ШУМ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-130
ШУМ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-130
Шум коробки передач возникает вследствие вынужденных и собственных колебаний ее основных деталей—картера, крышки, зубчатых колес и валов.
Шум при работе коробки передач зависит от ряда факторов: жесткости картера и валов; точности изготовления отдельных деталей и особенно зубчатых колес: качества сборки коробки
передач и качества подшипников. В спектрах шума обнаруживаются, как правило, составляющие, частоты которых равны или кратны числу сопряжений в секунду зубьев шестерен включенной передачи.
Основные показатели по шуму и вибрациям коробки передач ЗИЛ-130 были получены на лабораторной установке, состоящей из балансирной машины, вспомогательной коробки передач ЗИЛ-130, примененной в качестве редуктора, гидравлического
или индукторного тормозов н платформы на упругой подвеске. В подвеске платформы, на которую устанавливалась испытуемая коробка передач, были применены резиновые амортизаторы с суммарной жесткостью 2300 кгс/см. При такой жесткости подвески резонансные колебания платформы и коробки передач наблюдались при частоте вращения приводного вала 1000 об/мин.
Частота вращения и нагрузка являются основными факторами, определяющими уровни шума и вибраций коробки передач. С ростом частоты вращения увеличивается уровень основных составляющих спектров шума и вибраций и повышается их частота (рис. 146, а). При увеличении нагрузки уровни шума и вибраций также возрастают (рис. 146, б). Повышение уровней шума и вибраций с увеличением нагрузки при включении пря-
мозубых шестерен происходит более интенсивно, чем при косозубых шестерен.
Анализ результатов измерений шума и вибраций показал, что к наиболее интенсивным источникам их образования надо отнести шестерни постоянного зацепления, прямозубые шестерни заднего хода и первой передачи, а также шестерни четвертой передачи. Из табл. 102 н 103 следует, что у различных коробок передач наибольшая разница в уровнях отдельных составляющих шума достигала 12 дБ, а в уровнях вибраций 15 дБ. Такая разница в уровнях шума и вибрациях считается значительной. По субъективной оценке коробка передач № 1 имеет невысокий уровень шума, коробка передач № 2 — средний уровень шума и коробка передач № 3 — весьма высокий уровень шума.
В спектре собственных колебаний картера коробки передач ЗИЛ-130 имеются составляющие, частоты которых равны 1550,
2500, 3100 и 5000 Гд. Эти собственные колебания картера вызывают высокочастотный шум при работе коробки передач.
Оценка коробок передач по уровням шума и вибраций применялась при выборе наиболее рационального способа обработки зубчатых колес и сопоставлении технических показателей коробок передач различных автомобилей, а также для виброакус-тического контроля серийных коробок передач ЗИЛ-130.
102. Уровни шума коробок передач ЗИЛ-130
(частота вращения первичного вала 1500 об/мин, нагрузка 10%)
Включенная передача | № коробки передач | Уровни шума в дБ при среднегеометрической частоте третьоктавной полосы в Гц | |||||||
160 | 250 | 315 | 400 | 500 | 1000 | 1600 | 2000 | ||
1 | 74 | 73 | 88 | 80 | 85 | 79 | 81 | 77 | |
Первая | 2 | 79 | 72 | 83 | 80 | 84 | 84 | 86 | 83 |
3 | 68 | 82 | 86 | 81 | 89 | 83 | 85 | 78 | |
1 | 64 | 72 | 74 | 73 | 78 | 75 | 76 | 73 | |
Вторая | 2 | 66 | 74 | 75 | 75 | 82 | 82 | 80 | 77 |
3 | 63 | 82 | 75 | 75 | 88 | 82 | 82 | 74 | |
1 | 64 | 69 | 75 | 77 | 78 | 76 | 77 | 73 | |
Третья | 2 | 65 | 69 | 76 | 77 | 81 | 81 | 81 | 75 |
3 | 62 | 77 | 79 | 75 | 90 | 81 | 82 | 77 | |
1 | 64 | 69 | 74 | 74 | 79 | 77 | 78 | 74 | |
Четвертая | 2 | 69 | 72 | 77 | 77 | 83 | 81 | 81 | 78 |
3 | 64 | 79 | 77 | 77 | 91 | 81 | 82 | 75 | |
1 | 63 | 67 | 72 | 73 | 72 | 71 | 74 | 71 | |
Пятая | 2 | 68 | 68 | 72 | 70 | 71 | 73 | 74 | 75 |
3 | 65 | 76 | 76 | 72 | 75 | 76 | 74 | 75 | |
1 | 75 | 77 | 82 | 85 | 88 | 89 | 91 | 85 | |
Задний ход | 2 | 75 | 80 | 84 | 81 | 90 | 92 | 90 | 84 |
3 | 66 | 80 | 87 | 84 | 92 | 92 | 90 | 83 |
Нет комментариевНе стесняйтесь поделиться с нами вашим ценным мнением.
Текст