Топливо в двигатель подается из бака, установленного под днищем в районе заднего сиденья. Топливный бак — стальной, состоит из двух сваренных между собой штампованных частей. На некоторых модификациях автомобиля устанавливается топливный бак из пластмассы.
Заливная горловина соединена с баком пластмассовым бензостойким шлангом, закрепленным на патрубках хомутами. В пробке заливной горловины установлены клапаны, регулирующие давление паров топлива в баке (см. «Пробка заливной горловины топливного бака», с. 13).
В баке установлен топливный модуль, включающий электрический топливный насос, регулятор давления и датчик указателя уровня топлива.
Топливный модуль
Топливный насос создает в топливоподающей магистрали давление свыше 3,8 бар (380 кПа), превышающее рабочее давление топливных форсунок.
Топливный насос
Топливный насос включается по команде электронного блока управления (при включении зажигания) через реле. От насоса топливо под давлением подается к топливному фильтру, расположенному справа от топливного бака.
Схема системы питания двигателя:
1 — форсунка;
2 — топливная рампа;
3 — топливный бак;
4 — регулятор давления топлива;
5 — топливный модуль;
б — топливный насос;
7 — тройник;
8 — топливный фильтр
Топливный фильтр
Топливо в топливопроводах находится под давлением. Перед любыми работами, связанными с разгерметизацией топливной системы, давление следует сбросить (см. «Замена топливного фильтра», с. 39).
При отсоединении пластмассовых трубок от металлического корпуса фильтра может возникнуть искра от разряда статического электричества. Во избежание этого на корпусе фильтра выполнен вывод для подключения провода «массы». При замене фильтра провод «массы» следует отключать только после отсоединения от патрубков фильтра наконечников топливных трубок. После фильтра в топливную магистраль встроен тройник, через который топливо подводится к топливной рампе и регулятору давления топлива (см. схему системы питания двигателя).
Регулятор давления топлива
Регулятор давления топлива поддерживает в топливной системе давление 3,8 бар (380 кПа), перепуская излишки топлива в бак. Регулятор давления неразборный, при выходе из строя он подлежит замене.
Уровень топлива в баке определяется с помощью датчика указателя уровня, встроенного в топливный модуль.
Датчик указателя уровня топлива
Топливная рампа служит для подачи топлива к форсункам и закреплена на впускном трубопроводе.
Топливная рампа с форсунками двигателя 1,0 л
Форсунки фиксируются на рампе металлическими запорными скобами.
Форсунка представляет собой электромагнитный клапан, пропускающий топливо при подаче на него напряжения и запирающийся под действием возвратной пружины при обесточивании.
Форсунка с уплотнительными кольцами
На выходе форсунки имеется распылитель, через который топливо впрыскивается в канал впускного трубопровода. Управляет форсунками электронный блок управления. Форсунку следует заменить при обрыве или замыкании в обмотке форсунки. При засорении форсунок их можно промыть без демонтажа на специальном стенде СТО. Воздух поступает в двигатель через воздухозаборник, резонатор (глушитель шума воздуха на впуске) и воздушный фильтр, после фильтра — через воздуховод в дроссельный узел. Корпус воздушного фильтра и резонатор закреплены в передней части моторного отсека.
Корпус воздушного фильтра с резонатором
Дроссельный узел представляет собой корпус дроссельной заслонки (с выполненными в нем каналами), на котором закреплены регулятор холостого хода и датчик положения дроссельной заслонки. Дроссельный узел закреплен на впускном трубопроводе. При нажатии педали «газа» дроссельная заслонка открывается, изменяя количество поступающего в двигатель воздуха (подача топлива рассчитывается электронным блоком управления в зависимости от расхода воздуха).
Дроссельный узел двигателя 1,0 л
Во избежание обмерзания дроссельного узла двигателя 0,8 л при низкой температуре и высокой влажности окружающего воздуха в узел встроен блок подогрева, через который циркулирует жидкость системы охлаждения.
