМ различна, ее значение в

мм указано на рисунках.

11. Установите шкив коленчатого вала

(для привода генератора и насоса ох­

лаждающей жидкости).

а) Совместите шпонку на коленчатом

валу с пазом шкива и насадите шкив

на вал.

б) Используя подходящее приспособ­

ление заверните и затяните крепеж­

ный болт шкива коленчатого вала.

Момент затяжки:

4A-F, 5A-F, 4A-FE, 5A-FE

и 7A-FE 118 Нм

4A-GE 140 Нм

background image

12. (Все кроме 4A-GE (АЕ101, АЕ 111))

Установите крышку головки блока ци­

линдров (крышку механизма газорас­

пределения).

а) Удалите с поверхностей старый

герметик.

б) Нанесите свежий герметик на

места, показанные на рисунке.

Герметик: Part № 08826-00080 или

эквивалент.

в) Установите прокладку на крышку

механизма газораспределения.

г) Установите крышку на место и за­

крепите ее через уплотнения 4-мя

колпачковыми гайками.

Момент затяжки гаек:

4A-F, 5A-F, 4A-FE, 5A-FE
и 7A-FE. 5,9 Нм
4A-GE 7,8 Нм

Примечание: на двигателе 4A-GE

установка крышек головки блока ци­

линдров проводится до установки

защитных крышек ремня ГРМ.

д) (4A-F, 5A-F, 4A-FE (АЕ101, АТ190),

5A-FE и 7A-FE) Присоедините 2

шланга системы принудительной

вентиляции картера к крышке голов­

ки блока цилиндров.
е) (4A-FE (АЕ101, АТ190), 5A-FE и

7A-FE) Закрепите защиту электро­

проводки 2-мя болтами. Присоеди­

ните: разъем генератора (1), провод

генератора (2), разъем датчика ава­

рийного давления масла (3), два хо­

мута электропроводки (4).

13. Установите свечи зажигания и

подсоедините провода высокого на­

пряжения.

14. Установите ремень привода гене­

ратора и насоса охлаждающей жид­

кости.

а) Временно закрепите шкив насоса

охлаждающей жидкости 4-мя бол­

тами.
б) Наденьте ремень привода и за­

крепите регулировочный болт и

болт крепления генератора. Сто­

порный болт регулировочного болта

следует затягивать только после ре­

гулировки натяжения ремня привода

генератора и насоса охлаждающей

жидкости.

в) Затяните 4 болта шкива насоса.

15. Отрегулируйте натяжение ремня

привода генератора и насоса охлаж­

дающей жидкости (см. раздел

"Проверка ремней привода навесных

агрегатов").

Головка блока

цилиндров

Общие сведения

Головки блока цилиндров двигателей

4A-F, 5A-F, 4A-FE. 5A-FE, 7A-FE и 4А-

GE имеют много общих конструктивных

особенностей, а именно:

• Шатровую камеру сгорания с че­

тырьмя клапанами на каждый ци­

линдр (2 впускных и 2 выпускных).

Кроме 4A-GE (АЕ101, АЕ111), у ко­

торого пять клапанов на каждый ци­

линдр (3 впускных и 2 выпускных).

• 2 распределительных вала

(впускных и выпускных клапанов),

кулачки которых воздействуют на

клапаны через нажимные стаканы

(толкатели), установленные в рас­

точках корпуса головки.

• Посадочные места распредели­

тельных валов образованы расточка­

ми в корпусе головки и в крышках

подшипников валов.

• • Привод распределительных валов

осуществляется плоскозубчатым

ремнем.

• Впускные и выпускные каналы

расположены с противоположных

сторон головки блока.

• Боковые поверхности головок бло­

ка являются привалочными плоско­

стями для впускного и выпускного

коллекторов.

• Подвод охлаждающей жидкости к

головке блока и ее отвод из головки

осуществляется через патрубки

внешнего присоединения.

• Одинаковый конструктивный узел

крепления клапанов и способ регу­

лировки их тепловых зазоров (кроме

4A-GE(AE101,AE111)).

В то же время головки блока цилиндров

этих двигателей имеют заметные кон­

структивные отличия, оказывающие

существенное влияние на процедуры их

демонтажа с двигателя и последующей

установки на двигатель, а также частич­

но на процедуры сборки и разборки го­

ловок. Эти отличия связаны:

• С системой питания двигателя

(карбюратор или впрыск).
• С конструкцией впускного коллекто­

ра, что также частично зависит от

системы питания, а частично от сис­

темы управления двигателем, напри­

мер, наличие системы перепуска воз­

духа помимо дроссельной заслонки

на режимах принудительного холо­

стого хода или наличие дополнитель­

ных заслонок, устанавливаемых не­

посредственно перед впускными кла­

панами (система с изменяемой гео­

метрией впускного коллектора) и т.д.
• Со способом привода распредели­

тельных валов от коленчатого вала

зубчатым ремнем. Например, в дви­

гателях 4A-F, 5A-F, 4A-FE, 5A-FE и

7A-FE непосредственно зубчатым

ремнем приводится во вращение

только распределительный вал вы­

пускных клапанов, а уже от него че­

рез шестеренную передачу приво-

дится распределительный вал опу­

скных клапанов, в двигателе 4A-GE

привод обоих распределительных

валов осуществляется непосредст­

венно плоскозубчатым ремнем, ох­

ватывающим зубчатые шкивы, уста­

новленные на каждом распредели­

тельном валу.

• С особенностями формы верхней

плоскости головки, от чего зависит

форма крышки головки блока ци­

линдров (или их число), например: в

двигателе 4A-GE (АЕ92, AW11 и

АТ160) головка накрывается тремя

крышками, а в двигателе 4A-GE

(АЕ101, АЕ111)- двумя крышками.

• С местом расположения и формой

патрубков подвода и отвода охлаж­

дающей жидкости.

• С местом расположения и привода

распределителя (или объединенного

блока зажигания), например, в двига­

телях 4A-F, 5A-F, 4A-FE, 5A-FE и 7А-

FE привод осуществляется с заднего

конца распределительного вала вы­

пускных клапанов, а в двигателе 4А-

GE - с левой стороны этого вала

(если смотреть со стороны маховика).

• С особенностями конструкции и

расположением клапана системы ре­

циркуляции отработавших газов и

системы вентиляции картера.

• С особенностями расположения то¬

пливоподводящих трубок к форсун­

кам (в двигателях с впрыском бензи­

на), вакуумных трубок для систем

управления двигателем, электропро­

водки двигателя и т. д.

Кроме всего прочего головки блока

цилиндров даже двигателей одного и

того же типа могут отличаться в зави­

симости от модели автомобиля или в

зависимости от способа организации

управления двигателем или его рабо­

чим процессом, например, наличие

системы организации рабочего про­

цесса, обеспечивающей работу двига­

теля на обедненных составах смеси.

В связи с этим ниже приводятся де­

тали всех вариантов головок блока

цилиндров, которые применяются на

данных двигателях. Это устранит

возможные недоразумения при про­

ведении операций по демонтажу го­

ловки блока цилиндров, а также по

ее разборке и сборке.

Снятие головки блока

цилиндров 4A-F и 5A-F

1. Отсоедините провод от отрица­

тельной клеммы аккумулятора.
2. Слейте охлаждающую жидкость

(см. главу "Система охлаждения").
3. Снимите патрубок отвода охлаж­

дающей жидкости, отвернув 2 болта.
4. Снимите выпускной коллектор.

Предварительно снимите:

а) Опорную стойку выпускного кол­
лектора, отвернув 2 болта.

background image

30

Двигатель - механическая часть

б) Верхний теплоизолирующий кожух.

Затем, отвернув 3 болта и 2 гайки,

снимите выпускной коллектор вместе

с прокладкой, а после этого, отвернув

3 болта, снимите нижний теплоизоли­

рующий кожух.

5. Снимите объединенный блок зажи­

гания (датчик-распределитель с ка­

тушкой зажигания (блок бесконтактной

системы зажигания)), предварительно

отсоединив провода высокого напря­

жения от свечей зажигания и отвернув

2 болта крепления датчика-распре­

делителя.

6. Снимите корпус патрубков подвода

охлаждающей жидкости к головке

блока цилиндров, предварительно от­

соединив 2 шланга.

7. Снимите топливоподкачивающий

насос вместе с изолятором, отвернув

2 гайки.

8. Снимите впускной коллектор, пред­

варительно отсоединив шланг систе­

мы принудительной вентиляции кар­

тера и шланг перепуска охлаждающей

жидкости.

Головка блока цилиндров (4A-F и 5A-F). 1 - защитный кожух №2 ремня

ГРМ, 2 - защитный кожух №3 ремня ГРМ, 3 - зубчатый шкив привода рас­

пределительного вала выпускных клапанов, 4 - болт крепления зубчатого

шкива привода распределительного вала выпускных клапанов (МЗ = 47 Нм),

5 - опорная стойка впускного коллектора, 6 - болт крепления головки бло­

ка цилиндров (МЗ = 60 Нм), 7 - свеча зажигания, 8 - защитная трубка свечи

зажигания, 9 - топливоподкачивающий насос, 10 - изолятор топливоподка-

чивающего насоса, 11 - впускной коллектор, 12 - болт крепления впускного

коллектора (МЗ = 19 Н-м), 13 - прокладка впускного коллектора, 14 - пру­

жинное стопорное кольцо, 15 - пружинная волнистая шайба, 16 - вспомога­

тельная шестерня распределительного вала впускных клапанов, 17 - пру­

жина шестерни распределительного вала, 18 - прокладка защитной трубки

свечи зажигания, 19 - крышка механизма газораспределения (головки бло-

ка цилиндров), 20 - прокладка крышки головки блока цилиндров,

21 - крышка подшипника распределительного вала, 22 - болт крышки под­

шипника распределительного вала (МЗ = 13 Нм), 23 - распределительный

вал впускных клапанов, 24 - распределительный вал выпускных клапа­

нов, 25 - сальник распределительного вала, 26 - регулировочная шайба

(для регулировки теплового зазора в клапанах), 27 - толкатель клапана,

28 - сухари, 29 - тарелка пружины, 30 - пружина клапана, 31 - маслоотража-

тельный колпачок клапана, 32 - направляющая клапана, 33 - клапан,

34 - распределитель, 35 - корпус патрубков подвода охлаждающей жидко­

сти, 35 - патрубок отвода охлаждающей жидкости, 37 - прокладка головки

блока цилиндров, 38 - верхний теплоизолирующий кожух выпускного кол­

лектора, 39 -гайка кропления выпускного коллектора (МЗ = 25 Нм).

40 - выпускной коллектор, 41 - нижний теплоизолирующий кожух выпуск­

ного коллектора.

• - Внимание: но снимайте защитную трубку свечи зажигания.

background image

Снимите опорную стоику впускного

коллектора, а затем, отвернув 6 бол­

тов, 2 гайки и удалив зажим электро­

проводки двигателя, снимите впускной

коллектор вместе с прокладкой.

Двигатель - механическая часть

9. Снимите ремень привода генерато­

ра и насоса охлаждающей жидкости, а

также шкив привода насоса охлаж­

дающей жидкости. Предварительно

отпустите 4 болта крепления шкива

насоса. Затем отпустите гайку крепле­

ния генератора и стопорный болт ге­

нератора. После чего снимите ремень

привода генератора и шкив насоса.

10. Снимите свечи зажигания, исполь­

зуя специальный ключ.

11. Снимите крышку головки блока

цилиндров вместе с прокладкой, от­

вернув 3 колпачковые гайки.

12. Снимите защитные крышки №3 и

№2 ремня привода ГРМ (См. "Снятие

ремня ГРМ").

13. Установите поршень 1-го цилинд­

ра в положение ВМТ в такте сжатия.

а) Поверните шкив коленчатого вала

и совместите канавку на шкиве с

синхронизирующей меткой "0" на

защитной крышке №1 ремня приво­

да ГРМ.

г) Зафиксируйте ремень тряпкой,

снимите его с зубчатого шкива при­

вода распределительного вала.

в) Отпустите болт крепления натяж­

ного ролика ремня привода ГРМ, от­

ведите натяжной ролик влево до упо­

ра и временно снова затяните болт

натяжного ролика.

В противном случае поверните колен­

чатый вал еще на 1 оборот (360°).

14. Снимите ремень привода ГРМ с

зубчатого шкива распределительного

вала.

а) Снимите заглушку с защитной

крышки №1 ремня привода ГРМ.

б) Нанесите установочные метки на

зубчатый шкив и на зубчатый ре­

мень привода ГРМ.

б) Убедитесь, что малое отверстие в

зубчатом шкиве привода распреде­

лительного вала выпускных клапа­

нов совмещается с установочной

меткой на крышке 1-го подшипника

распределительного вала.

Примечания:

• Удерживайте ремень таким

образом, чтобы не допустить

изменения зацепления ремня с

зубчатым шкивом коленчатого

вала.

• Не допускайте попадания каких-

либо предметов в защитный кожух

ремня привода ГРМ.

• Не допускайте попадания на ре­

мень масла, воды или грязи.

15. Снимите зубчатый шкив ремня

привода ГРМ с распределительно­

го вала, предварительно зафикси­

ровав распределительный вал

разводным ключом и отвернув

болт шкива.

16. Измерьте осевой зазор распреде­

лительного вала.

Осевой зазор распредвала:

Номинальный:

впускных. 0,030 - 0,085 мм

выпускных 0,035 - 0,090 мм

Максимально допустимый ...0,11 мм

Если зазор больше максимально до­

пустимого, то замените распредели­

тельный вал и/или головку блока ци­

линдров.

17. Снимите распределительные ва­

лы впускных и выпускных клапанов.

Внимание: поскольку осевой зазор

распределительного вала очень

мал, то для предотвращения за­

клинивания и/или повреждения вала

при его демонтаже необходимо

удерживать вал в горизонтальном

положении, для этого необходимо

соблюдать изложенную ниже про­

цедуру демонтажа.

а) Поверните распределительный

вал впускных клапанов таким об­

разом, чтобы установочное отвер­

стие вспомогательной шестерни

оказалось в положении, показан­

ном на рисунке.

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
3 посетителя считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности