2. ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ ДВИГАТЕЛЯ ЗМЗ-40524

На двигателе установлено электрооборудование постоянного тока. Номинальное напряжение в системе 12 В. Приборы электрооборудования подсоединены по однопроводной схеме. С "массой" двигателя соединены все клеммы "-" (минус) приборов и агрегатов электрооборудования.

Генератор предназначен для работы в качестве источника электрической энергии параллельно с аккумуляторной батареей в системе электрооборудования автомобиля.

На двигателях ЗМЗ-40524.10 устанавливаются генераторы: 5122.3771, 4052.3701000-01 (ААК 5730 14V 80A 11.203.640 ф. «ПРАМО ИСКРА») или

3212.3771000-10.

Генератор 3212.3771000-10 с повышенной токоотдачей (90 А) предназначен для использования на двигателях, установленных на специальных автомобилях скорой помощи.

Генератор 4052.3701000-01 - переменного тока, с электромагнитным возбуждением, встроенным регулятором напряжения и выпрямительным блоком.

Направление вращения (со стороны шкива)

правое

Номинальное напряжение, В

14

Максимальный ток, А

80

Ток отдачи, при напряжении 14 В, температуре окружающей среды 23 ± 5 С в горячем состоянии и частоте вращения ротора генератора, мин –1:

1400

17

1800

40

6000

80

Привод генератора осуществляется от шкива коленчатого вала поликлиновым ремнем (см. рис. 1.28) с передаточным отношением 2,4.

При эксплуатации генератора недопустимо проверять работоспособность генератора замыканием его выводов на «массу» и между собой, а также попадание на генератор воды, электролита, антифриза и т.д.

Необходимо при эксплуатации следить за состоянием электропроводки, особенно за чистотой и надежностью соединений контактов проводов, подходящих к генератору (при плохих контактах бортовое напряжение может выйти за допустимые пределы).

Работоспособность генератора контролируют по контрольной лампе разряда аккумуляторной батареи и указателю напряжения, расположенным на комбинации приборов. При нормально работающем генераторе контрольная лампа не должна гореть, а стрелка указателя напряжения должна находиться в зеленой зоне шкалы.

В случае неисправности работоспособность генератора проверить на стенде.

При проведении технического обслуживания двигателя следует проверять надежность крепления генератора к двигателю и шкива на валу генератора. Периодически рекомендуется также очищать генератор от загрязнения и проверять надежность соединения проводов с выводами генератора.

Причина неисправности

Метод устранения

Лампа сигнализатора неисправности горит постоянно или периодически при движении автомобиля

Проскальзывает ремень привода генератора и водяного насоса

Проверить исправность автоматического механизма натяжения ремня и при необходимости заменить

Неисправен регулятор напряжения

Заменить регулятор напряжения

Короткое замыкание обмотки возбуждения генератора

Заменить ротор на СТО

Обрыв или короткое замыкание диодов выпрямительного блока

Заменить выпрямительный блок на СТО

Лампа сигнализатора неисправности генератора не загорается при включенном зажигании

Неисправен регулятор напряжения

Заменить регулятор напряжения

Изношены щетки генератора

Заменить щетки

Зависли щетки генератора, окислены контактные кольца

Очистить от пыли и грязи, протереть кольца тряпкой, смоченной в бензине

Обрыв в обмотке возбуждения генератора

Заменить ротор на СТО

Причина неисправности Метод устранения

Генератор работает, стрелка указателя напряжения находится в левой красной зоне

Проскальзывает ремень привода генератора и водяного насоса на больших оборотах

Отрегулировать натяжение ремня

Ослаблено крепление наконечников проводов на генераторе и аккумуляторной батарее, поврежден провод

Затянуть наконечники или заменить провод

Неисправна аккумуляторная батарея

Заменить аккумуляторную батарею

Неисправен регулятор напряжения

Заменить регулятор напряжения

Генератор работает, стрелка указателя напряжения находится в правой красной зоне

Неисправен регулятор напряжения

Заменить регулятор напряжения

Повышенный шум генератора Изношены подшипники

Заменить подшипники на СТО

Ротор задевает за полюса статора

Заменить генератор

На двигатели ЗМЗ-40524.10 устанавливаются стартеры 6012.3708, 405.3708000 и 405.3708000-01.

Стартер 6012.3708 представляет собой электродвигатель постоянного тока независимого возбуждения с номинальным напряжением 12 В.

Характеристики стартера 6012.3708 при температуре окружающей среды плюс 25-35 °С соответствуют следующим данным:

Номинальное напряжение, В

12

Номинальная мощность (с батареей емкостью 66 А·ч) не менее, кВт

2,0

Пусковая мощность (с батареей емкостью 66 А·ч) не менее, кВт

1,2

Режим холостого хода при напряжении 12 В:

потребляемый ток не более, А

75

частота вращения приводного вала не менее, мин-1

2600

Режим полного торможения:

потребляемый ток не более, А

650

тормозной момент, Н·м (кгс·м)

20,0 (2,0)

напряжение на клеммах реле не более, В

4,5

Масса стартера не более, кг

4,5

Планетарный редуктор стартера 6012.3708 состоит из вала с водилом, шестерни планетарной, шестерни с внутренним зацеплением сателлитов, игольчатых подшипников, опоры вала привода с вкладышем.

Опора вала привода располагается на шине перед винтовыми шлицами вала.

В водило запрессованы три оси сателлитов, на которые одеваются сателлиты с игольчатыми подшипниками.

Водило с сателлитами и валом вставляется в шестерню с внутренним зацеплением со стороны шлицев вала привода.

Редуктор установлен внутри крышки со стороны привода и расположен соосно между электродвигателем и механизмом привода стартера.

Корпус 1 (рис. 2.1) стартера из ленточной стали. Внутри корпуса расположены четыре сегмента 2 (постоянных магнита).

image

Рис. 2.1. Стартер 6012.3708: 1 - корпус; 2 - сегмент; 3 - труба; 4 - якорь; 5 - вал; 6 - коллектор; 7 - секция якоря; 8 - крышка с вкладышем; 9 - крышка со стороны привода; 10 - обойма щеткодержателя; 11 - привод; 12 - тяговое реле

Сегменты крепятся к корпусу с помощью специального клея. Арматурой сегментов служит труба 3, выполненная из листового алюминия.

Якорь 4 стартера состоит из вала 5 с напрессованными на него коллектором и пакетом стальных пластин, в пазы которого уложены секции 7 обмотки, изготовленные из прямоугольного провода. Концы секций соединяются с коллектором с помощью пайки.

Коллектор 6 изготовлен из медных пластин и армирован пластмассой АГ-4С.

Крышка со стороны коллектора 8 стальная штампованная.

В ступицу крышки запрессован медно-графитовый вкладыш. В крышке имеются четыре отверстия, два отверстия диаметром 6,2 мм под стяжные шпильки и два отверстия диаметром 4,5 мм под винты крепления крышки и

обоймы щеткодержателя.

Крышка со стороны привода 9 отлита из алюминиевого сплава, в нее запрессован бронзографитовый вкладыш. В крышке имеется два отверстия для крепления стартера к двигателю.

Обойма щеткодержателя 10 состоит из щеткодержателя, шины соединительной, щеток.

Шина соединительная медная, соединяет между собой щетки положительной полярности с выводом электродвигателя стартера.

Щетки медно-графитовые двухслойные, имеют по одному щеточному проводу типа плетенки.

Привод 11 стартера состоит из следующих основных деталей: шестерни с вкладышем, рычага, обоймы с втулкой, крышки привода и кольца отводки со скобой.

Рычаг привода выполнен из двух отдельных фигурных стальных пластин. Реле 12 стартера состоит из следующих основных деталей: крышки реле,

ярма с катушкой, якоря со скобой и плунжера.

В крышке располагаются два болта: один болт M8, на который подается питание от аккумуляторной батареи, другой М6 соединен через вывод стартера со щетками положительной полярности. Крышка крепится к корпусу реле с помощью двух винтов М4.

Ярмо стартера выполнено в виде стакана. К нему приварен фланец.

Внутри ярма имеется латунный каркас, с размещенной в нем катушкой реле.

Катушка реле имеет последовательную и параллельную обмотку из медного провода.

Поворотом ключа, замка зажигания обмотки реле включаются в цепь питания и втягивают якорь реле, движение которого через рычаг передаете приводу стартера.

Привод передвигается по винтовым шлицам вала водила стартера и шестерня входит в зацепление с венцом маховика.

В конце хода якоря реле, контактная пластина замыкает контактные болты реле, включая стартер в цепь питания от аккумуляторной батареи.

Якорь стартера начинает вращаться и через шестерню привода передается крутящий момент от стартера на маховик двигателя.

После запуска двигателя ключ замка зажигания возвращается в исходное положение, разомкнув цепь питания обмоток тягового реле. При этом, под действием возвратной пружины реле, якорь реле вернется в исходное положение, разомкнув контактные болты реле, отключив стартер от аккумуляторной батареи и выведет привод стартера из зацепления с венцом маховика.

При запуске двигателя стартер должен работать без стуков и повышенного шума.

Продолжительность непрерывной работы стартера при запуске двигателя не должна превышать 10 сек.

В случае если двигатель после первой попытки не запускается, следующую попытку пуска двигателя продолжить не ранее, чем через 15-20 сек.

После запуска двигателя немедленно отключить стартер ключом зажигания. Запрещается включение стартера при работающем двигателе. Запрещается двигать автомобиль на стартере.

В процессе эксплуатации необходимо регулярно проверять надежность крепления стартера и состояние клеммовых соединений.

При наличии на поверхности стартера пыли, грязи, топлива, протереть его чистой тканью.

Причина неисправности

Способ устранения

При повороте ключа на "пуск" стартер не включается - не слышны щелчки срабатывания тягового реле

Нарушение контактных соединений

Закрепить контактные соединения цепей стартера

Сильное окисление клемм и наконечников аккумуляторной батареи.

Зачистить клеммы и наконечники

Обрыв или короткое замыкание в цепях включения стартера

Проверить цепь или устранить неисправность

Неисправность тягового реле

Устранить неисправность или заменить тяговое реле

При включении стартера слышны многократные щелчки тягового реле

Разряжена или неисправна аккумуляторная батарея.

Зарядить или заменить аккумуляторную батарею

Нет контакта в цепи питания стартера

Зачистить наконечники проводов в цепи стартера

Неисправность обмотки реле стартера

Заменить реле стартера

При повороте ключа на "пуск" стартер включается, но его якорь либо не вращается, либо вращается медленно

Разряжена аккумуляторная батарея

Зарядить аккумуляторную батарею

Нарушен контакт в цепи питания стартера

Проверить и закрепить контактные соединения цепи стартера

Подгорание контактов тягового реле

Заменить тяговое реле

Загрязнение коллектора или изношенность щеток

Заменить щетки в специализированной мастерской

Причина неисправности

Способ устранения

Межвитковое или короткое замыкание в обмотке якоря стартера

Заменить двигатель стартера в специализированной мастерской

При включении стартера слышен повышенный шум шестерни

Ослабление крепления стартера к картеру двигателя

Надежно закрепить стартер

Износ или забоины на торцевой части зубьев венца маховика двигателя или шестерни привода стартера

Заменить привод в специализированной мастерской

Стартер не выключается после запуска двигателя

Спекание контактов тягового реле

Заменить реле

Неисправность замка зажигания

Заменить замок зажигания

Для контроля за системами автомобиль оборудован комбинацией приборов, в которой установлены контрольные приборы: указатель напряжения, отображающий показания на жидкокристаллическом индикаторе тахометра, тахометр, спидометр, указатель температуры двигателя, указатель уровня топлива и сигнализаторы.

В комбинации приборов установлен электронный указатель уровня топлива, работающий в комплекте с датчиком, находящимся в модуле погружного электробензонасоса, расположенном в топливном баке.

Указатель состоит из шагового двигателя, поворачивающего стрелку, и управляющей микросхемы, преобразующей сигнал от резистивного датчика.

Для проверки указателя уровня топлива необходимо собрать электрическую схему, показанную на pиc. 2.2. При включении сопротивления R1, стрелка должна показывать «0», при включении R2 – «1/2», а при включении R3 – полный бак. Отклонение стрелки от указанных делений - не более чем на ширину стрелки. Исправный датчик указателя уровня топлива должен иметь следующие сопротивления: при полностью опущенном поплавке

– 330 ± 15 Ом, при полностью поднятом – 11 ± 4 Ом. При промежуточном положении поплавка 104±2мм от фланца датчика до нижней части поплавка (замер осуществляется перпендикулярно фланцу) сопротивление должно быть 108-128 Ом.

image

Рис. 2.2. Электрическая схема проверки указателя уровня топлива: 1 - разъем штекерный «ХР1» комбинации приборов; 2 - переключатель; 3 - разъем штекерный «ХР3» комбинации приборов; 4 – аккумуляторная батарея; 5 – разъем штекерный «ХР2» комбинации приборов; R1 - сопротивление МЛТ-2-330 Ом; R2 - сопротивление МЛТ-2-120 Ом; R3 – сопротивление МЛТ-2-15 Ом

В комбинации приборов установлен электронный тахометр для измерения частоты вращения коленчатого вала двигателя.

Тахометр состоит из шагового двигателя и электронной схемы.

Сигнал на тахометр поступает с блока управления двигателем. При этом блок управления формирует прямоугольные импульсы (два импульса за один оборот двигателя), которые поступают на микросхему тахометра, преобразуются и попадают на шаговый двигатель, стрелка которого показывает число оборотов коленчатого вала двигателя. Чем выше частота вращения, тем большее количество импульсов переменного тока поступает в электронную часть и на больший угол отклоняется стрелка тахометра.

Для проверки тахометра надо собрать электрическую схему, показанную на рис. 2.3. С генератора сигналов Г5-54 подавать на выводы «1» и «5» разъема

«ХРЗ» импульсы синусоидальной формы с амплитудой 10-15 В и длительностью не менее 500 мкс. При частоте 33,3 Гц тахометр должен показывать (1000±100) мин –1, а при частоте 100,0 Гц – (3000±100) мин –1.

image

Рис. 2.3. Электрическая схема проверки тахометра: 1 - аккумуляторная батарея; 2 - генератор сигналов Г5-54; 3 - разъем штекерный «ХРЗ» комбинации приборов; 4 - разъем штекерный «ХР2» комбинации приборов

Для проверки указателя напряжения необходимо собрать электрическую схему, показанную на рис. 2.4.

image

Рис. 2.4. Электрическая схема проверки указателя напряжения: 1 - регулируемый источник постоянного тока; 2 - контрольный вольтметр; 3 - разъем штекерный «ХР2» комбинации приборов; 4 - разъем штекерный "ХР3" комбинации приборов

Для контроля необходимо использовать вольтметр с пределом измерения до 30 В класса I и регулируемый источник постоянного тока (например, Б5-48). Изменяя напряжение источника, определить по контрольному вольтметру точность показаний указателя напряжения комбинации приборов. Погрешность указателя напряжения в точках 12 и 14 В не должна превышать +0,2 В.

В комбинации приборов установлен электронный указатель температуры охлаждающей жидкости двигателя.

Устройство указателя, аналогично указателю уровня топлива. Информация о температуре поступает с блока управления двигателя в виде ШИМ - сигнала. При изменении температуры охлаждающей жидкости изменяется ширина положительных импульсов ШИМ – сигнала, которую отслеживает микросхема комбинации приборов и соответственно управляет положением стрелки. Частота ШИМ – 140 Гц±5 Гц.

Для проверки указателя температуры охлаждающей жидкости необходимо собрать электрическую схему, показанную на рис. 2.5.

image

Рис. 2.5. Электрическая схема проверки указателя температуры охлаждающей жидкости: 1 - разъем штекерный "ХР1" комбинации приборов; 2 – источник ШИМ-сигнала; 3 - разъем штекерный "ХР3" комбинации приборов; 4 – аккумуляторная батарея; 5 - разъем штекерный «ХР2» комбинации приборов

Дополнительно к указателю температуры системы охлаждения двигателя в комбинации приборов имеется сигнализатор перегрева двигателя. Сигнализатор автоматически включается, когда температура охлаждающей жидкости достигает 110 °С.

При понижении давления в системе смазки двигателя до 0,4-0,8 кг/см2 в комбинации приборов включается лампа сигнализатора. Лампа сигнализатора работает с датчиком аварийного давления масла, установленным на двигателе. При падении давления в системе контакты датчика замыкаются и лампа загорается, а при наличии давления контакты размыкаются и лампа гаснет.

При повреждении изоляции провода могут непосредственно касаться корпуса автомобиля, вызывая короткие замыкания, приводящие к перегоранию предохранителей, обгоранию изоляции и даже к пожару.

Для удобства монтажа и защиты от механических повреждений провода оплетаются скрепляющей оплеткой в жгуты.

Была ли эта страница вам полезна?
Да!Нет
1 посетитель считают эту страницу полезной.
Большое спасибо!
Ваше мнение очень важно для нас.

Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.

Текст

Политика конфиденциальности