Дроссельный узел двигателя 0,8 л
Для всех режимов работы двигателя в ЭБУ запрограммированы (калибровкой) требуемые обороты холостого хода, зависящие от температуры охлаждающей жидкости, скорости автомобиля, напряжения аккумуляторной батареи, состояния системы кондиционирования воздуха, давления в системе гидроусилителя руля. Подачей воздуха в двигателе 1,0 л на холостом ходу управляет ЭБУ с помощью регулятора холостого хода (РХХ), объединенного с датчиком положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) в один блок. Регулятор состоит из электродвигателя и редуктора, передающего вращение от вала электродвигателя на ось дроссельной заслонки. Угол открытия дроссельной заслонки на оборотах холостого хода составляет 0-24°.
Блок регулятора холостого хода и ДПДЗ двигателя 1,0 л:
1 — редуктор РХХ;
2 — электродвигатель РХХ;
3 — зубчатый сектор привода дроссельной заслонки;
4 — ДПДЗ
При выходе из строя РХХ или ДПДЗ на двигателе 1,0 л подлежит замене весь дроссельный узел. На двигателе 0,8 л ЭБУ управляем подачей воздуха с помощью регулятора холостого хода, расположенного в дроссельном узле. Регулятор изменяет частоту вращения коленчатого вала, дозируя количество воздуха, поступающего в двигатель в обход дроссельной заслонки. Шаговый электродвигатель регулятора управляется импульсами ЭБУ. На каждый управляющий импульс якорь электродвигателя поворачивается на определенный угол, смещая с помощью винтового механизма за-‘ порный элемент регулятора относительно седла обходного канала дроссельного узла. Изменение проходного сечения между запорным элементом и седлом регулирует расход воздуха по обходному каналу.
Регулятор холостого хода двигателя 0,8 л
Регулятор холостого хода двигателя 0,8 л неразборный и при выходе из строя подлежит замене. В топливную систему входит система улавливания паров топлива включающая адсорбер, установленный под днищем автомобиля справа (за балкой задней подвески), двухходовой клапан (расположенный рядом с топливным баком) и электромагнитный клапан продувки (находящийся в моторном отсеке). Пары топлива поступают из топливного бака через двухходовой клапан (ограничитель переполнения) в адсорбер, где поглощаются и удерживаются гранулами активированного угля при неработающем двигателе.
Адсорбер
Адсорбер соединен с атмосферой и — через электромагнитный клапан продувки — с дроссельным узлом. При неработающем двигателе клапан продувки закрыт и пары топлива не поступают в двигатель.
Электромагнитный клапан продувки адсорбера
После пуска, когда двигатель проработает определенное время, ЭБУ подаст управляющие импульсы на электромагнитный клапан. Открываясь, клапан сообщает полость адсорбера с дроссельным узлом, и за счет разрежения во впускном трубопроводе происходит продувка сорбента. Пары бензина смешиваются в адсорбере с воздухом и поступают через дроссельный узел во впускной трубопровод и далее — в цилиндры двигателя для сжигания в ходе рабочего процесса. ЭБУ регулирует степень продувки адсорбера в зависимости от режима работы двигателя. Для снижения токсичности выхлопа в двигателе предусмотрена система рециркуляции. Рециркуляция используется для понижения содержания окислов азота в отработавших газах. Принцип работы системы заключается в разбавлении свежей топливовоздушной смеси отработавшими газами, отбираемыми из выпускного коллектора. Отработавшие газы поступают из патрубка 4-го (3-го на двигателе 0,8 л) цилиндра выпускного коллектора в канал головки блока цилиндров, откуда через переходник (прикрепленный к головке блока цилиндров слева от впускного трубопровода) подводятся к электромагнитному клапану рециркуляции. При открытии клапана отработавшие газы поступают по трубке рециркуляции во впускной трубопровод и далее в цилиндры двигателя на дожигание. Количество отработавших газов, пропускаемых клапаном, регулируется с помощью ЭБУ в зависимости от условий работы двигателя.
Расположение каналов подвода отработавших газов:
1 — канал в выпускном коллекторе;
2 — канал в головке блока цилиндров
Электромагнитный клапан рециркуляции отработавших газов:
1 — разъем клапана;
2 — корпус клапана;
3 — отверстие для прохождения отработавших газов
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст